Меню

Налоговая политика РФ: сущность и цели. Основные направления налоговой политики

Водоемы в саду

Содержание налоговой политики как организационно-финансовой категории необходимо рассматривать с позиций организации налоговых отношений и деятельности органов государственной власти в области управления налоговым процессом. Таким образом, она синтезирует в себе объективные и субъективные управленческие отношения, возникающие в процессе аккумуляции государственных доходов, сознательного, целенаправленного воздействия государства на общественное воспроизводство путем использования функциональных (ценностных, фискальных, регулирующих, контрольных) возможностей налогов и других элементов системы управления налоговым процессом (налогового права, налогообложения, налоговой системы, налогового механизма). Налоговая политика, являясь формой управления, должна в полной мере учитывать объективные рыночные и налоговые законы и закономерности. В противном случае вряд ли можно рассчитывать на то, что проводимая государством налоговая политика будет результативной и эффективной.

Налоговая политика - деятельность органов государственной власти по разработке стратегии (концепции) налогового реформирования, налогового механизма ее реализации и комплекса мер в области управления налоговым процессом, направленная на обеспечение результативности выполнения налогами всех своих функций.

Субъектами налоговой политики выступают государственные законодательные и исполнительные органы власти, имеющие непосредственное отношение к ее разработке, правовому обеспечению и реализации, к налоговому планированию, налоговому регулированию и налоговому контролю. Объектами налоговой политики являются система налогов, сборов и других обязательных платежей и элементы их обложения, система налогообложения и налоговая система, налоговый механизм и его элементы. По сути дела, объектом налоговой политики выступает весь налоговый процесс, а его элементы являются одновременно инструментами ее реализации и обеспечения взаимосвязи с процессом общественного воспроизводства. Такие сложные взаимосвязи обусловлены многогранностью налоговой политики, содержание и место которой представлены на рис. 7.2.

Налоговая политика должна строиться на определенных основополагающих требованиях (принципах). Этот вопрос был объектом внимания и российских экономистов прошлого. Так, В. Твердохле- бов выдвигал в качестве основного требования к налоговой политике принцип экономического роста. Он писал: «Развитие производительных сил - вот тот высший принцип обложения, который должен лечь в основу всякой податной системы и с точки зрения которого наука имеет право оценивать эти системы, не вторгаясь в область этики и сохраняя свой политический нейтралитет» 1 .

Развитие производительных сил характеризуется прежде всего ростом чистого национального продукта и его увеличением на душу населения. В связи с этим, по справедливому мнению А. Соколова, принцип налоговой политики, выдвигаемый В. Твердохлебовым, необходимо сформулировать следующим образом: «Налоги должны содействовать или по крайней мере не противодействовать абсолютному или относительному росту чистого национального продукта» .

Названные выше требования к налоговой политике не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Однако их целесообразно конкретизировать с учетом новых российских реалий.

Рис. 7.2.

Имеется в виду, что рациональная налоговая политика в России должна строиться на системе следующих основополагающих принципов (требований):

  • содействия (или хотя бы не противодействия) реальному абсолютному и относительному росту чистого внутреннего продукта;
  • обеспечения стабильных темпов роста государственных доходов не за счет усиления налогового бремени, а на базе роста экономических показателей;
  • создания благоприятных условий для развития частной инициативы и инвестирования в товаропроизводящую сферу, для внедрения новых технологий, техники и поддержки прикладных научно-исследовательских работ;
  • стимулирования экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности;
  • защиты отечественных товаропроизводителей и национального рынка от неблагоприятных внешних условий;
  • стимулирования накопления капитала в приоритетных отраслях реального сектора экономики;
  • единства налоговой стратегии и тактики, федеральной и территориальной налоговой политики в едином налоговом пространстве всей страны;
  • интеграции в мировое экономическое и налоговое пространство.

Важным является вопрос о типизации, видовой классификации налоговой политики. Такую классификацию можно провести по нескольким критериям.

По масштабности и долговременности целей и задач следует различать следующие составляющие общей налоговой политики:

  • 1) стратегическую (обычно долговременную, на срок от трех и более лет);
  • 2) тактическую (от одного года до трех лет).

Стратегия и тактика должны дополнять и развивать друг друга. Если тактические задачи постоянно меняются, не будучи до конца решенными, и противоречат общей налоговой стратегии, то вряд ли можно ожидать от такой налоговой политики сколько-нибудь значимого положительного результата (эффекта).

В зависимости от общей целевой направленности приоритетов и мер налоговой политики выделяют:

  • 1) фискальную налоговую политику - во главу угла ставится приоритет максимально возможного увеличения доходов в ущерб или без учета стратегических интересов развития экономики страны, регионов и налогоплательщиков. Ее разновидность - политика «высоких налогов», которой присущи большое количество налогов и сборов, высокие налоговые ставки и сверхпредельное налоговое бремя, минимум налоговых льгот, большой разрыв уровня бремени начисленных и уплаченных налогов;
  • 2) регулирующую налоговую политику - акцент делается на усилении регулирующей роли налогов (зачастую в ущерб должной реализации их фискального потенциала). Характерные черты - чрезмерное увлечение налоговыми льготами, льготными экономическими зонами и налоговыми режимами, слабость налогового контроля, установление ставок налогов на уровне, не обеспечивающем минимальные потребности государства в финансовых ресурсах, и т.д.;
  • 3) контрольно-регулятивную политику - обусловлена либо слабостью выполнения налогами фискальной и регулирующей функций, либо длительностью проведения государством жесткой политики «высоких налогов», влекущей за собой массовое уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов и уход легальной экономики в «тень». В чистом виде она встречается крайне редко. Не меняя по сути элементов налогового процесса, государство пытается возместить фискальные и экономические потери репрессивными контрольными мерами, штрафами, прочими санкциями. Целью налогового контроля становится не создание условий для нормального функционирования налогового процесса и предупреждения налоговых правонарушений, а поиск виновных и максимально возможный сбор штрафов, все более принимающих характер стабильного и существенного источника бюджетных доходов;
  • 4) комбинированную налоговую политику - ориентирована на создание условий для стабильного и равномерного обеспечения бюджетной системы налоговыми доходами и для их увеличения за счет роста легальных объемов производства, потребления и доходов, активизации инвестиционной деятельности и эффективного функционирования системы налогового контроля на основе оптимизации ставок основных налогов и налогового бремени, рационализации состава и структуры налоговой системы, налоговых льгот и налоговых санкций, повышения уровня собираемости налогов и снижения задолженности по расчетам с бюджетом.

Первые три названных типа налоговой политики по отдельности имеют существенные недостатки, которые видны без дополнительных комментариев. В реальной жизни сложно, а порой невозможно провести между ними четкие границы. Как правило, проводимая государством налоговая политика носит комбинированный (с преобладанием черт одной из них), но не всегда равновесный (сбалансированный) характер. Поэтому важнейшая задача государства - разработка эффективной комбинированной (равновесной) налоговой стратегии и тактики, нацеленной на максимально возможную реализацию в комплексе всех функций налогов, направленной на обеспечение ценового, фискального, регулирующего и контрольнорегулятивного равновесия функций налогов и интересов государства и налогоплательщиков.

В зависимости от стратегической направленности государственного регулирования следует различать стимулирующую и сдерживающую налоговую политику. Последний тип налоговой политики возможен для стран с развитой рыночной экономикой в периоды, когда возникает необходимость предотвращения кризиса перепроизводства и установления в этой связи более жестких налоговых режимов. Для развивающихся стран, а также развитых экономик в период стагнации приемлемой является только стимулирующая налоговая политика.

По территориальному признаку налоговую политику условно можно разделить на федеральную, региональную и местную. Условно потому, что в настоящее время региональные, а особенно местные органы власти в России не обладают пока еще соответствующими налоговыми правами и полномочиями, достаточными для проведения самостоятельной налоговой политики. Возможно, что в ближайшей перспективе ситуация изменится. Однако за федеральным центром останется прерогатива разработки основных направлений налоговой стратегии, в рамках которой регионы и муниципалитеты должны строить свою налоговую политику, что необходимо для соблюдения и укрепления принципа единства налогового пространства и налоговой политики на территории всей страны.

По признаку узкой специализации выделяют в отдельные виды инвестиционную и социальную налоговую политику, таможенную политику и политику в области применения специальных налоговых режимов, политику налогового регулирования доходов и т.д.

Приведенная классификация налоговой политики по ее типам и видам имеет не столько теоретическое, сколько прикладное значение для того, чтобы проанализировать и дать разностороннюю оценку проводимой в стране налоговой политики, и на этой основе определить направления, приоритеты и конкретные пути построения эффективной налоговой стратегии и тактики.

  • Твердохлебов В. Финансовые очерки. Вып. 1. Петроград, 1916. С. 49.
  • Соколов А. Теория налогов. М.: Соцэгиз, 1928. С. 65.

Налоговая политика - это система мероприятий государства в области налогов, является составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, которые стоят у власти.

На государственном уровне основная цель налоговой политики сводится, во-первых, к формированию доходной части бюджетов и, во-вторых, к стимулированию развития экономического потенциала страны. Реализуется эта цель путем обеспечения относительного равновесия между функциями налогообложения - фискальной и регулирующей.

Таким образом, основной целью налоговой политики правительства является наряду с соблюдением фискальных интересов обеспечение сохранения данной экономической и политической системы, ее поступательного развития, возможность достижения которого заложена в рациональном налоговом регулировании экономических отношений и пропорций. Инструментом проведения налоговой политики в жизнь, ее практической реализацией становятся конкретные законы и другие законодательные акты.

Основными задачами налоговой политики государства являются:

  • обеспечение государства финансовыми ресурсами;
  • создание условий для регулирования экономики;
  • обеспечение социальной справедливости при налогообложении.

Современная налоговая политика экономически развитых государств определяется в своей основе концептуальным подходом, которого придерживается правительство, пришедшее к власти. Различные и нередко полярные взгляды на налог как форму государственного регулирования экономической деятельности, как правило, обусловливаются тем, сторонником какой экономической школы является данное правительство и как решается вопрос о формировании и распределении финансовых ресурсов общества в рамках данной школы, теоретической концепции.

Развитие современной теории налогообложения отражается в системах взглядов экономистов трех основных направлений, определивших состояние экономической науки: классического, кейнсианского и монетаристского.

Глубокий след в теории налога, в том числе и новейшей, оставила классическая (неоклассическая) школа и выделившееся из нее в начале 70-х гг. XX в. неоконсервативное направление. Основоположники классической научной школы (А. Смит, Д. Риккардо, Ж.-Б. Сей, Дж. Милль) признавали за налогами исключительно роль источников государственных доходов. В последующем эта система взглядов оформилась в трудах П. Самуэльсона, Р. Масгрейва, Б. Босуорта, М. Фельдстейна, П. Хейне и др. Классическая школа опирается на представление о возможности решения большинства экономических задач, опираясь исключительно на рыночный механизм. Логика фетишизации рыночных отношений неизбежно приводит к выводу о необходимости ограничения государственного вмешательства в экономику. Регуляционный потенциал рынка, а соответственно и воззрений классической школы, объективен и несоизмеримо выше, чем субъективное государственное регулирование. Отсюда вмешательство государства нарушает состояние равновесия, на которое настраивает экономику рынок, и поэтому функции государства следует максимально ограничить. Соответственно налогообложение не должно противоречить свободному предпринимательству и быть обременительным для граждан. Вслед за А. Смитом классическая школа утверждает, что налоги представляют собой неизбежное зло. Один из ярких представителей классической школы Ж.-Б. Сей (1767-1832) писал, что «самое лучшее управление - то, которое наименее деятельно» и «наилучший из всех финансовых планов - это расходовать возможно меньше, а наилучший из всех налогов - это наименьший» . Исходя из этого можно утверждать, что налоги являются необходимым инструментом, с помощью которого правительство достигает общественно-политических целей. Однако ввиду того, что налогообложение подразумевает принуждение, оно неизбежно оказывает влияние на функционирование рынка и предпринимательскую инициативу. Цель же налоговой политики государства - минимизировать неблагоприятные эффекты налогообложения, нейтрализовать налог.

Классическая теория со временем оформились в концепцию государственных услуг, предложенную американским экономистом П. Самуэльсоном (1915-2009). Он ввел в научную терминологию понятие «общественный товар», под которым понимаются товары и услуги, сочетающие три свойства: они неделимы среди членов общества, доступны всем и предлагаются государством, минуя рынок. К общественному товару относятся, например, услуги армии, правоохранительных органов, пожарных и т.п. Гражданин потребляет данные услуги и при этом не может от них отказаться. Здесь налоги рассматриваются как своеобразная плата за государственные услуги. В развитых странах неуплата налогов относится к тяжким видам преступлений, поскольку, потребляя бесплатно общественный товар, неплательщик обкрадывает все общество.

Дальнейшее развитие этой концепции встречается у Р. Масгрейва (1910-2007), согласно которому общественный товар есть товар, удовлетворяющий общественные нужды. Отличие общественных нужд от частных состоит в том, что удовлетворение извлекается любым индивидуальным потребителем, независимо от его собственного вклада, который возмещает лишь малую часть общей стоимости услуг. Итак, взимаемые налоги призваны покрывать лишь затраты по предоставлению государственных услуг. Поскольку в общественных товарах заинтересованы все члены общества, Р. Масгрейв полагает, что плательщики налогов должны добровольно нести налоговое бремя. В то же время П. Хейне скептически отмечает эгоизм налогоплательщиков - стремление к получению общественных товаров на сумму большую, чем сумма внесенных налогов, что оправдывает общепризнанное и исключительное право государства на принуждение, означающее ограничение свободы выбора.

В целях построения правильной налоговой политики важно решить вопрос, какова должна быть оптимальная доля дохода, передаваемого частным сектором в качестве платы за государственные услуги. Но не менее существенно и то, какие конкретно субъекты и на каком этапе образования дохода должны платить налоги. Что лучше облагать: прибыль корпораций, индивидуальные доходы или капитал и сбережения?

Проблема видов налогов занимает особое место в теории налога. Классическая школа и в этом вопросе исходит из необходимости нейтрализации налога. Так, П. Самуэльсон считал налог на компании наиболее спорным налогом. И справедливость, и эффективность его - т.е. оба критерия оптимального налога - подвергаются нападкам большинства экономистов - неоконсерваторов. Под абсолютностью корпорационного налога ученый понимает обложение общей суммы корпорации, в том числе нераспределенной прибыли. Распространение получила точка зрения, что компании как таковые не являются исходящим субъектом обложения. Прибыли, которые они получают, есть прибыли индивидуумов и, следовательно, должны облагаться личным подоходным налогом после распределения. Главный аргумент заключается в экономической несправедливости корпорационного обложения: в то время как прибыль некорпорированного сектора (предприятия, принадлежащие единоличным владельцам или партнерам) облагается единожды индивидуальным подоходным налогом.

Основная идея учения английского экономиста Дж.М. Кейнса (1883-1946), выраженная в его книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), - обоснование необходимости государственного вмешательства в воспроизводственный процесс, аргументированное неспособностью экономики к эффективному саморегулированию и цикличностью ее развития. По мнению Дж.М. Кейнса, налоги существуют в обществе для регулирования экономических отношений. Вопрос о том, как лучше регулировать совокупный спрос, находился в центре внимания экономистов с 30-х до 70-х гг. и получил, в частности, освещение в трудах А. Хансена, Г. Мюрдаля, А. Лернера и др.

«Эффективный спрос», выражающий равновесие между производством и потреблением, - понятие, введенное Дж.М. Кейнсом, - является частью антикризисной политики государства. Налоги в сочетании с бюджетными и кредитными рычагами должны играть роль внутреннего регулятора экономики, а варьируя налоговые ставки, правительство может активно влиять на подвижность экономических циклов. На стадии спада налоговые ставки рекомендуется снижать для стимулирования экономики, а на стадии подъема - повышать для сдерживания слишком стремительного роста. Оптимальный вариант представляет собой сбалансированность бюджета в пределах цикла при образовании любой величины дефицита в годы кризиса. Однако такое решение является теоретически возможным лишь в случае совершенно симметричного цикла. Если этот цикл имеет инфляционный наклон, то возникает оправдываемый хронический дисбаланс бюджета.

Равным образом с помощью налогов можно влиять на уровень сбережений и инвестиций. Излишние сбережения могут препятствовать экономическому развитию, поэтому подлежат изъятию с помощью использования прогрессивных налоговых ставок с тем, чтобы с помощью бюджетной системы превратиться в источник государственных инвестиций.

Согласно кейнсианской модели регулирования экономики налоги преследуют не только фискальную цель, но и в гораздо большей степени выполняют регулирующую функцию, являясь средством преодоления и сглаживания последствий циклического развития экономики, устранения возникших диспропорций между объемом производства и совокупным платежеспособным спросом. Налоги целесообразно использовать как своего рода внутренний стабилизатор экономики.

Налоговая теория монетаризма была выдвинута в 50-х гг. прошлого века профессором экономики Чикагского университета М. Фридменом (1912-2006), по мнению которого регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, зависящее от количества денег и банковских процентных ставок. Монетаристская школа представляет собой некую смесь классических и кейнсианских постулатов. Из классической школы монетаризм почерпнул признание приоритета рынка как саморегулирующейся системы. Поэтому некоторые ученые считают монетаризм одним из направлений неоклассической теории. С кейнсианством монетаризм объединяет признание возможности эффективного регулирования рыночных отношений, однако монетаристы сужают сферу данного регулирования денежным обращением. При таком подходе манипулирование налоговой ставкой оказывает понижающее или повышающее воздействие на величину денежной массы в обращении, а через нее и на размер инфляции. В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Однако, если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором - излишние сбережения.

Все три экономические школы различаются предлагаемыми методами воздействия на рыночную экономику, в том числе и с помощью налогов. С точки зрения налогов последствия такого вмешательства носят вполне определенный характер: либо в распоряжении участников рынка остается больше денег, либо меньше. Больше денег государство оставляет в период экономического спада для стимулирования производственной деятельности (по Дж.М. Кейнсу) или при небольшой инфляции (по М. Фридмену) также для стимулирования производственной деятельности. Наоборот, для сдерживания производства в фазе экономического подъема и при борьбе с инфляцией налоги следует повышать.

Различают следующие типы налоговой политики:

  • 1) политика максимальных налогов, характеризующаяся повышенным налоговым бременем (Например, в начале XX в. в Тибете взималось около 2000 налогов, в том числе на свадьбу, рождение детей, за право петь, танцевать, звонить в колокольчик и бить в барабан. В 1926 г. Тибет начал создавать армию, и срочно понадобились еще деньги, а все обычные налоги уже были - тогда далай- лама ввел налог на уши.);
  • 2) политика достаточных налогов способствует развитию предпринимательства, обеспечивая благоприятный налоговый климат, при необходимом финансировании государственных расходов;
  • 3) политика минимальных налогов предусматривает низкий уровень налогообложения, но при этом сокращаются государственные расходы, а значит, в первую очередь и социальная защищенность населения. Зато, как гласит народная мудрость, при небольших налогах можно жениться по любви.

Истории известны факты, когда налоговая политика может решать и иные задачи. Например, в Германии в начале XX в. был введен налог на уксусную кислоту. Это было связано с необходимостью создания искусственной уксусной кислоты, чтобы не расходовать на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога едва-едва покрывали расходы на его взимание. Но техническая задача была решена, и регулирующая экономическая цель достигнута.

Налоговая политика реализуется путем принятия законодательных и нормативных актов, устанавливающих виды налогов, взимаемых в стране, круг плательщиков, ставки, льготы, сроки уплаты и порядок исчисления налогов, ответственность за налоговые правонарушения, распределение налогов между звеньями бюджетной системы. Поскольку налоги имеют императивный характер, возникает потребность в их организации и установлении особой системы управления налоговыми отношениями.

Управление - это воздействие на объект с целью изменения (сохранения) состояния (поведения, действий), осуществляемое в рамках системы организованных отношений, именуемой системой управления. Управление не может осуществляться без организации, при этом его основными функциями являются: оценка обстановки; выработка и принятие решения; планирование; доведение до исполнителей целей и способов реализации конкретных практических действий; расстановка сил и средств; координация и взаимодействие субъектов управления; контроль; оценка результатов.

Организация управлением налогообложением играет важную роль в проведении эффективной финансовой политики. Именно от нее зависит действенность финансовых рычагов по регулированию экономических процессов в условиях рынка.

Управление налогообложением является комплексным понятием, которое включает в себя налоги как объект управления и налоги как инструмент регулирования экономических процессов. В результате обеспечивается решение следующих задач, включая управление:

  • 1) налоговыми отношениями в обществе;
  • 2) контролем за сбором налогов;
  • 3) финансово-налоговым аппаратом.

Деятельность финансово-налогового аппарата, связанная с вопросами налогообложения, направлена на решение двух основных задач: общенациональных на макроуровне и специфических на микроуровне.

Общенациональные задачи управления:

  • 1) формирование централизованных бюджетных и внебюджетных денежных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;
  • 2) установление оптимального распределения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы;
  • 3) составление краткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов и использование данных учетной и статистической отчетности, а также иной информации для принятия решений.

Специфические задачи управления:

  • 1) организация налогообложения юридических и физических лиц;
  • 2) разработка научно обоснованных ставок налогов, систем оценочных показателей налоговой базы, методологий и методик налогообложения;
  • 3) контроль за полнотой и своевременностью налоговых поступлений, а также противодействие уклонению от уплаты налогов.

Ролью налогов в формировании бюджетных доходов предопределена необходимость обеспечения законности и дисциплины деятельности всех участников налоговых правоотношений, в том числе с помощью такого правового способа, как контроль.

Контрольные вопросы

  • 1. Дайте определение налоговой политики государства.
  • 2. Какие цели ставит перед собой налоговая политика?
  • 3. Перечислите типы налоговой политики.
  • 4. Можно ли сознательно использовать регулирующую функцию налогов?
  • 5. Назовите основную цель налоговой политики.
  • 6. Каковы социально-экономические последствия политики достаточных налогов?
  • 7. Каковы социально-экономические последствия политики минимальных налогов?
  • 8. Какие основные теоретические направления развивают теорию налогов?
  • 9. В чем заключается основная идея теории монетаризма?
  • 10. На каком постулате основывается классическая экономическая теория?
  • 11. Для каких целей целесообразно использовать налоги согласно кейнсианской модели регулирования экономики?
  • Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М.:ИНФРА-М, 1996. С. 27.

Н.М. Дементьева

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова : налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» . В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.

Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы . Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

Литература

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.


Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Прежде чем говорить о налоговой политике государства, необходимо вкратце остановиться на более глобальном понятии "финансовая политика", составным элементом которой и является налоговая политика.

Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношении, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль. Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика. Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

1) налоговой политики;

2) бюджетной политики;

3) денежно-кредитной политики;

4) ценовой политики;

5) таможенной политики;

6) социальной политики;

7) инвестиционной политики;

8) политики в области международных финансов.

Важнейшая часть финансовой политики - налоговая политика - должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков - физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения.

Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства. Налоговые отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и государство не должно угнетать источники и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение не должно носить конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный в том числе и в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.

Одной из главных целей налоговой политики является повышение эффективности налогообложения.

Ознакомление с основными международными налоговыми нормами и стандартами также подтверждает приоритет указанной цели. Так, Комитет ОЭСР по вопросам налогообложения определил основной целью налогообложения мобилизацию средств, необходимых для функционирования государства, наиболее эффективным возможным способом. При реализации этой цели должна быть обеспечена:

1) минимизация помех и препятствий в частной деятельности;

2) сокращение административных расходов и расходов на соблюдение налоговых законов;

3) поддержка экономических и социальных целей правительства.

Основные задачи современной налоговой политики Российской Федерации состоят в следующем:

1) дальнейшее совершенствование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;

2) оптимизация налоговых льгот и преференций;

3) более жесткий контроль за постановкой налогоплательщиков на учет;

4) рационализация налогового администрирования;

5) реструктуризация в обоснованных случаях задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику.

Рыночная экономика вовсе не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений (современный период развития российской экономики) усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Первым, кто заметил и сделал соответствующий прогноз, был экономист А. Вагнер. Его расчеты и теоретические выкладки были поистине революционны, так как он один из самых первых понял ограниченность рынка, разделил экономику на два сектора - государственный и частный и сформулировал закон возрастающей государственной активности. В соответствии с последним во всех странах, где быстро развиваются рыночные отношения, государственные расходы должны увеличиваться. Кроме того, по мнению А. Вагнера, в условиях рынка именно государственная финансовая политика определяет социальный и научно-технический прогресс. Вместе с тем эти процессы не должны вмешиваться в производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления: кредитно-денежной политикой, ценообразованием, структурной реформой экономики, торгово-промышленной политикой и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как она лишь обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.

В каждой стране налоговые системы подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывая влияние на экономические и социальные условия развития и приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать её в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой.

В большинстве случаев формы и методы налоговой политики определяются в зависимости от сложившегося в данном государстве административнотерриториального устройства, политического строя, наличия или отсутствия, а также характера взаимодействия разных форм собственности, национальных интересов и целей и некоторыми другими положениями.

Таким образом, можно сформулировать, что налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов; реализуя налоговую политику, государство опирается на налоговые функции и использует для проведения активной налоговой политики. Налоговая политика имеет собственное содержание, характеризуемое определенными действиями государства по выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы, по определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.

Формы налоговой политики

Являясь составной частью экономической и финансовой политики, налоговая политика в полной мере зависит от форм и методов государственной экономической и финансовой политики. В зависимости от того, в каком состоянии находится экономика государства на данном этапе своего развития, от целей, которые государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики.

На практике выделяют следующие формы налоговой политики.

1. Политика максимальных налогов. При ее реализации государство устанавливает высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое количество налогов, стремясь получить от налогоплательщиков максимальное количество финансовых ресурсов, не отслеживая последствий проведения такой политики. Как правило, подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом никаких надежд на дальнейшее экономическое развитие и воспроизводство. Следовательно, такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Как отмечает В.В. Пансков, подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. Вместе с тем экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем:

1) у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство;

2) широкие масштабы приобрело массовое укрывательство от налогообложения;

3) массовый характер приобрела так называемая теневая экономика.

2. Политика экономического развития. Она является таковой, когда государство сознательно уменьшает налоговое бремя на налогоплательщиков, сокращает расходы, в первую очередь на социальные программы. Цель данной политики - обеспечение приоритетного расширения капитала, стимулирование инвестиционной активности. Указанная политика проводится во время стагнации экономики, грозящей перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики получили название "рейганомика", поскольку были использованы, в частности, в США в начале 1980-х годов.

Проведение налоговой политики такого рода провозгласило Правительство РФ на рубеже XX-XXI вв. при подготовке второй части Налогового кодекса РФ и проекта федерального бюджета на 2002 г.

3. Политика разумных налогов. Она представляет собой нечто среднее между первой и второй. Экономическая суть политики данного вида состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при проведении достаточно финансово-емкой политики по социальной защите граждан.

В зависимости от длительности цикла реализации и поставленных целей налоговая политика носит стратегический или тактический характер; в первом случае - это налоговая стратегия, во втором - налоговая тактика.

При этом налоговая стратегия направлена на решение глобальных задач, связанных с разработкой концепции и тенденций развития налоговой системы страны в целом. Налоговая стратегия тесно увязана с экономической, финансовой, а также социальной стратегиями государства, рассчитана на длительную перспективу и представляет собой долговременный курс налоговой политики.

Налоговая тактика направлена на достижение целей конкретного этапа развития экономики и обеспечивает их достижение путем своевременного изменения элементов налогового механизма.

Обе указанные составляющие налоговой государственной политики (стратегия и тактика) взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. С одной стороны, налоговая тактика представляет собой механизм решения стратегических задач, с другой - стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Основные составляющие налоговой политики

Как отмечает В. В. Пансков, при анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели и методы.

Субъектами налоговой политики (в зависимости от типа государственного устройства) выступают федерация, субъекты федерации (земли, республики, входящие в федерацию, области и другие) и муниципалитеты (города, районы и др.). В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление - города, районы, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах их полномочий, установленных налоговым законодательством.

Эффективность налоговой политики зависит от того, какие принципы государство закладывает в её основу. Основные принципы построения налоговой политики схематично представлены на рис. 4.1.

Рис. 4. 1. Принципы построения налоговой политики

Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношение федеральных, региональных и местных налогов. В целом указанные принципы обусловливают основные направления налоговой политики, ее социальный характер и структурные элементы.

Используя принципы налоговой политики, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественный рост экономики. При комплексном применении принципов построения налоговой системы осуществляется реальное структурное и социальное реформирование экономики. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство, проводя налоговую политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы:

1) изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика;

2) замена одних способов или форм налогообложения другими;

3) изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения;

4) введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Цели налоговой политики формируются под воздействием рада факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Они обусловлены также социально-экономическим строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязанностями государства. Поэтому при выработке налоговой политики цели весьма разнообразные.

Налоговая политика-это совокупность экономических, правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развитии экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования. Ее содержание и цели зависят от политического строя, задач стоящих перед государством. Как правило, налоговая политика преследует следующие цели:

Экономические-повышение уровни развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности;

Фискальные-обеспечение всех уровней власти в финансовых ресурсах, далее проведение экономической и социальной политики;

Социальные-сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;

Международные-выполнение международных финансовых обязательств.

В зависимости от состояния экономик, целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетным, используются различные формы (типы) налоговой политики:

Политика максимальных налогов

Преследуется только фискальная цель

Политика экономического развития

Приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности, обеспечение благоприятного налогового климата

Политика разумных налогов

Установление достаточно высокого уровня налогообложения для юридических и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику. Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции и развития налоговой системы. Налоговая тактика направлена на достижение целей конкретного этапа развития экономики.

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм (инструменты). Налоговый механизм-это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается реализация налоговой политики. Элементами налогового механизма являются:



Налоговое планирование-это экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. Основная задача налогового планирования-обеспечение качественных и количественных показателей программ социально-экономического развития страны из разработанных и принятых налоговых законов;

Налоговое регулирование-это система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов. Конечная цель налогового регулирования-уравновесить интересы трех субъектов государства, хозяйствующих субъектов и граждан. Налоговое регулирование осуществляется способами, как льготы и санкции и методами как инвестиционный, налоговый кредит, отсрочка, трансферты, рассрочка.

Налоговый контроль-это комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений с целью принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения.

Правильно сформированная налоговая политика и отложенный налоговый механизм-необходимое условие эффективного налогообложения.

Классификация налогов и сборов

Классификация налогов представляет собой их группировку по определенным критериям и признакам:

1.по способу взимания различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, и личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.

2.в зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

Федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, хотя эти налоги могут зачислятся в бюджеты различных уровней;

Региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

Местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.

3.по целевой направленности введения налогов различают:

Абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

Целевые (социальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

4.в зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

Налоги, взимаемые с физических лиц;

Налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

Смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.

5.по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

Закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

Регулирующие налоги-разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

Возможны и другие принципы классификации по объекту обложения, по источнику обложения, по способу обложения и др.

Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики и плательщики сборов (ст.19 НК РФ).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Взаимозависимые лица (ст.20 НК РФ).

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц:

Одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

Лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) (ст.21 НК РФ)

1)получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах;

2)получать от налоговых органов и др. уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3)использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах и т.д.

Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) (ст.23 НК РФ)

1)уплачивать законно установленные налоги;

2)встать на учет в налоговых органах;

3)вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

4)представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты) и т.д.