Меню

Метафорические карты в работе психолога. Для чего нужны метафорические карты? Техники работы с ассоциативными метафорическими картами

Дорожки и мощение

Существуют ли карты для путешествия вглубь себя? И если существуют, то как они выглядят и где их взять? И какие пункты на них обозначены? Метафорические, еще их называют ассоциативными, карты и есть такие помощники. Это дверь, через которую вы можете заглянуть в свое бессознательное.

Как психологи работают с метафорическими картами

Метафорические карты представляют собой наборы картинок - пейзажи, портреты, сюжеты, ситуации, абстрактные рисунки. Их часто используют психологи и коучи. Бывает, что человеку сложно раскрыться, сложно говорить о себе, сложно понять, какие на самом деле чувства и переживания вызывает та или иная ситуация. А когда клиент рассказывает о том, что видит на картинке, отвечая на вопросы психолога, ему гораздо легче говорить о своих глубинных переживаниях. И легче понимать, какими причинами они вызваны.

Сергею 39 лет, он пришел с запросом про то, что никак не получается преодолеть некий «потолок» заработка. Открывая очередную карту, он меняется в лице и на вопрос «Что вы видите на картинке?» отвечает, что видит угрозу для себя. Что если у него будет много денег, он станет «неживым».

А на карте изображена рука, похожая на руку рыцаря в доспехах, которая протягивает букет цветов обычной «живой» руке. «Это что же получается, - недоумевает Сергей, - у меня настолько сильный страх перед деньгами? И поэтому я никак не могу заработать больше определенной суммы?..»

Ольга, 27 лет, на той же картинке видит благородного рыцаря, который дарит цветы своей даме. И ей очень хочется, чтобы ее молодой человек был тем самым благородным рыцарем. Та же картинка вызывает у Ольги положительные эмоции и мысли о счастливом будущем.

Как это работает

В метафорических картах, в отличие от гадальных, нет заранее определенных значений и смыслов. По ним нельзя сказать, что «выпадет вам дальняя дорога да казенный дом».

В этих картах каждый человек видит свой собственный смысл, свое собственное значение. И психолог не предлагает готовую трактовку картинки, а задает вопросы, чтобы вы сами смогли сформулировать, что вы видите и какой ответ для вас кроется в этом.

Например, если речь о будущем, вы можете получить ответы на вопросы: какое будущее вы хотите, что важно в этом самом будущем? Понять, что может помочь в достижении желаемого, а что - помешать. Причем беседы по картинкам в сопровождении психолога могут помочь разглядеть такие тонкие нюансы, которые не лежат на поверхности и их не всегда легко увидеть самостоятельно. И, конечно, найти способы преодоления этих препятствий.

Когда речь идет о какой-то проблемной ситуации в настоящем, то с помощью карт вы можете исследовать варианты разрешения этой ситуации, найти пути выхода из нее.

Бизнес-леди Светлана, 38 лет. «Этот мужчина очень долго работал. Он перекопал и посадил целую аллею деревьев, очень устал. Он даже стоит в неудобной позе, как будто у него болит спина. Он доволен результатом, но ему очень хочется отдохнуть».

Иван, 34 года, менеджер в крупной компании. «Этот парень взял правильный инструмент, и это очень облегчает ему работу. Он доволен тем, что у него есть этот инструмент, и его вдохновляет то, сколько полезного можно сделать для людей с помощью этого инструмента».

И каждый раз психолог задает множество дополнительных вопросов. Например: «Какие чувства вызывает у вас то, что изображено на рисунке? Как это связано с тем, что есть в вашей реальной жизни?»

Как использовать карты самостоятельно, без помощи специалиста

Если вы находитесь в затруднительной ситуации, у вас есть проблема, которую хочется решить, или необходимо сделать выбор и вы не знаете, что именно выбрать, - вы можете самостоятельно использовать карты.

Сформулируйте вопрос к себе, настройтесь на него. Важно, чтобы вопрос был открытым, то есть предполагал развернутый ответ, а не «да» или «нет».

Пример неправильного вопроса: «Будет ли это решение для меня полезным?» (Предполагается ответ «да» или «нет».)

Пример правильно сформулированного вопроса: «Какие плюсы есть у этого решения?» (Предполагается поиск плюсов решения.)

Сосредоточьтесь на вопросе и выберите карту. Карты можно выбирать в закрытую (рубашками вверх) или в открытую. Вы можете тянуть несколько карт, формулируя разные запросы в отношении проблемной ситуации. Например:

  • В чем заключается проблема (что есть сейчас)?
  • Как я хочу решить эту проблему?
  • Какие препятствия могут встретиться в процессе решения проблемы?
  • Что может помочь преодолеть препятствия?
  • Какие шаги необходимо предпринять для разрешения ситуации?

А потом вы разглядываете карты и задаете себе вопросы по каждой из них, последовательно. Примеры вопросов:

Что я вижу на картинке?

Какие чувства вызывает у меня эта картинка?

Что нужно, чтобы улучшить ситуацию, если она мне не нравится?

Что было до момента, изображенного на картинке?

Как будет развиваться ситуация в следующий момент?

Нужно ли что-то изменить?

Если да, то что именно я бы изменил на картинке?

Как это отражает то, что происходит в моей жизни?

Как это отвечает на мой вопрос?

Разрешение конфликтов с помощью портретных метафорических карт

Пример работы с картами для разрешения конфликта на работе. Для такой работы подходит портретная колода - колода, в которой на каждой карте изображен портрет.

Выберите в открытую карту, отражающую вас в этом конфликте. Выберите карту, символизирующую персонаж, с которым у вас конфликт. Задействован ли еще кто-то в конфликте? Выберите карты, символизирующие этих людей.

Затем разложите карты на столе так, чтобы их расположение отражало для вас суть конфликта. Посмотрите на карту, символизирующую вас. Опишите человека, изображенного на карте. Что он хочет сказать другим персонажам? Что он чувствует? Как ему хочется разрешить эту ситуацию?

После того как вы почувствуете, что поток ответов иссяк, возьмите другую карту и ответьте на те же вопросы:

Что за человек изображен на картинке?

Как он воспринимает конфликт?

Что хочет сказать своему визави и другим персонажам?

Какие эмоции и чувства он испытывает?

Что он хочет сделать в этой ситуации?

Так рассмотрите и ответьте на вопросы по всем выбранным картам. После этого вновь возьмите карту, символизирующую вас.

Что изменилось?

Какие новые чувства и эмоции появились?

Что теперь хочется сказать другим персонажам?

Посмотрите и на карты, символизирующие других участников конфликта. Что хочется добавить по ним? Что меняется? Что еще хочется сказать персонажам, которые изображены на них?

Продолжайте работу до тех пор, пока не почувствуете, что ваше отношение изменилось. Возможно, конфликт исчерпает себя, возможно, вы увидите пути его разрешения в реальности - что именно нужно сказать или сделать.

После этого поблагодарите себя за проделанную работу.

Если у вас есть колода метафорических или ассоциативных карт, вы всегда можете использовать ее для исследования своего внутреннего мира, для поиска ответов в проблемных ситуациях. И в любой момент можете спросить совета у мудрого советчика - вашего бессознательного.

От редакции

Исследование своего внутреннего мира - тема интересная, но иногда очень не хочется заглядывать вглубь себя из-за страха столкнуться с сидящими там монстрами. Каких монстров и призраков мы неосознанно создаем и лелеем? Давайте разбираться вместе с психологом Еленой Арещенко - .

– коуч IPS, арт-тренер, практик по работе с метафорическими картами. Она покажет, как метафорические ассоциативные карты помогают найти внутренние причины набора лишнего веса, осознать, чего вы хотите на самом деле, когда наслаждаетесь очередным пирожным, расскажет, как избавиться от лишнего жира и не набрать его снова.

Cветлана Самсонова – коуч IPS, арт-тренер, практик по работе с метафорическими картами ©samsonova-club.ru

Что такое метафорические ассоциативные карты?

Метафорические ассоциативные карты или МАК – это набор картинок, которые очень похожи на игральные карты. Но это не развлечение, это профессиональная методика решения психологических проблем.

Работа с картами построена на утверждении, что человек лишь отражает этот мир – в нашей голове есть только та его часть, которую мы воспринимаем. Смотря на карту, каждый видит и чувствует что-то свое. Это помогает заглянуть в подсознание, найти настоящую причину проблемы и работать с ней.

Существуют разные наборы картинок разной тематики. Это могут быть люди, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животные, предметы быта, абстрактные картины. Образы, представленные на картах, – отражение ценностей, страхов, желаний, внутреннего опыта человека.

В работе с МАК важен не первоначально заложенный в картинке смысл, а ассоциация или реакция, которая возникла у человека.

Как работать с метафорическими картами?

Из предложенных картинок вы выбираете те, что вам наиболее близки, описываете, рассказываете, какие ассоциации они у вас взвывают, отвечаете на вопросы психолога. Специалист помогает вам докопаться до первопричины.

Зачем искать причину? Проще нельзя?

Мало просто знать, что делать, чтобы похудеть, иногда все методы не работают, иногда нужно найти причины, которые мешают процессу. Порой человек подсознательно не хочет худеть, потому что за лишними килограммами прячется от мира или удовлетворяет свои скрытые потребности.

Прямо сейчас вы можете пройти онлайн-консультацию со Светланой Самсоновой. Выполнив 9 простых упражнений, вы найдете ответ на вопрос «Почему я не худею?» и поймете, что нужно сделать прямо сейчас, чтобы сдвинуться с мертвой точки.

Упражнения с колодой «Спящие в тучах», которые помогут найти скрытые причины лишнего веса

Упражнения выполняются с колодой «Спящие в тучах». Название отражает утверждение, что лишний вес – это защита. Тучки – мягкие подушки, которыми мы обкладываем себя, когда выстраиваем взаимоотношения с внешним миром. В тучках мягко, комфортно, с ними не так больно ударяться о внешний мир.

1. Найдите себя

Посмотрите на эти карты и выберите ту, которая вам ближе всего.


2. Ответьте на вопросы

Посмотрите на выбранную карту и ответьте на вопросы: «Какая я в своем теле? Какой я вижу себя на этой карте? Что я чувствую, когда смотрю на эту карту?». Запишите, что получилось. Одни пишут, что стыдятся своего лишнего веса, что он для них обуза, другие, – что прячутся в нем от мира, но есть и те, кто утверждают, что он помогает им чувствовать себя сильными, твердо стоять на земле.

Анализируя свои записи, вы увидите, как воспринимаете свое тело, какие потребности вы удовлетворяете с помощью лишнего веса и решите, что с этим делать.

3. Выберите цифру

Интуитивно выберите любую цифру от 1 до 8 и запишите ее.

4. Подберите пары слов

Выберите пару слов, соответствующую «своей» цифре. Подумайте и ответьте себе на вопрос, как эти слова относятся к вам, какие у вас проблемы в этой сфере. Прислушайтесь к себе. Иногда выбранная цифра и подходящая ей пара вызывают отторжение или отрицание «Нет, у меня с этим я с нет ничего общего, это не моя проблема». В психологии это называется защита или отрицание.

Чтобы понять, как это работает, давайте разберем пары слов «брать-давать» и «страх голода».

Карточка «брать-давать». Полные люди часто более склонны брать и накапливать, в то же очень боятся отдавать. Более глубинная причина это страха – боязнь отвержения. Поборов этот страх, вы начнете отдавать, а не накапливать, в том числе и лишние килограммы.

Карточка «страх голода». Удивительно, но в наше время страх голода все еще существует. Это может быть связано с родовыми проблемами, с историей семьи. Человек постоянно продумывает, что он будет есть, потому что боится, что еды не будет. Важно научиться «договариваться» со своим телом.

5. Выберите картинки-потребности

Выберите картинку, которая вам больше всего нравится и придумайте ей название – одно-два слова.

Картинки символизируют потребности, которые мы реализовываем через еду. К примеру, потребность заботиться о других может проявляться потребностью приготовить и накормить. Хотим проявить заботу – кормим.


6. Найдите альтернативные способы восполнения потребностей

Подумайте и напишите, как по-другому можно удовлетворить эту потребность. Например, как по-другому можно выразить свою заботу, как можно общаться и проводить вместе время без еды.

7. Выберите изображение себя в будущем

Ответьте на вопрос: «Какой я буду, когда удовлетворю свою потребность другим способом?». Выберите картинку, которая отражает вас в будущем: стройную, которая удовлетворила свои потребности и знает, чего хочет.

8. Найдите картинки-действия

Выберите фразу, которая поможет вам двигаться к выбранному образу.

9. Действуйте

Напишите или проговорите вслух, что вы сделаете прямо сейчас, чтобы приблизиться к выбранному образу мечты. Не через неделю, не через месяц, а сейчас. Идите к своей мечте.

ПОДЕЛИЛИСЬ

О том, что существуют метафорические ассоциативные карты, слышал, наверное, каждый из вас. Но что они собой представляют, чем отличаются от Таро, как могут помочь и нужны ли они вообще практикующему тарологу? Давайте попробуем подробно рассмотреть все эти вопросы.

Что такое метафорические ассоциативные карты?

МАК - Метафорические Ассоциативные Карты - это набор карточек, каждая из которых показывает определённый сюжет. Это может быть как абстрактное, так и вполне конкретное изображение, например, сцена взаимодействия людей или любая другая узнаваемая ситуация. В отличии от Таро и Оракулов, эти карты создаются не для гадания, а для познания самого себя, выявления психологических проблем, блоков, страхов и их устранения, а также для развития творческих способностей, улучшения своей жизни, одним словом - для совершенствования определённых жизненных областей, самопознания, саморазвития.

Чем метафорические карты отличаются от Таро?

Во-первых, как я уже сказала, самим принципом работы. Если Таро - это, в первую очередь, инструмент для предсказаний, то МАК не используется в мантических целях. Во-вторых, у каждой колоды Таро всегда есть чёткая единая структура - определённое количество Старших, Младших Арканов, придворных карт. У МАК же такой структуры нет. Чаще всего это просто набор иллюстраций, описывающих какую-то одну тему, например, страхи, личные отношения, детские переживания, взаимодействие с коллективом. Внутри самой ассоциативной колоды вполне может быть чёткая структура, например, деление на проблемные и наоборот, сильные области, либо классификация карт по категориям, но нужно понимать, что эта структура всегда будет авторской, а не универсальной, как Таро. В одной метафорической колоде может быть сорок карт, а в другой - целых девяносто. В этом смысле МАК немного близки к Оракулам, тоже не имеющим единой структуры.

Какие бывают ассоциативные карты?

На сегодняшний день существует огромное количество метафорических ассоциативных карт. Все их можно разделить на несколько категорий.

  • Абстрактные. Они опираются на умение человека мыслить абстрактными категориями, благодаря чему их можно использовать для проработки практически любых ситуаций. К абстрактным колодам можно отнести карты «Вселенная внутри», «Живые линии», «Краски моей души», «Огонь, мерцающий в сосуде», «Цветные мысли».
  • Для работы с отношениями. Как понятно из названия категории, эти МАК созданы для проработки проблем в любовных, семейных, дружеских, рабочих взаимоотношениях. Сюда относятся «Карты любви» Чака Спеццано, колоды «Ветви отношений», «Дорога любви», «Между нами».
  • Нацеленные на самопознание. Позволяют понять свои истинные желания, стремления, потребности, определить цель в жизни, осознать свои сильные и слабые стороны, раскрыть способности, таланты. Примеры таких карт - «Персона», «1000 дорог», «Границы и убежища», «Быть, Действовать, Обладать», «Дома и мосты», «Архетипы и тени».
  • Для проработки страхов, комплексов, трудных жизненных ситуаций. Яркие примеры - колоды «Из сундука прошлого», «Кнуты и пряники», «Извне», «Истоки», «Проститься, чтобы жить», «Нити», «Мудрость исцеления».
  • Универсальные МАК. Подходящие для проработки практически любых психологических вопросов. Сюда можно отнести колоды «Дерево жизни», «Причины и следствия», «Сила времени», «Уроки души».

Также бывают специальные ассоциативные карты для детей и подростков, для женщин и мужчин, для коучинга - и другие категории. Существуют узкоспециализированные, например, «Денежная колода» - метафорические карты, позволяющие наладить отношения с деньгами.

Использование МАК карт в профессиональной работе

О том, как используются метафорические карты в работе психолога, мы уже немного говорили в статье о взаимосвязи , но пройдёмся по этой теме ещё раз. Психологи используют ассоциативные карты для выявления реальных проблем, которые оказывают влияние на жизнь человека. С помощью такой колоды талантливый психолог способен вытащить на свет все истинные причины, мотивы, внутренние переживания, сомнения, страхи, в том числе и те, о которых клиент не говорит вслух. Это по-настоящему удивительный рабочий инструмент, позволяющий не только обнаружить проблему, но и решить её. Также МАК отлично подходят для групповой работы, психологических игр, тренингов.

Самостоятельное использование метафорических карт

Если раньше МАК были доступны только профессиональным психологам, то на сегодняшний день выпускаются колоды, с которыми вполне можно взаимодействовать у себя дома. О том, как работать с метафорическими картами самостоятельно, обычно подробно написано в инструкции к конкретной колоде. Принцип такой работы, конечно же, отличается от Таро. Так, например, можно брать картинку и описывать свои личные ассоциации, искать проявление изображённого сюжета в своей собственной жизни, продумывать, как можно преодолеть описываемую иллюстрацией проблему. Существуют специальные колоды для групповых домашних игр, в которые можно играть всей семьёй или с друзьями, узнавая о себе и своих близких много всего нового. В интернете можно посмотреть видео о работе с метафорическими картами от психологов и обычных людей, чтобы взять какие-то методики себе на заметку.

Где купить МАК?

Теперь о том, где купить метафорические карты. Во-первых, это, конечно же, магазины, реальные и в интернете, где продаются Таро, руны, оракулы. Да-да, практически в каждой эзотерической лавке можно найти в продаже несколько ассоциативных колод, однако выбор далеко не всегда широк. Во-вторых, это книжные магазины - в отделах, где продаются книги и пособия для психологов. А в-третьих, это специализированные интернет-магазины, ассортимент которых представлен исключительно МАК.

Вот, в принципе, и всё, что можно рассказать новичкам о данной теме. Мы с вами узнали, что такое метафорические карты, как с ними работать, где приобрести. От себя хочу добавить, что МАК можно успешно использовать и в дополнение к Таро, чтобы получить от клиента больше информации. Другое дело - что для результативной работы нужно обязательно знать психологию.

Метафорические карты – это психологические картинки, на которых изображены люди, события и абстракции, вызывающие у каждого человека свои ассоциации. Работа с метафорическими ассоциативными картами относится к проективным методикам, поскольку помогает раскрыть индивидуальные психические содержания клиента через перенос на карты. На одинаковых картинках один человек, мыслящий позитивно, находящийся в хорошем настроении, может увидеть праздник, радость, восторг, счастье и другие положительные содержания, другой же, имея внутренние проблемы, перенесет их на карты и увидит какое-то напряжение, сопротивление, войну, тревогу. Человек проецирует свое подсознательное на картинку, не осознавая это – именно эта неосознанность и в реальности не позволяет решить его проблему.

Метафорические ассоциативные карты хороши тем, что являются переводчиком бессознательного на уровень . Бессознательное оперирует образами и картинками, сознание же мыслит единицами речи – словами, фразами. Бессознательные процессы являются приэтом самой большой частью психического айсберга, на сознание остается лишь малая часть, которая уже не решает, а лишь объясняет бессознательные импульсы.

В , как правило, прячутся родовые, детские травмы, которые создают запреты у человека на определенные действия. Человек может желать чего-то, однако бессознательное, следуя своей цели сохранить жизнь и психическое равновесие, не пускает его, поскольку здесь произошла определенная травма. С опасностью мог столкнуться даже другой человек, что может сохраниться в подсознательном и будет препятствовать повторению негативного, возможно, опыта. С помощью же картинок можно извлечь то, что препятствует достижению целей.

Метафорические карты – руководство для психолога

Как работают метафорические ассоциативные карты? Человек описывает картинку, которую он вытащил по своему запросу, барьер незаметно снимается. Он говорит не о себе, а потому расслабляется, работа с метафорическими ассоциативными картами высвобождает болезненные блокированные переживания, которые обычным способом поднять человек не сможет. Через карты боль можно обнаружить, вытащить и проработать вплоть до полного исцеления.

Клиенты любят взаимодействие с метафорическими картинками, поскольку большую часть времени им нужно расслабляться и играть, даже это благотворно воздействует на эмоциональное состояние. Если не всегда клиент серьезно воспринимает работу с проективными карточками – при профессиональной работе психолога может быть проведена колоссальная работа с глубинными внутренними изменениями, которые клиент не сможет в себе не отметить.

Существует много различных конфигураций, методов выкладки карт и наборов. Например, колоду «Персона» используют, работая с личностными аспектами и в расстановках. При консультации с ней психолог просит клиента найти лицо, которое соответствует текущему состоянию, затем желаемому, проблемному или такому, какому никто клиента не видел. Клиент раскладывает и рассказывает о картах, затем психолог предлагает их переместить, если есть такое желание. Существует и детский вариант колоды – «Персонита».

Карты «Ох» содержат не только картинки, но и рамки для них со словами. Сначала выкладывается рамка, а на нее – картинка, и психолог задает клиенту вопрос, что же они означают. Клиент пытается понять данную метафору. Однако строгих правил здесь нет, если картинка со словом для нее никак не связываются и не резонируют, материал не пошел – можно заменить картинку.

Существуют наборы карточек для работы специально с травматическими переживаниями, для поиска ресурсов, даже чистые наборы, когда можно самостоятельно нарисовать желаемое. У многих наборов карт есть и цифровой вариант, который позволяет консультировать удаленно, сохраняя весь процесс в презентацию. Ее можно передать клиенту, он сможет продолжать с ней взаимодействовать, закрепляя результаты работы.

Метафорические ассоциативные карты позволяют даже провести самостоятельную сессию, причем использовать карты можно очень творчески, отходя от инструкций. Раскладывая и трактуя карты, человек с опытом начинает осознавать свое нынешнее внутреннее состояние, переживания, и установки.

Значение метафорических карт

Закон метафорических карт – сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит клиент. Методически метафорические карты связаны с тестом Роршаха, в котором испытуемому следует в чернильных пятнах рассмотреть изображение. Конечно, каждый человек начинает рассказывать о себе, видя то, что его волнует. Со временем направление развилось в целый класс проективных техник, которые легко обходят сопротивление клиента, решают проблему вербализации проблемы.

Метафорические карты помогают работать, когда человек даже вообще не находит, что сказать о своих , расфокусирован, не может осознать, отчего ему плохо. Описывая карту за картой, например, по технике шести карт, когда нужно описать каждое изображение в привязке к выложенному к нему слову, клиент обычно к шестой карте сам понимает, в чем заключается его проблема, над чем стоит работать, какова его основная тема. Поскольку методика проективная, работа с метафорическими картами имеет большой плюс – не происходит ретравматизации. Человек всегда рассказывает о карте как о неком предмете, который находится снаружи, ему не нужно погружаться в свои переживания. Не стоит путать метафорические карты с гаданием, картами Таро и другими эзотерическими методиками.

Метафорические карты сами ничего не открывают, кроме того, что содержится в бессознательном самого человека, а потому они могут помочь в вопросах о поиске внутренних решений и ресурсов, но не могут ответить, сбудется ли что-то извне без вмешательства субъекта и его психических сил. Для устранения ассоциации с картами Таро некоторые психологи даже начали называть метафорические карты проективными карточками.

Метафорические карты также редко используются для психодиагностики по причине соответствия закону, что метафорическая карта сама не несет никакого значения, кроме того, какое в ней видит клиент.

Как работать с метафорическими картами?

В процессе работы психолог как ведущий задает наводящие вопросы, клиент отвечает, описывает картинку, вербализируя и осознавая затем и свои психические содержания, перенесенные на нее. Например, клиент обратился с пожеланием найти свое предназначение. Психолог предлагает ему произнести свой вопрос и вытянуть одну картинку из набора «Персона». Клиент переворачивает ее и видит человека с неоднозначными эмоциями. Психолог просит описать, кого он на карте видит, рассказать, каков этот человек. После того психолог предлагает клиенту проанализировать, насколько описание человека на картинке соответствует самой личности клиента, какова схожесть.

Если же он увидел на картине что-то очень неприятное для себя, вызывающее дискомфорт – сразу можно проработать эту проблему, найти для нее ресурс. Например, черные волосы для клиента проассоциировались с тяжелым характером, тогда психолог предлагает ему выбрать из следующей колоды «Персона» еще одну карту для решения этой проблемы, высказав вслух перед этим пожелание найти ресурс, который наиболее полно сможет помочь. Например, это оказывается карта с человеком, закрывшим лицо руками. Клиент описывает его как играющего в прятки, ведущего сейчас в игре, он находится в состоянии сосредоточенности, ожидания, какое все мы испытывали в детстве.

Если этого клиенту не хватило – он может выбрать другие картинки в открытую. Например, для уверенности в себе он останавливается на изображении ныряющего на фоне солнца и прекрасной погоды человека. Он целенаправленный, тело его излучает силу и расслабленность, он хорошо себя чувствует и наслаждается своим телом. Карту можно расположить даже поверх ранее вытянутой карты, вызывающей дискомфорт, будто перекрывая ее.

Описав ресурсную карту, ее можно отложить и снова взглянуть на первую карту, вызвавшую ранее неприятные ассоциации. Психолог просит клиента посмотреть, что на ней изменилось. Удивительно, но то, что не нравилось, будто смягчается – некрасивые волосы становятся вполне привлекательными, колючий взгляд добреет. Клиент уже сообщает, что у человека на карте появилась уверенность, он идет в правильном направлении.

Часто на сессиях картинка меняется буквально на глазах. Если выражение лица клиент видел напряженным, глаза печально закрытыми, то после взаимодействия с картой, добавления сил и ресурсов, других состояний – клиент видит спокойствие, даже какую-то радость, расслабление, происходят сразу изменения в лучшую сторону. Как только он начинает работать с картами – он будто дает команду подсознанию, которое воспринимает образы картинок и уже на сознательном уровне возвращает ответ, вследствие чего происходят жизненные изменения.

Техники работы с метафорическими картами

Метафорические карты – хороший рабочий инструмент, который в легкой непринужденной форме выявляет глубинные содержания человека, о каких он не смог бы даже сходу рассказать.

Техник использования метафорических карт множество, более того, можно свободно изобретать новые, использовать одновременно несколько колод. Например, если человек выложил карту нынешнего состояния, а с ней карту идеального, можно предложить ему найти карту и переходного состояния, которое позволит добиться желаемого. Можно задавать вопросы и доставать карты наугад, можно рассматривать карты, просто объясняя то, что на них видишь. В каждой метафорической колоде обычно порядка 90 карт, потому сюжетных линий можно разложить довольно много. Имея большой опыт работы с разными наборами карт, психолог может подобрать для каждого клиента и его проблемы максимально подходящую колоду.

В классической консультационной работе психолог обычно задает клиенту наводящие вопросы к каждой карте, при этом вопросы должны быть обязательно открытыми и не наталкивать клиента на содержание, какое в карту мог вложить сам психолог. Например, если на карте изображена гора или вулкан, психолог лишь спрашивает, что за гора, что за вулкан, где они находятся, что происходит там. Выслушивая содержания клиента, в конце психолог узнает у клиента, может быть, у него есть еще что-либо об этом.

Существуют и техники, преимущественно опирающиеся на игру. Например, в технике «Препятствия и возможности» психолог выступает ведущим и просит игроков выбрать по 5 карт вслепую, даже не задавая перед этим никаких вопросов, не формулируя запросы. Игра ассоциативная, потому здесь нет выигрыша, кроме, конечно, психологической выгоды от полученных выводов. Психолог просит первого игрока посмотреть карты, не показывая их другим, и выбрать одну, на какой изображено препятствие, трудность. Например, он выбирает и выкладывает карточку с домиком, сообщая, что он разваливается. Задача второго игрока найти среди своих карточек и выложить ту, что изображает возможность для решения проблемы. Первый игрок, предъявивший проблему, слушает и принимает предложенное решение. Если оно оказалось, как он посчитал, неподходящим или недостаточным – сообщает об этом, второй игрок снова предлагает карту возможности. После принятого решения игроки меняются местами.

После игры психолог предлагает игрокам проанализировать, пересекается ли игра с жизнью, обнаружили ли участники какие-то личностные проблемы, а также решения для них. Объяснение перед другими участниками, потому не обязательно ему быть подробным, достаточно понять ситуацию для себя, немного озвучив. Однако часто еще до этого участники понимают, чем обусловлен их выбор карт.

Следующая техника называется «Место и время моей мечты». Клиенту предложено выбрать из перевернутых рубашкой вверх карт одну, перед этим также можно не формулировать запрос. Посмотрев на нее, он должен подумать, какая это страна, какое время, наше ли, прошлое. Чем ему может быть нужно пребывание в этом времени. Клиент может вообразить себя в нем, будто войти в мир, изображенный на карточке, и походить в нем, посмотреть, даже мысленно взять подарок себе или близкому. Психолог задает снова наводящие вопросы, спрашивает, что полезного клиент нашел для себя в этом времени, какой ресурс смог пополнить.

Техника «Выход из тупика» подходит для поиска выхода из сложных ситуаций и анализа повторяющихся проблем, которые клиент никак не может решить. Для определения текущей ситуации тупика перед клиентом раскладываются открытыми несколько карт, предлагается выбрать одну, какая максимально точно описывает текущее состояние дел. Выбирать следует чувствами, ту карточку, какая привлекает внимание больше всех. Выбрав, психолог уточняет, что клиента цепляет на этой карточке, куда все время тянется взгляд. Обратив свое внимание на эту деталь, клиент должен пронаблюдать, какие эмоции у него появляются. Возможно, на карте он найдет также то, что ему не нравится, вызывает отторжение, нежелание смотреть на этот элемент карты. Далее психолог просит рассказать о ситуации, изображенной на карточке, и герое ее сюжета.

Следующий расклад в этой технике – изображения различных дверей как путей выхода из ситуации. Клиенту нужно отобрать одну и описать, что за дверь, может ли она помочь выйти из тупиковой ситуации, сложно ли в нее пройти или легко, открыта она или закрыта для него. Затем, возможно, клиент сможет представить, что находится за дверью, описав свои ощущения. Если для клиента эта дверь не является выходом, то психолог уточняет, куда она может вести.

Затем следует расклад карт по вопросу, что мешает выйти из тупиковой ситуации. Здесь клиент может выбрать уже до трех карт, тех, что описывают страхи и блоки. Психолог уточняет, что сам клиент подразумевает в каждой выбранной карте, что, возможно, пугает клиента или препятствует поиску выхода, просит рассказать историю каждой карточки, об изображенных на ней персонажах, чтобы максимально раскрыть то, что блокирует клиента, не дает ему выйти из сложной ситуации. Часто на картах обнаруживаются и вторичные выгоды клиента, психолог просит его задуматься, какую выгоду он получает оттого, что остается в этом тупике, от чего страх, возможно, защищает его, что еще более страшное может произойти в жизни, если он решится все же на перемены. Осознавая свои страхи, блоки и вторичные выгоды, клиент может двигаться дальше и имеет шанс преодолеть тупик.

Последний расклад – ресурсный. Снова перед клиентом несколько карточек с тем, что может помочь выйти из тупика, совершить перемены. Психолог просит его выбрать те, что являются для клиента поддержкой и ресурсом, на какие он может опираться, а выбрав, описать каждую. Клиент рассказывает, что наиболее интересно, позитивно для него на карточке, что привлекает внимание, вызывает прилив энергии, дает силы. Психолог предлагает рассмотреть, какие из изображенных ресурсов у клиента уже есть, а какие можно привлечь, подумать, каким образом ресурс можно использовать, что можно сделать уже в ближайшее время. Чем более подробно клиент отвечает на вопросы, описывая карту – тем более содержательный он извлечет результат, более интересные открытия получит о своем тупике, о том, почему в нем находится, зачем тупик ему нужен. Это может стать точкой, из которой клиент даже сможет перевернуть свое мировоззрение.

С помощью ассоциативных метафорических карточек можно поработать и с Тенью. Психолог тогда просит клиента создать мысленное намерение, а затем из колоды карточек с лицами выбрать себя, каким клиент сейчас себя видит и принимает, потом – свою противоположность. Пол и возраст изображенного на карточке человека значения не имеет, важны лишь его эмоции. Если клиент затрудняется выбрать только одну карточку на каждую из ипостасей – он может выбрать две или даже несколько.

Описывая первую ипостась, клиент рассказывает, что он видит на карточке, какие чувства и эмоции на ней присутствуют. Если изображенный на ней человек, по словам клиента, смотрит на кого-то – психолог просит выбрать из колоды того, на кого он смотрит, что можно сделать в закрытую, а затем описать. Далее психолог переводит клиента к описанию карты противоположности. После чего спрашивает, правильно ли карты расположены перед ним на столе, или клиенту хочется изменить их позиции. Чаще всего клиент отодвигает карту противоположности, символизирующую его Тень.

Психолог просит клиента проанализировать взаимодействие карт-антиподов, спрашивая, видит ли одна карта другую. Если да, то, как изображенные на них личности относятся друг к другу, нужна ли карта противоположности главной карте, может ли главная карта за что-то поблагодарить свою противоположность, что негативного привносит карта противоположности в жизнь главной карты, если ее хочется отодвинуть.

Если карты не видят друг друга, то, что необходимо изменить в раскладе, чтобы они увиделись. Когда клиент изменяет положение карточек, психолог узнает, что изменилось у главной карты. Когда клиент говорит о негативных качествах антипода, психолог выслушивает, затем предлагает трансформировать эти качества, заменив их позитивными синонимами, и подытоживает, проговаривая, какое положительное зерно было найдено, как главная карта может интегрировать эти качества, как изменится после этого, может ли поблагодарить свою противоположность и какие чувства после благодарности испытывает.

После проведенной работы будет отличным, если клиент от имени главной карты проговорит благодарность карте-антиподу за переданный ресурс. Возможно, после того клиент снова захочет поменять расположение карточек на столе или даже заменить какую-то карточку на другую из колоды.

Данная техника позволяет проработать теневые качества личности, в результате клиент может интегрировать, принять свою теневую сторону. Психолог спрашивает, что клиент ощущает в связи с проведенной работой, как изменились его ощущения после примирения со своей ранее вытесненной частью.

Метафорические ассоциативные карты - это набор разного рода картинок, величина которых может достигать размера открытки. Такие карты могут содержать изображения людей, их взаимодействий, животных, пейзаж, жизненных ситуаций и многое другое. Уникальность такого метода заключается в том, что ассоциации вызванные картинкой способны на бессознательном уровне открыть доступ в глубины собственной души. В образах на картах человек видит себя со стороны.

Процесс не сопровождается скованностью и другими ограничивающими эмоциями, а это влияет на создание благоприятной атмосферы, которая располагает к расслабленности и доверию, что крайне важно в работе психолога. Метод ассоциаций помогает быстро прояснить и осознать потребности человека, изучить его незавершенные внутренние процессы и с помощью карт решить эти проблемы

Преимущества метафорических карт:

  • при работе со зрительными образами у человека снижается сознательная цензура, что облегчает работу с его неосознанными подсознательными конфликтами;
  • карты дают возможность увидеть правдивую картину межличностных и других взаимоотношений человека с окружающей реальностью и образами, живущими в его внутреннем мире;
  • отлично подходят для работы с людьми, которые плохо осознают свои чувства и больше полагаются на факты, чем на эмоции;
  • помогают преодолеть внутреннее сопротивление, которое очень часто не поддается больше никакой методике;
  • открывают большие возможности для творчества, саморазвития, самопознания и сочетаются в работе со всеми известными методиками психотерапевтов;
  • универсальная методика, использовать которую можно практически во всех ситуациях и в разных возрастных категориях.

С какими проблемами и вопросами можно работать при помощи метафорических карт?

Данная методика подходит для вопросов различных тематик. Для детей наиболее актуальными являются проблемы взаимоотношений с родителями, сверстниками, устранение разных фобий и психологическая помощь в критических ситуациях (потеря близких людей, развод родителей и т. д.).

Взрослые же могут обратиться к метафорическим картам, чтобы справиться с переживанием одиночества, провести диагностику семейной системы, найти ресурсы для достижения необходимых целей, разрешить проблему выбора и многое другое.

Метафорические карты позволяют:

  • определить причины произошедших событий и найти выход из текущей ситуации;
  • проанализировать свое будущее, линию поведения (в бизнесе, в коллективе и т.п.);
  • скорректировать личные отношения, решить семейные проблемы;
  • развить абстрактное и креативное мышление, логические способности;
  • найти источник возникновения болезни и сфокусироваться на работе с ее симптомами;
  • дать волю своей интуиции и подсознательной мудрости;
  • активировать внутренние ресурсы и раскрыть творческий потенциал.

Виды карт и их классификация

В настоящее время методика работы с метафорическими картами становится очень востребованной из-за ее эффективности удобства и безопасности для клиента. В разработке новых колод принимают участие психологи и психотерапевты, которые учитывают самые разные запросы и темы своих клиентов. Карты выпускают в разных странах, самыми первыми были колоды немецких производителей и благодаря Моритц Эгетмейер распространились по всему миру.

Базовым и основным набором являются OH, Persona и Saga, остальные колоды считаются более узкоспециализированными. Их используют по запросам, которые пользуются меньшей популярностью.

OH представляет собой набор из 2-х колод карт, одна из которых содержит картинки, а другая - слова. Помещая изображение в обрамленную карту со словом, клиент высказывает своё виденье получившейся комбинации. Эти карты используют для работы с бессознательным, при эмоциональных расстройствах, внутриличностных конфликтах, для определения межличностного отношения и поиска внутреннего ресурса.

Persona содержит в себе набор портретов людей разного пола, возраста и национальности. Метафора этих портретов позволяет работать по таким запросам, как социальные взаимоотношения, субличности, ролевые диспозиции, эмоциональные расстройства и психосоматика.

Saga представляет собой некую «сказкотерапию». Колода содержит художественные открытки, которые изображают сказочные характеры, сцены и явления. С их помощью работают с переживаниями, ищут внутренний ресурс.

Работа с детьми при помощи метафорических карт

Метафорические ассоциативные карты дают возможность установить эмоциональный контакт с детьми разного возраста. Большим преимуществом служит тот факт, что дети воспринимают этот метод терапии, как игру, а это залог безболезненного сеанса, который не способен травмировать ребенка.

Работа с взрослыми при помощи метафорических карт

Карты способны осветить все темные углы подсознания и ответить на самые волнующие вопросы. Данная методика подходит для абсолютно всех и отвечает на вопросы множества тематик из разных сфер жизни. Достаточно 15-20 минут и с помощью правильно заданных вопросов терапевта, клиент самостоятельно находит выход из угнетающей ситуации, решает свою проблему.

Я, как практикующий психолог очень люблю использовать метафорические карты. Работа с ними всегда увлекательная и для клиента, и для меня. Метафорические ассоциативные карты позволяют тонко и безболезненно соприкоснуться к внутреннему миру клиента и найти в нем решение проблем. Я считаю, в этом и есть главное преимущество и уникальная особенность этого метода.