Меню

Изменения в налоговом кодексе. Новое в налоговом законодательстве

Все о хостах

Налоговые коррективы и нововведения ожидают россиян с 1 января 2018 года. В текущем году Госдумой РФ были рассмотрены и приняты ряд законопроектов, затрагивающих такие аспекты, как начисление , НДФЛ, налога на имущество, индексация зарплат и прочее. Представляем обзор всех ключевых поправок в налоговом законодательстве, которые, потенциально, могут диктовать налоговые условия в 2018 году.

Что изменится в отрасли НДС с 2018 года?

Потенциальное повышение ставки НДС до 22% с привычного ранее тарифа 18% – этот вопрос сейчас активно обсуждается Правительством РФ, где идея находит своих сторонников и противников. По прогнозам аналитиков, повышение ставки НДС до 22% может быть реализовано ближе к концу 2018 года.

В свою очередь, с 1 октября 2017 года появилась еще одна льготная категория НДС с 0% ставкой – это лизинг медицинских изделий с правом выкупа (поправка к Статье 149 НК РФ). Также, в 2018 году, вероятно, сохранятся и налоговые льготы для отдельных отраслей – сельскохозяйственной промышленности, сферы образования, медицины, финансового сектора.

Изменения по НДФЛ с 2018 года

Во-первых, известно, что с 2018 года ФНС России активно готовит внедрение новой формы 6-НДФЛ, в том числе, и обновленные способы его расчета. Кроме расчета налога, и изменения формата документа (он станет электронным), изменится также и порядок его заполнения.

Во-вторых, в 2018 году в справках 2-НДФЛ появятся новые коды доходов и вычетов.

В-третьих, перспектива повышения ставки НДФЛ с 13% до 15% в Правительстве обговаривается еще с 2016 года, и, по мнению многих аналитиков, данную поправку, в конце 2018 года, скорее всего, примут. Вместе с тем, чиновники предлагают также зафиксировать и размер минимального дохода, который будет освобождаться от уплаты НДФЛ.

Изменения в отрасли страховых взносов с 2018 года

ФНС РФ анонсировала с 1 января 2018 года новую форму расчета по страховым взносам, а также регламент ее заполнения – кроме электронного формата бланка изменятся также отдельные параметры расчета. При этом, использовать обновленную версию нужно будет в отчетных документах за 2017 год.

Тарифы страховых платежей в 2018 году

Согласно принятым накануне поправкам к Ст. 426 НК РФ, до 2020 года в отрасли страховых платежей сохранятся действующие тарифы. 30 % – именно столько будет составлять общий тариф страховых взносов, где 22% – это пенсионные взносы, 5,1% – медицинские взносы, 2,9% – взносы на материнство. Льготное налогообложение продлится в 2018 году, согласно законодательству, для IT-компаний: их общий тариф страховых взносов будет составлять 14%, где 8% –пенсионные взносы, 4% – медицинские, и 2% будет отчисляться на социальное страхование.

Уклонение от уплаты страховых взносов – уголовно наказуемо

В 2018 году неуплата обязательных страховых взносов может обернуться привлечением к уголовной ответственности, речь идет о долгах в крупном и особо крупном размерах – от 5 млн. рублей, возникших у компаний после 10 августа 2017 года. Соответствующие коррективы в уголовное законодательство были приняты Федеральным законом № 250-ФЗ от 29 июля 2017 года. Помимо накладывания крупных штрафов (до 300 тыс. рублей), осужденные могут привлекаться к принудительным работам, лишаться возможности заниматься определенными видами деятельности, и даже отбывать срок в местах лишения свободы.

Как будет исчисляться на имущество физических лиц в 2018 году

В 2018 году россияне будут платить налог на свое недвижимое имущество по новым правилам: согласно коррективам в налоговом законодательстве, этот платеж будет составлять 0,1 % от кадастровой стоимости объекта. В категорию объектов налогообложения будут входить:

    жилые объекты (частные дома, квартиры, комнаты);

    гаражи и паркоместа;

    недостроенное жилье;

    хозяйственные сооружения до 50 кв. м, расположенные на дачных участках.

Устанавливать кадастровую цену недвижимого имущества будут профильные специалисты в привязке к региону, локации объекта, условиям местности, типу конструкции и пр.

Исчисление земельного налога

В 2018 году система исчисления платы за использование земельных ресурсов для россиян будет базироваться на кадастровой стоимости участка и региональном коэффициенте ставки налога. При этом в компетенции местных властей – определение по своему усмотрению налогового коэффициента в пределах 0,1–1,5 процента Различным отраслям экономики могут быть предоставлены специальные налоговые льготы, в зависимости от категорий земель. Аналогично, на местном уровне могут определяться и категории граждан-физических лиц, потенциально претендующих на льготное налогоисчисление.

Повышение МРОТ и индексация заработных плат в 2018 году

Анонсированное ранее повышение размера минимальной зарплаты с 1 января 2018 года до 85% от уровня , зафиксированного во 2 квартале 2017 года на отметке в 11163 рублей, сможет отобразиться в сумме в 9489 рублей.

В то же время, дополнительные меры предусмотрены и в сфере индексации зарплат. Согласно законопроекту, содержащим поправки к Ст. 134 ТК РФ, государство потенциально может обязать компании и учреждения не реже 1 раза в год поднимать уровень заработных плат наемным работникам в связи с проявлениями тенденций к росту цен на товары и услуги для населения. При этом, увеличивать зарплату нужно исходя из инфляционных показателей в каждом конкретном регионе.

Курортный сбор в 2018-2022 годах

С начала 2018 года вводится новый обязательный платеж – курортный сбор будут платить отдыхающие, приезжающие в Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольсий край. До 2022 года, а именно столько будет действовать курортный сбор, эти регионы станут экспериментальными – в Госдуме будут решать вопрос целесообразности сбора во всех регионах РФ.

При этом, размер курортного сбора будет устанавливаться на уровне местных муниципалитетов. Известно, что в 2018 году эта сумма будет на уровне 50 рублей в сутки, а с 2019 года может повыситься до 100 рублей в сутки. Сбор будет входить в стоимость проживания в гостиницах, домах отдыха, пансионатах. Примечательно, что данная мера будет касаться также и тех работников, кто будет приезжать в эти регионы в командировку.

С 2018 года вступают в силу важные изменения в налоговом законодательстве. В статье читайте, что изменилось в НДС, налоге на прибыль, налоге на имущество, УСН, ЕСХН и страховых взносах.

Статья подготовлена по материалам Натальи Сергеевны Боковой, ведущей вебинара « »

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

НДС в 2018 году

Реэкспорт — 0%

С 1 января 2018 года установлена льготная ставка 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта. Такие товары должны быть получены в результате переработки товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны или свободного склада.

Пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ дополняется:

  • товарами, вывезенными в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенными под таможенную процедуру переработки на таможенной территории
  • товарами, (продуктами переработки, отходами или остатками, полученными (образовавшимися) в результате переработки товаров, помещённых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории
  • товарами, вывезенными в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада
  • товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада

Условие — представление документов, предусмотренных в пп. 6 п. 1 ст. 165 НК РФ:

  1. Контракт (копия контракта) налогоплательщика на поставку таких товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС.
  2. Таможенные декларации (их копии), свидетельствующие:
    1. о помещении товаров, ранее ввезенных в Российскую Федерацию, под таможенные процедуры СТЗ, свободного склада или переработки на таможенной территории;
    2. о помещении под таможенную процедуру реэкспорта указанных товаров и (или) товаров, которые изготовлены (получены) из товаров, помещенных под таможенные процедуры СТЗ, свободного склада, или которые являются продуктами переработки, отходами и (или) остатками, полученными (образовавшимися) в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.
  3. Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, приведенных в пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ.

Ставка 0%

С 2018 года налогоплательщики вправе применять ставку 10 или 18% при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта.

От льготы можно отказаться в отношении реализации:

  • товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта;
  • услуг по международной перевозке товаров (пп. 2.1);
  • транспортно-экспедиционных услуг, а также услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для перевозки или транспортировки экспортируемых (реэкспортируемых) товаров (пп. 2.7);
  • работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу РФ, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящиеся за пределами территории РФ (пп. 2.5);
  • работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории РФ из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река — море) плавания или иные виды транспорта (пп. 2.8).

Для использования такого права налогоплательщику необходимо будет представить в налоговый орган заявление не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от нулевой ставки НДС. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением, должен составлять не менее 12 месяцев.

Налогоплательщик вправе не применять налоговую ставку в размере 0% только в отношении всех осуществляемых им операций, предусмотренных абз. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ. Не допускается применение разных налоговых ставок в зависимости от того, кто является покупателем или приобретателем соответствующих товаров, работ или услуг.

Ставка НДС 0% при международных почтовых отправлениях должна быть подтверждена документами (пп. 7 п. 1 ст. 165 НК РФ), которые предъявляются в налоговую — документы об оплате и декларация CN 23.

Реализация лома и отходов чёрных и цветных металлов облагается НДС

Следующее изменение по налогу на добавленную стоимость с 2018 года заключается в том, что удалён подпункт 25 из п. 2 ст. 149 НК РФ.

При реализации на территории РФ налогоплательщиками лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных налоговая база определяется налоговыми агентами исходя из рыночной стоимости реализуемых товаров с учётом налога — т.е. применяется расчетный метод (расчетная ставка) (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Покупатель сможет НДС принять к вычету в том же периоде (п. 12 ст. 171 НК РФ).

На основании п. 5 ст. 174 НК РФ налоговые агенты обязаны представить налоговикам по месту своего учёта соответствующую налоговую декларацию по ТКС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

НДС не уплачивают налоговые агенты, если:

  • сам продавец освобождён от уплаты налога;
  • не является налогоплательщиком НДС.

Тогда в первичном учётном документе делается отметка «Без налога (НДС)».

Продавец самостоятельно уплачивает НДС, если (п. 3.1 ст. 166 НК РФ):

  • лом пойдёт на экспорт;
  • продаётся физическим лицам, не являющимся ИП.

Момент определения налоговой базы (п. 1 ст. 167 НК РФ) - для налогового агента наиболее ранняя из с дат: или день отгрузки товара, или день его предварительной оплаты.

Как указано в п. 5 ст. 168 НК РФ, при реализации налогоплательщиками лома и отходов, а также при получении оплаты в счёт предстоящих поставок таких товаров налогоплательщик составляет счета-фактуры или корректировочные счета-фактуры без учёта сумм налога. При этом в них делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

Принят ряд федеральных законов, которыми подготовлены значительные изменения в Налоговом кодексе. В основном эти изменения вступят в силу с 1 января 2019 года, но есть и те, которые начнут действовать уже в 2018 году. Предлагаем ознакомиться с новшествами, которые необходимо учитывать государственным (муниципальным) учреждениям культуры.

С движимого имущества налог уплачиваться не будет

С 1 января 2019 года движимое имущество не является объектом обложения налогом на имущество. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ в ст. 374 НК РФ.

Таким образом, с указанной даты налогом на имущество будет облагаться только недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не преду– смотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (п. 1 ст. 374 НК РФ в редакции Федерального закона № 302-ФЗ).

Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества (п. 1 ст. 376 НК РФ в редакции Федерального закона № 302-ФЗ).

В связи с этим с 2019 года отпадает необходимость в налоговых льготах и прочих налоговых преференциях, ныне действующих в отношении движимого имущества (исключаются п. 25 ст. 381, п. 2 ст. 381.1, п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

С учетом принятых новшеств учреждениям следует с особой ответственностью подходить к распределению объектов на движимое и недвижимое имущество. Как правило, такое распределение осуществляется в момент принятия объектов имущества к учету. Решение об определении вида имущества принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов, причем оно должно быть обосновано. Сам по себе оформленный протокол заседания комиссии не является правовым основанием для признания объекта движимым или недвижимым имуществом.

При принятии решения члены комиссии прежде всего должны исходить из норм гражданского законодательства об условиях признания вещи движимым или недвижимым имуществом. К таким нормам относятся ст. 130 и 131 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Кроме того, к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Исходя из изложенного правовым основанием для отнесения объекта имущества к недвижимости являются, в частности, следующие обстоятельства:

    наличие записи об объекте в ЕГРН;

    при отсутствии сведений в ЕГРН – наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению (например, для объектов капитального строительства это наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости, разрешений на строительство и (или) ввод в эксплуатацию, проектной или иной документации на создание объекта и (или) о его характеристиках – Письмо ФНС РФ от 02.08.2018 № БС-4-21/14968@).

Ставка НДС поднимется с 18 до 20%

Основная ставка НДС с 1 января 2019 года составит 20% (вместо 18%). Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 303-ФЗ в п. 3 ст. 164 НК РФ.

Госпошлины за регистрацию юрлиц и внесение изменений в учредительные документы можно будет избежать

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 29.07.2018 № 234-ФЗ в п. 3 ст. 333.35 НК РФ, с 1 января 2019 года при направлении в регистрирующий орган электронных документов отменяется госпошлина:

    за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц (в настоящее время размер госпошлины составляет 4 000 руб.);

    за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (800 руб.);

    за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда производится в порядке применения процедуры банкротства (800 руб.).

Таким образом, подав на регистрацию документы в электронной форме, организации смогут прилично сэкономить. Отмена госпошлины связана с привлечением организаций к использованию электронных сервисов и расширением сферы электронного взаимодействия.

Закреплен бессрочный тариф страховых взносов на ОПС

В целях обеспечения стабилизации фискальной нагрузки установлен бессрочный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере:

    22 % в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования;

    10 % свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования.

Такой тариф закреплен в пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ с 1 января 2019 года Федеральным законом № 303-ФЗ.

Согласно действующей редакции данной статьи тариф страховых взносов на ОПС составляет 26%, однако применять его планировалось с 2021 года. В 2018 году основные категории плательщиков уплачивают страховые взносы в соответствии с тарифами, приведенными в ст. 426 НК РФ. Вот такая запутанная схема тарифов существует в настоящее время.

С 2019 года применять тарифы страховых взносов будет намного проще. Статья 426 НК РФ будет исключена. Все основные тарифы будут отражены в ст. 425 НК РФ, и они не будут меняться из года в год.

Бессрочный период применения тарифа страховых взносов на ОПС (22%) будет закреплен и в Федеральном законе от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 03.08.2018 № 306-ФЗ и вступают в силу с 1 января 2019 года).

Отменяются права регионов устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль

С 2019 года регионы будут лишены возможности в общем порядке понижать ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет. Пониженные ставки могут быть введены только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков – резидентов (участников) особой экономической зоны, участников региональных инвестиционных проектов (абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ в редакции Федерального закона № 302-ФЗ).

Пониженные ставки по налогу на прибыль, установленные законами субъектов РФ до 1 января 2018 года, будут применяться налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года. При этом указанные пониженные налоговые ставки могут быть повышены законами субъектов РФ на налоговые периоды 2019 – 2022 годов (абз. 5 добавлен в п. 1 ст. 284 НК РФ Федеральным законом № 302-ФЗ).

Изменения по совершенствованию налогового администрирования

Такие поправки внесены Федеральным законом от 29.07.2018 № 232-ФЗ. В основном они касаются администрирования налогов, взимаемых с физических лиц. Мы приведем лишь те изменения, которые будут интересны налогоплательщикам-организациям.

Право налоговых органов блокировать счета организации с 30 августа 2018 года распространяется на случаи несвоевременной сдачи расчета по страховым взносам.

Ранее такие санкции применялись в случае задержки представления расчета 6-НДФЛ и налоговых деклараций.

Согласно обновленной редакции п. 3.2 ст. 76 НК РФ решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам), в налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

На следующий день после поступления указанных расчетов в налоговые органы блокировка счетов снимается.

При зачете переплаты по налогам в счет недоимки берутся во внимание переплаты, возникшие за последние три года.

Такое уточнение внесено Федеральным законом № 232-ФЗ в п. 5 ст. 78 НК РФ с 30 августа 2018 года.

Согласно новой редакции данного пункта зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

Для осуществления таких зачетов заявления от налогоплательщиков не требуются. Однако это не лишает налогоплательщиков права подавать заявления о зачете излишне уплаченных налоговых сумм в общем порядке.

Новшества, связанные с проведением налоговых проверок

Федеральным законом № 302-ФЗ в ч. 1 НК РФ внесены следующие новшества, связанные с проведением налоговых проверок.

Сокращен срок камеральной проверки на основе декларации по НДС.

По общим правилам камеральная проверка налоговых деклараций осуществляется налоговыми органами в течение трех месяцев со дня их представления (абз. 1 п. 2 ст. 88 НК РФ). При этом по декларации по НДС «камералка» будет проводиться быстрее – в течение двух месяцев. На это указывает абз. 2, добавленный в п. 2 ст. 88 НК РФ. Уточняется, что если до окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, то руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления декларации по НДС.

Конкретизирован предмет повторной выездной налоговой проверки.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, налоговый орган вправе инициировать повторную выездную проверку. Согласно действующим положениям пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ в рамках такой проверки проверяется период, за который представлена уточненная . Изменения, внесенные в данный пункт, определяют, что предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

Установлена обязанность налоговых органов вручать копию протокола допроса свидетеля, привлекаемого в рамках налогового контроля.

В соответствии со ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол. Согласно п. 6, введенному в указанную статью, копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

Уточнен порядок повторного представления документов в налоговые органы.

Сейчас в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении налоговых проверок данного проверяемого лица, а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга. Согласно новой редакции п. 5 ст. 93 НК РФ ранее представленные в налоговые органы документы (информация) независимо от оснований для их представления могут не представляться при условии уведомления налогового органа в установленный срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация).

Предусмотрено право проверяемых лиц знакомиться с материалами проверки до рассмотрения ее материалов.

В силу действующих положений п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась (его представитель), вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений, а именно:

    в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки;

    в течение десяти дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

С учетом изложенного предполагается, что проверяемое лицо знакомится с материалами проверки уже после их рассмотрения.

В новой редакции п. 2 ст. 101 НК РФ прямо установлено право проверяемого лица (его представителя) знакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля до рассмотрения материалов проверки.

Установлен документ, применяемый для оформления результатов проведенных допмероприятий налогового контроля.

До сих пор не было четкого понимания, как должны быть оформлены результаты дополнительных мероприятий налогового контроля. Согласно новой редакции п. 6.1 ст. 101 НК РФ начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о таких мероприятиях, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.

Дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий.

Дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения этим лицом или его представителем (если не предусмотрено иное).

Таким образом, теперь организациям, в отношении которых инициированы дополнительные мероприятия налогового контроля, будет проще понять, в чем суть проводимых мероприятий и каковы претензии проверяющих.

Обобщая рассмотренные поправки в налоговом законодательстве, укажем, что основные изменения вносятся федеральными законами № 302-ФЗ, № 303-ФЗ, № 232-ФЗ и № 234-ФЗ. Согласно этим изменениям с 1 января 2019 года учреждения:

    не будут платить налог на имущество с движимого имущества;

    будут платить НДС по ставке 20 % (вместо 18 %);

    смогут сэкономить на госпошлине за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, если подадут на регистрацию документы в электронной форме.

Новшества, связанные с совершенствованием налогового администрирования и с проведением налоговых проверок, вступают в силу с 30 августа и 3 сентября 2018 года соответственно.

Вклады в имущество хозяйственного общества или товарищества не будут учитываться в составе доходов независимо от целей внесения этих вкладов (подп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ). Условие об освобождении от налогообложения только вкладов в имущество, внесенных в целях увеличения чистых активов, будет изъято из подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Не будут учитываться в составе налогооблагаемых доходов:

  • дивиденды, не востребованные участниками хозяйственного общества или товарищества;
  • суммы распределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества, восстановленные в составе их нераспределенной прибыли.

В то же время появятся в составе налого­облагаемых доходов:

  • суммы полученной концедентом денежной платы по концессионному соглашению * (подп. 37 п. 1 ст. 251 НК РФ). Эти доходы концедентам придется признавать в порядке, установленном для учета субсидий (п. 4.1 ст. 271 НК РФ);
  • плата, полученная за предоставление поручительств (гарантий), если все стороны такой сделки являются российскими небанковскими организациями (подп. 55 п. 1 ст. 251 НК РФ).

* По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать или реконструировать определенное этим соглашением имущество. Право собственности на это имущество принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту).
Кроме этого, концессионер обязуется эксплуатировать указанное имущество, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования этим имуществом. В период использования (эксплуатации) концессионного имущества концессионер вносит плату концеденту (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”).

Будет упразднено применение повышающего коэффициента к норме амортизации энергоэффективных зданий – то есть имеющих высокий класс энергетической эффективности (подп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

В то же время будет разрешено применять до 01.01.2023 повышающий коэффициент, но не выше 3, к норме амортизации основных средств, введенных в эксплуатацию после 01.01.2018 и используемых в сфере водоснабжения и водоотведения – по перечню, который установит Правительство РФ (подп. 4 п. 2 ст. 259.3 НК РФ).

В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, можно будет учесть средства, перечисленные в бюджет субъекта РФ на основании соглашений (договоров) о безвозмездных целевых взносах, заключенных с 01.07.2017 в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике (подп. 48.9 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Налог на имущество организаций

Появится дополнительная особенность по расчету налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему в отношении:

  • жилых домов и жилых помещений, не отраженных в бухгалтерском учете в составе основных средств (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ);
  • недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также недвижимости, не относящейся к деятельности этих организаций в РФ через постоянные представительства (подп. 3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

С 01.01.2018, если в течение календарного года была определена кадастровая стоимость таких объектов, то в течение этого года рассчитывать налог на имущество и авансовые платежи по нему нужно будет по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости этих объектов (подп. 2.1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

Применение льгот по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность (по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 № 600) или высокий класс энергетической эффективности, отнесено к полномочиям субъектов РФ (п. 21 ст. 381 НК РФ). С 01.01.2018 данная льгота будет упомянута в статье 381.1 Налогового кодекса РФ как применяемая только в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.

На прошлой неделе приняты революционные поправки в НК. .

Мы сделали обзор других изменений 2018 года, который уже приняты или будут, с большой вероятностью.

Изменения по заработной плате и НДФЛ

С 2018 года размер МРОТ предположительно составит 9 489 руб. (законопроект прошел первое чтение).

Правительство должно увеличить и детские пособия на коэффициент 1,032. В этом случае с 1 февраля размер пособий будет таким:

  • постановка на учет в ранние сроки беременности — 632,76 руб.;
  • при рождении ребенка — 16 873,54 руб.;
  • по беременности и родам — 43 675,80 руб. (минимум) и 282 493,40 руб. (максимум);
  • по уходу за ребенком до полутора лет — 3 163,79 руб. (минимум на первого ребенка для нетрудоустроенных и ИП), 3795,60 руб. (минимум на первого ребенка для работников со стажем менее двух лет или с низкой заработной платой), 6327,57 руб. (минимум для второго и последующего), 24 536,57 руб. (максимум).
Несмотря на то, что на момент подготовки статьи проект по утверждению повышающего коэффициента находится на стадии рассмотрения, вероятность его принятия крайне высока.
С 2018 года перечень необлагаемых НДФЛ доходов увеличится. Единовременные выплаты адресной социальной помощи за счет местных бюджетов, бюджетов субъектов РФ, федерального бюджета и внебюджетных фондов освобождены от налогообложения (п. 8 ст. 217 НК РФ, ).

В 2018 году форма справки 2-НДФЛ остается прежней, но заполнять ее нужно по-новому: ФНС РФ новые коды для ее заполнения.

Теперь для того, чтобы отразить компенсацию за неиспользованный отпуск, бухгалтер должен указать код «2013», для выходных пособий — «2014», списанный безнадежный долг — «2611».

Изменения по страховым взносам

С 1 января 2018 года должны действовать :
  • на обязательное пенсионное страхование —1 021 тыс. руб.
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 815 тыс. руб.
, уплачиваемые в фонды:
  • Пенсионный фонд — 26 545 руб.
  • Фонд медицинского страхования — 5 840 руб.
Еще одно изменение по страховым взносам — , но пока это проект. Даже если он будет подписан, отчитываться за 2017 год нужно будет пока по старой форме.

Изменения по налогу на прибыль

С 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года для налогоплательщиков, осуществляющих туристско-рекреационную деятельность на территории Дальнего Востока, установлена нулевая ставка по налогу на прибыль.

Для этого должны соблюдаться определенные условия. Приведем лишь два из них:

  • наличие у налогоплательщика в собственности гостиницы и/или иных средств для размещения туристов
  • доля доходов от туристско-рекреационной деятельности должна составлять не менее 90%.
Основание — Федеральный закон от 18 июля 2017 года № 168-ФЗ.

Перечень видов деятельности, попадающих под данную льготу, будет установлено Правительством РФ.

Изменения затронули также состав . Так, с 2018 по 2020 года, в расходы на НИОКР, учитываемые с К=1,5, можно включить затраты на приобретение исключительных прав на изобретения, образцы и полезные модели, которые использовались в процессе разработки.

С 1 января 2018 года в прочие расходы, к которым применяется норматив 75% от расходов на оплату труда, можно отнести страховые взносы.

Изменения по налогу на имущество

С 1 января льготы по налогу на имущество ограничат. Согласно п. 10 ст. 1 налогоплательщики будут вправе применять льготы по имуществу, только если они предусмотрены региональным законодательством.

Речь идет об:

  • имуществе, которое находится на территории российской части дна Каспийского моря;
  • объектах с высокой энергетической эффективностью;
  • движимом имуществе, которое было поставлено на учет после 1 января 2013 года.
В 2018 году изменения коснутся имущество иностранных юридических лиц, которые не осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства.

Речь одет об объектах, налог по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости. В соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2017 года № 286-ФЗ если кадастровая стоимость установлена в середине года, то расчет авансовых платежей и налога на имущество делают за текущий год. Важен день внесения данных в ЕГРН.

Более того, поменялась декларация по налогу на имущество. Это значит, что компании будут заполнять новую форму уже по итогам 2017 года ().

Изменения по спецрежимам

С 1 января 2018 года:
  • утверждена .
Не забываем, что : 112, 5 млн. руб./9 месяцев за 2017 год.

Более того, при расчете единого налога не нужно учитывать:

  • активы в качестве вклада в имущество;
  • дивиденды, от которых отказались участники.
Основание — .

С 1 января 2018 года индивидуальные предприниматели на ЕНВД и/или патенте при расчете единого налога, но не более 18 000 руб. за 1 ККТ.

При этом должны соблюдаться следующие условия:

  • ККТ состоит в реестре контрольно-кассовой техники;
  • регистрация ККТ прошла в период с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года.
Узнайте, .

Изменения по транспортному налогу

необходимо отразить в новой декларации, форма которой утверждена приказом ФНС России от 5 декабря 2016 г. № ММВ-7-21/668.

В новом бланке появились новые строки, которые позволяют отразить платежи по системе «Платон», и тем самым, уменьшить транспортный налог.

Также изменения коснулись второго раздела декларации. Теперь он включает в себя:

  • «Дата регистрации транспортного средства»;
  • «Дата прекращения регистрации транспортного средства (снятия с учета)»;
  • «Год выпуска транспортного средства».

Изменения по торговому сбору

В соответствии с приказом Минэкономразвития от 30.10.2017 № 579 для торгового сбора утвержден .

В 2017 году он составлял 1,237.

Изменения по земельному налогу

Если кадастровая стоимость участка поменялась в связи с изменением вида разрешенного использования или переводом земли в другую категорию, то для расчета налога нужно учитывать день внесения таких сведений в ЕГРН ( ).

Ранее считалось, что изменений кадастровой стоимости земли отражается на расчете налога только начиная со следующего года ().

Показатели для расчета земельного налога за 2017 год необходимо отразить в новой декларации ().

С 2018 года появится новый сбор

Все граждане, которые посетят Алтайский, Краснодарский, Ставропольские края, а также Крым с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года будут платить .

Его размер устанавливают региональные власти.