Меню

Государственная политика защиты окружающей среды. обжд

Удобрения

Учреждение образования

«Институт предпринимательской деятельности»

Факультет экономики и бизнеса

Кафедра экономики и финансов

КУРСОВАЯ РАБОТА

(по дисциплине «Макроэкономика»)

Тема: Государственная политика по охране

окружающей среды

Студент(ка):

факультет экономики и бизнеса, Кучинская А.А.

курс 2, группа 22 409

Руководитель:

Кандидат экономичесикх наук, Бутовская В.М.

Введение 3

1. Сущность и направления охраны окружающей природной среды 5

1.1. Виды загрязнения окружающей природной среды и

направления ее охраны…………………………….

1.2. Объекты и принципы охраны окружающей природной среды

2. Управления природопользованием и охраной окружающей

среды в Республике Беларусь……………………… 9

2.1.Понятие, функции и методы управления природопользованием

и охраной окружающей среды…………………….

2.2 Система органов государственного управления в сфере

экологопользования………………………………...

3. Понятие организационно-правового механизма управления

окружающей средой………………………………… 14

3.1. Государственные органы управления специальной

компетенции в области охраны окружающей среды

3.2. Деятельности Республиканского отраслевого физкультурно-оздоровительного клуба "Эколог"…………………..

Заключение 24

Список источников 25

Приложения 26

Введение

В последние годы мы часто слышим и употребляем слово «экология», но вряд ли можно считать, что все понимают под ним одно и то же. О том, какой смысл следует вкладывать в это понятие, спорят даже специалисты. А пока они спорят, неспециалисты уже поняли, что такое экологический минимум: это значит - дышать чистым воздухом, пить чистую воду, есть пищу без нитратов и не светиться в темноте. Термин «экология» (от греческих «ойкос» - дом, место обитания, и «логос» - наука) был придуман в 1866 году немецким зоологом Эрнстом Геккелем, который ввел его в обиход для обозначения «общей науки об от ношениях организмов к окружающей среде», куда мы относим в широком смысле все «условия существования». Это понятие, первоначально довольно узкое, в дальнейшем расширялось, какое-то время и экология развивалась как одна из биологических наук, изучающая не отдельные организмы, а структуру и функционирование биологических систем - популяций, видов, сообществ - и их взаимодействий друг с другом и с окружающей средой. Такое или близкое определение экологии можно найти во многих со временных энциклопедиях и справочниках.

Но сейчас понятие «экология» уже далеко вышло за рамки того, что вкладывалось в него Эрнстом Геккелем и что указывается в справочниках и энциклопедиях. Теперь это уже самостоятельная наука об окружающей среде (с точки зрения ее взаимодействий с живыми организмами и, прежде всего с людьми). Ее питает не только и не столько биология, но и почти все науки о Земле - метеорология, гидрология, океанология, климатология, география, геология с необходимыми для них физико-математическими и химическими методами, а также социология, психология и экономика. Такого расширения содержания экологии и смещения в нем акцентов потребовал стремительный количественный рост человечества, которое начало осознавать опасности, угрожающие всей планете (ядерная катастрофа, возможный парниковый эффект и тому подобное), уже столкнулось в своей практике с ограниченностью природных ресурсов (в том числе энерге тических) и воочию увидело губительные побочные воздействия неразумной хозяйственной деятельности на окружающую среду - экологические катастрофы, как Чернобыль и Арал. В связи с этим современная экология ставит во главу своих интересов взаимодействия человека с экологическими системами, всей окружающей средой.

1. Сущность и направлении охраны окружающей природной среды

1.1. Виды загрязнения окружающей природной среды и направления ее охраны

Разнообразное вмешательство человека в естественные процессы в

биосфере можно сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая под ними любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения:

Ингредиентное (ингредиент - составная часть сложного соединения илисмеси) загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно чуждых естественным биогеоценозам;

Параметрическое загрязнение (параметр окружающей среды - одно из еесвойств, например уровень шума, освещенности, радиации и т. д.), связанное с изменением качественных параметров окружающей среды;

Биоценотическое загрязнение, заключающееся в воздействии на состав и структуру популяции живых организмов;

Стациально-деструкционное загрязнение (стация - место обитания

популяции, деструкция - разрушение), представляющее собой изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования.

До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основном защита ее животного и растительного мира от истребления. Соответственно и формами этой защиты было главным образом создание особо охраняемых территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных животных, и т. п. Ученых и общественность волновали прежде всего биоценотическое и частично стациально-деструкционные воздействия на биосферу. Ингредиентное и параметрическое загрязнение, конечно, существовало тоже, тем более что об установке очистных сооружений на предприятиях и речи не шло. Но оно не было столь многообразным и массированным, как теперь, практически не содержало искусственно созданных соединений, не поддающихся естественному разложению, и природа с ним справлялась самостоятельно. Так, в реках с ненарушенным биоценозом и нормальной скоростью течения, не замедляемой гидротехническими

сооружениями, под влиянием процессов перемешивания, окисления, осаждения, поглощения и разложения редуцентами, дезинфекции солнечным излучением и др. загрязненная вода полностью восстанавливала свои свойства на протяжении 30 км от источников загрязнения.

Конечно же, и раньше наблюдались отдельные очаги деградации природы в окрестностях наиболее загрязняющих производств. Однако к середине XX в. темпы ингредиентного и параметрического загрязнений возросли и качественный их состав изменился столь резко, что на значительных территориях способность природы к самоочищению, т. е. естественному разрушению загрязнителя в результате природных физических, химических и биологических процессов, была утрачена.

В настоящее время не происходит самоочищения даже полноводных и протяженных рек. Что же говорить о реках, естественная скорость течения которых в несколько раз снижена гидротехническими сооружениями, или о реке, всю воду которой промышленные предприятия успевают забрать для своих нужд и спустить обратно загрязненной, как минимум, 3 - 4 раза, прежде чем она доберется от истока до устья.

Способность почвы к самоочищению подрывается резким уменьшением в ней количества редуцентов, происходящим под влиянием неумеренного применения пестицидов и минеральных удобрений, выращивания монокультур, полной уборки с полей всех частей выращенных растений и т.д.

1.2 Объекты и принципы охраны окружающей природной среды

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих

требований.

Только если все эти составные части соответствуют друг другу по

Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от

отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей (человека) природной среды».

Охрана окружающей природной среды складывается из:

Правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

Материального стимулирования природоохранной деятельности,

стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;

Инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и

ресурсосберегающую технологию и технику.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» охране подлежат следующие объекты:

Естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особо охраняются государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Основными принципами охраны окружающей природной среды должны являться:

Приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

Научно обоснованное сочетание экологических и экономических

интересов общества;

Учет законов природы и возможностей самовосстановления и

самоочищения ее ресурсов;

Недопущение необратимых последствий для охраны природной среды и здоровья человека;

Право населения и общественных организаций на своевременную и

достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательном воздействии на нее и на здоровье людей различных производственных объектов;

Неотвратимость ответственности за нарушение требований

природоохранительного законодательства.

2. Управления природопользованием и охраной

Безопасность жизнедеятельности Виктор Сергеевич Алексеев

46. Государственная политика защиты окружающей среды

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни.

Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:

1) государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться;

2) государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. В 1970–1980–е гг. в СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал. Такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе прежде всего со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

С1991 г . российский Комитет по охране природы был упразднен, а вместо него было организовано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов. В его состав вошли преобразованные в комитеты природоохранные службы Гидромета, лесного хозяйства, водных ресурсов, охраны и использования недр, рыболовства. На базе шести реорганизованных министерств и ведомств был создан природо-ресурсный блок, соединяющий в едином центре всю службу охраны окружающей природной среды. Этот блок оказался неуправляемым, и годичная практика его функционирования показала, что он был не способен решать поставленные задачи. Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны. Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Эти меры образуют экологическое право, реализующее отношения между природой и обществом.

автора Виктор Сергеевич Алексеев

Из книги Безопасность жизнедеятельности автора Виктор Сергеевич Алексеев

Из книги Безопасность жизнедеятельности автора Виктор Сергеевич Алексеев

Из книги Общая гигиена автора Юрий Юрьевич Елисеев

Из книги Общая гигиена: конспект лекций автора Юрий Юрьевич Елисеев

Из книги Шизофрения автора Крис Фрит

Из книги Избранное автора Абу Али ибн Сина

Из книги Азбука безопасности в чрезвычайных ситуациях. автора В. Жаворонков

автора Луи Броуэр

Из книги Фармацевтическая и продовольственная мафия автора Луи Броуэр

Из книги Мозг, разум и поведение автора Флойд Э. Блум

Из книги Читая между строк ДНК автора Петер Шпорк

Из книги Молодость и долголетие с фэн-шуй автора Ольга Викторовна Белякова

Из книги Стройность с детства: как подарить своему ребенку красивую фигуру автора Аман Атилов

Из книги Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь. автора Евгений Олегович Комаровский

Из книги Правила очищения автора Ниши Кацудзо

Современное взаимодействие общества и окружающей среды может быть охарактеризовано следующими положениями:

  • деятельность человека сопряжена с увеличением сфер и объемов хозяйствования, что связано с необходимостью решения неотложных социально-экономических задач, стоящих перед государством и обществом: повышение уровня жизни населения, удвоение валового внутреннего продукта, борьба с бедностью, интенсификация перерабатывающих сфер производства, развитие инфраструктуры рыночной экономики и др. 1 Подробнее о стратегических задачах социально-экономического развития России на ближайшую перспективу см.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 2008. 6 ноября. ;
  • интенсификация антропогенной нагрузки на окружающую среду в результате увеличения объемов жилищного строительства, газификации регионов, развития автомобилестроения, химического производства и т.д.;
  • увеличение доли негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду, в том числе воздействия, сопряженного с экологическим риском, т.е. вероятностью наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды;
  • ухудшение качества окружающей среды, развитие ситуации, характеризующейся наличием в ней признаков экологического кризиса.

Данные обстоятельства определяют направления проводимых сегодня реформ и преобразований в России, содержание которых отражается в государственной экологической политике.

Обострение экологической обстановки является результатом не только общекризисных явлений в экономике страны, связанных с низкой инвестиционной активностью и падением технологической дисциплины, но и следствием накопленных за многие десятилетия структурных деформаций хозяйства, приведших к доминированию ресурсоемких и энергоемких технологий, сырьевой ориентации экспорта, а также чрезмерной концентрации производства в относительно немногочисленных промышленных центрах и регионах страны.

В итоге продолжается деэкологизация производства и друг их секторов хозяйства: удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в расчете на единицу ВВП за 2002-2005 гг. увеличились в 1,3 раза, сбросы в водоемы - в 1,7, водоемкость ВВП увеличилась в 1.6 раза. Нерациональная, а подчас хищническая эксплуатация природных ресурсов способствует деградации природных объектов и природных комплексов. Низкие ставки платы за природные ресурсы, а в ряде случаев практически полное их отсутствие способствуют неумеренной эксплуатации природных богатств, подрыву воспроизводства возобновляемых ресурсов.

Серьезную угрозу достижению устойчивого социально- экономическою развития представляют катастрофы природного и техногенного характера, частота, масштабность и разрушительность которых в последние годы значительно возросли. Эти явления не только наносят большой ущерб хозяйству и окружающей природной среде, но и нередко сопровождаются разрушением населенных пунктов и человеческими жертвами.

Территория России подвержена широкому спектру экстремальных природных процессов и явлений, наибольшую опасность из которых представляют землетрясения, наводнения и лесные пожары. Около 20% территории страны занимают зоны повышенной сейсмической опасности, в них проживает более 20 млн. человек. Площадь затопления в результате наводнений может достигать 400 тыс. кв. км (2,5% территории страны), создавая угрозу для 750 городов и нескольких тысяч более мелких населенных пунктов. Ежегодно в лесах возникает от 100 тыс. до 300 тыс. пожаров на общей площади 1,5-2,5 млн. га. Значительные ущербы причиняют также сели, оползни, обвалы, лавины, бури, ураганы, смерчи, тайфуны, засухи.

Возникновение чрезвычайных и катастрофических ситуаций природного характера происходит стихийно и не может быть предотвращено. В то же время величина причиняемого ими ущерба во многом зависит от своевременности и точности их предсказания, от принятая предупредительных мер защиты, а также учета вероятности и интенсивности их проявления в процессе хозяйственной повседневной деятельности.

В техногенной сфере наибольшую опасность представляют:

  • радиационные и транспортные катастрофы;
  • аварии с выбросом химических и биологически опасных веществ;
  • взрывы и пожары;
  • гидродинамические аварии;
  • аварии на электроэнергетических системах;
  • аварии на очистных сооружениях.

Основными причинами возникновения чрезвычайных техногенных ситуаций являются:

  • износ основных фондов, достигающий в ряде отраслей 70-80%;
  • снижение профессионального уровня работников;
  • снижение производственной и технологической дисциплины;
  • просчеты в осуществлении технической политики, проектировании и строительстве объектов.

Катастрофические ситуации могут возникнуть при инициации техногенных аварий природными факторами:

  • разрушение плотин от землетрясений, катастрофических паводков и др.

В свою очередь, техногенная деятельность может приводить к инициированию природных катастроф, в частности, к:

  • землетрясению как результату создания обширных подземных полостей при горных работах;
  • опасным изменениям климата;
  • разрушению защитного озонового слоя атмосферы как следствие возрастающих антропогенных выбросов.

На ликвидацию последствий катастроф отвлекаются значительные финансовые, материально-технические и трудовые ресурсы, которые могли бы быть использованы для развития экономики и социальной сферы. Это выдвигает в число приоритетных задач разработку и осуществление эффективных мер по минимизации неизбежных ущербов от природных катаклизмов и концентрацию усилий на предотвращение катастроф техногенного и природно-техногенного характера.

Для решения данной проблемы предстоит обеспечить совершенствование и развитие:

  • служб изучения, прогнозирования, обнаружения, мониторинга чрезвычайных ситуаций, оповещения населения;
  • научно-методического обоснования разработки планов превентивных действий по защите населения и минимизации потенциально предотвратимых ущербов;
  • регламентации хозяйственной и иной деятельности в зонах вероятного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в целях минимизации неизбежных и потенциально предотвратимых ущербов;
  • предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • служб ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Для предотвращения ухудшения экологической обстановки и выхода на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды необходимо проведение целенаправленной экологической политики, базирующейся на принципах рыночных отношений и использующей финансово-экономические возможности всех субъектов природопользования.

Государственная экологическая политика - это система взглядов, положений и позиций государства к проблемам использования ограниченных природных ресурсов в условиях неограниченных потребностей экономики, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Реализация экологической политики является приоритетным направлением деятельности органов государственной власти РФ и субъектов РФ наряду с деятельностью по реализации политики социально-экономического развития, демографической политики, политики модернизации образования и здравоохранения, обеспечения национальной безопасности и др. В ее формировании и реализации активное участие принимают органы местного самоуправления, граждане и их объединения.

Исходя из сложившейся экологической ситуации, представляется, что основными элементами содержания государственной экологической политики являются:

  • преодоление негативных экологических проявлений хозяйственной и иной деятельности;
  • деэкологизация производства;
  • обеспечение стабилизации экологической ситуации.

Основными направлениями реализации государственной экологической политики должны стать:

  • совершенствование природоохранительного законодательства, системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования;
  • совершенствование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, в том числе системы платежей за природные ресурсы, с ориентацией на экономически обоснованное увеличение доли ресурсных платежей в системе налогообложения;
  • создание оптимальной системы государственных органов природопользования и охраны окружающей среды;
  • проведение широкого комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на оздоровление среды обитания человека и обеспечение экологической безопасности;
  • последовательный переход на международные стандарты технологических процессов и производимой продукции;
  • государственная поддержка реконструкции действующих производств при переходе на малоотходные, безотходные и ресурсосберегающие технологии;
  • совершенствование механизма лицензирования отдельных видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию в стране;
  • обеспечение проведения экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую природную среду при реализации программ и проектов хозяйственной и иной деятельности;
  • подготовка высококвалифицированных кадров, ответственных за реализацию государственной экологической политики;
  • совершенствование механизма финансового и материально-технического обеспечения системы органов природопользования и охраны окружающей среды.

Важное место в реализации экологической политики должно принадлежать федеральным экологическим программам. При этом потребуется существенное совершенствование методик их разработки с учетом новых подходов по определению эффективности природоохранной деятельности. Актуальным в переходный период будет и привлечение финансовых средств и инвестиций на цели охраны окружающей среды.

В более отдаленной перспективе следует ориентироваться на сопряженный подход к решению социально-эколого-экономических проблем. Собственно экологические задачи должны решаться как часть комплексных проблем развития тех или иных территорий либо в рамках рассмотрения общефедеральных научно-технических проблем. В конечном итоге экологические аспекты деятельности человека должны стать неотъемлемой частью его хозяйственной деятельности. В этом состоит суть процесса экологизации.

С учетом этого государственная политика в области защиты населения, объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должна осуществляться по следующим основным направлениям:

  • разработка научно-методических основ оценки рисков (угроз), связанных с чрезвычайными ситуациями;
  • комплексная оценка обстановки на всей территории страны в связи с природными и техногенными угрозами и реализация мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение контроля за своевременным принятием мер по защите населения и хозяйственных объектов;
  • совершенствование построения и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях и его информирование в этой области;
  • социальная поддержка населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях;
  • развитие соответствующей нормативной, правовой и методической базы;
  • международное сотрудничество в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и хозяйственных объектов от опасных явлений природного и техногенного характера.

Анализ экологической ситуации в формате социально-экономической и политической обстановки в России позволяет выделить пять основных моделей реализации государственной экологической политики и выхода из экологического кризиса.

Технологическое направление

Предполагает совершенствование технологий природопользования и охраны окружающей среды. В основе его содержания лежит деятельность по созданию экологически чистых технологий природопользования, внедрение безотходных, малоотходных производств, обновление основных фондов, совершенствование технологических процессов.

Экономическое направление

Предполагает развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды. Это направление решает главную задачу: сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы предприниматель или хозяйственник был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции.

Административно-правовое направление

Предполагает применение мер административного пресечения и мер юридической ответственности за экологические правонарушения, приостановление, прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранительное законодательство, привлечение к административной, гражданской и уголовной ответственности лиц, виновных в причинении вреда природной среде.

Эколого-просветительное направление

Предполагает применение мер, направленных на повышение уровня экологической культуры через экологическое просвещение и информирование. Оно заключается в развитии системы экологического образования, воспитания, в перестройке потребительского отношения к природе, т.е. в экологической трансформации мышления человека.

Международно-правовое направление

Предполагает повышение гармонизации экологических международных отношений, интеграцию России в международные организации на пути преодоления экологического кризиса как одной из глобальных мировых проблем современного человечества.

Правовые основы государственной экологической политики РФ и направления ее реализации установлены Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Содержащиеся в нем положения являются основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Их осуществление предусматривает реализацию закрепленного в Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития, а также решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов.

В целях обеспечения экологически безопасного устойчивого развития осуществляется государственное регулирование природопользования и стимулирование природоохранной деятельности путем проведения целенаправленной социально-экономической, финансовой и налоговой политики в условиях развития рыночных отношений. Хозяйственная деятельность ориентируется на достижение экономического благосостояния в сочетании с экологической безопасностью России.

Основными направлениями деятельности по обеспечению экологически безопасного и устойчивого развития РФ являются :

  • экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;
  • экологически безопасное развитие сельского хозяйства;
  • неистощительное использование возобновимых природных ресурсов;
  • рациональное использование невозобновимых природных ресурсов;
  • расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов;
  • совершенствование управления в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В целях создания условий, позволяющих реализовать конституционное право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде, предусмотрены следующие основные направления деятельности:

  • создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях;
  • развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения;
  • улучшение качества продуктов питания;
  • обеспечение населения качественной питьевой водой;
  • предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов;
  • обеспечение радиационной безопасности населения;
  • предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;
  • экологическое воспитание и образование населения.

В целях преодоления обострившихся противоречии между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия в регионах с неблагополучной окружающей средой, а также обеспечения естественного развития экосистем, сохранения и восстановления уникальных природных комплексов и ландшафтов при решении территориальных экономических проблем на основе оптимизации режимов природопользования и защиты окружающей среды предусмотрены следующие основные направления деятельности:

  • выведение из кризисной экологической ситуации ряда крупных городов и промышленных центров;
  • преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий;
  • сохранение природного комплекса бассейна озера Байкал;
  • осуществление программы «Возрождение Волги»;
  • восстановление нарушенных экосистем прибрежной полосы Черного моря;
  • защита населения и прибрежных территорий от последствий подъема уровня Каспийского моря;
  • сохранение природных комплексов Онежского, Ладожского озер и Невской губы;
  • решение экологических проблем районов Крайнего Севера с обеспечением особого режима природопользования;
  • сохранение и восстановление экосистемы санаторно-курортного комплекса «Кавказские Минеральные Воды».

В целях развития международного сотрудничества по сохранению, защите и восстановлению экосистемы Земли предусмотрены следующие основные направления деятельности:

  • сохранение биоразнообразия;
  • охрана озонового слоя;
  • предотвращение антропогенного изменения климата;
  • охрана лесов и лесовосстановление;
  • развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий;
  • обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;
  • решение межгосударственных экологических проблем (трансграничное загрязнение, проблемы Балтийского, Каспийского, Черного и Аральского морей, Арктического региона);
  • восстановление экосистемы и видового состава гидробионтов Азовского моря;
  • решение проблем Мирового океана.

Успешность преодоления экологических проблем необходимо связывать с региональным компонентом, учитывающим существенные отличия регионов, местные условия жизни; поэтому обеспечение экологически безопасного развития страны связано с решением межрегиональных проблем общегосударственного характера специальными структурами, от которых зависит обеспечение долгосрочного функционирования региональных природно-социальных экономических комплексов, постепенного улучшения условий и качества жизни населения.

Особое значение для стратегии устойчивого развития регионов имеют оценка экологической ситуации и степени использования хозяйственной емкости территории местными и специальными органами, осуществляющими экологическое управление, обобщенная оценка антропогенного воздействия на окружающую среду, учитывающая масштабы загрязнения территории и состояние природных объектов, которая может служить исходной позицией для обоснования приоритетов в осуществлении природоохранной деятельности при разработке проекта социально-экономического развития регионов, целевых программ и инвестиционных проектов органами государственной власти.

Правовые основы региональной государственной политики установлены Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации», который предусматривает основные направления проводимой субъектами РФ региональной политики в области экономики и в сфере обеспечения экологической безопасности.

Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:

  • обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;
  • обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;
  • выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
  • предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов:
  • приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
  • максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
  • становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Основными целями региональной политики в области экономики являются:

  • укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;
  • содействие развитого и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;
  • сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;
  • достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;
  • развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и др.);
  • стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики субъектов РФ;
  • оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;
  • разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и др.);
  • совершенствование экономического районирования страны.

В сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в условиях развития рыночных отношении на федеральном и региональном уровнях основными направлениями региональной политики являются:

  • экологически обоснованное размещение производительных сил;
  • экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;
  • рациональное использование природных ресурсов;
  • предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах РФ между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;
  • совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера» предусматривает основные направления государственной политики РФ по охране окружающей среды и природопользованию в районах Севера.

Север - высокоширотная часть территории России, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями, обусловливающими повышенные затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения. К районам Севера полностью или частично относятся территории 6 республик, 3 краев, 10 областей и 8 автономных округов. Там проживает свыше 11,7 млн. человек, из них более 200 тыс. человек - представители 30 коренных малочисленных народов. Северные территории играют ключевую роль в национальной экономике, в обеспечении безопасности и геополитических интересов России. В них сосредоточены основные запасы углеводородного, фосфорного и алюминийсодержащего сырья, алмазов, редких, цветных и благородных металлов, добывается 93% природного газа, 75% нефти, включая газовый конденсат, 100% алмазов, кобальта, платиноидов, апатитового концентрата, 90% - меди, никеля, 2/3 золота, производится половина лесной и рыбной продукции.

При освоении и развитии районов Севера необходимо учитывать исключительно важную роль этого региона, являющегося местом формирования глобальных атмосферных процессов, в сохранении экологического равновесия на планете. Здесь обитает значительное число редких и исчезающих видов животных и растений. Северные моря, в первую очередь Баренцево, Чукотское, Берингово, отличаются высокой продуктивностью и большим разнообразием морских организмов. Повышенная уязвимость экосистемы региона обусловлена низким потенциалом самоочищения и малыми скоростями биохимических реакций в условиях низких температур. Этот регион может рассматриваться в качестве резерва территорий для будущих поколений. При этом для коренных малочисленных народов природная среда является этнообразующим фактором.

Вместе с тем слабо контролируемый процесс освоения районов Севера и хроническая нехватка средств на проведение природоохранных мероприятий создают угрозу развития чрезвычайной экологической обстановки в регионе в целом. К основным типам загрязнения природной среды Севера относятся химическое и радиоактивное загрязнение. Уровни химического загрязнения вод северных морей в отдельных районах шельфа уже в настоящее время достаточно высоки. С интенсификацией хозяйственного использования шельфа и прибрежных территорий риск загрязнения морей значительно возрастает.

На Севере России имеется 11 заповедников и 15 заказников федерального значения. Общая площадь особо охраняемых природных территорий российской Арктики составляет в настоящее время 28,3 млн. га, или 4,5% территории Севера Российской Федерации.

Главной задачей государственной экологической политики в районах Севера является обеспечение экологической безопасности путем активного государственного регулирования природопользования и стимулирования природоохранной деятельности. Для ее реализации необходимо прежде всего совершенствовать нормативно-правовую базу в области природоохранной деятельности, систему стандартов, нормативов и экологических требований к хозяйственной деятельности в условиях Севера с целью обеспечения экологически ориентированной перестройки хозяйственного комплекса региона. Наряду с этим следует принять меры по оздоровлению обстановки в экологически неблагополучных районах путем проведения реабилитационных мероприятий, реконструкции производств и внедрения экологически безопасных технологий, обеспечить утилизацию, обезвреживание и безопасное захоронение радиоактивных и других отходов, сократить выбросы и сбросы загрязняющих веществ, расширить сеть особо охраняемых природных территорий.

Предстоит организовать эффективную систему экологического мониторинга и государственного экологического контроля, обеспечивающую оперативный контроль фонового состояния природных комплексов, оценку природно-климатических изменений, происходящих в различных средах под влиянием естественных и антропогенных факторов, а также оценку роли северных территорий в глобальных процессах. С этой целью необходимо создать специализированные автоматизированные технические средства для изучения природной среды региона, отслеживания ледовой, гидрометеорологической и геофизической обстановки, широко использовать дистанционные методы и средства исследований.

В основу государственной политики России в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов положена концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Понятие "устойчивое развитие" впервые появилось в 1987 г. в тексте заключительного доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию. Там оно было определено как развитие, при котором потребности нынешнего поколения удовлетворяются, не ущемляя возможность будущих поколений реализовать собственные нужды, а нагрузки на природную среду были бы соизмеримы с ее восстановительными способностями.

Устойчивое развитие должно удовлетворять ряду социальных, экономических и экологических требований. Наиболее общие из них определены на Всемирном экологическом форуме, проведенном под эгидой ООН в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) в 1992 г. Девизом этой конференции были замечательные слова: "Мы не получили эту Землю в наследство от отцов, мы взяли ее взаймы у наших внуков". Концепция устойчивого развития стала главной темой Всероссийского съезда по охране природы (г. Москва, 3-5 июня 1995 г.).

Экологический аспект устойчивого развития предполагает широкий круг мер, направленных на сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов: охрану атмосферы, рациональное использование земельных, водных и минеральных ресурсов, сохранение лесов, борьбу с опустыниванием и засухой, сохранение биологического разнообразия, экологически безопасное использование биотехнологии, повышение безопасности использования токсичных химических веществ, решение проблемы отходов.

Президент РФ своим Указом от 4 февраля 1994 г. № 236 одобрил "Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития". Они являются основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. "Основные положения" включают четыре раздела:

1. Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений.

2. Охрана среды обитания человека.

3. Оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России.

4. Участие в решении глобальных экологических проблем.

Требования к деятельности по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития предусматривают: экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; экологически безопасное развитие сельского хозяйства; эффективное использование возобновимых природных ресурсов; рациональное использование невозобновимых природных ресурсов; расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов; совершенствование управления в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Реализация этих и иных требований, содержащихся в "Основных положениях.", должна обеспечить динамическое равновесие в развитии, позволяющее снять известные

противоречия между потребностями общества в природных ресурсах и возможностями их удовлетворения при сохранении природно-ресурсного потенциала.

В обобщенном виде концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития должна исходить из последовательной реализации взаимосвязанных основополагающих идей:

экологизация хозяйственной деятельности в процессе увеличения в структуре национального богатства удельного веса национального имущества, обеспечивающего поддержание необходимого экономического роста страны и решение наиболее острых социальных проблем;

сохранение и восстановление биосферы и ее локальных экосистем при ограничении роста природоемких элементов национального имущества и усилении ориентации на разумные потребности будущих поколений с учетом состояния природо-ресурсного потенциала;

формирование ноосферы и обеспечение роста национального богатства за счет повышения квалификации работающих и возрастания духовных ценностей. Такая последовательная этапность перехода России на

модель устойчивого развития определяется современной социально-экономической и экологической ситуацией и возможностью трансформировать концептуальные положения в реальный национальный план действий.

Для реализации целей устойчивого развития необходимо осуществить трансформацию нормативно-правовой базы, экономических и административных инструментов, обеспечить экологизацию бюджетной и налоговой систем, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики.

Президентом Российской Федерации 1 апреля 1996 г. подписан Указ № 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию". В исполнение этого Указа Правительство Российской Федерации 8 мая 1996 г. приняло Постановление № 559 "О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации". Этим Постановлением были даны поручения федеральным органам исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, Российской академией наук и с привлечением представителей органов законодательной власти, общественных организаций, видных ученых и специалистов разработать проект государственной стратегии устойчивого развития РФ.

На современном этапе политика России в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в достаточной степени противоречива. С одной стороны, Указом Президента России № 867 от 17 мая 2000 г. изменена структура государственного управления в области охраны природы и природопользования. Этим Указом упразднены такие природоохранные ведомства, как Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике. Функции первых двух ведомств переданы Министерству природных ресурсов РФ. Таким образом, за охрану природы стало отвечать ведомство, основной задачей которого является эксплуатация природных ресурсов, что вряд ли скажется положительно на эффективности государственной природоохранной политики.

С другой стороны, Президент РФ наряду с другими важнейшими инициативами предложил разработать Экологическую доктрину в качестве одной из ключевых составных частей стратегии сбалансированного и устойчивого развития страны в XXI веке. Эта программа должна наметить экологические ориентиры экономического развития страны на длительную перспективу.

Для того, чтобы переломить опасную тенденцию деэкологизации страны, необходимо изменить основы федеральной экологической политики. Такая политика, по мнению экспертов, должна быть направлена:

на обеспечение экологической безопасности России при принятии решений в области внутренней и внешней политики;

на конструктивный диалог между властью и всеми секторами общества по вопросам обеспечения экологической безопасности России и защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду;

на совершенствование структуры государственного управления на принципах отделения функций государственного контроля от функций использования и распоряжения природными ресурсами, эффективного разграничения полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления;

на государственную поддержку экологически эффективного бизнеса, ресурсо - и энергосбережения. Экологическая доктрина станет социальным фактором, консолидирующим российское общество.

Правовые и организационные основы охраны окружающей природной среды

Управление и правовое регулирование экологической безопасности

В настоящее время для защиты среды обитания в каж­дой стране разрабатывается природоохранное законодатель­ство, в котором присутствует раздел международного пра­ва и правовой охраны природы внутри государства, содер­жащий юридические основы сохранения природных ресур­сов и среды существования жизни. Организация Объеди­ненных Наций (ООН) в декларации Конференции по окру­жающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа пра­вового подхода к охране природы:

1. Государствам следует ввести эффективное законода­тельство в области охраны окружающей среды. Нормы, свя­занные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в об­ластях охраны окружающей среды и ее развития, в кото­рой они будут реализовываться.

2. Государство должно разработать национальное за­конодательство, касающееся ответственности за загрязне­ние окружающей среды и нанесение другого экологическо­го ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

Академик Н.Н. Моисеев в обобщенной форме сложившуюся ситуацию обрисовал так: "Дальнейшее развитие цивилизации возможно только в условиях согласования стратегии природы и стратегии человека".

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального исполь­зования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. Так, в бывшем СССР управлением и охраной окружающей при­родной среды занималось 18 различных министерств и ве­домств.

Такие природные объекты, как вода и воздух, находи­лись в ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции контроля за состоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использо­вания природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало само­го себя. Общий координационный орган, который объеди­нял бы природоохранную деятельность, отсутствовал. По­нятно, что такая система управления и контроля порожда­ла преступное отношение к природе прежде всего со сто­роны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

Отчасти это объяснялось требованиями выживания страны, необходимостью ее интенсивного развития, но та­кой подход не обеспечивал эффективной природоохранной деятельности и вел к деградации природы. При этом, гово­ря словами член-корреспондента АН РФ А.В. Яблокова, «...любые, самые заме­чательные законодательные акты не могут быть реализо­ваны без поддержки народа. А народ еще недавно ориенти­ровали на то, чтобы взять у природы все возможное, и побыстрее». До сих пор такой подход довольно часто оста­ется доминирующим.



Недостаточно устранить примат производства над эко­логией, а также нарушение экологических требований в процессе хозяйствования. Необходимо повышение эколо­гической культуры общества, в том числе правовой, на базе знания естественнонаучных законов и экологических право­вых нормативных актов.

Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью та­кой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, эко­логическое обучение и воспитание всей общественности страны.

9.1.2. Природоохранное законодательство.

Охрана окружающей среды и рациональное использо­вание природных ресурсов представляют собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регу­лированием взаимоотношений человека и природы, подчи­нением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.

Правовая охрана природы представляет со­бой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоот­ношений, направленных на выполнение мероприятий по со­хранению естественной среды, рациональному использова­нию природных ресурсов, оздоровлению окружающей че­ловека жизненной среды в интересах настоящего и буду­щих поколений.

Это система государственных мероприя­тий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, не­обходимых для жизни людей и развития материального производства.

В систему правовой охраны природы России входят че­тыре группы юридических мероприятий:

1) правовое регулирование отношений по использова­нию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

2) организация воспитания и обучения кадров, финан­сирование и материально-техническое обеспечение приро­доохранных действий;

3) государственный и общественный контроль за выпол­нением требований охраны природы;

4) юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектомправовой охраны выступает природная среда - объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны, в России образует природоохранное (экологическое) законодательство.

Источниками экологического права признаются норма­тивно-правовые акты, в которых содержатся правовые нор­мы, регулирующие экологические отношения. К ним отно­сятся законы, указы, постановления и распоряжения, нор­мативные акты министерств и ведомств, законы и норма­тивно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место за­нимают международно-правовые акты, регулирующие внут­ренние экологические отношения на основе приоритета меж­дународного права.

В результате последней кодификации сложилась сис­тема экологического законодательства, в основе которой находятся три основополагающих нормативных акта: Дек­ларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о го­сударственном суверенитете Российской Советской Феде­ративной Социалистической Республики (1990 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Консти­туция Российской Федерации, принятая в результате все­народного голосования 12 декабря 1993 г.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную инфор­мацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинен­ного его здоровью или имуществу. Другая (ст. 9, ч. 2) -провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы. Первая касается биологических начал человека, вторая - его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совме­стной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обяза­нными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации, не должны противоречить федеральным законам.

Система экологического законодательства, руководству­ющаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входят Закон РФ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ, Закон РФ «О недрах», Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РФ, Закон РФ "Об охране и использовании животного мира" и некоторые другие законодательные акты.

Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня:

I -законы, правительственные норма­тивные акты РФ;

II - нормативные акты федеральных министерств и ве­домств;

III - законы и норма­тивные акты субъектов РФ;

IV - нормативные решения органов местного самоуп­равления.

В декабре 2001 г. был принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды» , который определяет право­вые основы государственной политики в области охраны ок­ружающей среды. Этот закон призван обеспечить сбалансированное ре­шение социально-экономических задач, сохранение благо­приятной окружающей среды, биологического разнообра­зия и природных ресурсов в целях удовлетворения потреб­ностей нынешних и будущих поколений, укрепления пра­вопорядка в области охраны окружающей среды и обеспе­чения экологической безопасности.

Данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важней­шую составляющую окружающей среды.

В 16 главах Закона закрепляются следующие право­вые положения:

- основы управления в области охраны окружающей среды;

Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружаю­щей среды;

- экономическое регулирование в области охраны ок­ружающей среды;

- нормирование в области охраны окружающей среды;

- оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;

- зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

- государственный мониторинг окружающей среды;

- контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

- научные исследования в области охраны окружаю­щей среды;

- основы формирования экологической культуры;

- международное сотрудничество в области охраны ок­ружающей среды.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия челове­ка - конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охра­ну здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон «О санитарно-эпидемио­логическом благополучии населения» (1999 г.).

Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внеш­ней среды - производственной, бытовой, природной. Эко­логические требования, выраженные в статьях Закона, од­новременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 этого закона о захоронении, пе­реработке, обезвреживании и утилизации производственныx и бытовых отходов и т. д.

9.1.3. Управление охраной окружающей среды и контроль экологической безопасности.

На федеральном уровне управление охраной окружающей среды (ООС) осуществляется Федеральным Собранием, Президентом, Советом министров РФ и специально уполномоченными на то органами, главными из которых являются Министерство природных ресурсов и Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ.

На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными ор­ганами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

На всех уровнях разработка мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпи­демиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения РФ. Они же осуществляют согласова­ние разрешений на все основные виды природопользования.

На промышленных объектах для управления ООС создаются отделы охраны природы (охраны окружающей среды).

Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, рассмотренные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также междуна­родное сотрудничество в области охраны природы. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга окру­жающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. В системе различают три уровня: санитарно-токсический, экологический и биосферный.

Санитарно-токсический мониторинг - наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом за степенью загрязне­ния природных ресурсов вредными веществами,патогенными микроорганиз­мами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир.

В его задачи входит также контроль над параметрическими воздействиями (шум, электромагнитные поля, ионизирующие излучения), за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами.

Экологический мониторинг - определение изменений в экологиче­ских системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продук­тивности . На него также возложено выявление динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.

Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной сис­темы мониторинга окружающей среды (ГСМОС).

Он осуществляется на базе международ­ных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.

Санитарно-токсический мониторинг осуществляется службами Министерства здравоохранения РФ, Министерства природных ресур­сов РФ и Росгидрометом России.

Министерства здравоохранения изучают динамику заболеваний в регионах в зависимости от изменения состояния окружающей среды, контроль которой осуществляют территориальные органы Госкомэко­логии и санитарно-эпидемиологической службы Министерства здра­воохранения РФ. Общее наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляют территориальные органы Росгидромета, которые вклю­чают инспекции по контролю атмосферы, гидросферы, почвы и за работой газоочистных и пылеулавливающих установок. Локальный санитарно-токсический мониторинг реализуется в городах и населен­ных пунктах, на автодорогах и на отдельных предприятиях. Правила контроля состояния окружающей среды установлены стандартами системы стандартов «Охрана природы».

Они устанавливают три категории постов наблюдений за загрязне­нием атмосферы: стационарные, маршрутные, передвижные (подфакельные). Стационарный пост предназначен для непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ и регулярного отбора проб воздуха для последующих анализов; маршрутный -для регуляр­ного отбора проб воздуха в фиксированной точке местности при наблюдениях, которые проводятся по графику последовательно во времени в нескольких точках. Передвижной (подфакельный) пост необходим для отбора проб под дымовым (газовым) факелом.

Число стационарных (маршрутных) постов и их размещение опре­деляется с учетом численности населения, площади населенного пун­кта и рельефа местности, а также развитости промышленности и ее расположения по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.

В зависимости от численности населения устанавливают следующее минимальное число стационарных постов: до 50 тыс. жителей - один пост, 50÷100тыс.-два поста; 100÷200тыс.-два-три поста; 200÷500 тыс.- три-пять постов; 0,5÷1 млн.-пять-десять; 1÷2 млн.- десять - пятнадцать; более 2 млн.- пятнадцать-двадцать постов. В населенных пунктах со сложным рельефом (возвышенные места и впадины) и значительным числом источников загрязнения один стационарный пост устанавливают на площади 5 - 10 км 2 , в равнинной местности - один стационарный пост на 10 - 20 км 2 .

Места отбора проб при подфакельных наблюдениях выбирают на разных расстояниях от источника загрязнения в зоне рассеяния загряз­нения. Общее их число определяют с учетом высоты и мощности выброса, а также особенностей размещения селитебных территорий.

На стационарных постах устанавливают три программы наблюде­ний: полную, неполную, сокращенную. Наблюдения по полной про­грамме выполняют для получения оперативной информации о среднесуточной концентрации ежедневно в часы 01, 07, 13, 19 по местному декретному времени. Допускается (при невозможности вы­полнения полной программы) проводить наблюдения по скользящему графику 06, 10, 13 часов - во вторник, четверг, субботу и в 15, 16, 21 час - понедельник, среду, пятницу.

По полной программе устанавливают наблюдения за содержанием пыли, сернистого газа, оксида углерода, диоксида азота (основные загрязняющие вещества) и за специфическими веществами, которые свойственны промышленным выбросам данного населенного пункта.

Перечень специфических веществ для контроля на каждом стаци­онарном посту в городе устанавливается органами гидрометеорологи­ческой и санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения РФ с учетом данных инвентаризации источников выброса в атмосферу.

Наблюдения по неполной программе разрешается проводить в целях получения оперативной информации ежедневно в 07, 13, 19 часов местного декретного времени. Наблюдения за основными и специфи­ческими загрязняющими веществами проводят в этом случае по про­грамме, согласованной с органами гидрометеорологической службы и Министерства здравоохранения РФ.

По сокращенной программе наблюдения за основными загрязня­ющими веществами и за одним-двумя наиболее распространенными специфическими загрязняющими веществами проводят ежедневно в 07 и 13 часов местного декретного времени. Эти наблюдения допускаются в районах с температурами воздуха ниже -45°С и в местах, где систематически в течение месяца отмечаются концентрации загрязня­ющих веществ ниже порога чувствительности метода анализа данного вещества. Пробы воздуха отбирают на высоте 1,5÷2,5 м от поверхности земли.

Санитарные правила и нормы охраны повер­хностных вод от загрязнения устанавливают правила кон­троля воды водоемов и водотоков. Состав и свойства воды должны определяться на расстоянии 1 км от ближайшего по течению пункта водопользования хозяйственно-питьевого назначения, мест купания, отдыха, территории населенных пунктов; на непроточных водоемах - в 1 км от пункта водопользования (вдоль береговой линии).

Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на территориальные органы Государственного комитета РФ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Ведется контроль атмосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предприятий.

В селитебных зонах отбор проб воздуха, воды и почв организуется также предприятиями. Эту работу производят, как правило, их санитарно-промышленные лаборатории.

Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопос­тавлению ее с величиной предельно-допустимых выбросов (ПДВ). Применительно к промышленным предприятиям правила установления ПДВ определены ГОСТом. Порядок контроля выбросов разрабатывают сами пред­приятия. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб; вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов; сушильных установок; нагревательных и электротермических печей кузнечно-прессовых и термических цехов и других агрегатов самых различных производств.

При контроле ПДВ основными должны быть прямые методы измерения концентраций вредных веществ и объемов газо-воздушной смеси в местах их непосредственного выброса или после газоочистных установок. Выбросы веществ определяют в течение 20 мин, а также в среднем за сутки, месяц, год. Если продолжительность выброса веще­ства менее 20 мин, то контроль производят по полному выбросу вредного вещества за это время.

Обследование производят в период работы оборудования на рабо­чем (проектном) режиме; при нестационарной работе оборудования измерения следует производить в период максимального выброса вредных веществ.

Применительно к транспортным средствам нормы и методы измерения выбросов оксида углерода и углеводородов определены ГОСТами. Контроль выбросов транс­портных средств производится их владельцами, а также Государствен­ной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Вопрос о регулировании выбросов передвижными источниками загрязнения является наиболее сложным. По данным науч­ных исследований, 70-80% загрязнений атмосферы про­исходит от автотранспортных средств. Регулирование выб­росов вредных веществ автомобилями ведется по трем на­правлениям:

Совершенствование и разработка нормативов выбро­сов вредных веществ и выхлопных газов автомобиля;

Повышение экономичности двигателя;

Внедрение малотоксичного, экологически чистого топ­лива.

К сожалению, промышленность России в решении этих вопросов пока не достигла уровня мировых стандартов.

Социально-общественный и юридический смысл ПДВ заключается в том, что вред, причиненный здоровью чело­века и природной среде, является следствием превышения допустимых норм концентрации вредных веществ в атмос­фере, в водоемах или почве. Превышение ПДК есть след­ствие превышения ПДВ источниками выбросов, сбросов вредных веществ. Поэтому задача органов экологического контроля и надзора состоит в выявлении предприятий - загрязнителей окружающей природной среды и привлече­нии их руководителей к правовой ответственности.

К сожалению, практика не всегда следует здравому смыслу. Статистика носит противоречивый характер. В нор­мативы ПДВ в настоящее время укладывается 15-20% загрязняющих производств. Значительная доля предприятий (около 50%) руководствуется нормативами временно согласованных выбросов (ВСВ), а остальные, загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяются по фактическому выбросу и сбросу на определенном временном отрезке.

Проблема не решается из-за того, что ни одно пред­приятие-загрязнитель нельзя привлечь ни к уголовной, ни административной ответственности, так как они действу­ет на основе разрешений на выброс (сброс), выдаваемых органами охраны окружающей природной среды. Единствен­ной формой ответственности является возмещение вреда, возлагаемое на предприятие-загрязнитель. Причем такое возмещение осуществляется независимо от степени вины и, следовательно, принимает форму платежей за загрязне­ние.