Меню

Психофизические вредные факторы. Психофизиологические вредные и опасные факторы

Все о хостах

Психология безопасности - наука, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и пути использования психологии для повышения его безопасности.

Объектом исследования психологии безопасности являются различные виды предметной деятельности человека, связанные с опасностью.

Предметом исследований данной области являются:

  • психические процессы, порождаемые деятельностью и влияющие на ее безопасность;
  • психические состояния человека, сказывающиеся на безопасности деятельности.

Психология безопасности является важным компонентом системы мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека. Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами.

Основным общепризнанным методом обеспечения безопасной деятельности является использование системы техники безопасности. Она призвана решать две основные задачи: способствовать созданию машин и инструментов, при работе с которыми исключена опасность для человека, и разрабатывать специальные средства защиты, охраняющие человека от опасности в процессе труда. Попутно уделяется внимание обучению людей безопасным приемам работы и использованию средств защиты, а также общим вопросам организации условий для безопасной работы.

Однако, по опыту, главным виновником несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация труда, а сам работник, который по тем или иным причинам не соблюдал правила техники безопасности: нарушал нормальное течение трудового процесса, не использовал предусмотренные средства защиты и т.д. По данным различных источников от 60 до 90% несчастных случаев на производстве происходит по вине пострадавшего.

Возникает вопрос: почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самозащиты и самосохранения, столь часто становятся виновниками своих травм? Ведь психически нормальный человек никогда без повода не будет стремиться к травме. Такие случаи происходят либо по независящим от человека причинам, либо когда его побуждают к нарушению правил определенные обстоятельства. Очевидно, чтобы предупредить появление подобных происшествий, нужно, прежде всего, выявить эти побудители и, по возможности, уменьшить их воздействие.

Изучение закономерностей развития человечества показывает, что обстоятельства, способствующие росту числа несчастных случаев возникают по вполне объективным причинам.

Первая причина - с развитием техники опасность растет быстрее, чем человеческое противодействие ей. Это видно из анализа эволюции человека. Внешний вид и физические возможности человека за последние 20-30 тысячелетий практически не изменились, так как развитие шло главным образом в сфере психики, благодаря которой он создавал и совершенствовал орудия труда.

Более того, некоторые его физические качества, вероятно, даже ухудшились: понизилась острота зрения и слуха, не стало былой силы, выносливости. Но, несмотря на это, человек за прошедший период прошел путь от каменного топора до полета в космос.

С развитием орудий труда расширился диапазон воздействия человека на окружающий мир. Очевидно, расширился и круг ответных реакций внешнего мира на человека в процессе труда. Все это привело к тому, что по своим физическим возможностям современный человек существенно отстает от уровня возросшей опасности. И, несмотря на создание новой, более безопасной техники и современных средств защиты, опасность растет быстрее, чем совершенствуются ответные реакции человека.

Вторая причина - рост цены ошибки. Когда первобытный человек допускал ошибку в процессе трудовой деятельности, расплата за нее была не столь велика; он мог поцарапать себе тело колючим растением, уронить на ногу камень, упасть с дерева и т.д. Ошибки же современного человека обходятся ему гораздо дороже: теперь люди гибнут от высокого напряжения, падают с высоты многоэтажных домов, попадают в аварии на транспорте и пр.

Третья причина , способствующая росту травматизма, - адаптация человека к опасности. В наше время техника заняла прочное место в жизни людей: человек тесно связан с ней и дома, и в пути, и на работе. Используя возможности, предоставляемые техникой, и привыкая к ним, человек зачастую забывает, что она является еще и источником повышенной опасности. Постоянное взаимодействие с опасными машинами и механизмами ведет к тому, что человек перестает бояться их и адаптируется к опасности. Нередко из-за текущих мелких выгод он преднамеренно идет на нарушение правил безопасности. А так как не каждое нарушение влечет за собой несчастный случай, люди, однажды безнаказанно нарушив правила и получив какую-то выгоду, повторяют подобные нарушения. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил. Очевидно, все эти рассмотренные выше закономерности создают некую общую тенденцию, объективно способствующую повышению опасности труда и росту травматизма.

Помимо общих причин существует много разнообразных чисто индивидуальных факторов, главным образом психологического порядка, способствующих преднамеренным нарушениям правил безопасности труда и росту числа несчастных случаев. Это показная смелость, недисциплинированность, склонность к риску и т.д.

Все эти примеры указывают на то, что человеческий фактор в вопросах безопасности труда играет значительно большую роль, чем это принято считать. Более того, с совершенствованием техники, повышением ее надежности и безопасности недостатки человеческого фактора становятся более заметными, поскольку на общем фоне поломок и происшествий ошибки человека приобретают еще больший удельный вес.

Из процесса трудовой деятельности можно выделить с одной стороны работающего человека , с другой - производство , куда включается предмет и орудия труда, а также окружающая среда.

Для защиты человека от производственных опасностей предусмотрена система безопасности труда . Эта система включает целый комплекс средств воздействия на производство и человека, направленных на предупреждение несчастных случаев.

Рассмотрим состав и взаимосвязь основных факторов безопасности труда.

Можно выделить четыре основных фактора, определяющих индивидуальные реакции человека на производственные опасности.

Во-первых, человеку присущ целый комплекс безусловных рефлексов , которыми он неосознанно отвечает на различные опасности, угрожающие его организму. Так, при возникновении опасности повреждения закрывается глаз, отдергивается рука; при нарушении нормальных условий окружающей среды в организме возникают ответствующие реакции, направленные на компенсацию вредных воздействий и приспособление к новым условиям среды и т.д. Эти и многие другие защитные реакции организма способствуют повышению защищенности человека от различных опасностей, в том числе и производственных.

Вторым фактором, определяющим реакцию человека на опасность, являются психофизиологические качества и состояния человека . Эти качества проявляются в способности человека к обнаружению сигналов опасности, в его скрытых возможностях по реагированию на такие сигналы, в его эмоциональных реакциях на опасность и т.д. Как названные, так и другие показатели, обусловливающие возможности человека обнаруживать опасную ситуацию и адекватно реагировать на нее, зависят от его индивидуальных особенностей, и в частности от его нервной системы. На поведении человека в опасной ситуации, очевидно, сказывается также его психическое и физическое состояние. Так, состояние тревоги обычно способствует более быстрому обнаружению опасности, состояние же утомления, наоборот, снижает возможности человека по обнаружению опасности и противодействию ей.

Способность человека противодействовать опасности в труде существенно зависит и от третьего фактора - его профессиональных качеств и опыта . Здесь имеются в виду не столько навыки и умения по достижению трудовой цели, сколько навыки и умения решать такие задачи безопасно. Следует отметить, что умение безопасно работать зависит главным образом от знания рабочим своей профессии и правил безопасности труда, а также от жизненного опыта. Это дает ему возможность гибко использовать подобные факторы для успешного и безопасного решения различных трудовых задач. Этому в значительной мере способствуют и творческие возможности человека, позволяющие ему изыскивать новые пути и методы безопасного решения возникающих задач в самых разнообразных и неожиданных ситуациях.

Последний, четвертый фактор, обусловливающий возможности человека противостоять опасности, определяется степенью его мотивации к труду и его безопасности . У различных людей уровень мотивации к выполнению работы и обеспечению ее безопасности не одинаков и последний мотив имеет различный вес среди прочих мотивов, побуждающих человека к деятельности.

Итак, можно выделить четыре фактора, обусловливающих способность человека противодействовать опасности в труде.

  1. Чисто биологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции.
  2. Фактор, определяющий особенности психического отражения и психических функций человека.
  3. Фактор, вытекающий из опыта человека, его навыков, знаний умений.
  4. Фактор, характеризующий направленность человека, т.е. его мотивы, интересы, установки и т.п.

Рассмотренные факторы образуют гибкую систему с взаимодополнениями и взаимными компенсациями, способствующую надежности существования и деятельности человека. При этом человек как личность не является простой суммой этих факторов, а выступает как сложная система, сложившаяся в результате их развития и взаимодействия.

Таким образом, человек является сложной самоорганизующейся системой , способной, в зависимости от сложившейся ситуации, гибко использовать свои возможности для достижения требуемого результата, подвергая себя при этом минимальному риску. Если у человека оказываются, например, невысокие биологические качества по противодействию опасности, он может компенсировать это за счет развития профессиональных умений и высокой мотивации к безопасному труду. И, наоборот, человек с высокими биологическими, психофизиологическими и профессиональными качествами по противодействию опасности из-за низкой мотивации к безопасному труду может оказаться плохо защищенным от опасности.

Производство в данном случае рассматривается как общий источник опасности. На производстве чаще всего опасность представляют орудия труда (инструмент, приспособления, машины), порой сам предмет труда или окружающая среда. К среде относится окружающее рабочего производственное пространство со всем его содержимым, за исключением предметов и орудий труда, с которыми человек непосредственно взаимодействует.

Среди различных работ, выполняемых на производстве, особо выделяются работы (и целые профессии) повышенной опасности . К ним относятся все работы, связанные с подъемно-транспортными устройствами, баллонами высокого давления, электросетью высокого напряжения и пр. Следует помнить, что при нарушении нормальных условий и организации труда, обычная работа может превратиться в опасную.

Разделяя работы на категории высокой и невысокой опасности, следует отметить, что несчастные случаи, как показывает опыт, чаще всего возникают при работах с невысокой опасностью . Это объясняется рядом причин. Во-первых, к работам с повышенной опасностью допускаются лишь лица, прошедшие специальную подготовку по технике безопасности. Во-вторых, на таких работах используются более совершенные средства защиты. В-третьих, опасных работ значительно меньше, чем обычных. В-четвертых, высокая цена ошибки при работе с повышенной опасностью обусловливает более серьезное отношение рабочего к ее выполнению.

Исходя из своего назначения, система безопасности труда призвана решать две главные задачи: снижать уровень производственной опасности и способствовать повышению защищенности человека в труде . Это достигается решением ряда главных задач:

  • обеспечение общей организации безопасности труда на производстве;
  • разработка и использование индивидуальных и стационарных средств защиты;
  • организация обучения безопасной работе, выполнению правил по безопасности, контроль готовности техники и людей к безопасной работе;
  • воспитание и пропаганда безопасной работы.

Под общей организацией безопасности труда на производстве подразумевается широкий круг мероприятий, начиная от общего усовершенствования техники и технологического процесса и вплоть до организации безопасных условий труда на отдельных рабочих местах. Предполагается, что безопасность труда должна закладываться уже в процессе проектирования техники и условий труда.

Для ограждения человека от опасных производственных факторов или понижения уровня их воздействия, в оборудование встраиваются специальные устройства, выполняющие функции средств защиты. Ко всем средствам защиты предъявляется одно серьезное требование: выполняя свои защитные функции, они не должны создавать рабочему помехи при выполнении основной трудовой задачи. Поэтому операции по использованию средств защиты должны органично вписываться в трудовой процесс, а не быть «добавками» к рабочим операциям.

Средства индивидуальной защиты , в отличие от стационарных, придаются не машинам, а непосредственно работающему человеку, К индивидуальным средствам относятся: защитные каски, защитные очки, противошумы, защитная одежда и прочее снаряжение. Причем, если стационарные средства - это машина, то индивидуальные средства полностью ложатся (в самом прямом смысле) на человека, в той или иной мере ограничивая, а порой стесняя его действия. Поэтому разработка средств индивидуальной защиты, которые охраняли бы рабочего и не только не мешали, но и содействовали основному трудовому процессу, является наиболее сложной психологической и технологической проблемой безопасности труда. Примером средства индивидуальной защиты, органически входящего в трудовой процесс, могут служить защитные очки с корригирующими стеклами. Подобные очки, улучшая зрение, способствуют большей эффективности работы и одновременно защищают глаза от воздействия опасных производственных факторов.

Третьей важной задачей системы безопасности труда является разработка и внедрение правил безопасности труда, обучение им рабочих и контроль над знанием и выполнением этих правил . В процессе трудовой деятельности рабочему приходится руководствоваться правилами, - соответствующими ограничениями, налагаемыми на него производственным процессом. Эти ограничения рабочий обычно принимает как объективную необходимость, без соблюдения которой не может быть достигнута цель его трудовой деятельности. Правила по технике безопасности налагают на него свои ограничения. Там, где эти ограничения оказываются незначительными или совпадают с ограничениями производственного процесса, они не создают для рабочего каких-либо дополнительных трудностей. Однако чаще всего с правилами техники безопасности связаны свои дополнительные ограничения, которые в той или иной мере усложняют его работу. Поэтому очень важно, чтобы обучение рабочих осуществлялось с учетом как правил производственного процесса, так и безопасности труда . В результате, у рабочего будут одновременно вырабатываться навыки выполнения трудовой операции и учета правил техники безопасности.

Последнее, но не менее важное назначение системы безопасности - пропаганда безопасного труда и воспитание в этом направлена человека . Здесь имеется в виду использование наглядной агитации, методов убеждения и стимуляции. Все эти мероприятия направлены на усиление мотивации рабочего к безопасному труду и на повышение его профессионального уровня.

Таким образом, система безопасности труда, воздействуя на человека, способствует, с одной стороны, повышению его профессиональных умений производительно и безопасно работать, а также мотивации к безопасному труду и, с другой - обеспечивает человека правилами, индивидуальными средствами защиты и таким образом дополнительно повышает его результирующую защищенность.

Воздействие системы безопасности труда на производство проявляется как в уменьшении производственных опасностей, так и в снижении их воздействия благодаря применению средств защиты. Исходя из существующих опасных факторов и указанных мер противодействия им, формируется результирующая производственная опасность .

На базе взаимодействия всех трех рассмотренных подсистем (человек, производство, система безопасности труда) складывается фактический уровень безопасности труда .

В каждом действии человека психология выделяет три составные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей при выполнении какого-либо действия влечет за собой нарушение либо невыполнение действия в целом. Почему, например, человек нарушает правила или инструкции? Потому что, или он не хочет их выполнять, или не знает как это сделать. А может быть, он просто не в состоянии их выполнить.

Таким образом, можно выделить три группы психологических причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев:

Нарушение мотивационной части действий проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным, обусловленным индивидуальными качествами работника (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к любым ограничениям, нет стимулов к безопасному труду и т.п.). Может быть и временным, когда человек находится в состоянии стресса, депрессии или алкогольного опьянения.

Нарушение ориентировочной части действий проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм безопасности.

Нарушение исполнительной части проявляется в невыполнении правил (инструкций, норм, предписаний и т.д.) вследствие несоответствия индивидуальных возможностей работника требованиям выполняемой работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (плохая координация, недостаточная концентрация внимания, неудобное расположение органов управления и т.д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).

Подобная классификация позволяет в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить соответствующие профилактические мероприятия. По мотивационной части - это пропаганда безопасного труда; по ориентировочной - обучение, отработка навыков; по исполнительной - профотбор, медицинское обследование.

Все человеческое поведение строится по принципу «наименьшего возможного». Если цели можно достичь разными путями, то человек выбирает тот путь, который, по его представлению и опыту, требует наименьшей затраты сил, и на избранном пути он расходует не больше усилий, чем необходимо. Именно по этой причине рабочие часто не используют средства защиты, пропускают операции, необходимые для обеспечения безопасности, но не влияющие на получение конечного продукта, выбирают более легкие, но и более опасные способы выполнения работы. Появлению стремления экономить силы за счет выбора опасного способа действия, способствуют недостатки в организации труда, техники и технологии.

Большое значение в формировании модели поведения имеет социальная и физическая безнаказанность работника, совершающего опасные действия. Физическая безнаказанность проявляется в том, что неправильное действие в определенных случаях не сопровождается травмой. Рабочий считает, что вероятность получения травмы настолько мала, что ею можно пренебречь. Социальная безнаказанность обусловливается тем, что зачастую коллеги и руководство снисходительно относятся к нарушению, считая, что полученная продукция компенсирует такие мелочи, как нарушение инструкции по технике безопасности. Такая безнаказанность формирует адаптацию к опасности и ложное представление работника о личной неуязвимости.

При обстоятельствах, одинаковых для всех работающих, определяющее значение в формировании линии поведения отдельного человека имеют его индивидуальные качества, отражающие совокупность социально-психологических и физиологических свойств. Они включают тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образование, опыт, воспитание, здоровье и т.д. Весь этот широкий спектр свойств личности, социальных обстоятельств и производственных условий, формирует ряд психологических причин, по которым человек сознательно нарушает правила безопасной работы :

  • экономия сил - потребность, которая побуждает к действиям, направленным на сохранение энергетических ресурсов. Поведение человека строится по принципу «наименьшего действия»;
  • экономия времени - стремление увеличить производительность труда для выполнения плана или личной выгоды. Это может происходить за счет увеличения темпа работы или пропуска отдельных операций, не влияющих на конечный результат труда, но необходимых для обеспечения его безопасности;
  • адаптация к опасности или недооценка опасности и ее последствий - возникает вследствие физической и социальной безнаказанности за совершение неправильных действий;
  • самоутверждение в глазах коллег, желание нравиться окружающим, что проявляется в рискованных действиях, риск для таких людей дело не просто привычное - благородное;
  • стремление следовать групповым нормам трудового коллектива. Это происходит там, где нарушение правил безопасности или технологического процесса поощряется коллективом. Девиз трудовой деятельности - «план любой ценой». Выполнение правил безопасности в таких случаях может поставить человека в положение «белой вороны»;
  • самоутверждение в собственных глазах может быть причиной сознательного игнорирования безопасных методов труда. Часто это объясняется врожденной неуверенностью в себе или упреками каких-либо лиц, не связанных с конкретным производством;
  • переоценка собственных возможностей часто приводит к тому, что зная об опасности и ее последствиях, человек рискует, думая, что его расторопность и опыт помогут или даже гарантируют возможность быстро принять меры для предотвращения аварии или несчастного случая, выскочить из опасной зоны и т.д.;
  • склонность к риску как личностная характеристика. В психической структуре некоторых лиц имеется повышенная тенденция к рискованным действиям. Такие люди испытывают потребность «поставить все на карту»;
  • надситуативный риск, т.е. спонтанный, немотивированный, риск ради риска. Некоторые люди могут, успешно осуществляя какие либо действия, как бы «вдруг» ставить перед собой цель, появление которой не продиктовано ситуацией и прямо не вытекает из нее.

Причины нарушения правил безопасности по сути своей направлены на одну цель: искать ближайшие допустимые и наиболее легкие пути удовлетворения вызвавших их потребностей. Следовательно, для предупреждения нарушения правил безопасности необходимо применять меры, исключающие возможность создания условий для выполнения опасных действий, и лишающие рабочего возможности делать выбор между опасным и безопасным способом деятельности.

В аварийных ситуациях эмоциональное состояние человека характеризуется повышенной напряженностью - стрессом.

Под стрессом (stress - англ. - давление, нажим, напряжение) принято понимать состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, возникающими у человека при решении важной для него задачи. Стресс проявляется как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в росте биоэлектрической активности мозга, в повышении частоты сердцебиений, росте давления, расширении кровеносных сосудов, т.е. в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в экстремальных условиях.

Однако стресс оказывает положительное влияние на результаты труда и способствует преодолению возникших препятствий лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. В аварийных же ситуациях в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации , который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Поведение человека в аварийных ситуациях подчиняется определенным закономерностям, и, как правило, проходит несколько фаз.

Первая фаза - гипермобилизация сопровождается снижением точности движений, что может вызвать неверные реакции иди привести к ошибкам.

Вторая фаза - потеря ориентации . Рабочий перестает замечать важные показатели работы машины, нарушается контроль над процессом труда, неверно оценивается поступающая информация.

Третья фаза - нарушение соотношения между основными и второстепенными действиями . Для выхода из аварийной ситуации необходимы четкие действия, направленные на уменьшение или ликвидацию основной опасности, но в состоянии стресса у человека снижается внимание к главным в данной ситуации задачам, и он начинает заниматься мелочами. В конечном итоге это приводит к распаду структуры операций. При этом нарушение последовательности операций, сосредоточение внимания человека на выполнении отдельной операции не способствуют поиску путей выхода из аварийной ситуации.

Четвертая фаза - обострение оборонительных реакций и отказ . По мере усложнения ситуации обостряются оборонительные реакции, а с ростом неудач понижаются волевые функции по преодолению возникших трудностей. В таких условиях у человека появляется склонность возложить вину за все неудачи на плохо работающую технику или на других людей, работающих с ним. Вместо того чтобы прилагать усилия для разрешения аварийной ситуации, у рабочего складывается «эгоцентрическая» интерпретация событий, его начинают беспокоить уже не возникшие трудности, а то, как другие отнесутся к волнующей его неудаче. Все его устремления направляются на то, чтобы скрыть эту неудачу, ее последствия от товарищей, руководства. При дальнейшем обострении стресса возможен отказ, когда мобилизация сил сменяется апатией.

Помимо вышесказанного, поведение человека в экстремальных условиях определяется и психологической готовностью к деятельности . Различают заблаговременную - общую (или длительную) готовность и временную - ситуативную готовность.

Общая готовность представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На ее основе возникает готовность к выполнению тех или иных текущих задач.

Временная готовность - это мобилизация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент.

Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается из его личностных качеств, уровня подготовки, полноты информации о случившемся, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее частой причиной, приводящей к ошибочным действиям, является именно неполнота информации. Компенсировать недостаток информации в подобных условиях может высокая предварительная психологическая готовность. Обеспечить ее можно с помощью тренировок, развивающих быстроту мышления, вырабатывающих необходимые навыки действий в условиях неполной информации, формирующих способность переключения с одной установки на другую и способность к прогнозированию и предвосхищению. В ходе таких тренировок необходимо готовить человека к тому, чтобы в аварийной ситуации он мог выделять главные моменты происходящих событий. Здесь может помочь воображаемое «проигрывание» возможных вариантов действий при возникновении тех или иных ситуаций в работе, вплоть до аварийных.

У каждого человека есть свой «набор» приемов выхода из трудной ситуации. Но самоуправление всегда предполагает умение внушать себе нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательные воздействия и переживания. Возможности самоуправления увеличиваются, если человек внутренне и внешне активен в критической ситуации. В этом случае у него повышается способность владеть собой, преодолевать напряженность, более правильно использовать свои знания, умения и навыки.

Поведение больших масс людей, особенно в экстремальных условиях, имеет свои законы и отличается от поведения одного человека.

Известно, что в экстремальной ситуации своевременное и правильно выбранное решение зачастую предотвращает развитие аварии с катастрофическими последствиями. В условиях производства люди, выполняя общие задачи, действуют совместно, и решения в сложных ситуациях также принимаются совместно. В психологии это называется групповое принятие решений в условиях взаимного обмена информацией.

Процедура группового принятия решений предполагает обязательное согласование мнений членов группы. В процессе обсуждения могут возникать некоторые деформации восприятия, снижающие качество принимаемых решений, могут наблюдаться и феномены сдвига к риску и групповой поляризации.

Сдвиг к риску - возрастание рискованности групповых или индивидуальных решений после проведения групповых дискуссий по сравнению с первоначальными решениями членов группы. Это происходит из-за того, что каждый член группы в процессе дискуссии пересматривает свое решение, чтобы приблизить его к ценностному стандарту группы. Суть таких изменений состоит в так называемом «заражении» - процессе передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизическом уровне. Заражение происходит помимо смыслового воздействия, т.е. фактически помимо воли членов группы, и этот процесс может идти произвольно. При наличии обратной связи заражение способно нарастать, приобретая вид цепной реакции. В ряде случаев такая реакция способствует эффективности принятия решения и служит дополнительным сплачивающим фактором, пока не превысит некоторой оптимальной интенсивности. Вышедшее из-под контроля заражение приводит к распаду сложившихся связей и вырождению организованно взаимодействующей группы в толпу. Толпа представляет собой бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознанной общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Отсутствие ясных целей и структуры порождают наиболее важное свойство толпы - ее легкий переход от одного вида поведения к другому (любопытство, паника, агрессивные действия и т.д.). Такие переходы происходят спонтанно и в условиях чрезвычайных ситуаций весьма опасна толпа, зараженная массовой паникой и трудно поддающаяся управлению.

Массовая паника - один из видов поведения толпы. Психологически она характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения. Этот страх блокирует способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия. Организованная группа людей тем легче превращается в паническую толпу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее лидеров.

Законы групповой психологии необходимо учитывать при разработке мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Как известно, существует два главных направления в обеспечении безопасности труда:

  • снижение уровня производственных опасностей путем создания более безопасных орудий, предметов и условий труда или более эффективных средств защиты;
  • повышение уровня индивидуальной защищенности рабочих путем организации их более безопасного поведения.

Наиболее распространенным путем является первый, так как считается, что управлять поведением человека очень сложно, точно предсказать его поведение невозможно, да и сам человек не всегда способен полностью контролировать свои поступки. Тем не менее, второй путь заслуживает не меньшего внимания, чем первый.

Безопасная деятельность является, прежде всего, следствием правильного отношения рабочего к вопросам охраны труда, его настроя на работу без несчастных случаев. Научить человека правильному отношению к чему-либо нельзя, это отношение он должен перенять. Отношение к мерам безопасности рабочие перенимают у своих руководителей. Рабочий будет верить в безопасность своего труда только в той мере, в какой будет верить в это его непосредственный и вышестоящий руководитель. Поэтому все звенья управления производством должны постоянно проявлять «видимый» и «слышимый» рабочими интерес к обеспечению их безопасности труда .

Политика в области безопасности труда должна быть направлена на коллективный поиск всеми участниками производства на всех его ступенях путей предупреждения несчастных случаев. Каждый на своем месте обязан искать пути решения этой проблемы и вносить свои предложения, причем такие предложения должны всемерно поощряться. Любой несчастный случай, независимо от степени его тяжести, должен привлекать к себе внимание руководителей всех уровней. Все это должно создавать на производстве общественное мнение, что здесь каждый несет ответственность за безопасность. Только в таком случае у рабочего появится уверенность в том, что все вокруг него в порядке, появится настрой на безопасную работу.

Появление новой техники или новой технологии должно во всех случаях являться объектом особого внимания службы безопасности труда на предприятии. Здесь может выявиться непригодность ранее действовавших правил, могут выявиться новые производственные опасности, которые ранее нельзя было предвидеть. Как правило, несчастные случаи наиболее часто возникают в период освоения. Повышенное внимание руководства в это время не останется незамеченным рабочими и тоже будет содействовать лучшему их настрою на безопасную работу. Этому способствует и четкое распределение служебных обязанностей между рабочими, с указанием конкретных опасных факторов, от которых каждый из них обязан защищать себя, а в некоторых случаях и других рабочих.

Все перечисленные способы создания настроя рабочего на безопасный труд одновременно способствуют и повышению престижности такого труда. У рабочего должно возникать чувство гордости уже только потому, что он работает безопасно. Очень важно выработать отрицательное отношение рабочего коллектива к нарушителям правил безопасности.

Также как в некоторых странах стало неприличным переходить улицу при красном свете светофора, независимо от того, есть ли на дороге транспорт, для рабочего должно стать неприличным нарушение правил техники безопасности.

Выбор методов обучения осуществляется на основе анализа допущенных рабочими ошибок. Все ошибки можно разделить на две категории:

  • ошибки психомоторные;
  • ошибки принятия решения.

Ошибки психомоторной сферы возникают на уровне двигательных операций и проявляются в неловких двигательных актах. Несмотря на то, что рабочих специально обучают выполнению ручных операций, вырабатывают у них необходимые для этого навыки и умения, причинами несчастных случаев нередко являются именно ошибки такого типа. И как показывает опыт, возникают они чаще всего, не столько из-за недостаточного развития навыков или их нарушения (в связи с утомлением, болезнью и пр.), сколько в результате неправильной оценки ситуации. Неучет отдельных внешних условий ведет к неверной оценке обстановки, самой задачи, а поэтому и к выбору неправильного способа действия по ее разрешению. Все эти взаимосвязанные факторы и порождают ошибки психомоторной сферы. Поэтому для безопасного выполнения моторных действий следует, прежде всего, выработать умение полно и правильно оценивать сложившуюся ситуацию . При наличии необходимых двигательных навыков такие умения будут способствовать исключению психомоторных ошибок и несчастных случаев этой категории.

Значительно сложнее обучать рабочих умению принимать правильные решения и избегать при этом опасных ошибок. Ошибки принятия решения можно разделить на два типа:

  • ошибки, допускаемые в задачах с ограниченным выбором (когда требуется принимать решение о выборе одного из ряда возможных действий);
  • ошибки в задачах с открытым концом (где тоже есть ряд путей, но при выборе любого из них возникают новые задачи).

Предположим, рабочему необходимо произвести замену перегоревшей лампы в светильнике. Для этого можно забраться на стол, а можно это сделать, использовав лестницу. Использование в таком случае лестницы будет решением с ограниченным выбором. Но может оказаться, что имеющаяся лестница для данной работы коротка, и нужно найти способ ее удлинить или установить на промежуточную поверхность и т.д. Получается задача с открытым концом.

Принятию целесообразного и безопасного решения в задачах с ограниченным выбором обучить не столь уж трудно. Труднее научить принятию решения в задачах с открытым концом. Здесь следует уделять большое внимание развитию аналитических способностей ученика, выработке у него умения критически оценивать различные трудовые задачи. Он всегда должен быть готов к действиям в новых, неожиданно возникающих ситуациях. Все этапы обучения должны иллюстрироваться конкретными практическими примерами.

Таким образом, способность критической оценки оказывается важной для избежания всех названных категорий ошибок и именно ее следует развивать для обеспечения безопасной работы. Кроме того, обучение безопасному труду должно быть органически связано с обучением профессии. Выработку трудовых навыков следует ориентировать не только на экономное получение высоких результатов, но и на достижение их непременно безопасным путем.

Правила безопасности труда можно определить как узаконенные нормы, указывающие, как можно, как должно и как нельзя действовать в процессе труда и на территории предприятия, чтобы избежать несчастных случаев и аварий. Положительный эффект правил достигается как за счет предупреждения рабочих о наличии тех или иных опасных производственных факторов, так и путем запрещения тех действий, операций, способов поведения, которые могут повлечь за собой указанные происшествия. Таким образом, правила и вытекающие из них запрещения фактически в какой-то мере ограничивают свободу выбора действий рабочего, но благодаря этому и защищают его от опасности.

Современное производство характеризуется постоянным усложнением техники и технологии, ростом энерговооруженности. Естественно, возрастают также число и уровень производственных опасностей. Для ограждения рабочих от новых опасностей, очевидно, приходится увеличивать и объем правил безопасности труда. Это вполне естественная тенденция. Однако она порождает ряд трудностей чисто психологического характера. Ведь все пункты, записанные в правилах, рабочий должен не только понимать, он обязан их еще и помнить и по мере необходимости выполнять в процессе своей практической деятельности. Когда таких пунктов было 10-16, он мог запомнить их сравнительно легко. Когда их стало несколько десятков, запоминать стало сложнее. Когда же их количество стало исчисляться сотнями, ограниченные возможности человеческой памяти превратились в прямое препятствие к их запоминанию и выполнению. Следовательно, чрезмерно большое число правил по технике безопасности может привести, вместо повышения, к понижению защищенности рабочих от опасности . Некоторые исследования это подтверждают.

Анализ инструкций по безопасности в некоторых отраслях промышленности показал, что они содержат от 1 до 15% ненужных пунктов, нарушение которых не влечет за собой несчастных случаев; от 4 до 28% пунктов, передающих лишь общую информацию, и только от 62 до 95% пунктов были признаны в той или иной степени важными. При этом 72% процента несчастных случаев приходились на 3% наиболее важных пунктов инструкций.

Увеличение объема правил безопасности за счет ненужных и общих пунктов вредно также тем, что среди них растворяются и теряются действительно важные пункты. Уже сам факт, что в инструкции есть пункты, невыполнение которых обычно не влечет за собой никаких отрицательных последствий, подрывает авторитет документа и способствует тому, что, наряду с этими «безопасными» пунктами, рабочие начнут нарушать и другие, «опасные». Все это способствует адаптации рабочих к нарушениям правил и, следовательно, росту травматизма.

При составлении инструкций по технике безопасности следует руководствоваться следующими правилами:

  • исключать требования, очевидные для нормальных, здравомыслящих людей (типа «не влезай - убьет»);
  • пункты, содержащие общие положения, переводить в инструкции по эксплуатации и учебные пособия;
  • не допускать дублирования одних и тех же пунктов в разных инструкциях;
  • специально выделять (шрифтом, рамками и т.д.) те пункты, нарушение которых связано с особо тяжелыми последствиями;
  • отдельно выделять пункты, которые обычно чаще всего нарушаются.

Число выделенных пунктов не должно быть слишком большим.

При появлении изменений в правилах необходимо специально акцентировать внимание рабочих на новых элементах правил, соотнося их со старой редакцией и обязательно обосновывая причину изменений, так как люди всегда лучше выполняют те правила, необходимость которых они осознают. Например, шоферы, чаще всего нарушают установленные ограничения скорости в тех местах, где причины их введения непонятны. Если же рядом со знаком, ограничивающим скорость движения, стоит другой знак, поясняющий причину установки такого ограничения (например «скользкая дорога» и т.п.), превышения скорости допускаются гораздо реже.

Задача профотбора - определение пригодности человека к данной работе. Следует различать готовность и пригодность к работе по той или иной профессии. Профессиональная готовность определяется уровнем образования, опыта и подготовки исполнителя. Профессиональная пригодность определяется степенью соответствия индивидуальных психофизиологических качеств данного человека конкретному виду деятельности.

Профотбор осуществляется по специальным методикам, основанным на качественных и количественных оценках индивидуальных психофизиологических качеств человека. Для изучения профессионально важных качеств человека используют анкетный, аппаратурный и тестовый методы.

Анкетный метод заключается в том, что с помощью определенным образом сформулированных и сгруппированных вопросов получают информацию о профессиональных интересах и некоторых психофизиологических качествах человека. Анкеты могут быть самооценочными, когда испытуемый сам дает оценку своих качеств, и внешнеоценочными, когда оценку дает эксперт на основе обобщения полученных данных.

Аппаратурный метод состоит в том, что отдельные психофизиологические качества выявляются с помощью специальной аппаратуры. Наряду с приборами, обеспечивающими общее исследование психофизиологических свойств, могут использоваться специальные установки, имитирующие тот или иной вид деятельности. Они служат для выявления у испытуемого качеств, необходимых для данной работы, а также используются как тренажеры при обучении соответствующей профессии.

Тестовый метод использует наборы тестов, предлагаемых испытуемому, в процессе решения которых выявляются те или иные психофизиологические качества. Тесты делятся на следующие категории:

  • определения способностей, служащие для оценки общего уровня интеллекта, пространственного воображения, точности восприятия, психомоторных способностей;
  • проверки зрения и слуха;
  • личностные - ставящие цель оценить такие качества, как импульсивность, активность, чувство ответственности, уравновешенность, общительность, осторожность, уверенность в себе, оригинальность мышления;
  • определения уровня квалификации, применяемые для проверки профессиональных навыков.

Профессиональный отбор ведется на основе профессиограмм. Они составляются на основе всестороннего изучения трудового процесса, проведения необходимых исследований, и представляют собой описание профессионально важных качеств работника. В профессиограммах объективные особенности трудового процесса - технические, технологические, организационные - находят выражение в физиологических, психических и социально-психологических показателях человека.

Работник считается профессионально пригодным при наличии следующих качеств: положительная мотивация к данной специальности; высокий порог ощущения опасности; хороший глазомер; устойчивость; концентрация; распределение внимания; нормальное состояние двигательного аппарата; высокая пропускная способность анализаторов и т.д.

Роль человеческого фактора в безопасности труда очень велика, особенно важны психофизиологические особенности участников трудового процесса. Психофизиологические основы безопасности базируются на психологии и физиологии человека. Психофизиология безопасности труда основывается на таких науках, как физиология труда, инженерная психология, эргономика и т. д.

Психология безопасности рассматривает применение психологических знаний для обеспечения безопасности труда человека и составляет важное звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека. Проблемы безопасности и травматизма на современных производствах невозможно решить только инженерными методами. Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (от 60 до 90 % случаев, в зависимости от вида трудовой деятельности) часто лежат не инженерно-конструкторские ошибки, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение требований безопасности, допуск к опасным видам работ неподготовленных лиц, утомляемость людей, неудовлетворительное психическое состояние человека.

Психология безопасности рассматривает психические процессы, свойства и анализирует различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности. В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

Психические процессы составляют основу психической деятельности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

Психические свойства (качества личности) – это качества личности (характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Качества личности устойчивы и постоянны.

Психическое состояние человека – это структурная организация компонентов психики, выполняющих функцию взаимодействия человека со средой обитания (производственной средой). Психическое состояние человека в конкретный момент времени может оказывать положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность, в частности на безопасность производственного процесса.

Память – это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера.

Запоминание тесно связано с забыванием. Психологами установлено, что в среднем за первые 9 часов информация, которую помнит человек, уменьшается на 65 %. Следовательно, для того чтобы восполнить утраченную информацию, необходимо проводить обучение, инструктажи и т. д.

Внимание – это направленность сознания человека на определенные объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

В безопасности труда для привлечения внимания человека к опасностям применяются различные средства – звуковые, зрительные, световые и т. д. Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и др.

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для восприятия используется информация от нескольких видов анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).

Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по безопасности труда должно соответствовать определенным правилам, в частности, должны обеспечиваться актуальность и новизна информации, эмоциональность воздействия, краткость сообщений (текст из нескольких слов) и т. д.

Мышление – это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях человека. Ошибочный выбор решения связан со следующими причинами: неверная оценка ситуации, недостаточность опыта и ошибочное осмысление полученной информации. Ошибочное решение может привести к авариям, травмам, несчастным случаям.

При принятии решений важную роль имеет эмоционально-чувственная сфера человека, к которой можно отнести чувства, эмоции, настроение.

Чувства – это субъективное отражение в сознании человека реальной действительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и ряд других могут являться причинами создания опасных ситуаций на производстве.

Чувственный тон человека, его эмоции и настроение весьма важны для оценки реальной ситуации и обеспечения безопасности.

Чувственный тон – это эмоциональная окраска психического процесса. Отрицательным фактором чувственного тона, способствующим созданию опасных ситуаций, является идиосинкразия – болезненное отвращение к определенным раздражителям. Положительный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запахов, цвета уменьшает утомляемость человека и снижает степень риска возникновения опасной ситуации. Это обстоятельство используют при эстетическом оформлении рабочей зоны – световом, цветовом, звуковом.

Эмоции – это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа – стенические и астенические. Стенические эмоции – решимость, радость, воодушевление, азарт – побуждают человека к активным действиям, преодолению препятствий и устранению причин угрозы для человека. Астенические эмоции – боязнь, опасение, страх, испуг, ужас – способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе, необоснованным переживаниям. Тип эмоций связан с темпераментом и характером человека. Поэтому темперамент и характер человека учитываются при его допуске к некоторым видам работ, связанных с большой ответственностью, необходимостью принятия быстрых и адекватных решений (летчики, авиадиспетчеры, операторы, управляющие опасными производственными процессами).

В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпераментом человека, могут вызвать состояние аффекта – эмоционального состояния, быстро овладевающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным изменением сознания, утратой самообладания, неадекватными сложившейся ситуации действиями. В состоянии аффекта, например отчаяния, может возникнуть ступор (застывание в неподвижной позе) или обморок. После состояния аффекта может наступить шок, характеризующийся разбитостью, упадком сил, неподвижностью, вялостью. Людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, так как аффект может являться основной причиной реализации опасной ситуации – аварии или травмы.

Настроение – это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психических процессов и поведение человека. Настроение в некоторой степени может являться причиной возникновения опасных ситуаций. Например, длительное эмоционально-отрицательное настроение может привести человека к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникающих трудностей, что может являться причиной несчастных случаев. Это обстоятельство необходимо учитывать, и человек, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций.

Воля – это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения, ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели. Основными характеристиками воли являются: осмысленность и направленность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемых реальной ситуацией. Для профессиональной деятельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий, должны привлекаться люди с сильной волей. Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Людей с подобными качествами не следует использовать для выполнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объекта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.

К психическим состояниям относится мотивация, которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Одним из важных мотивов человека является обеспечение безопасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию. Создание безопасных для труда условий, строгое соблюдение правил и требований безопасности должно всячески стимулироваться – морально, материально и т. д., чтобы формировать в трудовом коллективе устойчивые мотивы безопасного поведения, безопасного труда.

Мотивация связана с другим базовым понятием безопасности деятельности – риском, который может быть мотивированным и немотивированным (бескорыстным). Причинами мотивированного рискованного поведения могут быть выгода или опасность каких-либо потерь-проигрышей (карьерных, личностных и т. д.). Готовность к риску индивида определяется его психологическими свойствами, например: характером, темпераментом, легкомыслием, боязливостью и т. д.

Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека, являются характер итемперамент.

Характер человека играет важную роль в обеспечении безопасности человека и является совокупностью индивидуально- психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его отношении к этим обстоятельствам. Совокупность психологических свойств образует структуру характера. Психологи классифицируют много структур характеров. Характер должен учитываться при профессиональном отборе. Структура характера определяется психологами посредством специальных психологических тестов. С понятием характера неразрывно связано понятие темперамента.

Темперамент – это характеристика динамических психологических особенностей – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент имеет определенное значение для безопасности труда. Например, при неблагоприятных обстоятельствах меланхолик чаше становится жертвой, чем холерик или сангвиник.

Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда, целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждении аварийности.

Психологическое состояние человека оказывает существенное влияние на безопасность, производительность и качество труда. Психологические состояния, имеющие место в процессе трудовой деятельности человека, можно подразделить:

    на длительные – определяющие отношение человека к выполняемой им работе и его общий психологический настрой. Это прежде всего удовлетворенность или неудовлетворенность выполняемой работой, наличие заинтересованности в труде или безразличие к нему, психологическая атмосфера в трудовом коллективе и т. д.;

    временные – возникающие из-за различных нарушений в производственном процессе, неполадок, конфликтных ситуаций:

    периодические – связанные с настроем на активную деятельность и желанием работать или, наоборот, с пониженной готовностью работать, утомлением, перенапряжением, сонливостью, апатией, скукой, вызванной однообразием и монотонностью работы.

Психофизиологические факторы обусловлены содержанием труда и его организацией, поэтому их называют иногда трудовыми. Их также можно называть технико-технологическими, т. к. они определяются особенностями используемой техники и технологии, уровнем механизации и автоматизации труда, степенью оснащенности рабочих мест, особенностями сырья, и материалов. Это - физическая нагрузка, которая связана с динамической и статической работой; нервно-психическая нагрузка в виде напряжения зрения (точность работы), нервно-эмоционального напряжения и интеллектуальной нагрузки (объем перерабатываемой информации, число производственно важных объектов единовременного наблюдения и т.д.); монотонность трудового процесса (разнообразие, темп труда). Элементы этой группы, за исключением физических усилий и монотонности, не имеют утвержденных нормативов.

В настоящее время существует несколько психофизиологических подходов к интегральной оценке условий труда.

Профессиографический подход предусматривает изучение содержания трудового процесса, результат труда и основывается на поэлементарной оценке совокупности условий труда.

Другой подход предполагает классификацию условий труда по степени тяжести и напряженности на основе физиологических и психофизиологических показателей, динамики работоспособности и утомления, отражающих в той или иной мере реакцию организма на рабочую нагрузку и условия труда.

Эти условия дополняют друг друга, поскольку каждый конкретный случай может требовать учета специфических условий трудового процесса и влияния его на психофизиологические показатели работоспособности человека.

Рассмотрим классификацию тяжести труда и способы ее оценки.

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

В качестве основного критерия для определения состояния организма в процессе труда был принят так называемый эффект Сеченова. Его суть заключается в том, что если трудовой процесс протекает в благоприятных условиях, то при переключении с одного вида на другой вид деятельности показатели физиологических функций улучшаются, а работоспособность восстанавливается быстрее и полнее, чем при пассивном отдыхе (положительный эффект). В случае неблагоприятных условий труда эти показатели в конце работы, при переключении с одной деятельности на другую, ухудшаются по сравнению с показателями, имевшими место до начала работы (отрицательный эффект).

При определении качественного функционального состояния организма учитываются также феномен растормаживания и характер реакции человека на иные сигналы. Феномен растормаживания состоит в том, что при повышении утомления проявление господствующего при данной работе «полезного» рефлекса (доминанты), ослабляется, а посторонние рефлексы, мешающие правильному выполнению привычной работы, наоборот, растормаживаются.

Для разграничения функциональных состояний организма и установления категории тяжести работ при проведении исследований были использованы, кроме того, следующие показатели:

Соотношение между «рабочими» и «обеспечивающими» функциями организма;

Длительность периода и полнота восстановления нарушенных функций во время отдыха;

Конфигурация и соотношение периодов на кривых работоспособности и производительности труда;

Количество и тяжесть производственных травм, возникающих как следствие повышения производственного утомления;

Структура и уровень, а также наиболее вероятные причины профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, представляющих собой отдаленные последствия тяжелой работы;

Технико-экономические показатели (выработка, качество работы, затраты времени на операцию и др.).

В соответствии с медико-физиологической квалификацией, разработанной НИИ труда на основе указанных критериев все работы могут мыть разделены на шесть категорий тяжести.

Первая категория тяжести (легкая) - это работа, выполняемая в оптимальных условиях внешней среды и при оптимальной величине физической и умственной нагрузок. Реакция организма свидетельствует об оптимальном варианте нормального функционирования, т.е. трудовая нагрузка соответствует физиологическим возможностям организма. Такие условия у здоровых людей способствуют улучшению самочувствия, достижению высокой работоспособности и производительности труда.

Ко второй группе тяжести относится работа, при которой нормальное функциональное состояние не уменьшается на протяжении рабочей смены. Предельно допустимые концентрации и дополнительный уровень вредных и опасных производственных факторов не превышает требований нормативно-технических документов. Работоспособность не нарушается, профзаболеваний нет.

Третья категория тяжести предусматривает работу, при которой в результате повышенной нагрузки или неблагоприятных условий труда формируется реакция организма на грани патологической, т.е. реакция, свойственная предболезненному состоянию организма. Отдых или улучшение условий труда позволяют быстро устранить негативные последствия.

При четвертой категории тяжести работы у практически здоровых людей формируются более глубокие пограничные состояния, физические показатели ухудшаются, возникают производственно обусловленные состояния предзаболевания.

К пятой категории отнесена работа, при которой в связи с неблагоприятными условиями труда у практически здоровых людей в конце рабочего периода формируется реакция, характерная для патологического функционального состояния организма. После полноценного отдыха эти состояния могут исчезнуть. Однако у некоторых лиц они могут перейти в производственно обусловленные профзаболевания.

Шестая категория тяжести характеризуется особо неблагоприятными условиями труда. Патологические реакции развиваются быстро и имеют необратимый характер, сопровождаясь тяжелыми нарушениями функций жизненно важных органов.

Основными мерами по снижению физической и нервно-психической напряженности являются следующие:

Повышение уровня механизации и автоматизации трудоемких производственных процессов, использование современной высокопроизводительной техники;

Совершенствование организации рабочих мест;

Организация приемов и методов труда;

Оптимизация темпа работы;

Оптимизация режима труда и отдыха;

Улучшение транспортного обслуживания рабочих мест, связанных с тяжелыми предметами труда;

Научно обоснованное установление норм обслуживания оборудования и норм времени его обслуживания с учетом объема информации, который работник может правильно воспринять, переработать и принять своевременное и правильное решение;

Чередование работ, требующих участия разных анализаторов (слуха, зрения, осязания и др.);

Чередования работ, требующих преимущественно умственных нагрузок с работами физическими;

Чередование работ разной сложности и интенсивности;

Оптимизация режимов труда и отдыха;

Предупреждение и снижение монотонности труда путем повышения содержательности труда;

Ритмизация труда (работа по графику с пониженной на 10-15% нагрузкой в первый и последний часы рабочей смены);

Компьютеризация вычислительных и аналитических работ, широкое использование персональных компьютеров в практике управления производством, организация компьютерных банков данных по разным аспектам производственной деятельности и другие.

В процессе труда важное значение имеют условия труда. Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека.

Согласно гигиенической классификации выделяют следующие виды условий труда:

1. Оптимальные условия - исключается неблагоприятное действие на здоровье и создаются условия для постоянно высокой работоспособности.

2. Допустимые условия - воздействие производственных факторов не превышает установленных норм, а возможные функциональные изменения носят временный характер и легко восстанавливаются после отдыха.

3. Вредные условия - из-за нарушения норм возможно воздействие производственных факторов, изменяющее функциональное состояние и приводящее к нарушению работоспособности и здоровья.

Условия труда состоят из нескольких производственных факторов. При определенном уровне этих факторов они могут приводить к нарушению здоровья.

С точки зрения негативного влияния производственных факторов на здоровье человека выделяют:

1. Опасные производственные факторы - факторы, воздействие которых при определенных условиях может привести к травме или резкому ухудшению здоровья.

2. Вредные производственные факторы - факторы, воздействие которых в определенных условиях может привести к заболеваниям или стойкому снижению работоспособности.

В ГОСТе существует классификация вредных производственных факторов:

1. Физические - повышенная или пониженная температура, увеличенная или пониженная влажность, наличие движущихся механических частей, повышенное давление, повышенный уровень шума, вибрация, действие ИИ, электромагнитные поля, лазерное излучение и др.

2. Химические:

  • По происхождению
  • органические
  • неорганические
  • По пути проникновения в организм
  • пероральные
  • ингаляционные
  • перкутанные
  • По преимущественному характеру действия
  • раздражающие
  • сенсибилизирующие (аллергены)
  • канцерогены (канцерогенное действие)
  • мутагены
  • тератогенные
  • влияющие на репродуктивную функцию организма

4. Биологические - микроорганизмы, бактерии, вирусы, риккетсии, патогенные животные, патогенные растения.

5. Психофизиологические

  • Физические нагрузки (статические и динамические)
  • Гиподинамические
  • Монотонкость труда (так называемый конвейерный труд)
  • Перегрузка отдельных систем органов (дыхательной системы, кровообращения, голосовых связок и тд.)
  • Перегрузка анализаторов (слухового, зрительного, тактильного)
  • Нервно-психические перенапряжения (эмоциональное, умственное)

Существует и другая классификация опасных и вредных производственных факторов:

1) Физические (статические и динамические) перегрузки опорно-двигательного аппарата: подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости. Пример: немеханизированный труд (погрузочно-разгрузочные работы, ремонтные работы, труд шахтеров, горняков и тд.)

2) Физиологически недостаточная двигательная активность (гиподинамия). Пример: умственный труд.

3) Физиологические перегрузки органов кровообращения, дыхания, голосовых связок. Пример: тяжелые работы в разных областях промышленности, музыканты, играющие на духовых инструментах, стеклодувы и др.

4) Нервно-психические перегрузки - умственное перенапряжение, эмоциональные нагрузки, перенапряжение анализаторов. Пример: труд операторов, диспетчеров, водителей и тд.

Понятие о профессиональных заболеваниях.

Наряду с профессиональными вредностями имеются так называемые профессиональные заболевания. Профессиональными называются заболевания, возникающие исключительно или преимущественно в результате воздействия на организм производственно- профессиональных факторов.

Классификация профессиональных заболеваний:

1. Отравления (острые и хронические) под воздействием явных токсических веществ с четким симптомокомплексом, характерным для данного отравления. Например, отравление метиловым спиртом ведет к потере зрения, бульбарным расстройствам, марганцем - к симптомам паркинсонизма.

2. Пылевые патологии

3. Кессонная болезнь

4. Вибрационная болезнь

5. Лучевая болезнь при воздействии ИИ

6. Электроофтальмии (например, при сварке без очков)

Медицинские меры профилактики профзаболеваний.

Вообще в систему профилактики профессиональных заболеваний входят технологические, санитарно-технические, организационные, архитектурно-планировочные, законодательные, медицинские мероприятия, а также использование средств индивидуальной защиты.

К медицинским мерам профилактики профзаболеваний относится проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Предварительные осмотры проводятся при приеме на работу с целью выявления противопоказаний к работе с данными производственными вредностями. Периодические медицинские осмотры проводятся систематически через определенные интервалы времени для контроля за состоянием здоровья работающих.

При проведении медицинских осмотров регламентируется:

1. Список профессиональных вредных факторов и заболеваний.

2. Периодичность медицинских осмотров, которая определяется опасностью вредного фактора. Чем опаснее вредный фактор, тем чаще проводятся периодические осмотры и наоборот.

3. Перечень врачей-специалистов, участвующих в медицинском осмотре, что определяется тропностью действия вредного фактора. Например, на производствах с повышенным уровнем промышленной пыли возникают профзаболевания - пылевые патологии с преимущественным поражением легких. Естественно, что в данном случае необходимо наличие пульмонолога среди врачей, участвующих в медицинском осмотре. На производствах с повышенным уровнем шума необходим осмотр оториноларинголога и тд.

4. Лабораторно-функциональные исследования, которые необходимо проводить для контроля за функциональным состоянием систем и органов, подвергающихся преимущественному действию вредного фактора в условиях данного производства.

5. Общие и специальные противопоказания (при приеме на работу). Общими против опоказаниячи являются беременность, подростковый возраст, наличие онкологических заболеваний, хронических инфекционных заболеваний, хронических заболеваний в стадии суб- и декомпенсации и др. К специальным противопоказаниям относятся конкретные заболевания той системы, на которую действует данный вредный фактор. Например, при работе с органическими растворителями частными противопоказаниями будут заболевания печени и системы крови, при наличии вредных факторов, действующих на легкие (пыль и др.) - патологии легких и тд.

Физические перегрузки (статические и

динамические) - нервно-психические перегрузки (эмоциональное, - умственное перенапряжение,

Перенапряжение анализаторов слуха, зрения),

Сменность работы, -моноИсточниками нность. формирования

опасностей в конкретной деятельности являются:

человек как сложная система «организм - личность»,

процессы взаимодействия человека и

Риск - количественная характеристика

действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число случаев заболеваний, число случаев временной и стойкой

нетрудоспособности.

Индивидуальный риск характеризует реализацию опасности определенного вида деятельности для конкретного индивидуума.

Коллективный риск - это травмирование или гибель двух и более человек от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Безопасность - состояние деятельности, при

которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека.

Основные принципы обеспечения безопасности.

Гуманизация деятельности (труда)КлассификацияЗащита расстояниемЗащита временемИнформированиеВведение слабого звенаНормирование

Норма выполняет ряд функций:

Регулятивную;

- Систематизирующую;

Оценочную.

Характеристика основных форм деятельности человека

Физические работы средней тяжести

Тяжелые физические работы

1.5.Тяжесть и напряженность труда. Условия труда.

Тяжесть труда - характеристика трудового

процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно- сосудистую, дыхательную), обеспечивающие его деятельность.

Тяжесть труда характеризуется:

физической динамической нагрузкой,

массой понимаемого и перемещаемого груза,

общим числом стереотипных рабочих

движений, величиной статической нагрузки,

формой рабочей позы,

степенью наклона корпуса,

перемещениями в пространстве.

Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся:

интеллектуальные,сенсорные,

эмоциональные нагрузки,

степень монотонности нагрузок,

режим работы.

Условия труда - совокупность факторов

трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность

человека.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса:

оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

I. Оптимальные условия труда (1класс) II. Допустимые условия труда (2 класс)

III. Вредные условия труда (3 класс) - I степень 3 класса (3.1) -II степень 3

класса (3.2) - III степень 3 класса (3.3) - IV степень 3 класса (3.4)

IV. Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс)

Методы управления риском

Информационны Технологические е методы методы управления управления

Профилактика негативных факторов:

1. Личное безопасное поведение

Выбор места жительства

Соблюдение правил и норм охраны труда

Соблюдение здорового образа жизни

2. Коллективные меры безопасности деятельности

Безопасные условия деятельности

Защита населения от техногенных и естественных катастроф - Разработка законодательной базы в

области здравоохранения

3. Обеспечение качественного

состояния среды обитания

Рациональное использование ресурсов и