Меню

Психологический тест роршаха расшифровка. Психологический тест роршаха (чернильные пятна)

Основы композиции сада

Представленная проективная методика исследования личности под авторством Германа Роршаха (впервые была опубликована в 1921 году) на сегодняшний день занимает одно из ведущих мест в мире психодиагностических исследований. Человек мало, осведомлённый в особенностях человеческого мышления, поначалу может причислить данную работу к творческим изысканиям. Однако на деле мышление лишь украшает образы, которые диктуются абсолютно другими механизмами. Генри Роршарх был уверен, что образы, возникающие из чернильных пятен, для каждого человека индивидуальны и неповторимы. Обычная, на первый взгляд, фантазия на деле оказывается сложным и запутанным процессом работы головного мозга. Суть теста Роршаха, пройти онлайн бесплатно который сегодня не составляет труда, заключается в анализе увиденных изображений. Другими словами, испытуемому предлагается посмотреть на чернильное пятно и сказать, с чем оно у него ассоциируется. Помимо ведения, записей каждого сказанного слова человека, проходящего тест, фиксируется время, необходимое ему на ответ и другие особенности тестирования. В завершение специалист уточняет отдельные детали данных ответов, может провести так называемую процедуру «определения пределов». Каждый данный ответ оценивается по следующим критериям:
  • локализация (ассоциация испытуемого может быть связана как с цельным изображением, так и с его частью);
  • детерминанты (ведется учет использования в ответе тестируемого цветов, форм или образа, отражающего их смешение);
  • уровень формы (оценивается степень адекватности представленного образа ответу испытуемого);
  • содержание (обращается внимание на ассоциативный ряд тестируемого – соотносит ли он представленные образы с людьми или они ему больше напоминают неодушевленные предметы и животных);
  • оригинальность-популярность (ведется статистика оригинальности ответов, где популярным считается тот, который был дан не менее 30% испытуемых).
Оценка ответов по данным критериям носит исчерпывающий характер, а потому их суммарность является ярким отражением индивидуальных характеристик человека, который ранее участвовал в экспериментальном исследовании.
Решение тест Роршаха пройти онлайн бесплатно – уникальная возможность провести диагностику структурных характеристик личности:
  • на основе аффективно-потребностной сферы и познавательной деятельности определить когнитивный стиль;
  • изучить защитные механизмы;
  • установить тип переживания;
  • другое.
При этом конечный результат исследования непременно поразит своей точностью и яркостью отображения личностных характеристик тестируемого.

Клинические испытания

Согласно теории Г.Роршаха, использование испытуемым в качестве ассоциации всего чернильного пятна – яркий показатель наличия у него систематизированного мышления. В то время как обращение внимание на детали – характеристика мелочного и дотошного человека. Простановка акцента на каких-то необычных элементах – отражение способности человека к обостренной наблюдательности. Бывали случаи, когда тестируемый за основу ответа брал не само чернильное пятно, а окружающий его белый фон. Роршах считал, что такое решение также может по-своему трактоваться. У здоровых людей такая особенность выражалась в склонности к ведению дискуссий, своеволии и упрямстве. Что касается психически больных людей, то выбор ими белого фона – отражение негативизма и странностей поведения. Проще говоря, здесь оценивалась ординарность человеческого мышления. Если человек обращал внимание на различные мелочи, его можно было характеризовать, как педанта. Если за основу образа брался белый фон, значит, имела место быть работа с неординарным человеком.
Особое внимание уделялось четкости восприятия образа. Если тестируемый воспринимал чернильное пятно или его часть, как нечто статичное, специалист мог сделать вывод, что он обладает интеллектом и устойчивым вниманием. Ассоциация с чем-то движимым расценивалась как специфичность интеллекта, интроверсия и эмоциональная стабильность. Эмоциональная лабильность выявлялась путем анализа частотности «цветовых» ответов тестируемого. Тип переживания Роршахом определялся соотношением ответов по движению и цвету. Если у испытуемого преобладали цветовые ответы, он причислялся к категории экстратензивных личностей. Если он делал акцент на ответах, связанных с движением, его относили к интровертам. При этом у последних наблюдалась большая ориентация на внутренние переживания, чем на внешние. Содержание ответов (возникающий образ у тестируемого) автора методики мало интересовали. Он считал, что актуальная на данный момент ассоциация – не более чем временное явление.

Как тест Роршаха пройти онлайн бесплатно?

Прежде всего, необходимо создать соответствующую прохождению теста обстановку – расположиться в тихом, спокойном, светлом месте вдали от посторонних. Если имеется необходимость в присутствии третьего лица, тестируемый должен быть об этом заранее оповещен. Важно обеспечить непрерывность процесса тестирования – исключать вероятность ответов на телефонные звонки и другие отвлекающие факторы. Если испытуемый носит очки, нужно убедиться в том, что он их взял с собой. При проведении комплексного исследования личности психологу рекомендуется его начать именно с теста Роршаха.
В качестве материальной базы теста используется 10 картинок с изображением размытых очертаний чернильных пятен. Половина из них цветные, вторая половина – черно-белые. Задача тестируемого просмотреть предложенные карточки и сказать свое мнение по поводу изображенного – кто или что это, где находится, что делает и так далее. Hermann Rorschach ). Известен также под названием «Пятна Роршаха» .

Проводящий исследование предлагает испытуемому посмотреть на бумажный лист с чернильным пятном неправильной формы и просит описать, что изображено на этом «рисунке». Психодиагностика личности проводится по специальной методике толкования.

Это один из тестов, применяемых для исследования личности и ее личностных нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций – испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности .

Тест был разработан швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884–1922). Роршах обнаружил, что те испытуемые, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно хорошо понимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. Так что специфика восприятия указывает на особенности личности данного индивида.

Изучая самообладание, понимаемое в основном как господство над эмоциями , Роршах использовал чернильные кляксы разных цветов (красного, пастельных оттенков) и разной насыщенности серого и черного, чтобы ввести факторы, обладающие эмоциональным воздействием. Взаимодействие интеллектуального контроля и возникающей эмоции определяет то, что испытуемый видит в кляксе. Роршах обнаружил, что лица, различное эмоциональное состояние которых было известно из клинических наблюдений, действительно по-разному реагируют на цвета и оттенки.

Наиболее оригинальное и важное открытие Роршаха, относящееся к психодинамике, это Bewegung, или ответ, в котором используется движение. Некоторые испытуемые видели в чернильных кляксах движущиеся человеческие фигуры. Роршах обнаружил, что среди здоровых индивидов это чаще всего характерно для тех, кому свойственно богатое воображение, а среди лиц с психическими отклонениями – для тех, кто предрасположен к нереалистичным фантазиям. Сопоставляя содержание ассоциаций-фантазий с тем, что уже было известно об изменениях личности и мотивационной сферы данного индивида, Роршах пришел к заключению, что эти ассоциации эквивалентны содержанию сновидений. Таким образом, оказалось, что чернильные кляксы способны раскрыть глубоко скрытые желания или страхи, лежащие в основе длительных неразрешимых личностных конфликтов.

Значимая информация о потребностях личности, о том, что делает человека счастливым или печальным, что волнует его, а что он вынужден подавлять и переводить в форму подсознательных фантазий, может быть извлечена из содержания или «сюжета» ассоциаций, вызываемых чернильными пятнами.

После смерти Роршаха его работа была продолжена многими клиническими психологами и психиатрами. Тест получил дальнейшее развитие как в теории, так и на практике. Валидность – адекватность и эффективность – теста Роршаха до сих пор окончательно не установлена. Тем не менее он помогает психологу и психиатру получить важные данные для диагностики личности и ее нарушений, которые могут быть клинически проверены.

Содержание ответов обозначается следующими символами: Н - человеческие фигуры, целые или почти целые, (Н) - человеческие фигуры, лишенные реальности, т. е. представленные как рисунки, карикатуры, скульптуры, или как мифологические существа (чудовища, ведьмы), (Hd) - части человеческих фигур, А - фигура животного, целая или почти целая, (А) - мифологическое жи-вотное, чудовище, карикатура, рисунок животного, Ad - части животного, обычно голова или лапы, At - внутренние органы человека (сердце, печень и т. д.), Sex - ссылки на половые органы или на сексуальную деятельность или указания на таз или нижнюю часть тела, Obj - предметы, сделанные людьми, Aobj - предметы, созданные из животного материала (шкура, мех), Aat - внутренние органы живот-ных, Food - пища, например мясо, мороженое, яйца (фрукты и овощи относятся к растениям), N - пейзажи, вид с воздуха, заход солнца, Geo - карты, острова, за-ливы, реки, Pl - растения всех видов, включая цветы, деревья, плоды, овощи и части растений, Arch - архитектурные сооружения: дома, мосты, церкви и т. д., Art - детский рисунок, акварель, где нарисованное не имеет специфического содер-жания; рисунок пейзажа будет N и т. д., Abs - абстрактные концепции: «власть», «сила», «любовь» и др., Вl - кровь, Ti - огонь, Cl - облака. Более редкие виды содержания обозначаются целыми словами: Smoke, Mask, Emblem и т.д.

Пример формата записи ответов при тесте:

Карточка II, Верхняя красная область - «Винтовая лестница» (указывает на оттенки): D FK Arch 1.5 Карточка VII, «Резные бюсты женщин с перьями на голове, устремленные вперед»: W Fc  М (Hd) 3.0 Карточка VII, Левая средняя область - «Придворный клоун. Он говорит что-то смешное и злое»: D Fc Нd 3.0

Фильмография: Пятна Роршаха использовались в фильме "Хранители" (2009), герой Роршах носил эти пятна на своей маске, сделанной из Платья Китти Дженовезе, они постоянно изменяли свое положение, и одновременно сохраняли симметрию


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пятна Роршаха" в других словарях:

    Пятно: Содержание 1 Основное значение 1.1 Известные упоминания 2 Другие значения 3 См. также … Википедия

    Роршаха тест - (Rorschach Test) проективная методика исследования личности. Создана Г. Роршахом в 1921 г. Занимает одно из ведущих мест среди других проективных методик. Стимульный материал состоит из 10 стандартных таблиц с черно белыми и цветными… … Психологический лексикон

    РОРШАХА ЭКСПЕРИМЕНТ - (Rorschach), психологический метод для исследования «характера восприятий субъекта (не воображения, как обычно думают) как ассоциативного сравнения. имеющегося в памяти с непосредственно данными комплексами ощущения» (определение… … Большая медицинская энциклопедия

    Роршаха тест -    РОРШАХА ТЕСТ (с. 517) самая популярная в мире проективная методика, позволяющая исследовать личность на основе анализа результатов интерпретации ею разнообразных пятен, провоцирующих проявление фантазии при создании зрительных образов. В… …

    РОРШАХА, ТЕСТ - Дедушка всех проективных тестов, разработанный швейцарским психиатром Германом Роршахом. Этот тест состоит из структурного интервью с использованием серии из десяти стандартизированных, двухсторонне симметричных чернильных пятен. Пять из них… …

    Роршаха тест ранжирования - упрощённая вариация теста Роршаха. Испытуемому поочерёдно предлагают одну из 10 таблиц с чернильными пятнами со списком из 9 возможых ответов и просят его проранжировать последние согласно адекватности описания каждого пятна … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Роршаха тeст - (Rorschach H., 1921). Проективный метод исследования личности с помощью 10 специальных таблиц (пятен). В ответах обследуемого на вопрос, что он видит в этих пятнах, обращают внимание на такие показатели, как форма, цвет, величина деталей пятна … Толковый словарь психиатрических терминов

    РОРШАХА, ТЕСТ РАНЖИРОВАНИЯ - Упрощенная вариация теста Popшаха, в котором субъекту дается каждая из десяти таблиц с чернильными пятнами со списком из девяти возможных ответов, и его просят проранжировать их согласно адекватности описания каждого чернильного пятна … Толковый словарь по психологии

    Одна из карточек с кляксами Тест Роршаха психодиагностический тест для исследования личности, созданный в 1921 году швейцарским психиатр … Википедия

    тест пятен Роршаха - (тест пятен чернильных) одна из методик проективных, относящаяся к группе методик структурирования. Создана швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 г., который один из первых отметил связь фантазиеподобной продукции и типа личности. Он в… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки , Рубанцев Валерий Дмитриевич. Книга предназначена для интеллектуального досуга детей младшего и среднего школьного возраста, старшие могут использовать её как тренажёр умственных способностей. В ней собраны рисованные…

Тест Роршаха или методика чернильных пятен Роршаха – один из самых известных психодиагностических тестов личности. Каждый из нас видел по крайней мере одну картинку с кляксами, которые напоминают… А вот здесь, собственно, и начинается тест, так как ответ определяет индивидуальные свойства и склонности конкретно взятого человека. Последнее время, в силу массового распространения в социальных сетях, тест Роршаха часто представляется в значительно упрощённых вариантах, но на самом деле – это мощный психологический инструмент.

Я вот часто мельком видел эти картинки и слышал про этот тест, но самому его проходить не приходилось, а тем более не совсем представлял методику и специфику этого теста. Давайте сейчас все вместе про это узнаем, а заодно и вспомним про его автора и историю создания теста Роршаха

ГЕРМАН РОРШАХ РОДИЛСЯ 8 НОЯБРЯ 1884 ГОДА В ЦЮРИХЕ (ШВЕЙЦАРИЯ). Он был старшим сыном неудачливого художника, вынужденного зарабатывать на жизнь уроками рисования в школе. Германа с детства восхищали цветовые пятна (по всей вероятности, результат творческих усилий его отца и собственной любви мальчика к живописи), а школьные друзья прозвали его Кляксой. Когда Герману было двенадцать, умерла его мать, а когда юноше исполнилось восемнадцать, скончался и отец. С отличием окончив среднюю школу, Роршах решил изучать медицину. В 1912 году он получил диплом доктора медицины Цюрихского университета, после чего работал в ряде психиатрических лечебниц. В 1911 году, еще во время учебы в университете, Роршах провел ряд любопытных экспериментов с целью проверить, отличаются ли одаренные художественными талантами школьники более развитым воображением при интерпретации обычных чернильных пятен. Это исследование оказало огромное влияние не только на дальнейшую карьеру ученого, но и на развитие психологии как науки в целом. Надо сказать, Роршах не был первым, кто использовал в своих исследованиях цветовые пятна

Однозначно сказать, как у швейцарского психиатра и психолога Германа Роршаха родилась идея создания подобного теста – задача очень трудная. PhD Джейн Фреймингэм, например, считает, что на подобную мысль его могла натолкнуть популярная на стыке XIX и XX веков детская игра «Klecksographie» – шарады на основе чернильных пятен. Кляксы как психологический инструмент мог использовать учитель и друг Роршаха Конрад Геринг.

Историю же самого теста можно начать вести с 1911 года, когда Э. Блейлер впервые ввёл в научный обиход термин «шизофрения», а Г. Роршах заинтересовался этой болезнью и посвятил её изучению диссертацию. В процессе проведения экспериментальной части он заметил, что больные по-разному интерпретируют пятна из игры «Klecksographie». Но тогда он сделал лишь небольшой доклад о своём наблюдении.

Дальше последовали несколько лет практики, во время которых Г. Роршах активно тестировал на своих пациентах технику чернильных пятен с целью определения личностных поведенческих факторов. В результате было создано 40 карточек с чернильными пятнами и собран теоретический материал для представления методики. Но с публикацией возникли трудности. Сейчас в это трудно поверить, но ни одно издательство того времени не хотело браться за печать книги Роршаха. И причиной тому была не фантастичность или антинаучность его идей, а банальная техническая сложность в печатании такого количества рисунков клякс. В итоге их пришлось сократить сначала до 15, а потом и до 10. Лишь после этого одно из издательств согласилось выпустить книгу. Она вышла в 1921 году под названием «Psychodiagnostik». В ней автор изложил свою теорию о личностных характеристиках людей. Одно из главных положений состоит в том, что в личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия - иными словами, что нас мотивируют как внешние, так и внутренние факторы. По мнению ученого, тест с чернильными пятнами позволяет оценить относительное соотношение этих свойств и выявить любое психическое отклонение либо, напротив, сильные стороны личности. Психологическое научное сообщество практически не обратило внимания на первое издание книги Роршаха, поскольку в те времена господствовало мнение, что невозможно ни измерить, ни протестировать, из чего состоит личность человека. Однако со временем коллеги начали понимать пользу теста Роршаха, и в 1922 году психиатр обсудил возможности усовершенствования своей методики на собрании Психоаналитического общества. К несчастью, 1 апреля 1922 года, промучившись неделю сильнейшими болями в животе, Герман Роршах попал в больницу с подозрением на аппендицит, а 2 апреля умер от перитонита. Ему было всего тридцать семь лет, и он так и не увидел огромного успеха изобретенного им психологического инструмента.

В ней, помимо введения в науку понятия «психодиагностика», были представлены результаты исследований с чернильными пятнами и сам тест с пояснениями к нему. Скоринговая система самого Роршаха (другими словами, пояснения как интерпретировать полученные результаты) сосредотачивалась на классификации возможных ответов, и минимум внимания уделяла их содержанию. В следующем году автор теста умер. Несмотря на слабость отдельных сторон теста (неясность к какой категории предложенной классификации следует относить все возможные варианты ответа в силу отсутствия их описания в работе), его разработки долгое время очень высоко ценились и были основным инструментов диагностики в клинической психологии (на протяжении 40-50-х гг. ХХ века). В 1960-е годы тест Роршаха подвергся критике, в основном из-за отсутствия единой методики оценки ответов (существует несколько наиболее распространённых скоринговых систем: Бека, Пиотровского, Клопфера и др.).

Но полной дискредитации удалось избежать. В основном благодаря трудам Джона Экснера. Он сравнил 5 доминирующих систем оценки и создал нечто наподобие объединяющей системы (работа «The Rorschach: A Comprehensive System»). Сегодня многие психологи используют тест Роршаха именно в рамках Интегративной Системы Экснера. Он применяется для диагностики в исправительных учреждениях США и некоторых других стран, в судебной экспертизе, для диагностики расстройств личности в клинической психологии. Также валидность в деле понимания личности и эмоционального состояния человека тест обнаруживает в тех случаях, когда пациент не хочет или не может (в силу слабоумия, например, как в случае с Чарли Гордоном в «Цветах для Элджернона») об этом говорить напрямую. Глобально на основе ответов можно судить о психологии человека, понять его прошлое и предсказать будущее поведение.

Чернильные пятна Роршаха

В тесте Роршаха используется десять чернильных пятен: пять черно-белых, два черно-красных и три цветных. Психолог показывает карточки в строгой очередности, задавая пациенту один и тот же вопрос: «На что это похоже?». После того как пациент увидел все картинки и дал ответы, психолог показывает карточки снова, опять в строгой очередности. Пациента просят назвать все, что он на них видит, в каком именно месте картинки он видит тот или иной образ и что в ней заставляет его дать именно такой ответ. Карточки можно переворачивать, наклонять, манипулировать любыми другими способами. Психолог должен точно зафиксировать все, что пациент говорит и делает в ходе теста, а также время каждого ответа. Далее ответы анализируются и подсчитываются баллы. Затем путем математических расчетов выводится итог по данным теста, который интерпретируется специалистом. Если какое-нибудь чернильное пятно не вызывает у человека никаких ассоциаций или он не может описать, что на ней видит, это может означать, что изображенный на карточке объект в его сознании заблокирован, либо что изображение на ней связано в его подсознании с темой, которую в настоящий момент он не хотел бы обсуждать.

КАРТОЧКА 1

НА ПЕРВОЙ КАРТОЧКЕ МЫ ВИДИМ ПЯТНО ЧЕРНЫХ ЧЕРНИЛ. Ее показывают первой, и ответ на нее позволяет психологу предположить, как этот человек выполняет новые для него задания - следовательно, связанные с определенным стрессом. Обычно люди говорят, что изображение напоминает им летучую мышь, моль, бабочку или морду какого-то животного, например слона или кролика. Ответ отображает тип личности респондента в целом.

Для одних людей образ летучей мыши ассоциируется с чем-то неприятным и даже демоническим; для других это символ возрождения и умения ориентироваться в темноте. Бабочки могут символизировать переход и трансформацию, а также способность расти, меняться, преодолевать трудности. Моль символизирует ощущение заброшенности и уродства, а также слабости и тревожность. Морда животного, в частности слона, часто символизирует способы, которыми мы противостоим трудностям, и страх перед внутренними проблемами. Она также может означать «слона в посудной лавке», то есть передавать ощущение дискомфорта, и указывать на некую проблему, от которой человек в данный момент пытается избавиться.

КАРТОЧКА 2

НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ИЗОБРАЖЕНО ПЯТНО КРАСНО-ЧЕРНОГО ЦВЕТА, и люди часто видят в нем что-то сексуальное. Части красного цвета обычно интерпретируются как кровь, и реакция на нее отображает, как человек управляет своими чувствами и гневом и как справляется с физическим ущербом. Респонденты чаще всего говорят, что данное пятно напоминает им акт мольбы, двух людей, человека, глядящего в зеркало, или какое-то длинноногое животное, например собаку, медведя или слона.

Если человек видит в пятне двух людей, это может символизировать взаимозависимость, одержимость сексом, амбивалентное отношение к половому контакту или сосредоточенность на связи и тесных взаимоотношениях с окружающими. Если пятно напоминает отражающегося в зеркале человека, это может символизировать эгоцентричность либо, напротив, склонность к самокритике. В каждом из двух вариантов выражается или негативная, или позитивная характеристика личности, в зависимости от того, какие чувства изображение вызывает у человека. Если респондент видит в пятне собаку, это может означать, что он верный и любящий друг. Если он воспринимает пятно как нечто негативное - значит, ему необходимо лицом к лицу встретиться со своими страхами и признать свои внутренние чувства. Если пятно напоминает человеку слона, это может символизировать склонность к раздумьям, развитый интеллект и хорошую память; однако иногда такое видение говорит о негативном восприятии собственного тела. Медведь, запечатленный в пятне, символизирует агрессию, соперничество, независимость, неповиновение. В случае с англоязычными пациентами может сыграть роль игра слов: bear (медведь) и bare (оголенный), что означает чувство незащищенности, уязвимости, а также искренность и честность отвечающего. Пятно на этой карточке напоминает о чем-то сексуальном, и если респондент видит в нем молящегося человека, это может указывать на отношение к сексу в контексте религии. Если при этом отвечающий видит в пятне кровь - значит, он ассоциирует с религией физическую боль или, испытывая сложные эмоции вроде гнева, прибегает к молитве, или ассоциирует гнев с религией.

КАРТОЧКА 3

НА ТРЕТЬЕЙ КАРТОЧКЕ ИЗОБРАЖЕНО ПЯТНО ИЗ КРАСНЫХ И ЧЕРНЫХ ЧЕРНИЛ, и его восприятие символизирует отношение пациента к другим людям в рамках социального взаимодействия. Чаще всего респонденты видят на ней образ двух человек, смотрящегося в зеркало человека, бабочку или моль.

Если человек видит в пятне двух обедающих людей - это значит, что он ведет активную социальную жизнь. Пятно, напоминающее двоих, моющих руки, говорит о незащищенности, ощущении собственной нечистоты либо о параноидальном страхе. Если респондент разглядел в пятне двух людей, играющих в какую-то игру, это часто указывает на то, что он занимает в социальных взаимодействиях позицию соперника. Если пятно напоминает человека, глядящего на свое отражение в зеркале, это может говорить об эгоцентричности, невнимательности к окружающим и неспособности разбираться в людях.

КАРТОЧКА 4

ЧЕТВЕРТУЮ КАРТОЧКУ СПЕЦИАЛИСТЫ НАЗЫВАЮТ «ОТЦОВСКОЙ». Пятно на ней черного цвета, и некоторые его части нечеткие, размытые. Многие видят на этой картинке нечто большое и устрашающее - образ, который воспринимают обычно не как женский, а как мужской. Реакция на это пятно позволяет выявить отношение человека к авторитетам и особенности его воспитания. Чаще всего пятно напоминает респондентам огромное животное или монстра либо нору какого-то животного или его шкуру.

Если пациент видит в пятне большое животное или монстра, это может символизировать чувство неполноценности и преклонение перед авторитетами, а также преувеличенный страх перед людьми, облеченными властью, в том числе перед собственным отцом. Если пятно напоминает отвечающему шкуру животного, это нередко символизирует сильнейший внутренний дискомфорт при обсуждении тем, связанных с отцом. Однако это может указывать и на то, что проблема собственной неполноценности или преклонения перед авторитетами для данного респондента неактуальна.

КАРТОЧКА 5

НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ МЫ ВНОВЬ ВИДИМ ЧЕРНОЕ ПЯТНО. Ассоциация, вызванная им, как и образ на первой карточке, отображает наше истинное «Я». Глядя на это изображение, люди обычно не чувствуют угрозы, а поскольку предыдущие карточки вызывали у них совсем другие эмоции, на этот раз человек не испытывает особого напряжения или дискомфорта - следовательно, будет характерна глубоко личная реакция. Если увиденный образ очень отличается от ответа, данного при виде первой карточки, это означает, что карточки со второй по четвертую, скорее всего, произвели на него большое впечатление. Чаще всего это изображение напоминает людям летучую мышь, бабочку или моль.

КАРТОЧКА 6

КАРТИНКА НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ТОЖЕ ОДНОЦВЕТНАЯ, ЧЕРНАЯ; ее отличает текстура пятна. Это изображение вызывает у человека ассоциации с межличностной близостью, поэтому ее называют «сексуальной карточкой». Чаще всего люди говорят, что пятно напоминает им нору или шкуру животного, что может указывать на нежелание вступать в близкие отношения с другими людьми и, как следствие, на ощущение внутренней пустоты и изолированности от общества.

КАРТОЧКА 7

ПЯТНО НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ТОЖЕ ЧЕРНОЕ, и его обычно ассоциируют с женским началом. Поскольку люди чаще всего видят в этом пятне образы женщин и детей, ее называют «материнской». Если у человека возникают трудности с описанием изображенного на карточке - это может указывать на то, что у него в жизни складываются сложные отношения с женщинами. Респонденты часто говорят, что пятно напоминает им головы или лица женщин или детей; оно также может навевать воспоминания о поцелуе.

Если пятно кажется похожим на головы женщин, это символизирует чувства, ассоциируемые с матерью отвечающего, которые сказываются и на его отношении к женскому полу в целом. Если пятно напоминает детские головки, это символизирует чувства, ассоциируемые с детством и потребностью в заботе о ребенке, который живет в душе респондента, или на то, что взаимоотношения пациента с матерью нуждаются в пристальном внимании и, возможно, коррекции. Если человек видит в пятне две головы, склонившиеся для поцелуя, это говорит о его желании быть любимым и воссоединиться с матерью или о том, что он стремится воспроизвести некогда близкие отношения с матерью в других связях, в том числе романтических или социальных.

КАРТОЧКА 8

НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ЕСТЬ И СЕРЫЙ, И РОЗОВЫЙ, И ОРАНЖЕВЫЙ, И ГОЛУБОЙ ЦВЕТА.Это не только первая многоцветная карточка в тесте, она еще и особенно сложная для интерпретации. Если именно при ее демонстрации или смене темпа показа картинок респондент испытывает явный дискомфорт - весьма вероятно, что в жизни у него есть сложности с обработкой сложных ситуаций или эмоциональных стимулов. Чаще всего люди говорят, что видят здесь четвероногое животное, бабочку или моль.

КАРТОЧКА 9

ПЯТНО НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ВКЛЮЧАЕТ ЗЕЛЕНЫЙ, РОЗОВЫЙ И ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТА.Оно имеет неопределенные очертания, поэтому большинству людей трудно понять, что им напоминает это изображение. По этой причине данная карточка позволяет оценить, насколько хорошо человек справляется с отсутствием четкой структуры и неопределенностью. Чаще всего пациенты видят на ней либо общие очертания человека, либо некую неопределенную форму зла.

Если отвечающий видит человека, то испытываемые при этом чувства передают, насколько успешно он справляется с неорганизованностью времени и информации. Если пятно напоминает некий абстрактный образ зла, это может указывать на то, что для ощущения комфорта человеку нужно, чтобы его жизнь имела четкий распорядок, и что он плохо справляется с неопределенностью.

КАРТОЧКА 10

В ПОСЛЕДНЕЙ КАРТОЧКЕ ТЕСТА РОРШАХА БОЛЬШЕ ВСЕГО ЦВЕТОВ: тут есть и оранжевый, и желтый, и зеленый, и розовый, и серый, и голубой. По форме она несколько похожа на восьмую карточку, но по сложности больше соответствует девятой. Многие люди испытывают довольно приятные чувства при виде этой карточки, за исключением тех, кто был очень озадачен сложностью определения образа, изображенного на предыдущей карточке; при взгляде на эту картинку они чувствуют то же самое. Это может говорить о том, что им трудно справляться с похожими, синхронными или частично совпадающими стимулами. Чаще всего люди видят на этой карточке краба, омара, паука, кроличью голову, змей или гусениц.

Образ краба символизирует тенденцию респондента слишком сильно привязываться к вещам и людям либо такое качество, как терпимость. Если человек видит на картинке лобстера, это может говорить о его силе, терпимости и способности справляться с незначительными проблемами, а также страхе навредить себе или потерпеть ущерб от кого-то другого. Если пятно напоминает паука, это может быть символом страха, ощущения, что человека силой или обманом втянули в трудную ситуацию. Кроме того, образ паука символизирует излишне опекающую и заботливую мать и власть женщины. Если человек видит голову кролика, это может символизировать репродуктивную способность и позитивное отношение к жизни. Змеи отражают чувство опасности или ощущение, что человека обманули, а также страх перед неизведанным. Змей также нередко расценивают как фаллический символ и ассоциируют с неприемлемыми или запретными сексуальными желаниями. Поскольку это последняя карточка в тесте, если пациент видит на ней гусениц, это говорит о перспективах его роста и понимании, что люди постоянно меняются и развиваются.

Тест Роршаха – это метод анализа личности, который используется в психологии и психотерапии. Во время исследования пациенту показываются картинки с нарисованными кляксами. Человек делится с врачом ассоциациями, которые у него вызывают изображения. На базе ответов специалист делает заключения о состоянии психического здоровья пациента. Также это исследование называется методом клякс.

Тест был введен в качестве диагностического теста швейцарским психиатром Германом Роршахом. В основе теста лежит теория связи между фантазиями и типом личности. Во время тестирования пациент в слабоструктурированном изображении должен усмотреть какой-то образ, который впоследствии рассматривается как проекция его свойств личности. Важную диагностическую значимость имеет способ интерпретации пятен - учитывает ли их пациент целиком или фиксируется на мелких деталях.

Когда и как проводят тест Роршаха?

На сегодняшний день этот тест является одной из самых распространенных методик, которые применяются для оценки и анализа личности человека. Большой популярностью тестирование при помощи клякс пользуется в криминалистике для определения психических нарушений у лиц, преступивших закон.

Как проводится тест?

Тест проводится с использованием специальных карточек, которые называются стимульным материалом. Само исследование состоит из нескольких этапов, которые выполняются последовательно, одно за другим. Первым этапом является подготовка человека, который будет проходить тест. Затем проводится основной этап исследования, на котором пациент рассматривает карточки и делится со специалистом ассоциациями, возникающими у него при изучении чернильных клякс. Потом, в зависимости от того, насколько полными были ответы пациента, психолог проводит опрос с целью дополнить полученные в ходе теста данные.

Стимульный материал для проведения теста Роршаха
Для проведения теста используются 10 карточек, на которых изображены чернильные кляксы, расположенные симметрично относительно центральной оси. Половина изображений черно-белые, на двух карточках присутствуют элементы красного цвета, на оставшихся 3 карточках кляксы разноцветные. Пятна обладают точными очертаниями, но не напоминают какой-либо конкретный предмет. Карточки показываются человеку в определенной последовательности.

Подготовка человека к проведению теста Роршаха

Часто перед проведением теста Роршаха человек ведет себя беспокойно, так как само исследование кажется ему бессмысленным. Нередко обследуемые занимают оборонительную позицию, так как испытывают необходимость в защите. Поэтому важно распознать тревогу человека и смягчить его реакцию.
Специалисты не советуют психодиагностам (лицам, которые проводят тест ) излишне углубляться в описание теста, так как это может усилить тревогу обследуемого. Психолог должен в общих чертах рассказать об исследовании, а также о целях, ради которых оно проводится.

Проведение теста

Специалист, который проводит исследование, поочередно показывает человеку карточки и предлагает ответить, на что именно похоже данное изображение. Все ответы обследуемого записываются дословно с фиксацией времени, которое понадобилось для каждой конкретной карточки. Психолог также отмечает положение, в котором рассматривалась картинка и любые особенности поведения человека, проходящего тест.

Не рекомендуется сажать испытуемого напротив психодиагноста, так как в таком положении он чувствует себя скованно. Помимо этого невербальное поведение психолога во время теста (зевок, кивание головой, улыбка ) может быть неправильно истолковано пациентом. Обследуемый может подумать, что одни варианты ответов являются более предпочтительными, а другие ответы следует утаивать. Поэтому лучше всего, если обследуемый будет сидеть по левую сторону от психолога.

Показывая картинку, специалист просит описать пациента то, что он видит на картинке. Автор теста рекомендовал формулировать вопрос следующим образом - «Что бы это могло быть?». В случае если обследуемый испытывает трудности, психолог может повторить или переформулировать свой вопрос. Вопрос должен стимулировать, но не оказывать выраженного давления, так как это может исказить результаты теста. Карточки можно переворачивать, рассматривать наискосок, наклонять и совершать любые действия, которые помогают дать пациенту наиболее полный ответ.

Опрос

Опрос является финальным этапом тестирования и предназначен для того, чтобы психолог получил наиболее полную информацию по всем карточкам. После того как обследуемый прокомментировал все картинки, специалист заново показывает ему карточки и просит снова, но более детально описать то, что он на них видит. Психолог может попросить обследуемого указать, что именно (фрагмент рисунка или изображение целиком ) вызывает у него ассоциации, которыми он поделился. Также специалист просит уточнить, насколько полно ассоциации обследуемого соответствуют тому, что изображено на карточке. Например, если первое изображение напоминает пациенту летучую мышь, психолог спрашивает, насколько сильно сходство, изображено ли животное полностью или только отдельные части его тела. Кроме того психолог может задавать и другие уточняющие вопросы, для того чтобы максимально дополнить ответы обследуемого.

Различают следующие формы вопросов, которые могут использоваться при опросе:

Критериями интерпретации ответов по тесту Роршаха являются:

  • целость/детали – врач отмечает, учитывается ли все изображение или отдельные его детали;
  • детерминанты (цвет, форма ) – внимание врача должно быть обращено на цветовую гамму и на то какая форма преобладает в ответах;
  • уровень формы (четкость/нечеткость ) – врач должен учесть то, насколько адекватно и четко в ответе отражена форма изображения;
  • содержание – кто или что чаще всего описывается в ответах – животные, люди, неодушевленные предметы;
  • оригинальность – учитывается вычурность ответов, нестандартность формы.

Как уже было сказано выше, данный тест диагностирует структуру личности тестируемого, а именно, особенности эмоциональной сферы, тип мышления, наличие внутриличностных и межличностных конфликтов, защитные механизмы. Результаты теста могут описывать только эти структурные личностные особенности пациента и не могут интерпретироваться как точный диагноз.

Результаты теста Роршаха могут быть следующими:

  • Если человек оперирует всей картинкой в целом , а не отдельными ее деталями, это говорит о его систематизированном мышлении. Также это говорит о том, что пациент может абстрагироваться и стремится к интеграции (объединению ).
  • Если картинка воспринимается отдельными элементами и частями , это говорит о мелочности, придирчивости пациента, о его детализированном мышлении. Обилие мелких деталей иногда указывает на нелогичный тип мышления, узость взглядов.
  • Отдельное внимание заслуживают белые промежутки в пятнах. Если тестируемый человек воспринимает их как отдельные образы, это говорит о проявлении негативизма и о том, что в данный момент он находится в оборонительной позиции.
  • Если в описании клякс предоминируют различные формы , это говорит о преобладании рассуждений над эмоциями.
  • Если изобилуют краски , это говорит о преобладании у пациента эмоциональной сферы, о его импульсивности, о слабости контроля над импульсами.
  • Если в ответах пациента доминирует движение , это указывает на гибкость мышления, развитый и богатый ассоциативный процесс.
Для удобства и быстроты интерпретации результатов врач, проводящий тестирование, ведет протокол исследования. Он представляет собой таблицу с указанными параметрами и процентным соотношением ответов.

Примерный протокол проведения теста Роршаха

Целостность Детали Четкие формы Нечеткие формы Движение Люди Животные
Норма 60 – 70%,
образ воспринимается целостно
40 – 30%, детали не должны преобладать над целым изображением 80% 20% 50 – 60% Не более 30% Не более 25%

Необходимо сразу отметить, что все показатели нормы очень относительные. Иногда важно не то, что увидит пациент на месте пятна, а то как он придет к этому, то есть ход его рассуждений.

Результатом теста, как правило, является личностная характеристика.

Можно рассмотреть следующие примерные характеристики пациентов, прошедших тест Роршаха:

  • Логическое, конструктивное мышление. Богатые ассоциативные связи. Большая способность к наблюдению.
  • Отсутствие логических связей, примитивные ассоциации, постоянное ощущение поражения

Карточка 1

На этой картинке изображено черно-белое чернильное пятно, которое чаще всего ассоциируется у людей с летучей мышью, молью или бабочкой. Расшифровка ассоциаций, которые спровоцировало первое изображение, позволяет определить в целом тип личности человека.

Возможные варианты ответов

Вариант 1
Если на месте кляксы человек видит летучую мышь, которая ассоциируется с чем-то демоническим или неприятным, то это говорит о боязни внешнего мира и скрытых внутриличностных проблемах.

Вариант 2
Если при виде моли у человека возникает чувство опустошенности, это говорит об его уязвимости, а также о его неспособности устоять перед проблемами.

Вариант 3
Если на месте пятна тестируемый видит бабочку и при этом ощущает что-то позитивное, то это говорит о его способность расти, меняться и преодолевать трудности.

Вариант 4
Если на месте кляксы возникает образ мотылька, но при этом не возникает никаких ощущений, это говорит о том, что человек одинок, и в некоторой степени он испытывает ощущение заброшенности.

Вариант 5
Образ головы животного (чаще всего кошки ) с чувством неопределенности говорит о боязни внешнего мира.

Карточка 2

На этой карточке нарисована клякса черно-красного цвета, которую люди нередко связывают с какими-либо сексуальными аспектами. Фрагменты красного цвета часто сравнивают с кровью, и реакция на них позволяет специалисту установить, как пациент управляется с гневом, физической болью.

Возможные варианты ответов

Отражает эмоциональное состояние человека.

Вариант 1
Если картинка ассоциируется с двумя людьми, которые находятся в движении, это говорит о наличии тесных взаимоотношений с окружающими людьми.

Вариант 2
Ассоциация кляксы с отображением человека в зеркале, говорит о его эгоцентризме, нарциссизме, неспособности воспринимать критику.

Вариант 3
Если человек видит животного, чаще всего собаку, это указывает на то, что он верный друг.

Вариант 4
Если же он видит слона, это говорит о том, что человек склонен к раздумьям.

Вариант 5
Если картинка вызывает неприятные ощущения, нечто негативное, это говорит о том, что ему предстоит встретиться со своими страхами.

Вариант 6
Ассоциация пятна с медведем и нейтральными чувствами указывает на скрытую агрессию и неповиновение.

Вариант 7
Если тестируемый видит молящихся людей, а части красного интерпретируются им как кровь, это указывает на его амбивалентное (двойственное ) отношение к сексу.

Вариант 8
Если он видит молящихся людей, но при этом испытывает сложные эмоции, это говорит о том, что религия ассоциируется у него с болью.

Вариант 9
Если тестируемый просто видит людей, а красный цвет интерпретирует как нечто сексуальное, это говорит о повышенном либидо.

Карточка 3

На данной картинке изображено черно-красное пятно, интерпретация которого позволяет определить, насколько опрашиваемый вовлечен в социальную жизнь. Чаще всего обследуемые различают на этом изображении пару людей, которая занята совместным делом (обедает, играет ). Если пациент видит на карточке только одного субъекта и его отражение (например, человек смотрится в зеркало ), это может свидетельствовать о том, что он поглощен собственной личностью, невнимателен к окружению.

Возможные варианты ответов

Отражает отношение пациента к внешнему миру и характеризует его социальные взаимодействия.

Вариант 1
Ассоциация клякс с двумя обедающими людьми, говорит о том, что в социальном плане тестируемый человек очень активен, он быстро адаптируется и не испытывает проблем с социальной интеграцией.

Вариант 2
Если на месте клякс возникает образ двух кукол (явление девитализации ) – это указывает на то, что тестируемый удаленный от общества человек. Также это может быть признаком скудной эмоциональности, шизоидных черт личности.

Вариант 3
Если тестируемый человек видит двух людей, моющих руки, это указывает на наличие у него параноидального страха или навязчивых фобий.

Вариант 4
Если картинка напоминает человека, смотрящего в зеркало и, при этом, видящего свое изображение, это говорит об эгоцентризме и невнимательности к окружающим людям.

Вариант 5
Если пятно ассоциируется с двумя играющими между собой людьми, это указывает на тесные социальные взаимодействия, а также возможно на то, что человек непостоянен в своих решениях.

Вариант 6
Если тестируемый воспринимает картинку по частям, а не целиком, это говорит об узости его мышления или о наличии фобии (страха ).

Карточка 4

Тут нарисовано серое пятно, которое у многих опрашивающих ассоциируется с чем-то угрожающим. Наиболее распространенными ассоциациями являются крупное животное или монстр, шкура или нора какого-нибудь зверя. Расшифровка ответов по 4 карточке позволяет сделать выводы об отношении человека к воспитанию, авторитетам, ценностям.

Возможные варианты ответов

Отражает отношения к авторитетам. Специалисты называют ее «отцовской»

Вариант 1
На месте кляксы человек видит гигантского монстра, который вызывает в нем негативные эмоции. Это говорит о чувстве неполноценности тестируемого человека, о его преклонении перед авторитетом.

Вариант 2
Если картинка вызывает ассоциации со шкурой животного, это говорит о внутреннем противоречии, межличностных и внутриличностных конфликтах.

Вариант 3
Если же картинка напоминает мех или ковер из шкуры, это указывает на страх перед людьми, стоящих выше по карьерной или социальной лестнице, в том числе перед собственным отцом.

Карточка 5

На этой картинке нарисовано темное серое пятно, которое чаще всего ассоциируется у проходящих людей тест с молью или летучей мышью. Эта карточка, в сравнении с предыдущими, отличается простотой, и опрашиваемые редко чувствуют угрозу или дискомфорт. Поэтому для этого изображения характерна более личная реакция. Как и в случае с первой карточкой, эта картинка позволяет определить основные черты личности человека.

Возможные варианты ответов

Данная картинка является аналогией первой. Отражает «Я» человека.

Вариант 1
Если карточка 5 вызывает иные ассоциации, чем карточка 1, это говорит о том, что предыдущие картинки вызвали в тестируемом человеке сильный внутренний дискомфорт.

Вариант 2
Если карточка 5 вызывает аналогичные ассоциации, как и карточка 1, но без негативных эмоций, это указывает на глубокие личные проблемы.

Карточка 6

На картинке изображено серое пятно с более выраженной текстурой. По интерпретациям этого изображения специалист делает выводы о том, насколько легко человек устанавливает близкие отношения с другими людьми.

Возможные варианты ответов

Отражает межличностную близость, называется «сексуальной карточкой»

Вариант 1
Если человек видит в пятне шкуру животного, это говорит о его нежелании вступать в тесные отношения с другими людьми.

Вариант 2
Если картинка ассоциируется с норой, это указывает на его изолированность от общества, на душевную пустоту.

Вариант 3
Если картинка вызывает у тестируемого различные страхи или ответы сексуального содержания, это говорит о скрытой депрессии.

Вариант 4
Если картинка ассоциируется с половым актом, и при этом вызывает ощущение шока у тестируемого, это говорит о наличии различных страхов сексуального содержания.

Карточка 7

На картинке нарисовано светло-серое пятно, которое чаще всего ассоциируется с женщинами, детьми, женским началом. Если описание этого изображения дается с трудом, это может свидетельствовать о сложностях, которые опрашиваемый человек испытывает при общении с женским полом.

Возможные варианты ответов

В кругу специалистов эта карточка называется «женской».

Вариант 1
Если у тестируемого появляются трудности с интерпретацией образов на этой картинке, это говорит о его сложных отношениях с женским полом. Если тестируемый человек – женщина, то вышеперечисленная ассоциация указывает на конфликт с матерью.

Вариант 2
Ассоциация клякс с женскими головами или с детьми, указывает на обостренный материнский инстинкт, а также на необходимость в заботе, ласке.

Вариант 3
Ассоциация клякс с двумя головами готовыми к поцелую, говорит о желании быть любимым, о стремлении создать отношения.

Вариант 4
Ассоциация клякс с женскими половыми органами, говорит о сложностях в половой жизни.

Карточка 8

На этой картинке изображены розовые, серые, оранжевые и голубые пятна. Карточка 8 является одной из самых трудных для интерпретации. Чаще всего люди тут видят какое-нибудь животное с 4 лапами, бабочку или моль. Если при просмотре карточки человек испытывает сильный дискомфорт, это может говорить о том, что выражение собственных эмоций дается ему с трудом.

Возможные варианты ответов

Первая многоцветная картинка, со сложными образами.

Вариант 1
Если при виде этой карточки, тестируемый испытывает трудности в ее интерпретации или впадает в ступор, это говорит о том, что он находится в сложной жизненной ситуации.

Вариант 2
Если в разноцветном пятне человек разглядывает четвероногое животное, и при этом не испытывает дискомфорта, это говорит о его расслабленности и эмоциональном спокойствии.

Вариант 3
Если на месте кляксы тестируемый видит не одно целое, а несколько образов (например, медведей и бабочек ), то это говорит о его детализированном и фрагментарном мышлении, иногда о мелочности.

Карточка 9

Здесь нарисованы многоцветные пятна, которые обладают достаточно расплывчатыми границами, что значительно усложняет интерпретацию изображения. Реакция человека на эту карточку позволяет определить, как он справляется с отсутствием определенности в какой-либо жизненной ситуации. Если опрашиваемый различает конкретный предмет, это говорит о том, что неопределенность для него не является большой проблемой. Если человек видит на рисунке абстрактное явление, это может означать, что для комфорта ему необходим четкий график и наличие определенной системы.

Возможные варианты ответов

Самая размытая картинка.

Вариант 1
Если картинка ассоциируется с неопределенной формой зла, а человеческие образы отсутствуют, это говорит о том, что тестируемый плохо справляется с неопределенностями в жизни. Нестабильные ситуации выводят его из себя.

Вариант 2
Если клякса ассоциируется с человеком и при этом у тестируемого не возникает сложных ощущений при ее интерпретации, это говорит о его организованности, а также о том, что он хорошо умеет распоряжаться временем.

Карточка 10

В последнем изображении присутствует больше всего цветов, и также эта карточка отличается сложностью клякс, которые на ней нарисованы. Чаще всего опрашиваемые не испытывают сильного дискомфорта при виде этого изображения. Наиболее распространенными ассоциациями являются паук, краб или омар, гусеница, змея, голова кролика.

Возможные варианты ответов

Самая сложная по структуре и цветам карточка.

Вариант 1
Если данная карточка вызывает неопределенные или негативные ощущения, это указывает на то, что предыдущая картинка вызвала большие трудности.

Вариант 2
Позитивные эмоции и ассоциация с одновременно несколькими образами (гусеницами, крабами ) говорит о целостности человеческой натуры, и развитом абстрактном мышлении.

Вариант 3
Если на картинке человек видит крабов и лобстеров, это говорит о том, что он склонен сильно привязываться к вещам, и обладает терпеливостью.

Вариант 4
Ассоциация клякс с пауками говорит о страхах, а также о том, что возможно человек вовлечен в сложную ситуацию.

Вариант 5
Если человек видит на картинке пауков и при этом испытывает внутреннее напряжение, это указывает на властную женщину в его жизни.

Вариант 6
Образ змеи говорит о том, что человек ощущает себя в опасности.

Вариант 7
Образ змеи, которая расценивается как фаллический символ, говорит о запретных сексуальных желаниях.

Вариант 8
Ассоциация картинки с гусеницей указывает на то, что человек постоянно растет и развивается.

Вариант 9
Ассоциация картинки с кроликом или его головой говорит о позитивном отношении к жизни.

Возможно, ли выставить диагноз на основании результатов теста Роршаха?

На основании теста Роршаха невозможно поставить диагноз. Тест позволяет оценить примерный уровень интеллекта, оригинальность (или, наоборот, банальность ) мышления, особенность эмоционального реагирования. Однако в психиатрии этого недостаточно чтобы поставить диагноз. Впоследствии полученные результаты суммируются к анамнестическим данным и данным наблюдения за пациентом.

Важно понимать, что диагноз в психиатрии основывается на комплексном обследовании пациента и не может ограничиваться одним или двумя тестами.

Тест Роршаха и психические болезни

Многие ошибочно предполагают, что тест позволяет выявить скрытые психические заболевания. Однако это далеко не так. Тест не всегда выявляет уже существующие проблемы. Также редко находят подтверждения гипотезы «целостности» и «деталей». Часто склонность к деталям проявляют не мелочные люди и педанты, а просто очень внимательные личности. Более того, у психически больных людей часто прослеживаются «адекватные» ответы. Лишь у пациентов, переживающих острый психоз , наблюдаются некие закономерности в ответах. Например, им кажется, что на месте клякс находятся переодетые люди и вокруг них разыгрывается спектакль и тому подобное.

Тест Роршаха ("пятна Роршаха") представляет собой психологический проекционный тест, содержащий 10 напечатанных карточек (5 черно-белых, и 5 цветных). Он был создан в 1921 году и опубликован психологом Германом Роршахом в журнале Psychodiagnostik. Во время 1940-х и 1950-х годов этот тест был неотрывно связан с клинической психологией.

В течение основной части 20-го столетия тест Роршаха был очень распространен и являлся хорошо интерпретированным психологическим тестом. Например, в исследованиях 1947 года (Louttit и Browne) и 1961 года (Sundberg), он был назван, по частоте использования, соответственно четвертым и первым психологическим тестом.

Несмотря на его широкое распространение, с тестом Роршаха было связано большое число противоречий. Часто исследователи сталкивались с трудностями при систематическом изучении теста и его результатов, а использование нескольких различных систем оценок ответов, даваемых на каждое изображение, создавало определенное замешательство.

"Пятна Роршаха" или тест для психопатов

Жизнь - это зал зеркал, амальгама, тест Роршаха, ты видишь в ней только то, что внутри тебя.
Аль Квотион. Словоточие

История Роршаха

Герман Роршах никому и никогда не говорил, как ему в голову пришла идея теста. Однако, как и многие деятели того времени, он часто играл в популярную игру Блотто (Клексография), в которой подбираются связанные со стихами ассоциации или создаются шарады при помощи чернильных пятен.

Карточки с такими готовыми чернильными пятнами в то время можно было легко приобрести в магазинах. Кроме того, предложить использовать эти пятна в качестве психологического инструмента мог его близкий личный друг и учитель Конрад Геринг.

Когда Эйген Блейлер в 1911 году ввел термин "шизофрения", Роршах проявил к этой теме интерес, и написал диссертацию о галлюцинациях (Блейлер был председателем диссертационного совета у Роршаха). Работая с пациентами, страдающими шизофренией, Роршах случайно обнаружил, что они реагируют на игру Блотто не так, как другие люди.

Он сделал краткий доклад о своем открытии в местном психиатрическом обществе, но тогда на этом все и закончилось. И лишь после того, как он в 1917 году открыл психиатрическую практику в российском госпитале Кромбаза в Херизау, он заинтересовался систематическими исследования игры Блотто.

В своих исследованиях, проходивших с 1918 по 1921 годы, Роршах использовал около 40 чернильных пятен, но регулярно применял к своим пациентам только 15 из них. В конечном счете, он собрал данные по 405 субъектам (117 человек не являлись его пациентами, и он использовал их в качестве контрольной группы).

Его метод оценки делал акцент не на содержании ответов, а на классификации ответов по их различным характеристикам. Для этого он использовал набор кодов – называемых сегодня оценками - для определения того, относится ли ответ ко всему изображению (W), к крупной его детали (D), или к более мелкой детали. Оценка F использовалась для ответа, относящегося к форме детали пятна, а оценка C говорила о том, что в ответ был включен цвет пятна.

В 1919-1921 годах он пытался найти издателя для публикации своих открытий и регулярно используемых 15 карт с чернильными пятнами. Однако все издатели отказывались публиковать все 15 изображений пятен из-за стоимости печати. Наконец, в 1921 году он нашел издателя - House of Bircher - согласившегося опубликовать его пятна, но только 10 из них. Роршах переработал свою рукопись, включив в нее только 10 наиболее используемых пятен из 15.

Увы, печать оказалась не достаточно высокого качества, для правильной передачи оригинальных пятен. В оригинальных пятнах Роршаха не было полутонов - они состояли из чистых цветов. Воспроизведение их на печати добавило оттенки. Но по слухам, Роршах был вполне доволен этим появлением нового дополнения к своим пятнам. После публикации монографии, названной Form Interpretation Test ("Анализ интерпретации форм") он в 1922 году умер в госпитале, куда был помещен из-за болей в животе. Роршах прожил всего 37 лет, и над своими тестами на основе чернильных пятен формально он работал только четыре года.

Системы оценок в тесте Роршаха

До 1970-х годов существовали пять основных систем оценки ответов, даваемых людьми, которые видят эти пятна. Среди них доминировали две системы - системы Бека и Клопфера. Три другие системы использовались реже. Это были системы Герца, Пиотровского и Рапапорта-Шафера. В 1969 году Джон Е Экснер, мл., опубликовал первое сравнение этих пяти систем, названное The Rorschach Systems ("Системы Роршаха").

Открытие потрясающего анализа Экснера заключалось в том, что для пятен Роршаха, на самом деле не существовало пяти систем оценки. Экснер пришел к выводу, что эти пять систем отличаются друг от друга настолько сильно и существенно, что можно считать, что было создано пять различных "тестов Роршаха". Настало время возвращаться к чертежной доске.

После своего вызвавшего всеобщее беспокойство открытия Экснер решил заняться созданием новой, всеобъемлющей системы оценок ответов в тесте Роршаха, которая бы объединила лучшие компоненты этих пяти существующих систем, дополнив их обширными эмпирическими исследованиями каждого компонента.

Работа началась в 1968 году, и в рамках ее были проведены важные исследования по созданию новой системы оценок пятен Роршаха. В результате, в 1973 году, Экснер опубликовал первое издание работы The Rorschach: A Comprehensive System ("Роршах: Всеобъемлющая система"). В этой работе он представил новую систему оценок, которая стала новым золотым стандартом (и единственной системой оценок, которой сегодня обучают психологов).

Что измеряет тест Роршаха?

Тест пятен Роршаха первоначально не предназначался для проективного измерения характеристик личности. Вместо этого, он должен был построить профиль личности человека с шизофренией (или другим психическим расстройством), на основе частотных оценок.

Сам Роршах скептически относился к использованию своего теста для проективного измерения характеристик личности.


Тест Роршаха на самом основном своем уровне представляет собой задачу, при решении которой составляется отражение психологии человека, проходящего этот тест, а также устанавливается некоторый уровень понимания прошлого и будущего поведения пациента.

При формулировании ответа пациенты часто используют воображение, но основной процесс решения этой задачи имеет мало общего с воображением или творчеством.

Как проводится тест Роршаха

Проходящему тест человеку предлагается карточка, с напечатанным на ней пятном, и задается вопрос, "Что это может быть?". Ответы обычно записываются дословно (сегодня для этого используются устройства записи), потому что они впоследствии будут оцениваться психологом.


Ответ испытуемого на вопрос о том, что изображено на карте, Экснер разбил на три первичных фазы:
  1. На фазе 1, в то время как человек смотрит на карту, его мозг кодирует стимул (пятно) и все его детали. Затем он классифицирует стимулы и их части, и в мозгу появляется неформальное упорядочивание (ранжирование) возможных ответов.
  2. На фазе 2, человек отбрасывает возможные ответы, имеющие низкий ранг, и проверяет оставшиеся ответы, которые кажутся ему подходящими.
  3. На фазе 3 человек выбирает некоторый из прошедших такую фильтрацию ответов, основываясь на характерных особенностях, стилях или других источниках влияния.
Если человек реагирует на общие контуры пятна, то, по мнению Экснера, имеет место незначительная проекция. Однако когда испытуемый начинает украшать свой ответ, или добавляет больше информации, чем было первоначально предоставлено ему, это может быть признаком происходящей в данный момент проекции. Другими словами, человек сообщает психологу что-то о себе, или о своей жизни, поскольку он выходит за пределы характеристик самого пятна.

Зеркальные отражения мало чем отличаются от тестов Роршаха
-
разглядывая их, мы становимся жертвой собственной близорукости или наших страхов.
Рэй Брэдбери. Полуночный танец дракона


После того, как пациент пройдет первый раз все десять пятен, и сообщит психологу, что он видит в каждом пятне, психолог снова должен предложить человеку каждое пятно, прося проходящего тест помочь психологу увидеть то, что человек видел при первом ответе. Именно здесь психолог получает определенные детали для более четкого понимания, какие и различные аспекты и где именно испытуемый видел в каждом пятне.

Оценка теста Роршаха

Оценка теста Роршаха является очень сложной задачей, требующей хорошей подготовки и опыта в проведении этого теста. Только профессиональные психологи имеют должную подготовку и обладают опытом, необходимым для правильной интерпретации результатов.

Таким образом, любой "тест Роршаха", который вы можете пройти онлайн в Интернете, или который выполняется/интерпретируется специалистом другого направления, может дать ненадежные результаты или принести мало пользы.

Система оценки Экснера проверяет каждый аспект ответа - от того, сколько пятен используется, и до того, какая история связана с ответом (если она представлена отвечающим), на уровне детализации и типа содержимого ответа. Оценка начинается с изучения качества проработки ответа - другими словами, насколько хорошо он составлен, является ли ответ обычным, неопределенным или произвольным.

Основа оценки связана с кодированием ответа в соответствии со всеми характеристиками пятна, которые участвуют в формировании ответа.

Кодируются следующие характеристики:

  • Форма.
  • Движение - появляется ли в ответе движение.
  • Хроматический цвет - когда в ответе используется цвет.
  • Ахроматический цвет - когда в ответе используется только черный, белый, или серый цвет.
  • Текстура полутона - когда в ответе используется текстура.
  • Размерность полутона - когда в ответе используются размеры, относящиеся к полутонам.
  • Рассеяние полутона - когда в ответе используются полутона.
  • Размерность формы - когда в ответе используются размеры, не относящиеся к полутонам.
  • Пары и отражения - когда в ответе используются пары или отражения.
Поскольку многие люди дают сложные и детальные ответы на вопрос о том, что они видят в пятнах, то система оценки использует концепцию "смесей" для учета сложных ответов. Эти смеси учитывают несколько объектов или способ, используемый для описания объекта.

Организационная активность ответа оценивает, насколько хорошо организован ответ. Наконец, выполняет оценка качества формы - то есть, насколько хорошо ответ соответствует самому пятну (в зависимости от того, как человек, проходящий тест, описывает его). Если пятно похоже на медведя, и человек описывает его, как медведя, то это может иметь "ординарное" качество формы - вполне приемлемое, но не проявляющее особого творчества или оригинальности.

Существует, конечно, множество популярных ответов на пятна, которые напоминают объекты или создания реальной жизни. Система оценки Экснера учитывает это, предоставляя обширные таблицы для каждой карты, содержащие распространенные ответы и то, как их можно кодировать.

Картинки "пятен" Роршаха










Интерпретация теста Роршаха

После того, как ответы на каждую карту правильно закодированы психологом, формулируется толковательный отчет, основанный на оценках ответов. В таком отчете объединяются результаты, полученные из всех ответов теста таким образом, чтобы объединенный ответ не мог исказить результаты прохождения теста.

Вначале психолог проверяет адекватность проведения теста, устойчивость к стрессу, и объем ресурсов, доступных лицу, проходящему тест, сравнивая их с требованиями, налагаемыми на пациента в этот раз.

Далее психолог должен изучить когнитивные действия индивидуума, точность восприятия, гибкость идей и положений, способность к спокойствию и контролю своих эмоций, ориентацию на цель, самооценку и интересы, а также отношение указанных аспектов с другими.

Существует также ряд используемых менее часто специальных индексов для определения склонности к суициду, шизофрении и других отклонений. Обычно все это может быть быстрее оценено во время клинического интервью, но тест Роршаха может помочь выявить зоны озабоченности у пациента, когда остаются некоторые вопросы.

ВИДЕО: Роршах проходит тест Роршаха

Короткий отрезок из фильма "Хранители" о киногерое по имени Роршах, который проходит тест Роршаха на допросе в криминальной полиции.

О событиях в жизни героя, которые меняли его психологию как личности в худшую сторону и о его ассоциациях на тесте Роршаха.

Заключение

Тест Роршаха не представляет собой волшебный способ, позволяющий заглянуть в душу человека. Это всего лишь эмпирически подтвержденный метод проективного измерения характеристик личности.

Он подкреплен почти четырьмя десятилетиями современных исследований (после предыдущих четырех десятилетий его существования с момента первой публикации о нем в 1921 году).

Отвечая на вопросы о том, что они видят в простом наборе из десяти чернильных пятен, люди могут часто продемонстрировать немного больше информации о себе, чем могло намереваться их сознательное "я". Это приводит к более глубокому пониманию внутренних мотиваций поведения человека и появления имеющихся проблем.