Меню

1 объект и предмет изучения психологии. Предмет изучения современной психологии

Сад своими руками

Параллельно науке о поведении, развивалась наука о бессознательном - том, что находится за пределами сознания человека. Основателем этого направления в психологии считается Зигмунд Фрейд, выдвинувший концепцию трехуровнего строения психики человека.

Согласно З. Фрейду, психика состоит из трех компонентов: огромного темного бессознательного, которое никогда не будет до конца познано человеком («Оно»), из осознаваемого, рационального компонента («Я» или «Эго») и социального цензора («Сверх-Я» или «Супер Эго»).

Бессознательное («Оно») является наиболее древней основой психики, в котором господствуют первичные потребности. Здесь локализованы инстинкты (в первую очередь, по мнению Фрейда, сексуальный и агрессивный). Контактс этой частью своей психики человек может осуществлять во время сна, медитации, гипноза и некоторых других формах измененного сознания.

Вторая часть сознания человека - «Эго» в большей степени соответствует представлению человека о себе, и выполняет две важные функции: во-первых, руководит контактом с реальностью, а, во-вторых, осуществляет связь с бессознательным.

Наконец, третий компонент нашего сознания - «Супер Эго» - совесть человека, его внутренний сторож, который осуществляет надзор как бы изнутри сознания. Фрейд считал, что «Супер Эго» является видоизмененным родительским авторитетом, сублимацией строгого, но справедливого Отца, который в детстве следил за ребенком, контролировал его поступки и наказывал за нарушение правил.

Для выявления этих трех компонентов психики З. Фрейд разработал новый метод - психоанализ , позволяющий вступать в контакт с бессознательным за счет ослабления контроля сознания, используя метод «свободных ассоциаций».

7 этап: Изучение механизмов функционирования психики .

Данный этап начался с первой трети ХХ века, и опирается на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать Ивана Петровича Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работу мозга. Он открыл и изучил условные рефлексы , которые являются материальной основой памяти и ассоциаций.

Среди ученых - представителей данного этапа можно назвать Джеймса Олдса, впервые вскрывшего механизмы возникновения эмоций, Роджера Сперри, открывшего межполушарную ассиметрию мозга, Абрахама Маслоу, создавшего концепцию «пирамиды актуальных потребностей» и других исследователей.

Благодаря исследованиям ученых различных специальностей, психологам удалось лучше понять строение и механизмы работы мозга человека.


Под отражением понимают способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.

Следующая методологическая проблема, которую мы рассмотрим, - это предмет и объект психологии как науки. В чем состоят особенность и специфика выделения предмета и объекта психологии как науки и научного исследования в частности?

Рассматривая эволюцию взглядов на предмет психологии, мы отметили, что в разные исторические времена предметом психологии выступали душа, сознание, бессознательное, поведение, целостное восприятие и мышление и т. д. Причем мы сразу же оговорились, что подобным образом определять предмет науки можно лишь в первом приближении. Ибо предметом науки является выявление закономерных, сущностных взаимосвязей и механизмов возникновения, развития и функционирования тех объектов, которые изучает данная наука. Применительно к предмету психологии это закономерности душевной (психической) деятельности, поведения, сферы бессознательного, психической жизни и т. д.

С этих позиций в определении предмета психологии среди подавляющего большинства отечественных психологов значительных разногласий не наблюдается. Однако существуют определенные особенности в понимании предмета современной психологической науки. В качестве иллюстрации ознакомимся с некоторыми определениями .

  • Предмет научного знания в психологии с позиции диалектического материализма. Это прежде всего... факты, закономерности и механизмы психики.
  • Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности.
  • Предметом психологии являются изучение закономерностей проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности.
  • Объектом психологии как науки выступает психика, предметом - основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.
  • Предметом изучения психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.

Таким образом, за исключением последней позиции, всех авторов объединяет общее коренное положение: предметом психологии выступают выявление и исследование закономерных взаимосвязей, а также механизмов возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических явлений (феноменов).

По поводу же сторонников последней позиции отметим лишь то, что авторы не видят различий между предметом и объектом науки и не выделяют их коренной специфики. К чему приводит подобный методологический подход в процессе планирования и реализации практических психологических исследований, мы рассмотрим несколько позже.

Как можно заметить, наиболее близки по своей трактовке предмета психологии позиции авторов с первой по четвертую. Мы также разделяем данный подход и считаем, что предмет психологии - это закономерные, сущностные взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и мира психических феноменов.

Итак, часть отечественных авторов, которые широко трактуют психологию как науку, придерживаются позиции, что предметом психологии выступают закономерности, сущностные взаимосвязи, характеристики, особенности и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов, присущих своим вполне определенным материальным носителям. Данное определение соответствует и нашему пониманию предмета психологии.

Другая часть авторов ограничивает предмет психологии лишь сферой исследования психики человека. При таком подходе вполне правомерна трактовка, в соответствии с которой предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Общее - это то, что предметом психологии всегда выступает выявление закономерных взаимосвязей и механизмов в сфере психического.

Следующая проблема, которая вызывает много вопросов, а зачастую и непонимание ее, - это проблема объекта в психологии. При рассмотрении ее, в целом, можно выделить следующие позиции.

  1. В ряде учебных пособий и монографий объект психологии просто не выделяется.
  2. В ряде других источников объект психологии трактуется следующим образом:

«Объект психологии. основным объектом психологии. является человек. В качестве объекта исследования для психологии выступает также группа людей или высших животных». «...Еще одну группу объектов исследования в психологии человека составляют материальные продукты его деятельности или, как их еще называют, артефакты». «Объектом психологии как науки выступает психика».

Проанализируем эти подходы и обоснованность данных точек зрения на объект психологии как науки.

О позиции тех авторов, которые не выделяют четко объект психологии, можно лишь догадываться. Ибо, если мысль не высказана, это еще не означает, что отсутствует какая-либо позиция по отмеченной проблеме. Со своей стороны, мы можем лишь предположить, что авторы, ограничившись главным, т. е. определив науку, ее предмет, не считают нужным умножать сущности до бесконечности, выделяя при этом объект исследования. Такая позиция может быть вполне приемлема для учебного пособия, монографии. Но в любом научном, теоретико-прикладном исследовании требуется четко определить предмет и объект исследования. Возникает проблема практического плана: каким методологическим подходом при этом руководствоваться? Приходится выбирать между сторонниками второй и третьей обозначенных нами точек зрения.

Сторонников второй позиции при выделении объекта психологии или психологического исследования достаточно много. Ибо чем проще, тем яснее и понятнее. Аргументация и логические обоснования в этом случае просты и достаточно прямолинейны. Общий ход рассуждений примерно таков. Если психология - наука о психике, а ее предметом являются закономерности психической сферы и жизнедеятельности, которая [сфера] присуща человеку, группе людей, высшим животным, сообществу животных, то вполне естественно, что именно они (человек, группа людей, высшее животное, сообщество животных) и являются объектом психологии или психологического исследования.

Но вполне ли методологически верно обоснован данный подход? Дело в том, что определять объект психологии, психологического исследования подобным образом не так уж безобидно, как это может показаться на первый взгляд. Ибо тогда из психологии, теоретико-прикладного психологического исследования выхолащивается методологическая основа, исключается специфика объекта психологического исследования.

Вполне обоснованно возникает вопрос: человек, общество - это объект преимущественно психологической науки или объект для исследования многими, в основном гуманитарными, науками?

В свое время Б. Г. Ананьев назвал свою знаменитую монографию «Человек как предмет познания », и, видимо, неспроста, вкладывая в это название столь глубокий смысл.

Итак, человек, общество - это предмет или это объект какой-либо из гуманитарных наук? И что имеется в виду, когда мы, с одной стороны, определяем их как предмет, а с другой - как объект изучения?

Прежде чем ответить на эти вопросы, обратимся к мыслям классиков отечественной психологии по проблеме предмета и объекта в психологии. Еще С. Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» писал:

«Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно - это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т. п., т. е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано».

Таким образом, объектная область психологии - это психика и весь мир психических феноменов в бесконечном многообразии их проявлений, которые присущи, несомненно, любому человеку, группам людей, высшим животным, их сообществам. Ибо без своих материальных, телесных носителей они просто не существуют. Именно это и есть, говоря философским языком, та объективная, идеальная (субъективная) реальность, которая существует до, независимо и после исследователя и которая является объектом психологии и психологического исследования.

Такова же позиция по данной проблеме Б. Г. Ананьева, когда он определяет человека как предмет познания для всех наук о человеке и человечестве, каждая из которых в качестве предмета исследует те или иные закономерности, а в качестве объекта - стороны человека и различные области его жизнедеятельности.

Подчеркивая необходимость создания единой теории человекоз-нания, Б. Г. Ананьев отмечает:

«Естественно, основу такой общей теории должна составлять философия, для которой человек - великая, вечная и универсальная проблема».

В русле этих взглядов низводить человека как предмет теории человекознания до объекта в психологии методологически, мягко говоря, не вполне корректно.

Поэтому наиболее приемлемым и методологически грамотным является подход сторонников третьей обозначенной нами позиции. В соответствии с этими взглядами объектом психологии как науки является психика и весь мир психических феноменов в их бесконечном многообразии проявлений, присущий их вполне конкретным материальным носителям. Поскольку естественно, что «психика» и «психические феномены» - понятия не абстрактные, они не могут существовать и не существуют вне материального, телесного содержания и во всех своих проявлениях принадлежат человеку, животным, группам людей, сообществам животных. Поэтому следует полностью согласиться с Л. В. Куликовым, что, определяя материального носителя прикладного исследования (учащихся, служащих, специалистов и т. д.), следует указать, какое же именно психологическое свойство, сторону, характеристику вы собираетесь у них изучать.

При этом объектом психологического исследования выступят уже психические феномены (любознательность, интеллект, внимание, агрессивность, эмпатия и т. д.), присущие их конкретным материальным носителям (младшим школьникам, юношам, женщинам, специалистам экстремального профиля деятельности и т. д.).

В заключение уточним некоторые моменты, которые, на наш взгляд, позволили бы углубить понимание специфики объекта и предмета в психологии и психологическом исследовании, понять их методологическую значимость.

Анализируя вышеприведенные взгляды, следует отметить, что предметное содержание психики человека составляет не психика, а закономерности психической деятельности человека. Но сама психика и весь мир психических феноменов выступают как объектная область психологии как науки, в которой каждое конкретное теоретико-прикладное психологическое исследование выделяет свой предмет и свой объект изучения.

Поэтому при определении объекта психологии как науки (как, впрочем, и для любой другой науки) правильнее говорить об объектной области науки. Каждая наука в окружающем нас целостном и многообразном мире выделяет свою объектную область и специфический предмет исследования.

Каково же соотношение в таком случае между предметом и объектом науки? Постараемся проиллюстрировать это следующей упрощенной схемой (рис. 2.1).

Таким образом, объектная область науки, как правило, ограничивает определенную сферу объективной реальности и может включать бесконечное множество объектов конкретных теоретико-прикладных исследований. Психология же распространяет свою объектную область на все многообразные формы существования и проявления психики и мира психических феноменов. Особенность объектов психологии в том, что они идеальны по своей природе, субъективны и субъектны по своей представленности и являются продуктами вполне материальных процессов и их носителей. При таком понимании объектами теоретико-прикладных психологических исследований будут выступать уже не мальчики и девочки, мужчины и женщины, школьники или студенты, военнослужащие или менеджеры, а такие психические феномены как, например, внимание дошкольника, память младшего школьника, абстрактно-логическое мышление в подростковом возрасте, нервно-психическая устойчивость специалистов экстремального профиля деятельности, адаптивные способности лиц пожилого возраста и т. д. Впрочем, объектная область может охватывать и междисциплинарные проблемы, в таком случае она значительно расширяется и возникают новые области и отрасли научного знания.

Предмет науки в целом заключается в выявлении закономерностей, сущностных взаимосвязей, строения, структуры, механизмов, особенностей процессов возникновения, развития и функционирования объектов той области, которую данная наука исследует. Поэтому предмет науки объективен в плане реальности существования той сущности, которую мы стремимся познать. Однако предмет идеален по природе и по форме своей представленности. Ибо это наше представление об объективной реальности, идеальный конструкт, или модель, исследуемого явления. Этим и объясняется эволюция предмета психологии. На каждом историческом этапе нам открывается более глубокая и разносторонняя сущность психики и мира психических феноменов. В этом плане процесс научного поиска и постижения психического бесконечен. И то, насколько выделенный и определенный нами предмет соотносится с реальностью и отражает ее, показывают практика, конкретные эмпирические исследования, эксперимент.

Таким образом, для психологии как науки предметом будут являться закономерности, сущностные взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики во всех формах ее проявления, вплоть до высших - сознания, и весь безграничный мир психических феноменов, присущий конкретным материальным носителям.

Сказанное, на наш взгляд, в полной мере объясняет, почему предмет науки (в данном случае психологии) и объектная область одни, а предметов и объектов конкретных теоретико-прикладных психологических исследований бесчисленное множество. В качестве предмета исследований могут выступать взаимосвязи, взаимовлияния, те или иные сущностные особенности психических явлений, процессов, состояний, свойств личности, виды поведения, деятельности и общения, их пространственные, временные, интенсивностные характеристики и т. д.

Подводя итог вышесказанному, мы определяем психологию как науку о закономерностях, сущностных взаимосвязях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов, присущих своим материальным носителям . Данное определение указывает в широком плане как на предмет, так на объект науки. Предметом психологии как науки выступает выявление закономерностей, сущностных особенностей и механизмов психики. Объектная область психологии (объект науки) охватывает психику и весь мир психических феноменов, присущих конкретным материальным носителям.

Предмет, объект и методы психологии

Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и количественно.

Такие явления, как мышление, речь, внимание, память, ощущения, восприятие, воображение, открывают человеку возможность познавать мир, на основании чего их называют познавательными процессами . Другие явления регулируют общение человека с людьми, управляют его действиями и поступками; поэтому они получили название психических свойств и состояний личности . Эти процессы объединяют потребности, мотивы, цели, интересы, склонности, способности, знания и сознание, волю, чувства и эмоции. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, соответственно, обратную зависимость.

Следует отметить, что психология, как и любая другая наука, не может ограничиться только описанием фактов, в данном случае психологических. Научное познание диктует переход от описания к объяснению. Следовательно, предметом психологии являются и психологические законы . Например, некоторые психологические факты возникают всегда, когда для этого существуют соответствующие условия. Таким образом, речь может идти о закономерности психических процессов. К закономерным процессам можно отнести постоянство восприятия (цвета, величины, формы предмета).

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя они тесно связаны друг с другом и составляют единое неделимое, именуемое жизнедеятельностью человека .

Обобщая, можно дать следующее определение: «Предметом психологии являются закономерные связи объекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошев ский, В. А. Петровский ).

Психическая организация человека существенно отличается от биологической . У человека вследствие социокультурного образа жизни сформировано сознание. В межличностных контактах индивид получает способность познавать себя в качестве субъекта психической деятельности, объяснять внутренний план своего поведения. Однако не все его элементы могут быть определены с помощью языка сознания. Непереводимые на язык сознания составляющие образуют сферу бессознательного , также включаясь в структуру предмета психологии.

История развития психологии как науки свидетельствует о том, что знание о предметной области психологии непосредственно связано с естественно-научными, социальными и техническими науками.

Отдельно следует сказать о теоретической психологии , предметом которой является категориальный аппарат науки – основные принципы, позволяющие объяснить процессы и закономерности, ключевые проблемы, которые пытались объяснить ученые-психологи на всех этапах развития психологического знания.

Психология призвана объяснить то или иное поведение человека (или любого другого носителя психики).

Объектом психологии выступает психика – свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением, то есть внутренний мир личности, возникающий в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными ) процессами и оценивается по таким параметрам, как целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика человека начинает проявляться на определенной ступени его эволюции и характеризуется как высшая форма (сознание).

Приемы и средства, благодаря которым могут быть получены достоверные данные, необходимые для дальнейшего построения научных теорий и выработки практических рекомендаций, называются методами научных исследований .

К основным методам психологии относятся:

1. Наблюдение (внешнее – наблюдение со стороны, внутреннее – самонаблюдение, свободное, стандартизированное, включенное, стороннее).

Научное психологическое наблюдение отличается от житейского, поскольку предполагает переход от описания наблюдаемого факта к объяснению его внутренней психологической сущности. К одной из разновидностей наблюдения относится психологический анализ продуктов деятельности.

2. Опрос (устный, письменный, свободный, стандартизированный).

Опрос – это метод, при использовании которого человек должен ответить на ряд задаваемых ему вопросов. При устном опросе , как правило, ведется наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы, чем и обусловлено его использование. Наиболее распространенная форма письменного опроса – анкета – позволяет охватить большее количество людей. При свободном опросе перечень задаваемых вопросов и вариантов ответов на них не ограничен. Такой тип опроса позволяет изменять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов и получать на них нестандартные ответы.

3. Тесты (тест-опросник, тест-задание, проективный тест).

Методы, позволяющие психологу выявить определенные психологические качества личности, называются тестами. Тест – это кратковременное задание, результаты выполнения которого могут показать совершенство или расстройство некоторых психических функций. Психологические тесты применяются для выяснения готовности к обучению, уровня усвоения знаний в группе и т. д. Диагностическая ценность теста зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, послужившего основой для теста.

4. Эксперимент (естественный, лабораторный).

Психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Лабораторный эксперимент проводят с помощью специальной психологической аппаратуры. Действия испытуемого определяются инструкцией, и он знает, что над ним проводят эксперимент. Естественный эксперимент должен быть перенесен в обычные условия, исключающие напряжение испытуемого, свойственное лабораторному эксперименту. Одна из его разновидностей – психолого-педагогический эксперимент, позволяющий изучить познавательные возможности учащихся различных возрастных групп и т. п.

5. Моделирование (математическое, логическое, техническое, кибернетическое).

Если исследование явления посредством простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно, применяется метод моделирования. В данном случае создается искусственная модель изучаемого феномена, повторяющая его основные параметры и предполагаемые свойства. Она позволяет детально исследовать явление и сделать выводы о его природе.

6. Интервью – это психологический вербально-коммуникативный метод, основанный на проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану. Выделяют стандартизированное (формализованное ) интервью , в котором заранее определяются формулировки вопросов и их последовательность. При проведении нестандартизированного, свободного или ненаправленного интервью психолог следует общему плану исходя из целей исследования, задавая вопросы исходя из ситуации. Полустандартизированное, фокусированное интервью основано не только на строго необходимых, но и на возможных вопросах.

В зависимости от стадий исследования могут использоваться предварительное интервью (стадия пилотажного исследования), основное интервью (стадия сбора данных) и контрольное интервью (проверка спорных результатов и пополнение банка данных).

По количеству участников интервью подразделяются на индивидуальные (психолог и испытуемый), групповые (участвуют более двух человек) и массовые (от ста до нескольких тысяч опрашиваемых, обычно в социологии).

Психология обогащает фонд знаний с помощью объективных методов. Современная психология предъявляет к научному исследованию важное требование, которое состоит в том, что изучение психических фактов должно осуществляться с точки зрения генетического (исторического ) принципа , сущность которого заключается в рассмотрении изучаемого психического явления как процесса. Исследователь должен стремиться восстановить все моменты развития последнего, увидеть и понять закономерности, причины смены ими друг друга, попытаться представить изучаемый факт в конкретной истории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Педагогика: конспект лекций автора Шарохина Е В

ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

2. Предмет и объект исследования клинической психологии По направленности психологические исследования делят на общие (направлены на выявление общих закономерностей) и частные (направлены на изучение особенностей конкретного больного). В соответствии с этим можно

Из книги Социальная психология автора Почебут Людмила Георгиевна

Часть I История и предмет социальной психологии Становление социальной психологии Направления зарубежной социальной

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

автора Войтина Юлия Михайловна

16. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ Понятие «личность» используется в различных науках, так как имеет общее происхождение. В древности личностью называли маску, которую надевал актер перед спектаклем. Любая маска была характерной, это могла быть маска «злодея»,

Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна

20. ОБЩНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ Воспитывающее и обучающее влияние на человека окружающей его социальной, культурной, экономической среды рассматривалось в трудах философов, просветителей, педагогов, экономистов периода позднего Средневековья и эпохи

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ НЕОБХОДИМОСТЬ ОБСУЖДЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т. д.) как на предмет своего изучения. В других

автора Ритерман Татьяна Петровна

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Предмет, объект и методы психологии Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и

Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИИ Конфликт – многогранное социальное явление. От того, какие характеристики и параметры входят в определение понятия «конфликт», зависит предмет научной дисциплины, изучающей конфликты и связанные с ними явления.Конфликт в конфликтологии

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

8. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Хорошо известно, что в обычной русской речи реализуется огромное количество разнообразных гласных звуков. Другое дело, что не все они играют смыслоразличительную роль. Согласно современным представлениям, гласных фонем в русском языке

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

1. Психология в системе наук. Структура современной психологии

- Антропология (специальная наука о человеке как особом биологическом виде).

3 основных раздела:

Морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий - от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности),

Учение об антропогенезе (изучает происхождении и развитии человека), состоящее из приматоведения, эволюционной анатомии человека и палеоантропологии (изучающей ископаемые формы человека) и расоведение

- Зоопсихология (изучая животных стали понятны многие механизмы поведения человека и закономерности его психического развития)

Научное познание человека берет свое начало в натурфилософии, естествознании и медицине.

- Анатомия и физиология человека , биофизика и биохимия, психофизиология (изучает психику человека), нейропсихология (изучает нервную деятельность человека)

- Медицина

- Генетика (изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа)

-Археология

- Палеолингвистика, исследует происхождение языка, его звуковые средства (членораздельная речь является одним из основных отличий человека от животных)

- Палеосоциология (общественная наука), изучает становление человеческого общества, и историю первобытной культуры

- Науки об онтогенезе (изучение конкретного человека, процессе развития индивидуального организма, изучаются половые, возрастные, конституциональные и нейродинамические особенности человека)

- Науки о личности и ее жизненном пути , в рамках которых изучаются мотивы деятельности человека, его мировоззрение и ценностные ориентации, отношения с окружающим миром

Связь с историей, экономикой, социологий, этнографией

В структуре современной психологии выделят следующие отрасли психологии:

- Психология труда – изучает психологические особенности трудовой деятельности человека

- Педагогическая психология – изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека, к ней относятся: психология обучения, воспитания, психология учителя, психология УВР

- Медицинская психология – изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Подразделятся на: нейропсихологию, психофармакологию, психотерапию, психогигиену

- Юридическая психология – изучает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права.

- Военная психология – исследует поведение человека в условиях боевых действий, взаимоотношения начальника с подчиненным

- Психология спорта, торговли, научного и художественного творчества .

- Возрастная психология – изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности.

- Психология аномального развития : олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология

- Сравнительная психология – исследует филогенитические формы психической жизни.

- Социальная психология – исследует формы взаимоотношений коллектива и личности, психологические особенности так называемых «малых групп», взаимоотношения внутри коллективов и групп.

2. Классификация методов психологического исследования

Методы психологии – совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

Методы психологии:

1. Организационные (определяют способ организации психологического исследования):

Сравнительный – сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.

Лонгитюдный – многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода

Комплексный – в исследовании принимают участие представители разных наук

2. Эмпирические (методы сбора первичной информации):

Наблюдение (состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях (изучает память, внимание, мышление, характер, способности);

Эксперимент (исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими факторами и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления. 2 вида: лабораторный (в специально организованных условиях, с применением приборов), естественный (спецусловия, но близкие к естественным, например, на уроке в классе);

Тестирование (специальная задача, позволяющая быстро оценить соответствующее психическое явление и уровень его развития у испытуемого).

Виды тестов:

1. по форме проведения – индивидуальные, групповые

2. по цели – для отбора, для распределения, для классификации

3. по изучаемому признаку – тесты интеллекта; тесты достижений; личностные тесты (опросники, проективные, ситуативные)

Анкетирование (личности ребенка – его склонностей, интересов, характера, познавательных процессов – восприятия, представлений, воображения, мышления; - вопросы должны быть заранее продуманы)

Анализ продуктов деятельности (при изучении главным образом личности ребенка – его склонностей, интересов, характера, познавательных процессов, вопросы должны быть заранее продуманы)

биографический метод

3. Обработки данных (позволяют произвести количественную обработку первичной информации):

Количественный – способы статистической обработки информации

Качественный – дифференциация материала по группам, анализ

4. Интерпретационные (различные приемы объяснения выявленных в результате статической обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами):

Генетический – анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.д.

Структурный – установление структурных связей между всеми характеристиками изучаемого явления

5. Воздействия (коррекции) – приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с постановленной целью:

Аутотренинг, групповой тренинг, психотерапия, ролевые игры, гипноз, психоанализ.

Вспомогательный прием - самонаблюдение – человек сам наблюдает течение у себя самого тех или иных психических процессов (например, рассказывает как он мысли при решении математической задачи).


3. Основные этапы развития психологической науки

1 этап – Психология как наука о душе – такое определение психологии было дано более 2 000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2 этап – Психология как наука о сознании – возникла в 17в в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3 этап – Психология как наука о поведении – данный этап наступил в начале 20в. Задачи психологии – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека (что можно непосредственно увидеть). Мотивы поступков не учитывались.

4 этап – Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики – для современного этапа развития психологии характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, учитывающей интересы практики.

4. Психические явления и психологические факты

Психические явления это наши:

Восприятия

Мысли (о чем-то хорошем или плохом),

Чувства (например, любви, обиды),

Стремления (получить образование, выйти замуж)

Намерения (выступить с докладом, решить вопрос)

Желания (иметь что-то, купить красивую вещь),

Переживания (личное для человека, событие его внутренней жизни, по поводу плохой отметки, по поводу болезни),

Размышления, равнодушие (т.е. одно нас интересует, другое нам безразлично),

Удовольствия (от прочитанной книги, хорошего фильма)

Возмущение, негодование (видя недостойное поведение человека, критикуем его)

Радость (от рождения ребенка, приятного подарка)

Настойчивость (добиваемся осуществления намеченных планов)

Запоминание, забывание, внимательность

Психические явления делятся на:

Психические процессы – познавательные (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение); эмоциональные (эмоции, чувства); регуляторные (воля, речь)

Психические состояния – бодрствование, настроение, стресс

Психические свойства – направленность личности (интересы, желания, убеждения); темперамент (в чистом виде мало изучен); характер, способности

5. Предмет и задачи общей психологии

Психология - это наука о психике и психических явлениях.

Психика – это свойство высокоорганизованной материи (головного мозга), заключающаяся в активном отражении объективного мира, в построении картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В качестве объективного критерия психики выступает способность живых организмов реагировать на нейтральные раздражители (в засуху животные передвигаются поближе к водоему, слыша звук машин, они отодвигаются, уходят от шума)

Предмет общей психологии – закономерности развития и проявления психических процессов, психических состояний, психических свойств, психических образований.

Предмет изучения психологии – психика человека:

Психические процессы – познавательные, эмоциональные, волевые;

Психические состояния – бодрость, усталость, эйфория, стресс, паника и др.;

Психические образования – знания, умения, навыки, привычки;

Психические свойства (свойства личности) – темперамент, характер, способности, потребности, интересы, направленность.

Основой задачей психологии является изучение законов психической деятельности человека.

Законы психологии показывают:

Как человек познает окружающий его объективный мир, как он отражается в мозгу человека;

Как развивается психическая деятельность человека;

Как формируются психические свойства личности.

Они необходимы для формирования у людей высоких человеческих качеств. Главный объект исследования – это человек, его психические процессы, состояния и свойства.

6. Этапы развития психики в филогенезе

Филогенез – историческое формирование группы организмов.

В психологии – процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, а также процесс возникновения и эволюция форм сознания в ходе истории человечества.

Безусловный рефлекс – наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма.

Этапы:

1. Развитие сенсорных процессов – простые безусловные рефлексы (миграция, продолжение вида, стадное (групповое) поведение, оборонительное поведение, гигиеническое поведение)

2. Развитие перцептивных процессов – сложные безусловные рефлексы (инстинкты) – это сложные врожденные действия животных, при помощи которых они удовлетворяют свои потребности.

3. Развитие интеллектуальных действий – навыки животных (такие действия животных, которые они приобретают в индивидуальном опыте благодаря многократному повторению и закреплению – напр.дрессировка животных в цирке).

4. Физиопсихологическое развитие человека в процессе труда – с первобытного времен в процессе труда совершенствовались физические и психические особенности человека, развивались его мозг и органы чувств, психические качества, способности.

5. Развитие сознания человека – высшая ступень развития психики, которая возникала в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью языка, открывающая человеку возможность обобщенного и всестороннего знания законов природы и общества, активного преобразования окружающего мира.

6. Развитие самосознания – умения познать себя путем познания других; потребность осознать себя как личность, возникновение интереса к своей внутренней жизни, к качествам собственно личности, потребность в самооценке.

7. Развитие социального поведения – сложные умения интерпретации законов общества

7. Понятие, структура и содержание сознания

Сознание – функция головного мозга, сущность которой заключается:

1 сущность – в адекватном, обобщенном и осуществляющемся в речевой форме активном отражении действительности (с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях, но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире);

2 сущность – в связывании вновь поступающей информации с прежним опытом (открываю один глаз утром и определяю, где я, то я в сознании)

3 сущность – выделении человеком себя из окружающего мира, противопоставление себя как субъекта, конструктивно-творческой переделке внешнего мира (познающий субъект, способный мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролирующий собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность)

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей

Сознание человека – это свидетельство и производный компонент его реальной жизни. Характеристики сознания – непрерывность, динамизм, направленность (с чем связан интерес)

Структура сознания:

Осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается

Ощущения,

Восприятия,

Представления,

Понятия,

Мышление

Внимание

Волнение,

Восхищение,

Ненависть

21. Типология характера (Э.Фром, К.Юнг)

Типы характера по Э.Фрому (врач-психиатр фрейдистской ориентации):

1. «Мазохист-садист ». Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи

Интересно наблюдение Э. Фромма, утверждающего, что в этом типе людей наряду с мазохистскими склонностями почти всегда открываются и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Э. Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других известных исторических лиц.

2. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию (обман, тщетное ожидание), крушение надежд у данного человека. Э.Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других известных исторических лиц.

3. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой».

Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я». Выведенная Э. Фроммом типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий, происходящих в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом.

Типы характеров по К.Юнгу:

1. Экстравертированный (открытый) - мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг. Экстраверт внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет.

2. Интровертированным (замкнутый).- мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов

Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.

22. Степени выраженности характера. Акцентуации

Степени выраженности характера в системе отношений:

1. «Человек – окружающий мир» - убежденный, беспринципный

2. «Человек – деятельность» - деятельный, бездеятельный

3. «Человек – другие люди» - общительный, замкнутый

4. «Человек – Я» - эгоистический, альтруистический

Акцентуации характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющие крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Типы акцентуации:

1. Циклоидный – чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом.

2. Гипертимный – постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность

3. Лабильный – резкая смена настроения в зависимости от ситуации

4. Астенический – быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям

5. Сензитивный – повышенная впечатлительность, обостренное чувство неполноценности

6. Психастенический (тревожный) – высокая тревожность, мнительность, склонность к самоанализу, сомнениям

7. Шизоидный – замкнутость, эмоциональная холодность, трудности в установлении контактов

8. Эпилептоидный – склонность к злобно-тоскливому настроению с агрессией, педантичность

9. Застревающий – повышенная подозрительность, обидчивость, стремление к доминированию

10. Демонстративный – высокая потребность к признанию, вниманию, лживость, ипохондрия.

11. Дистимный – преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии

12. Неусточивый – легко поддаются влиянию окружающих, поиск новых приключений, компаний

13. Конформный – чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, консерватизм.

23. Понятие воображения. Функции и свойства воображения

Воображение – это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности . Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.

Функции:

1. в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность

2. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

3. участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями

4. состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

5. планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

Свойства:

1. Творчество – деятельность, результатом которой выступает создание новых материальных и духовных ценностей.

2. Мечта – эмоциональный и конкретный образ желаемого будущего, характеризующийся слабым знанием способов его достижения и страстным стремлением к претворению его в действительность.

3. Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов.

4. Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания, выделения тех или иных черт.

5. Галлюцинация – нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики.

24. Виды воображения. Способы создания образов воображения

Виды:

В зависимости от участия воли:

1. Пассивное (непроизвольное) – создание новых образов без определенных намерений человека, при отсутствии или ослаблении сознательного контроля. (В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности).

2. Активное (произвольное) – создание новых образов в соответствии с сознательно поставленной задачей и с помощью волевых усилий (всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами).

По характеру создаваемого образа:

3. Репродуктивное – вид воображения, при котором создание образов идет на основе ранее воспринятого.

4. Продуктивное - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

5. Творческое – создание новых образов в процессе творческой деятельности человека.

Способы создания образов воображения:

1. Вычленение образа предмета

2. Изменение величины объектов

3. Соединение частей объектов

4. Конструирование предмета

5. Мысленное усиление образов

6. Мысленное ослабление образов

7. Перенос на другие объекты

8. Создание образов на основе обобщений

25. Понятие интеллекта

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей человека.

Интеллект основывается на памяти, внимании, скорости протекания психических процессов, способности к упражняемости, развитию понимания языка, степени утомляемости при совершении мыслительных операций, способности к логическому мышлению, находчивости.

Он тесно взаимосвязан со всеми познавательными функциями человека, однако для того, чтобы успешнее исследовать процесс решения задач, интеллект рассматривается как отдельная функция. Интеллект основывается на памяти, внимании, скорости протекания психических процессов, способности к упражняемости, развитию понимания языка, степени утомляемости при совершении мыслительных операций, способности к логическому мышлению, находчивости и пр.

26. Эмоции и чувства. Основные функции и свойства эмоций

Эмоции (чувства) – психические состояния, выражающие отношение человека к окружающей действительности, к другим людям, к самому себе. Человек не только активно познает предметы и явления окружающей мира, но и переживает определенное отношение к ним. Одни события его волнуют, к другим он безразличен, одни вещи ему нравятся, другие оставляют равнодушным, одних людей он любит, других – ненавидит, переживает удовольствие и неудовольствие, радость и горе, отчаяние и воодушевление. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Функции эмоций:

· Оценочная – в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее;

· Сигнальная – эмоции сигнализируют человеку о состоянии его потребностей о воздействии полезного или вредного на организм;

· Побудительная – эмоции выступают как мощные источники;

· Коммуникативная – мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям.

Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, характеризующаяся устойчивостью и возникающая при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Свойства эмоций:

1. универсальность

2. динамичность

3. доминанта (более сильные эмоции способны подавлять)

4. адаптация

5. заразительность (положительные или отрицательные эмоции могут повлиять на окружающих)

6. перенос

7. амбивалентность (одновременное сосуществование 2 разномодальных эмоций)

8. суммация


27. Речь и язык. Функции и виды речи

Речь – процесс использования человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь является средством мышления. Благодаря речи люди обмениваются своими мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях и мечтах.

Язык – система словесных знаков, с помощью которой осуществляется общение между людьми (общаясь друг с другом, люди употребляют слова и пользуются грамматическими правилами того или иного языка – русского, немецкого, французского и т.д.). Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство.

Функции речи:

1. Выражения

2. Воздействия

3. Сообщения, общения

4. Обозначения

Виды речи:

1. Устная – общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

Делится на: а) монологическую – речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли

б) диалогическую – разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников

2. Письменная – изображается графически, с помощью письменных знаков (букв), обозначающих звуки устной речи. Особенность – она обращена к отсутствующему читателю, который находится в другом месте, в другой обстановке и прочтет написанное только через некоторое время.

3. Внутренняя – речь про себя. Ею пользуются в процессе мышления. Эта речь позволяет человеку мыслить на основе родного языка даже тогда, когда человек и не говорит громко. Люди обычно думают на том языке, на котором говорят. Перед тем как выразить мысль устно или письменно, человек часто проговаривает ее про себя, т.е. во внутренней речи.

Свойства речи:

1. Выразительность

2. Воздейственность: а) поучение

б) наставление

3. Понятность

28. Виды эмоций и чувств

Виды чувств:

1. Интеллектуальные – чувства, связанные с познавательной деятельностью человека (это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения).

2. Нравственные – чувства, в которых выражается отношение человека к требованиям общественной морали (чувство долга, совесть).

3. Эстетические – чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением эстетических потребностей (чувство возвышенного, прекрасного и красивого, чувство героического, чувство драматического, источником эстетического чувства является музыка, живопись, скульптура, художественная проза, произведения архитектуры, созерцания природы).

Виды эмоций:

1. Стенические (бодрящие) – переживания, повышающие активность деятельности человека, увеличиваю силу и энергию человека

2. Астенические (угнетающие) – переживания, снижающие активность деятельности человека, уменьшают силу и энергию человека.

К.Изард выделил фундаментальные и базовые эмоции

Интерес – положительное эмоц.состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний

Радость – положительное эмоц.состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность

Удивление – эмоц.реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший

Страдание – отриц.эмоц.состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших потребностей

Гнев – отриц.эмоц.состояние, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным серьезного препятствия при удовлетворении потребности

Отвращение – отриц.эмоц.состояние, вызываемое объектами, взаимодействие с которыми вступает в резкое противоречие с принципами и установками субъекта.

Презрение – отриц.эмоц.состояние. возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов

Страх - отриц.эмоц.состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или мнимой опасности

Стыд – отриц.эмоц.состояние

29. Эмоциональные состояния: стресс, настроение, аффект, фрустрация

1. Стресс – понимают эмоциональное состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные состояния.

Стрессовое состояние – состояние нервно-психического напряжения, возникающее в необычной, трудовой ситуации – при наличии опасности, при больших физических и умственных перегрузках, при необходимости принятия быстрых и ответственных решений.

Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

2. Настроение – устойчивое эмоциональное состояние, проявляющее в качестве положительного или отрицательного фона психической жизни индивида (в зависимости от обстоятельств может быть хорошее, плохое, приподнятое)

Выделяют:

1. эйфория – повышенное радостное настроение, состояние благодушия и беспечности, переживание полного удовлетворения своим состоянием

2. дисфория – злобно-тоскливое настроение с переживанием недовольства собой и окружающими, часто сопровождается агрессией

3. тревога – переживание внутреннего беспокойства, ожидание неприятности, беды, катастрофы

3. Аффект – кратковременное сильное душевное волнение, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.

Выделяют:

1. физиологический – гнев или радость

2. астенический - быстро истощающее угнетенное настроение, снижение психической активности и тонуса

3. стенический – повышенное самочувствие, психическая активность, ощущение собственной силы

4. патологический – кратковременное психические расстройство, возникающее в ответ на интенсивную психическую травму и выражающее в концентрации сознания на травмирующих переживаниях

4. Фрустрация – эмоциональное состояние, вызываемое объективно или субъективно непреодолимыми трудностями на пути к достижению значимой цели.

Сам термин в переводе с латинского означает – обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности .

30. Понятие воли. Структура волевого действия

Воля – психический процесс, характеризующийся способностью субъекта ставить цель, видеть и выбирать способы ее достижения, идти к намеченному, преодолевая внешние или внутренние препятствия.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.

Структура волевого действия:

Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1. осознание цели и стремление достичь ее ( подготовительный этап, на котором осознается цель, определяются пути и средства достижения цели и принимается решение. е сли цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия);

2. осознание ряда возможностей достижения цели (это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого – установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами);

3. появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности ( каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание – это существующие идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо – это прежде всего знать содержание побудительного стимула).

4. борьба мотивов и выбор (может быть одного уровня – одинаково хочется вечером пойти в кино и в театр, одинаково хочется после окончания школы приобрести профессию шофера) и борьба мотивов различного уровня – пойти в кино или сдаться делать уроки. Во втором случае надо сознать уровень мотивов и отдать предпочтение мотиву более высокого уровня. Когда речь идет о том, делать ли то, что надо, или то, что хочется, следует отдавать предпочтение мотиву «надо». На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает);

5. принятие одной из возможностей в качестве решения (характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование);

6. осуществление принятого решения (не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий).

31. Волевые качества личности

1. Сильная воля – четкое осознание цели. Интенсивнее стремление к ее достижению, возможности и мотивы достаточные, борьба мотивов и выбор обоснованный и быстрый, обоснованные интенсивное решение, осуществление решения стойкое.

2. Настойчивость – способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели. Преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней.

3. Целеустремленность – это умение подчинить свое поведение устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для ее достижения, планомерное, неуклонное ее осуществление.

4. Дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Без принуждения признает для себя обязательным выполнение правил общества.

5. Упрямство – объективно не оправданные цель и стремление к ее достижению, возможности и мотивы, борьба мотивов и выбор определяется не объективным учетом всех возможностей, а предвзятым мнение, легко меняющееся решение, стойкое осуществление решения.

6. Податливость – легко меняющиеся цель и стремление к ее достижению, возможности и мотивы, борьба мотивов и выбор определяется мнение других лиц, легко меняющееся решение, различное осуществление решения.

7. Внушаемость – отсутствуют возможности и мотивы, решение дается извне, под влиянием чужих советов, различное осуществление решения.

8. Решительность – способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без излишних задержек переходить к их выполнению.

9. Нерешительность - четкое осознание цели. Интенсивное стремление к ее достижению, достаточные, иногда чрезмерно возможности и мотивы, длительные и незавершенные борьба мотивов и выбор, отсутствует или часто меняется решение, отсутствует осуществление решения.

10. Слабоволие – слабое стремление к цели и ее достижению, достаточные или малые возможности и мотивы, незавершенная борьба мотивов и выбор, решения без стремления к выполнению, нестойкое осуществление решений.

32. Понятие темперамента. Компоненты темперамента

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов, силы, уравновешенности и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека – подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.д.

Наблюдая за поведение детей и взрослых, за тем, как они трудятся, учатся, играют, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращает внимание на большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы, очень подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям; в работе, учении и игре нетерпеливы, страстны, энергичны. Другие, наоборот, медлительные, спокойны, невозмутимы, малоподвижны; чувства их протекают слабо и внешне выражены незаметно. Вся эта сторона личности и характеризует понятие «темперамент».

Темпераментное свойство отчетливо проявляется:

В раннем детстве

В ситуациях, исключающих возможность обращения к личному опыту

Стрессовая ситуация

В строго контролируемых экспериментальных ситуациях

В новых, привлекательных для человека ситуациях

Компоненты темперамента:

1. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности.

2. Двигательная, или моторная активность – показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность – выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращения их).

Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение.

Расхождение между школами в мировой психологии имеет частный характер и свидетельствует о том, что предмет психоло­гии следует понимать более широко, включая в него и внутрен­ние субъективные феномены, и поведение человека, и феноме­ны неосознаваемой психики.

Весь исторический путь научной психологии представляет собой расширение предмета психологии и усложнение научных схем:

Сначала накапливалось житейское знание о человеке и его отношениях в окружающем мире;

Затем, во времена философской и религиозной мысли, предметом психологии считалась душа, ее свойства и сущность;

После Декарта психология в течение почти двух веков была психологией сознания;

Исследование бессознательного привело к тому, что пред­метом психологии стала глубинная область психики и влечения;

Исследование поведения привело к пониманию совокуп­ности реакций организма как предмета психологии.

Как же можно определить предмет психологии? Психология остается наукой о психике, которая включает в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто назы­вают познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состоя­ниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способ­ности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает чело­веческое общение и поведение, их зависимость от психических


явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих позна­вательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духов­ных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как «личность».

В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмысленны до конца, если их не рассматривать в зависи­мости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и обще­ние). Общение и деятельность поэтому также составляют пред­мет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его об­щение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

На схеме представлены основные типы явлений, которые изу­чает современная психология 1 .

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явле­ний, изучаемых психологией, входят и отношения между людь­ми в различных человеческих объединениях - больших и малых группах, коллективах.

Немое Р. С. Общие основы психологии. М., 1994. С. 9.


Какими бы сложными путями ни продвигалась психологи­ческая мысль, осваивая свой предмет, какими бы терминами его ни обозначали (душа, сознание, психика, деятельность), можно выделить признаки, которые характеризуют предмет психоло­гии, отличающий ее от других наук.

«Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побужда­ющих действовать, а также в самих действиях, переживаниях, своих отношениях к другим людям и самому себе, в свойствах лично­сти как ядра этой системы» 1 .

Петровский А. В., Ярошевскии М. Г. История психологии. С. 70-79.