Меню

Консультирует Ресурный центр г.о.Новокуйбышевск. Методики выявления лидеров в детских коллективах методическая разработка (класс) на тему Методика исследования лидерских качеств

Чеснок

Описание хода исследования

мотивация лидерство власть подростковый

Исследование проводилось в течение учебного года в 2 этапа.

Для проведения исследования было опрошено 283 человека. Из них 40 лидеров, из которых 20 мальчиков и 20 девочек. Выборка состояла из школьников старших классов на базе «пилотных» смен школы-интерната для одаренных детей и средних школ 73, 51 и 13.

На первом этапе определялась склонность мальчиков и девочек 9-11 классов к лидерству с помощью методики Е. Жарикова, Е. Крушельницкого на определение лидерских способностей (см. Приложение А, таблица А.1). Основной задачей данного этапа являлось формирование выборки путем выявления лидеров-подростков.

В исследуемую выборку вошли учащиеся 9-11 классов, набравшие по методике «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) больше 36 баллов. Основной проблемой исследования стал тот фактор, что испытуемые набирали в основном 26-35 баллов, то есть средние значения. Данная методика предназначалась для формирования выборки.

На втором этапе старшеклассники опрашивались по 4 различным методикам, в которых устанавливалось:

1) уровень мотива аффилиации (Методика (тест) А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова (мотив аффилиации) (результаты представлены в приложении Б, таблица Б.1);

2) мотивация на избегание неудач (см. Приложение В, таблица В.1);

3) удовлетворенность ведущих потребностей (методика степени удовлетворенности основных потребностей) (см. Приложение Г, таблицы Г.1, Г.2, Г.3, Г.4);

4) важность мотива власти (методика «мотив власти») (см. Приложение Д.1, таблица Д).

Основная задача второго этапа - изучение мотивации лидеров-подростков мальчиков и девочек.

В ходе исследования школьники охотно шли на контакт, задавали вопросы, например, «что значит диллегировать» (в методике «мотив власти») и другие.

Анализ и интерпретация результатов исследования

Результаты по методике «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)»

Данные по результатам проведения методики представлены в приложении А, таблица А.1. Методика показывает склонность к лидерским способностям.

Для проведения исследования необходимо было набрать две выборки: мальчиков и девочек.

Каждая выборка состояла из 20 лидеров. Чтобы набрать необходимое число девочек лидеров-подростков, было опрошено 152 девочек-подростков. И, таким образом по методике на диагностику лидерских способностей только 20 человек набрали показатели выше 36 баллов, из них 13 девочек набрали по 36 баллов, 6 по 37 баллов и 1 - 38 (результаты представлены на рисунке 1).

Рисунок 1. - Соотношение девочек-лидеров к количеству набранных

Чтобы набрать необходимое число мальчиков лидеров-подростков, было опрошено 131 мальчик подросткового возраста. И, таким образом по методике на диагностику лидерских способностей только 20 человек набрали показатели выше 36 баллов, из них 12 мальчиков набрали по 36 баллов, 7 по 37 баллов и 1 - 39 (результаты представлены на рисунке 2).

Рисунок 2. - Соотношение мальчиков-лидеров к количеству набранных

баллов по методике на определение лидерских способностей

Таким образом, можно говорить, что девочки и мальчики-лидеры подростки набирали одинаковое количество баллов по методике. У мальчиков только один человек набрал 39 баллов, в то время как у девочек максимальный балл был 38.

Таким образом, выборки мальчиков и девочек сходны по распределению баллов, что, в свою очередь говорит, об однородностях выборки.

Было опрошено 283 школьника 9-11 классов, из них 131 мальчик и 152 девочки. Таким образом, для формирования выборки было опрошено большее количество девочек, чем мальчиков, что может свидетельствовать о том, что девочек-лидеров в подростковом возрасте меньше, чем мальчиков. Результаты представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. - Соотношение лидеров мальчиков и девочек-подростков к

общему числу испытуемых

По результатам исследования (см. Приложение А) по данной методике можно сказать, что в выборку вошли подростки мальчики и девочки, которые набрали больше 36 баллов. Что свидетельствует о наличие выраженных лидерских качеств. Результаты представлены на рисунке 2 и в приложении А таблица А.1.

Рисунок 4. - Показатели по методике «Диагностика лидерских

способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)»

На рисунке 2 представлены результаты по тесту Е. Жарикова, Е.Крушельницкого на определение лидерских способностей. Все испытуемые набрали от 36 до 39 баллов. В данной рисунке видно, что испытуемые набирали примерно равное количество баллов, ни у кого из опрошенных лидеров мальчиков и девочек подростков не было склонности к диктату (результаты выше 40 баллов).

Слово «психодиагностика» имеет в психологии два основных значения. Одно из них соотносит данное слово с названием соответствующей области научных психологических знаний и исследований, а другое указывает на специфическую область практического применения психологических знаний. Как сфера науки психодиагностика включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека. Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая психодиагностика показывает, как это следует делать правильно и надежно.

В современной психологии применяется немало различных методов психодиагностики.

Вряд ли можно выделить личностные черты, которые во всех ситуациях позволяют безошибочно определить эффективного лидера. Однако есть некоторые черты, достаточно хорошо характеризующие эффективного лидера в целом ряде различных ситуаций. Как правило, лидеры более умны (но не намного более), чем их последователи. Исследования, проведенные Манном и охватывающие период в 57 лет, свидетельствуют также, что лидеры лучше приспособлены к обстановке и к жизни в целом, более склонны доминировать, в большей степени экстровертивны, более мужественны, менее консервативны и имеют большую степень чутья в области межличностных отношений, чем рядовые члены группы. Эти отличия, однако, не велики.

Экспериментальные средства для выявления способностей к руководству (неформальному лидерству), которыми располагают исследователи, весьма немногочисленны и, как правило, требуют нарушения определенных этических норм.

Действительно, для того, чтобы создать сколько-нибудь правдоподобную социальную ситуацию, испытуемых необходимо ввести в заблуждение.

Примером такой ситуации может служить практиковавшийся в армии США OSS-test (Office of Strategical Services) - тест для отбора людей, способных выполнять особые задания в сложных ситуациях.

Испытуемому предлагали руководить сооружением несложной конструкции из специально приготовленных шестов, снабженных системой крепежных узлов. Обязательным условием испытания было именно руководство операциями по сооружению, без личного участия. Контрольное время составляло 10 мин. Для испытуемого создавалась иллюзия свободного выбора себе помощников. Однако помощниками оказывались переодетые ассистенты экспериментатора. По заранее разработанной методике ассистенты создавали чрезвычайно сложные психологические условия для испытуемого. Они внешне ему повиновались, однако пользовались любым предлогом для препирательств между собой, выражали свое недоумение по поводу речевых особенностей «руководителя», его манер и стиля поведения, пытались говорить на посторонние темы, провоцировали дискуссии по выполняемому заданию.

Если «руководитель» не представлялся и не спрашивал их имен, то один из «помощников» замечал, что элементарная вежливость требует знакомства при совместной работе; если «руководитель» очень кратко объяснял задание, то «помощники» жаловались на то, что получают непонятные указания; если, напротив, он пространно излагал свои соображения, то второй «помощник» тут же заявлял, что босс принимает их за идиотов и вообще странно, как ему могли доверить руководство.

Поведение испытуемого во время эксперимента тщательно фиксировалось, последующий анализ позволял выявить степень конформизма, эмоциональной устойчивости, инициативы, а также фрустрационный порог.

Нужно отметить, что с OSS-test справлялось очень незначительное количество испытуемых. 20

Так же широко известна методика «Диагностики лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)».

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств, характерологических черт личности. Такими признаками, как отмечают Е. Жариков и Е. Крушельницкий, могут служить следующие проявления:

 Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.

 Настойчив, умеет разумно рисковать.

 Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.

 Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.

 Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.

 Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.

 Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.

 Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.

 Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.

 Надежен, держит слово, на него можно положиться.

 Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.

 Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.

 Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.

 Оптимистичен, не относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.

 Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.

 Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

 Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Следующая методика «Диагностики склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин)» представляет собой опросник, с помощью которого можно узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства. Однако при этом надо учитывать, что при реальном руководстве человек может использовать другой стиль.

Испытуемому предлагается представить себя в роли руководителя коллектива, ответить, как бы он осуществлял это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике.

В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий - руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно-просветительное и бытовое обслуживание людей и т.д. К профессиям, требующим высокого уровня развития этих качеств, относятся: труд учителя, мастера профтехучилища, тренера, преподавателя, врача, работника клуба, руководителя различных подразделений, научных учреждений и т.д. Успешность профессиональной деятельности этих работников зависит от уровня развития коммуникативных и организаторских способностей и от сформированных на этой основе умений установить взаимоотношения с людьми и организовать их для выполнения поставленных задач.

Таким образом, коммуникативные и организаторские способности являются важными факторами для достижения успеха во многих профессиях типа «человек - человек».

Для решения этих задач разработана методика «КОС». В аббревиатуре методики отражены ее функциональное значение (исследование коммуникативных и организаторских способностей). Авторы данной методики - В.В. Синявский и В.А. Федорошин. В основе разработки - известные проективные методики анкетного типа. Методика «КОС» базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения. Исходя из этого принципа, создан проективный опросник, позволяющий выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей. Особенность проективного метода состоит в том, что испытуемый как бы проецирует свои свойства, особенности своего поведения в ситуацию, предложенную консультантом.

Анкетная часть методики «КОС» предлагает испытуемому вопросы, ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.

Спектр вопросов настолько широк, что по результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей. При построении вопросника были учтены также различные формы отношения опрашиваемых к вопросам. Дело в том, что одни испытуемые могут быть более склонны к утвердительным ответам, другие - к отрицательным. Поэтому вопросы в бланке построены так, чтобы утвердительный ответ на один вопрос имел такое же смысловое значение, что и отрицательный ответ на другой вопрос. В программу изучения коммуникативных склонностей введены вопросы следующего содержания:

а) проявляет ли учащийся стремление к общению, много ли у него друзей;

б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество;

в) быстро ли привыкает к новым лицам, к новому коллективу;

г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых;

д) любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях;

е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми;

ж) легко ли ему даются выступления в аудитории слушателей.

В соответствии с этим было разработано 20 специальных вопросов реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения.

Программа изучения организаторских склонностей учащихся включает вопросы иного содержания:

а) быстрота ориентации в сложных ситуациях;

б) находчивость, настойчивость, требовательность;

в) склонность к организаторской деятельности;

г) самостоятельность, самокритичность;

д) выдержка;

е) отношение к общественной работе, общительность.

На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какой-то мере характеризует организаторские склонности учащихся.

При использовании данной методики нужно помнить что она констатирует лишь наличный уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей в данный период развития личности. Если при обследовании учащегося обнаруживается не очень высокий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, то это вовсе не означает, что они останутся неизменными в процессе дальнейшего развития личности. При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.

Широко используемая социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером .

Инструкция к тесту

Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

Тестовый материал
  1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
  2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
  3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
  4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
  5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?
  6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
  7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
  8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
  9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
  10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
  11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
  12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
  13. Считаете ли вы себя мечтателем?
  14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
  15. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Ключ к тесту

    Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

    Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

    За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае – 0 баллов.

    Интерпретация результатов теста
  • Если сумма баллов оказалась менее 25 , то качества лидера выражены слабо.
  • Если сумма баллов в пределах от 26 до 35 , то качества лидера выражены средне.
  • Если сумма баллов оказалась от 36 до 40 , то лидерские качества выражены сильно.
  • Если сумма баллов более 40 , то данный человек как лидер склонен к диктату.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е.Жариков и Е.Крушельницкий , могут служить следующие проявления:

  • Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
  • Настойчив, умеет разумно рисковать.
  • Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
  • Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
  • Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
  • Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
  • Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
  • Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
  • Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
  • Надежен, держит слово, на него можно положиться.
  • Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
  • Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
  • Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
  • Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
  • Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
  • Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.
Источники
  • Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. C.316-320

Тест КОС-2

Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-). Время на выполнение методики 10-15 минут.

Тестовый материал

1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?

2. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

6. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, легко ли вам отказаться от своих намерений?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли при решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь доказать свою правоту?

29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве) ?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу было принято товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Ключ к тесту

Коммуникативные склонности

(+) да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

(-) нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Организаторские склонности (+) да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

(-) нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Обработка результатов теста

Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру – 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных «КОС-2».

За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже.

Уровни коммуникативных и организаторских склонностей

Сумма баллов 1-4 5-8 9-12 13-16 17-20

Уровень Очень низкий Низкий Средний Высокий Высший

Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.

Источники

Диагностика лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.).

ИНСТРУКЦИЯ: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «Да» или «Нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-« («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому Вы больше всего склоняетесь.

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение, чем вы?

3. Находясь на собрании, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу активность?

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, на занятиях и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

a. будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;

b. возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

17. Какое из двух мнений вам ближе?

a. настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

b. настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать?

a. с покорными людьми;

b. с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью ваших родителей?

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?

a. предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;

b. просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

a. самый компетентный человек;

b. тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

28. Уважаете ли вы дисциплину?

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

a. тот, который все решает сам;

b. тот, который советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы в студенческой организации?

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?

33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?

a. промолчите;

b. будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?

36. Что бы вы предпочли?

a. работать под руководством хорошего человека;

b. работать самостоятельно, без руководителей.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?

a. согласен;

b. не согласен.

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

a. опускаете руки;

b. появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли вы упрёки людям, если они этого заслуживают?

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?

a. введу нужные изменения немедленно;

b. не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

47. Кем бы вы предпочли стать?

a. художником, поэтом, композитором, ученым;

b. выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?

a. могучую и торжественную;

b. тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

Ключ к опроснику.

А, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Испытуемому предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено.

Ключ к тесту

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае - 0 баллов.

Интерпретация результатов теста:

Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.

Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату. .


Методология экспериментального психологич. Исследования
Методология- это учение о структуре логич. организации, методах и средствах науч. Д-ти. Методология- это сис-ма пр-пов и способов организации и построения теоретической и практической Д-ти и учение об этой сис-ме. Методология почти неизменна, она организует и регулирует работу мысли. Методологическое знание выступает в виде предписаний...

Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
Рассмотрение человека как органичной целостности требует единого психодинамического принципа. Адлер вывел его из самой жизни, а именно из того обстоятельства, что жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть в...

Тревожность: анализ и состояние проблемы
Впервые выделил и акцентировал состояние тревоги, беспокойства З. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает на внутренние причины. Изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Прежде вс...