Меню

Сенсорная афазия: причины, симптомы, лечение. Афазия моторная, сенсорна, амнестическая — симптомы, лечение Моторная афазия элементы сенсорной афазии

Все о розах

Подразумевают приобретенное нарушение речи, которое является результатом органического поражения речевого центра коры головного мозга. Причиной заболевания является поражение разных отделов неокортекса опухолями, инсультами, воспалительными заболеваниями, травмами головного мозга.

У детей афазия обусловлена повреждением или задержкой развития речевой функции, которая связана с биологическим созреванием головного мозга в младенчестве и раннем детстве.

Для афазии характерным является обеднение лексикона, изменение структуры речи, неспособность больного сформировать простые предложения. Бывают случаи, когда пациент понимает значение того или иного предмета, но он не в состоянии произнести его название. Для того, чтобы в полном объёме узнать о болезни необходимо ознакомиться с формами афазии и некоторые из них рассмотреть подробней.

Сенсорная афазия является речевой агнозией. Для неё характерна частичная или полная утрата понимания речи при сохранении слуха. Пациент слышит то, что ему говорят, но не понимает смысла слов. Звуки речи он воспринимает как нечленораздельный шум. В некоторых случаях понимание речи отсутствует вообще. При сенсорной афазии можно наблюдать у пациента недостаточность моторной речи, которая проявляется нарушением структуры слов, их повторений, наличием парафазий.

Также для этого заболевания характерно: логорея, нарушение контроля над собственной речью, повышение речевой активности с отчуждением смысла слов. При сенсорной афазии у человека возникают проблемы, как с чтением, так и с письмом (перестановка слов и слогов, искажение смысла слов, пропуски).

При локализации патологического очага в зоне Вернике (задняя треть верхней височной извилины) возникает сенсорная(акустико-гностическая) афазия. Основным дефектом, который сопровождает афазию Вернике, является нарушение синтеза и анализа, фонематического слуха, что в результате приводит к потере понимания обращённой речи. Если очаг поражения распространяется на теменную область левого полушария, то заболевание сопровождается нарушением способности счета — синдромом акалькулии.

Когда поражается височно-теменно-затылочная область левого полушария происходит симптомокомплекс семантической афазии (происходят нарушения в понимании сложных логико-грамматических конструкций, которые выражают пространственные отношения (справа, слева, спереди, сзади). При этом пациент забывает слова, но ели ему подсказать слог или звук, то он будет в состоянии воспроизвести всё слово.

Причины развития сенсорной афазии

Существует множество причин развития сенсорной афазии.

Приведем некоторые из них:

  • Травматические повреждения головного мозга;
  • Энцефалит, лейкоэнцефалит;
  • Поражение опухолевым процессом некоторых отделов неокортекса;
  • Инсульты, болезнь Пика;
  • Заболевания воспалительного характера.

Также специалисты утверждают, что определённые виды психических расстройств могут провоцировать афазию.

Пациент, который страдает синдромом сенсорной афазии, может воспроизводить лишь обрывки слов, которые между собой не имеют никакой связи. Также данное состояние может сопровождаться выраженной двигательной активностью и повышенной общей эмоциональностью. В частых случаях пациент способен выполнять простые команды, такие как: помахать рукой, сесть, закрыть глаза.

По просьбе специалиста больной может повторить за ним отдельные фразы и слова, но при этом он не видит в них вообще никакого смысла и не осознаёт их значение. При сенсорной афазии речь больного насыщена эхололиями, неологизмами, вербальными парафазиями. Также у пациента может проявляться жаргон-афазия, логорея — многоречие.

Для данного заболевания характерна измененная структура речи. Пациент не может сформировать простые предложения и имеет очень скудный лексикон. Очень часто бывают случаи, когда пациент осознаёт и представляет, как выглядит тот или иной предмет, но затрудняется вспомнить, или вообще не может воспроизвести его название.

Чтобы иметь большее представление о таких нарушениях, необходимо ознакомиться с их классификацией и выделить некоторые их формы. В данной статье мы более подробно рассмотрим сенсорную афазию.

Это важно! Афазия Вернике — это ещё одно название сенсорной афазии. Потеря способности к восприятию устной речи — самая характерная черта данной болезни. Если рядом с больным будут беседовать другие люди, он в беседе участвовать не будет, так как он не понимает смысла разговора. Помимо этого, текст в письменном виде, для него тоже ничего не значит.

Особенностью данной патологии является то, что у пациента может быть идеальный слух, но, так как имеется поражение коркового отдела слухового анализатора, то интерпретировать разговор больной не в состоянии.

Бессвязные звуки — это то, что слышит больной сенсорной афазией, независимо от громкости и тональности. Также родной для себя язык, пациент может воспринимать как иностранный. С этим связано то, что сенсорную афазию ещё называют акустико-гностической афазией.

Понимать таких больных очень сложно, поэтому окружающие могут их принимать за психически неуравновешенных людей. Писать по диктовку пациент не может, письмо и чтение у него грубо нарушено. В редких случаях, больной может копировать текст.

Для данной болезни характерны такие симптомы: акалькулия, верхнеквадратная , нарушение ориентировки (право-лево). Бывают случаи, когда сенсорная афазия протекает в более легкой форме, в таком случае, пациенту трудно понимать сложные фразы, метафоры. В медицине очень малоизвестны случаи «чистой» афазии. Моторная и сенсорная афазии в «чистом» виде встречаются крайне редко, чаще можно наблюдать комплексные заболевания.

Методы лечения заболевания

Процесс лечения афазии является очень долгим и трудоемким, поэтому приступая к лечению пациент, и его родные, должны быть готовы к серьезной борьбе за здоровье. Для достижения желаемых результатов необходимо объединение усилий пациента и его лечащего логопеда-физиолога.

Это важно! Самым сложным в лечении является то, что очень трудно обмениваться информацией врачу с пациентом. Больной не может описать свое состояние и ощущения, которые он испытывает, он не понимает вопросов специалиста и не в состоянии изложить своё мнение в письменном виде.

Если у пациента имеется сенсорная афазия на фоне ранее перенесённого инсульта, то лечебно-восстановительные мероприятия с логопедом необходимо начинать сразу на следующей неделе. В такой ситуации, большое значение имеет помощь родственников. Быстрых результатов конечно же не последует, и полное восстановление речи может проявиться через несколько лет. Очень редко восстановление речи не происходит вообще.

Для восстановления речи при сенсорной афазии необходимо постоянно разговаривать с больным, не торопить его, давать время обдумать и высказать своё мнение. Нужно поощрять каждое его маленькое достижение. Если пациент проявляет интерес к скорейшему выздоровлению, то оно наступает значительно быстрее.

Афазией называется системное неврологическое нарушение, проявляющееся во всецелой или частичной потере ранее сформированной речи. Истоком патологии становится органическое поражение центров речи в районе коры головного мозга, подкоркового отдела, проводящих путей.

Сбои возникают после черепно-мозговых травм, инсультов, опухолей, воспалений, тромбозов мозговых сосудов. При афферентных и эфферентных формах афазии повреждаются нисходящие либо восходящие нервные пути. Серое вещество головного мозга и такая же субстанция за его пределами становятся неспособными к полноценному обмену информацией.

Речевые функции мышц губ, языка, гортани во многих случаях остаются сохранными. Порой афазию сопровождают смежные расстройства чтения (алексия), письма (аграфия) или счёта (акалькулия). Формы афазии классифицируются с учётом зоны поражения.

Моторная афазия.

Патология возникает вследствие повреждения лобной доли левого (доминантного у правшей) полушария мозга, отвечающей за моторику письма и речи. Афазия этого типа даёт серьёзные трудности в произношении слов, а в тяжёлой форме - звуков и звукосочетаний (фонем). При сверхтяжёлой форме расстройства больной издаёт бессмысленное мычание. Иногда в ответ на заданные вопросы можно расслышать «да» либо «нет».

Речь в лёгкой степени моторного афазического нарушения отличается медленным темпом, интонационной и смысловой бедностью, плохой артикуляцией, прерыванием из-за нехватки нужных слов и фраз. Пациент почти не включает предлоги, большинство союзов и частиц в словосочетания и предложения. Он использует в основном глаголы и существительные. Соседние слова не соотносятся между собой, поскольку человек с моторной афазией неверно употребляет их концевые элементы. Нарушен порядок составных частей в предложениях и фразах. Речь звучит неграмотно и «телеграфно», хотя она достаточно информативна.

Интонация речи также становится специфической: многие больные пытаются по-особенному подать доступные им слова, чтобы собеседник догадался об отношении к ситуации. Устную речь другого человека пациенты воспринимают нормально, могут читать, но запинаются при воспроизведении коротких, преимущественно служебных слов.

Итого, афазию данной формы можно характеризовать как общее расстройство речевой моторики плюс частичное нарушение восприятия отдельных словосочетаний.

Моторная афазия отличительна от других форм тем, что больной осознаёт свою патологию. В значительной мере это влияет на его психологическое состояние: возникает скорое отчаяние, плаксивость, депрессивные наклонности. В основу лечения данного вида афазии положено пение. Регулярные певческие занятия способны восстановить речь больного до практически нормального уровня.

Болезнь проявляется комплексно: к речевым присоединяются двигательные патологии. Мимические мышцы правой половины лица ослаблены или полностью парализованы. Движения с помощью лицевых, ротовых и горловых мускулов осуществить невозможно. Наблюдается сдвиг поля зрения. Паралич мышц лица с одной стороны свидетельствует о существенном повреждении головного мозга. В данном случае прогноз болезни усугубляется.

Ишемический инсульт – основная причина моторной афазии. Он затрагивает верхние участки центральной артерии головного мозга и пагубно влияет на речевую деятельность. Её нормализация возможна через несколько месяцев после кровоизлияния в мозг. Если речь значительно не улучшилась за этот срок, то в дальнейшем вряд ли возможны положительные изменения.

Среди других причин моторной афазии – различные поражения, в т.ч. новообразования, абсцессы головного мозга, кровоизлияния в полость черепа. Небольшие очаги патологии в тыльной зоне центра моторной речи провоцируют преходящую артикуляционную недостаточность. Функции повреждённого участка берёт на себя здоровая область речевой системы. При этом двигательные расстройства наблюдаются чаще, но, как правило, они незначительны.

Сенсорная афазия.

При сенсорной афазии поражается т.н. зона Вернике, отвечающая за понимание речевой информации. Эта область располагается в височной части лобной доли (у праворуких - левой). Афазия сенсорного типа обессмысливает для пациента устную речь собеседника и письменный текст. Слуховой анализатор поражается в корковом отделе. Информация слышима, но интерпретировать её больной не может. Он воспринимает речь как набор нечленораздельных звуков. Язык, прежде бывший родным, абсолютно не понятен, словно иностранный. Эта разновидность сенсорной афазии называется акустико-гностической.

Сам пациент говорит бессвязно, обрывками фраз, что полностью обессмысливает его речь. На фоне общего двигательного и эмоционального возбуждения высказывания объёмны, многословны, с активной мимикой и жестами. Человек правильно произносит слова, но неадекватно подбирает их для донесения своей мысли. При этом он способен исполнить простую команду - сесть, встать, открыть/закрыть глаза, может без ошибок повторить фразу, однако, её смысл останется для него неясным. Пациент с сенсорной афазией не может контролировать свою речь, понимать то, что сам произносит.

Эфферентная моторная афазия.

При данной патологии болезненный процесс локализован в заднем (покрышечном) участке нижней лобной извилины. Там находится речедвигательный центр - т.н. зона Брока. У правшей она расположена в левой, у леворуких – в правой лобной доле головного мозга.

Афазия эфферентного типа нарушает экспрессивную речь – активные высказывания в устной либо письменной форме. Появляются существенные трудности в переходе от слова к слову или с одного слога на другой. В остром периоде болезни речи практически нет, по мере стихания наблюдаются проблемы с артикуляцией. Фразы не интонированы, звучат тихо и телеграфично. Это краткие, грамматически неверные предложения, почти без глаголов, с длительным паузами. Характерны словесные и звуковые искажения. Больным трудно в точности повторить фразу за врачом, назвать показанный предмет без буквенной подсказки. Чтение вслух и письмо даётся с трудом, нарушена орфография и грамматика, переставляются отдельные буквы. Понимание устной речи, написанного текста остаётся нормальным.

У моторной афазии по эфферентному типу отмечается острое развитие и сочетание с двигательными нарушениями (гемипарез, гемигипэстезия), вызванными кровоизлиянием в бассейн левой средней мозговой артерии.

Лечение афазии.

Восстановление речевых способностей человека, исчезновение афазических признаков может быть быстрым и долгим, полным либо частичным.

Микроинсульт – транзиторная ишемическая атака с кратковременным нарушением кровяного тока к мозгу. После такой формы инсульта человек обретает способность к нормальной речи. Это случается спустя несколько часов либо суток, иногда без терапевтического вмешательства. Обширные инсульты вызывают комплекс проблем с длительным течением. Функции речи восстанавливаются постепенно, иногда – не в полной мере. Частью они регенерируются спонтанно, на протяжении нескольких недель-месяцев после мозговой травмы. Это касается не всех пациентов с афазией. Так или иначе, у всех больных многие признаки недуга выражены в течение длительного времени. Для их устранения применяют логопедические методы. Полностью речевая способность пациента восстановится минимум через два года. Раннее начало коррекционной терапии даёт лучшие результаты.

Успех в реновации речи зависит от множества факторов – причины мозгового повреждения, его тяжести, возраста и состояния здоровья больного. Важным компонентом лечения считается посильное участие в нём семьи пациента.

Родственникам человека с диагнозом «афазия» рекомендуется:

Строить собственную речь в адрес больного по принципу максимальной простоты. Предложения должны быть несложными, короткими, доступными для элементарного понимания;

Ключевые, наиболее важные слова из предложения повторять, когда в этом есть необходимость;

Соблюдать обычный стиль общения, не адаптированный под малолетнего ребёнка или слабоумного;

Строить общую беседу так, чтобы больной мог принимать в ней участие, всячески поощрять его к этому;

Общаться с больным на всех коммуникативных уровнях – вербальном (словесном) и невербальном, включающем выразительные жесты и мимику;

Исправлять ошибки в речи больного как можно реже;

Терпеливо ждать, пока человек выстроит и выговорит предложение, при этом оказывать ему минимальную помощь.

В современной реабилитационной терапии есть и другие методы. В частности, для оптимизации речевых способностей пациента используют компьютеры. Созданы специальные программы для людей, перенесших инсульт. Приложения адаптированы под особенности мозговой деятельности пользователей, их потребности. Индивидуальную программу и план работы составляет специалист. Компьютерные методики ускоряют процесс восстановления речи пациента. Они экономят время его родственникам, которые в силу возникших проблем не всегда могут регулярно заниматься с больным. Среди всего прочего, компьютерным методом устраняются проблемы фонематического восприятия. Пользователи начинают лучше понимать отдельные звуки, звукосочетания. Некоторые элементы речевого функционала восстанавливаются быстрей, чем при обычных занятиях с логопедом или членом семьи.

Потеря речи в полном или частичном объеме для человека является тяжелой ситуацией, которая значительно нарушает качество жизни и приводит к инвалидности.

В медицине эта проблема называется афазией. Она возникает при угнетении функциональной активности из-за поражения определенных областей коры головного мозга и является симптомом серьезного или травмы.

В зависимости от локализации патологического очага речевые расстройства могут иметь разные проявления, с этим связано выделение нескольких основных видов афазий.

Одной из самых тяжелых форм является сенсомоторная афазия, которая представляет собой сочетание двух видов нарушений речи ( и ). В чем особенность данного клинического симптома и как с ним справиться?

Факторы-провокаторы нарушения

Развитие афазии всегда связано с патологическим процессом или повреждением участков мозга, ответственных за речь. Эта функция в каждом полушарии имеет моторное (двигательное) и сенсорное (чувствительное) обеспечение.

Например, афферентная и эфферентная афазия (нарушение способности произносить слова) появляется при поражении той области коры, которая отвечает за движения (нижняя лобная извилина левого полушария).

(отсутствие понимания смысла своих и чужих слов) связана с патологией в корковом отделе слухового анализатора (верхняя часть височной доли каждого полушария). Сочетанное поражение этих областей приводит к развитию тотальной (сенсомоторной) афазии.

Основные причины появления данного симптома:

Предрасполагающими факторами считаются:

  • почтенный возраст;
  • неблагоприятный семейный анамнез;
  • сопутствующие тяжелые болезни — атеросклероз, декомпенсированный сахарный диабет, артериальная гипертония, ИБС, частые , пороки сердца и сосудов.

Клинические проявления

Сенсомоторная афазия — это сочетание симптомов, характерных для обоих видов речевых нарушений. Такая сложная клиническая ситуация вызывает значительные трудности в общении у людей с сохраненным интеллектом и приводит их к инвалидности.

Проявляется в двух формах:

  • афферентная форма — больной не способен произнести отдельные звуки по своему желанию или по просьбе кого-либо из-за проблем с артикуляцией, однако возможно самопроизвольное произношение подобных звуков в другое время;
  • эфферентная форма — человек может говорить отдельные звуки или слоги, но не может их сложить в слова, у него отсутствует умение переключаться с одного звука на другой, поэтому такой пациент часто повторяет один и тот же слог или застревает сразу при первом произнесении и перестает дальше говорить вообще.

Сенсорная (акустико-гностическая афазия) характеризуется полным или частичным отсутствием понимания своей или чужой речи при нормальном слухе.

Такие больные могут правильно произносить слова и строить фразы, нередко они быстро и часто говорят, не понимая смысла услышанного. Страдает как спонтанно появляющаяся речь, так и повторение за логопедом, описание предметов и картинок или чтение вслух.

Комбинация симптомов сенсорной и моторной афазии дает в итоге клинику сенсомоторного расстройства, как наиболее тяжелого среди всех . Больной при этом не понимает других и не может сам нормально говорить.

Степень утраты своей речи и возможность распознавать правильно разговор окружающих людей будет зависеть от индивидуальных особенностей и серьезности имеющихся повреждений.

Этот сложный вид афазии еще называют тотальным из-за нарушения всех аспектов речевых функций человека. Нередко он может сочетаться с другими неврологическими проявлениями (например, с ) или общими симптомами (рассеянность, апатия, сонливость).

Лечебная помощь

Для больных с афазией необходима организация двух направлений лечения.

Прогноз зависит от индивидуальных особенностей каждого пациента — его возраста, состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний и семейной предрасположенности, а также от локализации и размеров очага поражения в коре головного мозга.

В любом случае восстановление будет более успешным при раннем начале восстановительной работы и выполнении всех рекомендаций врача в полном объеме, а также при активном участии и помощи родных и близких пациента с афазией.

Характерные особенности речевых расстройств могут быть использованы для постановки синдромального диагноза, имеющего топическое значение. На основании нарушений беглости речи, понимания и повторения различают восемь классических синдромов корковой афазии. Эти синдромы речевых расстройств наблюдаются приблизительно у 60 % всех больных с афазией. Большинство оставшихся «атипичных» афазий обусловлено очаговым поражением подкорковых структур головного мозга. Большое значение при клинико-анатомических сопоставлениях имеет время возникновения афазии. Вскоре после острого нарушения мозгового кровообращения деафферентация, отек и другие механизмы диашиза приводят к появлению чрезвычайно выраженных неврологических дефицитов. Позднее, благодаря пластичности нервной системы происходит восстановление функций и уменьшение неврологического дефицита. Синдромы афазии имеют максимальное топико-диагностическое значение в пределах от 3 недель до 3 месяцев после их возникновения. А. Афазии вследствие поражения зон мозга вокруг сильвиевой борозды.

Афазия Брока.

У больных с афазией Брока наблюдаются: (1) нарушение беглости речи, дизартрия, затруднение речи; (2) нарушение повторения; (3) относительная сохранность понимания речи с легким затруднением понимания синтаксических и сравнительных грамматических конструкций. У больных отмечается «телеграфный» стиль речи, в речи содержатся имена существительные и глаголы с пропусками небольших соединительных слов. У большинства больных наблюдается брахиофациальный гемипарез. У больных часто имеет место фрустрация вследствие дефекта речи и повышен риск развития депрессии.

Очаги поражения, вызывающие афазию Брока , находятся в задних отделах нижней лобной извилины (центр Брока) и могут захватывать окружающую моторную, премоторную области коры и подлежащее белое вещество. Очаги поражения, ограниченные только центром Брока, вызывают легкую преходящую афазию и более постоянную дизартрию.

Центр Брока кровоснабжается верхней ветвью средней мозговой артерии.

Латеральная поверхность левого полушария большого мозга.
Поля 44 и 45 Бродмана соответствуют зоне Брока, а поле 22 - зоне Вернике. Поля 41 и 42 соответствуют первичной слуховой коре.
Эти поля расположены глубоко в сильвиевой борозде и не видны на снимке боковой поверхности полушария большого мозга.
Поле 40 представляет собой надкраевую извилину, а поле 39 - угловую извилину.
Названия извилин и соответствующие им поля Бродмана приведены в таблице ниже.

Афазия Вернике.

У больных с афазией Вернике выявляется беглая речь с хорошей артикуляцией, без затруднений ее продукции и почти всегда засоренная парафазиями и неологизмами. Параллельно этому нарушается повторение. Ведущим симптомом афазии Вернике является выраженное нарушение понимания речи. Наблюдается два типа поведенческих реакций в ответ на нарушение понимания речи. Чаще всего в остром периоде больной не осознает своего дефекта, невозмутимо давая неадекватные и избыточные с элементами парафазии ответы на вопросы врача. Реже больные находятся в раздраженном или параноидальном состоянии, возможно, из-за неспособности понимать речь окружающих. Часто наблюдается верхнеквадрантная гомонимная гемианопсия. Тем не менее, отсутствие более выраженных двигательных и чувствительных расстройств, беглая речь пациента могут привести к ложному медицинскому заключению о наличии у него спутанности сознания или психоза.

Афазия Вернике наблюдается при поражении задней трети верхней височной извилины (центр Вернике или слуховая ассоциативная зона). Размер очага повреждения может значительно варьировать, поэтому повреждение часто распространяется на среднюю височную извилину и нижнюю теменную долю.

Центр Вернике кровоснабжается нижней ветвью средней мозговой артерии.

Глобальная (тотальная) афазия.

Наиболее тяжелая форма афазии , называемая глобальной, характеризуется тяжелым нарушением экспрессивной речи, выраженным расстройством понимания и нарушенной способностью к повторению. Спонтанная речь часто отсутствует, или больной произносит только несколько стереотипных звуков. Нарушены или невозможны чтение и письмо. Почти всегда наблюдается сопутствующая гемиплегия. Часто отмечаются гемианестезия и гемианопсия.

При типичном инсульте в патологический процесс целиком вовлекается зона вокруг сильвиевой борозды, включая центр Брока в нижней лобной извилине, центр Вернике в заднем отделе верхней височной извилины и лежащую между этими центрами кору лобной и теменной долей. В редких случаях изолированное поражение центров Брока и Вернике вызывает глобальную афазию без гемипареза. Зона вокруг сильвиевой борозды кровоснабжается ветвями средней мозговой артерии. Окклюзии внутренней сонной и средней мозговой артерий являются наиболее частыми причинами глобальной афазии.

При этой, часто встречающейся форме афазии распадает­ся представление о звуках, умение различать их на слух. Боль­ной может принять один звук за другой, спутать их и в резуль­тате не разобрать звучания слова. В русском языке особенно легко смешиваются между собой такие сходные звуки как «п» и «б», «д» и «т», «з» и «с» и т.д. (слово «почка» больной вос­принимает как «бочка», а слово «дочка» -как «точка» и т.п.). Физический слух, т.е. способность слышать вообще, остается при этом сохранной. В результате страдает понимание речи: больной слышит одно, а воспринимает другое. Такая форма афазии, при которой больной плохо понимает речь, носит на­звание афазии Вернике - по имени немецкого ученого, впер­вые описавшего ее. В настоящее время ее чаще называют сен-сорной афазией. Больные с сенсорной афазией, как правило, сами говорят много, торопливо, сбивчиво, с разнообразными ошибками. Они не контролируют (не слышат) того, что произ­носят, и пытаются восполнить это многоречием (вдруг что-ни­будь да окажется «в точку»). Не в состоянии они и написать то, что хотели бы сказать. Такая афазия обусловлена пораже­нием височной доли мозга (рис. 4а).

Расположение очагов поражения левого полушария мозга при различных формах афазии

а - при сенсорной афазии, б - при акустико-мнестической афазии, в - при афферентной моторной афазии, г - при семантической афазии, д - при динамической афазии, е - при эфферентной моторной афазии. (поЛурия)

Рис. 4.

Моторная афазия

Существует еще одна распространенная форма афазии, которая проявляется в том, что больные теряют способность говорить, т.е. не могут произносить звуки речи и слова. Она носит название моторной. Ее называют также афазией Бро­ка - по имени ученого, впервые описавшего ее.

Больные с моторной афазией либо совсем не говорят, либо ис­кажают звуки речи, либо заменяют один на другой из-за того, что органы артикуляции принимают неправильное положение в поло­сти рта. В этом случае распадаются сами схемы артикуляции. Речь больных, потерявших артикуляционные схемы звуков, прерыва­ется паузами (поиски артикуляционной позы). В ней много оши­бочных звуков, затрудняющих понимание окружающими того, что говорит больной. Иногда, замечая свои ошибки, больной либо рез­ко сокращает попытки говорить, либо вовсе отказывается от речи.

Почему же органы артикуляции - язык, губы, челюсти могут действовать, когда больной ест, пьет, дышит, напевает мелодию без слов и т.п., и так несостоятельны, когда больной пытается говорить? Дело в том, что помимо способности дви­гаться, непосредственно зависящей от состояния мышц, рече­вым органам нужна еще способность сформировать звук, при­вести в соответствие все многочисленные группы мышц, уча­ствующие в артикуляции. Команду о том, как себя вести, мыш­цы получают от мозга, причем от его определенного участка, где они имеют свою «прописку». Если этот участок поврежден, то команда не поступает совсем или поступает в искаженном виде, неправильной. В результате - вместо «стол» получается «слот», вместо «папа» «мапа» и т.п. Такая афазия обозначена А.Р. Лу-рия как афферентная моторная. Она возникает при пораже­нии нижнетеменной доли (рис. 4в). Если же больные затруд­няются в произнесении серии звуков речи, т.е. слов, даже буду­чи способными произносить отдельные звуки речи, то имеющу­юся у них афазию называют эфферентной моторной. При ней очаг поражения расположен в премоторной зоне мозга (рис. 4е)

Из сказанного ясно, что оперирование звуками речи - различение их на слух и произнесение - крайне важно для способности говорить. Недаром эти процессы регулируются ос­новными речевыми зонами мозга.

Амнестическая, акустико-мнестическая афазия

Если больной не может правильно слышать или произно­сить звуки речи, то неизбежно будет затруднено понимание или произнесение им слова.

Существуют однако формы афазии, при которых больные плохо владеют словом по другим причинам. Это прежде всего забывание названий предметов, а нередко действий, качеств и пр. Больной знает, что он хочет сказать, знает основное назна­чение, функцию предмета, о котором идет речь, но не находит его названия. Например, он говорит: «Мне нужен... ну как его... такой длинный узенький... ну чем рисуют... (имея в виду карандаш)», или «Я люблю такой сочный, сладкий, в желтой кожуре, растет на юге» (апельсин).

Конечно, хорошо знакомые слова исчезают из памяти реже. Они прочнее входят в речь и остаются в случае болезни дольше. Обычно это названия бытовых предметов, слова этикета - «здрав­ствуйте», «спасибо», «до свидания» и им подобные, связанные с профессиональной деятельностью человека или же его постоян­ными непрофессиональными интересами - увлечениями. Особен­но часто забываются имена собственные: фамилии, географичес­кие названия и т.д. Часто во время поиска нужного слова речь боль­ного сопровождается вставными оборотами, отражающими доса­ду. Например, вспоминая слово «телефон», больной говорит: «Ах, черт... звонить... алло... ну, как же я забыл?.. У меня дома есть... такой... ну, конечно, знаю... черт возьми!., забыл...»

Забывание слов в большинстве случаев не простое выпа­дение из памяти названия предмета. Сложность этого явления состоит в том, что теряются, обедняются смысловые связи меж­ду словами, а также страдает понимание переноса смысла слов, синонимов, антонимов и т.д. Так, больные с нарушениями сло­варя часто не могут найти обобщающего слова для группы од­нородных предметов (одежда, мебель, посуда и т.д.), выраже­ние «золотая голова» понимают буквально: голова, сделанная из золота и т.д. Афазию, при которой главным симптомом яв­ляется забывание слов, издавна называют амнестической. Если при этом нарушается и способность удерживать в памя­ти только что воспринятую речевую информацию, т.е. если страдает оперативная слухоречевая память, то такую афазию обозначают как акустико-мнестическую. За эту функцию от­вечает задневисочная область левого полушария (рис. 46).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ Динамическая и семантическая афазии

Слово - основная единица языка, имеющая смысл. Есте­ственно, что недостаток слов не позволяет построить полноцен­ное предложение. Однако бывает так, что больной знает все слова, которые входят в предложение, правильно артикули­рует звуки, а соединить их вместе не может. Почему же в его речи практически нет предложений? Почему она состоит из отдельных слов? Прежде всего потому, что он «забыл» прави­ла грамматики, потерял «чувство языка». Без этого становит­ся невозможным правильное согласование слов между собой, и они начинают употребляться в исходной форме. Например, вместо «мужчина читает газету» больной может сказать «муж­чина... читать... газета...» Или же он употребляет неправиль­ную грамматическую форму, аналогично тому, как это дела­ют иностранцы. Например, «мужчина... читать... газетой...». Особенно трудно больным составлять сложную фразу с прида­точными предложениями или причастными оборотами. Они практически отсутствуют в речи этих больных.

За такие языковые навыки отвечают зоны мозга, распо­ложенные в заднелобных отделах левого полушария, благода­ря которым человек усваивает и использует в течение жизни правила грамматики.

Форму афазии, когда больной не может правильно связать одно слово с другим, не может заранее составить «внутри себя» программу того, что будет говорить, А.Р. Лурия назвал дина­мической. Этим названием он подчеркнул, что страдает дина­мичность речи, в то время как отдельные единицы - звуки, слоги, слова могут быть произнесены. Она возникает при по­ражении заднелобной коры левого полушария (рис. 4д).

Существуют и другие грамматические знания, например те, которые позволяют нам понимать сложные обороты речи, называе­мые условно логико-грамматическими. Например: «ПетЮ ударил Ваня», «письмоподругИ» и «письмоподругЕ»,«отецбрата» -«брат отца» и т.д. Для того, чтобы понять эти конструкции, необходимо вычленить грамматический элемент, от которого зависит общий смысл данного оборота речи, и расшифровать, понять его. Так, обо­рот «письмо подруги» становится сразу понятным, если добавить слова «от моей». Фразу «письмо от моей подруги» трудно истолко­вать ошибочно, поскольку в ней присутствуют опорные, вспомога­тельные слова от моей. В логико-грамматических оборотах речи их нет, поэтому смысл зависит здесь лишь от грамматического эле­мента в данной конструкции, а именно от окончания в слове «под­ругИ ». Поэтому они так трудны для данного контингента больных.

Знаменитый русский лингвист Л.В. Щерба придумал шуточ­ный текст, который ярко демонстрирует роль грамматических эле­ментов в обозначении (кодировании) смысла. В этом тексте нет ни одного слова, которое существовало бы в русском языке, однако грамматическое оформление их соответствует правилам русской грамматики. Прочтите этот текст и попытайтесь расшифровать его. Как ни странно, вы увидите, что у вас складывается определенное мнение о содержании «текста». Итак: «Глокая Куздра штеко буд-ланула Бокра и курдячит бокренка». Наиболее распространенное толкование «ГлокойКуздры» выглядит следующим образом: «Ка­кое-то животное сильно толкнуло или ударило другое животное и нянчит его детеныша». Вот так, опираясь на значение граммати­ческих элементов, можно объяснить, на первый взгляд, бессмыс­лицу. Следовательно, грамматика - это не только правила связи слов в предложении, но и дополнительные значения смысла слов. Так, пальчик - это не просто палец, а маленький палец. Указание на размер содержится в грамматическом элементе слова, а именно в суффиксе -чик. Понятно, что слова «приплыть», значения в результате соединения сло­ва «плыть» с разными грамматическими элементами.

В логико-грамматических оборотах речи грамматические элементы выступают в наиболее сложном виде. Они несут не добавочную, а основную смысловую нагрузку. Не зная, что ви­нительный падеж существительного Петя имеет окончание -то, мы не сможем понять, что в обороте «Петю ударил Ваня» Ване отведена роль драчуна, а Пете - того, кого побили. Оши­бочное понимание оборота в данном случае провоцируется к

тому же обратным порядком слов в предложении, допустимом в русском языке, но редко используемом в речи.

Афазия, проявляющаяся в трудностях понимания логико-грамматической стороны речи, а также слов, значение которых рез­ко меняется от наличия или отсутствия грамматического элемен­та, называется семантической. Возникает она при поражении осо­бой зоны, расположенной на стыке сразу трех областей мозга - те­менной, височной и затылочной долей полушария (рис. 4г).

Мы остановились выше на формах афазии, связанных с нарушением в использовании основных единиц языка: звуков речи, слов, предложений. При этом были представлены не все формы афазии, а лишь наиболее часто встречающиеся.*

В рамках каждой из них могут выступать, как уже обсуж­далось, расстройства письма и чтения. Нарушения способное-ти писать носит название дизграфии, а читать - дислексии.

«уплыть», «зап­лыть» имеют совсем разныеПисьмо и чтение

Письмо менее прочный навык, чем устная речь, посколь­ку осваивается ребенком позже, что совпадает с более поздним появлением письменной речи в истории человечества. Поэтому больной скорее ошибется при письме, чем в устном высказыва­нии. Практически любые расстройства устной речи, связанные с использованием средств языка (звуков, слов, фраз), при афа­зии проявляются и в письме. Это происходит потому, что как устная, так и письменная речь представляют собой разные спо­собы выхода наружу внутренней речи, которая всегда предше­ствует тому, что человек хочет сказать или написать. Эту внут­реннюю речь часто называют замыслом. Здесь необходимо не только преобразование замысла высказывания в соответствую­щие единицы речи (звуки, слова, фразы), но и перешифровка звуков речи (точнее, заключенных в них фонем) в букву (графе­му). Если связь фонемы и графемы до заболевания была полнойи прочной, то она сохраняется в той или иной мере даже при грубых нарушениях устной речи. В противном случае она рас­падается, и требуется «посредник» для того, чтобы фонема и графема вновь соединились. Главным посредником в этом яв­ляется артикуляция. Ведь ребенок учится писать, усиленно проговаривая каждый звук, который должен превратиться в букву.Как мы уже знаем, существуют формы афазии (сенсорная и моторная), при которых страдают преимущественно звуки речи. Одни больные не различают их на слух, другие - не знают, как про­изнести. Эти «неполноценные» звуки большинству больных труд­но использовать в качестве посредников для того, чтобы перевести в буквы. Вследствие этого возникают специфические ошибки в пись­ме. В письменной речи афазиков выступают также ошибки в упот­реблении слов, но это является отражением общего дефекта.

Ниже приведены образцы письма больных с афазией:

Моторная афазия

Очень важно, на наш взгляд, остановиться на том, что со­стояние именно письменной речи часто отличает афазию от ди­зартрии. Внешне достаточно легко спутать нарушения устной речи при афазии с дизартриями, поскольку дизартрия явля­ется так же, как и афазия, следствием локального поражения (очага) в одной из речевых зон мозга. При афазии больной оши­бается в звуках речи, словах и грамматике, потому что поте­рял должное представление об их роли в языке. При дизарт­рии же все эти «языковые» представления остаются сохран­ными, но больной не может говорить «по техническим причи­нам» - из-за паралича (пареза) речевой мускулатуры. У этой категории больных, в отличие от больных с афазией, нет «сбо­ев» во внутренней речи, поэтому в письменной форме они мо­гут выразить свой замысел, а в устной - нет, так как у них отсутствуют нарушения письма как таковые.

Таким образом, при афазии нарушается и устная речь, и письменная (как правило, письменная речь страдает более гру­бо), при дизартрии - преимущественно устная.

Все сказанное справедливо для русского языка и языков с фонетическим, как говорят лингвисты, письмом, когда звуки речи записываются в виде букв. Однако существуют и другие языки, где иная система письма, например, японский, китайс­кий и им подобные, в которых пишут рисунками-знаками, обо­значающими целое слово или предложение - иероглифами. В старину иероглифы изображали то или иное понятие и по ри­сунку можно было догадаться, о чем идет речь. Со временем ри­сунки становились все более условными. Они принципиально по-другому, чем при звуковом (фонетическом) письме, переда­ют информацию. Иероглиф - это не буква, и ему соответствует не звук речи, а целое слово. Поэтому человек, пишущий иерог­лифами, может написать слово, даже если не знает, какие в него входят звуки. У больного-афазика японца или китайца, допус­кающего ошибки в звуках при устной речи, не бывает, как пра­вило, ошибок в письме. Другое дело, если этот больной затруд­няется в выборе нужного слова. Тогда он может вместо одного иероглифа написать другой, и в его письме появятся ошибки.

Современные научные разработки позволяют говорить о том, что буква - это продукт деятельности левого полушария, а иероглиф - правого. Поскольку к афазии приводят в основ­ ном левополушарные очаги, то «левополушарная» буква ока­зывается нарушенной, а «правополушарный» иероглиф - нет.

Письмо и чтение по существу очень похожи, т.к. имеют дело с общим средством передачи информации, с общим зна­ком, а именно - с буквой. Чтение по структуре проще пись­ма, т.к. здесь необходимо только узнавать уже готовые буквы и слова, а при письме - самостоятельно изображать их. По­этому чтение при афазии нарушается обычно в меньшей сте­пени, но качественно так же, как и письмо.

Вместе с тем, существует и особый вид нарушения чтения. Как правило, он выступает изолированно, т.е. без афазии, но может и сочетаться с ней. Этот вид расстройства чтения прояв­ляется в том, что больной перестает узнавать букву. Он либо совсем не воспринимает ее графический образ, либо восприни­мает искаженно: чаще всего больные путают направление эле­ментов, составляющих букву (расположение вверху-внизу, справа-слева и т.д.). Этот вид дислексии (алексии, если способ­ность читать потеряна полностью) носит название оптической*

Оптической эта алексия названа потому, что мы воспринимаем букву опти­чески, т.е. зрительно.

Некоторые больные с этой формой нарушения чтения совсем не могут читать, т.к. вообще не узнают букв, другие - допускают при чтении разнообразные ошибки, связанные с искажением восприятия буквы. Поскольку узнавание буквы происходит очень медленно, больные часто прибегают к чтению по догадке и делают в связи с этим много смысловых ошибок. В то же вре­мя больные с дислексией (алексией), независимо от ее вида, в состоянии узнавать слова, которые они прежде часто читали, а теперь воспринимают целиком, как картинку, точнее как иероглиф. Например, слова СССР, ЛЕНИН, МОСКВА и др., а также ряд слов и фраз, хорошо знакомых в связи с професси­ей, жизненными интересами и склонностями. Многих род­ственников удивляет, что больной, не умеющий ни говорить, ни писать, не помнящий ни одной буквы, способен вдруг отыс­кать в программе телевидения интересующую его передачу или прочитать газетный заголовок. Эти больные не прочитывают, а узнают слова и заголовки по тому же принципу, по которому узнают иероглифы. Так что способность больных с тяжелой формой афазии кое-что прочитывать не опровергает карди­нальных теоретических положений об афазии, а иллюстриру­ет те многочисленные тонкости, которые присущи расстрой­ству такой сложной функции как речь.

Итак, инсульт или черепно-мозговая травма приводят к тяжелому расстройству речи, которое носит название афазии. Афазия может выступать в различной форме, в зависимости от того, где, в каком участке мозга локализован очаг поражения и соответственно от того, какие средства языка (звуки, слова или предложения) становятся недоступными или не вполне доступ­ными для использования в речи. Однако при любой из форм не бывает изолированного нарушения только звуков речи или толь­ко слов, или только предложений. Не может быть также изоли­рованных нарушений только устной или только письменной речи. Афазия - это системное расстройство речевой функции человека. Только при одной форме афазии главным будет нару­шение звуков речи, а нарушения слов, предложений, письма, чтения будут вытекать из этого первичного дефекта; а при дру­гой - будут страдать прежде всего слова, а все остальные рас­стройства будут являться следствием этого нарушения.

Помимо общих черт, характерных для группы больных с той или иной формой афазии, могут иметь место индивидуаль­ные проявления афазии, которые зависят от характера боль­ного, его образования, профессии, уклада жизни до заболева­ния и т.д. Это необходимо учитывать, имея дело со взрослым больным, личность которого и социальное положение к момен­ту заболевания уже были сформированы.

Наконец, следует иметь в виду, что разные больные, даже с одной и той же формой афазии, могут существенно различать­ся по степени активности, так как мозг разных больных по-разному реагирует на «поломку». У одних больных резко вы­ражено так называемое охранительное торможение: они инер­тны, часто «застревают» на каком-либо действии, не в состоя­нии перейти к следующему. В разное время дня и в разные пе­риоды заболевания степень общей заторможенности таких больных также может быть неодинаковой. У других больных наблюдается суетливость, непоследовательность в поведении. Для обеих групп больных характерна повышенная утомляе­мость, они быстро устают и как бы выключаются из активной

деятельности. Это объясняется тем, что восстановлением энер­гозатрат ведают образования, расположенные в глубинных (верхнестволовых) отделах мозга. Из-за наличия очага пора­жения нарушаются нервные связи, и нейроны коры головно­го мозга испытывают затруднения в восполнении истраченной энергии. Часто родственники таких пациентов считают их ле­нивыми, жалуются на то, что они не прикладывают должных усилий к лечению и обучению. Необходимо предостеречь род­ных больного от подобных поспешных выводов. Наши много­летние наблюдения свидетельствуют о том, что ленивых боль­ных практически не существует. Только в исключительных случаях больные проявляют инертность, связанную с ленью как с чертой характера. Как правило же, недостаточная актив­ность больного - результат либо индивидуальной реакции на болезнь, либо распространения очага поражения в глубокие зоны мозга или в его самые передние лобные области, являю­щиеся главными регуляторами психической деятельности че­ловека. Поэтому, прежде чем упрекать больного в лености, следует выяснить, не является ли такое состояние следствием заболевания, а затем продумать ряд мер по вовлечению его в активную деятельность, по уменьшению истощаемости его внимания и т.д. Установлено, что мышечная активность уве­личивает энергоресурсы мозговых структур, обеспечивающих активность, необходимую для нормального поведения.