Меню

Азиатско тихоокеанское экономическое сотрудничество. История создания и роль атэс в социально-экономическом развитии региона

Секреты по заготовкам и хранению

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - международная экономическая организация, созданная для сотрудничества в области региональной торговли, обеспечения экономического развития, либерализации условий капиталовложений в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

АТЭС была образована в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960–1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов – АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

Первоначально участвующими экономиками АТЭС стали 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). Позднее к ней присоединились - Китайский Тайбэй, Гонконг, Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия и Вьетнам. Штаб-квартира АТЭС находится в Сингапуре.

Россия подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении России к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления России в организацию завершилась в ноябре 1998 года. Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях.

Направления деятельности АТЭС:

Обмен информацией и проведение консультаций о политике и развитии экономики с целью достижения устойчивого роста, осуществления корректировок и сокращения разрыва в экономическом развитии;

Разработка стратегий, предусматривающих сокращение препятствий на пути движения товаров, услуг и инвестиций;

Сотрудничество в сфере энергетики, рыболовства, транспорта, телекоммуникаций, туризма, охране окружающей среды;

Содействие развитию региональной торговли, инвестиций, движению финансовых ресурсов, трансферу технологий, промышленному сотрудничеству, развитию инфраструктуры, обеспечению трудовыми ресурсами.

Структура АТЭС

Структура Форума носит децентрализованный характер. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц.

Главными рабочими органами АТЭС являются:

Деловой консультационный совет (ДКС) - автономный бизнес-форум, объединяющий в своих рядах представителей бизнеса, которые выражают точку зрения делового мира в форуме АТЭС, непосредственно участвуя в его работе.

Комитеты экспертов - комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет.

Рабочие группы по различным отраслям экономики - по промышленной науке и технологиям, по проблемам малого и среднего бизнеса, по стимулированию торговли и др.

Участие России в АТЭС

В ноябре 1998 по инициативе МИД России был сформирован «Деловой клуб АТЭС» – неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на азиатско-тихоокеанский регион. В него входят более 50 крупных российских фирм и банков.

Первым важным мероприятием в России в рамках Форума АТЭС стало прошедшее в мае 2001 в Москве заседание ДКС, в котором приняло участие около 100 представителей деловой элиты стран АТЭС.

К сожалению, даже в середине 2000-х связи большинства стран-участниц АТЭС с Россией оставались довольно слабыми. Одной из основных причин этой негативной ситуации эксперты считают недостаточную активность российских представителей в ДКС АТЭС, их слабую взаимосвязь с российскими государственными ведомствами и деловыми кругами.

Шагом к активизации участия РФ в АТЭС стала разработка государственной концепции участия России в Форуме, которую изложил президент Российской Федерации В.В. Путин во время очередного саммита АТЭС в Бангкоке в октябре 2003. В своем выступлении он заявил, что «курс России на дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества со странами АТР – это наш осознанный выбор. Он сделан в силу возрастающей взаимозависимости мира… и в силу того, что этот регион сегодня стал одним из самыхдинамично развивающихся».

На 13 саммите АТЭС в Пусоне в ноябре 2005 было предложено считать приоритетным направлением экономического сотрудничества России со странами АТЭС совместную работу в сфере энергетики, а в политической сфере – борьбу с терроризмом.

В 2012 г. Россия стала председателем АТЭС, что является важным стимулом для активизации участия страны в его деятельности и расширения экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Идея проведения во Владивостоке официальной встречи глав государств-членов АТЭС была впервые публично озвучена губернатором Приморского края С.М. Дарькиным в ходе 14-го международного Саммита АТЭС, проходившем в ноябре 2006 года в Ханое (Вьетнам). Тогда же президент России В.В. Путин дал поручение ряду государственных структур подготовить официальные предложения на этот счет. С этого момента отношения России в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества заметно активизировались.

В сентябре 2007 года на очередном Саммите АТЭС в Австралии лидеры стран-участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества официально поддержали предложение нашей страны провести очередную встречу в верхах в 2012 году в России. Соответствующее решение зафиксировано в итоговой Сиднейской декларации.

Российская Федерация в качестве приоритетов своего председательства на саммите АТЭС-2012 объявила следующие основные направления:

  • Формирование надежных транспортно-логистических цепочек (более активное использование возможностей: Транссиба, БАМа, Северного морского пути);
  • интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста;
  • укрепление продовольственной безопасности (из примерно 925 миллионов голодающих и недоедающих в мире около 580 миллионов живут в Азиатско-Тихоокеанском регионе);
  • либерализация торговли и инвестиций региональная экономическая интеграция.

Принятая по итогам саммита Владивостокская декларация отражает заявленные приоритеты периода председательства РФ в АТЭС. Страны АТЭС договорились воздерживаться до конца 2015 года от введения новых экспортных ограничений, создания барьеров для инвестиционной деятельности и торговли, а также взяли на себя обязательства по отказу от протекционизма. Кроме того, участники Форума подтвердили свою приверженность борьбе с коррупцией, укреплению государственных и мировых финансовых систем, а также снижению резкого колебания цен и повышению уровня продовольственной безопасности. Для России саммит сложился удачно. традиционно форум АТЭС - это площадка для дискуссий и наметки планов, а не для принятия решений, однако российский саммит стал исключением. По итогам форума в мире заговорили о «восточном развороте» экономики РФ.

На площадке АТЭС-2012 встретились лидеры ведущих держав региона (Китая, России, США, Японии), между которыми было подписан ряд соглашений. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, отвечавший за подготовку форума, отметил, что саммит АТЭС во Владивостоке должен помочь смещению внешнеторгового баланса России в сторону азиатских стран.

По итогам саммита АТЭС, который прошел в Пекине в ноябре 2014 года страны-участницы приняли решение о создании в Азиатско-Тихоокеанском регионе зоны свободной торговли (АТЗСТ). Россия будет самым энергичным и конструктивным образом участвовать в этой работе. Естественно, при этом будет использоваться интеграционный опыт Российской Федерации в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Форум, получивший название Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC), был образован в ходе конференции министров иностранных дел и экономики 12 стран АТР, прошедшей 6-7 ноября 1989 г. в Канберре (Австралия). Его основные цели - углубление экономической интеграции, расширение торговли, усиление экономического роста в регионе.

АТЭС формально не может называться организацией, поскольку не имеет устава и действует как международный консультативный орган для обсуждения экономических вопросов. Работа АТЭС строится на основе консенсуса.

Членство

В настоящее время в состав АТЭС входят 19 стран. В их числе 12 государств-учредителей - Австралия, Бруней, Индонезия, Канада, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Южная Корея, Япония, - а также КНР (вступила в 1991 г.), Мексика и Папуа - Новая Гвинея (1993), Чили (1994), Россия, Вьетнам и Перу (1998). Также с 1991 г. к АТЭС присоединились две китайские территории - Сянган (Гонконг) и Тайвань. С учетом специфики состава, включающего не только государства, но и территории, участников АТЭС принято обозначать термином "экономики".

В 1998 г. после приема в АТЭС России, Перу и Вьетнама вступил в силу десятилетний мораторий на дальнейшее расширение состава форума. В 2007 г. мораторий был продлен и действует до сих пор.

Официальные заявки на вступление в АТЭС подали более десяти стран Азии и Латинской Америки, в том числе Индия, Колумбия, Коста-Рика, Монголия, Пакистан.

На долю участников АТЭС приходится примерно 59% ВВП планеты и 49% мировой торговли, на их территории проживает около 2,8 млрд человек.

Структура

Руководящими органами форума являются ежегодные саммиты глав государств и правительств (проводятся с 1993 г. в разных странах) и приуроченные к ним встречи министров иностранных дел и торговли. По сложившейся традиции, на церемонию открытия саммита его участники надевают костюмы, созданные на основе национальной одежды страны-хозяйки форума; в них же лидеры стран-участниц появляются и на торжественном ужине, который проходит в первый день работы саммита. Такая традиция призвана подчеркнуть многообразие культур АТР, создать непринужденную атмосферу общения. Среди наиболее колоритных костюмов, в которых показывались участники форума, - перуанские пончо и вьетнамские "аозай".

В течение года также проводятся отраслевые министерские встречи и ежеквартальные заседания старших должностных лиц форума АТЭС.

Административно-технические функции выполняет созданный в 1992 г. секретариат со штаб-квартирой в Сингапуре. Обязанности председателя форума осуществляет страна, в которой будет проходить очередной саммит. Председатель АТЭС меняется ежегодно на ротационной основе, при этом строгого принципа ротации не существует.

Вопросами экономического взаимодействия стран-членов занимаются Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет, а также многочисленные рабочие группы. Всего действует около 40 структурных подразделений форума.

Повестка

После азиатского финансового кризиса 1997 г. АТЭС стало уделять пристальное внимание проблемам усиления финансовой безопасности. После терактов 11 сентября 2001 г. в повестку дня саммитов включается тема борьбы с международным терроризмом, прежде всего экономическими и финансовыми средствами. В последнее время все больше внимания уделяется и другим аспектам безопасности, в том числе в сфере торговли, финансов, энергетики, здравоохранения и транспорта.

Россия и АТЭС

Официальную заявку на вступление в АТЭС Россия подала 17 марта 1995 г. Решение о присоединении РФ к этой международной структуре было принято на саммите в Ванкувере 25 ноября 1997 г. Официальное вступление состоялось 14 ноября 1998 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) на встрече министров иностранных дел и торговли.

Членство в АТЭС дает России, в частности, возможность использовать механизмы форума стимулирования экономического развития страны, прежде всего в регионах Сибири и Дальнего Востока. На российском Дальнем Востоке неоднократно проходили важные мероприятия рабочих органов АТЭС. В их числе масштабная инвестиционная ярмарка АТЭС в 2002 г., а также заседания профильных рабочих групп форума по транспорту, энергетике, промышленной науке и технологиям. В 2012 г. очередной саммит АТЭС прошел во Владивостоке. В заключительной декларации была отмечена необходимость дальнейшей либерализации торговли, экономической интеграции, повышения продовольственной безопасности, инноваций, развития транспорта и логистики.

Россия является одним из основных разработчиков инициативы АТЭС 2006 г. о развитии диалога между культурами и религиями - диалога между цивилизациями. Кроме того, РФ выступила одним из инициаторов развития сотрудничества с целью противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера и разработки системы взаимного предоставления информации и скоординированных действий при возникновении эпидемий и пандемий.

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС) - международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

История АТЭС

Основана в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально в нее вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия. Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960-1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов - АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д. Еще в 1965 японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

Цели деятельности Форума были официально определены в 1991 в Сеульской декларации. Это:

  • - поддержание экономического роста стран региона;
  • - укрепление взаимной торговли;
  • - ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО (см. ВТО).

В середине 2000-х в странах-участниках АТЭС проживало более 1/3 населения мира, в них производилось около 60% мирового ВВП и велось около 50% мировой торговли. Эта организация стала одним из трех (наряду с ЕС и НАФТА) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве интеграционных блоков. Хотя АТЭС является самым молодым из «тройки» крупнейших экономических интеграционных блоков, он уже стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. Экономическая зона АТЭС является самой динамично развивающейся в масштабах планеты, ей предсказывают роль главного лидера мировой экономики 21 в. азиатский тихоокеанский международный сотрудничество

Особенности АТЭС как регионального интеграционного блока. АТЭС включает страны, очень сильно отличающиеся по уровню экономического развития. Например, среднедушевые показатели США и Папуа - Новой Гвинеи различаются на три порядка.

Для взаимодействия очень разнородных стран-участниц АТЭС выработаны механизмы , гораздо менее формализованные, чем правила ЕС и НАФТА.

  • 1) Сотрудничество только в экономической сфере. С самого начала АТЭС рассматривал себя не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную «совокупность экономик». Термин «экономика» подчеркивает, что эта организация обсуждает экономические, а не политические вопросы. Дело в том, что КНР не признавал самостоятельной государственности Гонконга и Тайваня, поэтому они официально считались не странами, а территориями (Тайвань и в середине 2000-х по-прежнему имеет такой статус).
  • 2) Почти полное отсутствие специального административного аппарата. АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-члены АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.
  • 3) Отказ от принуждения, примат добровольности. АТЭС не является организацией с полномочиями правопринуждения при разрешении конфликтов (как, например, ВТО). Напротив, АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Главным движущим стимулом выступают позитивные примеры «соседей», стремление им следовать. Страны АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуют как свободу выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли.
  • 4) Приоритетное внимание к информационному обмену. Основным элементом процесса взаимодействия стран-членов АТЭС является открытый обмен информацией. Можно сказать, что ближайшей целью этого экономического объединения является не столько единое экономическое, сколько единое информационное пространство. Идет обмен, прежде всего, информацией о бизнес-проектах стран-участниц. Рост информационной открытости дает возможность бизнесменам каждой из стран включаться в предпринимательскую деятельность на всей территории АТЭС.
  • 5) Отказ от жесткого планирования перспектив эволюции Форума. На конференциях АТЭС многократно поднимался вопрос о создании Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, APEC как зоны свободной торговли и инвестиций. Однако огромная разнородность стран-участниц препятствует исполнению этих планов. Поэтому даже в середине 2000-х АТЭС является скорее дискуссионным форумом, имеющим некоторые черты интеграционного объединения, чем таким объединением в полном смысле слова. Курс на создание АРЕС зафиксирован в ряде официальных документов (например, в Богорской Декларации 1994 и в Манильской программе действий 1996), но вхождение в АРЕС намечено лишь к 2010 для промышленно развитых стран-участниц и к 2020 для развивающихся стран.
  • 8.Валютный союз.
  • 9. Концепция Дж.Винера о повышении или понижении благосостояния стран, участвующих в создании зст или тс.
  • 10.Взаимосвязь глобализации и регионализации – две модели современного и будущего развития.
  • 11. «Вызовы» глобализации. Нарастающая взаимозависимость мирохозяйственной среды.
  • 12. Новые черты интеграционных соглашений в 90-е гг. XX в. И в настоящее время.
  • 13. Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства.
  • 14. Этапы формирования ес и его механизмов.
  • 16. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (еэс) или Римский договор.
  • 17. Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
  • 18. Основные этапы формирования таможенного союза в рамках ес.
  • 19.Основные принципы и порядок становления таможенного союза.
  • 20.Основные цели создания таможенного союза. Ст.29 Римского договора.
  • 21. Общая торговая политика. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес.
  • 22. Внешнеторговая политика как часть общей экономической политики ес. Структура пошлин етт.
  • 34. Экономическая интеграция в Северной Америке. Предпосылки, цели и особенности североамериканской интеграции.
  • 35. Особенности североамериканской интеграции по сравнению с моделями интеграции в других регионах.
  • 36. Основные положения соглашения нафта. Цели нафта.
  • 37. Институциональная структура нафта.
  • 38. Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды.
  • 39. Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству.
  • 40. Положительные эффекты нафта. Отрицательные эффекты нафта.
  • 41. Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс). Участие рф в атэс.
  • 42. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура.
  • 43. Макроэкономические показатели стран атэс.
  • 44. Схема управления атэс.
  • 45. Основные решения, принятые на саммитах атэс. Основные ре-шения, принятые в рамках Форума атэс.
  • 46. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты.
  • 47. Экономическое и техническое сотрудничество (экотек) в рамках атэс: роль и основные направления.
  • 48. Влияние торговой и инвестиционной либерализации на динамику взаимных экономических связей в рамках атэс.
  • 49. Возможности создания зоны свободной торговли и инвестиций в рамках атэс.
  • 50.Характеристика интеграционных тенденций в развивающихся странах.
  • 51.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан). Цели и направления создания асеан.
  • 52.Зона свободной торговли асеан.
  • 53.Инвестиционная зона асеан. Цели, основные направления создания и результаты.
  • 54.Влияние экономической интеграции на динамику взаимных экономических связей стран – членов асеан.
  • 55.Сотрудничество асеан с другими интеграционными группировками и странами.
  • 56.Общая характеристика латиноамериканской экономической интеграции.
  • 57.Общий рынок стран Южного конуса (меркосур).
  • 58.Андское соглашение.
  • 59.Карибское сообщество (кариком).
  • 60. Роль сша в Латиноамериканской экономической интеграции.
  • 61. Проект всеамериканской зоны свободной торговли (фтаа).
  • 66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи
  • 70. Многоуровневая (разноскоростная) модель хозяйственного взаимодействия как характерная черта современного этапа интеграции в снг.
  • 71. Евразийское экономическое сообщество.
  • 72. Союз России и Белоруссии: основные пути формирования Союзного государства.
  • 73. Единое экономическое пространство (еэп).
  • 74. Центрально-азиатское экономическое сообщество.
  • 75. Перспективы экономической интеграции в снг.
  • 76. Экономические отношения России и ес и их правовая база.
  • 77. Действующая правовая база – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между рф и ес.
  • 78. Перспективы развития договорно-правовой базы экономического взаимодействия России и ес.
  • 42. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура.

    Цели и задачи атэс

    Ее главная долгосрочная цель - углубление внутрирегиональных экономических отношений путем устранения препятствий в торгово-инвестиционном и технологическом взаимодействии.

    Цели деятельности Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества были официально определены в 1991 в Сеульской декларации:

    1) Поддержание экономического роста стран региона;

    2) Укрепление взаимной торговли;

    3) Обеспечение режима свободной открытой торговли согласно нормам ГАТТ/ВТО и укрепление регионального сотрудничества.

    Деятельность в АТЭС направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по следующим направлениям:

    1. Достижение выгод от глобализации и новой экономики. Ведется работа по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных планов действий в этой сфере

    2. Продвижение либерализации торговли и инвестиций. Расширяется применение методов упрощения торговых процедур для повышения эффективности торговли,

    3. Поддержание устойчивого экономического роста. Предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфере,

    Структура АТЭС

    Сеульская декларация установила приверженность стран-участниц достижению свободной торговли и региональному экономическому сотрудничеству на основе прин-ципа открытого регионализма. Деятельность АТЭС базируется также на принципе консенсуса при принятии решений, недискриминации, взаимного уважения и равен-ства, соответствия нормам ВТО и «сетевого» сотрудничества (с учетом возможностей каждой страны-участницы).

    Структура АТЭС носит децентрализованный характер.

    Каждая страна председательствует в АТЭС в течение года, а ее лидер является председателем Форума и возглавляет встречи лидеров, министров, высших должностных лиц, групп АТЭС по проблемам туризма, малого и среднего бизнеса, таможни, стандартов и соответствия. В других рабочих группах АТЭС председатель избирается на основе принципа консенсуса.

    На встречах глав государств-членов АТЭС (Economic Leader"s Meeting) принимаются важнейшие политические решения. Первая встреча глав государств - членов АТЭС состоялась в 1993 г. в Сиэтле (США). Десятая встреча лидеров стран - членов АТЭС состоялась в Лос-Кабосе (Мексика) 26-27 октября 2002 г.

    Направления деятельности АТЭС определяются на ежегодных встречах мини-стров иностранных дел и экономики (Ministerial Meeting).

    Совещания министров (Sectoral Ministerial Meetings) отраслей: образования, энер-гетики, труда, науки и технологий, связи, транспорта, финансов, торговли, малых и средних предприятий, экологии и др. проводятся отдельно.

    Перед очередной встречей министров регулярно проводятся встречи должностных лиц старшего состава (Senior Officials Meeting - SOM). Должностные лица старшего состава подготавливают рекомендации для решений, принимаемых на уровне министров. Они осуществляют мониторинг и координируют бюджет и рабочие программы для форума АТЭС.

    Ведущую роль в обеспечении взаимодействия между государственными структу-рами и деловым сообществом играет Деловой консультативный совет АТЭС - ДКС (APEC Business Advisory Council), который был создан в соответствии с ре-шением Осакского саммита в ноябре 1995 года. Члены ДКС назначаются непо-средственно главами государств и правительств из числа наиболее авторитетных и компетентных представителей деловых кругов. От каждой страны в совет входит до трех человек, нередко одно место резервируется для руководителей малого и среднего бизнеса. Члены ДКС встречаются три-четыре раза в год и вырабатывают рекомендации по вопросам улучшения делового и инвестиционного климата в регионе. Рекомендации представляются главами государств и правительств АТЭС на их ежегодных саммитах в форме доклада. Одобренные главами государств и правительств рекомендации ДКС становятся в дальнейшем "руководством к действию" для АТЭС в целом. Комитет по мониторингу планов действий ДКС наблюдает за реализацией Индивидуальных планов действий (ИПД) членов форума, которые служат основным инструментом либерализации в области торговли и инвестиций. КМПД отслеживает внедрение ИПД в электронном формате и изучает пути их совершенствования.

    Административно-технические функции выполняет созданный в 1993 г. Секрета-риат (APEC Secretariat) со штаб-квартирой в Сингапуре. Круг обязанностей, исполня-емых Секретариатом, определен в официальном заявлении, утвержденном государ-ствами - членами АТЭС. На основании этого документа Секретариат является основ-ным рабочим органом АТЭС. Руководство Секретариатом осуществляет исполни-тельный директор в строгом соответствии с приоритетными направлениями деятель-ности, установленными на совещании должностных лиц старшего состава (действу-ющих от лица министров).

    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – крупнейшее в мире экономическое объединение, на участников которого приходится около 60% мирового ВВП и примерно половина объёма мировой торговли. АТЭС было образовано в 1989 г. в Канберре (Австралия) по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. АТЭС не имеет устава, поэтому не может называться организацией, в связи с чем действует как международный форум, консультативный орган для обсуждения экономических вопросов. Цели организации – укрепление сотрудничества между странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и обеспечение в нем условий свободной открытой торговли.

    АТЭС объединяет 19 стран (Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Китай, Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония) и две территории (Гонконг, являющийся частью КНР, и Тайвань), поэтому официально его участники называются не странами-членами АТЭС, а экономиками АТЭС. Россия вступила в АТЭС в 1998 г.

    Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 г. главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты лидеров экономик АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности.

    Россия рассматривает АТЭС в качестве одного из важнейших и перспективных институтов интеграции в районе «тихоокеанского кольца». По своему экономико-географическому охвату и «президентскому» формату Форум – самая представительная и не имеющая аналогов в АТР многосторонняя структура диалога и взаимодействия по ключевым вопросам торговли, инвестиций, экономического и технического сотрудничества, а также острейшим общемировым проблемам и вызовам.

    Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона, особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемого Тихоокеанского кольца и Европой. Важнейшей вехой российского участия в АТЭС стало определение Владивостока как столицы саммита в 2012 г.

    10 – 11 ноября 2014 г. в Пекине (Китай) прошла 22-ая ежегодная встреча лидеров экономик АТЭС. По завершении саммита страны-участницы приняли 24-страничную декларацию, в которой содержится множество подробностей о том, как будет развиваться взаимодействие в дальнейшем, например, был разработан план по усилению взаимосвязанности в 2015–2025 гг. Страны АТЭС также в очередной раз подтвердили верность принципу отказа от протекционизма.


    После переговоров между Россией и Китаем было подписано 17 документов, касающихся нефтегазового сектора, гидроэнергетики, совместных инфраструктурных проектов и поставок оборудования. Наряду с уже подписанным договором в мае 2014 г. о поставках газа Китаю через восточный маршрут «Сила Сибири», был подписан меморандум и рамочное соглашение об увеличении поставок газа КНР почти в 2 раза за счет мощностей западного маршрута «Алтай». После реализации всех подписанных соглашений по поставкам природного газа Китай станет импортером российского газа №1 в мире.

    В сфере финансов новых соглашений достиг и российский Внешэкономбанк (ВЭБ). Банк совместно с китайскими партнерами создаст фонд по привлечению частных китайских инвестиций. Помимо создания фонда ВЭБ планирует привлечь несколько млрд. долларов иностранных инвестиций для строительства в России жилья эконом-класса.

    В ходе саммита АТЭС президент США продвигал идею создания Транстихоокеанского партнерства, условия которого полностью не разглашаются, зато просматривается намерение – ограничить дальнейший экономический рост Китая и собрать вокруг себя – и против Китая – все страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

    Транстихоокеанское партнерство, по замыслу организаторов, должно стать международной торгово-экономической организацией с возможным введением зоны свободной торговли в регионе. С такой идеей выступили в 2003 г. Новая Зеландия, Сингапур и Чили. США заинтересовались проектом в 2008 г. Однако ни США, ни другие страны до сих пор не подписали соглашение об учреждении транстихоокеанского партнерства, а ведут переговоры.

    Российский лидер в интервью китайским СМИ выступил против планов США. «Очевидно, что Транстихоокеанское партнёрство – очередная попытка США построить выгодную для себя архитектуру регионального экономического сотрудничества. В то же время полагаю, что отсутствие в составе его участников таких крупнейших региональных игроков, как Россия и Китай, вряд ли позволит выстроить эффективное торгово-экономическое взаимодействие. Оценить, что реально достигнуто в рамках Транстихоокеанского партнерства, пока непросто. Продвижение этой инициативы осуществляется в закрытом режиме даже для бизнеса и общественности самих договаривающихся государств, не говоря уже о других странах», – заявил В. Путин.

    В целом саммит можно назвать удачным – сотрудничество стран АТЭС продолжается и продолжается успешно. Об этом свидетельствуют хотя бы те данные, которые привел в своем выступлении Владимир Путин: «В последние годы расширение торговых связей Азиатско-тихоокеанского региона сопровождалось заметным ростом экономики наших стран. Сегодня на долю АТЭС приходится 37% мировой торговли, значительно улучшились и условия жизни населения. Это тоже факт, который является объективным. Во многом это результат развивающейся в АТР экономической интеграции. В прошлом году в АТЭС пройден качественный рубеж: впервые объемы торговли внутри нашего объединения превысили размеры экспортно-импортных операций с внерегиональными странами. Для сохранения такой позитивной динамики необходимо и дальше углублять торгово-инвестиционное сотрудничество между нашими странами, активнее устранять избыточные административные барьеры, о которых мы постоянно говорим, улучшать доступ на рынки».

    По данным китайской таможенной статистики, товарооборот между Россией и КНР в 2013 г. составил $89,21 млрд, увеличившись на символические 1,1%. Основными статьями российского экспорта до сих пор остаются «минеральное топливо, нефть и нефтепродукты» (67,9% общего объема), древесина (7,1%), рудное сырье (5,3%), цветные металлы (4,3%), а также химическая продукция (3,8%). В свою очередь основными статьями китайского экспорта в Россию по итогам 2013 года стали машинно-техническая продукция (38,0%), химическая продукция (8,4%), «одежда текстильная» (6,8%), «одежда трикотажная» (6,5%), а также обувь (6,1%).