Меню

Новый год для православных. Церковный календарь: праздник Новолетие

Стены

Православие ищет золотую середину и меру во всем, уверен иерей Андрей Чиженко.

Ответ, наверное, возможен такой: «Можно, если осторожно». Отметим, что в традиции нашего народа и частично в церковной у нас три Новых года.

Первый Новый год в богослужебном употреблении называется церковное новолетие. Он празднуется 1 сентября по старому стилю (14 сентября н. ст.). Данное церковное установление имеет историческое основание.

Во-первых, древние иудеи праздновали Новый год 1 сентября, и именно в этот день Христос вошел в синагогу своего родного города Назарет и прочитал слова пророка Исаии: «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя… проповедати лето Господне приятно» (Лк. 4:18, 19).

Во-вторых, потому что именно 1 сентября 313 года святой равноапостольный император Константин Великий одержал победу над своим противником Максентием, после чего государь византийский специальным документом – Миланским эдиктом – даровал христианам свободу исповедовать свою веру. Со времен Первого Вселенского Собора 325 года принято праздновать Новый год именно 1 сентября (ст. ст.). Потому годовой круг праздников и богослужений в Православной Церкви начинается 1 сентября.

Примечательно, что у древних славян, зависевших во многом от климата и природы, новый год начинался с марта, когда природа начинала пробуждаться от зимней спячки.

Второй Новый год 1 января ст. ст. (14 января (н. ст.) был утвержден в Российской империи указом Петра Первого в 1700 году. Этот календарь получил название «юлианского», потому что он впервые был введен Юлием Цезарем на территории Римской империи в 45 году до Рождества Христова.

Сейчас кроме Православной Церкви, оставшейся на юлианском летоисчислении, общество живет уже по третьему календарю – григорианскому, введенному Папой Римским Григорием XIII в 1582 году.

Таким образом, мы видим, что в различные эпохи человечество, включая и наш народ, праздновало Новый год в различное время. С одной стороны, это было связано с общественно-историческими предпосылками, с другой – с попыткой более точно приспособиться к движению Солнца, Луны и других небесных светил.

С точки зрения Нового года как праздника, Церковь, конечно же, его не запрещает. Ранее – по юлианскому календарю – праздновать его было удобнее: Рождество Христово, окончание поста и потом уже Новый год, именуемый сейчас старым Новым годом. Но большевики, конечно же, из-за противоборства Церкви и в силу антирелигиозных кампаний ввели в 1918 году на территории союзных республик григорианский календарь. И теперь Новый год уже является скорее «ловушкой», соблазном для истинного православного, который должен поститься, когда множество людей веселятся, танцуют и едят оливье и колбасы.

Итак, вопрос: «Можно ли праздновать Новый год?».

Ответ: «Конечно же, можно». Но без излишеств, пьянства и чревоугодия. Мы должны помнить, что Новый год – не праздник в полном смысле этого слова. К нему не привязано никакое духовное, историческое или общественное событие. Это лишь арифметическая дата, позволяющая человеку оценить вехи своей земной жизни: с одной стороны, подвести итог своим достижениям и неудачам в прошлом году, а с другой – построить планы на следующий год.

Потому, конечно же, лучшим препровождением времени для православного 31 декабря и 1 января было бы богослужение. Так, например, 31 декабря можно отслужить благодарственный молебен Богу за то, что Он сподобил прожить еще один год и дал все необходимое для жизни, а 1 января хорошо было бы встретить Божественной Литургией и молебном о начале всякого доброго дела или молебном на новый год, чтобы Господь даровал нам свое благословение на нашу жизнь в следующем году.

Можно отпраздновать Новый год в кругу родственников, близких, друзей. Только не нарушая поста. С рыбкой, с салатом из крабовых палочек вместо оливье. Можно и пообщаться, уделить свое внимание близким, подарить им свою любовь. Конечно же, удержитесь от пьянства, дискотек, танцев и прочего того, что не положено делать в пост.

Все хорошо в меру. И праздник должен быть без языческого разгула. Нужно понимать, что православие ищет золотую середину и меру во всем.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что уже с 1 января вплоть до Рождества Христова церковный устав предписывает строгий пост: следует принимать только пищу растительного происхождения. Нужно усугубить пост, чтобы достойно встретить Рождество Христово. Также не забудем, дорогие друзья, что 1 января по новому стилю в Церкви установлен день памяти святого мученика Вонифатия, которому молятся об избавлении от недуга пьянства.

Хочется всем нам пожелать, чтобы мы встретили 1 января колокольным звоном, свечечкой в храме и хрустящим снежком, а не с больной головой и тяжелым животом.

Иерей Андрей Чиженко

Как правильно организовать встречу Нового года в соответствии с добрыми новогодними приметами.

Наверное, у каждого человека есть свои верные приметы, предсказывающие, по какому сценарию пойдет то или иное событие. Даже самый ярый материалист иногда плюет через левое плечо и скрещивает пальцы, если черный кот перебегает дорогу. А какие Вы знаете новогодние приметы? В этой статье я расскажу о некоторых из них и попытаюсь дать совет, как правильно организовать встречу Нового 2016 года в соответствии с добрыми приметами, которые сулят удачу и успех в будущем году.

Примета 1

В НОВЫЙ ГОД БЕЗ ДОЛГОВ! Обязательно отдайте долги до наступления Нового года, иначе весь следующий год будете в долгах.

Конечно, в наше время поголовных банковских кредитов не стоит воспринимать эту примету буквально. Если вы строго придерживаетесь графика выплаты банковских платежей по кредиту, значит, по совести, у Вас нет долгов. Эта примета больше касается долгов, о которых Вы забыли и не отдали вовремя. Покопайтесь в своей памяти, есть у Вас забытые долги? Если есть, срочно отдавайте!

Примета 2

В НОВЫЙ ГОД БЕЗ СТАРОГО ХЛАМА! Постарайтесь избавиться в уходящем году от всего старого, отжившего, ненужного и надоевшего. В Новый год надо вступать в ожидании чего-то нового, а для того чтобы это новое к Вам пришло, надо расчистить для него место. Больше всего эта примета касается материальной стороны жизни, но для кого-то наверняка эта примета сулит перемены в личной жизни.

Примета 3

В НОВЫЙ ГОД С ЧИСТЫМ ДОМОМ, С ЧИСТЫМ ТЕЛОМ И ДУШОЙ! Обязательно перед Новым годом совершите в своем доме супер генеральную уборку. Вы можете сделать это самостоятельно или с привлечением специалистов по наведению чистоты и порядка. Важен результат. В доме не должно остаться ни одного пыльного уголка, где может затаиться негативная энергия. 31 декабря сходите в баню, ведь, как известно из любимого всеми россиянами новогоднего фильма, «баня очищает». Если нет возможности сходить в баню, то и душ подойдет, только, когда будете в нем мыться, представьте мысленно, что вся грязь, накопленная Вами за год, смывается и уходит прочь, а Вы вступите в Новый год чистым как ребенок. Ну это я, пожалуй, загнула. За таким очищением надо в церковь идти. Ну, в общем, совет такой: попробуйте перед Новым годом остановиться и задуматься, а все ли я правильно делаю, туда ли я бегу, не обидел ли я кого-то ненароком? Надо успеть попросить прощения. Ну, как-то так.

Примета 4

В НОВЫЙ ГОД ВМЕСТЕ СО СВОИМИ БЛИЗКИМИ, ЛЮБИМЫМИ И РОДНЫМИ! Новый год — семейный праздник, и встречать его следует вместе со своей семьей, чтобы не быть одиноким. Даже если у Вас в новогоднюю ночь предстоит молодежная тусовка в ночном клубе или ресторане, встретьте Новый год дома вместе с родителями и родственниками, выпейте вместе с ними традиционный новогодний бокал шампанского. А потом — по коням! Вперед, к безудержному веселью с друзьями и приятелями.

Примета 5

В НОВЫЙ ГОД ЗА ИЗЫСКАННЫМ И БОГАТЫМ СТОЛОМ! Новогодний стол должен быть особенно богато сервирован и изобиловать особенными яствами, которые Вы не могли себе позволить на другие праздники. Новогодний стол должен стать символом изобилия, чтобы наступающий год был щедр к Вам на достаток и даже богатство.

Примета 6

В НОВЫЙ ГОД С ДЕНЬГАМИ! Встречайте Новый год хотя бы в одной новой вещи и с крупной денежной купюрой в кармане, тогда следующий год будет к Вам благосклонен в денежном отношении. Как известно: «деньги к деньгам».

Примета 7

В НОВЫЙ ГОД С ОГНЕМ ОЧИЩЕНИЯ! Обязательно на новогоднем столе должны гореть свечи, а елка переливаться разноцветными огоньками. Это все символы очистительного огня.

Примета 8

В НОВЫЙ ГОД С ЗАВЕТНЫМ ЖЕЛАНИЕМ! Не забудьте загадать желание, пока часы отбивают 12 ударов, и оно обязательно сбудется.

У меня добрые приметы закончились на цифре 8, и это символично, потому-то восьмерка — это символ бесконечности, значит нет конца добрым приметам, ДОБРОТЕ И ЛЮБВИ. С Новым годом и Рождеством! ф

Если исходить из позиции что МИР - ЭТО ЗЕРКАЛО, то именно к концу года это становится более очевидно. К концу года даже те, кто совершенно в эту теорию не верят начинают задумываться над чередой «случайных» совпадений и событий в их жизни обрушивающихся вдруг на их головы прямо накануне Нового Года.

Еще раз повторяю - это время мистическое, и дано оно людям не в наказание, а для их же блага. Если весь год человек «спит» наяву, то в это время, накануне Нового Года, сама Природа начинает его активно будить)

Если к концу года вас вдруг неожиданно стали преследовать неприятности, обратите внимание на свою жизнь. Может вы просто идете не туда, куда собирались, и делаете, не то, что вам действительно надо? А мир то совсем и не причем?

Итак, если вдруг:

Вы начали встречать «старых» знакомых, которых не видели «тыщу» лет

Знакомиться с новыми людьми «случайно»

Попадать в разные неприятности (типа ДТП)

Ввязываться в глупые ссоры и нелепые скандалы

У вас дома неожиданно потекли трубы (или вообще трубу прорвало)

Начала ломаться бытовая техника и выходить из строя электроника

С вас стали требовать «старые» долги

Вы начали нести «нелепые» финансовые убытки

Вы вдруг (по независящим от Вас обстоятельствам) начали опаздывать в нужное вам место, или вообще не попали туда

То знайте - это все знаки судьбы (или Природы, если быть точнее) Вам просто уже конкретно сообщают что Вы весь год шли не туда!!! И надо срочно исправлять ситуацию.

У вас есть еще время до наступления Нового Года, успеть что-то исправить! Просто будьте внимательны и прислушайтесь к себе. Наверняка внутри себя вы знаете что не так… А если даже это пока непонятно, стоит лишь захотеть и выразить самой себе это намерение - ответ обязательно придет!

А если Вы совсем не знаете «ЗА ЧТО ЭТО ВСЕ С ВАМИ ПРОИСХОДИТ», то есть одна вещь, с которой можно начать исправлять свою жизнь в лучшую сторону и не тащить старые неприятности в Новый Год!

Это касается непосредственно женщин в первую очередь - это уборка дома!

Да, скажете, как все банально и просто… На самом деле в этой процедуре кроется сакральный смысл и целое таинство.

Кроме того, существует специальный магический заговор на очищение своего дома перед Новым Годом.

Заговор на очищение дома

Во время мытья полов в воду необходимо добавить святой воды, а на стол поставить свечу из белого воска, приговорив слова:

«Свой дом святой водой очищаю, злых духов и нечистую силу прогоняю. Святые духи очистите мой дом, в Новом году поселитесь в нем. Да будет так!».

Вымыть полы, а воду вынести и вылить за пределы дома и даже двора, если очищается частный дом. После этого над свечой пять раз прочитать слова:

«Сожги, огонь, в моем доме недобрый дух. Сожги, огонь, в моем доме все сказанные грубые и негативные слова. Помоги, свеча, избавиться от дурного. Да будет так!».

Свеча должна на столе догореть до конца.

Если вы верующий челоек, то можно дополнительно сходить в церковь поставить свечи, и даже исповедаться.

Счастливого и удачного Вам Нового Года!

При-бли-зи-лось празд-но-ва-ние граж-дан-ско-го Но-во-го го-да, и в Церк-ви вновь ожи-ва-ют спо-ры: сто-ит ли от-ме-чать этот празд-ник и ес-ли от-ме-чать, то как это сле-ду-ет де-лать?

Ко-неч-но, пра-во-слав-но-му хри-сти-а-ни-ну чуж-до пья-ное ве-се-лье под теле-ви-зи-он-ные за-вы-ва-ния и про-слав-ле-ния но-во-го «га-да»: мы-ши, кры-сы, сви-ньи и пр. скот-ских кра-сот буд-дист-ско-го ка-лен-да-ря.

С дру-гой сто-ро-ны в на-ших се-мьях мно-го нево-цер-ко-в-лен-ных да и про-сто неве-ру-ю-щих лю-дей. Для них всё это буй-ство - празд-ник. При-чем, по-жа-луй, един-ствен-ный дей-стви-тель-но об-ще-на-род-ный празд-ник, ко-гда все рос-си-яне чув-ству-ют еди-не-ние по ней-траль-но-му по-во-ду.

Для боль-шин-ства неве-ру-ю-щих рос-си-ян все ка-лен-дар-ные во-сточ-ные «га-ды» - лишь ми-лая эк-зо-ти-ка, а празд-ник - по-вод к ве-се-ло-му об-ще-нию. При-чем да-ле-ко не все-гда ал-ко-голь-но-му: лю-ди вы-ез-жа-ют на при-ро-ду, устра-и-ва-ют экс-кур-сии, на-ве-ща-ют род-ствен-ни-ков и т. п. Да-же сло-жи-лась тра-ди-ция, иду-щая еще от до-ре-во-лю-ци-он-но-го празд-но-ва-ния Рож-де-ства Хри-сто-ва, от-ме-чать этот празд-ник в се-мей-ном кру-гу.

Пло-хо ли это? Нет. Греш-но ли нам так празд-но-вать Но-вый год: се-мей-ным за-сто-льем, лыж-ны-ми про-гул-ка-ми в зим-нем ле-су и пр.? Ду-маю, то-же нет.

Но ведь пост идёт?

Во-пер-вых, стро-гий пост, ис-клю-ча-ю-щий по мо-на-стыр-ско-му уста-ву ры-бу, елей и ви-но (от-ме-тим, что для ми-рян ду-хов-ни-ки все-гда де-ла-ли по-слаб-ле-ние пи-ще-вой стро-го-сти Уста-ва, на-пи-сан-но-го для па-ле-стин-ских ино-ков) на-чи-на-ет-ся со 2-го ян-ва-ря.

Во-вто-рых, здесь сра-зу на-до от-ме-тить, что для хри-сти-а-ни-на в дан-ном слу-чае важ-но да-же не то, что мы празд-ну-ем (по-вод ведь ней-траль-ный - ка-лен-дар-ное на-ча-ло го-да), а как мы это де-ла-ем. И не так важ-но, есть пост или нет. Мож-но ведь и на Пас-ху на-пить-ся по «со-вер-шен-но цер-ков-но-му» по-во-ду, на «за-кон-ных ос-но-ва-ни-ях» уни-что-жая ки-ло-грам-мы кол-ба-сы и са-ла-тов и всю неде-лю вме-сто ли-ко-ва-ния в хра-ме му-чить-ся от по-хме-лья и пе-ре-еда-ния. Сле-до-ва-тель-но, празд-но-ва-ние пра-во-слав-но-го хри-сти-а-ни-на все-гда бу-дет со-про-вож-дать-ся неким воз-дер-жа-ни-ем, неза-ви-си-мо от ме-ню и ка-че-ства пи-щи.

По-это-му для хри-сти-а-ни-на не во-прос, что есть и пить в Но-вый Год. Мо-ре-про-дук-ты, фрук-ты и ово-щи най-ти не труд-но. Да-же не про-бле-ма, смот-реть теле-ви-зор или нет - во мно-гих се-мьях смот-рят толь-ко об-ра-ще-ние Пре-зи-ден-та, и пер-вые несколь-ко ми-нут раз-вле-ка-тель-ных про-грамм. За-тем про-дол-жа-ет-ся жи-вое об-ще-ние, а «ящик» лишь жуж-жит фо-ном для бе-се-ды или вы-клю-ча-ет-ся во-все.

Ины-ми сло-ва-ми - мож-но от-празд-но-вать вме-сте с нево-цер-ко-в-лен-ны-ми род-ствен-ни-ка-ми Но-вый Год и не на-ру-шить Уста-ва Церк-ви.

Толь-ко на-до до-ба-вить очень важ-ную часть празд-но-ва-ния - мо-лит-ву . Ведь для хри-сти-а-ни-на празд-ник это по-вод для су-гу-бой мо-лит-вы. Освя-тить мо-лит-вой на-сту-па-ю-щий год, к ко-то-ро-му все мы, как граж-дане стра-ны, жи-ву-щей по но-во-му сти-лю, име-ем от-но-ше-ние, наш хри-сти-ан-ский долг и пе-ред со-бой, и пе-ред сво-и-ми неве-ру-ю-щи-ми со-оте-че-ствен-ни-ка-ми. По-это-му есте-ствен-но сло-жи-лась тра-ди-ция со-вер-шать Но-во-год-ний мо-ле-бен ли-бо по-сле ве-чер-ней служ-бы 31 де-каб-ря, ли-бо по-сле ли-тур-гии 1 ян-ва-ря.

Есть да-же хра-мы, где за по-след-ние го-ды сло-жи-лась тра-ди-ция слу-жить ли-тур-гию пря-мо в ночь с 31 на 1-е ян-ва-ря, за ко-то-рой же-ла-ю-щие мо-гут на-чать Но-вый Год при-ча-ще-ни-ем Свя-тых Хри-сто-вых Та-ин. По мо-им на-блю-де-ни-ям, в эту ночь бы-ва-ет до 20 при-част-ни-ков. Мно-гие при-хо-дят це-лы-ми се-мья-ми, с детьми раз-но-го воз-рас-та, а за-тем в тра-пез-ной хра-ма вку-ша-ют пост-ную тра-пе-зу с шам-пан-ским и доб-рой бе-се-дой на-чи-на-ют но-во-год-ние тор-же-ства, ко-то-рые по-том пе-ре-хо-дят из хра-ма в до-ма при-хо-жан.

Пре-об-ра-жа-ю-щая си-ла Церк-ви

Итак, для нас важ-но как мы встре-тим празд-ник: и пра-во-слав-ный, и 1-е ян-ва-ря, и дру-гие, сло-жив-ши-е-ся в нехри-сти-ан-ском об-ще-стве па-мят-ные да-ты. Не сто-ит бо-ять-ся де-лать их мис-си-о-нер-ским ору-жи-ем Хри-сто-вой Церк-ви, ина-че они ста-нут ору-ди-ем нехри-сти-ан-ских сил.

Вспом-ним, как Цер-ковь по-сте-пен-но вы-тес-ня-ла язы-че-ские обы-чаи и празд-но-ва-ния хри-сти-ан-ски-ми и так во-цер-ков-ля-ла нео-фи-тов, во мно-же-стве при-шед-ших по-сле Ми-лан-ско-го Эдик-та (IV в.). Ведь и сам празд-ник Рож-де-ства Хри-сто-ва за-ме-нил со-бой язы-че-ский день «непо-бе-ди-мо-го солн-ца», и мас-ле-ни-ца со свят-ка-ми, вой-дя в цер-ков-ный ка-лен-дарь, пе-ре-ста-ла быть про-слав-ле-ни-ем язы-че-ских бо-жеств. Для Церк-ви каж-дый день - это пол-но-цен-ный празд-ник при-шед-ше-го в мир Хри-ста Спа-си-те-ля, по-это-му лю-бой день на-пол-ня-ет-ся при необ-хо-ди-мо-сти тем или иным мис-си-о-нер-ским со-дер-жа-ни-ем для удоб-ства обу-че-ния чле-нов Церк-ви ос-но-вам ве-ры и бла-го-че-стия.

По-это-му сто-ит не раз-ра-жать-ся гнев-ны-ми об-ли-че-ни-я-ми в адрес но-во-мод-ных празд-ни-ков, от-да-ля-ясь от на-ших со-оте-че-ствен-ни-ков и за-кры-вая от них бо-гат-ство и кра-со-ту Пра-во-сла-вия, а мо-лить-ся в эти дни, пом-ня, что мы са-ми неда-ле-ко от них ушли и в во-про-сах нрав-ствен-но-сти, и в люб-ви к Бо-гу.

На-ше сви-де-тель-ство о Пра-во-сла-вии долж-но вы-ра-жать-ся в стрем-ле-нии к осмыс-лен-ной мо-лит-ве в хра-ме, хо-ро-шем зна-ком-стве со свя-то-оте-че-ским на-сле-ди-ем, зна-нии цер-ков-ных ка-но-нов и уста-нов-ле-ний и при-ме-не-нии их в по-слу-ша-нии свя-щен-но-на-ча-лию.

По мо-е-му мне-нию, на-до Ев-ха-ри-сти-че-ски пре-об-ра-жать суть но-вых празд-ни-ков, ра-зум-но празд-нуя «Но-вые Го-да», «Вось-мые Мар-та» и «Дни Свя-то-го Ва-лен-ти-на». И то-гда да-же не при-дет-ся ис-кус-ствен-но пе-ре-но-сить суть этих празд-ни-ков (на-ча-ло го-да, ува-же-ние к жен-щи-нам, ра-дость влюб-лен-ных и пр.) на дру-гие дни. Нуж-но дать воз-мож-ность ма-ло-во-цер-ко-в-лен-ным лю-дям прид-ти в эти дни в храм, услы-шать доб-ро-же-ла-тель-ную про-по-ведь, по-чув-ство-вать дух Люб-ви Хри-сто-вой и ра-до-сти. И ес-ли лю-ди по-чув-ству-ют на-шу лю-бовь, про-ник-нут-ся до-ве-ри-ем к сво-им пас-ты-рям, то и празд-ни-ки бу-дут ими празд-но-вать-ся по-дру-го-му.

Язы-че-ская и нехри-сти-ан-ская ше-лу-ха с этих празд-ни-ков спа-дет, и мы бу-дет по-здрав-лять друг дру-га не с но-вым «га-дом», а все мы встре-тим но-вый граж-дан-ский год в еди-не-нии ве-ры и мо-лит-вы.

игу-мен Си-лу-ан (Ту-ма-нов)

Высказать свое мнение о Новом годе – самом неоднозначном, но все же горячо любимом народом празднике – мы попросили нескольких известных православных пастырей и мирян.

Николай Бурляев , президент Международного форума «Золотой витязь», народный артист России:

– Принято считать, что весело встретить Новый год – это наша русская традиция. Но если уж говорить о национальных обычаях, то они точно не предусматривают пьянки во время поста. Русская традиция – это готовить свою душу к Рождеству в этот период.

Я сам со своей семьей встречаю Новый год обычно в тишине, за чаем – так как если смотреть передачи, которые нам в течение двух недель выходных показывают по телевизору, то, точно, мира в душе не найти, да и праздника как такового не почувствуешь. С каждым годом новогодний эфир становится все более пошлым и примитивным по своему содержанию, и в этом году будет все то же самое – поэтому я никому не рекомендую провести праздники за телевизором. Многие с ностальгией вспоминают советские «Голубые огоньки», но и они, поверьте мне, не были образцом хорошего вкуса.

И еще более опасно то, что все шуточки сопровождаются звоном бокалов – по телевизору постоянно показывают, как пьют. Это романтизирует пьянство – этакая пропаганда красивого вырождения нации. И это все делается в стране, где 90 процентов пьющих, и 80 процентов из них находятся в стадии алкогольной зависимости!

Кстати, считается, что огромная предновогодняя коммерческая кампания, в том числе большие объемы продажи алкоголя, очень выгодны экономике. Однако беды от этого богатства больше, чем пользы. По статистике, у нас около 2 триллионов рублей в год экономических потерь от алкоголизма. И дети в результате уже пьют не с 16 лет, как всего несколько лет назад, а с 12 лет; в 9 лет пробует алкоголь 80 процентов… Так что через десять лет некому будет и развивать эту экономику. Двухнедельный запой происходит в дни поста – это очень показательный факт из жизни нашего общества. Тогда, когда нужно поститься, молиться, задуматься о собственных грехах, люди находятся в алкогольном анабиозе.

И так происходит уже четверть века – с тех пор, как объявили перестройку. Я вспоминаю фразу, которую в те годы услышал по радио: «Цель перестройки в том, чтобы произошла мутация русского духа, чтобы русских выбить из традиции». Вот так нас и лишают традиций.

Протоиерей Димитрий Смирнов , настоятель храма святителя Митрофана Воронежского, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами: – Мне кажется, что люди лукавят, когда говорят, что не знают, как им провести две недели новогодних выходных. По-моему, глупо учить взрослого человека распоряжаться своим свободным временем. Прихожане моего храма, например, и так знают, что нельзя курить, напиваться и сквернословить – причем нельзя этого делать не только в первые дни января, но и во все остальные дни года.Для людей с зависимостями, конечно же, новогодние праздники станут испытанием. Но это же люди больные – и их нужно не учить, а лечить. Из опыта нашего прихода: мы чаще проводим с такими людьми в выходные дни января встречи, молебны. При многих храмах сейчас есть
подобные общества, есть и крупные центры реабилитации – им в праздники придется поработать усиленно.Принято ругать государство, которое устраивает нам такие длинные выходные и показывает по телевизору пошлые шоу. У меня возникает другой вопрос: а почему государство должно, как малых детей, водить нас за руку и указывать нам: это делай – это не делай, это смотри – это не смотри. Неужели здоровый мужик обязательно должен упиться на праздник? Если ты знаешь, что твоя норма – пол-ящика водки, выпей пол-ящика и остановись, не надо пить целый ящик.Наоборот, государство нам подарок делает: оставляет нас в покое на целых две недели! Почитай книгу, сходи в храм, сделай то, для чего раньше у тебя не хватало времени.А тем, кто все же хочет радостного настроения на праздники, хочу напомнить, что главная радость, которая бывает во время поста, – это радость, которая дается нам в молитве.

Протоиерей Алексий Уминский , настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах:

– Я с детства очень люблю Новый год. Для меня этот праздник связан с семейным уютом, с радостью от подарков – как и для каждого советского ребенка. Потом, когда я вырос, праздник отмечали студенческими посиделками – и это тоже нормально для молодого человека; правда, тогда я не был воцерковлен. Потом, конечно, все поменялось, но все же Новый год оставил положительный след в моей жизни. Но всему свое время: подвыпившие взрослые, бегающие ночью по улицам и кричащие: «Ура! Новый год!», видимо, что-то недополучили в детстве.

Есть мнение, что православному вообще не нужно праздновать Новый год. Конечно, некоторые вещи недопустимы, такие как разгул и алкоголизм, но ведь можно отметить и по-другому.

Сейчас для меня праздник связан с новым осмыслением прошедшего года своей жизни, переходом на новую ступеньку своего бытия. Уже в течение многих лет я этой ночью служу Божественную литургию. Обычно собирается не так много людей, человек 50, но мы как-то очень радостно служим эту литургию, мы начинаем новый год с молитвы и причастия. А после службы – на трапезу все вместе. В основном с нами наши постоянные прихожане. Но часто заходят и случайные люди с улицы: вышли погулять, кругом взрываются петарды-хлопушки, а тут вдруг – открытый храм, колокола звонят… Заходят, любуются иконами, кто-то и до конца литургии остается. И такое неожиданное впечатление в новогоднюю ночь надолго им запомнится.

Кстати, многие московские храмы в новогоднюю ночь открыты, например в Сретенском монастыре.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) , наместник московского Сретенского монастыря:

– В конце декабря 1994 году передо мной как перед настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря (так именовался тогда нынешний Сретенский монастырь) встал простой и весьма прагматический вопрос: как в этот первый год существования возрожденной обители пережить новогоднюю ночь? Как заложить такую традицию, которая обеспечила бы нам и соблюдение поста, духовного и телесного, и, в то же время, мы смогли бы не причинить огорчения нашим близким? Не скрою, что немало наших друзей и прихожан, не говоря
уже о родителях, от всей души приглашали нас разделить с ними этот праздник и совершенно не понимали наших объяснений и отговорок.

Надо сказать, что в Сретенском монастыре мы никогда не относились к этому празднику жестко и нетерпимо. Для нецерковных и малоцерковных семей Новый год – может быть, единственный семейный праздник, оставшийся сегодня в России, когда семья собирается вместе и действительно может ощутить себя семьей. Таких событий очень немного в жизни современного человека, и разорять это нельзя. Но можно постепенно попытаться это воцерковить.

Мы всегда говорим нашим прихожанам, что если их родные и близкие хотят отметить Новый год, то нельзя лишать их этой радости, при том что православный христианин, конечно же, не должен при этом нарушать пост, но задача его – привнести свет Христов, радость ожидания Рождества Христова в этот праздник.

Итак, исходя из всех этих проблем и забот, и было решено совершить в ту новогоднюю ночь Божественную литургию.

Сначала мы предполагали, что на службе будут только монахи и, может быть, несколько наших самых усердных прихожан. Но, к нашему удивлению, храм оказался полон. Среди наших
прихожан много православных семей, и это оказалось замечательной возможностью решить непростой для них вопрос празднования Нового года. На следующий год людей пришло еще больше, а дальше еще и еще!.. Потом мы узнали, что и в других храмах был воспринят этот опыт.

Наш монастырь находится в самом центре Москвы и ровно в полночь салюты и взрывы петард заглушают первую ектенью. Мы относимся к этому спокойно. Никто – ни монахи, ни наши прихожане, – конечно же, не осуждают тех, кто не стоит в это время в храме. В слове перед литургией мы каждый раз говорим, что будем особо молиться за наших домочадцев и друзей, которые в этот час каждый по своему празднуют Новый год.

Все чаще на эту литургию приходят невоцерковленные родные и близкие наших прихожан. И всякий раз эта ночная служба производит на них удивительно глубокое, сильное впечатление. Служим мы в эту ночь несколько быстрее обычного, чтобы люди успели на метро. Причащаем из четырех-пяти чаш. Литургия длится около полутора часов. Вся братия, да и большинство прихожан, обычно причащаются Святых Христовых Таин.

В христианстве была древняя практика воцерковления языческих праздников и традиций. Быть может с чем-то подобным мы сталкиваемся и сегодня.