Меню

Причина быстрого восстановления экономики ссср после вов. Экономика ссср после войны

Декоративные культуры для сада

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Быстрое восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны было обеспечено преимуществами социалистического строя».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную оценку, и два аргумента, которыми можно опровергнут её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Показать ответ

Ответ

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

— социалистическая индустриализация, проведённая накануне войны, способствовала быстрому восстановлению экономики;

— плановое развитие экономики позволило чётко скоординировать восстановительные мероприятия;

— единая идеология и умелая пропагандистская деятельность партийнохозяйственного руководства обеспечивали мобилизацию сил на восстановление экономики, способствовали подъёму трудового энтузиазма;

2) в опровержение, например:

— значительным вкладом стали полученные от Германии технологии и репарации;

— при восстановлении народного хозяйства широко использовался труд заключённых, репатриированных лиц и военнопленных;

— приоритетно развивалась тяжёлая промышленность, ориентированная на производство военной продукции.

Могут быть приведены другие аргументы

Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность, ликвидацию его наиболее одиозных издержек. Откры­валась потенциальная возможность перемен в политическом ре­жиме, экономике, культуре.

«Демократическому импульсу» войны, однако, противостояла вся мощь созданной Сталиным Системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, казалось, еще более окреп­ли в послевоенный период. Даже сама победа в войне отождест­влялась в массовом сознании с победой тоталитарного режима.

Борьба демократической и тоталитарной тенденций станови­лась в этих условиях лейтмотивом общественного развития.

Состояние экономики СССР после окончания войны. Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31 850 заво­дов и фабрик, 1135 шахт, 65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеря­ла примерно одну треть своего национального богатства.

К восстановлению хозяйства страна приступила еще в годы войны, когда в 1943 г. было принято специальное партийно-пра­вительственное постановление «О неотложных мерах по восста­новлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой ок­купации». Колоссальными усилиями советских людей к концу войны в этих районах удалось восстановить промышленное про­изводство на треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. дали свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота и птицы, около трети молочных продуктов.

Однако как центральная задача восстановления встала перед страной лишь после окончания войны.

Развитие промышленности . Восстановление промышленности проходило в очень тяжелых условиях. В первые послевоенные го­ды труд советских людей мало чем отличался от военной чрезвы­чайщины. Постоянная нехватка продуктов (карточная система была отменена лишь в 1947 г.), тяжелейшие условия труда и бы­та, высокий уровень заболеваемости и смертности объясняли на­селению тем, что долгожданный мир только наступил и жизнь вот-вот наладится. Однако этого не происходило.

Тем не менее, некоторые ограничения военного времени были сняты: вновь введены 8-часовой рабочий день и ежегодные отпу­ска, отменены принудительные сверхурочные работы. Восстанов­ление проходило в условиях резкого усиления миграционных процессов, вызванных демобилизацией армии (ее численность сократилась с 11,4 млн. человек в 1945 г. до 2,9 млн. в 1948 г.), репатриацией советских граждан из Европы, возвращением бе­женцев и эвакуированных из восточных районов страны. Другой сложностью в развитии промышленности стала ее конверсия, за­вершившаяся в основном к 1947 г. Немалые средства уходили и на поддержку союзных восточноевропейских стран.

Огромные потери в войне обернулись нехваткой рабочей си­лы, что, в свою очередь, вело к росту текучести кадров, искав­ших более выгодные условия труда.

Компенсировать эти издержки, как и прежде, предстояло увеличением перекачки средств из деревни в город и развитием трудовой активности рабочих.

Впервые за многие годы после войны наметилась тенденция к более широкому использованию научно-технических разрабо­ток на производстве. Однако она проявилась в основном лишь на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК), где в условиях начавшейся «холодной войны» шел процесс разработ­ки ядерного и термоядерного оружия, новых ракетных систем, новых образцов танковой и авиационной техники.

Наряду с приоритетным развитием ВПК преимущество отда­валось также машиностроению, металлургии, топливной, энерге­тической промышленности, на развитие которых уходило 88% капиталовложений в промышленность. Легкая же и пищевая промышленности, как и прежде, финансировались по остаточно­му принципу (12%) и, естественно, не удовлетворяли даже мини­мальных потребностей населения.

Всего за годы 4-й пятилетки (1946-1950 гг.) было восстанов­лено и вновь построено 6200 крупных предприятий. В 1950 г., по официальным данным, промышленное производство превысило довоенные показатели на 73% (а в новых союзных республи­ках- Эстонии и Молдавии - в 2-3 раза). Правда, сюда были включены также репарации и продукция со­вместных советско-восточногерманских предприятий.

Сельское хозяйство. Еще более ослабленным вышло из войны сельское хозяйство страны, валовая продукция которого в 1945 г. не превышала 60% от довоенного уровня. Еще более ухудшилось положение в нем в связи с засухой 1946 г., вызвавшей сильный голод.

Тем не менее, неэквивалентный товарообмен между городом и деревней продолжался и после этого. Через госзакупки колхо­зы компенсировали лишь пятую часть расходов на производство молока, десятую часть - зерна, двадцатую - мяса. Крестьяне, работая в колхозе, практически ничего не получали. Спасало лишь подсобное хозяйство. Однако и по нему государством был нанесен значительный удар. За период 1946-1949 гг. в пользу колхозов были прирезаны 10,6 млн. га. земли из крестьянских приусадебных участков. Были значительно повышены налоги с доходов от продаж на рынке. Сама рыночная торговля разре­шалась лишь тем крестьянам, колхозы которых выполнили госу­дарственные поставки. Каждое крестьянское хозяйство было обязано сдавать государству в качестве налога за земельный участок мясо, молоко, яйца, шерсть. В 1948 г. колхозникам было «рекомендовано» продать государству мелкий скот, (держать ко­торый было разрешено колхозным уставом), что вызвало массо­вый забой по стране свиней, овец, коз (до 2 млн. голов).

Сохранялись нормы довоенного времени, ограничивавшие свободу передвижения колхозников: они были фактически лише­ны возможности иметь паспорта, на них не распространялась плата по временной нетрудоспособности, они были лишены пен­сионного обеспечения. Денежная реформа 1947 г. также больнее всего ударила по крестьянству, хранившему свои сбережения дома.

государства, превращение захваченных территорий в колониально-сырьевой придаток рейха, физическое истребление десятков миллионов людей. Вся территория до Урала подлежала германизации.

Первоначально войну намечалось начать 15 мая 1941 г., но свержение прогерманского правительства в Югославии и неуда­чи итальянских войск в войне с Грецией вынудили Германию снять с советской границы часть войск и перебросить их на Бал­каны. И только после оккупации Югославии и Греции в конце апреля была окончательно установлена дата нападения на СССР - 22 июня. Момент для нападения на СССР был выбран не случайно: начатое перевооружение Красной Армии еще не за­вершилось; промышленность окончательно не перестроилась на военный лад; новые военно-командные кадры были еще слишком неопытны.

К границам Советского Союза были стянуты отборные не­мецкие войска, получившие богатый боевой опыт ведения молние­носной войны, имевшие на вооружении первоклассную по тем временам технику. Для осуществления «плана Барбаросса» бы­ло выделено, 153 дивизии, в том числе 19 танковых и 14 мотори­зованных. Европейские союзники Германии (Финляндия, Румы­ния, Венгрия, Италия) выставили против СССР 37 дивизий. Все­го, таким образом, у советской границы было сосредоточено 190 полностью отмобилизованных дивизий сухопутных войск об­щей численностью 5,5 млн. человек, 4300 танков, 5000 самолетов, 47 тыс. орудий и минометов.

Подчинив экономику захваченных и союзных стран, Герма­ния значительно увеличила свой военно-экономический потен­циал, что позволило ей в 1940 г. получить 348 млн. т каменного угля, 43,6 млн. т стали. В СССР за этот год было добыто 166 млн. т угля, выплавлено 18,3 млн. т стали. Соответственно намного меньше был выпуск и другой продукции, в том числе и военной.

В распоряжение германского командования поступило огром­ное количество вооружения, боевой техники, запасов военного имущества из оккупированных стран. Все это создавало значи­тельное превосходство в силах и средствах и укрепляло уверен­ность гитлеровского руководства в успешном осуществлении «плана Барбаросса».

Сегодня на уроке мы поговорим о методах восстановления экономики СССР после войны, о развитии науки и проблемах в сельском хозяйстве и социальной сфере, а также узнаем, что такое репарация, депортация и советское экономическое чудо

Кроме этого, руководство Советского Союза во главе со Сталиным понимало, что народ-победитель, переживший страшную войну, должен жить лучше, поэтому это было еще одной задачей восстановления экономики.

Советская экономика была восстановлена к 1950-1951 гг., хотя некоторые ученые утверждают, что это произошло раньше, в 1947 г., когда были отменены продовольственные карточки (рис. 2) и снабжение населения стало происходить на вполне приличном уровне.

Рис. 2. Карточка на хлеб (1941 г.) ()

Этому способствовал героический труд мирного населения. После войны были отменены сверхурочные и возвращены 8-часовой рабочий день, отпуска, бюллетени, однако все административные и уголовные наказания за прогулы, опоздания, бракодельство сохранялись до 1953 г. Кроме этого, был принят четвертый пятилетний план - качественный и сбалансированный план, по которому было удобно восстанавливать экономику (рис. 3).

Рис. 3. Агитационный плакат (1948 г.) ()

Главой Госплана в этот период был Н.А. Вознесенский (рис. 4). Известно, что плановая система хозяйства неплохо подходит для развивающейся экономики.

Рис. 4. Н. А. Вознесенский ()

В период с 1945 по 1947 гг. прошли демобилизация военных и возвращение угнанных в Германию пленных. Все эти люди стали рабочей силой, с помощью которой также восстанавливалась советская промышленность. Вместе с этим использовался и труд заключенных ГУЛАГа, которыми в послевоенный период были не столько советские граждане, сколько военнопленные немцы, венгры, румыны, японцы и др. (рис. 5).

Рис. 5. Работа заключенных ГУЛАГа ()

Кроме этого, по условиям Ялтинской и Потсдамской конференции (рис. 6) Советский Союз имел право на репарации , т. е. на выплаты со стороны фашистской Германии.

Рис. 6. Участники Ялтинской конференции 1945 г. ()

В Потсдаме наши союзники (Англия и Америка) предложили Советскому Союзу воспользоваться материальной базой своей зоны оккупации (Восточная Германия), поэтому станки, заводы и другие материальные ценности вывозились в большом объеме. Мнения историков на этот счет расходятся: одни считают, что вывозилось достаточно много, и этого сильно помогло в восстановлении, другие же утверждают, что серьезную помощь репарационные выплаты не оказали.

В этот период происходило развитие науки . Был осуществлен прорыв в некоторых областях, например знаменитый атомный прорыв - создание атомной бомбы - под руководством Л.П. Берии и И.В. Курчатова (рис. 7) с научной стороны.

Рис. 7. И.В. Курчатов ()

В целом те отрасли, которые были каким-то образов связаны с военной промышленностью, например, авиастроение, производство ракет, пусковых установок, автомобилей и т. д. после войны развивались достаточно хорошо.

Итак, можно сказать, что к 1950 году промышленность СССР в целом была восстановлена. Повышался и уровень жизни. Отражением этого в социальной сфере стала ликвидация карточной системы и уникальная для всей нашей истории ХХ в. ситуация с понижением цен. Каждую весну 1947-1950 гг. объявлялось о понижении цен . Психологический эффект от этой меры был огромен (рис. 8).

Рис. 8. Сравнительная таблица цен 1947 и 1953 гг. ()

На самом же деле, цены оставались чуть выше, чем в 1940 году, а зарплата - чуть меньше, но плановое ежегодное понижение цен вспоминается пожилыми людьми до сих пор.

Гигантские проблемы были в нашем сельском хозяйстве . Его восстановление в послевоенный период - процесс довольно сложный. Это было связано и с тем, что большее количество скота было убито или съедено, и с тем, что мужчины не хотели возвращаться в село (рис. 9).

Рис. 9. Деревня во время оккупации фашистами ()

Основной урон трудового населения понесла именно советская деревня, в которой оставались практически только женщины и дети. Именно деревня стала в 20-30-х гг. источником средств для индустриализации, но в послевоенный период она быть этим источником не могла. Советская власть пыталась повысить уровень жизни деревни, и в первую очередь за счет укрупнения колхозов и улучшения качества обработки. Но 1946-1948 гг. - это период природных катаклизмов (засуха, наводнение) и голода. Поэтому в таких условиях деревня жила еще хуже. В деревне административные и уголовные наказания сохранялись до 1951 года, в котором продовольственная ситуация в стране была более-менее решена и потребность в массовом наказании резко сократилась.

С 1947 начинаются попытки улучшения сельского хозяйства с помощью науки и научного прогресса. Так, например, вокруг полей создавались лесозащитные полосы, которые должны были оборонять посевы от ветров и холода; проводилось принудительное лесо- и травосеяние с целью укрепления почвы и т. д.

Рис. 10. Коллективизация ()

С 1946 года проводилась массовая коллективизация (рис. 10) в новоприсоединенных районах: Западная Украина, Западная Белоруссия, Прибалтика. Несмотря на то что коллективизация в этих регионах проходила медленнее и мягче, к противникам этого процесса или советской власти применялось насильственное переселение - депортация .

Итак, благодаря героическому труду и энтузиазму советского народа, умелой политики власти, плану и развитию науки к началу 1950-х гг. советская экономика была восстановлена и по некоторым подсчетам даже опережала показатели довоенной промышленности (рис. 11).

Рис. 11. Восстановление СССР силами трудоспособного населения ()

Таким образом, можно говорить о советском экономическом чуде , которое было достигнуто большой ценой и требовало доработок. Потому что оставались еще нерешенными даже до середины 50-х гг. проблемы в сельском хозяйстве и социальной сфере: миллионы советских граждан продолжали жить в бараках и землянках.

Домашнее задание

Расскажите о развитии науки в СССР в 1945-1953 гг.

Расскажите о проблемах в сельском хозяйстве и социальной сфере в СССР в послевоенный период.

Подготовьте доклад о восстановлении советской экономики в 1945-1953 гг.

Список литературы

  1. История. Россия в ХХ - начале ХІХ века. 9 кл.: учеб. для общеобразов. учрежд. / А.А. Данилов. - М.: Просвещение, 2011. - 224 с.: ил.
  2. История России: 9 кл.: учеб. для учащ. общеобразов. учрежд. / В.С. Измозик, О.Н. Журавлева, С.Н. Рудник. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 352 с.: ил.
  3. История России. ХХ - начало ХІХ века. 9 кл.: учеб. для общеобразов. учрежд. / О.В. Волобуев, В.В. Журавлев, А.П. Ненароков, А.Т. Степанищев. - М.: Дрофа, 2010. - 318, с.: ил.
  1. Ru-history.com ().
  2. Protown.ru ().
  3. Biofile.ru ().

Победа над фашизмом досталась СССР дорогой ценой. Военный ураган несколько лет бушевал над основными районами наиболее развитой части Советского Союза. Удару подверглись большинство промышленных центров на европейской части страны. В пламени войны оказались и все основные житницы -- Украина, Северный Кавказ, значительная часть Поволжья. Разрушено было так много, что восстановление могло занять многие годы, а то и десятилетия.

Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик,1135 шахт,65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства.

В условиях перехода от войны к миру встали вопросы о путях дальнейшего развития экономики страны, о ее структуре и системе управления. Речь шла не только о конверсии военного производства, но и о целесообразности сохранения сложившейся модели экономики. Во многом она формировалась в условиях чрезвычайной обстановки тридцатых годов. Война еще более усилила эту «чрезвычайность» характера экономики и наложили отпечаток на ее структуру и систему организации. Годы войны выявили сильные черты существовавшей модели экономики, и в частности, очень высокие мобилизационные возможности, способность в короткие сроки наладить массовое производство высококлассного вооружения и обеспечить необходимыми ресурсами армию, ВПК за счет перенапряжения остальных секторов экономики. Но война также со всей силой подчеркнула и слабости советской экономики: высокий удельный вес ручного труда, низкие производительность и качество невоенной продукции. То, что было терпимо в мирное, довоенное время, теперь требовало кардинального решения.

Речь шла о том, нужно ли возвращаться к довоенной модели экономики с ее гипертрофированными военными отраслями, строжайшей централизацией, беспредельной плановостью в определении деятельности каждого предприятия, полным отсутствием каких-либо элементов рыночного обмена, жестким контролем за работой администрации.

Послевоенный период потребовал перестроить тип работы государственных органов для решения двух противоречивых задач: конверсии огромного военно-промышленного комплекса, который сложился в ходе войны, с целью быстрейшей модернизации хозяйства; создания двух принципиально новых систем оружия, гарантирующих безопасность страны - ядерного оружия и неуязвимых средств его доставки (баллистических ракет). Работа большого числа ведомств стала объединяться в межотраслевые целевые программы. Это был качественно новый тип государственного управления, хотя изменялась не столько структура органов, сколько функции. Эти изменения меньше заметны, нежели структурные, но государство есть система, и процесс в ней не менее важен, чем структура.

Конверсия военной промышленности была проведена быстро, повысив технический уровень гражданских отраслей (и тем самым позволив затем перейти к созданию новых военных производств). Наркомат боеприпасов был перестроен в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения. Наркомат минометного вооружения в Наркомат машиностроения и приборостроения, Наркомат танковой промышленности в Наркомат транспортного машиностроения и т.д. (в 1946 г. наркоматы стали именоваться министерствами).

В результате массовой эвакуации промышленности на восток и разрушения во время оккупации и боевых действий в европейской части 32 тыс. промышленных предприятий сильно изменилась экономическая география страны. Сразу после войны началась соответствующая реорганизация системы управления - в него наряду с отраслевым стали вводить территориальный принцип. Смысл был в приближении органов управления к предприятиям, ради чего происходило разукрупнение министерств: во время войны их было 25, а в 1947 г. стало 34. Например, угледобычей стали теперь управлять Наркомат угольной промышленности западных районов и Наркомат угольной промышленности восточных районов. Аналогично был разделен Наркомат нефтяной промышленности.

На этой волне среди хозяйственных руководителей, экономистов стали появляться стремления к реорганизации системы управления экономикой, к смягчению тех ее сторон, которые сдерживали инициативу и самостоятельность предприятий, и в частности, к ослаблению пут сверхцентрализации.

Анализируя сложившуюся экономическую систему отдельные ученые и промышленники предлагали осуществить преобразования в духе НЭПа: при преобладающем господстве государственного сектора официально допустить частный сектор, охватывающий в первую очередь сферу обслуживания, мелкое производство. Смешанная экономика, естественно, использовала рыночные отношения.

Объяснение подобных настроений можно искать в той обстановке, которая сложилась во время войны. Экономика страны во время войны, быт населения, организация работы местных органов власти приобрели своеобразные черты. С переводом работы основных отраслей промышленности для обеспечения нужд фронта, резко сократился выпуск мирной продукции обеспечением жизни населения, снабжением его самыми необходимыми товарами и услугами стали заниматься преимущественно местные власти, организуя мелкое производство, привлекая к выпуску необходимых товаров кустарей и ремесленников. В результате получила развитие кустарная промышленность, оживилась частная торговля и не только продуктами питания, но промышленными товарами. Централизованным же снабжением была охвачена лишь небольшая часть населения.

Война приучила к определенной самостоятельности и инициативе многих руководителей всех уровней. После войны местные власти предпринимают попытки развернуть производство товаров для населения уже не только на мелких кустарных мастерских, но и на крупных заводах, подчиненных непосредственно центральным министерствам. Совет Министров Российской Федерации вместе с руководством Ленинградской области в 1947 г организовали в городе ярмарку, на которой предприятия не только России, но и Украины, Белоруссии, Казахстана и других республик, продавали не нужные им материалы. Ярмарка открыла возможности установления самостоятельных экономических связей между промышленными предприятиями минуя центр. Она в известной мере содействовала расширению сферы действий рыночных отношений (несколько лет спустя организаторы этой ярмарки поплатились жизнью за проявленную инициативу).

Надежды на преобразования в области управления экономикой оказались несбыточными. С конца 40-х годов был взят курс на усиление прежних административно-командных методов руководства, на дальнейшее развитие существовавшей модели экономики.

Для понимания причин такого решения надо иметь в виду двойное предназначение промышленности России. Ее высокие мобилизационные возможности в годы войны объяснялись во многом тем, что экономика с самого начала была ориентирована на работу в военных условиях. Все заводы, которые создавались в предвоенные годы, имели одновременно гражданский профиль и военный. Таким образом, вопрос о модели экономики должен был обязательно затрагивать и этот ключевой аспект. Предстояло решить, будет ли экономика действительно гражданской или как прежде, остается двуликим Янусом: мирной на словах и военной по существу.

Решающей стала позиция Сталина - все попытки перемен в этой области наталкивались на его имперские амбиции. В результате советская экономика возвращалась к милитаристической модели со всеми присущими ей недостатками.

Также в этот период встал вопрос: что такое советская система хозяйства (она называлась социализм, но это - чисто условное понятие, не отвечающее на вопрос). До окончания войны жизнь ставила столь четкие и срочные задачи, что большой потребности в теории не было. Теперь надо было понять смысл плана, товара, денег и рынка в экономике СССР.

Чувствуя, что вопрос сложен и готового ответа в марксизме нет, Сталин, сколько мог, оттягивал издание учебника по политэкономии социализма. В 1952 г. он опубликовал важную работу «Экономические проблемы социализма в СССР», где осторожно, не вступая в полемику с марксизмом, дал понимание советской экономики как нерыночного хозяйства отличной от Запада ("капитализма") цивилизации. Иное толкование было невозможно.

К восстановлению хозяйства страна приступила еще в год войны, когда в 1943г. было принято специальное партийно-правительственное постановление "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации". Колоссальными усилиями советских людей к концу войны в этих районах удалось восстановить промышленное производство на треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. дали свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота и птицы, около трети молочных продуктов.

Однако как центральная задача восстановления встала перед страной лишь после окончания войны.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках Совета Народных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет министров СССР).

Были осуществлены меры, направленные на возобновление нормального труда на предприятиях и в учреждениях. Отменялись обязательные сверхурочные работы, восстанавливался 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Был рассмотрен бюджет на III и IV кварталы 1945 г. и на 1946 год. Сокращались ассигнования на военные нужды и увеличивались расходы на развитие гражданских отраслей экономики. Перестройка народного хозяйства и общественной жизни применительно к условиям мирного времени завершилась в основном в 1946 г. В марте 1946 г. Верховный совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергавшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти их. План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы. Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование научно-технического прогресса.

1946 год явился наиболее трудным в послевоенном развитии промышленности. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялись технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. В соответствии с пятилетним планом развернулись восстановительные работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии. Возрождалась угольная промышленность Донбасса. Была восстановлена «Запорожсталь», вступил в строй Днепрогэс. Одновременно велось строительство новых и реконструкция действующих заводов и фабрик. За пятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий. 1 Особенно большое внимание уделялось развитию металлургии, машиностроения, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Были заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Новые гиганты индустрии возникли на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаисский автомобильный завод). Вступил в строй первый в стране дальний газопровод Саратов - Москва. Начали действовать Рыбинская и Сухумская гидроэлектростанции.

Предприятия оснащались новой технологией. Увеличилась механизация трудоемких процессов в черной металлургии и угольной промышленности. Продолжилась электрификация производства. Электровооруженность труда в промышленности к концу пятилетки в полтора раза превзошла уровень 1940 г.

Большой объем индустриальных работ был осуществлен в республиках и областях, включенных в состав СССР накануне второй мировой войны. В западных областях Украины, в республиках Прибалтики были созданы новые промышленные отрасли, в частности, газовая и автомобильная, металлообрабатывающая и электротехническая. Торфяная промышленность и электроэнергетика получили развитие в Западной Белоруссии.

Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г. Но на отдельных предприятиях металлургии они продолжались еще и в начале 50-х годов. Массовый производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.), способствовал успешному выполнению плановых заданий. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73% превысил довоенный. Однако приоритетное развитие тяжелой индустрии, перераспределение в ее пользу средств из легкой и пищевой отраслей привели к дальнейшей деформации структуры промышленности в сторону увеличения производства продукции группы «А».

Восстановление промышленности и транспорта, новое индустриальное строительство привели и к росту численности рабочего класса.

После войны страна находилась в разрухе, и остро встал вопрос выбора пути хозяйственного развития. Альтернативой могли бы стать рыночные реформы, но существующая политическая система не была готова к этому шагу. Директивная экономика все еще сохраняла тот мобилизационный характер, который был присущ ей в годы первых пятилеток и в годы войны. Миллионы людей организованно направлялись на восстановление Днепрогэса, металлургических заводов Криворожья, шахт Донбасса, а также на строительство новых заводов, гидроэлектростанций и т.д.

Развитие экономики СССР упиралось в ее чрезмерную централизацию. Все экономические вопросы, большие и малые, решались только в центре, а местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел. Основные материальные и денежные ресурсы, необходимые для выполнения плановых заданий, распределялись через большое количество бюрократических инстанций. Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность и неразбериха приводили к постоянным простоям на производстве, штурмовщине, огромным материальным издержкам, абсурдным транспортным перевозкам из края в край необъятной страны.

Советский Союз получил с Германии репарации на сумму 4,3 млрд. долл. В счет репараций из Германии и других побежденных стран в Советский Союз вывозилось промышленное оборудование, включая даже целые заводские комплексы. Однако толком распорядиться этим богатством советская экономика так и не смогла из-за общей бесхозяйственности, а ценное оборудование, станки и пр. постепенно превращались в металлолом. В СССР трудились 1,5 млн. немецких и 0,5 млн. японских военнопленных. Кроме того, в системе ГУЛАЙ в этот период содержалось примерно 8-9 млн. заключенных, чей труд практически не оплачивался.

Размежевание мира на два враждебных лагеря имело негативные последствия для экономики страны. С 1945 по 1950 г. на 35% сократился внешнеторговый оборот с западными странами, что заметно сказывалось на советской экономике, лишенной новой техники и передовых технологий. Вот почему в середине 1950-х гг. Советский Союз оказался перед необходимостью глубоких социально-экономических и политических перемен. Поскольку путь прогрессивных изменений политического характера был заблокирован, сузившись до возможных (и то не очень серьезных) поправок на либерализацию, наиболее конструктивные идеи, появившиеся в первые послевоенные годы, касались не политики, а сферы экономики. Центральный Комитет ВКП(б) рассматривал различные предложения экономистов на этот счет. Среди них - рукопись “Послевоенная отечественная экономика”, принадлежащая С.Д. Александеру. Суть его предложений сводилась к следующему:

преобразование государственных предприятий в акционерные или паевые товарищества, в которых держателями акций выступают сами рабочие и служащие, а управляет полномочный выборный совет акционеров;

децентрализация снабжения предприятий сырьем и материалами путем создания районных и областных промснабов вместо снабсбытов при наркоматах и главках;

отмена системы госзаготовок сельскохозяйственной продукции, предоставление колхозам и совхозам права свободной продажи на рынке;

реформа денежной системы с учетом золотого паритета;

ликвидация государственной торговли и передача ее функций торговым кооперативам и паевым товариществам.

Эти идеи можно рассматривать в качестве основ новой экономической модели, построенной на принципах рынка и частичного разгосударствления экономики, - весьма смелой и прогрессивной для того времени. Правда, идеям С.Д. Александера пришлось разделить участь других радикальных проектов, они были отнесены к категории “вредных” и списаны в “архив”.

Центр, несмотря на известные колебания, в принципиальных вопросах, касающихся основ построения экономической и политической моделей развития, сохранял стойкую приверженность прежнему курсу. Поэтому центр был восприимчив лишь к тем идеям, которые не затрагивали основ несущей конструкции, т.е. не покушались на исключительную роль государства в вопросах управления, финансового обеспечения, контроля и не противоречили главным постулатам идеологии.

Первая попытка реформирования командно-административной системы тесно связана с окончанием в марте 1953 г. сталинского периода в истории СССР, когда управление страной сосредоточилось в руках трех политиков: Председателя Совета Министров Г.М. Маленкова, министра внутренних дел Л.П. Берии и секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева. Между ними разгорелась борьба за единоличную власть, в ходе которой каждый из них рассчитывал на поддержку партийно-государственной номенклатуры. Этот новый слой советского общества (секретари ЦК республиканских компартий, обкомов, крайкомов и др.) готов был поддержать одного из этих руководителей страны при условии предоставления ему большей самостоятельности в решении местных вопросов и, главное, гарантий личной безопасности, прекращения политических “чисток” и репрессий.

При соблюдении этих условий номенклатура была готова согласиться на реформы в определенных пределах, дальше которых она не могла и, не хотела идти. В ходе реформ предстояло реорганизовать или упразднить систему ГУЛАГа, стимулировать развитие аграрного сектора экономики, провести преобразования в социальной сфере, снизить напряжение постоянной “мобилизационности” в решении хозяйственных проблем и в поисках внутренних и внешних врагов.

Вследствие сложной борьбы на политическом “Олимпе” к власти пришел поддержанный номенклатурой Н.С. Хрущев, стремительно оттеснивший своих соперников. В 1953 г. был арестован и расстрелян Л, Берия по абсурдному обвинению в “сотрудничестве с империалистическими разведками” и “заговоре с целью восстановления господства буржуазии”. В январе 1955 г. подал в вынужденную отставку Г. Маленков. В 1957 г. была изгнана из высшего руководства “антипартийная группа” в составе Г. Маленкова, Л. Кагановича, В. Молотова и др. Хрущев, будучи первым секретарем ЦК КПСС, в 1958 г. стал еще и Председателем Совета Министров СССР.

Политические изменения в СССР требовалось закрепить изменениями и в экономике. Выступая в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР, Г.М. Маленков четко сформулировал основные направления экономической политики: резкий подъем производства товаров народного потребления, крупные инвестиции в отрасли легкой промышленности. Такой коренной поворот, казалось бы, навсегда должен был изменить принципиальные ориентиры развития советской экономики, устоявшиеся в предыдущие десятилетия.

Но этого, как показала история развития страны, не произошло. После войны несколько раз проводились различные административные реформы, но они не вносили коренных изменений в сущность планово-административной системы. В середине 1950-х годов были предприняты попытки отказа от применения мобилизационных мер при решении хозяйственных проблем. Через несколько лет стало ясно, что эта задача является неразрешимой для советской экономики, поскольку экономические стимулы развития были несовместимы с командной системой. По-прежнему нужно было организовывать массы людей для выполнения различных проектов. В качестве примеров можно привести призывы к молодежи участвовать в освоении целины, в возведении грандиозных “строек коммунизма” в Сибири и на Дальнем Востоке.

В качестве примера не очень продуманной реформы можно привести попытку перестроить управление по территориальному признаку (1957). В ходе этой реформы были упразднены многие отраслевые союзные министерства, а взамен появились территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). Не были затронуты данной перестройкой лишь министерства, ведавшие военным производством, министерство обороны, иностранных и внутренних дел и некоторые другие. Таким образом, была сделана попытка децентрализации управления.

Всего в стране было создано 105 экономических административных районов, в том числе 70 в РСФСР, 11 - на Украине, 9 - в Казахстане, 4 - в Узбекистане, а в остальных республиках - по одному совнархозу. В функциях Госплана СССР осталось лишь общее планирование и координация территориально-отраслевых планов, распределение между союзными республиками важнейших фондов.

Первые результаты реформы управления были вполне успешными. Так, уже в 1958 г., т.е. через год после ее начала, прирост национального дохода составил 12,4% (по сравнению с 7% в 1957). Возросли масштабы производственной специализации и межотраслевого кооперирования, ускорился процесс создания и внедрения новой техники в производство. Но, по мнению специалистов, полученный эффект - следствие не только самой перестройки. Дело также в том, что на какой-то период предприятия оказались “бесхозными” (когда министерства фактически уже не функционировали, а совнархозы еще не сформировались), и именно в этот период они стали работать заметно продуктивнее, не ощущая никакого руководства “сверху”. Но как только сложилась новая система управления, прежние негативные явления в экономике стали усиливаться. Более того, появились новые моменты: местничество, более жесткое администрирование, постоянно растущая “своя”, местная бюрократия.

И хотя внешне новая, “совнархозовская” система управления существенно отличалась от прежней, “министерской”, ее суть оставалась той же. Сохранялся прежний принцип распределения сырья, продукции, тот же диктат поставщика по отношению к потребителю. Экономические рычаги просто не могли стать определяющими в условиях абсолютного господства командно-административной системы.

Все реорганизации, в конечном итоге, не приводили к заметным успехам. Более того, если в 1951-1955 гг. промышленное производство увеличилось на 85%, сельскохозяйственное - на 20,5%, а в 1956-1960 соответственно на 64,3 и 30% (причем рост сельскохозяйственной продукции шел, в основном, за счет освоения новых земель), то в 1961-1965 эти цифры стали снижаться и составили 51 и 11% Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2 - М., 1991, с.427.

Итак, центробежные силы заметно ослабили экономический потенциал страны, многие совнархозы оказались неспособными к решению крупных производственных задач. Уже в 1959 г. началось укрупнение совнархозов: более слабые стали присоединяться к более мощным (по аналогии с укрупнением колхозов). Центростремительная тенденция оказалась более сильной. Достаточно скоро восстановилась прежняя иерархическая структура в экономике страны.

Ученые экономисты и практические работники пытались разрабатывать новые подходы к экономическому развитию страны, особенно в области долгосрочного планирования и прогнозирования, определения стратегических макроэкономических целей. Но эти разработки не были рассчитаны на быструю отдачу, поэтому им не уделялось достаточного внимания. Руководству страны нужны были реальные результаты в настоящее время, а посему все силы направлялись на бесконечные корректировки текущих планов. Например, так и не был составлен детальный план на пятую пятилетку (1951-1955), а в качестве отправного документа, направлявшего работу всей экономики в течение пяти лет, стали Директивы XIX съезда партии. Это были всего лишь контуры пятилетки, но конкретного плана не существовало. Такая же ситуация сложилась и с шестым пятилетним планом (1956-1960).

Традиционно слабым было так называемое низовое планирование, т.е. составление планов на уровне предприятий. Низовые плановые задания часто корректировались, поэтому план превращался в чисто номинальный документ, имеющий непосредственное отношение лишь к процессу начисления заработной платы и премиальных выплат, которые зависели от процента выполнения и перевыполнения плана.

Поскольку, как отмечалось выше, планы постоянно корректировались, то выполнялись (или точнее не выполнялись) совсем не те планы, которые принимались вначале планового периода (года, пятилетки). Госплан “торговался” с министерствами, министерства - с предприятиями насчет того, какой план они могли бы выполнить при имеющихся ресурсах. Но поставки ресурсов под такой план все равно срывались, и снова начинались “торги” по цифрам плана, по величине поставок и т.д.

Все это подтверждает вывод о том, что советская экономика зависела в большей степени не от грамотных экономических разработок, а от политических решений, постоянно меняющихся в прямо противоположных направлениях и заводящих чаще всего в тупик. В стране осуществлялись бесплодные попытки улучшить структуру государственного аппарата, наделить министров, начальников главков, директоров предприятий новыми правами или, наоборот, ограничить их полномочия, разделить существующие плановые органы и создать новые и т.п. Таких “реформ” в 1950-1960-х годах было немало, но ни одна из них не принесла реального улучшения в работу командной системы.

В основном, при определении приоритетов послевоенного экономического развития, при разработке четвертого пятилетнего плана - плана восстановления - руководство страны фактически вернулось к довоенной модели развития экономики и довоенным методам проведения экономической политики. Это значит, что развитие промышленности, в первую очередь тяжелой, должно было осуществляться не только в ущерб интересам аграрной экономики и сферы потребления (т.е. в результате соответствующего распределения бюджетных средств), но и во многом за их счет, т.к. продолжалась предвоенная политика “перекачки” средств из аграрного сектора в промышленный (отсюда, например, беспрецедентное повышение налогов на крестьянство в послевоенный период)

; испытание ракет-Королев ).

1947-денежная реформа.

В 1952 году вышла работа

Возобновление репрессивной политики.

После войны в обществе были очень сильны ожидания либерализации политического режима. Однако, начинается новый виток репрессий. Руководство избрало проверенный путь террора.

-в 1945-1946 гг. репрессиям подверглись репатриированные (возвращенные из плена). Многие из них прямо из немецкого плена попадали в советские лагеря.

-репрессии против военачальников (арест маршала авиации Новикова; собирался компромат на Жукова, но Сталин перевел его с поста заместителя Министра обороны на пост командующего Одесским военным округом).

1946 - постановление ЦК ВКП(Б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (в постановлении говорилось, что на страницах этих журналов появилось много идеологически вредных произведений; основной удар был нанесен по Зощенко и Ахматовой; их исключили из Союза писателей и долгое время не печатали; журнал «Ленинград» был закрыт, смена всего руководства «Звезды»);

-1949 - «ленинградское дело» - выдвинуто обвинение против партийных деятелей Ленинграда; они обвинялись в намерении отделить РСФСР от СССР, Ленинград сделать столицей и превратить его в центр борьбы со Сталиным 8 репрессированы государственные и партийные работники Кузнецов, Родионов и Вознесенский.

-вслед за переселенными в годы войны немцами Поволжья, крымскими татарами, чеченцами, ингушами в послевоенные годы были подвергнуты насильственной депортации (переселению) литовцы, латыши, эстонцы, молдаване.

-1949- кампания борьбы с «безродным космополитизмом » («космополитизм»-мировоззрение ставящее общечеловеческие ценности выше интересов отдельной нации; этому слову было придано значение «не патриот»; людей, в основном евреев, обвиняли в «космополитизме», т.е. преклонении перед Западом, их увольняли с работы….). Цель-вытравить из сознания народа возникший интерес к Западу.

-1953-«дело врачей»-была арестована большая группа врачей ; их обвинили в убийстве Жданова, попытке убийства других высших руководителей и связи с иностранными разведками; это дело прекращено лишь после смерти Сталина.

Таким образом, маховик репрессий получил новое ускорение. Начавшаяся карательная кампания не прекращалась вплоть до смерти Сталина.

Военный блок СССР, Болгария, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Польша.

Война в Корее (СССР оказывал помощь Северной Корее).

Начинается «гонка вооружений»- борьба за обладание военным превосходством.

Промышленного производства

-реформа лишь усилила промышленно-управленческую неразбериху.

-произошло увеличение числа чиновников на местах

В 1965 (при Брежневе)с началом реформы 1965 г. под руководством А.Н. Косыгина были ликвидированы совнархозы и восстановлены отраслевые министерства.

XXI съезд КПСС-провозглашена победа социализма в СССР.

НАУКА В 1953-1964 гг.

Испытание водородной бомбы (1953)

Первый искусственный спутник Земли (1957)

Начало полетов в космос (Гагарин-1961; Титов-второй космонавт)

Космический полет первой женщины-космонавта 1963 (Терешкова)

Первая атомная электростанция в Обнинск (1954).

Атомный ледокол «Ленин» (1957)

Ракетостроение (Королев).

Памятник Гагарину в Москве

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ 1958г.

Введение обязательного восьмилетнего образования (вместо семилетнего). Увеличение срока обучения в средней школе до 11 лет, выпускникам которой выдавалось свидетельство о приобретенной профессии (просчет: сокращение часов по общеобразовательным предметом).

Получение высшего образования только при наличии производственного стажа.

Таким образом, была снята проблема притока рабочей силы на производство.

Однако для руководителей предприятий это создавало новые проблемы с текучестью кадров и дисциплиной среди молодых рабочих.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ХРУЩЕВА.

XX cъезд КПСС одобрил новую внешнеполитическую доктрину СССР. Был выдвинут принцип мирного сосуществования с капиталистическими странами .

Во внешней политике были приоритетны три направления:

ЛЕКЦИЯ 79. СССР в 1945-1953 гг.

Экономика СССР после войны. Восстановление экономики.

Война нанесла огромный ущерб. Были разрушены 1700 городов, 70 тысяч сел и деревень. СССРпотерял

около 30% национального богатства. Уровень жизни катастрофически упал. Экономика испытывала острую нехватку рабочей силы. В 1946 году тяжелое экономическое положение было усугублено неурожаем и голодом.

Четвертый пятилетний план (1946-1950) ставил задачу восстановить и превзойти довоенный уровень производства. При этом первоочередная цель формулировалась однозначно-восстановление и развитие тяжелой промышленности. Тяжелая промышленность, достигла довоенного уровня в 1948 г. Были восстановлены Днепрогэс, Запорожский металлургический комбинат, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы. Были построены новые промышленные предприятия. Это был успех, достигнутый за счет колоссального напряжения сил, трудового героизма народа.

Определенное значение имели репарационные поставки (репарация-частичное возмещение материального ущерба, причиненного военными действиями) оборудования из Германии. Как и в 30-х гг. использовался труд узников ГУЛАГа. При этом колоссальные средства тратились на создание новых видов вооружений (1949- испытание атомной бомбы-Курчатов;1953-испытание водородной бомбы-Сахаров ; испытание ракет-Королев ).

Курс на приоритетное развитие тяжелой промышленности, прежде всего отраслей связанных с военно-промышленным комплексом исключил возможность существенного повышения уровня жизни.

Сельское хозяйство довоенных показателей к началу 1950-х гг. Перекачка средств в промышленность приняла огромные масштабы. Обязательные государственные поставки увеличились, налоги росли, приусадебные участки сокращались.

1947-отмена карточной системы на продовольственные товары.

1947-денежная реформа. При неизменных ценах деньги обменивались на новые из расчета 10:1. Суммы, хранившиеся в сберкассах, обменивались по льготному курсу: до 3 тыс.-1:1; 3-10 тыс.-3:2; свыше 10 тыс.-2:1. Предполагалось, что от реформы пострадают спекулянты, нажившиеся в годы войны. На практике пострадали крестьяне и рабочие, традиционно хранившие деньги не в сберкассах, а в «чулке». В ходе реформы не было предъявлено к обмену около трети наличных денег.

В 1952 году вышла работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР ». В ней он пытался теоретически обосновать принципы проводимой в стране экономической политики. Речь шла о приоритетности развития тяжелой промышленности и др.

Причины быстрого восстановления хозяйства страны после войны:

-трудовой энтузиазм населения;

-привлечение средств населения за счет государственных займов

-использование полученных от Германии в счет репараций оборудования и технологий