Меню

Психология шахматной борьбы. Внутренний соперник в шахматной борьбе Психологическая устойчивость к стрессу в шахматах

Все о хостах

Психология шахмат

Человек, это существо, которое на 80% движим эмоциями и только на 20% логикой. Попадая в ту или иную ситуацию, в первую очередь мы ощущаем эмоциональную реакцию нашего организма, и только когда первый всплеск проходит, включается наш мозг. В некоторых случаях именно эмоции помогают принять нужное и правильное решение, но чаще всего в напряженных и стрессовых ситуациях они нам не советчики. Психология - это достаточно тонкая сфера деятельности нашего организма и ею необходимо научится управлять, особенно когда дело касается такой настольной игры как шахматы.

Психология шахмат - это та область, которую стараются изучить и понять многие ученые. Для этого они анализируют не только игру, но и самих игроков. Шахматы - это логическая игра. В ней необходимо угадывать стратегию соперника, просчитывать наперед по нескольку ходов. Эта настольная игра является одной из самых популярных и одной из самых сложных. Что бы достичь победы нужно приложить максимум усилий. Партия в шахматы может длиться достаточно долго и многие специалисты сходятся на том, что для победы важна не только прекрасно отработанная стратегия. Но и позитивное психологическое мышление, а также умение принимать быстрые решения в тех ситуациях, которые выходят за рамки так хорошо продуманного плана.

Психологический тренинг

Психологический тренинг очень важен для игрока в шахматы. Дело в том, что если этот момент не учесть, то психика игрока может значительно пошатнутся. Когда он снова и снова будет попадать в ситуации, которые не вписываются его стратегию. Если к таким моментам человек не бывает психологически подготовлен, то это его застает врасплох, выбивает из колеи, игрок теряется и победа ускользает у него из-под носа. Современная психология шахмат говорит о том, что необходимо подготавливать себя к различным ситуациям, быть оптимистом, но в тоже время не исключать возможности поражения. Последний аспект особенно важен. Многие люди, которые играют в шахматы, изначально являются перфекционистами. Таково мнение ряда ученых. Они считают эту игру идеальной в плане математических расчетов и логического мышления. И когда у них не получается соответствовать уровню этой игры - получить победу, то это приводит их к депрессии. Поэтому всем, кто решил играть в шахматы и кто хочет получить от процесса удовольствие, а не головную боль и нервный тик, необходимо тренировать свою психологическую устойчивость. Как это сделать? Поэтапных шагов или методик вам не расскажет никто. Просто потому, что в готовом варианте их нет и для каждого они индивидуальны. Но благодаря опыту игроков, вы сможете найти для себя оптимальный вариант.

Ключевые слова: саморегуляция, спортивная форма, спортивный результат, дебют, миттель­шпиль, эндшпиль, цейтнот.

Key words: Self-Regulation, sportswear, athletic performance, debut, middlegame, endgame, pressed for time.

Резюме. Статья посвящена особенностям психологи­ческой подготовки шахматистов высших разрядов к спор­тивным соревнованиям. Психологический анализ в статье переходит в педагогические рекомендации по организации учебно-тренировочного процесса как для спортсменов пер­вого разряда и кандидатов в мастера спорта России, так и для их тренеров.

Summary. The article concerns the peculiarities of psychological preparation shahmatis comrade-top bits of sports. Psychological analysis of the article goes into pedagogical recommendations on the organization of training process for both athletes and first-dass candidates for master of sports of Russia, and for their coaches.

Введение.

Трудна и многогранна деятельность тренера при подготовке своих учеников к шахматным соревно­ваниям. Необходимо максимально полно обладать информацией о будущих противниках, наметить точ­ные планы действий, дебютные построения, страте­гию миттельшпиля и эндшпиля, произвести детали­зацию знаний и умений ученика, создать рабочую модель соревнования и т. д. Но самое главное тре­неру необходимо «войти» в роль друга - психолога-наставника, поскольку нельзя переоценить роль психологической подготовки к соревнованиям. Даже проигрыш одной партии может привести к нервному стрессу. Соревнования бывают разные по цели, масштабу и степени психологической напря­женности: отборочные, контрольные, командные, матчи и т.д. Самыми сложными в психологическом плане являются матчи на первенство мира, т.к. накал борьбы очень высок.

Лучшими матчевыми бойцами были Эм. Ласкер, А.А. Алехин, М. М.Ботвинник, ГК.Каспаров. Соревно­вания принято также делить на тренировочные,

подводящие и кульминационные (главные). К глав­ному старту необходимо подходить через серию тренировочных, а затем подводящих соревнований. Количество стартов в этих соревнованиях опреде­ляет тренер, исходя из индивидуальных особенно­стей спортсмена.

Методы и организация исследования.

В исследовании проведены экспертный опрос, психологический и педагогический эксперименты на базе кафедры теории и методики ИИВС РГУФКСМиТ.

Результаты и их обсуждение.

Невозможно достичь высоких, стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. Именно там проверяются потенциальные возмож­ности спортсмена и его мастерство, выявляются недостатки теоретической, спортивной и психо­логической подготовки, воспитываются волевые качества, проверяется спортивная форма. Высшая спортивная форма характеризуется состоянием наибольшей работоспособности и определяется комплексом компонентов подготовленности, в част­ности психологической подготовкой. Одной из при­чин, обуславливающей взлёт или падение спор­тивных результатов - это работоспособность ЦНС Она, в конечном счете, управляет всеми силами и возможностями человека. Психофизиологический настрой спортсмена напрямую связан с ЦНС, поэто­му очень важно регулировать режим тренировок и отдыха спортсмена, т.к. все они имеют разные темпы становления спортивной формы и динамику рабо­тоспособности ЦНС, что требует особого внимания тренера. Прежде всего, спортсмена надо подгото­вить к возможным отклонениям от моделирован­ных условий, неожиданным ситуациям и непредви­денным трудностям (например, М.Ботвинник и его тренер-секундант В.Рагозин играли под шум радио и курение папирос).

В процессе подготовки к соревнованиям важно осуществлять психолого-педагогические и психоло­гические воздействия:

  • свести к минимуму отрицательные психоги­гиенические воздействия: работать на преодоление психологической несовместимости;
  • организовать разнообразную культурно-массовую программу, отдых и развлечение спор­тсменов;
  • проводить лекции, беседы психологов о воз­можностях и перспективах самоуправления психи­ческим состоянием в процессе поединка;
  • организовать обучение спортсменов методике психорегуляции (например - вариантам аутогенной тренировки, методике самовнушения и пр.).

Необходимо учитывать не только точное время старта, но и возможную продолжительность сорев­нования, создавая у спортсмена мощный психоло­гический настрой на высокий результат в опреде­лённое время. Накануне старта обычно спортсмен ощущает высокую нервозность. Чтобы её снять рекомендуются занятия такими видами спорта как лыжи, настольный теннис, бадминтон, игра в фут­бол, плавание и т.д. Основой психологической под­готовки спортсменов является воспитание таких морально-волевых качеств как:

  1. Сила воли - самое главное волевое качество, достигается за счёт образования мощной мотива­ции для занятий шахматами.
  2. Трудолюбие, настойчивость, терпеливость. Воспитывается путем постепенного увеличения нагрузок, часто используется групповой метод выполнения упражнения, игровые моменты.
  3. Выдержка и самообладание. Психическая устойчивость спортсмена, его хладнокровие и само­обладание в самых сложных и трудных соревнова­тельных ситуациях - основа успеха в любом виде спорта, а в шахматах особенно.
  4. Решительность. Молниеносно изменяющаяся ситуация на шахматной доске требует мгновенной оценки и решительных действий, готовности пойти на обоснованный риск.
  5. Мужество и смелость. Выражают моральную силу и волевую стойкость человека, присутствие духа в опасной ситуации, готовность смело и реши­тельно бороться за достижение благородной цели.
  6. Уверенность в своих силах. Это качество-главная основа бойцовского характера. Необходимо укреплять у спортсменов веру в свои силы - это поможет овладеть новыми тренировочными нагруз­ками и добиться успехов в соревнованиях, что, в свою очередь, укрепляет уверенность в себе.
  7. Дисциплинированность. Это умение подчи­нять свои действия требованиям долга, правилам и нормам, принятым в нашем обществе. Большое значение для воспитания дисциплины имеет соблю­дение тренировочного и гигиенического режима, в том числе полный отказ от курения и алкоголя.
  8. Воля к победе. Проявляется в сочетании всех волевых качеств спортсмена, но, вместе с тем, необ­ходимо специально укреплять волю к победе. Борь­ба за спортивную честь команды и коллектива в зна­чительной мере усиливает стремление победить.

Помимо воспитания волевых качеств, необходи­мо изучать творчество своих потенциальных сопер­ников, их психологические особенности. Чем лучше спортсмен знает своего противника, тем легче ему бороться с ним.

Тренируясь в моделированных условиях пред­стоящего соревнования, необходимо подготовить спортсмена к возможным отклонениям от обыч­ных условий, неожиданным ситуациям и непред­виденным трудностям. Трезвая оценка ситуации и убежденность в ее преодолении - основа спортив­ного мастерства. Спортсменам необходимо знать, что преувеличенное восприятие трудностей может достигать таких крайностей, при которых возника­ет не только сомнение, но и страх. Поэтому очень важна психическая устойчивость. Еще Марк Авре­лий утверждал, что: «Перестрой отношение к вещам, которые тебя волнуют, и ты будешь от них в безопас­ности». Главное никогда не падать духом. Как прави­ло, причина поражения - это потеря психической устойчивости. Нужно научиться отражать психи­ческие атаки противника, но самому относиться к соперникам с уважением и добротой. Некоторые тренеры, стараются создать тепличные условия для своих воспитанников. Это неправильно. Здесь умест­но вспомнить слова И.П. Павлова: «Тепличная обста­новка при воспитании может привести к тому, что человек с сильной нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом». Каждый тренер должен понимать, что для того, чтобы воспитать в своем ученике различные спортивные и психологические качества, он сам должен обладать ими в полной мере. Воспитывая других - совершенствуйся сам!

И еще одно. Очень важно воспользоваться сове­тами спортивного психолога. «Шахматы - это не только сложная игра, но и борьба характеров, лич­ностей, интеллектов. Поэтому на ход шахматной партии действуют разнообразные факторы, в зави­симости от сильных и слабых сторон спортсменов, психологических особенностей партнеров. И многие проблемы, проявляющиеся в шахматной игре, имеют психологический характер (потеря концентрации внимания, ощущение ответственности, недооценка собственных сил, переоценка сил соперника, сни­жение продуктивности мыслительной деятельности в условиях цейтнота и т.д.).

Задача спортивного психолога - помочь шахматисту накопить такой запас воли, кото­рый поможет одержать победу над самим собой в самых сложных ситуациях, когда мышлению начинают мешать сомнения и страх.

При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных осо­бенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений. Своевременно определить особенности психики и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стра­тегию предсоревновательного и соревновательного поведения - это тоже область деятельности спор­тивного психолога.

Шахматы - один из самых сложных видов спорта по качеству и количеству психических нагрузок, поэтому так необходимо помимо освоения мето­дик саморегуляции вводить занятия с физически­ми нагрузками (бег, подвижные игры). Оптимально подобранные физические нагрузки положительно влияют на самочувствие, они придают уверенность и снимают психологическое напряжение, которое обычно накапливается за период участия в сорев­нованиях.

Несомненно, помимо тренера на спортивную жизнь своих детей большое влияние оказывают родители. Поэтому хорошо, если психолог взаимо­действуют с родителями спортсменов, в не зависи­мости от возраста спортсмена. Не всегда родители адекватно реагируют на проигрыши и выигрыши своих детей. И некоторые спортсмены испытыва­ют на себе негативную реакцию своих родителей, которые считают, что жесткий авторитарный стиль воспитания и постоянные порицания вплоть до окриков и «срывов» на своих детей за проигрыши, могут простимулировать к упорным занятиям детей. Однако, в первую очередь, результатом будет сниже­ние самооценки, уверенности в себе и понижение мотивации к достижению победы (и как противопо­ложность - будет формироваться мотивация избега­ния неудачи).

Но есть и другая крайность. Отрицательное вли­яние на соревновательный результат детей также оказывает гиперопека со стороны родителей, вслед­ствие которой в стрессовой, неопределенной ситу­ации спортсмен будет теряться, вместо того, чтобы обращаться к собственным ресурсам. Зачастую на соревнованиях некоторые родители слишком опе­кают своих детей, мешая мобилизоваться и войти в нужное состояние, а тревога, волнение родителей на турнире может передаваться детям. Поэтому пси­холог проводит консультации родителей, рассказы­вая, как они могут помочь детям в их спортивной жизни, как оказывать поддержку на соревнованиях, помогать переживать горечь поражения и быть союзниками в этом нелегком спортивном деле.

Большая результативность психологической работы достигается, если психолог сотрудничает не только со спортсменом и его родителями, но и с тренером, т.к. тренер - главный человек в спортив­ной жизни своего спортсмена. Зачастую приходится вырабатывать эффективные способы секундирования спортсмена, чтобы успокоить или, наоборот, активизировать спортсмена, и правильно подобран­ные слова, звучащие из уст тренера играют очень важную роль не только при настрое перед сорев­нованием, но и при обсуждении результатов игры. Ведь словом можно вдохновить, а можно и способ­ствовать уменьшению веры в себя. Поэтому, зная психологические особенности спортсмена (темпе­рамент, сила нервной системы, движущие моти­вы и т.д.) индивидуально к каждому можно найти эффективный подход, который будет сказываться на профессиональном росте спортсмена. Хорошо, когда «заказ» психологу о работе со спортсменом исходит именно от тренера, который лучше, чем другие знает своего подопечного и особенности его предсоревновательного и соревновательного поведения, тогда психологический контроль идет совместно с тренером, помогая психологу выраба­тывать оптимальные пути достижения поставленных целей. Поэтому взаимодействие тренера и психо­лога является оптимальным, ведь цель у них одна - успехи спортсменов.

Заключение.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что для достижения максимального спортивного результата в подготовке шахматистов необходимо гармоничное сочетание трех составляющих: технико-тактической, физической и психологической.

Литература:

  1. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, осно­ванных на содержательном обобщении. -Томск: Пеленг, 1992, 112 с.
  2. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. ДБ. Эльконина, А.Л. Венгера; Науч.-исслед. ин-т. Общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1988.- 136 с.
  3. Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества. - М.: Физкультура и спорт, 1981.- 183 с.
  4. Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.- 272 с

Психология во все времена являлась неотъемлемой составляющей шахмат. В любой шахматной партии побеждает не тот игрок, который сильнее, а тот, который более устойчив психологически. Примером тому являются факты, когда шахматисты из-за переживаний от поражения в одном поединке теряли драгоценные очки в следующем, когда игроки, столкнувшись с непредвиденными ситуациями во время игры, терялись, нервничали и этим самым предопределяли исход поединков не в свою сторону и т.д. Поэтому, если шахматист хочет прогрессировать, то неотъемлемой частью его тренировок должны быть психологические тренинги.

Имеет свои аспекты. Во-первых, это психологическое состояние внутреннего мира шахматиста на протяжении всего турнира. Во-вторых, это психологическая устойчивость спортсмена во время поединка. Поэтому специалисты из области шахматной психологии дают некие рекомендации относительно анти стрессового состояния шахматистов:

1. Необходимо не только не рвать на себе майку после проигрыша, но и отбросить чрезмерное стремление отыграться. Это может привести к тому, что во время очередной партии шахматист потеряет связь с реальностью и неадекватно оценит сложившеюся ситуацию на поле. Результатом этого, скорее всего, станет очередное поражение. Поэтому после первого поражения необходимо нельзя критически относиться к проигрышу. Нужно всего лишь полностью проанализировать все, что происходило, проанализировать свои ошибки, ошибки соперника и т.д.;

2. За шахматным столом нужно всегда сидеть уверенно. Но это обязательно должна быть не показательная уверенность, а реальная. Только тогда противник почувствует это на себе и начнет нервничать. Если соперник начал паниковать, то никогда не спешите быстрее закончить партию, так как на кураже можно самому ошибиться;

3. Выбор правильной психологической тактики или быстрая ее смена во время поединка. Как правило, соперники изучают сильные и слабые стороны друг друга. Но профессиональный шахматист всегда должен уметь быстро надавить на слабые места в игре противника или мгновенно поменять обстановку на поле. Надавить на слабые стороны не всегда получается, а вот перевести поединок из спокойного русла в стремительно развивающийся можно всегда. В большинстве случаев в таких ситуациях у соперника происходит психологический стресс, что приводит к серьезным промахам с его стороны.

Никогда не стоит забывать про то, что соперник может применять аналогичные приемы или попросту будет психологически сильнее. Поэтому каждому шахматисту нужно уделять достаточно много времени занятиям шахматной психологии .

День добрый, дорогой друг!

Для того, чтобы побеждать, важно не только хорошо уметь играть на 64-клеточной доске. Важно понимать, кто сидит напротив вас. Психология в шахматах – важнейший момент, которой раскрывается в представляемой сегодня книге.

Наименование: Психология шахматной борьбы

Выход в печать: 2017 год, издательство Русский шахматный дом

Объем 87 страниц

О чем эта книга?

О психологии шахматной борьбы. Чтобы обыграть соперника, необходимо понять, как он мыслит, чего опасается. Важно научиться управлять собой, своими эмоциями, запутывать и подавлять соперника.

В шахматы играют живые люди со свойственными им психокомплексами. Психологическое состояние шахматиста, его умение или неумение распознавать и использовать слабости соперника, является важнейшим фактором при подготовке к партии, выборе следующего хода, плана и стратегии игры.

Практически все выдающиеся шахматисты отмечали важность психологии в шахматах. Ботвинник , Бронштейн , . Список можно продолжать долго.

Психологические приемы применяли за доской , Алехин, Таль , те же Ботвинник, Каспаров, Бронштейн .

Цель психологической подготовки в шахматах двуединая:

  1. Сохранение и поддержание своего оптимального эмоционального состояния во время игры
  2. Перевод соперника в состояние психологического дискомфорта, благодатной почвы для ошибок. Разумеется корректными, цивилизованными методами.

Книга будет полезна и интересна весьма щирокому кругу шахматистов, – от начинающего до мастера.

Об авторе

Михаил Ефимович Ошеров – опытнейший тренер по шахматам со стажем работы более 45 лет.

Книга состоит из 14 глав. Приведу только некоторые из них:

Резюме

Психологические аспекты борьбы часто недооцениваются не только новичками, но и опытными шахматистами.

Для победы за шахматной доской иногда достаточно психологической победы над человеком, сидящим напротив вас. И над самим собой в первую очередь, дабы находится за доской в оптимальном психо-эмоциональном состоянии.


Изучение данной книги позволит «прокачать психологический скилл» и, с большой вероятностью, — благотворно скажется на практических результатах.

Купить книгу на Оzоn

Скачать книгу в формате djvu

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.