Меню

Транссибирская железная дорога. Направление Транссибирской магистрали, история строительства

Все о газоне


5 октября отметила 100-летие Транссибирская железнодорожная магистраль – самая длинная на планете. Ее протяженность - 9288,2 км. Начальный пункт Транссиба - Ярославский вокзал Москвы, а конечный пункт - вокзал Владивостока. Ее строили 25 лет, дорога проходит через 8 часовых поясов, через Европу и Азию, 11 областей, 5 краев, две республики и одну автономную область, 88 городов, пересекает 16 крупных рек. В этом обзоре история создания дороги тысячелетия.

30 марта 1891 года главою российского государства был издан указ о начале строительства пути через всю территорию Сибири. Созданный на его основе государственный комитет вынес постановление, в котором одобрял такое важное задание и приветствовал использование отечественных трудовых и материальных ресурсов для великого дела.

Первый этап строительства


В мае этого же года состоялась торжественная закладка первого камня, в которой принимал непосредственное участие будущий российский император Николай. Создание транссибирской дороги началось в очень сложных условиях. На всём протяжении пути стояла вековая тайга, а около Байкала строителей ждали скалы. Чтобы укладывать шпалы, приходилось взрывать и создавать насыпи.


На проведение планов Государя в жизнь потребовались огромные денежные средства. Первоначальная смета была рассчитана на 350 млн рублей. Если учесть разницу в весе современной российской валюты и полновесного золотого рубля, то проект покажется очень дорогим. Для уменьшения финансовых затрат к строительству привлекалась дармовая рабочая сила: солдаты и каторжане. На пике строительства в работах были задействованы 89 тысяч человек.

Необыкновенные темпы


Железнодорожная магистраль укладывалась с небывалой по тем временам быстротой. За 12 лет строители успели создать 7,5 тысяч километров первоклассных путей, хотя за истекший период им приходилось преодолевать много трудностей. Такими темпами не работали ни в одной стране.


Для укладки шпал и рельс использовались самые примитивные механизмы и инструменты: ручные тачки, лопаты, топоры и пилы. Каждый год прокладывали около 600 км дороги. Рабочие трудились не покладая рук, порой до полного упадка сил. Суровые условия Сибири негативно влияли на здоровье, и многие строители окончили жизнь во время работы.

Инженерные кадры


Во время строительства в проекте участвовали многие известные в то время в России инженеры. Среди них большой популярностью пользовался Орест Вяземский, стоивший большой участок в Уссурийской тайге. Станция Вяземская названа именно в его честь и сегодня хранит имя великого русского специалиста. Соединением железнодорожными путями Новосибирска с Челябинском занимался другой специалист в области строительства – Николай Гарин-Михайловский. Он сегодня больше известен потомкам по своим литературным произведениям.


Свой участок дороги инженер закончил в 1896 году. Участок между Иркутском и Обью строился Николаем Межениновым. Сегодня он известен, как Среднесибирская дорога. Проектированием и строительством моста через Обь занимался Николай Белелюбский. Он являлся знатоком и экспертом в механике и создании двигателей. Работы по прокладке Среднесибирского участка магистрали завершились в 1899 году.


Круглобайкальским участком дороги занимался Александр Ливеровский. Строительство проходило в очень сложных природных условиях. Город Уссурийск соединили с Гродеково железнодорожными колеями в 1901 году. Благодаря удачному окончанию участка Владивосток получил постоянную удобную связь с центром страны. Европейские товары и пассажиры получили более быстрый и удобный путь к Тихому океану.

Расширение проекта


Строительство нового пути из центральных районов России на Дальний восток создало экономические предпосылки для дальнейшего роста экономики края. Дорогостоящий проект начал давать и практическую пользу. Некоторые проблемы принесла война с Японией. В это время грузопассажирский поток по железной дороге уменьшился во много раз из-за ограничений на нескольких участках.


Магистраль могла пропускать за сутки всего 13 составов, что было слишком мало для народного хозяйства и армии. Совет министров 3 июня 1907 на очередном заседании решил расширить транссибирскую магистраль. Для этого нужно было проложить дополнительную колею. Руководство строительством передали Александру Ливеровскому. Уже к началу 1909 года дорога в два раза увеличила свою пропускную способность.


Руководство страны решило, что одним из основных негативных факторов, оказавшим влияние на ход и результат войны с Японией, было плохое транспортное сообщение между Владивостоком и европейской частью страны. Среди особо важных задач правительство выделило расширение железнодорожной сети. После совещания Совета министров началось создание Минусинско-Ачиинского и Амурского участков магистрали. Общая длина пути составила почти 2 тысячи км.

Окончание строительства


Проект подошёл к своему завершению в 1916 году. Железнодорожный путь соединил Челябинск с Тихим океаном. Тогда же окончилось возведение моста через Амур и Амурской магистрали. Для удобства эксплуатации всю дорогу разделили на четыре участка. Железнодорожные перевозки росли с каждым годом и достигли к 1912 году цифры в 3,2 млн пассажиров. Существенно выросли и перевозки грузов. Магистраль стала давать большой доход стране.

Восстановление после разрушения


Огромный ущерб нанесла магистрали Первая мировая война. Было разрушено много километров путей, сильно пострадали мосты и служебные сооружения. Даже знаменитый мост через Амур стал жертвой революции и получил повреждения. Новая власть поняла всю важность железнодорожного сообщения и уже в 1924-1925 годах занялась восстановлением магистрали. Прошла реконструкция и железнодорожного моста через Амур. В 1925 году Транссиб стал полностью функциональным.

Наша страна может гордиться многими достижениями в различных отраслях народного хозяйства. Одним из таковых является Транссибирская магистраль, которая по праву считается самой длинной железной дорогой в мире. Ее строительство заняло не одно десятилетие еще при существовании Российской империи, продолжалось при СССР и подошло к завершению уже во времена существования Российской Федерации. Направление Транссибирской магистрали позволяет добираться с европейской части России до самого Дальнего востока. Но обо всем по порядку.

Идея строительства

Сибирские земли обладали огромных количеством природных ресурсов. Однако доставка их в европейскую часть страны была затруднена. Идею строительства железной дороги высказал губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев- Амурский еще в 1857 году. Однако правительство одобрило проект только к 80-м годам. Это объяснялось тем, что у идеи нашлось очень большое количество противников. Они критиковали все - трудоемкость, стоимость и даже предлагали тем, кто поддерживает необходимость строительства, проверить у психиатров. Однако решение было принято, и в 1886 году Александром III на письмо губернатора была наложена резолюция о том, что необходимо начать строительство железной дороги.

Для этих целей в 1887 году были организованы три экспедиции под руководством О. П. Вяземского, Н. П. Меженинова и А. И. Урсати для поиска оптимальных путей для прокладки рельсов. Согласно проекту, Транссибирская магистраль (Великий Сибирский путь) должна была состоять из трех участков - Южно-Уссурийского, Среднесибирского и Забайкальского. Экспедиции были завершены за несколько лет, и в 1891 году Комитет по сооружению Сибирской железной дороги утвердил облегченные технические условие строительства и принял решение о начале работ. Однако строительство Транссибирской магистрали не ограничилось только этими тремя участками. К ней были добавлены также Западно-Сибирский и Амурский участки и Китайско-восточная железная дорога. Такой состав Транссибирской магистрали позволил соединить Европу и Азию сплошным железнодорожным полотном.

Начало строительства. Этап первый

Итак, Александр III поручил наследнику престола Николаю II провести закладку строительства железной дороги через Сибирские владения. Несмотря на высокую стоимость и потребность в большом количестве рабочей силы, было решено к работам привлекать только средства российской казны и отечественных специалистов. В 1891 году, 31 мая, был проведен молебен по поводу события и произведена закладка первого камня будущим наследником престола Николаем II во Владивостоке. На самом деле строительство Транссибирской магистрали было начато еще в марте на участке между Миассом и Челябинском.

Руководителем строительства был назначен А. И. Урсати, но из-за конфликтов с местными градоправителями ему пришлось отказаться от работы в проекте. Вместо него был назначен О. П. Вяземский. Он был инженером, что называется, от Бога и смог оптимизировать строительство, сократив путь на 17 километров. Это значительно уменьшило сроки и денежные затраты на прокладку рельсов.

Закончено строительство Уссурийского участка было в ноябре 1897 года. Его протяженность составила 729 километров. Железнодорожное полотно протянулось от Владивостока до Хабаровска.

Западно-Сибирский участок

Параллельно с уссурийским направлением в 1892 году было начато строительство Западно-Сибирской железной дороги от Челябинска до Оби. Руководить работами было получено К. Я. Михайловскому. Протяженность рельсов составила 1417 километров. Их укладка заняла всего 4 года благодаря использованию землеройной техники. В 1894 году началось рабочее движение в Омск, а через год дорога уже частично эксплуатировалась. В 1897 году были завершены мосты через Обь и Иртыш, и участок дорого смогли принять в постоянное использование.

Золотая середина Транссиба

Через два года после начала строительства Западно-Сибирской железной дороги была начата прокладка путей средней части великого проекта - Среднесибирской. Ее протяженность составила 1830 километров: от реки Обь до Иркутска. Это достаточно сложный отрезок, поскольку прокладка дороги шла большей частью по гористой местности. Строительство шло из двух мест в восточном направлении - от Оби и от Енисея. Дорога прокладывалась по вечной мерзлоте, из-за чего приходилось вносить некоторые изменения в проект. Но, не смотря на все трудности, в декабре 1895 года в Красноярск прибыл первый поезд. Все это стало возможным благодаря руководителю стройки - Н. П. Меженинову. Мосты через реки были спроектированы выдающимся мостовиком того времени Л. Д. Проскуряковым. Принята в эксплуатацию Среднесибирская железная дорога была в 1899 году.

Новый участок и новые трудности

Забайкальская железная дорога обошлась Российской империи в ¼ стоимости всей Транссибирской магистрали. Она должна была проходить от южного побережья Байкала до самого Хабаровска. Начато строительство было в 1895 году и продвигалось очень медленно из-за наводнений и вечной мерзлоты. Линия за 5 лет была достроена только до Сретенска (1105 километров).

Дальше стали возникать трудности еще больших масштабов. Начали обостряться политические разногласия на Дальнем Востоке, а казна государства переживала не лучшие времена и не могла в полном объеме финансировать строительство. В 1900 году работы были приостановлены. Также было решено создать паромную железнодорожную переправу через Байкал в связи с тем, что там, где прокладывалась Транссибирская магистраль, природные условия оказались слишком тяжелыми. А это замедляло ход всех работ. Было принято решение прокладывать дальнейшие пути через территорию Китая, чтобы поскорее присоединиться к Уссурийскому участку.

Однако ввиду плохой пропускной способности парома в 1903 году работы по строительству возобновили. Прокладывались пути по южному берегу озера. Наибольшую сложность представлял участок от порта Байкал до Култука - это сплошная каменистая гряда на протяжении более 80 километров

Дружба с Китаем. Не все начинания хорошо заканчиваются

Предложение министра финансов С. Ю. Витте было встречено благосклонно и после создания в 1895 году Русско-китайского банка, в 1896 году было подписано соглашение с правительство Поднебесной о строительстве Китайско-восточной дороги через территорию Манчжурии. Работы по возведению путей протяженностью в 3016 километров закончились в 1903 году.

Казалось бы, дорога строительство почти завершено, оставался только участок на побережье Байкала, который необходимо закончить, поскольку переправа не справлялась с растущими потребностями перевозок людей и грузов. И действительно, вдоль железной дороги в Манчжурии появлялись новые города за счет переселенцев из других областей Китайской империи. В итоге перенаселение привело к тому, что китайцы стали переезжать в регион Приморского края. Это обеспечивало территорию недостояющей рабочей силой.

Но в 1905 году в войне с Японией Россия потерпела поражение, и большую часть железной дороги, проходящей через Манчжурию, обязалась передать победителю (согласно Портсмутскому договору). Однако такая потеря только способствовала тому, что необходимо было построить Амурскую железную дорогу, чтобы соединить Уссурийский и Забайкальский участки Транссибирской магистрали.

Последний этап исторической стройки

Решение о прокладке путей на последнем участке пути было принято в 1908 году. Дорогу начали протягивать от станции Куэнга, которая расположена между Читой и Сретенском. На этом этапе пришлось осваивать новые способы укладки насыпи под шпалы, прокладывать тоннель в промерзшем грунте. Завершением грандиозного проекта стал мост через Амур. На него следует обратить особое внимание. Проектировался он инженером Проскуряковым, как и остальные мосты транссибирской магистрали. В 1916 году этот участок был введен в эксплуатацию и строительство магистрали было закончено.

Направления Сибирского пути

Несмотря на то, что завершены работы были еще в 1916 году, железная дорога неоднократно перестраивалась, появлялись новые ветки и узлы. Так, на сегодняшний день существует не одно направление Транссибирской магистрали, а четыре. Это обусловлено тем, что нужно было расширять подходы к железной дороге для увеличения объемов перевозки грузов. Включает основной ход, который имеет Транссибирская магистраль, - узлы крупнейших промышленных городов России - Москва, Ярославль, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск и Владивосток. Этот направление еще называют Северным. В исторический ход включены следующие транспортные узлы Транссибирской магистрали - Москва, Рязань, Рузаевка, Самара, Уфа, Миасс, Челябинск, Курган, Петропавловск. Остальные станции соответствуют основному ходу.

Значение Транссибирской магистрали

И на момент строительства, и на сегодняшний день социальное и экономическое значение Великого Сибирского пути нельзя переоценить. Прежде всего, благодаря этому железнодорожному пути стало возможным соединить европейскую часть России и выход в Европу с Востоком страны. Железная дорога проходит через 87 городов, пересекает 14 областей, 3 края и две республики, входящие в состав Российской Федерации. Такой путь позволил осуществлять миграцию населения и перераспределение человеческих ресурсов.

С экономической точки зрения Транссибирская магистраль (природные условия расположения которой не способствуют быстрой перевозке другими видами транспорта) позволила перемещать ресурсы из богатой ими Сибири к местам производства и потребления. Ежегодно осуществляются транспортировки огромных объемов грузов различного назначения.

Железная дорога практически через всю территорию России имеет значение даже в международном масштабе. Она дала возможность перемещать грузы и людей с Востока в европейские страны и в обратную сторону. Это, несомненно, улучшило международную экономику.

Развитие благодаря электрификации

По Транссибирской магистрали перевозкой грузов и людей занимались паровозы. Естественно, их мощность была ограничена, ей же ограничивалось и количество грузов. В 1929 году началась электрификация железной дороги, которая закончилась только в 2002 году. Так же, как и строительство самой магистрали, работы велись участками. Это ограничивало пропускную способность, поскольку на участках без электричества приходилось менять локомотив и уменьшать количество вагонов с грузом. Из-за этого перевозки затягивались во времени, что негативно влияло на экономические связи как внутри страны, так и вне ее. Однако благодаря электрификации развитие Транссибирской магистрали продолжилось.

В 2014 году был утвержден план реконструкции и модернизации железных дорог России. Его предполагается осуществить до 2018-2020 гг. Такие меры принимаются для того, чтобы еще больше увеличить пропускную способность Транссибирской магистрали по перевозке грузов и пассажиров.

Что же дадут инвестиции? Как минимум, они повлекут за собой увеличение пропускной способности Транссиба, а как максимум, сделают возможным обновление локомотивов, вагонов, путей, модернизацию различных участков и самоокупаемость. Такие перспективы Транссибирской магистрали помогут дальнейшему развитию регионов, через которые она проходит.

Некоторые интересные факты

Прежде всего, Транссибирская магистраль является самой длинной железной дорогой в мире. Этот путь соединяет два континента - Европу и Азию. На их границе установлен памятный знак (возле города Первоуральск). На участке Сковородино - Могоча отмечаются самые суровые климатические условия. Самый длинный железнодорожный мост находится на реке Амур. Самый большой вокзал на пути следования расположен в Новосибирске. Самый напряженный, скоростной и унылый участок находится между Омском и Новосибирском. А на станции Слюдянка-1 построен единственный в мире вокзал из мрамора в качества памятника труду строителей магистрали.

Судьба Транссибирской магистрали напоминает миф о Сизифе, которого боги приговорили поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. По логике этих самых богов, не было ничего ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд. Понятно, что Транссиб для России — это больше, чем просто железная дорога, поэтому об ее бесполезности никто не говорит. Но нечеловеческий труд, с которым возводили Транссиб, можно было назвать сизифовым.

Транссибирская магистраль. Фото: Пресс-служба РЖД

Судите сами: когда Александр III принял окончательное решение, что нельзя откладывать строительство дороги, которая свяжет Европу и Азию, от помощи западных промышленников отказались, так как боялись усиления влияния иностранных капиталов на Дальнем Востоке . Строить решили на свои средства и своими руками, а точнее руками ссыльных арестантов, солдат, местных крестьян и тех, кто приезжал на стройку самой длинной железной дороги в мире из европейской части страны. В разгар работ в стройке участвовали около 90 тысяч человек.

Началось грандиозное строительство в 1891 году. За первые 12 лет было проложено 7,5 тысячи километров путей, причем практически вручную, без применения сложной техники. По темпам строительства и объему работ Великий Сибирский путь не знал себе равных в мире. Мало того, сразу дорогу построить не удалось. Оставалось возвести последние 2 тысячи километров путей, которые соединили бы Хабаровск и Сретенск (Забайкальский край). Но из-за сложных климатических и геологический условий в Амурской области решили строить дорогу через Маньчжурию. Так в 1903 году появилась Китайско-Восточная железная дорога, и Европа получила выход к Тихому океану.

Однако история борьбы за стальную колею на этом не закончилась. После Японской войны стало понятно, что пропускная способность дороги слишком низкая. Решили менять рельсы на более тяжелые, класть дополнительные шпалы, перестраивать мосты. Кроме того, нужно было достроить Кругобайкальскую дорогу , так как с западного на восточный берег озера поезда приходилось перевозить на пароме. А еще война с Японией показала, что железная дорога, пролегающая по территории другой страны, — это опасно, ненадежно и неудобно. И снова лопату в руки! С 1907 по 1915 год возводили Амурскую железную дорогу, которая заменила стоившую стольких жизней и труда КВЖД. Сквозное движение от Челябинска до Владивостока открыли только в 1916 году, а сама магистраль была поделена на Сибирскую, Забайкальскую, Амурскую и Уссурийскую железные дороги.

Но худшее было впереди: Гражданская война варварским ураганом прошлась по Транссибу. Была уничтожена большая часть вагонов, рельсы разворотили, сожгли мосты, в том числе и грандиозные переправы через Амур и Иртыш, разгромили станции и устройства водоснабжения. Когда война, наконец, закончилась, стали срочно магистраль восстанавливать, причем совершенно безумными темпами. В марте 1925 года мытарства Транссиба закончились, и сквозное движение по нему осуществляется по сей день. Однако «сизифов камень» нужно снова поднимать на вершину: на данный момент пропускная способность Транссиба полностью исчерпана, в проекте — очередная глобальная стройка, на этот раз — второй линии Байкало-Амурской магистрали.

Факты о Транссибе

Самая западная станция Транссиба — Москва , самая восточная — Хабаровск (5 дней и 13 часов пути из Москвы), самая северная — Киров (12 часов от Москвы) и самая южная — Владивосток (6 дней и 2 часа пути).

Несмотря на то что официально конечной станцией Транссиба является Владивосток, на ветке на Находку есть более удаленные от Москвы станции — Восточный порт и мыс Астафьева. Таким образом, Транссиб на самом деле доходит прямо до Тихого океана. А на северной ветке можно считать конечной станцией Транссиба село Чугуевка.

На Транссибе расположено 87 городов. По пути из Москвы во Владивосток скорый поезд «Россия» делает 64 остановки, среди которых затесалась станция Ерофей Павлович — по имени поселка городского типа, расположенного в 4,5 дня пути от Москвы.

На Транссибирской магистрали расположен единственный в мире вокзал, целиком построенный из мрамора. Это станция Слюдянка-1, которая находится недалеко от берега Байкала (от Москвы примерно 3 дня и 5 часов). Возведение помпезного вокзала стало финальным аккордом эпопеи со строительством Кругобайкальской железной дороги. Кстати, в России нет больше здания, кроме этого вокзала, которое полностью было бы построено из нешлифованного байкальского мрамора. Добывают его в Слюдянке в открытом месторождении «Перевал».

Станция Слюдянка. Фото: Фотобанк Лори

Железная дорога пересекает 16 крупных рек, среди которых такие гиганты, как Волга, Кама, Енисей, Амур и Иртыш. Магистраль проходит по территориям 12 областей, 5 краев, 2 республик и 1 округа.

При строительстве Кругобайкальской железной дороги на каждый километр пути тратили 2 вагона взрывчатки — прорывались через скалы. Впоследствии дорогу прозвали «Золотая пряжка стального пояса России».

До мая 2010 года самым дальним поездом в мире был поезд № 53/54 Харьков - Владивосток (время в пути составляло чуть менее 7,5 дня). Теперь он ходит только до Уфы , однако беспересадочные вагоны сохранили. Кстати о вагонах. Самым дальним в мире является беспересадочный вагон Киев - Владивосток (время в пути также 7,5 дня).

Самый большой вокзал на Транссибе — Новосибирск-Главный . Он был построен в 1940 году.

Полюс холода Великого сибирского пути находится на участке Могоча - Сковородино (Забайкальский край и Амурская область соответственно). Хоть это и не самые северные точки на карте Транссиба, зимой здесь временами доходит до минус 60 градусов. Кроме того, на этом участке расположена сплошная зона вечной мерзлоты.

Самый длинный мост на Транссибе перекинут через Амур. Его построили в 1913–1916 годах. «Амурский красавец», как называли его местные жители, стал самым длинным мостом России и вторым по длине в мире. Пальму первенства тогда взял мост через Миссисипи. Проект «Амурского красавца» в 1908 году получил золотую медаль на Парижской выставке. Такая же есть у Эйфелевой башни. В 1992 году старый мост через Амур был демонтирован, рядом возвели совмещенный автомобильно-железнодорожный мост. Длина увеличилась с 2568 до 2616 метров.

Общая длина только самых больших мостов Транссиба (мост через Амур, Зейский мост, Камский мост, Енисейский мост, Обский мост, Иртышский мост) составляет 7 километров 177 метров.

Транссибирская магистраль. Кругобайкальская железная дорога. Фото: Фотобанк Лори

Фирменный поезд Москва - Владивосток с именем «Россия» появился 30 сентября 1966 года. В этот день и под этим именем он отправился в первый рейс. Окраска вагонов первоначально была вишневой, надпись выполнена большими металлическими буквами. Позже цвета вагонов менялись неоднократно. Начиная с 2000 года вагоны поезда «Россия» окрашиваются в цвет российского флага с обязательным трафаретом Государственного Герба Российской Федерации.

Варианты путешествия по Транссибу

Самый быстрый

Самым скоростным на Транссибе является фирменный поезд 1/2 «Россия», который проходит путь от Москвы до Владивостока за 6 дней и 2 часа. Долго? А проводники поезда «живут» на маршруте по 2 недели — едут туда и обратно. Зато потом полмесяца отдыхают.

Отправление «России» происходит с Ярославского вокзала, из Москвы — по нечетным числам, из Владивостока — по четным.

Автора данной статьи всегда волновал вопрос не о том, какая самая высокая точка Транссиба, а есть ли в вагонах душ. Отвечаем: душ есть, но не всегда! Дело в том, что специальный бытовой штабной вагон, в котором имеется душ и стиральная машина, отправляется из Москвы только 3, 7, 17, 21 числа, а из Владивостока — 10, 14, 24, 28 числа каждого месяца. А в остальные дни вместо бытового вагона цепляют штабной вагон с купе для пассажиров на колясках.

Самый туристический

Туроператоры разработали специальный маршрут на туристическом поезде «Золотой орел». Этот поезд по рейтингу Международного общества любителей железнодорожных путешествий (The Society of International Railway Travelers) входит в число 25 лучших поездов мира.

Купе в «Золотом орле» просторнее и имеют все удобства. Но самое главное, что по пути делаются остановки, и туристов возят на экскурсии: обзорные по крупнейшим городам Транссиба, в аутентичные деревни Бурятии, по берегу Байкала и так далее. Едет «Золотой орел» из Москвы во Владивосток 14 суток. В тур также входит однодневное проживание в отеле во Владивостоке. Цена зависит от класса вагона. Одноместное купе брать не имеет смысла — оно почти в два раза дороже. Кроме того, билеты «обратно» в стоимость не включены.

Самый обычный

Сейчас между Владивостоком и Москвой из пассажирских поездов по прямому маршруту курсируют только фирменный поезд «Россия» (в пути 6 дней) и нефирменный №100Э (в пути 6 дней 23 часа). Можно доехать с одной пересадкой. Она может быть, например, в Новосибирске, Тайге или Хабаровске. Причем маршрут с пересадкой займет даже меньше времени чем прямой на нефирменном поезде.

О том, как проехать по Великому Сибирскому пути от и до лежа на диване, мы подробно рассказываем в материале про . Изучить магистраль еще более детально можно и на сайте веб-энциклопедии Транссиба . Выбирайте, что вам больше по душе — монитор или настоящее окно поезда — и в путь по самой главной дороге России.

Транссиб, Транссибирская магистраль (современные названия) или Великий Сибирский Путь (историческое название) - это прекрасно оснащенный рельсовый путь через весь континент, соединяющий Европейскую Россию, ее крупнейшие промышленные районы и столицу страны Москву с ее срединными (Сибирь) и восточными (Дальний Восток) районами.

Это дорога, скрепляющая Россию - страну, протянувшуюся на 11 часовых поясов, в единый экономический организм, а главное, в единое военно-стратегическое пространство.

Если бы его не построили в свое время, то с очень большой вероятностью Россия вряд ли удержала бы за собой Дальний Восток и побережье Тихого океана.

Сейчас по Транссибу в плацкартных вагонах через всю страну едут иностранцы. Зачем им это надо? А затем, что Транссиб – это и есть Россия. Проехав по нему, понимаешь, на что ушли полтора миллиарда золотом, 34 года борьбы с вечной мерзлотой, непроходимыми горами и лесами, и что это такое - 9 тысяч километров до Тихого океана.

Транссибирская магистраль поставила множество рекордов, не превзойдённых до сих пор.

Дорога беспрерывно строилась 25 лет – с 1891-го по 1916 год, и обошлась российской казне в 1,5 млрд. рублей золотом. Ещё около 300 млн. рублей золотом было потрачено на её восстановление после Гражданской войны (реконструкция почти всех мостов, множества насыпей, перекладка путей). За время строительства Транссиба на ней погибли до 30 тыс. рабочих (из которых около 20 тыс. – гастарбайтеры того времени, корейцы и китайцы).

А вот ещё несколько фактов и рекордов Транссиба:

Две крайние точки Транссиба – Москва и Владивосток, путь между ними занимает 6 дней и 2 часа. Несмотря на то, что официально конечной станцией Транссиба является Владивосток, на ветке на Находку есть более удалённые от Москвы станции – Восточный порт и мыс Астафьева. Таким образом, Транссиб на самом деле доходит прямо до Тихого океана.

До мая 2010 года самым дальним поездом в мире был поезд №53/54 Харьков-Владивосток (время в пути составляло 7 дней и 11 часов). Теперь он ходит только до Уфы. Но рекорд самого дальнего маршрута в мире всё равно устоял: это Киев-Владивосток (время в пути 7 дней и 10 часов).

На Транссибе расположены 87 городов. По пути из Москвы во Владивосток скорый поезд «Россия» делает 64 остановки.

Магистраль проходит по территории 20 субъектов РФ и пяти федеральных округов. В регионах, обслуживаемых магистралью, сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов.

- На Транссибирской магистрали расположен единственный в мире вокзал, целиком построенный из мрамора. Это станция Слюдянка-1. Находится этот вокзал недалеко от берега Байкала (5311-й км Транссиба).

При строительстве Кругобайкальской железной дороги на каждый километр пути тратили 2 вагона взрывчатки- прорывались через скалы. Впоследствии дорогу прозвали «Золотой пряжкой стального пояса России».

- По Транссибу перевозится более 50% внешнеторговых и транзитных грузов.

Транссибирская магистраль включена в качестве приоритетного маршрута в сообщении между Европой и Азией в проекты международных организаций ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН), ЭСКАТО ООН (Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана), ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог).

Самый длинный мост на Транссибе перекинут через Амур. Его построили в 1913-1916 годах. Тогда он стал самым длинным мостом России и вторым по длине в мире. В 1992 году старый мост через Амур был демонтирован, рядом возвели совмещенный автомобильно-железнодорожный мост. Длина увеличилась с 2568 до 2616 метров.

Строительство такой длинной железной дороги было поистине важным событием в жизни Российской Империи. Свидетельством тому является тот факт, что на молебне по случаю закладки железной дороги по поручению Александра III присутствовал сам цесаревич Николай Александрович.

Особо сложным стал участок вокруг озера Байкал, где нужно было взрывать скалы, прокладывать тоннели, возводить искусственные сооружения в ущельях горных речек, впадающих в Байкал.

Самый протяженный пологий участок на магистрали, без какого-либо присутствия гор и холмов, зафиксирован между реками Обь и Иртыш. Его длина составляет около 600 км и почти на всей его длине железная дорога практически прямая, за исключением иногда попадающихся плавных изгибов железной дороги в несколько градусов.

На участке 3336 км. в 1940 году, перед Великой Отечественной войной был построен самый большой вокзал в довоенном СССР. Находился он на станции Новосибирск-Главный. Он выполнен в характерном «сталинском» стиле с более высоким центральным фронтоном, причем его фасад, обращенный к железной дороге, значительно выше, чем противоположный — обращенный на привокзальную площадь.

Кто, как и чем строил

Наиболее острой и трудноразрешимой была проблема обеспечения строительства Транссибирской магистрали рабочей силой. Потребность в квалифицированных рабочих удовлетворялась вербовкой и переброской в Сибирь строителей из центра страны.

Значительную часть строителей составили ссыльные арестанты и солдаты. Пополнение рабочей силы также шло за счет привлечения сибирских крестьян и горожан и притока крестьян и мещан из европейской России.

Всего на сооружении Транссиба в 1891 году, в начале стройки, было 9,6 тысячи человек, в а 1895‑1896 годы, в разгар строительных работ, – 84‑89 тысяч человек, в 1904 году, на завершающем этапе – только 5,3 тысячи человек. На строительстве Амурской железной дороги в 1910 году работали 20 тысяч человек.

Многие работы производились вручную, орудия труда были самые примитивные – топор, пила, лопата, кайло и тачка. Несмотря на это, ежегодно прокладывалось около 500‑600 километров железнодорожного пути.

арестанты строят транссиб

Первые поезда начали доставлять пассажиров из Москвы во Владивосток в 1903 году, еще до завершения строительства Транссибирской магистрали. Современный поезд «Россия» отправился в свой первый путь 30 сентября 1966 года. Вагоны неоднократно ремонтировались. Менялась и окраска. Изначально она была вишнёвой с большими металлическими буквами, затем красной, малиновой, зелёной, а начиная с 2000 года вагоны поезда «Россия» окрашиваются в цвет российского флага с обязательным трафаретом Государственного Герба Российской Федерации.

(историческое название) - это рельсовый путь, соединяющий европейскую часть России с ее срединными (Сибирь) и восточными (Дальний Восток) регионами.
Фактическая протяженность Транссибирской железнодорожной магистрали по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9288,2 километра и по этому показателю она является самой длинной на планете. Тарифная длина (по которой исчисляются цены билетов) несколько больше — 9298 км и не совпадает с реальной.
Транссибирская магистраль проходит по территории двух частей света . На Европу приходится около 19% длины Транссиба, на Азию - около 81%. Условной границей Европы и Азии принят 1778‑й километр магистрали.

Вопрос о строительстве Транссиба назревал в стране давно. В начале XX века обширные районы Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока оставались оторванными от европейской части Российской империи, поэтому возникала необходимость в организации пути, по которому можно было бы добраться туда с минимальными затратами времени и средств.

В 1857 году генерал‑губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский официально озвучил вопрос о необходимости строительства железной дороги на сибирских окраинах России.
Однако правительство только к 1880‑м годам приступило к решению вопроса о Сибирской железной дороге. От помощи западных промышленников отказались, строить решили на свои средства и своими силами.
В 1887 году под руководством инженеров Николая Меженинова, Ореста Вяземского и Александра Урсати были организованы три экспедиции для изыскания трассы Среднесибирской, Забайкальской и Южно‑Уссурийской железных дорог, которые к 90‑м годам XIX века в основном завершили свою работу.
В феврале 1891 года комитет министров признал возможным начать работы по сооружению Великого Сибирского пути одновременно с двух сторон - от Челябинска и Владивостока.

Началу работ по постройке Уссурийского участка Сибирской железной дороги император Александр III придавал смысл чрезвычайного события в жизни империи.
Официальной датой начала строительства Транссиба считается 31 мая (19 мая по старому стилю) 1891 года, когда наследник российского престола и будущий император Николай II заложил недалеко от Владивостока первый камень Уссурийской железной дороги до Хабаровска на Амуре. Фактическое начало строительства произошло несколько раньше, в начале марта 1891 года, когда началось строительство участка Миасс - Челябинск.
Сооружение Транссибирской магистрали осуществлялось в суровых природно-климатических условиях. Почти на всем протяжении трасса прокладывалась по малозаселенной или безлюдной местности, в непроходимой тайге. Она пересекала могучие сибирские реки, многочисленные озера, районы повышенной заболоченности и вечной мерзлоты.

В годы Первой мировой и Гражданской войн техническое состояние дороги резко ухудшилось, после чего начались восстановительные работы.
В период Великой Отечественной войны Транссиб выполнял задачи эвакуации населения и предприятий из оккупированных районов, бесперебойной доставки грузов и воинских контингентов на фронт, не прекращая при этом и внутрисибирских перевозок.
В послевоенные годы Великая Сибирская магистраль активно строилась и модернизировалась . В 1956 году правительство утвердило генеральный план электрификации железных дорог, согласно которому одним из первых электрифицированных направлений должен был стать Транссиб на участке от Москвы до Иркутска. Это было осуществлено к 1961 году.

В 1990‑х - 2000‑х годах был проведен ряд мероприятий по модернизации Транссиба, призванных увеличить пропускную способность магистрали. В частности, был реконструирован железнодорожный мост через Амур у Хабаровска, в результате чего был ликвидирован последний однопутный участок
В 2002 году завершена полная электрификация магистрали .

В настоящее время Транссибирская магистраль - мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия, оборудованная современными средствами информатизации и связи.
На востоке, через пограничные станции Хасан, Гродеково, Забайкальск, Наушки Транссибирская магистраль обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, а на западе, через российские порты и пограничные переходы с бывшими республиками Советского Союза - в европейские страны.
Магистраль проходит по территории 20 субъектов РФ и пяти федеральных округов. В регионах, обслуживаемых магистралью, сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов. На Транссибе расположено 87 городов, из которых 14 являются центрами субъектов РФ.
По Транссибу перевозится более 50% внешнеторговых и транзитных грузов.
Транссибирская магистраль включена в качестве приоритетного маршрута в сообщении между Европой и Азией в проекты международных организаций ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН), ЭСКАТО ООН (Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана), ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников