Меню

Анализ работы учителя-логопеда за учебный год. Анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида Анализ работы логопункта доу за год

Все о газоне

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Сайзанак»

с. ХайыраканскийУлуг-Хемскогокожууна

Анализ работы учителя-логопеда

ХууракАйлана Васильевны

на 2015-2016 учебный год

с. Хайыракан

2016 г.

Анализ работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год

Мое жизненное кредо:

«Всегда оставаться в поиске, учить и учиться.

Видеть в каждом ребенке только

доброе начало и уметь раскрывать его»

Направлением работы является «Инновационные формы работ над составлением рассказа», с целью повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Работа по коррекции и развитию речи у детей 6-7 лет с нарушениями речи в 2015-2016 учебном году проводилась в условиях логопедических групп. Работа по коррекции нарушений речи детей в старшей и подготовительной логопедической группе в 2015-2016 учебном году осуществлялась по программе Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной.

В соответствии с поставленной целью, а именно: создание условий для речевого развития детей дошкольного возраста в коррекционно-образовательном процессе. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Организовать коррекционно-развивающую работу с дошкольниками, имеющими речевые нарушения;

Формировать правильное произношение (воспитывать артикуляционные навыки, звукопроизношение, слоговую структуру слова и фонематическое восприятие);

Организовать логопедическое обследование детей, выявить среди них нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.

В соответствии с целью и учетом учебного плана учителя-логопеда осуществлялась по следующим направлениям:

Диагностическое;

Консультативно-профилактическое;

Коррекционно-развивающее;

Методическое

Целью направлений является: устранить дефекты звукопроизношения, создать условия для формирования правильного речевого развития дошкольников.

Диагностическое направление:

В период с 1 по 15 сентября 2015 года проведено логопедическое обследование детей и подготовительной группы и составлена программа коррекционной работы на год. С целью, выявления детей, нуждающихся в профилактической помощи учителя-логопеда. Во время обследования рассмотрели общее звучание речи, разговорную речь, состояние артикуляционного аппарата, слух, общую речевую моторику, слуховое внимание, память, фонематический слух, звуковой анализ, общее развитие речи, составление разрезных картинок, обобщающие понятия, подбор слов – антонимов, грамматический строй речи, словообразование, слоговая структура слов, составление рассказа, пересказа, звукопроизношения. Всего обследовано 27 детей. Из 27 обследованных детей по результатам логопедического обследования выявлены 16 детей с нарушениями речи в звукопроизношениях. Заключение учителя-логопеда по результатам логопедического обследования обсуждено на заседании ПМП консилиума ДОУ, и намечены пути дальнейшей работы с детьми, нуждающимися в логопедической поддержке. На основании результатов логопедического обследования компонентов речи для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей:

  • Фонетический дефект – 3 ребенка;
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 8;
  • Общее недоразвитие речи – 5.

По результатам логопедического обследования в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей было решено проводить с детьми индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.

Консультативно-профилактическое направление: одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком – установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. По результатам логопедического обследования было выступление учителя-логопеда на родительском собрании. Сделаны папки-передвижки, где отражались консультации родителям – «Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду», «Для чего нужны занятия с логопедом?», «Общие движения» (кинезитерапия), «Развитие мелкой моторики», «Портфель в дорогу – что делать летом тем, кто уходит в школу?».

Проводимая коррекционная работа дает положительные результаты. В результате целенаправленной и систематической работы:

У детей развивается интерес к языку, внимание к слову;

Развивается фонематическое восприятие, т. е умение различать фонемы, имеющие сходные характеристики;

Формируются навыки звукового анализа слов (от простых форм к сложным);

Автоматизируются произносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях;

Совершенствуются просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений;

Стимулируется развитие психических функций и операций.

Коррекционно-развивающее направление осуществлялось в виде индивидуальных, и фронтальных занятий. Велось перспективное, календарное планирование занятий, а также индивидуальные занятия с каждым ребенком.Индивидуальные занятия с каждым ребенком проводились 2-3 раза в неделю по 15 мин. На индивидуальных занятиях использовался массаж органов артикуляционного аппарата, постановка и автоматизация, дифференциация звуков. Использовались игровые приемы по развитию фонематического восприятия, звукового анализа, речевого дыхания, психических процессов, проговаривание чистоговорок, скороговорок, дидактических и логопедических игр, упражнения на развитие фонематического восприятия слуха и мелкой моторики, используемые технологии – психогимнастика, прием релаксации «Минута шалости», «Минута тишины». Каждый день совместно с воспитателями группы ведется тетрадь-контакт , в которой фиксировались индивидуальные задания после сна с воспитателем. Велись работы на индивидуальных тетрадей детей, где отражались характеристика индивидуальных затруднений ребенка, фиксировались комплекс упражнений для активизации артикуляционного аппарата.

Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2015-2016 уч.год.Групповые занятия по лексическим темам проводятся 2 раза в неделю по технологиям Н.В. Нищевой «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей речевой группе детского сада для детей с ОНР», и Н.В. Рыжовой «Логопедические занятия с детьми» с продолжительностью 30-35 мин, дыхательные упражнения по Стрельниковой, пальчиковые гимнастики по Крупенчук.

Положительные результаты обучения достигаются благодаря грамотному использованию в коррекционной работе разнообразных методов, способов и приемов обучения, а также привлечение к коррекционной работе воспитателей речевой группы и тесное сотрудничество с педагогом-психологом - совместное выявление детей для коррекции, проведения профилактических мероприятий с детьми, проведения коррекционного воздействия для нуждающихся детей.Каждый день совместно с воспитателями группы ведется тетрадь-контакт, в которой фиксировались индивидуальные задания после сна с воспитателем. Велись работы на индивидуальных тетрадей детей, где отражались характеристика индивидуальных затруднений ребенка, фиксировались комплекс упражнений для активизации артикуляционного аппарата.

Также применялся вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют материал логопедических занятий. Важным моментом являются занятия по заданию логопеда. Работа велась в тесном контакте, в обстановке взаимопонимания и творчества.

В результате коррекционно-развивающей работы исправления звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие связной речи, грамматического строя речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики достигнуто хорошие результаты в речи детей.

В течение года проводилась систематическая работа над коррекцией звукопроизношения и лексико-грамматическим строем речи, развитием связной речи, фонетико-фонематической системы языка, навыков звукового анализа и синтеза. Для закрепления пройденной темы давались дополнительные задания.

Были проведёны логопедическиемониторинги – в ноябре и итоговый в апреле, с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка.

Итоговая диагностика в конце учебного года для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей:

Мониторинг коррекционно-логопедической работы

На 2-ое полугодие 2014-2015 у.г.

По результатам мониторинга выявлены 38% - высокий уровень, 50% - на среднем уровне, 12% - % на низком уровне. Мониторинг проведен по следующим параметрам: звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй речи, связная речь, словарный запас, артикуляционная и мелкая моторики.

Всего дети с нарушениями речи – 16, из них

88% - на хорошем уровне, по всем параметрам развиты на достаточном уровне, т.е. состояние звукопроизношения в результате коррекционного воздействия с использованием различных методов, приемов улучшился, словарный запас соответствует возрастной норме и достаточно развит. Дети сами составляют мини-рассказы по картинкам, мелкая моторика рук в норме, в потоке речи у них иногда заметны искажения и смешения звуков, но сами замечают ошибки и исправляют сами.

12% - низкий уровень. На этом уровне остается 1 ребенок с тяжелыми нарушениями речи. Звукопроизношения нарушенных звуков остаются нарушенными, заметны в речи смешения, искажения и замены звуков, т.е. в потоке речи звуки теряются, речь становится непонятной.

Из всего 12 детей, остаются 4 детей на второй курс: это дети из старшей группы – ЧамзырынАйрат, СундуйНомина, Бай-Кара Ангелина, ДулушСуге-Маадыр.

Графический анализ мониторинга по коррекционно-логопедической работы на 2-е полугодие 2014 – 2015 у.г.

полугодие

полугодие

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Логопедия

Итого

Результаты коррекционной работы на 2015– 2016у.г.

Показатели

Количество детей за учебный год

Число

Общее количество

100%

ОНР

ФФНР

ФНР

Выпускаемые

С хорошей речью

Со значительным улучшением

Без улучшения

В массовую школу с обязательными занятиями в логопункте

В речевую школу

Остались на второй курс

Выбыли в течение года

В ноябре 2015 года участвовали в кожуунном конкурсе стихов среди детей дошкольного возрасте, участвовали дети из речевой группы – Аракчаа Найдан, Тюлюш Намчал в результате заняли первые места по возрастным категориям.

В результате совместной работы учителя-логопеда с воспитателями речевой группы, дети стали хорошо выговаривать все звуки.

Методическое направление

В октябре месяце показала презентацию из опыта работы в Республиканском семинаре по теме «Инновационные формы работ над составлением рассказа» и в апреле месяце выступала с докладом по теме «Использование ИКТ на занятиях логопедии» на Республиканском научно-практическом конференции «Бичелдеевские чтения», была награждена грамотой в номинации «За творческий подход в работе»

В декабре принимала участие на кожунном конкурсе «Лучший специалист года » и заняла 3 место.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу на 2015 – 2016 учебный год, результаты, можно считать, что поставленные задачи в начале учебного года - решены; намеченные цели достигнуты: это такие работы, как

Участие в педагогических советах и семинарах внутри ДОУ

Посещение кожуунных методических объединений старших групп и республиканского учителей-логопедов

Проводилась работа по повышению квалификации:повышение в ТГИП, изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями, работа по самообразованию – подбор и сбор материалов по теме, обмен опыта, участие в муниципальных и региональных конкурсах.

Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр.

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования сайт) и обновления своего сайта.


Анализ работы учителя-логопеда

Главной целью работы в 2013-2014 учебном году являлось оказание квалифицированной помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста, имеющим нарушения устной и письменной речи.

Исходя из цели деятельности логопедического пункта, определены задачи:

¾ осуществление диагностики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста;

¾ развитие у детей подвижности артикуляционного аппарата, произвольного внимания к звуковой стороне речи, фонема тического восприятия, связной речи, психических процессов (внимание, память, мышление);

¾ обогащение словарного запаса;

¾ воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи;

¾ пропагандирование логопедических знаний, проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов.

Работа на логопедическом пункте проводилась в соответствии с целями и задачами, представленными в плане, по четырем направлениям:

¾ организационному;

¾ диагностическому;

¾ коррекционно-развивающему;

¾ просветительно-профилактическому.

Организационное направление

Целью данного направления являлось создание благоприятных условий для процесса коррекции. В разделе организации и оптимизации учебного процесса была запланирована и выполнена следующая работа: к началу занятий был подобран и систематизирован материал; дидактический материал пополнен пособиями для индивидуального пользования, подготовлен раздаточный материал. Велась работа по систематизации диагностического и программного материала:


¾ шел подбор и изучение методической литературы для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы с обучающимися начальной школы в связи с большим притоком детей, имеющих общее недоразвитие речи;

¾ оформлены диагностические материалы для обучающихся, имеющих нарушения чтения и письма.

В сентябре-октябре оформлена документация по логопункту:

1.Составлены списки детей, занимающихся на логопункте. 2.Журнал консультаций. 3. Речевые карты. 4. Исходя из результатов обследования, составлены планы работы на текущий учебный год (перспективный план работы, тематические планирования для занятий в группах, индивидуальные планы работы сформированы по характерам нарушений).

На основе анализа за истекший учебный год определена цель на 2014-2015 учебный год:

продолжить работу над созданием условий по оказанию квалифицированной помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста, имеющим нарушения устной и письменной речи.

Определены следующие задачи:

1. Продолжить работу над коррекцией нарушений устной и письменной речи детей; своевременно предупреждать и преодолевать неуспеваемость обучающихся, обусловленную имеющимися у них отклонениями в речевом развитии.

2. Расширить сотрудничество со специалистами школьным ПМПк, родителями.

3. Продолжить работу по распространению знаний о коррекционно-педагогической деятельности среди родителей и педагогов.

4. Продолжить использование ИКТ в коррекционно-просветительской работе.

Целями моей деятельности в 2013-2014 учебном году являлось совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения. Развитие связной, выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. Устранение недостатков чтения и письма.

I . Диагностика.

Логопедическое обследование проводилось в начале, середине и конце учебного года.

Перед собой ставила следующие задачи :

1. Выявить особенности и трудности в речевом развитии.

2. Определить структуру речевого дефекта.

3. Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.

4. Поставить заключительный речевой диагноз.

Цель: выявить степень сформированности структурных основных компонентов речевой системы (связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизносительная сторона речи, фонематические процессы, слоговая структура слова), состояние общей и мелкой моторики, изучить психические процессы.

При обследовании использовала методики, которые помогают выявить уровень развития учебных навыков, фонематических функций, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, умение ориентироваться на листе бумаги, исходное состояние мелкой моторики пальцев рук.

Перечень методик логопедического обследования:

В работе использовались:

Схемы логопедического обследования ребёнка с ОНР и ФФНР Г.А. Волковой,

- «Альбомы по развитию речи» Т.В. Володиной,

- «Альбом для логопедов» О.Б. Иншаковой,

Логопедические тесты Е. Косинова,

Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка Ю.Соколова,

Методическое пособие Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»,

- «Цветной демонстрационный материал» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и т.д.

В ходе диагностики у детей были выявлены следующие нарушения речи: ФФНР, ОНР 3 уровня.

На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи, на логопедический пункт в начале учебного года были зачислены 63 ребенка (13 чел. из 1 класса, 10 чел. - 2 «А», 12 чел. - 2 «Б», 11 чел. - 3 «А», 10 чел. - 3 «Б», 6 чел. - 4 «А», 1 чел. - 4 «Б»).

С результатами диагностики были ознакомлены учителя, воспитатели.

На основании полученных результатов были составлены: перспективный и календарный планы коррекционно-развивающей работы с детьми, индивидуальная программа коррекции на каждого ребёнка.

II . Консультирование.

В консультативной деятельности ставились и решались следующие задачи:

Оказание помощи воспитателям в выборе методов для осуществления логопедической работы;

В течение 2013-2014 уч. года было проведено 5 консультаций. Было проконсультировано: воспитателей 2 чел., педагогов: 3 чел.

Консультации проводились в индивидуальном режиме. Воспитатели обращались по различным интересующим их проблемам.

Темы консультаций:

Артикуляционная гимнастика.

Выполнение домашнего задания.

Основные этапы нормального речевого развития ребёнка.

Проявление заикания у детей.

Речевые игры.

В ходе консультирования воспитателям и педагогам предлагались результаты логопедических обследований ребёнка, обозначались проблемы речевого развития, давались конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставлялась методическая литература для повышения логопедической компетентности и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком.

III . Коррекционно-развивающая и профилактическая работа с детьми.

Коррекционно-развивающая работа была организована с сентября 2013 года по май 2014 года. В связи с проведённой диагностикой в течение года с детьми проводилась индивидуальная работа и подгрупповая по тематическому планированию.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

Развивать фонематическое восприятие и слух;

Развивать органы артикуляционного аппарата;

Развивать дыхание;

Развивать связную речь;

Обогащать словарь;

Совершенствовать грамматический строй речи;

Вызвать звук;

Автоматизировать звук;

Дифференцировать звук;

Развить психические функции;

Развить мелкую моторику;

Совершенствовать навыки чтения;

Коррекция дисграфии.

Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 мин.

Подгрупповые занятия проводились 1 раз в неделю. Продолжительность подгрупповых занятий 30 - 40 мин.

Для достижения поставленной цели, каждое подгрупповое занятие имело следующую структуру: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, развивающие упражнения, пальчиковая гимнастика, развивающие упражнения, итог занятия.

На индивидуальных занятиях проводились:

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

Постановка или автоматизация (или дифференциация) нарушенных звуков;

Упражнение по развитию дыхания;

Игры на развитие психических процессов;

Работа над связной речи;

Упражнения по развитию фонематических процессов;

Работа по преодолению аграмматизмов при словообразовании и словоизменении.

Эффективность проведённой коррекционно - развивающей работы была отслежена в ходе диагностического исследования. Обобщающие результаты проведённых исследований представлены в таблице № 1.

Обследование речевого развития детей на начало и конец 2013 - 2014 уч. г.

Таблица №1

Обобщающие результаты проведённых исследований.

Уровни развития

Звукопроизношение

Фонематические процессы

Лексика

Грамматический строй речи

Связная речь

Мелкая моторика

Высокий

32%

75%

68%

60%

60%

80%

Средний

40%

56%

16%

28%

20%

12%

28%

12%

28%

12%

Низкий

60%

12%

96%

72%

12%

88%

12%

88%

12%

88%

12%

Для большей дос-товерности и наглядности я сравнила данные двух обследований, сопоставила показатели диагнос-тики уровня речи до проведения коррекционной работы и после нее. В таблице видно, что дети, находившиеся на высоком уровне развития речи, по окончанию обследования показали те же результаты. Дети, находящиеся на низком уровне, повысили результаты, и перешли на сред-ний уровень развития речи, а дети со средним уровнем поднялись на высокий уровень. По результатам этих данных я пришла к выводу о том, что уровень развития речи некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Без улучшений детей нет.

Значительно улучшилось звукопроизношение, грамматический строй речи , пространственная ориентировка , артикуляционная моторика, мелкая моторика.

Состояние фонематических процессов школьников в конце учебного года :

после завершения обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития фонематических процессов было 96 %, в конце года число детей с низким уровнем снизилось до 9 %.

Состояние связной речи школьников в конце учебного года:

после завершения обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития связной речи было 88 %, в конце года число детей с низким уровнем составило 12%.

За период с 2013 - январь 2014 года из общего числа детей (63 чел.), показали высокий уровень речевого развития 6 чел. Результаты коррекционно - развивающей работы следующие: 27 чел. - положительная динамика, 36 чел. - продление курса. Общее количество учащихся, посещающих занятия логопеда, в январе 2014 года составило 36 человек.

Эффективность коррекционной работы за 2013 - 2014 уч. г. наглядно показано в диаграммах № 1 - 2.

Диаграмма речевого развития детей на начало 2013-2014 уч. г.

Диаграмма речевого развития детей на конец 2013-2014 уч. г.

IV . Просветительско-профилактическая деятельность

В конце 2013 г. проводилось открытое логопедическое занятие с подгруппой детей из 6 чел. (учащихся 1-3 классов) на тему: «Весело играем, звуки [р], [р"] закрепляем». Цель: распространение опыта по формированию правильного звукопроизношения у детей младшего школьного возраста. Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, артикуляционной моторики.

V . Повышение квалификации и самообразование.

Изготовила серию игр, презентаций, направленных на коррекцию звукопроизношения.

Обновила демонстрационный и диагностический материал, материал для занятий.

Изучила следующую литературу:

1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и кор- рекции недостатков чтения и письма. М.: АРКТИ, 2007. - 360 стр.

2. Токарь И.Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. М.: Образование плюс, 2005. - 81 стр.

3. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб.: Детство - пресс, 2010. - 80 стр.

VI . Вывод

Запланированная работа на 2013 - 2014 учебный год в полном объеме выполнена.

Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий год.

Положительными моментами в работе считаю следующее:

1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.

2. Расширение просветительско-профилактической деятельности среди воспитателей и педагогов через использование новых форм работы, проведение открытых уроков.

3. Положительный настрой учащихся на проведение дополнительных логопедических занятий, желание детей выполнять задания, интерес к работе логопеда.

4. Хорошо оборудованный кабинет, наличие развивающих пособий, зеркал, доски.

Отрицательными моментами считаю:

Недостаточное количество часов для занятий (10 часов в неделю).

Поскольку наблюдается большое количество детей, желающих дополнительно заниматься и нуждающихся в индивидуальных коррекционных занятиях.

2. Из-за занятости ребят в кружках и секциях порой отсутствует возможность периодического проведения с ними логопедических занятий.

3. Для достижения положительных результатов в работе логопеда необходимо, чтобы ребята ежедневно самостоятельно выполняли комплекс артикуляционной гимнастики, посещали занятия периодично несколько раз в неделю. Но из-за болезни, пропусков занятий по другим причинам, даже уважительным, возможно замедление темпов положительной динамики коррекционного логопедического воздействия, возврат к прежнему уровню речевого развития, допуску прежних ошибок.

4. Билингвизм. Объем словарного запаса детей - инофонов беден.

5. В повседневном общении со сверстниками закрепление неправильного произношения, употребления предлогов и т.д.

6. В младшем школьном возрасте у многих ребят выработались устойчивые привычки разговаривать определенным образом (с акцентом), контроль за движениями языка затруднен (сложно переучить, заставить ребенка в повседневном общении следить за правильным положением языка, губ, темпом речи).

В следующем учебном году я планирую продолжать начатую в прошлом году работу по развитию связной речи и формированию словаря, совершенствовать полученные детьми навыки и умения. Главной целью ставлю перед собой использование и подбор таких материалов для занятий, игр, заданий, которые будут учитывать особенности развития детей - инофонов с ФФН, содержать в себе все вышеперечисленные требования.

Планирую изучать новые источники, методики и т.д.

Оказывать своевременную помощь детям имеющие проблемы в речевом развитии.

Расширять границы просветительско-профилактической деятельности среди педагогов, используя новые современные формы работы.

VII . Перспектива.

Приобретение логопедических пособий.

Оформление кабинета.

Развитие интереса родителей к логопедической работе.

Продолжить изучение проблем речевого развития у младших школьников.

Активно приобщать воспитателей к оказанию помощи в изготовлении пособий для занятий.

Расширять рамки консультаций и просветительско-профилактической работы с педагогами через интерактивные формы деятельности.

Добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых технологий на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Учитель - логопед: _______________________/ Сахарова Н.А.

Анализ работы учителя-логопеда МДОУ ЦРР д/с №5 «Золотая рыбка» Романовой Е.Г. за 2013-2014 учебный год.

Работа по коррекции и развитию речи у детей 6 лет с нарушениями речи в 2013-2014 уч.гг. проводилась в условиях специальной логопедической подготовительной группы. Эта группа была укомплектована детьми, которые прошли ПМПК и были направлены в мае 2012г. сроком на 2 года.

Работа по коррекции нарушений речи детей в подготовительной логопедической группе МДОУ ЦРР д/с № 5 «Золотая рыбка осуществлялась по «Программе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичева, Т.В.Чиркина.

Основная цель коррекционной работе: Оказание помощи в нормальном формировании и дальнейшем развитии речи детей, имеющим какой-либо дефект речи.

Задачи коррекционной работы:

1.Исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка.

2. Предупреждение и устранение различных речевых расстройств методами и средствами специального обучения и воспитания.

3. Организация логопедической помощи, коррекция речевых расстройств.

4. Работа над звуковой и лексико-грамматической стороны речи.

Сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического слуха, звукослогового анализа и синтеза;

Обобщать и активировать словарный запас детей;

Формировать понятие о грамматических категориях;

Развивать творческие способности детей и воображения.

В коррекционно-педагогической работе нужно ставить достойную цель – стремиться к тому, чтобы все способствовало стать ребенку физически, социально и интеллектуально совершенным.

Методы работы:

1. Пальчиковые игры;

2. Артикуляционная гимнастика;

3. Звукоподражание;

4. Проговаривание различных форм слов;

5. Составление и проговаривание различных форм слов (словоизменение: по роду, числу и по части речи);

6. Составление различных слов с заданным слогом - видоизменение;

7. Составление различных конструкций предложений;

8. Игры на развитие восприятия, память и мышления;

Проговаривание слов по слогам,

Доскажи, отгадай слово,

Кто больше знает слов с определенным звуком?

Назови слова по порядку или подбери признаки к предметам?

Повтори название слов в определенной последовательности,

Выбери слова с заданным звуком,

Назови, какой звук повторяется в этих словах.

9. Работа над активизацией словаря:

Однокоренные, родственные слова;

Отгадывание загадок;

Составление предложений и рассказов по картинкам.

10. Проговаривание скороговорок, чистоговорок, пословиц, стихов и рассказов.

11. Упражнения на развитие фонематического слуха:

Выбери звук из слова, текста;

Место звука в слове.

12. Собери разрезную картинку;

13. Выкладывание букв, картинок из палочек, фишек;

14. Составление рассказов по описанию погоды, предметов, праздников. Действий и деятельности людей.

Контингент детей логопедической группы.

Подготовительную логопедическую группу в течение года посещали 16 детей с разными речевыми патологиями:

НСЯ уровня у ребенка с дизартрией -2 чел. (Исмагилов Ж., Кашина М.)

ОНР III уровня у ребенка с дизартрией - 3 чел. (Бобин Д., Спасских К., Шиховцева М.)

ФФНР у ребенка дизартрией - 3 чел. (Помехин А., Недбаев Р., Сытытов Л.)

ФФНР у ребенка с дислалией - 6 чел. (Гордеева А., Лозовая А., Макаров И., Плешивцев С., Симонов Е., Шудренко М.)

ФФНР у ребенка с ринолалией – 1 чел. (Валиахметова А.)

НРСХ, у ребенка у моторной алалией- 1чел. (Кузин И.)

В мае 2014 года дети логопедической группы были выпущены из логопедической группы, и результаты ПМПК таковы:

Всего детей в подготовительной логопедической группе

Детей выпущены из логопедической группы с чистой речью

Детей выпущены из логопедической группы со значительными улучшениями

Дети оставленные на повторный курс обучения в группе.

Дети выбывшие

из логопедической группы в течении года

Кол-во человек

Проценты

100 %

69,2%

30,8%

15,4%

Сведения о повышении квалификации и участии в методической работе за 2013-2014уч.гг.

С декабря 2013года вхожу в состав районной аттестационной комиссии.

Курсы ПК:

Постоянный участник вебинаров на педагогическом портале МЕРСИБО. Сертификаты участника вебинаров.

Самообразовательная работа над темой:

  1. Общедетсадовские темы:
  • «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»
  1. Индивидуальная тема :
  • Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда.

В течение года посетила 4 методических объединения учителей-логопедов ДОУ :

  • Консультации
  • Мастер класс: «Постановка шипящих звуков»
  • Просмотры открытых НОД
  • Участие в методической выставке: «Картотека по постановки звуков»
  • Участие в группе поддержки на конкурсе «Педагог ДОУ»

В течение года мною были проведены беседы с воспитателем на следующие темы:

1. Результаты логопедического обследования. Направления коррекционно – воспитательной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

2. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

3. Загадка как средство развития речи и мышления.

4. Работа по развитию артикуляционной моторики.

5. Развитие лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи

6. Вербальные и невербальные коммуникации.

7. Обогащение словаря детей с ОНР антонимами и синонимами.

8. Развитие внимания и памяти детей.

9. Анализ совместной работы логопеда и воспитателей за учебный год.

Обсуждение рабочих моментов.

Взаимодействия со специалистами ДОУ: с инструктором по физ. развитию, муз. руководителем, психологом, воспитателями групп для детей с НР.

Выступления на родительских собраниях:

  • « Цели и задачи коррекционного обучения в подготовительной логопедической группе для детей с нарушениями речи». Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий.
  • «Подведение итогов коррекционного обучения в подготовительной логопедической группе. Рекомендации родителям на летний период».

Консультации для родителей:

1. Индивидуальные консультации для родителей по результатам логопедического обследования.

2. Как организовать логопедические занятие дома.

3. Зеркальное написание букв

4. Роль родителей в развитии речи детей.

5. Развитие внимания и памяти детей.

6. Игры по развитию словаря.

7.Как помочь ребенку, если забывает, путает, неправильно пишет буквы он?

8. Речевая готовность ребёнка к школе.

Участие Интернет в конкурсах методических наработок:

1. Статья на тему: «Система логопедической работы с применением ускоренной методики коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией» . Диплом лауреата международного фестиваля педагогического мастерства «Аксиус»;

2. Портфолио учителя-логопеда Романовой Елены Григорьевны на сайте детского сада МКДОУ ЦРР детский сад № 5 «Золотая рыбка» г. Пласт.

3. Сайт - Портфолио учителя-логопеда Романовой Елены Григорьевны на сайте , ссылка на портфолио. Сертификат о создании персонального сайта, сертификат на электронное портфолио, благодарность от администратора социальной сети за активное участие в работе сайта (2013 г.); Свидетельство о публикации Конспект НОД по обучению грамоте в в подготовительной к школе логопедической группе. Тема: «Звуки Р-РЬ. Буква Р.»

4. Участие в III Всероссийском творческом конкурсе для детей и взрослых "Талантоха" ("Талантоха - III"), Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе. Тема: «Звуки Р-РЬ. Буква Р. Диплом лауреата

6. Фото на сайте газеты "Вектор образования" Челябинск
7. Электронный педагогический журнал "Большая перемена", материал на Конкурс эссе ко дню учителя "Я - воспитатель!", посвященный дню дошкольного работника: Эссе учителя-логопеда . Диплом участника конкурса.

8. "Талант с колыбели"

Участие во Всероссийском творческом конкурсе для педагогов и родителей «ОТКРЫТАЯ КНИГА - III», электронного портфолио учителя-логопеда . Диплом лауреата конкурса.

10.Клуб логопедов "Логобург" , участие в конкурсе "Лучший логопед - Осень 2013год". Диплом участника конкурса.

11. Портфолио учителя-логопеда Романовой Елены Григорьевны на сайте МААМ.RU . Свидетельство о создании электронного портфолио; Свидетельство о публикации Конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ФФНР «Кот Том идет на день рождения»

12. Публикация на творческом Центре СФЕРА, Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звуки Р-РЬ. Буква Р.»

13. Участие в IХ Всероссийском конкурсе "Творчество умников и умниц". Конспект подгруппового НОД в подготовительной логопедической группе «В гости к лесным друзьям». Диплом победителя конкурса, I место.

Пополнение учебно-методического комплекса:

  • новинки методической литературы
  • пополнение имеющихся и создание новых картотек по коррекционной работе с детьми
  • пополнение консультаций для педагогов и родителей

Пополнение учебно-дидактического комплекс:

  • новые игры и игрушки для работы с детьми
  • пособия для фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

МБОУ « Краснотуранская НОШ им. В.К.Фуги»

Анализ работы учителя- логопеда

за 2015- 2016 учебный год.

В соответствии с утверждённым положением, основной контингент школьного логопункта составляют учащиеся, речевые нарушения которых препятствуют успешному обучению или же ведут к стойкой неуспеваемости по русскому языку, а в некоторых случаях и по другим предметам.

В течение года вся работа велась по направлениям:

  • диагностика (обследование, дифференциальная диагностика речевых нарушений);
  • коррекция нарушений устной речи у учащихся 1- 4 классов;
  • предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у учащихся 2- 4 классов;
  • коррекция чтения и письма, у детей с системным недоразвитием речи;
  • разработка рабочих программ, тематических планов, индивидуальных программ развития (с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка);
  • ведение необходимой рабочей документации по обследованию речи учащихся, занимающихся в школьном логопункте;
  • подготовка результатов диагностики к ПМПк, ПМПК;
  • консультативная работа по вопросам;
  • совместная работа с педагогами школы по выполнению рекомендаций, данных учащимся территориальной ПМПК;
  • методическая работа (участие в работе РМО учителей- логопедов, ШМО, ПМПк, родительский клуб);
  • повышение профессиональной компетенции.

В соответствии с методическим письмом от 14.12.2000 года МОРФ об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения работу свою начала с обследования учащихся первых классов.

Провела специальное углубленное обследование 92 учащихся школы с целью выявления речевых нарушений, препятствующих их успешному обучению. Логопедическая диагностика показала, что учащиеся имеют не только речевые, но и коммуникативные расстройства.

На начало учебного года 16 учеников из первых классов, 11 учеников из вторых классов, 9 учащихся 3 классов, 8 учащихся 4 классов, 6 ребят, обучающихся по адаптированным образовательным программам, для детей с задержкой психического развития, умственной отсталости лёгкой степени, были зачислены на логопедические занятия (в течение учебного года количественный состав изменялся).

В силу речевого дефекта одни испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, у других речевые нарушения могут привести в последующем к проявлению в письменных работах специфических (дисграфических) ошибок. Было скомплектовала 8 подгрупп, по 2-4 ученика. В течение учебного года логопедическую помощь получили 53 учащихся школы.

В подгруппах учащихся с нарушениями письма занятия были направлены на формирование навыков языкового анализа и синтеза (развитие умения анализировать предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки и буквы).

Структура занятий строилась по определенному алгоритму. После этапа «приветствия», выполнялись задания на развитие речемыслительной деятельности, разных видов памяти (слуховой, зрительной, образной), внимания, сукцессивных функций. Развитие мнезиса строила с опорой на слух, зрение, артикулярные кинестезии (проговаривание), тактильные ощущения, мыслительные операции. На каждом занятии уделяла внимание развитию сукцессивных функций, т.к. они являются составной частью базы для формирования письменной речи и чтения. Учащиеся затрудняются выполнять такие задания, как воспроизведение временной последовательности (слова, цифры), неспособны к автоматизации речевых рядов (времена года, дни недели, части суток).

Новый материал объяснялся с использованием идеографического письма, метода мнемотехники для развития описательно-повествовательной речи, мелового рисунка, которые помогали на занятиях создать проблемные ситуации, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.

В процессе занятий проводились упражнения для мелкой моторики пальцев рук, динамические паузы и упражнения на развитие глазодвигательных мышц.

В работе по формированию слогового и звукобуквенного анализа учащиеся моделировали звуковую оболочку слов, предложений, используя цветные фишки красного, синего и зеленого цвета. Далее эта операция переводилась в тетрадь. Учащиеся делали записи в тетрадях ручками синего, зелёного, красного и черного цвета, то есть логопедическая работа по устранению ошибок в письменной речи строилась на основе тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов, коррекцией недостатков эмоционально- волевой сферы.

В процессе логопедических занятий приходилось решать одновременно несколько коррекционных задач:

  • устранение недочётов речевого развития;
  • восполнение пробелов в формировании предпосылок к изучению грамматической темы;
  • упорядочение учебной работы.

У 84% учащихся, посещающих логопедические занятия, отмечается значительная динамика в усвоении отграничения речевых единиц в правильном структурном построении предложения, в умении пользоваться грамматическими связями слов в предложении: согласованием, управлением, в овладении моделями различных синтаксических конструкций простого распространённого предложения.

Для фиксирования коррекционного процесса завела необходимую документацию: журнал учета посещаемости логопедических занятий, составила годовой план работы, перспективные планы для индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися; индивидуальные программы развития на учащихся с особыми возможностями здоровья; разработала новые логопедические карты:

  • для диагностики речевых нарушений у учащихся 3 класса;
  • для диагностики речевых нарушений, осложненных дизартрическим компонентом, для учащихся 3 классов;
  • по выявлению коммуникативных возможностей и потенциала в развитии учащихся со сложной структурой дефекта по речевым пробам Е.А. Стребелевой и И.А.Смирновой.

Выступила с сообщениями по результатам обследования (диагностике) на родительских собраниях в 1 классах; по работе с родителями, имеющими детей с проблемами в речевом развитии, оформила рекомендации и провела консультации.

В дневниках наблюдения за динамикой развития учащихся для учителей школы составила рекомендации по логопедическому сопровождению детей, занимающихся в логопункте и имеющих трудности при усвоении учебного материала по русскому языку. Взаимосвязь с учителями и родителями осуществляла в виде бесед, консультаций, посещение уроков, изучения письменных работ учащихся с последующим их обсуждением.

Сделала фотоснимки фрагментов своих занятий по развитию речи: с использованием мелового рисунка, пальчиковой гимнастики и другие. Изготовила дидактический, раздаточный и занимательный материалы:

«теплые и холодные гласные» буквы по методике Зиновия Гольдина;

«решётки» для упражнений на снятия утомляемости глаз;

оформила стенд в кабинете.

В рамках методической работы на РМО учителей- логопедов познакомилась с организационной и практической стороной деятельности учителей-логопедов других школ, так же выступила с сообщениями по темам: «Качественное сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении – основа успешности в обучении», «Разработка адаптированных рабочих программ для учащихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС», «Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребёнка», «Интеграция в работе учителя- логопеда со специалистами, с целью обеспечения индивидуального, дифференцированного подхода к детям с речевыми нарушениями». Выступила на районном августовском педсовете « Муниципальная стратегия развития образования – условие для изменения содержания образования Краснотуранского района », принимала участие в работе к раевого семинара «Основные направления и перспективы развития современного инклюзивного образования: региональный компонент» , на районном семинаре «От интеграции к инклюзии». В рамках родительского клуба приготовила сообщение для родителей «Коррекция речи и мелкой моторики через различные виды деятельности»; на ШМО классных руководителей выступила с сообщением «Разработка адаптированных рабочих программ для учащихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС». Так же на школьном ПМПк выступила по теме «Результаты эффективности коррекционно – развивающей работы с учащимися, обучающимися по образовательным программам». В рамках реализации ФГОС презентовала для учителей-логопедов района логопедическое занятие с обучающимися 2 классов по коррекции аграмматической формы дисграфии «Предложение. Перелётные птицы». Стала призёром районного конкурса фотографий «Природы чудные мгновения», «ПроОбразование».

В течение учебного года работала над методической темой

« Использование метода мнемотехники для развития описательно-повествовательной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи(3 уровень речевого развития). В рамках повышения профессиональной компетентности изучаю и копирую необходимые для работы статьи из специальных методических журналов.

Проделанная работа требует определить перспективы

на 2016- 2017 учебный год:

  • продолжить участие в семинарах, конференциях и других мероприятиях по проблемам оказания логопедической помощи детям с ОВЗ;
  • пополнять методическую копилку дидактическими, наглядными пособиями;
  • совершенствовать и повышать свой профессиональный уровень;
  • продолжить работу по пополнению методических разработок на сайте школы «Портфолио учителя-логопеда».