Меню

Русский философ павел флоренский. Павел флоренский: биография жизнь идеи философия: флоренский

Двери, окна

Павел Александрович Флоренский (22 января 1882, Евлах, Елисаветпольская губерния, Российская империя — 8 декабря 1937, захоронен под Ленинградом) — русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт.

Флоренский очень рано обнаружил исключительные математические способности и по окончании гимназии в Тифлисе поступил на математическое отделение Московского Университета. По окончании Университета он не принял предложения остаться при Университете для занятий в области математики, а поступил в Московскую Духовную академию.

Еще в годы студенчества его интересы охватывают философию, религию, искусство, фольклор. Он входит в круг молодых участников символического движения, завязывает дружбу с Андреем Белым, и первыми его творческими опытами становятся статьи в символистских журналах «Новый Путь» и «Весы», где он стремится внедрять математические понятия в философскую проблематику.

В годы обучения в Духовной Академии у него возникает замысел капитального сочинения, будущей его книги «Столп и утверждение истины», большую часть которой он завершает к концу обучения. После окончания Академии в 1908 году он становится в ней преподавателем философских дисциплин, а в 1911 году принимает священство и в 1912 году назначается редактором академического журнала «Богословский вестник». Полный и окончательный текст его книги «Столп и утверждение истины» появляется в 1924 году.

В 1918 году Духовная Академия переносит свою работу в Москву, а затем закрывается. В 1921 году закрывается и Сергиево-Пасадский храм, где Флоренский служил священником. В годы с 1916-гопо 1925 Флоренский пишет ряд религиозно-философских работ, включая «Очерки философии культа» (1918), «Иконостас» (1922), работает над своими воспоминаниями. Наряду с этим он возвращается к занятиям физикой и математикой, работая также в области техники и материаловедения. С 1921 он работает в системе Главэнерго, принимая участие в ГОЭЛРО, а в 1924 году выпускает выпускает в свет большую монографию о диэлектриках. Другое направление его деятельности в этот период — искусствоведение и музейная работа. Одновременно Флоренский работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, являясь её ученым секретарем, и пишет ряд работ по древнерусскому искусству.

Во второй половине двадцатых годов круг занятий Флоренского вынужденно ограничивается техническими вопросами. Летом 1928 г. его ссылают в Нижний Новгород, но в том же году, по хлопотам Е.П.Пешковой, возвращают из ссылки. В начале тридцатых годов против него развязывается кампания в советской прессе со статьями погромного и доносительского характера. 26 февраля 1933 г. последовал арест и через 5 месяцев, 26 июля, — осуждение на 10 лет заключения. С 1934 г. Флоренский содержался в Соловецком лагере. 25 ноября 1937 г. особой тройкой УНКВД Ленинградской области он был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 8 декабря 1937 г.

Павел Александрович Флоренский (1882 — 1937) — последователь философии всеединства Соловьева, крупнейший представитель русской религиозной философской мысли, энциклопедически образованный человек, полиглот, обладавший блестящими дарованиями и работоспособностью, за что современники называли его “новым Леонардо да Винчи”.

П. Флоренский был прежде всего религиозным философом и оставил большое количество трудов по теологии, истории философии и культурологии. Среди них: “Столп и утверждение истины. Уместно отметить, что опыт православной теодицеи”, “У водоразделов мысли. Черты конкретной метафизики”, “Культ и философия”, “Вопросы религиозного самопознания”, “Иконостас”, “Космологические антиномии И. Канта” и др.

Главное произведение П. Флоренского — “Столп и утверждение истины. Уместно отметить, что опыт православной теодицеи” (1914) Название работы связано с древним летописным преданием, согласно кᴏᴛᴏᴩому в 1110 г. над Печорским монастырем явилось знамение, столп огненный, кᴏᴛᴏᴩый “весь мир виде”. Столп огненный — ϶ᴛᴏ вид ангела, посылаемый волею Божией вести людей путями промысла, как во дни Моисея огненный столп ночью вел Израиль. Главная идея книги “Столп ….” состоит в обосновании мысли, что существенное познание Истины есть реальное вхождение в недра Божественного Триединства. То, что для субъекта знания есть истина, то для объекта его есть любовь к нему, а для созерцающего познания (познание субъектом объекта), — красота.

“Истина, Добро и Красота” — эта метафизическая триада есть не три разных начала, а одно. Это одна и та же духовная жизнь, но под разными углами зрения рассматриваемая. Как отмечает П. Флоренский, “духовная жизнь как из “Я” исходящая, в “Я” ϲʙᴏе сосредоточие имеющее — есть Истина. Воспринимаемая как непосредственное действие другого — она есть Добро. Предметно же созерцаемая третьим, как вовне лучащаяся, — Красота. Явленная истина есть Любовь. Самая любовь моя есть действие Бога во мне и меня в Боге, — пишет Флоренский, — ибо безусловная истинность Бога именно в любви раскрывает себя... Любовь Божия переходит на нас, но знание и созерцательная радость — в Нем же пребывает.

Для П. Флоренского характерно изложение религиозно-философских идей не от ϲʙᴏего имени, а как выражение церковной незыблемости истины. Истина для Флоренского — не условная величина, не средство манипуляции сознанием, а абсолютная ценность, связанная с религиозным сознанием. Абсолютная истина будет продуктом веры, кᴏᴛᴏᴩая опирается на церковный авторитет.

Особенность религиозно-философской позиции Флоренского состоит в стремлении найти нравственную основу для ϲʙᴏбоды духа в господстве православных религиозных догматах и авторитетах.

Центром религиозно-философской проблематики П. Флоренского будет концепция “метафизического всеединства” и “софиология”. Его замысел — построить “конкретную метафизику”, основанную на собирании мирового религиозного и научного опыта, т. е. цельную картину мира через узрение ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙий и взаимное просвечивание разных слоев бытия: каждый слой находит себя в другом, узнает, выявляет родственные основания. Эту задачу Флоренский пытается решить на базе “философско-математического синтеза”, цель кᴏᴛᴏᴩого он видел в выявлении и изучении некᴏᴛᴏᴩых первичных символов, фундаментальных духовно-материальных структур, из кᴏᴛᴏᴩых слагаются различные сферы реальности и в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩыми организуются разные области культуры. Физический мир у Флоренского тоже двойственен. Космос — ϶ᴛᴏ борьба двух принципов: Хаоса и Логоса. Логос — ϶ᴛᴏ не просто разум, но и культура, как система ценностей, кᴏᴛᴏᴩая есть не что иное, как предмет веры. Ценности такого рода имеют вневременной характер. Природа для Флоренского — не феномен, не система явлений, а подлинная реальность, бытие с бесконечной мощью сил, действующих в ней же, а не извне. Лишь в христианстве природа будет не мнимым, не феноменальным бытием, не “тенью” какого-то иного бытия, а живой реальностью.

В наибольшей степени сложным в теологической теории П. Флоренского считается понятие Софии, Премудрости Божией, кᴏᴛᴏᴩую он рассматривает как вселенскую реальность, собранную воедино любовью Бога и озаренную красотой Святого Духа. Флоренский определяет Софию как “четвертую ипостась”, как великий корень целокупной твари, творческую любовь Божию. “В отношении к твари, повествовал он, София есть Ангел-Хранитель твари, идеальная личность мира”.

В ϲʙᴏей деятельности и творчестве П. Флоренский последовательно выражает ϲʙᴏю жизненную задачу, кᴏᴛᴏᴩую он понимает как “проложение путей к будущему цельному мировоззрению”.

На мировоззрение П. Флоренского оказала большое влияние математика, хотя он и не пользуется ее языком. Стоит заметить, что он видит, в математике необходимую и первую предпосылку мировоззрения.

Не стоит забывать, что важнейшую черту мировоззрения П. Флоренского составляет антиномизм, у истоков кᴏᴛᴏᴩого он ставит Платона. Сама истина у Флоренского есть антиномия. Отметим, что тезис и антитезис вместе образуют выражение истины. Постижение ϶ᴛᴏй истины-антиномии есть подвиг веры “познание истины требует духовной жизни и, следовательно, есть подвиг. А подвиг рассудка есть вера, т. е. самоотрешение. Акт самоотрешения рассудка и есть высказывание антиномии”.

Важно заметить, что одним из столпов философского мировоззрения Флоренского будет идея монадологии. Но в отличие от Лейбница, монада — ϶ᴛᴏ не метафизическая сущность, данная логическим определением, а религиозная душа, кᴏᴛᴏᴩая может выйти из себя через отдающую, “истощающуюся” любовь. Это отличает ее от монады Лейбница как пустого эгоистического самотождества “Я”.

Развивая идеи космизма, Флоренский углубляет тему борьбы космических сил порядка (Логос) и Хаоса. Высшим примером высокоорганизованной, усложняющейся силы будет Человек, кᴏᴛᴏᴩый стоит в центре спасения мира. Этому способствует культура как средство борьбы с Хаосом, но не вся, а исключительно ориентированная на культ, т. е. на абсолютные ценности. Грех — ϶ᴛᴏ хаотический момент души. Истоки космического, т. е. закономерного и гармонического, коренятся в Логосе. Космическое начало Флоренский отождествляет с божественным “Ладом и Строем”, кᴏᴛᴏᴩые противостоят хаосу — лжи — смерти — беспорядку — анархии — греху.

Решая проблему “Логос побеждает Хаос”, Флоренский отмечает “идеальное сродство мира и человека”, их пронизанность друг другом. “Трижды преступна хищническая цивилизация, не ведающая ни жалости, ни любви к твари, но ждущая от твари исключительно ϲʙᴏей корысти”. Таким образом, Хаосу способны противостоять: “вера — ценность — культ — миропонимание — культура”. В центре данного процесса космизации стоит человек, находящийся на вершине и грани двух миров и призывающий силы мира горнего, кᴏᴛᴏᴩые единственно способны стать двигательными силами космизации.

В ϲʙᴏем творчестве религиозно-философского мыслителя и ученого-энциклопедиста П. Флоренский как бы воплощал тот идеал целостного знания, кᴏᴛᴏᴩый искала русская мысль на протяжении всего XIX и ХХ вв.

(9.1.1882-8.12.1937) - священник, религиозный мыслитель, ученый. Родился близ местечка Евлах Елисафетпольской губернии, где его отец - в то время инженер путей сообщения - строил участок Закавказской железной дороги. А.И. Флоренский (1850-1908) - русский, сын врача, происходил из рода костромского духовенства. Он дослужился до помощника начальника Кавказского округа путей сообщения, до чина действительного статского советника (4-й класс), дающего право на потомственное дворянство (к 4-му классу принадлежали генерал-майор, контр-адмирал, обер-прокурор, камергер). Мать - Ольга Павловна (урожд. Сатарова, 1859-1951) - армянка, происходила из древнего и культурного рода карабахских беков, поселившегося в Грузии. В числе ее предков были и грузины.

Детство Флоренский провел в Тифлисе и Батуми, где отец строил военную Батумо-Ахалцихскую дорогу. Учился Флоренский во 2-й Тифлисской классической гимназии вместе с Д. Бурлюком, А. Ельчаниновым, В. Эрном, Л.Б. Розенфельдом (Каменевым). Летом 1899 г. Флоренский пережил духовный кризис, когда ему открылась ограниченность физического знания. Результатом этого кризиса был приход к Богу и интерес к религии. В этом состоянии Флоренский воспринял также влияние нравственного учения Льва Толстого.

В 1900 г. Флоренский поступил на физико-математический факультет Московского университета по отделению чистой математики. Большое влияние на него здесь оказал один из основателей Московской философско-математической школы Н.В. Бугаев, развивший оригинальное учение, названное им аритмологией (учением о прерывности). Флоренский тоже искал путей преодоления господствовавших типов миросозерцаний, основанных на идее непрерывности. В аритмологию Бугаева Флоренский внес существенно новое: идеи теории множеств Георга Кантора. Работа Флоренского "О символах бесконечности" (1904) была первой печатной работой по теории множеств в России.

Свое кандидатское сочинение "Об особенностях плоских кривых как местах нарушения ее непрерывности" Флоренский предполагал сделать частью большой работы философского характера "Прерывность как элемент миросозерцания". Синтез теории множеств Кантора и аритмологии Бугаева есть, как виделось Флоренскому, универсальный метод решения проблем не только математики, но и других областей знания ("философско-математический синтез"). При этом точку и число он понимал как живую монаду, "умный первоогранизм".

В годы учебы в универстете оформляется "математический идеализм" Флоренского: "В эти же годы юности выросло и утвердилось коренное убеждение, что все возможные закономерности бытия уже содержатся в чистой математике как первом конкретном, а потому доступном использованию, самообнаружении принципов мышления - то, что можно было бы назвать математическим идеализмом; и в связи с этим убеждением явилась потребность построить себе философское миропонимание, опирающееся на углубленные основы математического познания" (цит. по: Иеродиакон Андроник (Трубачев). К 100-летию со дня рождения священника Павла Флоренского (1882-1982) // Богословские труды, 1982. Сб. 23, с. 266).

Параллельно занятиям математикой Флоренский активно участвует в "Студенческом Историко-Филологическом Обществе", созданном по инициативе кн. С.Н. Трубецкого. Под рук. С.Н. Трубецкого Флоренский написал работу "Идея Бога в платоновском государстве". Под руководством Л.М. Лопатина - работу "Учение Дж.Ст. Милля об индуктивном происхождении геометрических понятий".

В марте 1904 Флоренский познакомился с будущим своим духовником, епископом-старцем Антонием (Флоренсовым), который жил на покое в Донском монастыре. Еп. Антоний не благословил Флоренского принимать монашество, к которому тот стремился, но направил учиться в Московскую Духовную Академию (МДА). В годы своего второго студенчества (1904-1908) Флоренский стал близок со старцем Гефсиманского скита иеромонахом Исидором (ум. 1908). Курс МДА Флоренский окончил первым. Кандидатское сочинение "О религиозной истине" (опубликовано в 1908 г. в сб. "Вопросы религии", вып. 2 - "Столп и утверждение Истины") легло в основу его магистерской диссертации.

23 сентября 1908 г. после прочтения двух пробных лекций (Космологические антиномии Канта. Сергиев Посад, 1909; Общечеловеческие корни идеализма. Сергиев Посад, 1909) Флоренский был утвержден исправляющим должность доцента МДА по кафедре истории философии. За время преподавания в МДА (1908-1919) Флоренский создал ряд оригинальных курсов по истории античной философии, философии культуры и культа, кантовской философии, лишь некоторые разделы которых были опубликованы (Пределы гносеологии // Богословский Вестник 1913, Т. 1, № 1; Смысл идеализма. Сергиев Посад, 1915; Первые шаги в философии. Сергиев Посад, 1917).

Оценивая вклад Флоренского в изучение платонизма, А.Ф. Лосев писал: "Он дал концепцию платонизма, по глубине и тонкости превосходящую все, что когда-нибудь я читал о Платоне... Новое, что вносит Флоренский в понимание платонизма, это - учение о лике и магическом имени. Платоновская идея - выразительна, она имеет определенный живой лик" (Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930, с. 680).

Живое существо - это наиболее наглядное проявление идеи. Идея есть монада-единица, но особого рода "бесконечная единица". Идеи Платона соответствуют имени: "То, что познается, - идея Платона - есть точное соответствие имени, внутреннюю силу которого постигает кудесник в своем волховании. И эти полновесные имена также относятся к обычным именам-кличкам, как идеи Платона - к пустым рассудочным понятиям" (Общечеловеческие корни идеализма // Символ, 1984, № 11, с. 191). Таким образом, идея Платона единит в себе силу-субстанцию - слово, формирующее само бытие вещи.

19 мая 1914 г. состоялась защита магистерской диссертации "О Духовной Истине. Опыт православной теодицеи" (вып. 1-2. М., 1913) и в августе 1914 г. он был утвержден в ученой степени магистра богословия и в звании экстраординарного профессора МДА по кафедре истории философии. В том же году вышел самый известный труд Флоренского "Столп и утверждение Истины. Опыт православной Теодицеи" (М., 1914).

25 августа 1910 г. Флоренский вступил в брак с Анной Михайловной (урожд. Гиацинтовой, 1889-1973). 23 апреля 1911 г. Флоренский был рукоположен ректором МДА еп. Волоколамским Феодором (Поздеевским) в сан диакона, а на следующий день в сан священника к Благовещенской церкви села Благовещения в 2, 5 км к северо-западу от Троице-Сергиевой Лавры. С 13(26) сентября 1912 г. по 4(17) мая 1917 г. Флоренский служил в Сергиево-Посадской церкви убежища (приюта) сестер милосердия Красного Креста.

28 сентября 1912 г. Флоренский был назначен редактором журнала МДА "Богословский Вестник", который он возглавлял по 3 мая 1917 г. Сохраняя церковность и традиционная академичность, журнал в этот период публиковал многочисленные статьи философского, литературного и даже математического характера.

Революция не явилась неожиданностью для Флоренского. Он много писал о духовном кризисе возрожденской цивилизации, часто говорил о надвигавшемся крушении России из-за потери духовных и национальных устоев.

Но «в то время, когда вся страна бредила революцией, а также и в церковных кругах возникали одна за другою, хотя и эфемерные, церковно-политические организации, о. Павел оставался им чужд - по равнодушию ли своему вообще к земному устроению, или же потому, что голос вечности вообще звучал для него сильнее зовов временности... Потому он не был потрясен и тем изменением отношения Церкви и государства, которое наступило после революции. Он оставался внутренне свободным от государства, от которого ни до, ни после революции он ничего не искал, одинаково чуждый всякого раболепства, как перед начальством сверху, так и снизу.

Можно сказать, не боясь парадокса, что о. Павел прошел через нашу катастрофическую эпоху, духовно как бы ее не заметив, словно не обратив внимания на внешнюю ее революционность. Это равнодушие выражалось и в его лояльности "повиновения всякой власти", парадоксальном "священнокнутии"» (Булгаков С. Священник о. Павел Флорениский // Свящ. Павел Флоренский. Собр. соч. т. 1, с. 13-14).

Это свидетельство можно подтвердить словами самого Флоренского из "Автобиографии" 1927 г.: "По вопросам политики мне сказать почти нечего. По складу моего характера, роду занятий и вынесенному из истории убеждению, что исторические события поворачиваются совсем не так, как их направляют участники... я всегда чуждался политики и считал, кроме того, вредным для организации общества, когда люди науки, призванные быть беспристрастными экспертами, вмешиваются в политическую борьбу. Никогда в жизни я не состоял ни в какой политической партии" (Автобиография // Наше наследие. 1988, № 1, с. 78).

Конечно, нельзя представлять дело так, будто Флоренский был столь наивен, что не понимал, какие испытания ему и Церкви предстоит претерпеть в условиях нового общественного порядка. Фигура известного священника, профессора Московской Духовной Академии и редактора крупнейшего богословского журнала не могла не вызывать самых различных, в том числе и злобных, оценок в обществе, где только что формально было провозглашено отделение церкви от государства, а на деле начато одно из самых жестоких и планомерных гонений на верующих, вплоть до их полного физического уничтожения "как контрреволюционного класса".

В "Автобиографии" 1927 г., накануне своей первой ссылки, Флоренский писал: "Хотя в порядке личного сочувствия мне не может быть не жаль людей, попадающих в связи с вопросами религии в тяжелые условия, но в порядке историческом считаю для религии выгодным и даже необходимым пройти через трудную полосу истории, и не сомневаюсь, что эта полоса послужит религии лишь к укреплению и очищению" (Там же, с. 75-76). Данные убеждения привели о. Павла на позиции действительной политической лояльности к советской власти при непрекращающемся идейном противостоянии.

После Февральской революции 1917 г. Флоренский был отстранен от редактирования "Богословского Вестника", а вскоре после Октябрьской революции закрылась МДА.

22 октября 1918 г. Флоренский был приглашен в Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Так началась его госслужба. Флоренский остался на родине и верно служил своему народу, а отнюдь не большевистской власти. В результате деятельности Комиссии было принято и научно описано огромное историко-художественное богатство Лавры и спасено национальное достояние неизмеримой духовной и материальной ценности. С мая 1920 г. Флоренский участвовал в работе византийской секции Московского института историко-художественных изысканий и музееведения (МИХИМ) при Российской Академии истории материальной культуры Наркомпроса, а также в работах по организации Русского (ныне Государственного) Исторического музея.

В 1921 г. Флоренский был избран профессором ВХУТЕМАСа по кафедре "Анализа пространственности в художественных произведениях" на печатно-графическом факультете. В это время он сотрудничал с литературно-художественным объединением "Маковец", задачу которого он видел в том, чтобы стать средоточной возвышенностью русской культуры, культивировать сознание необходимости праведного отношения к жизни, желание и решение пробиваться к реальности.

С 1920 г. Флоренский начал работать на московском заводе "Карболит". Деятельность завода была связана с осуществлением плана ГОЭЛРО. После закрытия московского отделения завода Флоренский перешел на исследовательскую работу в Главэлектро ВСНХ РСФСР. 21 января 1921 г. он поступил в Карболитную комиссию ВСНХ. В то же время он вел экспериментальные работы в Государственном экспериментальном электротехническом институте (ГЭЭИ), а затем стал заведующим лабораторией испытания материалов ГЭЭИ, которую он сам создал. С 1927 г. Флоренский являлся одним из редакторов "Технической энциклопедии", опубликовав в ней около 150 статей.

Летом 1928 г. Флоренский находился в ссылке в Нижнем Новгороде, где работал в радиолаборатории. Вернувшись из ссылки, он продолжал работать в ГЭЭИ, где стал заместителем К.А. Круга по научной части. Многочисленные изобретения и открытия Флоренского в различных областях науки и техники имели важное значение в развитии народного хозяйства.

25 февраля 1933 г. Флоренский был арестован и осужден по ложному обвинению. В г. Сковородино в Забайкалье он работал на мерзлотоведческой станции. 1 сентября 1934 г. он был отправлен в Соловецкий лагерь, где в лаборатории занимался вопросами йода и агар-агара из водорослей. 8 декаюря 1937 г. Флоренский был расстрелян вероятно на Соловках. [По уточненным данным, место гибели о. Павла Флоренского - Ленинград. Ред. сайта. ]

Богословие. Свою жизненную задачу Флоренский понимал как продолжение путей к будущему цельному мировоззрению, синтезирующему веру и разум, интуицию и дискурсию, богословие и философию, искусство и науку. Отвлеченные построения были ему чужды, и сам он в "Мнимостях в геометрии" (1922) назвал свою философию "конкретной метафизикой": "Построение его - характера органического, а не логического, и отдельные формулировки не могут обособляться от конкретного материала" (Автореферат). Так Флоренский следует традиции русской философской мысли, выраженной в названии книги B.C. Соловьева "Критика отвлеченных начал".

Богословские труды Флоренского принадлежат к области христианской философской апологетики. Он разработал систему теодицеи и антроподицеи. Теодицея решает вопрос, как согласовать веру во всемогущего и всеблагого Бога с наличием мирового зла.

Одной из основных характеристик бытия в его нынешнем падшем состоянии Флоренский считал антиномичность. Соответственно, антиномично и всякое действие разума. Мир надтрестнут, и причина этого - грех и зло. Путь теодицеи Флоренского возможен не иначе как благодатною силою Божию, антиномичность преодолевается подвигом веры и любви. В живом церковном опыте человек разумом своим испытует Бога и находит, что воистину Он - Бог, Сущая Правда, Спаситель. В конечном итоге теодицея основана на "Столпе и утверждении Истины", т.е. на Церкви. Антроподицея Флоренского развита им в трудах "Философия культа" (1918-1922) и "У водоразделов мысли" (1915-1926).

Антроподицея (оправдание человека) решает вопрос, как согласовать веру в то, что человек создан по образу и подобию Божию, совершенным и разумным, с наличным его несовершенством и греховностью. Антроподицея Флоренского связана с проблемами философской. антропологии. В основе антроподицеи лежит идея очищения и спасения человека, освящения и обожения человеческого существа. Центральный вопрос антроподицеи - христологический: о воплощении Бога Слова и соединении человека со Христом в таинствах церкви.

Особенность антроподицеи Флоренского состоит в том, что он развивал ее, опираясь на конкретный православный культ. Путь антроподицеи возможен не иначе как Силою Божиею и совершается: 1) в строении человека как образа Божия, 2) в освящении человека, когда он из грешного становится освященным, святым, 3) в деятельности человека, когда религигиозно-культовая, литургическая деятельность является онтологически первичной и определяет и освящает мировоззрение, хозяйство и художество человека.

Понимание Флоренским Софии-Премудрости Божией (традиц. темы рус. философии) коренилось в характерном для русской философии представлении о мире как органическом целом, имеющем основание в пронизанности мира Божиим Замыслом и Силой. Флоренский пытался осмыслить культовые памятники - софийные храмы и иконы, гимнографию - и связать их со Свящ. Писанием и Преданием. Свои собственные взгляды Флоренский основывал, главным образом, на учении св. Афанасия Великого. Флоренский отнюдь не противопоставлял свои взгляды учению Церкви о том, что София есть Христос: "Прежде всего, София есть начаток и центр искупленной твари, - Тело Господа Иисуса Христа, т.е. тварное естество, воспринятое Божественным Словом" (Столп и утверждение Истины // Соч. т. 1(1). М., 1990, с. 350).

Одновременно Флоренский рассматривал Софию как особый многозначный символ, позволяющий раскрыть связь всего бытия со Христом: София - Церковь в ее земном и небесном аспектах; София - Пресвятая Богородица, Дева Мария; София - "идеальная личность человека", т.е. образ Божий в человеке, его Ангел-хранитель (Там же, с. 329); София - Царство Божие, "предсуществущая, за-предельная реальность" (Там же, с. 333); София - "миротворческая мысль Божия"; София - "существенная красота всей твари" (Там же, с. 351). Тенденция перенесения своих мнений по проблемам софиологии из области религиозной философии в область церковной догматики была чужда Флоренскому.

Философия культуры. "Руководящая тема культурно-исторических воззрений Флоренского - отрицание культуры как единого во времени и пространстве процесса, с вытекающим отсюда отрицанием эволюции и прогресса культуры. Что же касается жизни отдельных культур, то Флоренский развивает мысль о подчиненности и ритмически сменяющихся типов культур - средневековой и культуры возрожденской" (Автореферат).

Признаками субъективного типа возрожденской культуры являются: раздробленность, индивидуализм, логичность, статичность, пассивность, интеллектуализм, сенсуализм, иллюзионизм, аналитичность, отвлеченность и поверхностность. Ренессансная культура Европы, по убеждению Флоренского, закончила свое существование к началу XX в., и с первых годов нового столетия можно наблюдать по всем линиям культуры первые ростки культуры нового типа.

Признаки объективного типа средневековой культуры - целостность и органичность, соборность, диалектичность, динамика, активность, волевое начало, прагматизм (деяния), реализм, синтетичность, аритмология, конкретность, самособранность. Свое собственное мировоззрение Флоренский считал соответствующим по складу стилю 14-15 вв. русского средневековья. Основным законом (падшего) мира Флоренский считал закон возрастания энтропии, понимаемый им как закон возрастания Хаоса во всех областях мира, предоставленных самим себе. Хаосу противостоит Божественный Логос.

Средневековая культура, коренящаяся в религиозном культе, сознательно борется с человекобожнической возрожденской культурой, несущей в своих глубинах начало Хаоса. Вера определяет культ, а культ - миропонимание, из которого далее следует культура. Флоренский был против представления о культуре как о первичной и самодовлеющей ценности. Для определения подлинной шкалы ценностей необходимо выйти за пределы культуры к ценностям высшим по отношению к ней. Такой ценностью Флоренский полагал религиозный культ как единство трансцендентного и имманентного, чувственного и рационального, духовного и телесного.

Философия языка . Языкознание для Флоренского есть один из аспектов онтологии. Между языком и реальностью существует субстанциальная, а не условно-субъективная, а посему и случайная связь. У бытия два связанных модуса: оно обращено вовнутрь, сосредоточено и укоренено в своей глубине, но бытие и являет себя энергетически вовне. Выявление языка символов Флоренский полагал как существенную проблему теории познания. "Бытие, которое больше самого себя, - таково основное определение символа... Символ есть такая сущность, энергия которой сращенная или, точнее, срастворенная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущностью, несет, таким образом, в себе эту последнюю".

Имена и слова - суть носители энергий бытия: они суть не что иное как само бытие в его открытости человеку, а посему они - символы бытия: "Слово - человеческая энергия, и рода человеческого, и отдельного лица, - открывающаяся через лицо энергия человечества. Но предметом слова или его содержанием в точном значении нельзя признавать самою эту энергию: слово, как деятельность познания, выводит ум за пределы субъективности и соприкасает с миром, что по ту сторону наших собственных психологических состояний. Будучи психофизиологическим, слово не дымом разлетается в мире, но сводит нас лицом к лицу с реальностью и, следовательно, прикасаясь к своему предмету, оно столь же может быть относимо к его, предмета, откровению в нас, как и нас - ему и перед ним" (Соч. М., 1990, т. 2, с. 281).

Познание переживается Флоренским как брак бытия познающего с бытием познаваемым, как взаимодействие их энергий. "В слове - плоде познания - может преобладать или субъект познания или же само познаваемое бытие: перевес первого приводит к именам нарицательным, любовь же к познавательной реальности, т.е. переживание ее в личностном аспекте, создает имена собственные. Флоренский полагает глубинную связь имени собственного и его носителя: "Итак, именем выражается тип личности, онтологическая форма ее, которая определяет далее ее духовное и душевное строение" (Имена. М., 1993, с. 70).

Поскольку язык выражает познавательное отношение к миру, он антиномичен. В языке скрыта антиномия познания, воздвигающего устойчивые мыслительные символические постройки, но никогда не удовлетворяющегося ими. Язык есть устойчивая система и живая деятельность духа. Это напряженное двуединство - условие бытия языка. Флоренский обосновал философские корни "имяславия", увидев в имяборчестве стремление к разрушению символов, аналогичное иконоборчеству, результат влияния позитивизма и номинализма.

Философия художества. "Вопрос о пространстве есть один из первоосновных в искусстве и, скажу более, - в миропонимании вообще" (Соч. М., 1990, т. 2, с. 102). Такое понимание привело Флоренского к разработке понятия прямой и обратной перспектив как конкретно-исторических типов художественного изображения, соответствующих "возрожденскому" и "средневекому" миропониманию ("Обратная перспектива"). Флоренский показал, что средствами, какими художник символизирует пространственно-временные отношения изображаемого, связаны с основными типами миросозерцания. Евклидово пространство и линейная перспектива - лишь частный, наименее содержательный способ художественного творчества.

Евклидовость характеризуется однородностью, изотропностью, непрерывностью, связностью, бесконечностью и безграничностью. Оно не пригодно для символизации глубинной, прерывной, многосвязной, неоднородной, замкнутой и иерархичной реальности. Задача художника - избрать такую организацию пространства-времени, которая объективно символизировала бы многослойную действительность, преодолевая чувственную видимость, натуралистическую кору случайного, и открывало бы устойчивое, неизменно общезначимое в действительности - духовную реальность ("Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях". М., 1993, с. 70-71).

Соответственно этому в "Иконостасе" Флоренский рассматривает икону как высший художественный символ духовной реальности. Как символ икона больше себя самой. Она не только "окно в иной мир", но и сама свидетель этого мира. Исключительной заслугой Флоренского в исследовании иконы стало выявление духовного значения не только художественного образа иконы, но и символического значения ее вещественных составляющих: доски, левкаса, красок и др. Флоренский верил в возможность "райской цельности творчества" в любую эпоху и связывал ее с доступной человеку духовной гармонией, что живет в глубинах личности.

В естественнонаучных и технических исследованиях Флоренский не ограничивался чисто специальными вопросами, но выходил к философской проблематике. В книге "Мнимости в геометрии" (1922) Флоренский из теории относительности выводит возможность конечной Вселенной, где Земля и Человек становятся средоточием творения. Здесь Флоренский возвращается к миропониманию Аристотеля, Птолемея и Данте. В письме к В.И. Вернадскому (1929) Флоренский вводит понятие пневматосферы как особой сферы стойких вещественных образований, проработанных духом. Углубляя учение Вернадского о ноосфере, Флоренский полагал, что физика будущего, преодолев собственную отвлеченность, создаст систему конкретных образов следуя гете-фарадеевскому миропониманию.

Флоренский - автор оригинальной философской прозы: лирические места "Столпа", "Иконостас", "Философия культа", "Имена", воспоминания "Детям моим". Раннее философско-поэтическое творчество Флоренского отразило его переход от "без Бога" через "идеализм" к "Православию" ("Ступени" (1899-1907)).

Соч. : Соль земли, т.е. сказание о жизни старца Гефсиманского скита иеромонаха аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным П. Флоренским. Сергиев Посад, 1909; Не восхищение непщева (Филипп 2, 6-8): К суждению о мистике. Сергиев Посад, 1915; Около Хомякова. Сергиев Посад, 1916; Мнимости в геометрии. М., 1922; М., 1991; Иконостас // Богосл. тр. 1972. М., 1994. Сб. 9; Собр. соч. Т. 1. Статьи по искусству / Под общей ред. Н.А. Струве. Париж, 1985; Соч. М., 1990; Воспоминания. М., 1992; Начала. 1994. №4.

Лит. : Иеродиакон Андроник. Основные черты личности, жизнь и творчество священника П. Флоренского // ЖМНП. 1982. № 4; Иеромонах Андроник (Трубачев). Священник П. Флоренский: Личность, жизнь и творчество. (Теодицея и антроподицея) // МДА. 1984 (рукопись); Игумен Андроник (Трубачев) и П.А. Флоренский; П.А. Флоренский // Литературная газета. 1988. № 48, 30 ноября; Хоружий С.С. Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки // Историко-философский ежегодник - 88. М., 1988; Половинкин С.М. П.А.Флоренский: Логос против хаоса. М., 1989; Кравец С.Л. О красоте духовной (П.А. Флоренский: религиозно-нравственные воззрения. М., 1990; Иеродиакон Андроник (Трубачев). Указатель печатных трудов священника П. Флоренского // Богословские труды. 1982. Сб. 23.

Игумен Андроник (Трубачев), С. Половинкин

1. Кашина Н.К. Павел Александрович Флоренский (1882-1937) / Н.К. Кашина // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С. 5-10.

2. Флоренский. Семь таинств / о. П. Флоренский // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С.11-27.

3. Дурилов А.П. Мировоззренческий синтез о. П. Флоренского / А.П.Дурилов // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С. 28-32.

4. Панин В.С. Философская антропология Павла Флоренского / В.С.Панин // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С. 32-38.

5. Едошина И.А. Пространство как сущностная характеристика художественного сознания в XX веке (о. Павел Флоренский и Михаил Бахтин) / И.А. Едошина // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С. 38-47.

6. Сергеев В.Б. Проблема "обратной" перспективы / В.Б.Сергеев // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С. 47-53.

7. Трубачёв А. (игумен). Февральская революция и октябрьский переворот (Глава из книги "Священник Павел Флоренский. Жизнь и творчество") / А.Трубачёв // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С. 54-67.

8. Половинкин С.М. Реальность 1920-1930-х годов и "Мнимости в геометрии" священника Павла Флоренского / С.М. Половинкин // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С. 67-77.

9. Фатеев В.А. Протоиерей Фёдор Андреев, друг и духовник о. Павла Флоренского / В.А. Фатеев // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С. 78-85.

10. Ёлшина Т.А. Духовные истоки русского культурного Ренессанса конца XIX - начала XX веков / Т.А. Ёлшина // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С. 85-92.

11. Шульц Л.Б. Оригинальный и глубокий мыслитель: Некоторые штрихи к философскому портрету Николая Страхова / Л.Б. Шульц // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С. 92-96.

12. Боголюбов М. (иеромонах). О вкладе отца Павла в развитие технико-теоретических наук / М.Боголюбов // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С. 97-99.

13. Георгиевский А.И. Учёный облик отца Павла Флоренского / А.И. Георгиевский // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С. 99-101.

14. Вализада Е.С. Наследие Павла Флоренского и противоречия современного социально-политического сознания / Е.С. Вализада // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С. 101-104.

15. Семёнов Р.А. Память об Эдеме: (П.А. Флоренский. Воспоминания прошлых дней) / Р.А. Семёнов // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С. 105-108.

16. Выступление К.П. Флоренского в Абрамцевском музее на вечере, посвящённом 100-летию П.А. Флоренского, 22 февраля 1982 года // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С. 109-114.

17. Резепин П.П. Флоренские - Троицкие - Ильинские: (генеалогический этюд) / П.П. Резепин // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С. 114-115.

18. Едошина И.А. Имя отца Павла Флоренского в школе / И.А. Едошина // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С. 120.

19. Кузнецов О.Н., Ковалёва Л.Ф. Павел Флоренский: Человек и эпоха в культуре конца XIX - начала XX веков / О.Н. Кузнецов, Л.Ф. Ковалёва // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С. 120-124.

20. Кузнецова Н.Ю., Олейник В.А. П.А.Флоренский и русская иконная живопись / Н.Ю. Кузнецова, В.А. Олейник // Энтелехия. - 2000. - № 2.- С. 124-128.

21. Чугунов Е.А., Едошина И.А. Осмысливая наследие о. Павла Флоренского… / Е.А. Чугунов, И.А. Едошина // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С. 128-131.

22. Бондарев В.А., Чугунов Е.А. Дни П.А. Флоренского в Кадые / В.А. Бондарев, Е.А. Чугунов // Энтелехия. - 2000. - № 2. - С. 131-132.

23. Соколов С. Элегия предзнаменований / С. Соколов // Энтелехия. - 2002. - № 4. - С. 5-11.

24. Исупов К.Г. Личность П.А.Флоренского / К.Г. Исупов // Энтелехия. - 2002. - № 4. - С. 11-20.

25. Флоренский П. Черты феноменологии культа / о. П. Флоренский // Энтелехия. - 2002. - № 4. - С.21-29.

26. Трубачёв А.С. История создания цикла "Опыт православной антроподицеи" (философия культа) / А.С. Трубачёв // Энтелехия. - 2002. - № 4. - С. 29-38.

27. Хоружий С.С. Священник отец Павел Флоренский: основные начала его православного богословия / С.С. Хоружий // Энтелехия. - 2002. - № 4. - С. 39-56.

28. Половинкин С.М. Теодициеи Лейбница и о. Павла Флоренского / С. М. Половинкин // Энтелехия. - 2002. - № 4. - С. 56-61.

29. Ермишин О.Т. О понимании платонизма (В.Ф. Эрн и свящ. Павел Флоренский) / О.Т. Ермишин // Энтелехия. - 2002. - № 4. - С. 62-67.

30. Никулина Т.Е. Диалектическое слово в "Собрании частушек нерехтского уезда Костромской губернии" П.А. Флоренского / Т.Е. Никулина // Энтелехия. - 2002. - № 4. - С.67-72.

31. Бычков В.В. Павел Флоренский и эстетика / В.В. Бычков // Энтелехия. - 2002. - № 4. - С.73-91.

32. Шалимова Н.А. Обратная перспектива как метод построения художественной реальности: "Мнимости в геометрии" и "Мнимые величины" /Н.А. Шалимова // Энтелехия. - 2002. - № 4. - С. 91-97.

33. Апинян Т.А. Поэтика мифа в творчестве отца Павла Флоренского / Т.А. Апинян // Энтелехия. - 2002. - № 4. - С. 97-102.

34. Субетто А.И. "Корневой человек" П.А. Флоренского и проблема доктрины воспитания в России / А.И. Субетто // Энтелехия. - 2002. - № 4. - С. 103-106.

35. Захаров И.А. Род - генное и духовное / И.А. Захаров // Энтелехия. - 2002. - № 4. - С. 107-112.

36. Шереметова Г.П., Пигалёва Н.П. Что такое истина? (урок-размышление о философской концепции Павла Флоренского) / Г.П. Шереметова, Н. П. Пигалёва // Энтелехия. - 2002. - № 4. - С. 127-130.

37. Власова Н.А. Возрождение России: миф или реальность? / Н.А. Власова // Энтелехия. - 2002. - № 4. - С. 131-134.

38. Чугунов Е.А. Теория ноосферизма и творческое наследие П.А. Флоренского / Е.А. Чугунов // Энтелехия. - 2002. - № 4. - С. 135-138.

39. Трубачёв А.С. Из генеалогических разысканий о роде Флоренских / А.С. Трубачёв // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С. 5-8.

40. Резепин П.П. К истории рода Флоренских (из фонда Костромской губернской гимназии) / П.П. Резепин // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С. 8-10.

41. Высылка свящ. Павла Флоренского в Нижний Новгород (1928 г.) // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С. 11-34.

42. Громова А.Е. Онтологическая сущность границы в концепции искусства П.А. Флоренского / А.Е. Громова // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С. 35-42.

43. Шульц Л.Б. Проблема интуиции: рационализм ХVII в. и полемика Е.Н.Трубецкого с П.А.Флоренским / Л.Б. Шульц // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С.43-48.

44. Зябликов А.В. П.А.Флоренский: модель политического "внеприсутствия" / А.В. Зябликов // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С. 49-52.

45. Малинин П.Л. П.А.Флоренский и государство / П.Л. Малинин // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С.52-54.

46. Едошина И.А. К проблеме онтологизма заголовочного текста (отец Павел Флоренский и Вяч. Иванов) / И.А. Едошина // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С. 55-61.

47. Капитонова Н.А. "Слово - конденсатор воли". Слово логос в эстетике П. Флоренского и поэтической теории Н. Гумилёва / Н.А. Капитонова // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С. 61-64.

48. Ерошкина Е.В. Словарь символов (symbolarium) П.А. Флоренского в контексте творчества русского символизма / Е.В. Ерошкина // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С. 64-68.

49. Горохов М.В. Проблема словотворчества в размышлениях П.А.Флоренского: к вопросу о "зауми" в русском футуризме / М.В. Горохов // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С. 68-71.

50. Кудрявцева Т.А. П.А. Флоренский и проблемы религиозного сознания творческой личности (на материалах жизнетворчества М.И. Цветаевой) / Т.А. Кудрявцева // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С.72-77.

51. Слепынина Л.Ю. П.А.Флоренский и проблемы традиционной культуры / Л.Ю. Слепынина // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С.77-79.

52. Белкина Т.Л. В.С.Соловьёв, П.А.Флоренский и проблемы экуменизма / Т.Л. Белкина // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С.80-83.

53. Фёдорова Т.А. Идеи русских религиозных философов: П.А. Флоренского, И.А. Ильина и В.В. Зеньковского в свете современных подходов к проблеме духовно-нравственного воспитания молодёжи / Т.А. Фёдорова // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С.83-89.

54. Соколов С. Диалоги с Флоренским / С.Соколов // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С.92-99.

55. Рыжов Ю.В. Икона: истина о боговоплощении или "умозрение в красках"? / Ю.В. Рыжов // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С. 100-107.

56. Хренов Н.А. Смена эстетической парадигмы в русской культуре ХХ века: феномен А. Тарковского / Н.А. Хренов // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С. 108-131.

57. Клейн Э.Г. Военная музыка в крестных ходах Костромской губернии (к постановке проблемы) / Э.Г. Клейн // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С. 131-134.

58. Токарев Т.В. Павел Флоренский: поиск художественного образа (выставка работ Марии Люкшиной) / Т.В. Токарев // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С. 139-140.

59. Исупов К.Г. Над страницами книги о Павле Флоренском / К.Г. Юсупов // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С.140-143.

60. Чугунов Е.А., Чугунова О.Д. Флоренский и символисты: малоизвестные страницы биографии и творчества великого мыслителя / Е.А. Чугунов, О.Д. Чугунова // Энтелехия. - 2003. - № 6. - С. 144-145.

61. Трубачёв А.С. Из генеалогических разысканий о роде Флоренских (окончание) / А.С. Трубачёв // Энтелехия. - 2004. - № 8. - С. 5-25.

62. Высылка свящ. Павла Флоренского в Нижний Новгород (окончание) // Энтелехия. - 2004. - № 8. - С. 26-49.

63. Ермишин О.Т. П.А.Флоренский и В.В.Зеньковский (к вопросу о философской критике) / О.Т. Ермишин // Энтелехия. - 2004. - № 8. - С.50-53.

64. Троицкий В.П. Черты космологии о. Павла Флоренского (граница, переход, вихрь) / В.П. Троицкий // Энтелехия. - 2004. - № 8. - С. 54-61.

65. Седых О.М. Принцип частного случая как модель отношения к эпохе классики в эпоху модерна (на материале учения П.А. Флоренского) / О.М. Седых // Энтелехия. - 2004. - № 8. - С. 61-67.

66. Зенкин К.В. Тема эйдентичности искусства в русской религиозно-философской мысли (Вяч. Иванов - П. Флоренский - А. Лосев) / К.В. Зенкин // Энтелехия. - 2004. - № 8. - С. 67-78.

67. Едошина И.А. Концепт "культура" в антроподицее отца Павла Флоренского / И.А. Едошина // Энтелехия. - 2004. - № 8. - С.79-87.

68. Цветаева М.Н. Сакральное переживание действительности / М.Н. Цветаева // Энтелехия. - 2004. - № 8. - С.87-90.

69. Соловьёв А.А. Внутри традиции: проблемы исихазма в русской духовной культуре / А.А. Соловьёв // Энтелехия. - 2004. - № 8. - С.90-93.

70. Исупов К.Г. Русская философско-религиозная культура в контексте поэтических теологем ("Русский бог") / К.Г. Исупов // Энтелехия. - 2004. - № 8. - С.93-97.

71. Слепынина Л.Ю. Антиномии в философии культа П.А.Флоренского / Л.Ю. Слепынина // Энтелехия. - 2004. - № 8. - С. 97-100.

72. Громова А.Е. Онтология культа П.А.Флоренского в типологическом контексте / А.Е. Громова // Энтелехия. - 2004. - № 8. - С. 101-104.

73. Скороходова С.И. Философия творчества в работах ранних славянофилов и П.А. Флоренского / С.И. Скороходова // Энтелехия. - 2004. - № 8. - С. 105-109.

74. Зябликов А.В. П.А. Флоренский и "Вехи" / А.В.Зябликов // Энтелехия. - 2004. - № 8. - С.109-112.

75. Зорина Г.В., Ахунзянова Ф.Т. Семейный вопрос в рефлексии П.А. Флоренского и В.В. Розанова / Г.В. Зорина, Ф.Т. Ахунзянова // Энтелехия. - 2004. - № 8. - С. 112-116.

76. Соколов С. Европейская цивилизация / С. Соколов // Энтелехия. - 2004. - № 8. - С. 117-125.

В общем фонде:

41
Ф73

Малое собрание сочинений. Вып.1. Имена: очерки, эссе / Флоренский П. - Кострома: изд-во"Купина", 1993. - 316, с. ; 17 см. - (в обл.)

271.22
П21 Вып.4
Архив священника Павла Флоренского
: письма / Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского; Под общ. ред. игумена Андроника (Трубачева) Флоренского. - Кострома; Томск: Купина: Водолей: А. Сотников, 1993 -

Вып. 4 : Переписка священника Павла Александровича Флоренского со священником Сергием Николаевичем Булгаковым: письма / Павел Флоренский; [сост. игумен Андроник (Трубачев)]. - Томск: Водолей, 2001. - 223, с. ; 21 см. - Указ. - ISBN 5-7137-0165-4 (в пер.)

Аннотация: Переписка двух русских православных мыслителей свящ. Павла Флоренского (1882-1937) и свящ. Сергия Булгакова (1871-1944) охватывает период с 1905 по 1922 г. Довольно быстро их отношения стали дружескими. В переписке затронуты важные для обоих мыслителей темы: участие в киевской газете «Народ», участие в Религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева, споры вокруг имяславия и литературного наследия А.Н. Шмидт, обсуждение понятия монархизма, увлечение о. Сергия Булгакова католицизмом и др. Переписка прервалась по причине высылки о Сергия из Советской России 30 декабря 1922 г.

1(470)Флоренский
П 12

Павел Флоренский и символисты: Опыты литературные. Статьи. Переписка / сост., подгот. текстов и коммент. Е. В. Ивановой. - Москва: Языки славянской культуры, 2004. - 670 с., л. ил. : портр., факс. ; 22 см. - (Studia philologia). - Указ. имен: с. 662-670. - ISBN 5-94457-185-3 (в пер.)

Есть автограф: Иванова, Е. В.

Аннотация: Литературный дебют выдающегося русского мыслителя и богослова священника Павла Флоренского (1882-1937) состоялся на страницах символистских журналов «Новый путь» и «Весы». Короткий период сближения с кругом московских и петербургских символистов приходится на 1904-1905 годы, последний год учебы Флоренского на естественно-математическом отделении Московского университета и последовавшего затем поступления в Московскую Духовную Академию. В этот период он готовил к изданию сборник стихов «Ступени», объединяющий его ранние стихотворные опыты, а также работал над поэмой «Святой Владимир»; они впервые публикуются в настоящем томе, как и Записная тетрадь 1904-1905 годов, куда Флоренский заносил первые наброски оконченных и неоконченных статей. В разделе «Эпистолярия» собраны материалы его переписки с Андреем Белым, Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским, Макс. Волошиным, неотправленное письмо к Валерию Брюсову и теософке Б. Писаревой, а также письма к Флоренскому Сергея Соловьева и А. С. Петровского. Завершает том раздел «Dubia», где публикуется приписываемая Флоренскому статья «О Блоке» и ставится проблема ее атрибуции.

41
Ф73 Т.1(1)
Флоренский, Павел Александрович (1882-1937).

Т. 1 : Столп и утверждение истины (I). - [Репр. воспроизведение изд. 1914 г.]. - 1990. - 490, с., л. портр. : ил. ; 21 см. - (в пер.)

41
Ф73 Т.1(2)
Флоренский, Павел Александрович (1882-1937).

Собрание сочинений / П. А. Флоренский. - М. : Правда, 1990 - . - (Приложение к журналу "Вопросы философии") (Из истории отечественной философской мысли)

Т. 1 : Столп и утверждение истины (II). - [Репр. воспроизведение изд. 1914 г.]. - 1990. - , 494-839 с. : ил., табл. ; 21 см. - Библиогр. в примеч. - (в пер.).

41
Ф73 Т.2
Флоренский, Павел Александрович (1882-1937).

Собрание сочинений: научное издание / П. А. Флоренский. - М. : Правда, 1990 - . - (Приложение к журналу "Вопросы философии") (Из истории отечественной философской мысли)

Т. 2 : У водоразделов мысли: научное издание / [сост. игумена Андроника, М. С. Трубачевой, П. В. Флоренского]. - 1990. - 446, c., л. портр. : ил. ; 21 см. - Указ. - (в пер.)

1(470)Флоренский
Ф 73
Флоренский, Павел Александрович (1882-1937).

ISBN 5-244-00241-4

Т. 1 . - 1994. - 797, с., л. портр. ; 21 см. - (Философское наследие: ФН; т. 122). - Библиогр. в примеч.: с. 701-761. - Указ.: с. 762-798 . - 15000 экз. - ISBN 5-244-00248-1 (в пер.)

1(470)Флоренский
Ф 73
Флоренский, Павел Александрович (1882-1937).

Сочинения: в 4 т. / свящ. Павел Флоренский; [сост. и общ. ред. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой]. - М. : Мысль, 1994 - . - (Философское наследие: ФН). - ISBN 5-244-00241-4

Т. 2. - 1996. - 878, с., л. портр. ; 21 см. - (Философское наследие: ФН; т. 124). - Указ.: с. 812-878 . - 10000 экз. - ISBN 5-244-00251-1 (в пер.)

(470)Флоренский
Ф 73
Флоренский, Павел Александрович (1882-1937).

Сочинения: в 4 т. / свящ. Павел Флоренский; [сост. и общ. ред. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой]. - М. : Мысль, 1994 - . - (Философское наследие: ФН). - ISBN 5-244-00241-4

Т. 4 : Письма с Дальнего Востока и Соловков: научное издание. - 1998. - 795, с. : ил., портр. ; 21 см. - (Философское наследие: ФН; т. 127). - Библиогр. в примеч.: с. 719-780. - Указ. имен: с. 782-792 . - 15000 экз. - ISBN 5-244-00828-5 (в пер.)

1(470)Флоренский
Ф 73
Флоренский, Павел Александрович (1882-1937).

Сочинения: в 4 т. / свящ. Павел Флоренский; [сост. и общ. ред. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой]. - М. : Мысль, 1994 - . - (Философское наследие: ФН). - ISBN 5-244-00241-4

Т. 3 (1). - 1999. - 621, с. : ил., портр. ; 21 см. - (Философское наследие: ФН; т. 128). - Библиогр. в примеч.: с. 504-613. - Указ.: с. 614-619 . - ISBN 5-244-00916-8 (в пер.)

1(470)Флоренский

Ф 73
Флоренский, Павел Александрович (1882-1937).

Сочинения: в 4 т. / свящ. Павел Флоренский; [сост. и общ. ред. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой]. - М. : Мысль, 1994 - . - (Философское наследие: ФН). - ISBN 5-244-00241-4

Т. 3 (2). - 1999. - 623, с. : ил., портр., табл. ; 21 см. - (Философское наследие: ФН; т. 129). - Указ. - ISBN 5-244-00930-3 (в пер.)

929
Ф73
Флоренский, Павел Александрович (1882-1937).

Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание: мемуары / священник Павел Флоренский; сост. игумен Андроник (Трубачев) [и др.]. - М. : Моск. рабочий, 1992. - 559, с., л. ил. ; 22 см. - (Голоса времен: древ. плам. след). - Библиогр. в примеч.: с. 480-529. - Указ. имен: с. 530-560. - ISBN 5-239-00624-5 (в пер.) :

Аннотация: Павел Александрович Флоренский (1882-1937), человек великих дарований и трагической судьбы, вошел в историю русской культуры как выдающийся математик, инженер, искусствовед, богослов и философ. В 1911 г. он стал священником Сергиева Посада. После революции Флоренский работал в комиссии по охране памятников искусства и старины, преподавал математику и физику, трудился в электротехнической промышленности, где совершил ряд открытий и изобретений. В 1933 г. Флоренский был арестован, отправлен в лагеря, а в 1937 г. расстрелян. В литературном наследии Флоренского особое место занимают его «Воспоминанья прошлых дней». Это не только блистательная проза, но и интереснейший человеческий документ. Здесь Флоренский раскрывается и как писатель, и как исследователь души, талантливый психолог и педагог.

.01
Ф73
Флоренский, Павел Александрович (1882-1937).

Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П. А. Флоренский. - М. : Прогресс, 1993. - 321 с. : табл. ; 17 см. - (Библиотека журнала "Путь"). - Библиогр. в примеч.: с. 297-321. - ISBN 5-01-004038-7 (обл.) :

271.22
Ф73
Флоренский, Павел Александрович (1882-1937).

Столп и утверждение истины: опыт правосл. теодицеи / П.А. Флоренский. - М. : АСТ, 2003. - 633, с. : ил. ; 21см. - (Philosophy). - Указ. - ISBN 5-17-010897-4 (в пер.)

Аннотация: Павел Александрович Флоренский (1882-1937) - выдающийся русский религиозный мыслитель, православный философ, богослов, физик, математик, инженер. В ките «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» (1914) развивал идеи «философии всеединства» B.C. Соловьева, разрабатывал учение о Софии как основе осмысленности и целостности мироздания, создал теорию, объединяющую исследования в области лингвистики, искусствознания, философии культуры, математики и физики.

1
С25
Священник Павел Флоренский: освоение наследия [Текст]
: материалы Международ. симпозиума в г. Бергамо (Италия), 19-23 апреля 1990 г. вып. 2. - М. : Помовский и партнеры, 1994. - 575 с., : ил.; 21 см. - ISBN 5-87232-016-7 (в пер.) :

Аннотация: В книгу вошли статьи по материалам конференции в г. Бергамо (Италия), прошедшей в апреле 1990 г. , которая была посвящена жизни и творчеству П. А. Флоренского. Тематические статьи охватывают широкую область философских, исторических, филологических и культурологических проблем, связанных с мировоззрением и научной деятельностью П. А. Флоренского.

27-9
З-82
Зом, Рудольф (1841-1917).

Церковный строй в первые века христианства / Рудольф Зом; пер. с нем. А. Петровского и П. Флоренского. О сущности церковного права: (против воззрений проф. Рудольфа Зома) / Н. А. Заозерский. - Санкт-Петербург: Изд-во Олега Абышко, 2005. - 310, с. ; 22 см. - (Библиотека христианской мысли. Исследования). - Библиогр.: с. 213-216 и в подстроч. примеч. - 1000 экз. - ISBN 5-89740-118-2 (в пер.)

Аннотация: Книга Рудольфа Зома (1841-1917), видного немецкого церковного историка конца ХIХ - начала XX века, концепция которого в общих чертах господствует в современной протестантской науке, посвящена, по словам автора, проблеме «понять замкнутую связь развития церковного устройства от первохристианства до наших дней, и в то же время - отношение церковного правового строя к духовной сущности Церкви, к тем жизненным силам, которые со дней апостолов и до современности, не умирая, несут и образуют бытие Церкви». В Приложении к книге помещена обстоятельная статья доктора канонического права, профессора Московской Духовной академии Н. А. Заозерского "О сущности церковного права (против воззрений проф. Рудольфа Зома)".

Э338661
Энтелехия
: науч.-публицист. журн./ Администация Костром. обл., Межрегион. науч. центр по сохранению и изучению твор. наследия В. Розанова и П. Флоренского Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. - Кострома: [Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова], 2000 - . - Выходит дважды в год

В ЛЧЗ

Письма з/к Флоренского П.А. семье из концлагеря : биография отдельного лица - Литературный материал / П. А. Флоренский // Знамя. - 1991.- № 7. - С. 186-208

Литературная учеба [Текст] : лит.-крит. и обществ.-полит. журн. союза писателей СССР и ЦК ВЛКСМ. 1988. - № 2. март - апрель / [Глав. ред. Малютин В.]. - М. : Молодая гвардия, 1988. - 192 с.

Лосев А. Ф. Вспоминая Флоренского... / Лосев А. Ф. - С. 176-179

Флоренский, Павел Александрович.

Сочинения В 4-х т [Текст]. Т. 1 / П. А. Флоренский. - М. : Мысль, 1994. - 797 с.

Флоренский, Павел Александрович.

Павел Александрович Флоренский (1882 — 1937) — последователь , крупнейший представитель русской религиозной философской мысли, энциклопедически образованный человек, полиглот, обладавший блестящими дарованиями и работоспособностью, за что современники называли его “новым Леонардо да Винчи”.

П. Флоренский был прежде всего религиозным философом и оставил большое количество трудов по теологии, истории философии и . Среди них: “Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи”, “У водоразделов мысли. Черты конкретной метафизики”, “Культ и философия”, “Вопросы религиозного самопознания”, “Иконостас”, “Космологические антиномии И. Канта” и др.

Главное произведение П. Флоренского — “Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи” (1914). Название работы связано с древним летописным преданием, согласно которому в 1110 г. над Печорским монастырем явилось знамение, столп огненный, который “весь мир виде”. Столп огненный — это вид ангела, посылаемый волею Божией вести людей путями промысла, как во дни Моисея огненный столп ночью вел Израиль. Главная идея книги “Столп ….” состоит в обосновании мысли, что существенное познание Истины есть реальное вхождение в недра Божественного Триединства. То, что для субъекта знания есть истина, то для объекта его есть любовь к нему, а для созерцающего познания (познание субъектом объекта), — красота.

“Истина, Добро и Красота” — эта метафизическая триада есть не три разных начала, а одно. Это одна и та же духовная жизнь, но под разными углами зрения рассматриваемая. Как отмечает П. Флоренский, “духовная жизнь как из “Я” исходящая, в “Я” свое сосредоточие имеющее — есть Истина. Воспринимаемая как непосредственное действие другого — она есть Добро. Предметно же созерцаемая третьим, как вовне лучащаяся, — Красота. Явленная истина есть Любовь. Самая любовь моя есть действие Бога во мне и меня в Боге, — пишет Флоренский, — ибо безусловная истинность Бога именно в любви раскрывает себя... Любовь Божия переходит на нас, но знание и созерцательная радость — в Нем же пребывает.

Для П. Флоренского характерно изложение религиозно-философских идей не от своего имени, а как выражение церковной незыблемости истины. для Флоренского — не условная величина, не средство манипуляции сознанием, а абсолютная ценность, связанная с религиозным сознанием. Абсолютная истина является продуктом веры, которая опирается на церковный авторитет.

Особенность религиозно-философской позиции Флоренского состоит в стремлении найти нравственную основу для свободы духа в господстве православных религиозных догматах и авторитетах.

Центром религиозно-философской проблематики П. Флоренского является концепция “метафизического всеединства” и “софиология”. Его замысел — построить “конкретную метафизику”, основанную на собирании мирового религиозного и научного опыта, т. е. цельную картину мира через узрение соответствий и взаимное просвечивание разных слоев бытия: каждый слой находит себя в другом, узнает, выявляет родственные основания. Эту задачу Флоренский пытается решить на базе “философско-математического синтеза”, цель которого он видел в выявлении и изучении некоторых первичных символов, фундаментальных духовно-материальных структур, из которых слагаются различные сферы реальности и в соответствии с которыми организуются разные области культуры. Физический мир у Флоренского тоже двойственен. Космос — это борьба двух принципов: Хаоса и Логоса. Логос — это не просто разум, но и культура, как система ценностей, которая есть не что иное, как предмет веры. Ценности такого рода имеют вневременной характер. Природа для Флоренского — не феномен, не система явлений, а подлинная реальность, бытие с бесконечной мощью сил, действующих в ней же, а не извне. Лишь в христианстве природа является не мнимым, не феноменальным бытием, не “тенью” какого-то иного бытия, а живой реальностью.

Наиболее сложным в теологической теории П. Флоренского считается понятие Софии, Премудрости Божией, которую он рассматривает как вселенскую реальность, собранную воедино любовью Бога и озаренную красотой Святого Духа. Флоренский определяет Софию как “четвертую ипостась”, как великий корень целокупной твари, творческую любовь Божию. “В отношении к твари, писал он, София есть Ангел-Хранитель твари, идеальная личность мира”.

В своей деятельности и творчестве П. Флоренский последовательно выражает свою жизненную задачу, которую он понимает как “проложение путей к будущему цельному мировоззрению”.

На мировоззрение П. Флоренского оказала большое влияние математика, хотя он и не пользуется ее языком. Он видит, в математике необходимую и первую предпосылку мировоззрения.

Важнейшую черту П. Флоренского составляет антиномизм, у истоков которого он ставит . Сама истина у Флоренского есть антиномия. Тезис и антитезис вместе образуют выражение истины. Постижение этой истины-антиномии есть подвиг веры “познание истины требует духовной жизни и, следовательно, есть подвиг. А подвиг рассудка есть вера, т. е. самоотрешение. Акт самоотрешения рассудка и есть высказывание антиномии”.

Одним из столпов философского мировоззрения Флоренского является идея монадологии. Но в отличие от Лейбница, монада — это не метафизическая сущность, данная логическим определением, а религиозная душа, которая может выйти из себя через отдающую, “истощающуюся” любовь. Это отличает ее от монады Лейбница как пустого эгоистического самотождества “Я”.

Развивая идеи , Флоренский углубляет тему борьбы космических сил порядка (Логос) и Хаоса. Высшим примером высокоорганизованной, усложняющейся силы является Человек, который стоит в центре спасения мира. Этому способствует культура как средство борьбы с Хаосом, но не вся, а лишь ориентированная на культ, т. е. на абсолютные ценности. Грех — это хаотический момент души. Истоки космического, т. е. закономерного и гармонического, коренятся в Логосе. Космическое начало Флоренский отождествляет с божественным “Ладом и Строем”, которые противостоят хаосу — лжи — смерти — беспорядку — анархии — греху.

Решая проблему “Логос побеждает Хаос”, Флоренский отмечает “идеальное сродство мира и человека”, их пронизанность друг другом. “Трижды преступна хищническая цивилизация, не ведающая ни жалости, ни любви к твари, но ждущая от твари лишь своей корысти”. Итак, Хаосу способны противостоять: “вера — ценность — культ — миропонимание — культура”. В центре данного процесса космизации стоит человек, находящийся на вершине и грани двух миров и призывающий силы мира горнего, которые единственно способны стать двигательными силами космизации.

В своем творчестве религиозно-философского мыслителя и ученого-энциклопедиста П. Флоренский как бы воплощал тот идеал целостного знания, который искала русская мысль на протяжении всего XIX и ХХ вв.

Творчество

Центральные вопросы его главной работы «Столп и утверждение истины» (1914) - идущая от Соловьева концепция всеединства и учение о Софии, а также обоснование православной догматики, особенно триединства, аскетизма и почитания икон.

Религиозно-философская проблематика в последующем широко сочеталась у Флоренского с исследованиями в самых различных областях знаний - лингвистике, теории пространственных искусств, математике, физике. Здесь он пытался совместить истины науки с религиозной верой, полагая, что первичным способом «схватывания» истины может быть только Откровение. Основные произведения: «Смысл идеализма» (1914), «Не восхищение непщева» (Сергиев Посад, 1915), «Около Хомякова» (1916), «Первые шаги философии» (Сергиев Посад, 1917), «Иконостас» (1918), «Мнимости в геометрии» (1922).

Философия Флоренского

Павел Александрович Флоренский -- последователь философии всеединства Соловьева, крупнейший представитель русской религиозной философской мысли, энциклопедически образованный человек, полиглот, обладавший блестящими дарованиями и работоспособностью, за что современники называли его “новым Леонардо да Винчи”.

П. Флоренский был, прежде всего, религиозным философом и оставил большое количество трудов по теологии, истории философии и культурологии. Среди них: “Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи”, “У водоразделов мысли. Черты конкретной метафизики”, “Культ и философия”, “Вопросы религиозного самопознания”, “Иконостас”, “Космологические антиномии И. Канта” и др.

Для П. Флоренского характерно изложение религиозно-философских идей не от своего имени, а как выражение церковной незыблемости истины. Истина для Флоренского -- не условная величина, не средство манипуляции сознанием, а абсолютная ценность, связанная с религиозным сознанием. Абсолютная истина является продуктом веры, которая опирается на церковный авторитет.

Особенность религиозно-философской позиции Флоренского состоит в стремлении найти нравственную основу для свободы духа в господстве православных религиозных догматах и авторитетах.

Центром религиозно-философской проблематики П. Флоренского является концепция “метафизического всеединства” и “софиология”. Его замысел -- построить “конкретную метафизику”, основанную на собирании мирового религиозного и научного опыта, т. е. цельную картину мира через узрение соответствий и взаимное просвечивание разных слоев бытия: каждый слой находит себя в другом, узнает, выявляет родственные основания. Эту задачу Флоренский пытается решить на базе “философско-математического синтеза”, цель которого он видел в выявлении и изучении некоторых первичных символов, фундаментальных духовно-материальных структур, из которых слагаются различные сферы реальности и в соответствии с которыми организуются разные области культуры. Физический мир у Флоренского тоже двойственен. Космос -- это борьба двух принципов: Хаоса и Логоса. Логос -- это не просто разум, но и культура, как система ценностей, которая есть не что иное, как предмет веры. Ценности такого рода имеют вневременной характер. Природа для Флоренского -- не феномен, не система явлений, а подлинная реальность, бытие с бесконечной мощью сил, действующих в ней же, а не извне. Лишь в христианстве природа является не мнимым, не феноменальным бытием, не “тенью” какого-то иного бытия, а живой реальностью.

Наиболее сложным в теологической теории П. Флоренского считается понятие Софии, Премудрости Божией, которую он рассматривает как вселенскую реальность, собранную воедино любовью Бога и озаренную красотой Святого Духа. Флоренский определяет Софию как “четвертую ипостась”, как великий корень целокупной твари, творческую любовь Божию. “В отношении к твари, писал он, София есть Ангел-Хранитель твари, идеальная личность мира”.

В своей деятельности и творчестве П. Флоренский последовательно выражает свою жизненную задачу, которую он понимает как “проложение путей к будущему цельному мировоззрению”.

На мировоззрение П. Флоренского оказала большое влияние математика, хотя он и не пользуется ее языком. Он видит, в математике необходимую и первую предпосылку мировоззрения.

Важнейшую черту мировоззрения П. Флоренского составляет антиномизм, у истоков которого он ставит Платона. Сама истина у Флоренского есть антиномия. Тезис и антитезис вместе образуют выражение истины. Постижение этой истины-антиномии есть подвиг веры “познание истины требует духовной жизни и, следовательно, есть подвиг. А подвиг рассудка есть вера, т. е. самоотрешение. Акт самоотрешения рассудка и есть высказывание антиномии”.

Одним из столпов философского мировоззрения Флоренского является идея монадологии. Но в отличие от Лейбница, монада -- это не метафизическая сущность, данная логическим определением, а религиозная душа, которая может выйти из себя через отдающую, “истощающуюся” любовь. Это отличает ее от монады Лейбница как пустого эгоистического самотождества “Я”.

Развивая идеи космизма, Флоренский углубляет тему борьбы космических сил порядка (Логос) и Хаоса. Высшим примером высокоорганизованной, усложняющейся силы является Человек, который стоит в центре спасения мира. Этому способствует культура как средство борьбы с Хаосом, но не вся, а лишь ориентированная на культ, т. е. на абсолютные ценности. Грех -- это хаотический момент души. Истоки космического, т. е. закономерного и гармонического, коренятся в Логосе. Космическое начало Флоренский отождествляет с божественным “Ладом и Строем”, которые противостоят хаосу -- лжи -- смерти -- беспорядку -- анархии -- греху.

Решая проблему “Логос побеждает Хаос”, Флоренский отмечает “идеальное сродство мира и человека”, их пронизанность друг другом. “Трижды преступна хищническая цивилизация, не ведающая ни жалости, ни любви к твари, но ждущая от твари лишь своей корысти”. Итак, Хаосу способны противостоять: “вера -- ценность -- культ -- миропонимание -- культура”. В центре данного процесса космизации стоит человек, находящийся на вершине и грани двух миров и призывающий силы мира горнего, которые единственно способны стать двигательными силами космизации.

В своем творчестве религиозно-философского мыслителя и ученого-энциклопедиста П. Флоренский как бы воплощал тот идеал целостного знания, который искала русская мысль на протяжении всего XIX и ХХ вв.

флоренский православный религиозный догмат