Меню

«Быт царской семьи в XVII веке. Домашняя жизнь русских царей Развлечение царской семьи

Крыша

Вступление. Общее понятие о княжем дворе в Древней Руси. Двор первых московских князей. Общий обзор древних хоромных построек в Великой Руси. Способы построек, или плотничное дело. Состав деревянного государева дворца. Каменный дворец, воздвигнутый в конце XV века. Его расположение в начале XVI века. История дворца при Иване Васильевиче Грозном и его преемниках. Дворцовые здания в Смутное время, или в Московскую Разруху. Обновление дворца и новые постройки при Михаиле Федоровиче. Новые украшения дворца при Алексее Михайловиче. Распространение и украшение дворца при Федоре Алексеевиче и в правление царевны Софьи. Расположение дворца и его состав в конце XVII ст. Запустение и постепенное разрушение дворцовых зданий в XVIII ст.»

Старый русский домашний быт и особенно быт русского великого государя со всеми своими уставами, положениями, формами, со всею порядливостью, чинностью и чтивостью наиболее полно выразился к концу XVII ст. Это была эпоха последних дней для нашей домашней и общественной старины, когда все, чем была сильна и богата эта старина, высказалось и закончилось в такие образы и формы, с которыми, по тому же пути, дальше идти было невозможно. Москва, сильнейшая из жизненных сил старой Руси, в эту замечательную и любопытную эпоху отживала свой век при полном господстве исторического начала, которое ею было выработано и водворение которого в жизни стоило стольких жертв и такой долгой и упорной борьбы. Политическое единство Русской земли, к которому неизбежно вели московские стремления и предания, являлось уже неоспоримым и несомненным делом и в умах самого народа и для всех соседей, когда-либо протягивавших руку за нашими землями. Представитель этого единства, московский великий государь, самодержец всея Руси, стал в отношении к земству на недосягаемую высоту, о которой едва ли и помышляли наши далекие предки. Ничего соответствующего этому «пресветлому царскому величеству» в древней нашей жизни мы не видим. Правда, идея царя была хорошо знакома нам еще с первых веков нашей истории, особенно когда деятельны были наши связи с Византией. Царь греческий представлялся для нас типом самодержавной, ничем не ограниченной власти, типом высокого и великого сана, к которому доступ сопровождался изумительною для простых глаз торжественностию и обстановкою несказанного блеска и великолепия. Обо всем этом достаточное понятие мы получили еще со времени варяжских походов на Царьград. Понятие это не угасало и в последующие века, распространяемое особенно духовенством, греческим и русским, по случаю частых его сношений с Царьградом. Книжные люди тех веков, обыкновенно тоже церковники, изредка приписывали этот титул и русским князьям из желания наиболее возвысить их сан и значение, по крайней мере, в собственных глазах, из желания сказать наиболее усердного и раболепного в похвалу доброму князю. Позднее, тем же титулом стали мы величать царя Ордынского, потому что как же иначе, т. е. понятнее для всех, могли мы обозначить характер ханской власти и характер его господства над нашею землею. Новое явление мы назвали соответственным ему именем, которое, как представление, давно уже существовало в умах, с которым с давнего уже времени соединялось довольно определенное и знакомое всем понятие. У себя дома, среди своих князей, мы не находили ничего соответственного этому имени. И если иногда обзывали их так, то, как мы упомянули, единственно из особой угодливости и подобострастия, которыми большею частою руководилась в своих похвальных словах наша старинная книжность.

Тип великого князя Древней Руси не был очерчен резко, определенно. Он терялся среди собственного княжеского племени, среди дружинников и вечевых городов, пользовавшихся почти равною самостоятельностью голоса, власти и действий. Черты этого типа пропадают в общем строе земли. Он не вдруг приобретает даже имя великого и просто именуется «князем» с прибавлением изредка титула «господин», что показывало только вообще властное его значение. Книжники, вспоминая апостольское писание, присвоивают ему иногда значение «божьего слуги», который «не напрасно меч носит, но в месть злодеям, в похвалу же добродеям». Именуют его «главою земли»; но это были представления отвлеченные, собственно книжные; в действительной жизни им мало внимали. С именем князя повседневные понятия времени соединяли только значение главного судьи и воеводы, хранителя правды и первого воина земли. Как скоро правда была нарушена поступками князя, он терял доверие, лишался княжества, а иногда и самой жизни. Вообще он был «стражем Русской земли» от врагов внутренних, домашних, и от врагов иноплеменных. За то земля его кормила и он сам не простирал своих видов дальше права на это кормление. Кормление вместе с тем условливало общее владение землею в княжеском племени и, следовательно, личную зависимость князя, хотя бы и великого, не только от родичей, но даже и от дружинников, потому что и те были участниками кормления и общинного владения землею, участниками в оберегании правды и в защите земли от врагов. Понятно, почему великий князь и для земства становился не более как кормленщиком, не главою земли, а главою таких же кормленщиков, вождем дружины; понятно, почему и отношения его к земству были так непосредственны и просты. В те простодушные века очень часто слышались на вечевых сходах оживленные речи и споры, в которых люди веча и князь высказывают какие-то братские, совершенно равные отношения. Не станем говорить о том, насколько в этих оживленных беседах обнаруживается сознательно выработанных определений жизни. Может быть, здесь в большей мере высказывается лишь простодушное и прямодушное наивное детство общественного развития, каким отличается вообще первое время в жизни всех исторических народов.

«А мы тебе кланяемся, княже, а по-твоему не хотим» - вот стереотипная фраза, которою выражалось несогласие с княжескими требованиями и притязаниями, выражалось вообще самостоятельное, независимое решение дела. «Тобе ся, княже, кланяем» значило то же, что «ты себе, а мы себе», что по-твоему не сделается. Князья с своей стороны людей веча не называют ребятами, а обращаются к ним с обыкновенным народным приветом: братье! братья моя милая! - взывает к новгородцам древний Ярослав, прося помощи на Святополка; братья володимерцы! - взывает князь Юрий, прося защиты у владимирцев; братья мужи псковичи! кто стар, то отец, кто млад, той брат! - восклицает Домонт псковский, призывая псковичей на защиту отечества. Все это речи, характеризующие древнейший склад княжеских отношений к земству, выясняющие тип древнего князя, каким он являлся в действительности, в народных понятиях и представлениях.

Какое неизмеримое различие этого типа от другого, который именовался впоследствии великим государем и к концу XVII ст. принужден был запретить земле, под страхом великой опалы, писать ему в челобитных: «Умилосердися, яко Бог» или: «Работаю я холоп ваш вам великим государем, яко Богу». Много нужно было времени, а еще более гнетущих обстоятельств, чтобы жизнь привела понятия массы к такому принижению. Новый тип созидался постепенно, шаг за шагом, под гнетом событий, под влиянием новых жизненных начал и книжных учений, его распространявших и утверждавших.

Несмотря, однако ж, на расстояние, которое отделило каждого земца от «пресветлого царского величества», несмотря на порядки быта, по-видимому, столько различные и чуждые преданиям древности, великий государь, при всей высоте политического значения, на волос не удалился от народных корней. В своей жизни, в своем домашнем быту он остается вполне народным типом хозяина, главы дома, типическим явлением того строя жизни, который служит основою экономического, хозяйского быта во всем народе. Одни и те же понятия и даже уровень образования, одни привычки, вкусы, обычаи, домашние порядки, предания и верования, одни нравы - вот что равняло быт государя не только с боярским, но и вообще с крестьянским бытом. Различие обнаруживалось только в большем просторе, в большей прохладе, с которою проходила жизнь во дворце, а главное только в богатстве, в количестве золота и всяких драгоценностей, всяких цат, в которых, по мнению века, несравненно достойнее представлялся всякий сан, а тем более сан государя. Но это был только наряд жизни, нисколько не изменявший существенных ее сторон, существенных ее уставов и положений и не только в нравственной, но и в материальной среде. Изба крестьянская, срубленная во дворце, для государева житья, убранная богатыми тканями, раззолоченная, расписанная, все-таки оставалась избою в своем устройстве, с теми же лавками, коником, передним углом, с тою же мерою в полтретьи сажени, сохраняя даже общенародное имя избы. Стало быть, жизнь во дворце, по существу потребностей, нисколько не была шире жизни в крестьянской избе; стало быть, тамошние начала жизни находили себе вполне соответственный, наиболее удобный приют в той же избе.

В 1635–1636 гг. государь выстроил для себя и для детей жилые, или покоевые, хоромы каменные, - что в царском быту, для того времени, было новостью, потому что собственно для жилья всегда предпочитались хоромы деревянные, которым старые привычки не изменяли и впоследствии. Может быть, пожар 1626 г. понудил, среди деревянных построек, хотя одно жилье сделать более безопасным. Эти каменные хоромы были воздвигнуты на стенах старого здания, выстроенного еще Алевизом, именно над Мастерскою палатою и над палатами подклетными, которых ряд тянулся далее к церкви Рождества Богородицы. Прежде над этим подклетным этажом алевизовской постройки, между упомянутых двух приемных царицыных палат, Задней и Наугольной, т. е. Золотой Царицыной, стояли Постельные деревянные хоромы, на месте которых и возведены теперь три новых этажа, подлицо с царицыными приемными палатами, с теремом наверху. Верхний этаж с теремом назначен был для малолетних царевичей Алексея и Ивана, что значится и в надписи, сохранившейся над входом доныне. Терем в то время назывался Чердаком и Каменным Теремом, а в начале XVIII века Золотым теремком, отчего и теперь все это здание называется Теремным дворцом. Все здание, таким образом, сохранило тип деревянных жилых хором и служит любопытным и единственным в своем роде памятником древнего русского гражданского зодчества. В его фасаде и даже в некоторых подробностях внешних украшений остается еще многое, что напоминает характер древних деревянных построек. Таковы, напр., каменные ростески и рези в наличных украшениях окон; по рисунку они вполне напоминают резьбу из дерева. Но яснее всего характер деревянных построек, имевший такое влияние и на каменные, раскрывается во внутреннем устройстве здания. Почти все его комнаты, во всех этажах, одинаковой меры, каждая с тремя окнами, что совершенно напоминает великорусскую избу, до сих пор сохранившую это число окон. Таким образом, Теремный дворец представляет несколько изб, поставленных рядом, одна подле другой, в одной связи и в несколько ярусов, с чердаком, или теремом, наверху. Сила потребностей и неизменных условий быта, среди которых жили наши предки, подчинила своим целям и каменное, довольно обширное, строение, которое давало полные средства устроиться по плану более просторному и более удобному для жизни, по крайней мере, по теперешним понятиям. Но само собой разумеется, что оно вполне отвечало тогдашним требованиям удобства и уютности, и мы будем несправедливы, если только со своей точки зрения станем рассматривать и осуждать наш старый быт и все формы, в которых он обнаруживал свои требования и положения. В 1637 г. эти новые каменные хоромы были отделаны окончательно: какой-то конюх Иван Осипов, по ремеслу златописец, наводил уже в это время сусальным золотом, серебром и разными красками на кровлю репьи "да в теж хоромы, во все окна (опроче чердака, т. е. терема) делал слюденые окончины". В то же время, как строились эти хоромы (1635–1636 гг.), с восточной их стороны, над Золотою Меньшею палатою цариц, сооружен был особый домовый храм во имя Нерукотворенного Спасова образа с приделом Иоанна Белоградского, тезоименитого царевичу Ивану. В древности, как мы видели, такие храмы, обозначаемые выражением: что на сенях, составляли одно из необходимейших условий каждого отдельного помещения в царском быту. Сенные, верховые храмы находились и на царицыной половине, также у царевен и у царевичей, почему и постройка нового храма в этой части дворца вызвана была единственно только новым отдельным помещением государевых детей. Площадка между Теремом и новою церковью образовала Передний каменный двор, с которого лестница вниз вела на Постельное крыльцо и запиралась впоследствии золотою решеткою, отчего и церковь Спаса обозначалась: что за Золотою решеткою. Необходимо упомянуть, что и Теремный дворец и церковь Спаса строили русские каменных дел подмастерья, по нынешнему архитекторы, Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларя Ушаков. В одно время с описанными постройками, те же подмастерья выстроили над Куретными дворцовыми воротами новую каменную Светлицу, в которой должны были работать царицыны мастерицы, золотошвеи и белошвеи, со своими ученицами. В последние три года своего царствования Михаил выстроил еще какие-то дворцовые палаты и устроил новые хоромы на Цареборисовском дворе для датского королевича Волдемара, за которого хотел выдать дочь свою Ирину.

Таким образом, царь Михаил в течение тридцати двух лет своего царствования успел не только восстановить старый дворец, но и увеличил его новыми каменными и деревянными постройками, выраставшими по мере размножения царской семьи и развития потребностей быта, который, несмотря на силу предания, мало-помалу все-таки двигался далее, вперед, предваряя в некоторых, хотя и мелочных, отношениях приближавшуюся реформу. Его сыну, царю Алексею Михайловичу, оставалось немного дела в отношении основных сооружений. И действительно, в его царствование мы не встречаем особенно значительных построек на царском дворе. Он возобновлял большею частию старое, переделывал и украшал по своей мысли здания, построенные предками или его отцом. В первое время, когда ему было всего 17 лет, в 1646 г., то есть спустя год по смерти отца, он построил себе новые Потешные хоромы, которые тогда срубил дворцовый плотник Васька Романов. Из других построек упомянем о более значительных. Так, в 1660 г. была возобновлена дворцовая палата, построенная, может быть, при Михаиле, в которой помещался Аптекарский приказ и Аптека. Каменных дел подмастерье Вавилка Савельев делал в ней окна и двери и под старые своды подводил новые своды, а знаменщик, т. е. рисовальщик, Ивашка Соловей писал стенное письмо. Палата эта стояла недалеко от церкви Рождества Богородицы. В 1661 г. вместо старой Столовой избы государь выстроил новую и великолепно украсил ее резьбою, золоченьем и живописью в новом заморском вкусе, по вымыслу инженера и полковника Густава Декенпина, который под именем вымышленика выехал к нам в 1658 г. Резные, золотильные и живописные работы исполняли уже в 1662 г. также иноземные мастера, большего частию поляки, призванные в Москву во время польской войны, именно резчики, вырезавшие окна, двери и подволоку (плафон): Степан Зиновьев, Иван Мировской с учениками, Степан Иванов и живописцы: Степан Петров, Андрей Павлов, Юрий Иванов. В том же 1662 г., апреля 1-го, на именины царицы государь справил широкое новоселье в этой Столовой. Подобным же образом была украшена и новая Столовая царевича Алексея Алексеевича, построенная в 1667 г. В 1668 г. ее расписывали живописцы: Федор Свидерский, Иван Артемьев, Дорофей Ермолин, Станислав Куткеев, Андрей Павлов; а резали ученики упомянутых выше мастеров, из которых Иван Мировский размеривал для резьбы и живописи подволоку. Так же, впоследствии, украшены были и новые Постельные хоромы, выстроенные царем в 1674 г. На трех плафонах этих хором государь велел написать притчи пророка Ионы, Моисея и о Эсфири. В 1663 г. каменных дел подмастерье Никита Шарутин починил на дворце, в Верху у государя, соборную церковь Спаса Нерукотворенного Образа и трапезу сделал наново. Без сомнения, трапеза была распространена против прежней, потому что домовый храм Спаса, при царе Алексее, жившем в теремных покоях, стал соборным и в этом значении заменил для царского двора древние соборы Спасо-Преображенский, Благовещенский и Сретенский. Около того же времени, вероятно, произведены были переделки и возобновления в теремном здании. В 1670 г. Передний верхний двор, или площадка, находившаяся между этими покоями и церковью Спаса, была украшена медною вызолоченною решеткою, запиравшею вход с лестницы, которая вела в Терем с Постельного крыльца. Любопытно, что эта прекрасная решетка, сохранившаяся и доныне, была перелита из медных денег, выпущенных перед тем в народ и наделавших столько неудовольствий, убытков, смут и казней.


ФГБО УВПО

ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

Курсовая работа по НХК

Домашний быт русских царей и народа в 16-17 века

Выполнил:

студент группы «РТК-12-1»

Алексеев П.Г.

Руководитель:

Дудоладова М.М.,

преподаватель, аспирант.

Введение3

1. Домашний быт русских царей 4

1.1. Государев двор или дворец 4

1.2. Обычный день 7

1.3 Выходной день 9

1.4 Рождество 11

2. Быт русского народа 12

2.1 Быт 16-17 века 12

2.2 Праздники 15

2.3 Прогресс русского народа 16-17 века 16

2.4 Влияние церкви 17

2.5 Перемены в области культуры 19

Заключение 20

Список использованной литературы 21

Приложение 22

Введение

Цель моей курсовой работы : Закрепить и углубить теоретические знания в области повседневности средневековой Руси. В данной работе я соединяю рассказ о царях и народе для соотношения высшего и среднего слоя общества и влияния друг на друга.

Задачи :


  1. Изучить литературу по повседневности Средневековой Руси.

  2. На основе прочитанного материала раскрыть особенности жилого пространства

  3. Раскрыть роль государя его обязанности и особенности повседневной жизни.

  4. Раскрыть особенности культуры простого народа

  5. Узнать о достижениях русского народа

  6. Изучить влияние власти на культуру и быт русского народа
К началу XVI века определяющую роль во влиянии на культуру и быт русского народа играло христианство. Оно сыграло положительную роль в преодолении суровых нравов, невежества и диких обычаев древнерусского общества. В частности, нормы христианской морали оказывали огромное влияние на семейную жизнь, брак, воспитание детей. Правда богословие придерживалось тогда дуалистического воззрения на разделение полов - на два противоположных начала – «доброе» и «злое». Последнее олицетворялось в женщине, определяя ее положение в обществе и семье.
Нормы поведения, семейные устои, нормы морали в XVI-XVII вв. ассоциируются с таким понятием как – «домострой». «Домострой» – это домоводство, собрание полезных советов, поучений в духе христианской морали. В семейных же отношениях домострой предписывает главе семьи наказывать детей и жену в случае непослушания.

^ Актуальность темы: я считаю, что данная тема очень актуальна. У любого человека кроме родителей должна быть родная история, родная земля, родной язык, родная культура. Но самым главным из этих корней является родная история.

Почему же сегодня так важно знать и изучать историю. Да потому, что, не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее. Только через историю можно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру.

^ Глава 1. Домашний быт русских царей

1.1 Государев двор или дворец

Великокняжеские хоромы, как древнейшие, так и строенные во времена

царей, можно рассматривать как три особых отделения. Во-первых, хоромы

постельные, собственно жилые, или, как их называли в XVII в., покоевые. Онибыли не обширны: три, иногда четыре комнаты, служили достаточным помещениемдля государя. Одна из этих комнат, обычно самая дальняя, служилаопочивальней царю. Рядом с ней устраивалась крестовая или моленная. Другая,имевшая значение современного кабинета, называлась комнатой. И, наконец,первая именовалась передней и служила в качестве приемной. Передней внынешнем понятии служили сени.Княжнина половина, хоромы государевых детей и родственников ставились отдельно от жилых хором государя и, с небольшими изменениями, во всемпоходили на последние.Ко второму отделению государева дворца относились хоромы не покоевые,предназначенные для торжественных собраний. В них государь, следуятогдашним обычаям, появлялся только в торжественных случаях. В нихпроходили духовные и земские соборы, давались праздничные и свадебныегосударевы столы. Что же касается названия, они были известны как столовыеизбы, горницы и повалуши.К третьему отделению принадлежали все хозяйственные постройки, которыетоже назывались дворцами. Известны дворцы конюшие, житный, кормовой (он жеповаренный), хлебный, сытный и т.д. Что же касается великокняжеской казны,состоявшей обычно из золотых и серебряных сосудов, драгоценных мехов,дорогих материй и тому подобных предметов, то великий князь, следуя весьмадревнему обычаю, сохранял эту казну в подвалах или подклетах каменныхцерквей. Так, например,тказна Ивана Грозного хранилась в церкви св. Лазаря,а его супруги, великой княжны Софьи Фоминичны – под церковью ИоаннаПредтечи у Боровицких ворот.

Что касается внешнего вида, дворец в конце XVII столетия представлял

чрезвычайно пеструю массу зданий самой разнообразной величины, разбросанныхбез всякой симметрии, так что в конкретном смысле дворец не имел фасада.Здания теснились друг против друга, возвышались одно над другим и ещебольше увеличивали общую пестроту своими разнообразными крышами в видешатров, скирдов, бочек, с прорезными золочеными гребнями и золоченымимаковицами наверху, с узорчатыми трубами, сложенными из изразцов. В иныхместах возвышались башни и башенки с орлами, единорогами, львами, вместофлюгеров.

Войдем теперь внутрь хором. Все, что служило украшением внутри хоромили составляло их необходимую часть, называлось нарядом. Существовало двавида наряда: хоромный и шатерный. Хоромный еще назывался плотничьим, т.е.оттесывали стены, потолки и стены обшивали красным тесом, делали лавки,подати и проч. Этот простой плотничий наряд получал особую красоту, есликомнаты убирались столярной резьбой. Шатерный же наряд состоял из уборкикомнат сукном и другими тканями. Большое внимание уделялось потолкам.

Существовало два вида украшения потолков: вислый и слюдяной. Вислый –деревянная резьба с рядом навесных деталей. Слюдяной – убранство слюдой срезными украшениями из жести. Украшение потолков сочеталось с украшениемокон. Пол настилали досками, иногда мостили дубовым кирпичом.Перейдем теперь к меблировке комнат. Основные комнаты царской половиныбыли: Передняя, Комната (кабинет), Крестовая, Опочивальня и Мыленка. Мнехотелось бы остановить свой взгляд на опочивальне, потому что эта комнатаимела самое богатое убранство по тем временам. Итак, опочивальня. Главнымпредметом убранства постельной комнаты была кровать (постеля)Кровать соответствовала прямому значению этого слова, т.е. она служилакровом и имела вид шатра. Шатер расшивался золотом и серебром. Завесы былиотделаны бахромой. Помимо завесов, в головах и в ногах кроватипривешивались застенки (род драпировки). Застенки тоже вышивались золотом исеребряным шелком, украшались кистями, на них изображали людей, зверей иразные диковинные травы и цветы. Когда в XVII в. пошла мода на немецкуюфигурную резьбу, кровати стали еще более красивыми. Их стали украшатькоронами, венчавшими шатры, гзымзами (карнизы), шпренгелями, яблоками и

пуклями (род шара). Вся резьба по обыкновению золотилась, серебрилась,расписываясь краской.

Такую кровать можно посмотреть в Большом Кремлевском дворце, и хотя,та кровать относиться к более позднему времени, но идея, в общем, отражена.

Цены на царские кровати колебались от 200р. до 2р. Два рубля стоила

разборная походная кровать, обшитая красным сукном – аналог раскладушки.Самая дорогая и богатая кровать в Москве семнадцатого столетия стоила2800р. и была послана Алексеем Михайловичем в дар персидскому шаху. Этакровать была украшена хрусталем, золотом, слоновьей костью, черепаховымпанцирем, шелком, жемчугом и перламутром. Если так богато устраивались кровати, то не с меньшей роскошьюубиралась и сама постель. Причем для особых случаев (свадьба, крестины,рождение ребенка и т.д.) существовала своя постель. Итак, постель состояла:х/б тюфяк (бумажник) в основании, взгловья (длинная подушка во всю ширинупостели), две пуховые подушки, две маленькие пуховые подушечки, одеяло,покрывало, под кроватью стелился ковер. К кровати приставлялись колодки.Они нужны для того, что бы залазить на ковер. Причем застеленные кроватибыли настолько высоки, что без этих приступных колодок залезть на кроватьбыло тяжело.

У многих существует представление, что опочивальни тех времен были

увешаны иконами. Это не так, для молебна служили крестовые комнаты, которыевыглядели как маленькие церкви из-за количества икон. В опочивальне же былтолько поклонный крест.


    1. ^ Обычный день

День государя начинался в комнатном или покоевом отделении дворца. А

конкретнее говоря, ранее утро заставало государя в Крестовой, с богато

украшенным иконостасом, в котором уже до появления государя зажигалисьлампады и свечи. Государь вставал обыкновенно в четыре часа утра.Постельничий подавал ему платье. Умывшись в Мыленке, государь тот же часшел в Крестовую, где его ждали духовники. Священник благословлял государякрестом, утренняя молитва начиналась. По совершении молитвы, котораядлилась обычно около четверти часа, выслушав заключительное духовное слово,читавшееся дьяком, государь посылал особо доверенного человека к государынепроведать о ее здоровье, узнать как почивала?, потом сам выходилздороваться. После этого они вместе слушали заутреннюю. Между тем вПередней собирались окольничие, думные, бояре, ближние люди «челом ударить

государю». Поздоровавшись с боярами, поговорить о делах, государь в

сопровождении придворных шествовал в часу девятом в одну из придворныхцерквей слушать позднюю обедню. Обедня продолжалась часа два. После обеднив Комнате, царь слушал в обыкновенные дни доклады и челобитные изанимался текущими делами. После того, как бояре разъезжались, государь(иногда с особо приближенными боярами) шел к столовому кушанью, или обеду.Несомненно, праздничный стол разительно отличался от обыкновенного. Но дажеобеденный стол не шел в никакое сравнение со столом государя во времяпоста. Набожности и аскетичности в соблюдении постов государями можно былотолько удивляться. Например, царь Алексей во время поста ел только 3 раза внеделю, а именно в четверг, субботу и воскресенье, в остальные дни ел покуску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил пополстакана пива. Рыбу он ел только 2 раза за весь семинедельный Великийпост. Даже, когда не было поста, он не ел мясного по понедельникам, средам

и пятницам. Впрочем, несмотря на такое постничество, в мясные и рыбные дни,за обыкновенным столом подавалось до 70 разнообразных блюд. После обедагосударь обычно ложился спать и почивал до вечера, часа три. Вечером водворе снова собирались бояре и прочие чины, в сопровождении которых, царьшел к вечерне. Иногда после вечерни также слушались дела или собираласьДума. Но чаще всего время после вечерни до вечернего кушанья царь проводилв кругу семьи. Царь читал, слушал бахарей (рассказчики сказок и песен),играл. В числе самых любимых развлечений царей были шахматы. О силе этойтрадиции говорит тот факт, что при Оружейной палате состояли особые мастера-шахматники.

Вообще развлечения того времени не были так бедны, как мы думаем. При

дворе существовала особая Потешная палата, в которой всякого рода потешникизабавляли царское семейство. В числе этих потешников были скоморохи,гусельники, домбрачи. Известно, что при дворовом штате были дураки-шуты – уцаря, дурки-шутихи, карлицы и карлики – у царицы. Зимой, особенно попраздникам, царь любил смотреть медвежье поле, т.е. бой охотника с дикиммедведем. Ранней весной, летом и осенью царь нередко выезжал на соколинуюохоту. Обычно эта потеха

длилась целый день и сопровождалась особымритуалом.День царя оканчивался обычно также в Крестильной, так же 15-минутной

вечерней молитвой.


    1. ^ Выходной день
К обедне государь выходил обыкновенно пешком, если было близко и

позволяла погода, или в карете, а зимою в санях, всегда в сопровождении

бояр и прочих служилых и дворовых чинов. Великолепие и богатство выходнойодежды государя соответствовали значению торжества или праздника по случаюкоторого делался выход, а также и состоянию погоды в тот день. Летом онвыходил в легком шелковом опашне и в золотой шапке с меховым околом, зимою– в шубе и лисьей шапке, осенью и вообще в ненастную погоду – в суконнойоднорядке. В руках всегда был посох единороговый или индийский из черногодерева. Во время больших празднеств и торжеств, каковы были Рождество,Богоявление, Светлое Воскресение, Успение и некоторые другие государьобличался в царский наряд, которому принадлежали: царское платье, царскийстановый кафтан, царская шапка или корона, диадема, наперстный крест иперевязь, которые возлагались на грудь; вместо посоха царский жезл. Все это

блистало золотом, серебром, драгоценными каменьями. Башмаки, которыенадевал государь в это время, были также богато вынизаны жемчугом иукрашены каменьями. Тяжесть этого наряда была без сомненья оченьзначительна, и поэтому в подобных церемониях государя всегда поддерживалистольники, а иногда ближние бояре.Вот как описывает подобный выход итальянец Барберини (1565г.): «Отпустя послов, государь собрался к обедне. Пройдя залы и другиедворцовые покои, он сошел с дворового крыльца, выступая тихо иторжественно, опираясь на богатый серебряный вызолоченный жезл. За нимследовало больше восьмисот человек свиты в богатейших одеждах. Шел онпосреди четырех молодых людей, имевших от роду лет тридцать, сильных и

рослых: это были сыновья знатнейших бояр. Двое из них шли впереди его, адвое других позади, но в некотором отдалении и на ровном расстоянии отнего. Все четверо были одеты одинаково: на головах у них были высокиешапки из белого бархата с жемчугом и серебром, подбитые и опушенные кругомрысьим мехом. Одежда на них была из серебристой ткани до ног, подбита онабыла горностаями; на ногах были белье сапоги с подковами; каждый нес наплече большой топор, блестевший серебром и золотом».


    1. Рождество
В сам праздник Рождества Христова государь слушал заутреню в Столовойили Золотой палате. Во втором часу дня, в то время как начинали благовест клитургии, он делал выход в Столовую, где ожидал пришествия патриарха сдуховенством. Для этого Столовая наряжалась большим нарядом, сукном иковрами. В переднем углу ставилось место государя, а подле него креслопатриарха. Патриарх в сопровождении митрополитов, архиепископов, епископов,архимандритов и игуменов, приходили к государю в Золотую палату славитьХриста и здравствовать государя, принося с собой целовальный крест и святуюводу. Государь встречал это шествие в сенях. После обычных молитв, певчиепели государю многолетие, а патриарх говорил поздравление. Затем патриарх

шел таким же порядком славить Христа к царице, в ее Золотую палату, а потомпо все членам царской семьи, если они не собирались у царицы. Отпустя патриарха, государь в Золотой или в Столовой облекался в

царский наряд, в котором и шествовал в собор к обедне. После литургии,

переменив царский наряд на обыкновенное выходное платье, государь шел водворец, где потом в Столовой или Золотой палате приготовлялся праздничныйстол. Так Этим оканчивалось праздничное торжество. В день Рождества царь не садился за стол без того, чтобы не накормитьтак называемых тюремных сидельцев и пленных. Так в 1663 г. в этот праздник

на большом тюремном столе кормлено было 964 человека.

Глава 2. Быт русского народа

^ 2.1 Быт 16-17 века

Долгое время у русских народов была большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковым линиям. Отличительными чертами большой крестьянской семьи являлось коллективное хозяйство и потребление, общее владение имуществом двумя и более самостоятельными брачными парами. У городского же населения семьи были меньше и состояли, как правило, из двух поколений родителей и детей. Семьи феодалов были обычно малыми, так сын феодала, достигнув 15 лет, должен был служить государеву службу и мог получить как свой собственный отдельный поместный оклад, так и пожалованную вотчину. Это способствовало ранним бракам и выделению самостоятельных малых семей.

С введением христианства браки стали оформляться через обряд церковного венчания. Но традиционный христианский свадебный обряд сохранялся на Руси еще примерно в течении шести-семи веков. Церковные правила не оговаривали препятствий для вступления в брак, кроме одного: «бесноватость» жениха или невесты. Но в реальной жизни ограничения были довольно жесткими, прежде всего в социальном отношении, которые регулировались обычаями. Закон формально не запрещал феодалу жениться на крестьянке, но фактически это случалось очень редко, так как класс феодалов представлял собой замкнутую корпорацию, где браки поощрялись не просто с лицами своего круга, а с ровней. Вольный человек мог жениться на крепостной, но должен был получить разрешение у барина и уплатить определенную сумму по договоренности. Таким образом, и в древне, и в городе браки могли совершаться, в основном, только внутри одного класса-сословия.

Расторжение брака было весьма затруднительным. Уже в раннем средневековье развод разрешался лишь в исключительных случаях. При этом права супругов были неравны. Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга. В позднем средневековье (с XVI века) развод разрешался с условием пострижения в монахи одного из супругов.

Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз. Торжественный обряд венчания совершался, обычно, лишь при первом браке. Четвертый брак категорически запрещался.

Новорожденного ребенка надлежало крестить в церкви на восьмой день после крещения именем святого этого дня. Обряд крещения считался церковью основным, жизненно важным обрядом. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение. Ребенка, умершего не крещенным, церковь запрещала хоронить на кладбище.

Следующий обряд – «постриги» - проводился год спустя после крещения. В этот день кум или кума (крестные родители) выстригали у ребенка прядь волос и дарили рубль. После подстрижек праздновали именины, то есть день того святого, в честь которого был назван человек (позже стал называться «днем ангела»), а потом – день рождения. Царские именины считались официальным государственным праздником.

В эпоху средневековья чрезвычайно велика была роль главы. Он представлял семью в целом во всех ее внешних функциях. Только он имел право голоса на сходках жителей, в городском вече. Внутри семьи власть главы была практически неограниченной. Он распоряжался имущества и судьбами каждого из его членов. Это касалось даже личной жизни детей, которых он мог выдать замуж или женить против воли. Церковь порицала его только в том случае, если он доводил их при этом до самоубийства. Распоряжения главы семьи должны были выполняться беспрекословно. Он мог применять любые наказания, вплоть до физических. «Домострой» - энциклопедия русского быта XVI века - прямо указывал, что хозяину следует бить в воспитательных целях жену и детей. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением.

Внутри усадебный семейный быт был долгое время сравнительно замкнутым. Однако простые женщины - крестьянки, посадские - вовсе не вели затворнический образ жизни. Свидетельства иностранцев о теремном затворничестве русских женщин относится, как правило, к быту феодальной знати и именитого купечества. Их редко выпускали даже в церковь.

Сведений о распорядке дня людей в средневековье осталось немного. Трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две - обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон, затем вновь начиналась работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.

Общественный быт включал проведение игр и забав - как военных, так и мирных, например, взятие снежного города, борьбу и кулачный бой, городки, чехарду и т.п.. Из азартных игр получили распространение игра в кости, а с 16 века - в карты, привезенные с запада. Любимым развлечением царей и знати была охота.

2.2. Праздники

С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение, Троица и другие, а также седьмой день недели - воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам, работать в праздничные дни считалось грехом. Однако беднота работала и по праздникам.

Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приемами гостей, а также праздничными церемониями, которые устраивались преимущественно во время церковных праздников. Один из главных крестных ходов устраивался на Крещение - 6 января ст. ст. В этот день патриарх освящал воду Москва - реки, а население города совершало обряд Иордани (омовения святой водой). По праздникам устраивались и уличные представления. Бродячие артисты, скоморохи, известны еще в Древней Руси. Кроме игры на гуслях, дудках, песен представления скоморохов включали акробатические номера, состязания с хищными животными. В скоморошью труппу входили обычно шарманщик, гаер (акробат), кукольник.

Праздники, как правило, сопровождались общественными пирами - братчинами. Однако расхожие представления о беспробудном пьянстве русских явно преувеличены. Только во время 5-6 наиболее крупных церковных праздников населению разрешалось варить пиво, а кабаки являлись государственной монополией. Содержание частных кабаков строго преследовалось.

^ 2.3. Прогресс русского народа в 16-17 века

Расширялись не только исторические, но и географические знания людей средневековья. В связи с усложнением административного управления выросшей территорией Русского государства стали составляться первые географические карты («чертежи»). Этому же способствовало развитие торговых и дипломатических связей России. Русские мореплаватели внесли большой вклад в географические открытия на Севере. К началу XVI века ими были обследованы белое, Студеное (Баренцево) и Карское море, открыто много северных земель - острова Медвежий, Новая Земля и др. Русские поморы первыми проникли в ледовитый океан, создали первые рукописные карты обследованных северных морей и островов. Они одними из первых освоили Северный морской путь вокруг Скандинавского полуострова.

Определенный прогресс наблюдался в области технических и естественно - научных знаний. Русские мастера научились производить довольно сложные математические расчеты при строительстве зданий, были знакомы со свойствами основных строительных материалов. При постройке зданий использовались блоки и другие строительные механизмы. Для добычи соляных растворов применялось глубокое бурение и прокладка труб, по которым жидкость перегонялась при помощи поршневого насоса. В военном деле было освоено литье медных пушек, получили распространение стенобитные и метательные орудия.

^ 2.4. Влияние церкви

В XVII веке роль церкви во влиянии на культуру и быт русского народа усилилась. В то же время государственная власть проникала всё больше и больше в дела церкви.

Целям проникновения государственной власти в церковные дела должна была служить реформа церкви. Царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви и ограничению ее привилегий и земель, необходимых для обеспечения энергично создававшегося дворянского войска.

Общерусская церковная реформа была проведена на Стоглавом соборе, названном так по сборнику его постановлений, состоявшему из ста глав («Стоглав»).

На первый план в работах Стоглавого собора были выдвинуты вопросы внутри церковного порядка, прежде всего связанные с жизнью и бытом низшего духовенства, с отправлением им церковной службы. Вопиющие пороки духовенства, небрежное выполнение церковных обрядов, к тому же лишенных какого-нибудь единообразия - все это вызывало в народе отрицательное отношение к служителям церкви, порождало вольномыслие.

Продажа церковных должностей, взяточничество, ложные доносы, вымогательства стали столь распространенными в церковных кругах, что Стоглавый собор вынужден был принять ряд постановлений, несколько ограничивающих произвол как высших иерархов по отношению к рядовому духовенству, так и последнего по отношению к мирянам. Пошлина с церквей отныне должна была собираться не десятниками, злоупотреблявшими своим положением, а земскими старостами и десятскими священниками, назначаемыми в сельских местностях.
Своими постановлениями Стоглавый собор пытался наложить печать церковности на всю народную жизнь. Под страхом царского и церковного наказания запрещалось читать так называемые «отреченные» и еретические книги, то есть книги, составлявшие тогда почти всю светскую литературу. Церкви предписывалось вмешиваться в повседневный быт людей - отвращать от брадобрития, от шахмат, от игры на музыкальных инструментах и т.д., преследовать скоморохов, этих носителей чуждой церковности народной культуры.

^ 2.5. Перемены в области культуры

Одним из наиболее крупных достижений XVI века явилось книгопечатание. Первая типография появилась в Москве в 1553 году, и вскоре здесь были напечатаны книги церковного содержания. К числу наиболее ранних печатных книг относятся «Триодь постная», изданная около 1553г., и два Евангелия, напечатанные в 50-х гг. 16 века.

В 1563г. организация «государева Печатного двора» была поручена выдающемуся деятелю в области книгопечатания в России Ивану Федорову. Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем 1 марта 1564г. он выпустил книгу «Апостол», а в следующем году «Часовник». С именем Ивана Федорова мы связываем и появление в 1574г. в Львове первого издания российского Букваря.

Под влиянием церкви было создано и такое своеобразное произведение, как «Домострой», окончательная редакция которого принадлежала протопопу Сильвестру. «Домострой» - это кодекс морали и житейских правил, предназначенных для зажиточных слоев городского населения. Он пронизан проповедями смирения и беспрекословного подчинения властям, а в семье - повиновения домовладыке.

Для возросших потребностей Русского государства нужны были грамотные люди. На созванном в 1551г. Стоглавом соборе был поставлен вопрос о принятии мер к распространению просвещения среди населения. Духовенству предложили открыть школы для обучения детей грамоте. Обучали детей, как правило, при монастырях. Помимо этого среди богатых людей было распространено домашнее обучение.

Напряженная борьба с многочисленными внешними и внутренними врагами способствовали возникновению в России обширной исторической литературы центральной темой, которой, являлся вопрос о росте и развитии русского государства. Наиболее значительным памятником исторической мысли рассматриваемого периода были летописные своды.

Одним из крупных исторических произведений этого времени является Лицевой (т.е. иллюстрированный) летописный свод: он насчитывал 20 тыс. страниц и мел 10 тыс. прекрасно выполненных миниатюр, дающих наглядное представление о различных сторонах русской жизни.

В 1553-54 годах был построен храм Иоана Предтечи в селе Дьякове (неподалеку от села Коломенского), исключительный по оригинальности декоративного убранства и архитектурного замысла.

Заключение

Церковь очень сильно влияла на культуру и быт русского народа, поэтому государство в своих целях, осуществления реформ, все больше проникало в дела церкви, что предписывало вмешательство в повседневный быт людей.

В тяжёлых условиях средневековья культура всё же достигла больших успехов в различных областях. Составляются первые географические карты, развиваются торговые дипломатические связи. Русские мастера научились производить сложные математические расчёты при строительстве зданий. В 16 веке появилось книгопечатание. Открылись школы для обучения грамоте.

Таким образом, жизнь русского человека в эпоху средневековья хотя и была сравнительно однообразной, но далеко не исчерпывалась производственной и социально политической сферами. Не смотря на все домашние заботы и тяготы семейной жизни, у русского народа также были праздники, свои обычаи, время на отдых и веселье.

На первый взгляд современная жизнь с ее молниеносным темпом, развитыми коммуникациями, многочисленными средствами информации с интернетом и всеохватным телевидением, широким участием населения в политическом процессе мало похожа на неторопливую жизнь наших предков в XVIXVII веке. Однако её основы (государственная служба, традиции семейных отношений, устройство дома, привычки или то, что называется повседневным укладом), закладывалось именно в те далёкие времена. И знание этих основ существенно расширяет кругозор современного человека


Список литературы


  1. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. / Г.Я. Таратоненков / М.: 1998г.

  2. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / М. Забылин / Симферополь.: 1992г.

  3. Забелин / И.Е. Домашний быт русских царей в 16 и 17 столетиях.

Приложение

Царь Михаил Федорович

Церковная книга 16-17 век

Ферязь - верхняя распашная одежда

Отличие Царский быт отличался
от крестьянского
необыкновенной
пышностью и богатством.
Все в нем - расскошные
дворцы, дорогие одежды,
огромный штат
придворных и прислуги подчеркивало особое
положение "Государя вся
Руси", стоящих высоко не
только над простым
народом, но даже и над
дворянами и боярами.

Царская резиденция и хозяйство

У царя был государев двор.
Государев двор был официальной
царской резиденцией, где жил и
работал государь. Хозяйство
царского двора состояло из
хлебного двора - где выпекали всю
мучную продукцию; кормового
двора, который служил царской
кухней; сытного двора - ведал
царскими напитками; животного
двора, где хранились большие
запасы зерна; конюшенного двора,
где хранилось все необходимое для
пышных царских выездов. Всем этим
хозяйством занимался Приказ
Большого Дворца. Существовал
также царский дворец. Состоял
царский дворец из четырех комнат в
три окошка каждая: сени, передняя,
престольная, опочивальня. Во
дворце царь проводил большую
часть своего времени, как рабочего,
так и свободного от дел. Здесь
имелось все необходимое для
царского труда и отдыха.

Царские обязанности

Цари по своему положению
обязаны были участвовать во
многих общегосударственных
праздниках и придворных
церемониях. В дни больших
православных праздников Рождество Христово,
Крещение, Вербное
воскресенье, Пасха - государь
облачался в полный царский
наряд. Появление царя перед
народом всегда напоминало
грандиозный спектакль,
которому придавалось важное
значение. Торжественные
выходы и выезды государя
были обязательной частью
многих праздников и
придворных церемоний.

Развлечение царской семьи

Цари не только
занимались
государственными
делами и участвовали в
пышных придворных
церемониях, они любили
развлечься охотой:
зверовая охота - с
собаками, соколиная
охота - с птицами, а при
Алексее Михайловиче
еще и театром.

Царская женитьба

Особое место в жизни государя
занимала женитьба. в невесте
ценились прежде всего красота и
здоровье. Первым делом проходил
выбор невесты, затем проходили
царские смотрины и, выбрав царицу,
шла подготовка к свадьбе, венчание
и свадебный пир. Царская женитьба
на Руси рассматривалась как
событие большой государственной
важности, ведь царица должна была
родить наследника престола,
будущего царя. В русском обществе
17 века женщина находилась в
зависимом положении от мужчины.
даже царица в этом отношении не
составляла исключения, проживая
во дворце на положении
затворницы. Главное
предназначение царицы состояло в
том, чтобы подарить государю
наследника престола. Если царица
не способна была родить мальчика,
ее не ожидало ничего хорошего.

Рождение наследника царского престола

Рождение наследника престола
было событие огромной
важности и в документах того
времени называлось
"государевой всемирной
радостью". Крестины
родившегося проходили либо в
Чудовом монастыре Кремля,
либо в Успенском соборе.
Совершал их благовещенский
протопоп. Крестными
родителями обычно
становились родственники царя
или царицы. День рождения в в
царском быту, как в
крестьянском, не праздновали.
Его заменяли именины. В этот
день царь угощал духховенство,
бояр особым, именинныи
пирогом с сыром или маком.

Забавы и воспитание царских детей

Царские дети, как и все
прочие, любили играть,
игры в старину называли
потехами. Царевны играли
главным образом в куклы.
У мальчиков были другие
игры и игрушки: потешные
мячи, пистолетики, луки,
стрелы, барабаны,
лошадки.
Воспитание царских детей
проходило во дворце под
присмотром нянек,
"мамок", "дядек".
Образование будущего
царя сводилось в основном
в обучении грамоте и
письму.

Царский пир»горой»

Во дворце часто устраивались пиры.
Пировали в христианские
праздники, в дни семейных
торжеств. Богатые столы
устраивались по случаю венчания
на царство, избрания патриарха,
приемов иностранных послов.
Царские пиры чаще всего проходили
в Грановитой палате Кремля - самом
большом зале Дворца. Царские
застолья были очень
продолжительными, иногда по шесть
и более часов и завершались далеко
за полночь. рассаживались за
столом все, соблюдая старинный
закон местничества. Царские гости
могли отведать за один вечер 150200 блюд. Разнообразие напитков на
царских пирах поражало не меньше,
чем еды. На Руси издревле пили
пиво, меды, квасы. Русские Цари , (Иван грозный, Михаил Алексеевич, Алексей Михайлович...) до Петра Первого жили по своему русскому царскому этикету. Рассмотрим день жизни Алесея михайловича Романова.

Для самого Царя, для Царицы и для царских детей хоромы были разные и жили все отдельно. Царь в своих хоромах имел сени, переднюю комнату, рабочую комнату, крестовую комнату и опочевальню. Царица имела на одну комнату меньше, у неё не было рабочей комнаты. Хоромы Царя, Царицы и детей соединялись коридорами. Разумеется у всех были и отдельные прислуги.

Царский день начинался так. Просыпался Царь в 4.00 утра, к нему входил слуга-постельничий и помогал Царю помыться и одеться. Царь спал один в своей опочевальне, а царица одна в своих хоромах. Из опочевальни Царь следовал в Крестовую комнату, это была Царская домашняя Церковь. Там Царя уже ждал личный духовник и священники, которые уже ждали служить Царю молебен. Вся комната была в иконах, свечах и лампадах. В середине комнаты всегда клали новую икону, святого дня. Ежедневно с разных монастырей России, там где бывал престольный праздник, приносилась икона праздника из того монастыря для Царя, а так же свеча из того монастыря, просфора и святая вода. Так что просфоры и святая вода в доме Царя были ежедневно из разных монастырей. Когда Царь входил в крестовую комнату, тогда начинался молебен. Длился он не долго, минут 15. Потом Царь подходил целовать икону святого этого дня, духовник Царя окроплял святой водой и подавал просфору.

После молебна Царь посылал слугу в хоромы Царицы, чтобы узнать о здоровье Царицы, не болела ли она ночью и если она здорова, может ли он придти в её хоромы и навестить её. Царь всегда ждал ответ от гонца, в ожидании он слушал чтение слова поучения от дьяка и потом уже отправлялся в гости к Царице. Царица ждала Царя в передней комнате или столовой. Царь и Царица каждое утро здоровались в покоях Царицы и тогда уже вдвоём отправлялись в общую домашнюю Церковь отслушать обедню, которая служилась специально для Царя и Царицы.

Пока Царь молился в его хоромы собирались бояре. При появлении Царя все бояре должны были кланяться в ноги Царю. Если Царь кому-то уделял внимание словом или снимал шапку перед кем-то, то это была особая милость и тогда в ноги царю тот человек кланялся много раз, бывали случаи и до 30 раз.

К 9.00 утра, Царь, Царица и бояре торжественно шествовали в собор, для того чтобы присутствовать на Литургии. В соборе Царь проводил 2 часа, а если это был праздник то и 5-6 часов. Во время литургии проделывал до 1500 земных поклонов.

После литургии Царь и бояре шли в Царскую рабочую комнату. Царь садился и бояре стоя перед царём отчитывались о государственных делах. Ни один боярин не имел права садиться на приёме у Царя и только по пятницам Царь сзывал заседание боярской думы для решения гос.вопросов и тогда все бояре сидели вместе с Царём, но поодаль от Царя.

В 12.00 Царю надо было обедать. Если Царь на обед приглашал боярина или гостя, тогда обед проходил в хоромах Царя без присутствия Царицы. Если Царь ни кого не оставлял на обед, то он обедал с Царицей по предварительной договорённости в своих хоромах или хоромах Царицы. Если Царь желал, то на этот обед приглашал старших детей. Если у Царского ребёнка был День рождение или именины то готовился семейный обед. Такой обед готовился в хоромах Царицы и туда приглашался Царь и за столом собирались все дети.

К столу царя Алексея Михаиловича подавались всегда самые простые блюда, ржаной хлеб, немного вина, овсяная брага или легкое пиво с коричным маслом, а иногда только одна коричная вода. Но и этот стол никакого сравнения не имел с теми, которые государь держал во время постов. Великим постом царь Алексей обедал только три раза в неделю, а именно: в четверг, субботу и воскресенье, в остальные же дни кушал по куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по стакану полупива. Рыбу он кушал только два раза в Великий пост и соблюдал все семь недель поста... Кроме постов, он ничего мясного не ел по понедельникам, средам и пятницам; одним словом, ни один монах не превзойдет его в строгости постничества. Можно считать, что он постился восемь месяцев в году, включая шесть недель Рождественского поста и две недели других постов. Правда, когда постов не было, Царю подавалось на обед до 70 блюд, но не надо думать, что он всё съедал, он блюда передавал боярам, как милость со своего стола.
Подавались сначала холодные и печенья, разное тельное, потом жареное, и затем уже похлебки и ухи или ушное.

Стол Царю накрывал Дворецкий и Ключник. Накрывали скатерть, ставили соль, хрен, горчицу, хлеб. В соседней комнате такой же стол Дворецкий накрывал и себе. Царя кормили следующим образом. Прежде чем кушанье подать Царю, его ел повор, который потом передавал блюдо ключарю, ключарь нёс блюдо в хоромы Царя, а рядом с ним следовал Стряпчий, который должен был следить за блюдом и охранять его. Вначале блюдо ставили на стол Дворецкому, он пробовал и решал можно ли нести его дальше Царю. Дальше в хоромы блюдо нёс Стольник и у края стола передавал его Крайчиму, который пробовал блюдо перед Царём и ставил его на стол. Только тогда мог кушать Царь. Так же было и с вином. Позади Царя стоял слуга-чашник и весь обед в руках держал кубок с вином. Когда Царь требовал вина, Чашник наливал из кубка в чашу, отпивал с чаши и ставил чашу перед Царём.

После обеда Царь на часа три уходил спать.

К вечеру в его рабочей комнате собирались бояре, встречали отдохнувшего Царя все шли в домашнюю церковь на служение вечерни.

После вечерни Царь приглашал к себе детей. Царь с детьми читал жития святых. Часто он приглашал 100 летних старцев и с детьми слушал их опытные рассказы о жизни и путешествиях по Руси, приглашались для разговора так же блаженные и юродивые. Все шли в потешную палату, там у Царя были шуты. Пелись песни, были и танцы, играли музыканты, Царь с детьми играл в игры - жмурки, а со старшими в шашки или шахматы. Потехи как правило были зимой, а летом их часто заменяла охота.

После потех, царь отправлялся ужинать. А после ужина вновь шёл в крестовую комнату на минут 15 совершить вечерние молитвы. После молитвы Царь шёл спать и до постели его сопровождал и помогал раздеться Постельничий. Постельничий был обязан спать в царской опочевальни около Царя и охранять Царский сон. В опочевальню мог входить только Постельничий, а так же Стряпчий и два Стольника, это всегда были самые приближённые люди Царя. Ни Дворецкий, ни Ключарь, ни дети, ни даже Царица без разрешения Царя входить в опочевальню не могли, впрочем как и Царь не мог войти в опочевальню Царицы у которой там были свои приблежённые прислуги.

Относительно верхней одежды летом Царь выходил из дворца в легком шелковом опашне (длиннополом кафтане) и в золотной шапке с меховым околом; зимою — в шубе и в горлатной (меховой) лисьей шапке; осенью и вообще в ненастную, мокрую погоду — в суконной однорядке. Под верхнею одеждою был обычный комнатный наряд, зипун, надеваемый на сорочку, и становой кафтан. В руках всегда был посох единороговый, из кости единорога, или индейский из чернаго дерева, или простой из карельской березы. И те и другие посохи были украшены дорогими каменьями. Во время больших праздников и торжеств, каковы были Рождество Христово, Богоявление, неделя Вербная, Светлое Воскресение, Троицын день, Успение и некоторые другие, государь облекался в наряд царский, к которому принадлежали: царское платье, собственно порфира, с широкими рукавами, царский становой кафтан, царская шапка или корона, диадема или бармы (богатое оплечье), наперсный крест и перевязь, возлагаемые на грудь; вместо посоха, царский серебряный жезл. Все это блистало золотом, серебром и дорогими каменьями. Самые башмаки, которые надевал государь в это время, были также богато вынизаны жемчугом и украшены каменьями. Тяжесть этого наряда без сомнения была очень значительна, и потому в подобных церемониях государя всегда поддерживали под руки стольники, а иногда и бояре из ближних людей.

На всех выходах из дворца в числе царской свиты находился постельничий с разными предметами, которые требовались на выходе и которые несли за постельничим стряпчие, именно: полотенце или платок, стул с зголовьем или подошкою, на котором садился государь; подножье, род ковра, на котором становился государь во время службы; солношник или зонт, защищавший от солнца и дождя, и некоторые другие предметы, смотря по требованию выхода.

Зимою государь выезжал обыкновенно в санях. Сани были большия, нарядныя, то есть раззолоченныя, расписанныя красками и обитыя персидскими коврами. У его саней, по сторонам места, где сидел государь, стояли знатнейшие бояре, один справа, другой слева; у саннаго передняго щита стояли ближние стольники, также один с правой стороны, а другой с левой; около государя за санями шли бояре и прочие сановники. Весь поезд сопровождался отрядом стрельцов, в числе ста человек, с батогами (палочками) в руках «для тесноты людской Царским Возницею или кучером в этом случае бывал стольник из ближних людей.

Накануне Великих Церковных праздников Царь в 5.00 выходил на улицу Москвы для общения с бедными людьми и всем подавал милостыню. Часто Царь отправлялся и в тюрьмы

Самый дорогой гость у Царя, это был конечно же Патриарх Московский. Патриарх всегда гостем приходил в Рождество Христово. Всегда к приходу Патриарха убиралась отдельная Столовая изба. Всё застилалось коврами, ставилось два трона, для Царя и Патриарха. Приглашались все бояре. Царь выходил сам встречать Патриарха в сени и брал благословение у Патриарха.

Ни одна государыня в других странах не пользовалась таким уважением подданных, как царица Русская. Никто не смел не только говорить свободно о царице, но даже, если бы случилось, и смотреть на ея особу.

Когда она садится в карету или выходит из нея, все кланяются ей до земли. Из тысячи придворных едва ли найдется один, который может похвалиться, что он видел царицу или кого-либо из сестер и дочерей государя. Даже и врач никогда не мог их видеть или коснуться до голого тела, даже пульс доктор слушать был обязан через платок. В церковь Царица выходяит по особой галлерее, со всех сторон совершенно закрытой. Во время пеших выходов на богомолье царицу скрывали от народных глаз суконныя полы, носимыя со всех сторон ея шествия. Удаленная таким образом от мужского общежития, царицы, конечно, не участвовали ни в каких общественных или торжественных собраниях среди мужского чина, где первенствовал сам государь.

Царица не входила в государственные дела, но занималась благотворительностью. Молилась, встречалась с женщинами Руси, шила бельё маленьким детям, занималась свадебными делами придворных, в свободное время играла в карты, гадала. Царица организовывала домашние праздники Из лиц государственных она имела права принимать только Патриарха, а так же епископов и боярских жён. Быт Царицы ни чем не отличался от быта Царя. Только все слуги были женщины и девушки, а приблежённые Царицы, стольники были мальчики не достигшие совершеннолетия.. ..

.