Меню

Врачебный контроль.  Физическая культура: Врачебный контроль

Полы

    Основы врачебного контроля…………………………………………….3

    Сроки допуска к занятиям в ДЮСШ по различным видам спорта……5

    Функции внешнего дыхания……………………………………………...7

    Типы реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку……………. 8

    Профилактика спортивных травм ………………………………………10

    Контроль на спортивных базах ………………………………………….10

    Список использованной литературы…………………………………….12

Основы врачебного контроля

В р а ч е б н ы й к о н т р о л ь - неотъемлемая часть системы здравоохранения, обеспечивающая медицинское наблюдение за занимающимися физкультурой и спортом. Врачебный контроль является практическим разделом спортивной медицины.

С п о р т и в н а я м е д и ц и н а - это часть клинической медицины, которая изучает влияние занятий спортом и физической культурой на организм человека. Важнейшей составной частью спортивной медицины является спортивный контроль. В его задачи входит: изучение адаптации к физическим нагрузкам, социальной роли физической культуры как фактора укрепления здоровья всех контингентов населения; участие в управлении тренировочным процессом, рационализации организационно-управленческих форм медицинского обеспечения массово-оздоровительной работы, подготовки юных спортсменов, а также спорта высших достижений, секс- и антидопинговый контроль и др.

Спортивная медицина занимается вопросами профилактики, лечения и реабилитации спортсменов.

Проникновение идей физического воспитания в медицинскую науку относится к концу XVIII - началу XIX века. Основоположниками проблемы физического воспитания, как средства оздоровления широких масс населения стали П. Ф. Лесгафт и В. В. Гориневский. На современном этапе основы спортивной медицины и врачебного контроля заложили С. П. Летунов и Р. Е. Мотылянская, которые в 50-е и последующие годы возглавляли отдел в Научно-исследовательском институте физкультуры в Москве. Созданные в 50-е годы вра-чебно-сризкультурные диспансеры обеспечивают врачебный контроль в физическом воспитании и являются методическими центрами для лечебно-профилактических учреждений по этим вопросам. 50-е годы знаменуются началом активного участия спортсменов страны в Олимпийских играх. Большой вклад в усовершенствование врачебного контроля в 40-50-е годы внесли В.Е.Васильева, Д.Ф.Дешин, В.К.Добровольский, С. М. Иванов, Г. И. Красносельский, И. А. Крячко и др. В последующие 60-70-е годы и по настоящее время продолжается углубленное развитие различных разделов спортивной медицины, врачебного контроля, на кафедрах медицинских институтов и институтов физкультуры, в научно-исследовательских институтах физкультуры и спорта (В.Ф.Башкиров, Л. А. Бутченко, В. К. Велитченко, Г. Р, Гигинейшвили, Н. Д. Граевская,Н. А. Загорская, В. Л. Карпман, Г. М. Куколевский, Ф.Г.Лапицкий, Л.Н.Марков, Е.А.Пирогова, В.С.Правосудов, С.Б.Тихвинский, С.М.Хрущев, Д. М. Цверава, А. В. Чоговадзе и др.).

О с н о в н ы м и з а д а ч а м и работы по, врачебному контролю являются:

    медицинское обследование всех контингентов населения, занимающихся физкультурой и спортом;

    диспансеризация спортсменов высокой квалификации и учащихся детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ);

    медико-педагогические наблюдения за спортсменами на занятиях физкультурой, тренировках и соревнованиях;

    проведение профилактических, оздоровительных и при показаниях лечебных мероприятий спрртсменов и учащихся ДЮСШ, состоящих на диспансерном учете;

    санитарно-гигиенический контроль за условиями проведения спортивных занятий;

    профилактика спортивного травматизма, медицинское обследование учащихся спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий;

    консультация врачей лечебно-профилактических учреждений, тренеров, педагогов и людей, занимающихся физкультурой и спортом;

    организационно-методическая и научно-практическая работа по вопросам медицинского обеспечения занимающихся физкультурой и спортом;

    санитарно-просветительная работа.

Повторные обследования проходят не реже одного раза в год все контингенты учебных заведений, занимающиеся по программе физического воспитания, и спортсмены: стрелки, шахматисты и играющие в городки.

Спортсмены командных видов спорта (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и др.) проходят обследование два раза в год. Перед всеми соревнованиями обследуют боксеров, легкоатлетов, борцов, штангистов, пловцов, велосипедистов.

К спортивным соревнованиям допускают только после разрешения врача или фельдшера, оформленного в форме индивидуальной справки или заявки о допуске к соревнованиям от спортивной организации, заверенной в медицинском учреждении. Непосредственно перёд соревнованиями по спортивной ходьбе и бегу на дистанцию более 20 км, лыжным гонкам на 50 км и более, многодневным автомото-велогонкам, подводному плаванию необходимо медицинское обследование. Боксеров и борцов следует осматривать во время соревнований ежедневно перед взвешиванием.

В спорте высших достижений спортсменам в целях предупреждения перенапряжения проводят биохимические исследования крови, мочи, аппаратные исследования с большой физической нагрузкой.

К спорту высших достижений и в ДЮСШ допускают только здоровых людей. Физкультурой могут заниматься все желающие, в зависимости от здоровья и физической подготовки им рекомендуют лечебную гимнастику или различные другие занятия физическими упражнениями.

В учебных заведениях для занятий физкультурой учащихся и студентов разделяют на три группы в зависимости от состояния здоровья и физического развития: основную, подготовительную и специальную.

О с н о в н у ю группу формируют из лиц без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии или имеющих небольшие отклонения, но не отстающих в физической подготовленности. В этой группе при наличии сколиоза I степени, других небольших нарушениях осанки не разрешают занятия велоспортом, боксом, греблей; при близорукости нельзя заниматься прыжками в воду и на лыжах с трамплина, тяжелой атлетикой, горнолыжным спортом.

К п о д г о т о в и т е л ь н о й группе относят учащихся и студентов с отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии без выраженных функциональных нарушений, с недостаточной физической подготовленностью к выполнению программы физического воспитания. Эти учащиеся занимаются в основной группе, но нагрузка при выполнении интенсивных физических упражнений для них снижается, сроки сдачи учебных нормативов удлиняются; они не участвуют в соревнованиях. Для них дополнительно проводят занятия, оздоровительные мероприятия и стремятся подготовить их для перевода в основную группу.

С п е ц и а л ь н у ю группу составляют учащиеся со значительными отклонениями в здоровье, физическом развитии, которые не препятствуют их занятиям в учебном заведении, но при которых занятия физкультурой для них противопоказаны. Для них проводят занятия отдельно с учетом их заболевания, или они получают лечебную гимнастику в медицинских учреждениях. При улучшении их здоровья и физической подготовки решают вопрос об их переводе в подготовительную группу. После перенесенных острых заболеваний учащихся временно освобождают от занятий и возобновляют их в сроки, строго индивидуальные, с учетом тяжести заболевания (от одной недели до нескольких месяцев).

Сроки допуска к занятиям в ДЮСШ по различным видам спорта.

Плавание, спортивная гимнасти­ка - 7-8 лет.

Прыжки в воду, лыжный спорт (прыжки с трамплина и горные виды), прыжки на 6aiy ie - 9-10 лет.

Художественная гимнастика, бад­минтон - 10-11 лет.

Футбол, легкая атлетика - 10-12 лет.

Акробатика, спортивные игры, вод­ное поло, хоккей с мячом и шайбой, стрельба из лука - 11-12 лет.

Борьба классическая и вольная, самбо, гребля академическая, стрельба, фехтование - 12-13 лет.

Бокс - 12-14 лет.

Q Велосипедный спорт - 13-14 лет.

Тяжелая атлетика - 14-15 лет.

Возрастные этапы спортивной подго­товки детей и основные этапы отбора при­ведены в табл. 5.18.

Допустимый масштаб спортивных со­ревнований в определенных возрастных группах:

9-10 лет - внутришкольные; 11-12 лет - районные и городские; 13-14 лет - областного масштаба;

15-16лет- республиканского масшта­ба;

16 лет - международного уровня.

Возрастные этапы спортивной подготовки детей

(Журавлева А.И., Граевская Н.Д., 1993)

Вид спорта

Возраст допуска к занятиям , годы

группа начальной подготовки

учебно - тренировочная группа

группа

спортивного

совершенствования

Акробатика

Баскетбол и волейбол

Бадминтон

Борьба (все виды)

Велоспорт (шоссе, трек)

Водное поло

Гимнастика спортивная: юноши девушки

Гимнастика художественная

Гребля академическая

Гребля на байдарках и каноэ

Конный спорт

Конькобежный спорт

Легкая атлетика

Лыжный спорт: гонки и биатлон

горные виды

двоеборье

прыжки с трамплина

Парусный спорт

Плавание

Прыжки в воду

Ручной мяч

Санный спорт

Современное пятиборье

Стрелковый спорт

Стрельба из лука

Стрельба стендовая

Теннис и теннис настольный

Тяжелая атлетика

Фехтование

Фигурное катание

Футбол, хоккей с шайбой и мячом

Функции внешнего дыхания.

В практике медицинского контроля и лечебной физкультуры исследуют функцию внешнего дыхания - показатели легочной вентиляции, к которой относятся легочные объемы, сила дыхательных мышц, частота и глубина дыхания. У здоровых людей частота дыхания - 14-18 (вдох и выдох) в минуту. У спортсменов - 8-16 в минуту, но глубина дыхания у них больше.

Исследования функции внешнего дыхания также проводят врачи. Фельдшеры и медицинские сестры мргут проводить пробу с переменой положения тела (ортостатическая проба) и пробы с задержкой дыхания.

Ортостатическая проба - в положении обследуемого лежа подсчитывают пульс по 15-секундным интервалам и умножают на 4 (это частота пульса в минуту). Измеряют АД. После этого испытуемый медленно встает, и у него, повторно со 2-й минуты, подсчитывают пульс в течение 15с, затем измеряют АД. Реакция считается нормальной при учащении пульса до 12 уд./мин, при учащении до 18 и более - неблагоприятной. Также к неблагоприятным изменениям относят большие колебания АД и снижение пульсового давления.

Пробы с задержкой дыхания: пробу Штанге - время задержки дыхания на вдохе, проводят в положении сидя. Делают глубокий (не максимальный) вдох и по секундомеру регистрируют время задержки дыхания.

У здорового человека это не менее 50-60 с, у спортсменов - до 2-3 мин.

Проба Генчи - время задержки дыхания ria выдохе, испытуемый сидит и после обычного (не максимального) выдоха задерживает дыхание. Время задержки учитывают секундомером. У здоровых оно равно 25-30 с.

Типы реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку

О функциональном состоянии спортсмена судят по типу реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку и, в частности, после проведения функциональной пробы.

Известно, что для выполнения физической нагрузки работающим органам и тканям необходимо большее количество питательных веществ и кислорода, которые доставляются к ним кровью. Больший приток крови обеспечивается усиленной работой сердца (учащается пульс и увеличивается систолическое давление).

Очень, важным в адаптации организма к физическим нагрузкам является расширение просвета функционирующих периферических сосудов и открытие резервных капилляров. При этом сопротивление периферической кровеносной системы падает и как следствие понижается диастолическое давление. Поэтому у здоровых тренированных людей в ответ на функциональную пробу с физической нагрузкой происходит учащение пульса (адекватно нагрузке), увеличение систолического давления, не более 150% от исходного. Диастолическое давление понижается или остается на прежнем уровне; пульсовое давление увеличивается. Этот тип реакции является нормотоническим.

Существует еще четыре типа реакции, которые относят к разряду атипических, позволяющих судить о возможном неблагоприятном функциональном состоянии спортсменов. Гипотонический (астенический) тип реакции наблюдается у лиц с пониженным тонусом сердечно-сосудистой системы, что вызывается различными причинами - переутомлением, перетренированностью, начальной стадией гипертонической болезни, в период выздоровления после перенесенного заболевания и т.д. Адаптация к физической нагрузке осуществляется в основном за счет резкого увеличения числа сердечных сокращений (более 100%, т.е. учащение пульса происходит неадекватно проделанной работе). Систолическое давление повышается незначительно, не меняется или иногда даже понижается. Пульсовое давление понижается.

Гипертонический тип реакции наблюдается у лиц с выраженными вазомоторными изменениями, вызванными.нарушениями в ЦНС или сердечно-сосудистой системе в связи с перетренированностью, перенапряжением, начальной стадией гипертонической болезни и т. д. В результате нарушения вазомоторной деятельности происходит сужение просвета периферических сосудов и как следствие диастол иче-ское давление повышается. Адаптация к физической нагрузке вследствие этого идет за счет резкого повышения систоли-гческого давления и пульса, не адекватного нагрузке.

Дистонический тип реакции характеризуется так называемым симптомом «бесконечного тона». При измерении АД после нагрузки постоянно выслушивается систолический тон с момента его появления до падения ртутного столбика тонометра до 0. Это не означает, что диастолическое давление равно 0. Бесконечный систолический тон объясняется «звучанием» стенок сосудов, когда амплитуда звучания имитирует пульсацию крови. Данный тип реакции встречается у высокотренированных спортсменов с высоким тонусом мышц (тяжелая атлетика, культуризм, борьба и т. д.), а также после проведения спортсменом пробы с максимальной физической нагрузкой. Бесконечный тон, выявляемый после 20 приседаний, свидетельствует о переутомлении. В норме феномен «бесконечного тона» выслушивается у подростков и i юношей, что объясняется физиологическими особенностями организма в данном возрастном периоде.

Ступенчатый тип реакции встречается у спортсменов в состоянии переутомления, перетренировки. При нарушении деятельности ЦНС происходит замедление реакции перераспределения крови к работающим органам и мышцам. В результате этого повышение систолического давления достигает максимального уровня после окончания нагрузки на 3-й минуте восстановительного периода. Адаптация к работе идет за счет учащения пульса непропорционально выполненной нагрузке. Диастолическое давление остается на исходном уровне либо несколько понижается. У людей, не занимающихся спортом, данный тип реакции может указывать на заболевания как сердечно-сосудистой, так и других систем, в частности ЦНС. Время восстановления ЧСС и АД до исходных величин у здоровых людей не должно превышать 3 мин.

При выявлении атипических типов реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку необходимо врачебное обследование с целью выявления причин их возникновения. Если выявленный тип реакции является следствием заболевания, то проводится соответствующее лечение. Атипические реакции, вызванные неправильным построением тренировочного процесса или нарушением режима тренировки, требуют коррекции тренировки режима вплоть до отстранения от занятий до полной нормализации деятельности всех органов и систем.

Профилактика спортивных травм

Профилактика спортивных травм является важным разделом медицинского контроля. Спортивная травма - это повреждение во время занятий физкультурой и спортом. Причиной спортивных травм являются нарушения режима тренировочного процесса, отсутствие страховки, выполнение сложных упражнений без должной подготовки, нарушение санитарно-технических требований в местах занятий, плохого качества спортивный инвентарь, занятие в состоянии утомления, умышленная грубость партнеров, недисциплинированность.

Спортивные травмы подразделяют на легкие, средней тяжести, тяжелые и со смертельным исходом.

Легкая травма - небольшие ссадины, ушибы, растяжение связок, не требующие прекращения занятий.

Травма средней тяжести - обширные ссадины, сильные ушибы, выраженное растяжение с частичным разрывом связок и мышц, закрытые переломы фаланг пальцев кисти, вызывающие потерю спортивной и общей работоспособности более одного, дня.

Тяжелые спортивные травмы - вывихи, переломы, требующие госпитализации.

Фельдшер, медицинские сестры должны знать особенности регистрации и учета спортивных травм. Легкая травма после оказания помощи регистрируется в журнале. При травме средней тяжести помимо записи в журнале составляют акт о спортивной травме в двух экземплярах за подписью трех человек. Пострадавший передает акт в лечебное учреждение, в котором получает лечение и больничный лист нетрудоспособности со дня получения травмы. Спортивная травма приравнивается к производственной. При тяжелой травме спортсмена направляют в стационар и кроме перечисленных документов посылают извещение во врачебно-физкультурный диспансер.

Все случаи спортивных травм анализируют на тренерском совете с участием врачей в целях выявления и устранения причин, приведших к травме.

Контроль на спортивных базах

Обязательным разделом работы медицинского персонала является контроль на спортивных базах. Необходимо проверять санитарное состояние мест занятий и условия, в которых они проводятся: температуру воздуха, освещение, вентиляцию, чистоту в спортивном зале, подсобных помещениях (туалет, душевые, раздевальные комнаты), состояние снарядов, оборудования, одежды, обуви занимающихся, наличие аптечки и ее укомплектованность. При выявлении нарушений следует добиваться их устранения.

Врачебно-педагогические наблюдения во время занятий проводят совместно с тренером для оценки оздоровительного эффекта. Опрос, визуальные наблюдения, хронометраж занятий с подсчетом пульса до, во время и после занятий помогают определить плотность занятия. При этом учитывают только чистое время, затраченное на упражнения. Например, если на занятиях в течение 45 мин на упражнения приходится 32 мин, то плотность составит

Если плотность занятия у здоровых людей менее 60 %, то оно малоэффективно. При правильно построенном занятии наибольшая частота пульса должна быть в середине занятия.

При выявлении одного из признаков выраженного переутомления занятие следует прекратить. Эти признаки следующие: резкое покраснение или бледность кожи, синюшность губ, страдальческое выражение лица, резко учащенное дыхание, дрожание рук, головокружение, головная боль, боль в правом подреберье, тошнота, иногда рвота.

На соревнованиях медицинская сестра совместно с судьей проверяет состояние мест соревнований, инвентаря, обеспеченность питьевой водой, туалетами, раздевальными комнатами, душем. Контролирует правильность оформления заявок. В заявке должен быть пофамильно указан возраст, квалификация, вид соревнования, заключение врача о допуске. Подпись врача и печать медицинского учреждения должны стоять против фамилии каждого участника и в конце заявки после подписей представителей спортивной организации с указанием общего числа спортсменов и даты. При выявлении нарушений совместно с судьей принять меры по их устранению. Во время соревнований следить за самочувствием спортсменов, принимать меры по профилактике травм, заболеваний, а при необходимости оказать первую помощь. Медицинский персонал должен иметь необходимые медикаменты, инструменты, перевязочный материал.

Список используемой литературы

1. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник под редакцией В.А.Епифанова, Г.Л. Апанасенко. - М.: Медицина, 1990.

2. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В.Л.Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

3. Спортивная медицина /Под ред. А.В. Чоговадзе, Л.А. Бутченко. - М.: Медицина.

САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ

2.1. Врачебный контроль, понятие, цель, задачи

Эффективность воздействия физических упражнений на организм человека зависит в первую очередь от правильно организованных учебно-тренировочных занятий. Правильно организованные занятия предусматривают выполнение физических упражнений с учетом пола, возраста, состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности.

Неправильная организация занятий, пренебрежение методическими принципами, планирование физической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, отсутствие регулярных медицинских наблюдений не дадут желаемых результатов и могут нанести вред здоровью.

Знания основ врачебного, педагогического и самоконтроля помогут сделать объективные выводы о состоянии здоровья, уровне подготовленности и безопасно подобрать тренировочные нагрузки индивидуального двигательного режима.

Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование, проводимое совместно врачом и преподавателем физического воспитания с целью оценки воздействия на организм физических нагрузок, установления уровня функциональной готовности и на основании этого совершенствование учебно-тренировочного процесса.

Врачебное обследование подразделяется на первичное, вторичное и дополнительное.

Первичное обследование проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Медицинское обследование занимающихся. Все занимающиеся физическими упражнениями и спортом по учебному расписанию, в учебных группах или самостоятельно должны проходить медицинские обследования: первичные - перед началом занятий; повторные - один раз в год для занимающихся по государственным учебным программам и в физкультурно-оздоровительных группах.

Программой медицинского обследования предусматривается:

    Общий и спортивный анамнез (опрос) для получения следующих сведений: анкетные данные, особенности физического развития, перенесенные заболевания и травмы, жилищно-бытовые условия, режим питания, вредные привычки, образ жизни, занятия теми или иными формами физической культуры, спортом, степень двигательной активности, наличие спортивных разрядов, режим тренировки и т. д.

    Наружный осмотр.

    Антропометрические измерения.

    Обследование нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов брюшной полости и др.

    Проведение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой и исследованием изменения частоты сердечных сокращений, дыхания (частота и объем), давления крови в исходном состоянии, на пике физической нагрузки и в восстановительном периоде после выполнения упражнений и др.

На основе этих показателей обследования каждый студент распределяется в одно из учебных отделений (основное, подготовительное, специальное, лечебное, спортивного совершенствования) для прохождения обязательного курса физического воспитания.

Повторное врачебное обследование назначается, чтобы убедиться, насколько соответствуют объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к учебно-тренировочным занятиям после перенесенных заболеваний и травм.

Контроль со стороны врачей за состоянием студентов, занимающихся избранным видом спорта в группах КСС (курса спортивного совершенствования), значительно строже и чаще (не менее 3–4 раз в год). Студенты, имеющие I спортивный разряд или спортивную квалификацию (КМС, МС, МСМК, ЗМС), обязательно состоят на учете во врачебно-физкультурном диспансере, где спортсмены регулярно подвергаются углубленному медицинскому обследованию с целью контроля за внутренней средой организма, состоянием сердечно-сосудистой системы в покое и ее реакцией на нагрузки разной интенсивности и продолжительности.

Основная цель врачебного контроля в процессе физического воспитания студентов вузов - содействовать максимальному использованию средств физической культуры и спорта для укрепления их здоровья, повышения функциональных возможностей и достижения ими высоких спортивных результатов. Главные задачи врачебного контроля - обеспечение правильности и высокой эффективности всех физкультурных и спортивных мероприятий, широкое использование физической культуры и спорта в интересах всестороннего развития, сохранения и укрепления здоровья студентов, активное влияние на планирование объема и интенсивности тренировочных нагрузок для студентов, занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов высших учебных заведений страны осуществляется врачами, работающими во врачебно-физкультурных кабинетах поликлиник вузов, под организационно-методическим руководством врачебно-физкультурных диспансеров.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • заключение
  • список использованной литературы

Введение

Двигательная активность, рациональное питание, закаливание способствуют укреплению здоровья человека, повышают его функциональные возможности, способность противостоять негативным акторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни и повышенных требований, которые предъявляются к работникам всех сфер труда.

Большое значение имеет физическая культура и спорт в профилактике преждевременного старения человека и предупреждения возникновения заболеваний.

Физическая культура и спорт расширяют адаптационные возможности человека, особенно у лиц с факторами риска.

В связи с тем, что физкультурой и спортом занимается огромное количество человек, растет значение врачебного контроля за лицами, занимающимися физкультурой и спортом.

Физические нагрузки не должны превышать функциональные возможности человека, особенно немолодого и не слишком здорового, и не наносить ущерба его здоровью.

Определение физической нагрузки и контроль над ее эффективностью должен взять на себя врач. В тоже время каждый врач должен пропагандировать физкультуру, закаливание, естественные факторы воздействия на организм. При отклонениях физиологических показателей от нормы, при самых различных заболеваниях врач также должен квалифицированно и настойчиво рекомендовать пациенту адекватную физическую нагрузку, расширяющую приспособительные и компенсаторные возможности его организма.

1. Цели, задачи и формы проведения врачебного контроля

Врачебный контроль направляется на исследование и улучшение состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности людей, занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Целью врачебного контроля в процессе физического воспитания является максимальное способствование правильной реализации средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья, повышения уровня физического развития, достижения занимающимися спортом высоких спортивных результатов. Врачебный контроль ставит перед собой следующие частные задачи:

а) контроль за выполнением санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований при организации учебно-тренировочных занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий, внедрением доступных средств физической культуры и спорта в жизнь и быт населения;

б) обеспечение высокой эффективности физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, внедрения средств физической культуры и спорта в жизнь и быт населения;

в) повышение грамотности в вопросах самостоятельного использования различных физических упражнений и видов спорта для решения оздоровительных и других задач .

В содержание врачебного контроля входит несколько форм организации медицинских и врачебно-педагогических мероприятий.

На основании результатов первичного врачебного обследования для студентов решается вопрос об их допуске к практическим занятиям по физическому воспитанию, к занятиям в спортивных секциях, к участию в спортивных соревнованиях.

К основной медицинской группе относятся лица без отклонения в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, при достаточном физическом развитии и достаточной физической подготовленности. Они допускаются к занятиям по учебной программе физического воспитания в полном объеме, к занятиям в одной из спортивных секций и к участию в соревнованиях .

К подготовительной медицинской группе относятся лица без отклонений в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, с недостаточным физическим развитием и недостаточной физической подготовленностью. Студенты этой группы допускаются к учебным занятиям по учебной программе физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, а также допускаются к дополнительным занятиям для повышения уровня физической подготовленности и физического развития.

К специальной медицинской группе относятся лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Эти студенты, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и производственной работы при условии выполнения специальных упражнений, направленных на устранение или компенсацию дефектов здоровья. Студентам этой медицинской группы разрешаются занятия физическими упражнениями по специальным учебным программам.

В последствии все занимающиеся неоднократно подвергаются повторным и дополнительным врачебным обследованиям. Повторные врачебные обследования позволяют составить представление о правильности и эффективности учебно-тренировочного процесса .

Дополнительные врачебные обследования проходят спортсмены перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний и травм, при систематических интенсивных тренировках. Ведущие спортсмены страны, города, области, а также учащиеся ДЮСШ находятся под постоянным наблюдением врачебно-физкультурных кабинетов и физкультурных диспансеров. Они систематически подвергаются еще более тщательному врачебному контролю - диспансеризации и углубленному диспансерному обследованию .

Врачебно-педагогические наблюдения представляют собой совместную работу врача, преподавателя физического воспитания или (и) тренера, проводимую ими непосредственно в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований. Другими формами организации врачебного контроля являются:

медицинское обеспечение физического воспитания студентов дневного отделения в ходе учебных занятий и соревнований;

на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях;

санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

предупреждения травматизма на занятиях физкультурой и спортом;

предупреждение заболеваемости среди занимающихся;

санитарно-просветительная работа среди студентов.

Важной формой врачебного контроля в современном спорте является специальный (или антидопинговый) контроль, направленный на предупреждение приема спортсменами опасных для здоровья веществ в целях стимуляции физической работоспособности организма. Вред таких стимуляторов (допингов) заключается в запредельной мобилизации источников физической и психической энергии организма. Такое излишнее стимулирование обмена веществ и психики, временно повышая работоспособность организма, снимает действие защитных механизмов, что создает опасность развития тяжелых патологических (болезненных) состояний, приводящих в отдельных случаях даже к смертельному исходу.

В современной врачебной практике разработаны быстрые и точные методы выявления спортсменов, принимавших допинг .

В случае подтверждения приема допинга спортсмен с соревнований снимается, а его результаты аннулируются.

Со студентами вечернего отделения директивных медицинских обследований в рамках учебного процесса не проводится, поэтому студентам-вечерникам необходимо самим следить за собой, исходя из обоснованных выше целей, задач и форм организации врачебного контроля. Знание результатов медицинского контроля позволяет перейти к оценке собственного физического развития.

2. Требования к организации врачебного контроля

Врачебный контроль за физическим воспитанием организуется и проводится врачами лечебно-профилактических учреждений - здравпунктов, поликлиник и амбулаторий, осуществляющих медицинское наблюдение за состоянием здоровья студентов.

В составе лечебно-профилактического учреждения или при спортивных сооружениях вуза создаются кабинеты врачебного контроля, которые обеспечиваются штатными медицинскими работниками - врачами по контролю за занимающимися физической культурой и спортом и средним медицинским персоналом в соответствии с действующими нормативами.

Главный врач лечебно-профилактического учреждения организует медицинские осмотры студентов, для проведения которых привлекаются врачи поликлиники. Одновременно распределяются студенты на медицинские группы для занятий физической культурой и спортом .

Ректор высшего учебного заведения несет ответственность за физическое воспитание студентов в вузе и обязан обеспечивать необходимые условия для проведения систематического врачебного контроля за студентами, занимающимися физической культурой и спортом (выделение необходимых помещений, оказание помощи в приобретении медицинского оборудования, медикаментов и т.д.), организовать контроль за состоянием здоровья, физическим развитием и подготовленностью студентов.

Заведующий кафедрой физического воспитания и преподаватели этой кафедры не имеют права допускать студентов к занятиям по физическому воспитанию без врачебного заключения об их состоянии здоровья и несут ответственность за своевременное прохождение всеми студентами медицинских освидетельствований .

Врачи по контролю за занимающимися физической культурой и спортом и преподаватели кафедр физического воспитания осуществляют свою деятельность в тесном контакте, организуют и проводят постоянные врачебно-педагогические наблюдения за студентами, занимающимися физической культурой и спортом.

Заведующий кафедрой физического воспитания периодически ставит на обсуждение преподавателей кафедры сообщение врача о состоянии здоровья, физическом развитии и подготовленности студентов.

3. Форма и методы врачебного контроля

К формам врачебного контроля в процессе физического воспитания студентов относятся: медицинское обследование студентов, занимающихся физической культурой и спортом; медицинское обеспечение физического воспитания студентов в учебных отделениях; врачебно-педагогические наблюдения; санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий по физической культуре и спорту; предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости; медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий и оздоровительно-спортивных лагерей; санитарно-просветительная работа и пропаганда физической культуры и спорта .

1. Медицинское обследование студентов, занимающихся физической культурой и спортом

Врачебные обследования студентов должны проводиться:

а) до начала учебных занятий по физическому воспитанию на I курсе;

б) повторные обследования студентов проводить перед спортивными соревнованиями, после перенесенных заболеваний, травм или длительных перерывов в занятиях физическими упражнениями, а также по направлению преподавателя физического воспитания и по желанию самого занимающегося.

4. Врачебно-педагогические наблюдения

Задачей врачебно-педагогических наблюдений в вузе является оказание помощи преподавателям в постановке учебного процесса по физическому воспитанию студентов, что должно достигаться постоянным контактом в работе врача и преподавателя .

Для этого врач по физической культуре и спорту обязан:

а) проводить свои наблюдения непосредственно во время учебных и учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;

б) периодически сопоставлять результаты медицинских обследований с данными педагогических наблюдений;

в) систематически анализировать вместе с преподавателем эффективность средств и методов обучения и спортивной тренировки;

г) оказывать помощь преподавателям физического воспитания в повышении специальных знаний в области медицины.

5. Санитарно-гигиенический контроль за местом и условиями занятий физической культурой и спортом

Санитарно-гигиенический контроль должен основываться на четком знании действующих санитарно-гигиенических правил и норм содержания и эксплуатации мест занятий физической культурой и спортом, основ гигиены физических упражнений .

Наблюдения должны охватывать:

- санитарно-гигиеническую оценку мест занятий, состояние инвентаря и снарядов, условий погоды и т.д.;

- состояние одежды и обуви занимающихся;

- соответствие норм площади, объема, освещения помещений и т.д.;

- место занятий по физическому воспитанию в общем расписании вуза, соответствие их правильной организации режима дня.

Заключение

Итак, спортивная тренировка, физическое воспитание и физкультурно-оздоровительная я работа это процесс в первую очередь социально-педагогический, что и определяет ведущую роль в нем тренера и педагога. Однако объектом этого процесса является человек со всей сложностью его психики, функций организма и взаимоотношений со средой. В связи с этим эффективность педагогического процесса во многом зависит от соответствия используемых средств и методов состоянию здоровья, функциональным возможностям, возрастным и индивидуальным особенностям каждого человека. В современных условиях, когда здоровье населения, в первую очередь подрастающего поколения, существенно ухудшилось, это приобретает особую значимость. В противном случае не только уменьшается эффективность спортивной тренировки, снижается уровень спортивного мастерства, сокращается спортивное долголетие, но и создаются условия для развития целого ряда патологических состояний и заболеваний. Любая ошибка тренера может иметь очень высокую цену.

Список использованной литературы

1. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.-- 2-е изд., доп. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2002.--512 с.

2. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник/Под ред. В. А. Епифанова, Г. Л. Апанасенко.- М.: Медицина, 1990.-- 368 с:

3. Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник. - М.: Советский спорт, 2003. - 480 с.

Размещено на www.allbest.ru

...

Подобные документы

    реферат , добавлен 29.12.2002

    Особенности врачебного контроля, который представляет собой основной раздел спортивной медицины и осуществляется специалистами – спортивными врачами. Особенности врачебного контроля за женщинами, детьми, подростками. Медицинский контроль на соревнованиях.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    курсовая работа , добавлен 01.11.2002

    Подготовка инструментов и материала к операции. Санитарно-гигиенический режим в палатах больных с анаэробной инфекцией. Микробиологический контроль за состоянием санитарно-противоэпидемического режима. Бельевой режим в отделении и лаборатории.

    методичка , добавлен 30.04.2009

    Особенности развития и функционирования сердца у детей и подростков. Адаптация сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке. Особенности врачебного контроля над детьми, подростками, юношами, девушками. Медицинские вопросы спортивной ориентации.

    реферат , добавлен 12.01.2011

    Физиологическое и гигиеническое значение воды. Причины и условия, определяющие химический состав и органолептические показатели воды централизованных систем водоснабжения. Требования к организации контроля и порядок его проведения, анализ результатов.

    дипломная работа , добавлен 25.07.2015

    Санитарно-гигиенический надзор за физическим воспитанием учащихся. Профилактика отклонения здоровья и возникновения заболеваний школьников. Организация занятий физической культуры с учащимися медицинской специальной группы. Требования к уроку физкультуры.

    дипломная работа , добавлен 01.07.2015

    Требования к качеству молочных продуктов по микробиологическим показателям, их нормативно-документальное обоснование. Контроль готовой продукции по 4 группам микроорганизмов. Санитарная обработка оборудования на предприятиях молочной промышленности.

    реферат , добавлен 04.07.2011

    Принципы организации спортивной медицины. Структура и организация деятельности Красноярского Краевого врачебно-физкультурного диспансера, роль медицинской сестры в деятельности учреждения. Качество жизни действующих спортсменов и ветеранов спорта.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2012

    Основные периоды физиологического развития ребенка: грудной возраст, от 1 до 7 лет, отрочество (до 12 лет), полового созревания (старший школьный возраст). Распространенные заболевания, при которых следует ограничивать занятия физкультурой и спортом.

Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физическими упражнениями.

Цель врачебного контроля - изучить состояние здоровья и влияние на организм физических нагрузок.

Уровень физического развития каждого учащегося определяется путем сопоставления всех полученных при осмотре данных.

Врачебная часть контроля за физическим воспитанием включает:

  • - выбор средств физического воспитания и видов спорта с учетом индивидуальных нарушений;
  • - определяет объем занятий, специальные мероприятия, которые необходимо провести до и после тренировки;
  • - проводит медицинское исследование физического развития и состояния здоровья, выделяет противопоказания;
  • - определение степени воздействия процесса физического воспитания на организм ребенка с помощью тестов;
  • - оценивает санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещений и т.п.;
  • - врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);
  • - профилактику травматизма на уроках физкультуры, зависящего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.);
  • - пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закаливания и занятий спортом на состояние здоровья студента с использованием плакатов, лекций, бесед и пр.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости врачом-специалистом.

Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование, которое дает возможность своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки таким образом, чтобы не нанести вред здоровью занимающихся.

Первичное обследование предусматривается перед началом занятий физическим воспитанием.

Повторное обследование необходимо проводить один раз в год, а для занимающихся спортом в зависимости от вида спорта и квалификации спортсменов - 3-4 раза в год.

Дополнительные врачебные обследования позволяют исключить участие в спортивных соревнованиях спортсменов, соревновательная нагрузка для которых могла бы оказать отрицательное воздействие на их здоровье; установить наиболее эффективный режим нагрузок и отдыха; определить состояние здоровья на данный момент.

Будущие участники соревнований должны пройти дополнительное врачебное обследование за 2-3 дня до начала соревнований. Участники массовых физкультурно-спортивных мероприятий и участники соревнований по стрельбе, шахматам, шашкам и т.п. могут быть допущены до соревнований на основании результатов первичного или повторного осмотра, что, впрочем, не исключает возможности пройти дополнительный осмотр по собственной инициативе. На медосмотр необходимо являться через 1,5 часа после еды и через 2 часа и более после занятий физическими упражнениями.

Программа медицинского обследования предусматривает: Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В.А.Головина и др. - М.: Высш. школа, 1983. - 391 с.

  • - общий и спортивный анамнез, для получения анкетных данных, сведений о перенесенных заболеваниях и травмах, особенностях физического развития, вредных привычках, формах занятий физическими упражнениями и др.;
  • - наружный осмотр;
  • - антропометрические измерения;
  • - обследование нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов брюшной полости и др.;
  • - проведение функциональной пробы.

С помощью наружного осмотра оцениваются осанка, состояние кожи, костного скелета и мускулатуры, жироотложение.

Для характеристики телосложения определяется форма грудной клетки (коническая, цилиндрическая или уплощенная), спины , живота (нормальная, отвислая или втянутая), ног и стоп (нормальная или уплощенная).

Для оценки антропометрических данных используют два способа - сравнение со средними (стандартными) величинами и способ антропометрических показателей. В условиях образовательного учреждения можно измерить 5-6 показателей физического развития.

Способ стандартов заключается в сравнении полученных при исследовании каждого учащегося данных со средними величинами антропометрических признаков для детей того же пола, возраста. Эти стандартные величины сводят в особые таблицы.

Способ антропометрических показателей (индексов) состоит в сопоставлении между собой отдельных измеренных признаков с целью установления пропорциональности телосложения и физического развития исследуемого лица.

По антропометрическим данным оцениваются уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту человека. Этот способ получил распространение при массовых обследованиях учащихся различного возраста:

рост (длину) тела стоя и сидя (определяя рост с помощью ростомера, следует учитывать, что длина тела в течение суток меняется, уменьшаясь к вечеру или после физической нагрузки);

вес тела; окружность грудной клетки (измеряют в трех состояниях: при максимальном вдохе, во время паузы и при максимальном выдохе; разница между окружностью грудной клетки на вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки, ее средняя величина равна 5-7 см);

жизненную емкость легких (ЖЕЛ) измеряют с помощью спирометра (средняя величина ЖЕЛ для мужчин - 3800 - 4200 см3, у женщин - 3000 - 3500 см3);

силу мышц кисти с помощью динамометра (динамометр берется в руку стрелкой к ладони и сжимается с максимальной силой, при этом рука отводится немного в сторону; из трех измерений учитывается лучший результат в килограммах) и др.

Уровень физического развития оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов с вычерчиванием антропометрического профиля, корреляции и антропометрических индексов .

Метод антропометрических индексов является наиболее популярным и позволяет характеризовать данные человека лишь частично, однако, дает возможность делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития.

Рассмотрим наиболее часто применяемые антропометрические индексы .

Масса (вес) тела должна определяться периодически (1-2 раза месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одной и той ж спортивной одежде. В начальном периоде тренировок масса обычно снижается, затем стабилизируется, а в дальнейшем за счет прирост мышечной массы несколько увеличивается. Для расчета рекомендуемого веса тела есть много показателей и формул, но они имеют те или иные недостатки: многие из них учитывают рост и возраст, но не учитывают пол, конституцию, двигательную активность и другие факторы.

Для ориентировочной оценки массы тела можно использовать формула Брока-Брукша , согласно которой вес рассчитывается вычитанием цифры 100 из величины роста.

Росто-весовой показатель Кетле выявляется при сопоставлении величины веса тела с величиной его роста в положении стоя.

Показатель Кетле = вес тела (г): рост (см)

Если на каждый 1см роста приходится менее 300г веса у взрослого человека или менее 200г для детей переходного возраста, следует предполагать исхудание; если приходится более 400г на 1см роста, налицо избыточный вес (ожирение).

Хорошая оценка находится в пределах: для мужчин - 380-415 г/см, для женщин - 360-405 г/см. У спортсменов могут быть более высокие показатели.

Показатель Эрисмана характеризует широкогрудие или узкогрудие, при этом сопоставляют рост с окружностью грудной клетки в покое.

Показатель Эрисмана = окружность грудной клетки - ? роста стоя

В дошкольном возрасте окружность грудной клетки превышает величину половины роста на несколько сантиметров. В младшем школьном возрасте разность между ними уменьшается до нуля. В переходном подростковом возрасте показатель Эрисмана становится отрицательным в пределах от 4 до 3 см, что свидетельствует об относительном узкогрудии, свойственном этому возрасту. Затем он вновь увеличивается и в конце полового созревания достигает у мужчин +7 до - 9см, у женщин +5 до - 6см.

Известно, что рост продолжается до 17-19 лет у девушек и до 19-22 лет у юношей. При этом периоды ускоренного рост перемежаются с периодами относительного замедления роста. Особенно заметен рост с 4 до 7 лет и в начале периода полового созревания, который длиться для девушек от 10 до 16 лет, а у мальчиков с 11 до 17 лет.

Причем период, ускоренного роста у девочек начинается на два года раньше, чем у мальчиков. В этот период они, как правило, выше и тяжелее мальчиков. Окончательно прекращение роста тела наблюдается к 18-20 годам, а иногда и к 25 годам.

Измеряется рост с помощью ростомера или антропометра. Зависимость между ростом и возрастом в диапазоне от 3 до 14-16 лет близка к линейной, поэтому для девочек нормостатического типа телосложения в возрасте от 3 до 14 лет можно определить по формуле:

Р (см) = 6 * возраст (годах) + 76

Для мальчиков в возрасте от 3 до 16 лет:

Р (см) = 6 * возраст (годах) +77

С возрастом рост уменьшается. Так к 60 годам длина тела уменьшается на 2-2.5 см. К 80 годам на 5-6 см. Наибольшая длина тела регистрируется утром. Вечером рост может уменьшиться на 1-2 см. На росте сказывается наследственность, поэтому можно спрогнозировать длину тела у детей, исходя и роста их родителей:

для юношей Р (см) = (Ротца + Рматери) * 0.54-4.5

для девушек Р (см) = (Ротца + Рматери) * 0.34-7.5

Влияние на рост оказывает и географическая среда, климат, образ жизни. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом способствую усилению роста, влияя на толщину и длину костей, и влияют на рост организм в целом в основном до 16-18 лет у женщин и 18-20 лет у мужчин. После 22 лет увеличить рост можно за счет исправления дефектов осанки (сутулость) устранения сколиозов и других недостатков тела.

Индекс пропорциональности развития грудной клетки равен разности между величиной окружности грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), в момент максимального вдоха и максимального выдоха. При накладывании измерительной ленты руки следует несколько приподнять, затем опустить. Закончив измерения, рассчитывают экскурсию грудной клетки, которая определяется как разница на вдохе и выдохе. Обычно этот показатель лежит в пределах 6-9 см. Окружность груди с возрастом увеличивается, обычно до 20 лет у юношей и до 18 лет у девушек. Окружность груди у мальчиков больше, но в возрасте 13-14 лет может быть меньше чем у девочек. Исходя из выше сказанного, хорошее развитие грудной клетки будет тогда, когда разница между окружностью грудной клетки и половиной длины тела равна для мужчин 5-8 см и 3-4 см для женщин. Если разница меньше указанных величин или имеет отрицательные значения, то это свидетельствует об узкогрудости. Зная величину своего роста, вес и окружность грудной клетки, мы можем по формуле Пинье рассчитать крепость телосложения (КТ)

КТ = рост (см) - [вес (кг) + окруж.гр. клетки (см)].

Полученные показатели у взрослых меньше 10 говорит о крепости телосложения, от 10 до 20 как хорошее, от 21 до 25 как среднее, от 26 до 35 -как слабое и более 36 - как очень слабое. Часто большие величины массы тела и окружности грудной клетки не развитие мускулатуры, а являются результатом ожирения.

Жизненный показатель определяется сопоставлением величины жизненной ёмкости лёгких с массой тела, которое легкие снабжают кислородом.

Жизненный показатель = жизненная ёмкость лёгких (куб.см)/ вес тела (кг)

Этот показатель у детей с десятилетнего возраста сохраняет постоянную среднюю величину, что связано с относительно меньшим по сравнению со взрослыми людьми весом тела; значение жизненного показателя составляет до 65-70 куб.см у мальчиков и до 55-65 куб.см у девочек. Ниже 65-70 мл/кг у мужчин и 55- 60 мл/кг у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких или избыточной массе тела.

Как двигательное качество мышечная сила имеет значение для проявления других физических качеств, таких как скорость, ловкость, выносливость и характеризуется способностью преодолевать внешнее сопротивление. Контроль за силой проводят с помощью динамометров (электронных и механических). Для самоконтроля наиболее удобны ручной и становой динамометры. Проводят два измерения. Фиксируется лучший результат. Сила правой руки у нетренированного мужчины в пределах 35 - 50 кг, левой руки 32 - 46 кг, у женщин, соответственно, 25 - 33 кг и 23 - 30 кг.

Относительная величина силы более объективный показатель, поскольку рост силы связан с увеличением массы тела и, следовательно, мышечной массы.

ОС = сила кисти / вес тела * 100 (кг)

Для нетренированных мужчин этот показатель составляет 60 -70 % от веса тела, у женщин 45 - 50 %. Оценивая силу при самоконтроле, следуeт учитывать, что она зависит от возраста, веса, тренирующих воздействий. В течение дня этот показатель изменяется. Наименьший - утром, больший - в середине дня.

Мышечная сила прогрессивно падает после 40-50 лет, особенно у тех кто не занимается физическими упражнениями, а к 60-ти годам снижение становится значительным.

Здоровье, функциональное состояние и тренированность студентов можно определить с помощью функциональных проб и контрольных упражнений .

Функциональные пробы бывают общие (неспецифические) и со специфическими нагрузками . Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологических проб. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений и ортостатическая проба. Кроме этого, для оценки состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи.

Проба Штанге - время задержки дыхания на вдохе. Выявляются функциональные возможности системы дыхания. Определяется в положении сидя после полных вдоха и выдоха. После 5-7 минут отдыха сидя сделать полный вдох и выдох, затем снова обычный вдох (примерно на 80-90% от максимального), затем обследуемый производит вдох и задерживает дыхание, зажав нос пальцами. Время задержки дыхания регистрируется по секундомеру. Продолжительность задержки дыхания зависит не только от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и от волевых усилий человека, поэтому различают время чистой задержки и волевой компонент. Начало последнего фиксируется по первому сокращению диафрагмы (колебанию брюшной стенки).

Норма, у здоровых младших школьников 6 - 10 лет - от 20 до 45 сек.; у подростков - от 20 сек. до 1 мин. Взрослые, нетренированные лица задерживают дыхание на вдохе в течение 40-50 секунд, а тренированные спортсмены - от 1 до 2-2,5 минут. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, а при утомлении - снижается.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). После полного выдоха и вдоха снова выдыхают и задерживают дыхание. Здоровые нетренированные люди могут задержать дыхание на 20-30 секунд, тренированные - на 90 секунд и более. Эти пробы рекомендуется проводить один раз в неделю перед первым занятием, записывая результаты в дневник самоконтроля. Одномоментная функциональная проба с приседанием. Испытуемый отдыхает стоя в основной стойке 3 минуты. На 4-й минуте подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин (исходная частота). Далее выполняются 20 глубоких приседаний в течение 40 с, с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положении. Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 с с пересчетом на 1 мин. Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично - 20 и менее, хорошо - 21-40, удовлетворительно - 41-65, плохо - 66-75, очень плохо -76 и более. В практике врачебного контроля используются и другие функциональные пробы.

Общие сведения

В р а ч е б н ы й к о н т р о л ь - неотъемлемая часть системы здравоохранения, обеспечивающая медицинское наблюдение за занимающимися физкультурой и спортом. Врачебный контроль является практическим разделом спортивной медицины.

С п о р т и в н а я м е д и ц и н а - это часть клинической медицины, которая изучает влияние занятий спортом и физической культурой на организм человека. Важнейшей составной частью спортивной медицины является спортивный контроль. В его задачи входит: изучение адаптации к физическим нагрузкам, социальной роли физической культуры как фактора укрепления здоровья всех контингентов населения; участие в управлении тренировочным процессом, рационализации организационно-управленческих форм медицинского обеспечения массово-оздоровительной работы, подготовки юных спортсменов, а также спорта высших достижений, секс- и антидопинговый контроль и др.

Спортивная медицина занимается вопросами профилактики, лечения и реабилитации спортсменов.

Проникновение идей физического воспитания в медицинскую науку относится к концу XVIII - началу XIX века. Основоположниками проблемы физического воспитания, как средства оздоровления широких масс населения стали П. Ф. Лесгафт и В. В. Гориневский. На современном этапе основы спортивной медицины и врачебного контроля заложили С. П. Летунов и Р. Е. Мотылянская, которые в 50-е и последующие годы возглавляли отдел в Научно-исследовательском институте физкультуры в Москве. Созданные в 50-е годы вра-чебно-сризкультурные диспансеры обеспечивают врачебный контроль в физическом воспитании и являются методическими центрами для лечебно-профилактических учреждений по этим вопросам. 50-е годы знаменуются началом активного участия спортсменов страны в Олимпийских играх. Большой вклад в усовершенствование врачебного контроля в 40-50-е годы внесли В.Е.Васильева, Д.Ф.Дешин, В.К.Добровольский, С. М. Иванов, Г. И. Красносельский, И. А. Крячко и др. В последующие 60-70-е годы и по настоящее время продолжается углубленное развитие различных разделов спортивной медицины, врачебного контроля, на кафедрах медицинских институтов и институтов физкультуры, в научно-исследовательских институтах физкультуры и спорта (В.Ф.Башкиров, Л. А. Бутченко, В. К. Велитченко, Г. Р, Гигинейшвили, Н. Д. Граевская,Н. А. Загорская, В. Л. Карпман, Г. М. Куколевский, Ф.Г.Лапицкий, Л.Н.Марков, Е.А.Пирогова, В.С.Правосудов, С.Б.Тихвинский, С.М.Хрущев, Д. М. Цверава, А. В. Чоговадзе и др.).

О с н о в н ы м и з а д а ч а м и работы по, врачебному контролю являются:

  • медицинское обследование всех контингентов населения, занимающихся физкультурой и спортом;
  • диспансеризация спортсменов высокой квалификации и учащихся детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ);
  • медико-педагогические наблюдения за спортсменами на занятиях физкультурой, тренировках и соревнованиях;
  • проведение профилактических, оздоровительных и при показаниях лечебных мероприятий спрртсменов и учащихся ДЮСШ, состоящих на диспансерном учете;
  • санитарно-гигиенический контроль за условиями проведения спортивных занятий;
  • профилактика спортивного травматизма, медицинское обследование учащихся спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • консультация врачей лечебно-профилактических учреждений, тренеров, педагогов и людей, занимающихся физкультурой и спортом;
  • организационно-методическая и научно-практическая работа по вопросам медицинского обеспечения занимающихся физкультурой и спортом;
  • санитарно-просветительная работа.

В этой работе под руководством врача участвует медицинская сестра. При отсутствии врача фельдшер и медицинская сестра почти всё могут выполнять самостоятельно.

Медицинские обследования

Медицинские обследования подразделяются на первичные, повторные и дополнительные:

при первичном обследовании решают вопрос о допуске к физкультурным и спортивным занятиям;
при повторных - оценивают влияние занятий на организм;
дополнительное обследование проводят перед участием в соревнованиях, после перерыва в занятиях из-за болезни.

Повторные обследования проходят не реже одного раза в год все контингенты учебных заведений, занимающиеся по программе физического воспитания, и спортсмены: стрелки, шахматисты и играющие в городки.

Спортсмены командных видов спорта (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и др.) проходят обследование два раза в год. Перед всеми соревнованиями обследуют боксеров, легкоатлетов, борцов, штангистов, пловцов, велосипедистов.

К спортивным соревнованиям допускают только после разрешения врача или фельдшера, оформленного в форме индивидуальной справки или заявки о допуске к соревнованиям от спортивной организации, заверенной в медицинском учреждении. Непосредственно перёд соревнованиями по спортивной ходьбе и бегу на дистанцию более 20 км, лыжным гонкам на 50 км и более, многодневным автомото-велогонкам, подводному плаванию необходимо медицинское обследование. Боксеров и борцов следует осматривать во время соревнований ежедневно перед взвешиванием.

В спорте высших достижений спортсменам в целях предупреждения перенапряжения проводят биохимические исследования крови, мочи, аппаратные исследования с большой физической нагрузкой.

К спорту высших достижений и в ДЮСШ допускают только здоровых людей. Физкультурой могут заниматься все желающие, в зависимости от здоровья и физической подготовки им рекомендуют лечебную гимнастику или различные другие занятия физическими упражнениями.

В учебных заведениях для занятий физкультурой учащихся и студентов разделяют на три группы в зависимости от состояния здоровья и физического развития: основную, подготовительную и специальную.

О с н о в н у ю группу формируют из лиц без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии или имеющих небольшие отклонения, но не отстающих в физической подготовленности. В этой группе при наличии сколиоза I степени, других небольших нарушениях осанки не разрешают занятия велоспортом, боксом, греблей; при близорукости нельзя заниматься прыжками в воду и на лыжах с трамплина, тяжелой атлетикой, горнолыжным спортом.

К п о д г о т о в и т е л ь н о й группе относят учащихся и студентов с отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии без выраженных функциональных нарушений, с недостаточной физической подготовленностью к выполнению программы физического воспитания. Эти учащиеся занимаются в основной группе, но нагрузка при выполнении интенсивных физических упражнений для них снижается, сроки сдачи учебных нормативов удлиняются; они не участвуют в соревнованиях. Для них дополнительно проводят занятия, оздоровительные мероприятия и стремятся подготовить их для перевода в основную группу.

С п е ц и а л ь н у ю группу составляют учащиеся со значительными отклонениями в здоровье, физическом развитии, которые не препятствуют их занятиям в учебном заведении, но при которых занятия физкультурой для них противопоказаны. Для них проводят занятия отдельно с учетом их заболевания, или они получают лечебную гимнастику в медицинских учреждениях. При улучшении их здоровья и физической подготовки решают вопрос об их переводе в подготовительную группу. После перенесенных острых заболеваний учащихся временно освобождают от занятий и возобновляют их в сроки, строго индивидуальные, с учетом тяжести заболевания (от одной недели до нескольких месяцев).

Функциональные пробы сердечно-сосудистой и дыхательной систем

Для объективной оценки допустимости различных физических нагрузок у здоровых и больных применяют функциональные пробы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. .Данные проб позволяют определить физическую работоспособность, компенсаторные возможности организма.

Функции организма можно оценивать в покое, и результаты сопоставить со стандартными величинами, соответствующими полу, возрасту, массе тела, росту и т.д. Для сердечно-сосудистой системы это следующие показатели:

  • пульс, АД (максимальное, минимальное, пульсовое), ударный и минутный объемы крови, скорость кровотока;
  • данные инструментальных исследований;
  • электрокардиография (ЭКГ), реография и др.

Пульс подсчитывают за 10, 15 или 30 секунд и результат пересчитывают на 1 минуту. У взрослых частота пульса в покое - в пределах 60-80 ударов в минуту. Повышение ЧСС более 100 в минуту называется тахикардией, урежение менее 60 в минуту - брадикардией.

Занятия физическими упражнениями у нетренированных людей не должны вызывать учащение пульса более чем на 30 уд./мин. Ориентировочно ЧСС устанавливается путем вычитания из числа 220 числа лет занимающегося. Например, для человека 60 лет максимальная ЧСС составляет 220 - 60==160 уд:/мин. При постепенном увеличении нагрузок частота пульса не должна превышать 60% от максимальной (табл. 19).

Таблица 19. Максимально допустимая ЧСС При физических упражнениях

При измерении АД можно вычислить и пульсовое давление. Для этого из величины максимального (систолического) давления вычитают минимальное (диастоническое). Например, если АД - 120/80, то пульсовое: 120 - 80=40. У здоровых молодых людей нормальные значения систолического давления - от 100 до 129, диастолического - от 60 до 79 мм рт. ст. У пожилых эти величины выше, у детей и спортсменов - ниже. При оценке показателей АД адекватной следует считать нагрузку, повышающую пульсовое давление в пределах 5-15 мм рт. ст.

Проба Мартинэ. При массовых профилактических осмотрах, этапном контроле занимающихся физкультурой и спорсменов 2-3-го разрядов применяют пробу с 20 приседаниями (проба Мартинэ). В положении сидя на левую руку накладывают манжетку аппарата для измерения АД. Через 1,5-2 мин после наложения манжеты непрерывно считают пульс по 10 с и при повторении одной и той же цифры три раза подряд измеряют АД. После этого не снимают манжету и предлагают выполнить 20 приседаний с выбрасыванием рук вперед за 30 с. Темп приседаний задают метрономом, затем испытуемый садится и ведут подсчет пульса в течение 10 с, после чего измеряют АД. На 2-й минуте вновь считают пульс по 10-секундным отрезкам до троекратного повторения исходной частоты (считают пульс в течение 3 мин восстановительного периода). Затем повторно измеряют АД.

У здоровых людей время восстановления ЧСС и АД до исходных величин - в пределах 3 мин.

Во всех других пробах сердечно-сосудистой системы порядок обследования аналогичен вышеприведенным при пробе Мартинэ.

Пробы с 15-секундным бегом на месте в максимальном темпе (максимальный темп - основное условие пробы). Восстановление до исходных величин - в течение 4 мин.

Проба Котова-Демина заключается в беге на месте в темпе 180 шагов в минуту в течение 3 мин, необходимое условие - высокий подъем коленей и активное движение руками. Восстановительный период - 5 мин.

Любая из вышеназванных проб применяется не только при массовых обследованиях физкультурников, начинающих занятия спортом, но также и в клинике у людей, не занимающихся физкультурой, для оценки функции состояния сердечно-сосудистой системы.

Проба Летунова. Для тренирующихся спортсменов необходима более разносторонняя оценка на основе применения разнонаправленных нагрузок. Наиболее оптимальной для этого является комбинированная проба Летунова, состоящая из трех вышеназванных проб и выполняемая в изложенной последовательности с интервалами 3-4-5 мин. Каждая последующая проба должна выполняться сразу по окончании восстановления после предыдущей пробы.

Эти пробы квалифицируются следующим образом: проба Мартинэ - нагрузочная, 15-секундный бе г- скоростная, 3-минутный бег - на выносливость.

В спортивной и клинической практике для оценки физической работоспособности используют строго дозированные физические нагрузки. Наиболее распространены велоэргометрия и степэргометрия.

Преимущество этих проб перед стандартными заключается в возможности точно дозировать нагрузку и воспроизводить ее. При проведении этих нагрузок подсчитывают пульс, измеряют АД и записывают ЭКГ. Данные этих исследований анализирует врач.

Предложено много вариантов степ-теста. Лучшими являются ступенчатая функциональная проба с физической нагрузкой заданной мощности, предложенная Кардиологическим научным центром Российской академии медицинских наук для больных (табл. 20) и Гарвардский степ-тест для спортсменов.

Таблица 20. Определение нагрузки при степэргометрическом исследовании с применением ступенек разной высоты (количество подъемов на ступеньку в минуту)

Мощность нагрузки, кгм/мин Высота ступеньки, м Масса тела, кг
До 50 51-55 56-60 61-65 66-70 71-75 76-80 81-85 86-90 91--100 101-120
50 0,1 8 7 6 6 5 5 5 5 4 4 3
100 0,2 8 7 6 12 11 10 9 9 9 8 7
200 0,2 15 14 13 12 11 10 9 9 9 8 7
300 0,3 15 14 13 12 11 10 9 9 8 8 7
400 0,3 20 19 17 16 15 14 13 12 11 8 9
500 0,4 19 17 16 15 14 13 12 11 10 10 8
600 0,4 23 21 20 18 17 16 14 14 13 12 30

Гарвардский степ-тест основан на регистрации ЧСС после дозированной физической нагрузки и,позволяет оценить ход восстановительных процессов. Физическая нагрузка осуществляется восхождением на ступеньку высотой 50 см для мужчин и 43 см - для женщин. Время восхождения 5 мин, частота подъемов и спусков с переменой ног - 30 раз в минуту. Частоту пульса регистрируют в положении сидя в первые 30 с со 2-4-й минуты восстановительного периода. Результаты тестирования выражают в виде индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ):

где t - время восхождения на ступеньку в заданном темпе (300 с при полностью выполненной пробе); f 1 , f 2 , f 3 -частота пульса за первые 30 с соответственно 2, 3 и 4-й минуты восстановительного периода. Общая нагрузка при выполнении этого степ-теста велика, поэтому пробу можно проводить только у здоровых. Оценка величины индекса представлена на табл. 21.

Таблица 21. Оценка результатов Гарвардского степ-теста

Субмаксимальный тест PWC 170 (power working capacity, англ. - физическая работоспособность). Тест рекомендован ВОЗ для определения физической работоспособности спортсменов и физкультурников. Физическая работоспособность в тесте PWC 170 выражается величиной мощности нагрузки, которую испытуемый может выполнить при ЧСС, равной 100 уд./мин.

В практике врачебного контроля применяют два варианта проведения теста: на велоэргометре или при восхождении на ступеньку. При проведении теста испытуемый выполняет две нагрузки разной мощности (W i и W g): на велоэргометре и восхождении на ступеньку, продолжительностью 5 мин каждая с 3-минутным перерывом. В конце каждой нагрузки определяют ЧСС (f 1 и f 2). Рекомендуется подсчет пульса регистрировать на электрокардиографе, пульсотахометре. PWCiTO определяют по формуле:

где PWCiTO - мощность физической нагрузки при ЧСС 170 уд./мин; Wi и Wz- мощность 1-й и 2-й нагрузки (Вт или кгм/мин), f 1 и f 2 - ЧСС в конце 1-й и 2-й нагрузок. У здоровых молодых нетренированных мужчин величина PWCiTO-в пределах 120-180 Вт (в среднем 2,8 Вт/кг), у женщин 75-125 Вт (2,0 Вт/кг). У спортсменов этот показатель выше в два и более раз.

Вышеописанные тесты проводит и анализирует врач.

В практике медицинского контроля и лечебной физкультуры исследуют функцию внешнего дыхания - показатели легочной вентиляции, к которой относятся легочные объемы, сила дыхательных мышц, частота и глубина дыхания. У здоровых людей частота дыхания - 14-18 (вдох и выдох) в минуту. У- спортсменов - 8-16 в минуту, но глубина дыхания у них больше.

Исследования функции внешнего дыхания также проводят врачи. Фельдшеры и медицинские сестры мргут проводить пробу с переменой положения тела (ортостатическая проба) и пробы с задержкой дыхания.

Ортостатическая проба - в положении обследуемого лежа подсчитывают пульс по 15-секундным интервалам и умножают на 4 (это частота пульса в минуту). Измеряют АД. После этого испытуемый медленно встает, и у него, повторно со 2-й минуты, подсчитывают пульс в течение 15с, затем измеряют АД. Реакция считается нормальной при учащении пульса до 12 уд./мин, при учащении до 18 и более - неблагоприятной. Также к неблагоприятным изменениям относят большие колебания АД и снижение пульсового давления.

Пробы с задержкой дыхания: пробу Штанге - время задержки дыхания на вдохе, проводят в положении сидя. Делают глубокий (не максимальный) вдох и по секундомеру регистрируют время задержки дыхания.

У здорового человека это не менее 50-60 с, у спортсменов - до 2-3 мин.

Проба Генчи - время задержки дыхания ria выдохе, испытуемый сидит и после обычного (не максимального) выдоха задерживает дыхание. Время задержки учитывают секундомером. У здоровых оно равно 25-30 с.

Типы реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку

О функциональном состоянии спортсмена судят по типу реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку и, в частности, после проведения функциональной пробы.

Известно, что для выполнения сризической нагрузки работающим органам и тканям необходимо большее количество питательных веществ и кислорода, которые доставляются к ним кровью. Больший приток крови обеспечивается усиленной работой сердца (учащается пульс и увеличивается систолическое давление).

Очень, важным в адаптации организма к физическим нагрузкам является расширение просвета функционирующих периферических сосудов и открытие резервных капилляров. При этом сопротивление периферической кровеносной системы падает и как следствие понижается диастолическое давление. Поэтому у здоровых тренированных людей в ответ на функциональную пробу с физической нагрузкой происходит учащение пульса (адекватно нагрузке), увеличение систолического давления, не более 150% от исходного. Диастолическое давление понижается или остается на прежнем уровне; пульсовое давление увеличивается. Этот тип реакции является нормотоническим.

Существует еще четыре типа реакции, которые относят к разряду атипических, позволяющих судить о возможном неблагоприятном функциональном состоянии спортсменов. Гипотонический (астенический) тип реакции наблюдается у лиц с пониженным тонусом сердечно-сосудистой системы, что вызывается различными причинами - переутомлением, перетренированностью, начальной стадией гипертонической болезни, в период выздоровления после перенесенного заболевания и т.д. Адаптация к физической нагрузке осуществляется в основном за счет резкого увеличения числа сердечных сокращений (более 100%, т.е. учащение пульса происходит неадекватно проделанной работе). Систолическое давление повышается незначительно, не меняется или иногда даже понижается. Пульсовое давление понижается.

Гипертонический тип реакции наблюдается у лиц с выраженными вазомоторными изменениями, вызванными.нарушениями в ЦНС или сердечно-сосудистой системе в связи с перетренированностью, перенапряжением, начальной стадией гипертонической болезни и т. д. В результате нарушения вазомоторной деятельности происходит сужение просвета периферических сосудов и как следствие диастол иче-ское давление повышается. Адаптация к физической нагрузке вследствие этого идет за счет резкого повышения систоли-гческого давления и пульса, не адекватного нагрузке.

Дистонический тип реакции характеризуется так называемым симптомом «бесконечного тона». При измерении АД после нагрузки постоянно выслушивается систолический тон с момента его появления до падения ртутного столбика тонометра до 0. Это не означает, что диастолическое давление равно 0. Бесконечный систолический тон объясняется «звучанием» стенок сосудов, когда амплитуда звучания имитирует пульсацию крови. Данный тип реакции встречается у высокотренированных спортсменов с высоким тонусом мышц (тяжелая атлетика, культуризм, борьба и т. д.), а также после проведения спортсменом пробы с максимальной физической нагрузкой. Бесконечный тон, выявляемый после 20 приседаний, свидетельствует о переутомлении. В норме феномен «бесконечного тона» выслушивается у подростков и i юношей, что объясняется физиологическими особенностями организма в данном возрастном периоде.

Ступенчатый тип реакции встречается у спортсменов в состоянии переутомления, перетренировки. При нарушении деятельности ЦНС происходит замедление реакции перераспределения крови к работающим органам и мышцам. В результате этого повышение систолического давления достигает максимального уровня после окончания нагрузки на 3-й минуте восстановительного периода. Адаптация к работе идет за счет учащения пульса непропорционально выполненной нагрузке. Диастолическое давление остается на исходном уровне либо несколько понижается. У людей, не занимающихся спортом, данный тип реакции может указывать на заболевания как сердечно-сосудистой, так и других систем, в частности ЦНС. Время восстановления ЧСС и АД до исходных величин у здоровых людей не должно превышать 3 мин.

При выявлении атипических типов реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку необходимо врачебное обследование с целью выявления причин их возникновения. Если выявленный тип реакции является следствием заболевания, то проводится соответствующее лечение. Атипические реакции, вызванные неправильным построением тренировочного процесса или нарушением режима тренировки, требуют коррекции тренировки режима вплоть до отстранения от занятий до полной нормализации деятельности всех органов и систем.

Профилактика спортивных травм

Профилактика спортивных травм является важным разделом медицинского контроля. Спортивная травма - это повреждение во время занятий физкультурой и спортом. Причиной спортивных травм являются нарушения режима тренировочного процесса, отсутствие страховки, выполнение сложных упражнений без должной подготовки, нарушение санитарно-технических требований в местах занятий, плохого качества спортивный инвентарь, занятие в состоянии утомления, умышленная грубость партнеров, недисциплинированность.

Спортивные травмы подразделяют на легкие, средней тяжести, тяжелые и со смертельным исходом.

Легкая травма - небольшие ссадины, ушибы, растяжение связок, не требующие прекращения занятий.

Травма средней тяжести - обширные ссадины, сильные ушибы, выраженное растяжение с частичным разрывом связок и мышц, закрытые переломы фаланг пальцев кисти, вызывающие потерю спортивной и общей работоспособности более одного, дня.

Тяжелые спортивные травмы - вывихи, переломы, требующие госпитализации.

Фельдшер, медицинские сестры должны знать особенности регистрации и учета спортивных травм. Легкая травма после оказания помощи регистрируется в журнале. При травме средней тяжести помимо записи в журнале составляют акт о спортивной травме в двух экземплярах за подписью трех человек. Пострадавший передает акт в лечебное учреждение, в котором получает лечение и больничный лист нетрудоспособности со дня получения травмы. Спортивная травма приравнивается к производственной. При тяжелой травме спортсмена направляют в стационар и кроме перечисленных документов посылают извещение во врачебно-физкультурный диспансер.

Все случаи спортивных травм анализируют на тренерском совете с участием врачей в целях выявления и устранения причин, приведших к травме.

Контроль на спортивных базах

Обязательным разделом работы медицинского персонала является контроль на спортивных базах. Необходимо проверять санитарное состояние мест занятий и условия, в которых они проводятся: температуру воздуха, освещение, вентиляцию, чистоту в спортивном зале, подсобных помещениях (туалет, душевые, раздевальные комнаты), состояние снарядов, оборудования, одежды, обуви занимающихся, наличие аптечки и ее укомплектованность. При выявлении нарушений следует добиваться их устранения.

Врачебно-педагогические наблюдения во время занятий проводят совместно с тренером для оценки оздоровительного эффекта. Опрос, визуальные наблюдения, хронометраж занятий с подсчетом пульса до, во время и после занятий помогают определить плотность занятия. При этом учитывают только чистое время, затраченное на упражнения. Например, если на занятиях в течение 45 мин на упражнения приходится 32 мин, то плотность составит

Если плотность занятия у здоровых людей менее 60%, то оно малоэффективно. При правильно построенном занятии наибольшая частота пульса должна быть в середине занятия.

При выявлении одного из признаков выраженного переутомления занятие следует прекратить. Эти признаки следующие: резкое покраснение или бледность кожи, синюшность губ, страдальческое выражение лица, резко учащенное дыхание, дрожание рук, головокружение, головная боль, боль в правом подреберье, тошнота, иногда рвота.

На соревнованиях медицинская сестра совместно с судьей проверяет состояние мест соревнований, инвентаря, обеспеченность питьевой водой, туалетами, раздевальными комнатами, душем. Контролирует правильность оформления заявок. В заявке должен быть пофамильно указан возраст, квалификация, вид соревнования, заключение врача о допуске. Подпись врача и печать медицинского учреждения должны стоять против фамилии каждого участника и в конце заявки после подписей представителей спортивной организации с указанием общего числа спортсменов и даты. При выявлении нарушений совместно с судьей принять меры по их устранению. Во время соревнований следить за самочувствием спортсменов, принимать меры по профилактике травм, заболеваний, а при необходимости оказать первую помощь. Медицинский персонал должен иметь необходимые медикаменты, инструменты, перевязочный материал.