Меню

Икона рождество господа нашего иисуса христа значение. С Рождеством Христовым!!! Иконография Рождества

Все о хостах

Рождество Христово подробно описано лишь в одном Евангелии - от Луки:

"В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк.2:1-7).

В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус родился в Вифлееме в правление царя Ирода.

Исходя из сведений, указанных евангелистами, учёные пытались вычислить точную дату, когда родился Иисус Христос. Наиболее вероятная дата Рождества - 7 год до н.э. - именно в этот год была проведена упомянутая Лукой перепись императора Августа. Впрочем, здесь существует противоречие с упомянутым тем же Лукой правлением Квириния в Сирии: он начал править только в 6 году н. э., что противоречит тому, что Иисус родился в правление Иудеей царем Иродом, который умер в 4 году до н. э. (по другим данным, в 1 году до н. э. или 1 году н. э.). Еще одна вероятная дата Рождества Христова - 12 год до н.э., когда над Землей прошла камета Галлея, которая могла быть упомянутой в Евангелии от Матфея Вифлеемской звездой.

О Рождестве Христовом говорится и в апокрифических источниках: Протоевангелии Иакова и Евангелии Псевдо-Матфея. В апокрифах описывается, что Иосиф и Мария остановились в пещере (известной сейчас как "Пещера Рождества"), где Мария и родила Иисуса, пока Иосиф ходил искать повивальную бабку:


"Иосиф пошел искать опытную женщину, и когда он возвращался в пещеру, Мария уже родила Святое Дитя. И сказал Иосиф Марии: я привел Тебе двух женщин, Зелому и Саломею. Они ждут у входа в пещеру и не могут войти из-за слишком яркого света. Мария, слыша это, улыбнулась. И сказал ей Иосиф: не смейся, но будь осторожна, как бы не понадобилась Тебе какая-либо помощь. И он приказал одной из женщин войти. И когда Зелома приблизилась к Марии, она сказала Ей: позволь мне прикоснуться. И когда Мария позволила ей, женщина воскликнула громким голосом: Господи, Господи великий, милостивый! смилостивись надо мной. Я никогда не подозревала и не слышала ничего подобного: грудь Ее полна молока и у Нее Дитя мужского пола, хотя Она Дева. Ничего нечистого не было при зачатии и никакой болезни в рождении. Девой Она зачала, Девой Она родила и Девой Она остается!

Другая женщина, по имени Саломея, слыша слова Зеломы, сказала: тому, что я слышу, я не поверю, если не удостоверюсь. И Саломея, приблизившись к Марии, сказала Ей: позволь мне прикоснуться к Тебе и удостовериться, что Зелома сказала правду. И когда Мария позволила, Саломея прикоснулась и тотчас же иссохла рука ее и, почувствовав сильную боль, она стала плакать весьма громко и кричать, и сказала: Господи, Ты знаешь, что я всегда боялась Тебя, что я всегда ходила за бедными, не принимая вознаграждения; я ничего не брала от вдов и сирот и никогда не отсылала прочь от себя недужного, не оказав ему помощи. И вот я стала несчастной из-за неверия моего, оттого что осмелилась усомниться в Твоей Деве! И когда она говорила так, прекрасный юноша появился перед нею и сказал ей: приблизься к Младенцу и поклонись Ему, и прикоснись к Нему рукой твоей, и Он исцелит тебя, ибо Он Спаситель мира и всех, кто уповает на Него.

И тотчас Саломея подошла к Младенцу и, кланяясь Ему, она прикоснулась к краю пелен, в которые Он был завернут, и сейчас же выздоровела рука ее. И выйдя, она стала разглашать и рассказывать о чудесах, которые видела, и как она пострадала и была исцелена; и многие поверили проповеди ее" (Евангелие Псевдо-Матфея, глава 13).

Саломея (иногда вместе с Зеломой) изображается на многих православных иконах Рождества Христова: Саломея помогает пеленать младенца Христа или купает его. В ранних изображениях Рождества Богоматерь нередко предстает сидящей, в отличие от более позднего канона, где преобладают изображения лежащей Богородицы. Сидящая поза Марии должна была подтверждать понятие о том, что Богоматерь безболезненно родила Христа и поэтому, в отличие от всех женщин, не нуждалась в отдыхе после родов. Однако позже, примерно к 9-10 векам, в Византии сформировался канон с лежащей Богоматерью, который также находит свое утверждение в богословских текстах, соотносящих Рождество Христово как начало пути Спасителя с его финалом, с Голгофой: лежащая Богородица, обычно отвернувшаяся от Младенца, глядящая в сторону, прозревает будущие крестные страдания Сына. Из-за яслей, где лежит младенец, выглядывают вол и осёл. Эти животные - символы разных народов, которым принес Христос спасение: вол символизирует иудейский народ, а осел - язычников. Иосиф изображается сидящим в задумчивой позе и беседующим с одним из пастухов. Ангелы славят Христа. Также на православных рождественских кионах изображены известные евангельские сюжеты - благовестие пастухам, и .

Андрей Рублёв. Рождество Христово

После продолжительного зимнего поста для православных наступают радостные дни: подарки, семейные ужины, колядки, посещение праздничной службы. Это один из главных для христиан праздников — Рождество Христово. Икона, украшенная гирляндами белых цветов, может многое поведать о таинственном смысле того давнего дня. На ней изображены все главные участники евангельских событий.

Если для человека Рождество лишь еще один день, когда можно не ходить на работу, возможно, стоит вникнуть в суть давно знакомой истории. Ведь это не просто сюжет для красивой открытки с ангелочками. День, когда родился Христос, недаром стал отсчетом новой эры.

Точная дата сокрыта от людей. 25 января установлено произвольно неким монахом-математиком, который составил юлианский календарь. Со временем скопились астрономические «излишки», целых две недели. Поэтому весь мир еще в конце 16 в. перешел на более точный григорианский календарь. Россия же приняла его лишь в 1918 г., а Русская Православная Церковь до сих пор живет по юлианскому стилю.

Поэтому у многих может сложиться неверное впечатление, что в нашей стране — собственное Рождество. Нет, оно приходится на то же число, просто по другому календарю. По мнению же ряда исследователей, Иисус Христос не мог родиться в конце декабря, а все происходило весной, перед еврейской Пасхой. В принципе, это не имеет решающего значения для спасения души, иначе Господь сохранил бы точную дату.

В первые века христианства люди вообще не праздновали дни рождения. Для них самым важным был день смерти — это дата рождения человека в вечную жизнь, день его соединения с Творцом. Поэтому Рождество Спасителя тоже не отмечалось, а точней — было совмещено с Богоявлением. Лишь спустя годы было решено установить отдельную дату для этого важного события. Повсеместным для христиан праздник стал лишь в 4 в., в России его начали отмечать в 10 в., после крещения князя Владимира.

Развитие иконографии

Первые известные изображения, связанные с Рождеством, рассказывают не о нем самом. Здесь в центре — свершившееся пророчество. В центре композиции — Дева Мария с Младенцем, перед ними пророк, показывающий на звезду. Более детальное описание событий Рождества Христова на иконах появляется лишь к 6 в.

  • В пещере лежат Богородица и Иисус.
  • Рядом находятся животные — осел, вол, иногда овцы. По преданию, на ослике ехала Мария. Вола же Иосиф взял с собой, чтобы выручить деньги на уплату налогов (для этого семья отправилась в путь). Аллегорически осел означает упорство, а вол — трудолюбие.
  • Звезда сияет над пещерой. Обычно изображается в луче света. Озаренная светом пещера — символ того, что Рождество просветило человечество, до этого пребывавшее во тьме.
  • Вокруг сюжеты, дополняющие общую картину: Иосиф, склонившийся в молитве, волхвы, ангелы, пастухи, сцена купания Младенца.

При помощи основных элементов мастера создают образ, не выходя за рамки канонического толкования. Полностью учение о боговоплощении Церковь разработала после 7 вселенского собора. Тогда иконописцы смогли полноценно выразить то, что уже было сформулировано на словах. Каноническая икона не просто напоминает о празднике, она служит опровержением ересей (например, монофизитство).

Появление во плоти Христа — главное событие человеческой истории. По мнению некоторых философов — это и основное ее значение, которое ясно выражено на иконе «Рождество Христово.»

Почему Богородица смотрит не на Сына, а в сторону? Она обращает свой взор на мудрецов, принесших дорогие дары Господу. Язычники, которыми были волхвы, символизируют все человечество. Каждый, кто захочет подарить свою жизнь Богу, будет встречен благосклонно. Сцена, в которой показано купание Младенца, появилась позже. Вероятно, она напоминает о крещении младенцев, принятом в Православии.

Фреска Андрея Рублева

Такой сюжет имеется и среди работ иконописца А. Рублева. Под рукой мастера даже краски стали средствами выразительности — он творит пространство так, что оно наполняется воздушной невесомостью, словно вся природа сбрасывает оковы материальности.

После Рождества само значение человеческой жизни изменилось. Люди стали детьми божьими в полном смысле. Царь Небес принял на себя тленную оболочку. Христос стал вторым Адамом. Земля больше не является юдолью скорби — ведь на ней поселился Сам Господь, который затем своей крестной смертью откроет и дорогу в небо. Вот почему Ангелы поют про мир на земле и доброту к людям.

Икону Рождества Христова Рублев написал во время украшения Благовещенского собора. Уже намного позже ее стали изготавливать как самостоятельную, ставить в храмах, домах. Образ выполнен в византийских традициях. Они позволяют живописцам несколько событий, произошедших в разное время, изображать на одном полотне. Ведь у Бога нет временных ограничений.

  • Ангелы, которые обычно находятся в верхнем углу композиции, в данном случае поклоняются Богу прямо около яслей. Они даже всем своим видом показывают готовность принять его в свои объятия. Конечно, ангелы в тот момент были невидимы людскому глазу.
  • Расходятся мнения исследователей по мнению того, кто изображен на иконе Рождества около праведного Иосифа. Часть считает, что это пастух, некоторые называют дьявола, который пытается посеять сомнение. Однако, сомнения Иосифа были рассеяны еще до начала путешествия Ангелом, который явился ему во сне. Скорей всего, это просто один из пастухов, удостоившихся приглашения к новорожденному Спасителю.

В чем помогает святой образ

Насыщенность персонажами иконы Рождества Христова не должна сбивать с толку — это образ и праздник Господа. В чем Он помогает? Каждый верующий должен твердо знать — Богу по силам все. Это небесный Отец, заступник, который отдал Свою жизнь за человеческие грехи. Глядя на образ, верующий мысленно должен пройти весь путь от Вифлеемской пещеры до Голгофы и прежде всего поблагодарить Господа за дар вечной жизни. Именно с Рождества началось восстановление отношений между Богом людьми.

Каждый день следует исповедовать грехи в личной молитве, просить о том, чтобы было даровано освобождение от них. Композиция иконы Рождества Христова построена так, чтобы можно было оценить весь масштаб события — он поистине вселенский. Ведь недаром действие происходит не только на земле, но целое ангельское войско сходит с небес.

Рассказ евангелистов демонстрирует, что Рождество затронуло представителей самых разных классов — и царей, и верхушку духовенства, мудрецов из других стран, простых пастухов. Даже животные не остались в стороне. Вся глубина значения праздника Рождества Христова выражена в иконе, она помогает понять меру Божественной любви. Вот этот маленький беззащитный человечек, лежащий в пеленах, спустя немного времени станет искупительной жертвой.

Но всемогущий Бог вовсе не внушает нам чувство вины — Он просто показывает Свою любовь, ждет обращения, покаяния. Через Него можно обрести душевный покой, уверенность в спасении. Когда наладятся духовные дела, человек сможет навести порядок и в земной жизни. Пусть каждый сможет открыть сердце, чтобы принять Младенца Христа!

Величание Рождеству Христову

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Тропарь Рождеству Христову

Рождество Твоё, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащий, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.

Кондак, глас 3-й

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Что нужно знать про икону Рождество Христово

Икона Рождество Христово — описание, значение, в чем помогает was last modified: 8 июля, 2017 by Bogolub


Век:XV

Иконографическая справка: На обороте почти невидимая и еле различимая древняя чернильная надпись, по-видимому, одновременная иконе.: "Образ письма Петра (?) Степлнове..." Иконография иконы имеет композиционные особенности, сложившиеся в искусстве XV века и известные как по новгородским, так и по московским памятникам.

Стилистическая справка: Яркие стилистические особенности позволяют связывать икону с искусством древнего Суздаля, которому были присущи такие чистые и звонкие сочетания плотных, эмалево положенных красок. Аристократическое и возвышенное искусство Суздаля, сохраняя в иконах созерцательность и молитвенный настрой образов, соединяло их с изысканной грацией небольших фигур, непосредственностью поз, живостью выражений, пластично вылепленными рельефами ликов, - живописными качествами, которыми обладает публикуемое произведение, выполненное незаурядным мастером конца XV века. Такие маленькие подносные (подарочные), аналойные или келейные образы получили особое распространение именно в Суздале, о чем свидетельствуют многие произведения, дошедшие в составе его монастырских ризниц. Уникальна для конца XV века древняя надпись на обороте иконы, сохранившая автограф мастера. Погасший и почти невидимый глазом текст не позволяет с уверенностью назвать его имя, которое предположительно можно прочесть как "Петр Степанов".

Век:XV
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: В центре композиции на киноварном ложе представлена Богоматерь. За Ней в темной пещере изображены ясли с Младенцем и склонившиеся к Нему вол и осел. Возле пещеры стоят поклоняющиеся Младенцу ангелы и пастухи. В левом верхнем углу иконы представлены три скачущих на конях волхва. Иосиф, размышляющий о чудесном рождении Спасителя, и стоящий перед ним старец-пастух изображены внизу слева. Справа от них две служанки готовятся купать Младенца. В основе иконографии лежат тексты Евангелия от Матфея (I, 18-23; II, 1 - 12) и Луки (II, 7-20), а также апокрифические произведения, в том числе "Протоевангелие Иакова" (XVII-XXI). Иконография "Рождества Христова" начала складываться еще в раннехристианское время и окончательно оформилась к VIII веку. Икона из Успенского собора следует иконографической схеме, сформировавшейся в московском искусстве начала XV века на основе византийских образцов. Его отличительной особенностью является двукратное изображение ангелов - они не только благовествуют пастухам, но и поклоняются пришедшему в мир Спасителю (в более ранних вариантах "Рождества" изображались, как правило, две симметричные сцены благовестия пастухам и поклонения волхвов)

Век:XV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Фрагмент

Фрагмент

Фрагмент

Фрагмент

Рождество Христово (с избранными святыми)
Век:XV

Иконографическая справка: Источником иконографии Рождества Христова являются Евангелия от Матфея и от Луки и апокрифические книги. В нижнией части иконы представлены полуфигуры пяти святых, особенно почитавшихся в Пскове. Центральные образы святителя Николая Чудотворца, священномученика Климента, папы Римского, и пророка Ильи изображены фронтально, а завершающие ряд целители Косьма и Дамиан - в три четверти. По сравнению с распространенными в древнерусском искусстве XV века иконографическими схемами Рождества Христова композиция иконы имеет ряд необычных деталей. Внутри вифлеемской пещеры, где родился Иисус, располагаются не только ясли с Младенцем Христом, но и полулежа ща я на ложе Богоматерь. Другие традиционные для сюжета персонажи и эпизоды композиционно обособлены друг от друга и иногда находятся в необычных для этой иконографии местах. Так, сидящий на камне Иосиф представлен правее вифлеемской пещеры. Обычно он изображался в нижнем левом углу средника, где на псковской иконе помещена сцена благовестил ему ангела о рождении Божественного Младенца. Слева от пещеры изображены три всадника на конях. Это путеводимые вифлеемской звездой волхвы, которые прибыли с востока, чтобы приветствовать рождение Царя Иудейского (Мф. II, 1 - 12). Редкой особенностью иконы являются надписи с их именами, известными по апокрифическим источникам: Наспар (Каспар), Малфион (Мельхиор) и Салтасар (Валтасар). Сцена поклонения волхвов Богоматери с Младенцем, восседающей на престоле, изображена в нижнем правом углу композиции. По преданию, волхвы поднесли Христу дары, имеющие пророческий смысл: золото было принесено Ему как Царю, ладан - как Богу, а смирна - как смертному человеку, которому предстоит пострадать за спасение мира. В отличие от большинства произведений XV века, где Поклонение волхвов соединялось с изображением Рождества, здесь этот сюжет представлен отдельно. В центре нижней части иконы помещена сцена омовения Младенца. Христос сидит на руках у повитухи Саломеи, а служанка (в надписи она названа "рабыней") наливает воду в купель. По преданию, первыми о рождении Спасителя узнали пастухи, которые пришли в Вифлеем, чтобы увидеть Младенца (Лк. II, 9-12, 16-17). На иконе два пастуха изображены за скачущими волхвами и сидящим Иосифом. Фигура третьего расположена в верхней части иконы, справа от сонма прославляющих чудо ангелов. Изображения восьми поющих ангелов в верхней части композиции, по сторонам от вифлеемской звезды, необычны для русской иконописи. Эта сцена - почти дословная передача повествования Евангелия от Луки о благовестии пастухам: "И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. II, 13, 14).

Стилистическая справка: По сравнению с распространенными в древнерусском искусстве XV века иконографическими схемами Рождества Христова, композиция псковской иконы имеет ряд необычных детале. Внутри вифлеемской пещеры, где родился Иисус, располагаются не только ясли с Младенцем Христом, но и полулежащая на ложе Богоматерь. Композиционная свобода размещения отдельных сюжетов в иконе напоминает структуру некоторых стихов богослужебных песнопений на Рождество Христово: "Величай, душе моя, честнейшую и славнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу"; "Величай, душе моя, от девы Бога плотию рождшагося"; "Величай, душе моя, от волхвов Бога покланяемаго"; "Величай, душа моя, от звезды волхвом возвещеннаго" (припевы 9 песни праздничного канона Косьмы Маюмского). Подобное "величание" отдельных событий и персонажей, связанных с Рождеством Христовым, происходит и на псковской иконе. При этом композиция не является буквальной иллюстрацией гимнографического текста, а, скорее, воспроизводит его отрывистый ритм, что придает памятнику глубокое своеобразие. Среди русских икон Рождества XV-XVI веков нет прямых аналогий иконе из Опочки. Вероятно, в основе ее иконографии лежали сложные, многочастные композиции, получившие распространение в византийской монументальной живописи XIV - начала XV века (см., например, фреску из церкви Богоматери Перивлепты в Мистре, выполненную около 1360-1370-х годов).

Фрагмент. Волхвы

Фрагмент. Пастырь

Фрагмент. Пастырь с трубой

Фрагмент. Омовение

Рождество Христово (с тремя святыми)
Век:XV
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Фрагмент. Горки

Фрагмент. Горки и пастушок

Фрагмент. Искуситель

Фрагмент. Иосиф

Век:XVI

Иконографическая справка: Две основные идеи праздника Рождества - радость всего мира, вызванная явлением в мир Всемогущего Бога, и "истощение" Бога ради спасения людей, Его "уничижение" - пронизывают всю Рождественскую службу. Над Младенцем, словно высокая сень, нависла черная бездна Вифлеемской пещеры. Черный цвет ее и светящиеся белизной одежды Христа напоминают о "мире, пораженном грехом по вине человека, в котором воссияло Солнце Правды". Чрево пещеры как образ рождающей Земли здесь уподоблено родившему чреву Богоматери. Это сопоставление проходит через всю праздничную службу: " Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит". Одновременно пещера - и символ сокровищницы, в которой лежит "небесная Жемчужина" - Христос. Но она - и место упокоения Христа: в ней положили Его мертвое тело после смерти. Поэтому белые одежды Младенца и Его ясли напоминают одновременно о погребальных пеленах и каменном гробе. Вол и осел как "чистые" жертвенные животные Ветхого Завета склонились над новозаветной Жертвой - Христом. Тема поклонения продолжена в изображении трех коленопреклоненных фигур ангелов, покровенные руки которых выражают готовность принять святыню. Согласно рождественской стихире "что Ти принесем, Христе", они приносят Спасителю пение. Это достаточно редкая иконографическая деталь, восходящая к иконам рублевского круга. Вверху справа ангел благовествует пастуху о свершившемся чуде (Лк 2: 10,11). По преданию, стада, пасшиеся по дороге из Вифлеема в Иерусалим, предназначались для храмовых жертв. Поэтому пастухи жертвенных животных первыми среди людей узнали о рождении Мессии, Который "взял на Себя все грехи мира". Сцена с пастушком, играющим на свирели и собирающим вокруг себя послушных овец, как будто изолирована от других композиций: здесь нет ни поклонения, ни "удивления и страха" перед случившимся. В то же время, красные одежды его, повторяющие цвет ложа Богоматери, приобщают его "таинству странному и преславному". Слушая благовествующего ангела, пастух, словно наполняет все произведение тихой музыкой, сообщающей о великой радости обновления всего "тварного" мира, который "воплотившееся Слово" приводит к состоянию блаженства и покоя. Икона разделена на несколько пространственных зон. Самая удаленная от центра - Вифлеемская пещера. Здесь в уменьшенном, по сравнению с другими сценами, масштабе представлена группа всадников-волхвов, которым, согласно апокрифическим текстам, в момент зачатия Христа явилась на Востоке звезда. Волхвов считали языческими царями (Ис. 60: 3; Пс. 71: 10), представителями трех возрастов человеческой жизни и трех рас Земли. Над вершиной горы, по которой спешат волхвы, из сегмента неба исходят три луча, направленные на Младенца. Они символизируют свет путеводной вифлеемской звезды, вставшей над местом рождения Христа. Движению всадников вторит энергичный, указывающий на звезду жест ангела, образ которого, вероятно, восходит к словам Иоанна Златоуста о том, что под видом звезды, руководившей волхвами, был Ангел Господень. Звезда вообще ассоциировалась с приходом на Землю Мессии - Христа. Она указана в пророчестве Валаама: "Восходит звезда от Иакова" (Числ. 24: 17), а также в Откровении (22: 16), где Христос назван "Звездою светлою и утреннею", озарившей землю светом евангельского дня.

Стилистическая справка: Радостный характер великого христианского праздника передает яркий праздничный колорит иконы. Изрезанные лещадками и поросшие изящными травами и деревцами, разбегающиеся горки вызывают ассоциации с поэтическими образами песнопений: "Веселитеся, праведнии небеса, радуйтеся, взыграйте, горы, Христу Рождшуся" (стихира Андрея Иерусалимского).

Век:XVI
Место хранения: Государственный Русский музей

Иконографическая справка: Основу сюжета составляют евангельский рассказ о рождении Девой Марией Младенца Христа (Мф 1: 18-23; 2: 1-12; Лк 2: 6-20) и ряд апокрифических сочинений, в том числе Протоевангелие Иакова. На создание композиции повлияли также тексты Рождественской службы и песнопения, приуроченные к этому празднику. Иконография сцены сложилась в палеологовском искусстве в XIV в. На Руси с появлением праздничных рядов иконостаса разрабатывается несколько вариантов "Рождества". Они отличаются подробностью пересказа события, расположением и масштабом всех частей композиции, ее художественной интерпретацией, позами и жестами персонажей. Выделяют московский и новгородский изводы, но в чистом виде оба они встречаются редко. В центре композиции на фоне Вифлеемской пещеры на вытянутом по диагонали ярко-красном ложе помещена изящная фигура Богоматери. Рядом с Ней подчеркнуто беззащитным выглядит спеленутый Младенец, "умаливший Себя человек ради". В песнопениях и "Словах" на праздник Рождества Христова Мария называется "обширным местом необъятной природы", "неизмеримой пашней небесного колоса". Зеленые пелены Христа, сливающиеся с зеленым цветом яслей, вероятно, также навеяны этими словами. Его тонкое тело уподоблено колосу, ростку, взошедшему на "небесной пашне" и несущему в мир очищение и обновление. Слева от них - три волхва с дарами. Увидев "вифлеемскую звезду", появившуюся в ночь рождения Христа, они "возрадовались радостью весьма великой" и пришли из дальних стран поклониться Младенцу, "и открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну". Торжественно застыли в безмолвном молчании склоненные волхвы. Их позам и жестам вторят фигуры трех славословящих ангелов, стоящих над ними. Все вместе они образуют стройный хор, словно наполняющий икону светлой музыкой и пением. Изображения двух пастухов, людей, "очищенных уединением и тишиною", помещены здесь согласно евангельскому рассказу. Традиционные сцены омовения Младенца и сидящего на камне Иосифа представляют мир земной, но и он полон гармонии и покоя. Благоговейно склоненные фигуры служанки, льющей воду на руку Саломеи, и старца, пришедшего к Иосифу, замыкают композиции, придавая им характер священного ритуала. Сомнения Иосифа в чудесном рождении сына снимаются символической сценой омовения, понимаемой в средневековье как знак чистоты духовной. О старце в овечьих шкурах, который, опираясь на посох, обращается к обручнику Марии с какой-то речью, в Евангелии не упоминается. Образ трактуется по-разному. Одни видят в нем духа-искусителя, другие - пророка Исайю. Русские иконописные подлинники называют его "пастырем". Евангельские тексты не сообщают и об омовении родившегося младенца. Полагают, что эта сцена перенесена сюда из икон "Рождество Богоматери" и воспроизводит позднеантичные изображения. Икона входила в праздничный ряд неизвестного нам иконостаса, близкого по размерам иконостасу Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Стилистическая справка: Удивительная соразмерность и продуманность композиции, музыкальный ритм в чередовании красок и линий, тесная связь с литературными источниками позволяют говорить о работе большого мастера. Радостный колорит, созвучный светлому характеру праздника и посвященных ему песнопений, образно-символический язык произведения, особая торжественность и приподнятость созданного настроения сближают его с иконами и фресками Дионисия.

Век:XVI
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иконографическая справка: На маленькой плоскости иконы строгановский мастер подробно воспроизводит основные события, сопровождающие рождение Христа. О предопределенности явления Христа в мир напоминает изображение пророка Исайи, стоящего у изголовья ложа Марии рядом с пещерой, где лежит новорожденный Младенец. В Его руках свиток, на котором написаны слова пророчества о будущем воплощении Бога и рождении Спасителя: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог". Это пророчество в связи с рождением Христа упоминается в Евангелии от Матфея (1: 23) и звучит в тексте рождественской службы.

Фрагмент. Ангел и волхвы

Век:XVI

Иконографическая справка: На лицевой стороне иконы помещено изображение праздника, на оборотной - наиболее почитаемых святых церковного года.

Стилистическая справка: Плотное коричневое письмо ликов, жесткий, черный контур, усиление роли линейного рисунка, приобретающего калиграфический характер, широкое использование орнаментов, колорит, в котором господствуют темные охры и глухие зеленые и коричневе тона, характерные черты письма второй половины XVI века.

Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилистическая справка: В основу иконографии данной иконы лежит извод, широко распространенный в византийском и древнерусском искусстве. Композиционное построение любятовской иконы свидетельствует о знакомстве художников с московской иконописной традицией и вместе с тем - о сохранении местной иконографической схемы.

Век:XVI
Место хранения: Собрание Е. А. Терлецкого

Иконографическая справка: Входила в праздничный чин иконостаса, который отличался необычно вытянутым форматом досок. Икона близко повторяет "рублевский" извод сцены, сложившийся в московском искусстве в начале XV века (праздники из Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Владимира, Рождественской церкви в Звенигороде, ГТГ). Благодаря формату доски, заметно увеличены в масштабе и приближены к переднему плану нижние мизансцены.

Стилистическая справка: Икона обладает яркими индивидуальными стилистическими особенностями. Мягкий приглушенный колорит, построенный на сочетании охристых, розовых и зелено-коричневых цветов разных оттенков, неторопливые движения персонажей, панорамный, почти космический характер изображения, растянутого по всей поверхности доски, со взбирающимися вверх волхвами, горками, деревьями создают своеобразный художественный образ, непохожий на известные иконы этого времени. Необычны отдельные приемы иконописца, например характер написания им пологих горок, завершенных причудливой формы лещадками, орнаментальные белильные разделки с красно-оранжевыми тенями и неожиданными киноварными всполохами. В ликах просвечивает мягкий зелено-коричневый санкирь, чуть приглушенный прозрачными охрами и высветлениями, - техника, характерная для живописи раннего XVI столетия. Поэтичность и сдержанность образов позволяет отнести памятник к одному из среднерусских центров, а необычный характер колорита напоминает иконы, написанные в верхневолжских землях или в новгородско-тверском пограничьи. Особенно он близок произведениям весьегонских мастеров.

Век:XVII
Место хранения: Филиал Государственного Исторического музея "Новодевичий монастырь"

Иконографическая справка: Новая редакция иконографии праздника, где Богоматерь сидит на престоле с прямой спинкой и на подушках, указывая на Младенца в яслях, окруженного ангелами и волхвами, сложилась под влиянием гравюр из западноевропейских иллюстрированных Библий и широко использовалась иконописцами Оружейной палаты.

Стилистическая справка: Надпись белилами на поземе внизу: г(о) год(У) ПИСАЛ Серпй Костр(о)м Рожков Сергей Васильев (ум. 1688) - костромич, с 1668 года жалованный иконописец Оружейной палаты. Известен как миниатюрист.

Фрагмент


Век:XVII


Век:XVII
Место хранения: Великоустюжский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Век:XVII
Место хранения: Череповецкое музейное объединение

Век:XVII
Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Комплекс праздничных икон всего их сохранилось шесть,в который входит и икона "Рождство Христово" происходит из придела Варлаама Хутынского - домашней молельни храмоздателей Скрипиных, позднее служившей ризницей.Иконы не были жестко привязаны к определенному месту в приделе и свободно перемещались в храме, использовались также в качестве аналойных. В иконографии иконы "Рождество Христово" прослеживается ориентация на западноевропейские гравированные образцы. Комплекс отличается редкой для праздничных икон подробностью изложения сюжетов. В их компоновке прослеживаются принципы, характерные для стенописей костромских мастеров.

Стилистическая справка: Живопись икон отличается высочайшим художественным уровнем, что свидетельствует об их создании одним из лучших костромских мастеров-миниатюристов, состоявшим на службе в иконописной мастерской Оружейной палаты. Большинство исследователей относит иконы к произведениям круга Гурия Никитина.

Век:XVII
Место хранения: Церковь Воскресения на Дебре в Костроме

Иконографическая справка: В иконе использован развернутый вариант иконографии Рождества Христова, появившийся в русской иконописи во второй половине XVI века. В середине XVII столетия под влиянием западноевропейской печатной графики эта схема была дополнена сценой Поклонения волхвов. Обязательным также становится изображение избиения младенцев в Вифлееме. Этот вариант схемы был чрезвычайно популярен в Поволжье, причем в отдельных регионах сложилась своя локальная традиция ее интерпретации. Все сюжеты, вошедшие ко второй половине XVII века в состав развернутой композиции Рождества, присутствуют в публикуемом памятнике. Икона является самым ранним примером подобной схемы в костромской иконописи. Свойственные ей распределение и иконография отдельных сюжетов в дальнейшем закрепились в местной традиции.

Век:XVII
Место создания: Россия

Стилистическая справка: Художественный язык иконы монументален; Ее композиция легко читается благодаря строгой упорядоченности размещения сцен.Большеголовые фигуры имеют имеют обобщенные, простые очертания.

Век:XVII
Место хранения: Поступила в музей в 1929 году.

Стилистическая справка: Икона из праздничного ряда ростовской церкви Иоанна Предтечи написана достаточно архаично для искусства середины 17 века. В ней передны все важные подробности сюжета, но при этом нет перегруженности или излишней детализации изображений. Икону отличает удлиненность пропорций фигур, общий коричневато-охристый тон колорита, дополненный киноварными и темно-зелеными цветами. Лики написаны по зеленому санкирю охрой с легкой подрумянкой.

Век:XVII
Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Для этой иконы характерен отказ от некоторых дополнительных сцен, традиционно вклюавшихся в иконографию праздника, и выделение центральной композиции с изображением поклонения Младенцу. Богоматерь изображена стоящей на коленях возле яслей и повивающей спеленутого Младенца красной лентой. Поклонение волхвов и трех пастырей изображены симметрично. Отмечается некоторое сходство в трактовке пещеры и холма, тщательно разработанном многоплановом пейзаже, фигурах трех пастухов на заднем плане, сонме ангелов в облаках, в обособленном изображение звезды в боковой части композиции с гравюрой Евангелия Наталиса.

Стилистическая справка: Икону отличает тонкое "живоподобное" письмо иконы, гармоничный колорит, изящество поз и жестов персонажей. Иконе свойственно продуманное постороение и уравновешенная композиция., тщательная разработка окрестностей Вифлеема.

Век:XVII
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Век:XVIII

Фрагмент. Избиение младенцев в Вифлееме

Фрагмент. Поклонение волхвов

Фрагмент. Волхвы направляются к пещере с Младенцем Христом

Фрагмент. Вифлеемские пастыри

Фрагмент. Бегство в Египет

Иконографическая справка: Особенность данного иконографического извода состоит в большом количестве подробностей, восходящих к апокрифам (например к неканоническому "Протоевангелию Иакова"). Смысловым центром композиции является собственно сцена Рождества - Богоматерь сидит на фоне пещеры около яслей с Младенцем Христом, к которому склонились вол и осел (символизирующие собой иудейский народ и язычников). Три ангела славят рождение Спасителя. Слева - сцена омовения Младенца. Над пещерой с яслями парит ангел, в руках у него диск с Вифлеемской звездой. На звезду смотрят пастухи, окруженные пасущимися животными. Далее представлены следующие сюжеты: 1. Волхвы видят свет воссиявшей звезды 2. Волхвы направляются к пещере с Младенцем 3. Поклонение волхвов 4. Сон волхвов, во время которого им было дано откровение не возвращаться к царю Ироду, но проповедовать веру Христову в своих странах 5. Сомнение Иосифа 6.Сон Иосифа и явление ему во сне ангела 7. Бегство в Египет 8. Царь Ирод и книжники 9. Избиение младенцев в Вифлееме 10. Плач жен в Вифлееме 11. Праведная Елизавета со своим сыном Иоанном, будущим крестителем Господним укрывается в пещере, спасаясь от преследования. 12. Убиение пророка Захарии, отца святого Иоанна

Век:XVIII
Место хранения: Частное собрание

Век:XVIII
Место хранения: Музей-заповедник «Щелыково»

Иконографическая справка: Иконография восходит к западноевропейскому образцу. Рождество Христово представлено в виде Поклонения ангелов.

Стилистическая справка: Стиль иконы характерен для связанного с усадебной культурой направления иконописи Солигалича.

Век:XIX
Место хранения: Государственный музей-заповедник " Коломенское ", Москва

Средник иконы

Иконографическая справка: В углах иконы изображены ветхозаветные пророки: царь Давид, царь Соломон, Даниил и Илия, которые в своих пророчествах свидетельствовали о будущем рождении Спасителя. На боковых полях иконы расположены изображения святого князя Александра Невского и пророчицы Анны. Они могли быть патрональными по отношению к заказчикам иконы. Орнаментика фона и полей произведения имитирует золотой с чернью оклад, украшенный драгоценными эмалями.

Рождество Христово, день, когда Спаситель явился в наш мир – великое для каждого христианина событие. Чувством радости и ликования наполнены церковное богослужение праздника и многочисленные иконы Рождества Христова, неоднократно становившиеся предметом внимания исследователей, богословов и искусствоведов, темой для художественных выставок.

Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако, основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Основными источниками иконографии стали Евангелие и церковное предание, в том числе апокрифическое протоевангелие Иакова.

Самые ранние сохранившиеся изображения Рождества Христова относятся к 4 веку. В катакомбах св. Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом – Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные – вол и осел как исполнение пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Именно так представлено Рождество на саркофаге из Латеранского музея, на саркофаге, найденном на древней Аппиевой дороге Рима, на окладе Миланского Евангелия (6 века). По всей видимости, Богоматерь изображалась сидящей в подтверждении того, что безболезненно родила Христа, и поэтому, в отличие от всех женщин, не нуждалась в отдыхе. Это подчеркивали в своих творениях св. Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, а позже – в Четьих Минеях св. Димитрий Ростовский.

Примечательно изображение Рождества на знаменитом троне Максимиана, бывшим архиепископом Равенны в середине 6 века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним – вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет восходит к 20 главе протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю.

Прямоугольный каменный одр, на котором Младенец лежит в сцене на троне Максимиана, а так же на реликварии Санкта-Санкториум (Ватикан) и миниатюре из Евангелия Рабулы, по мнению известного исследователя византийского искусства К. Вайцмана, представляет собою алтарь с нишей в центре для хранения реликвий. Изображение Христа на алтаре связано с темой Евхаристии и может трактоваться как прообраз получившей распространение в византийском искусстве иконографической схемы мелисмос, в которой Младенец изображается на престоле как евхаристическая жертва.

На одной из ампул (VI-VII вв.), служивших паломникам для переноса св. воды или елея, а ныне известных как ампулы Монцы, Рождество Христово представлено в центре, среди других праздников. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской – навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом.

В целом иконография Рождества Христова сложилась к 7 веку. После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции будут являться пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу.

Первым о рождении Спасителя в пещере упоминал живший во II веке св. Иустин Мученик, а во времена Оригена уже показывали пещеру, в которой родился Спаситель. После прекращения гонений на христиан, императором Константином Великим над этой пещерой был сооружен храм, о котором писал древний историк Евсевий. Таким образом, в восточнохристианском предании прочно закрепилось представление о Рождестве Господа в пещере, что и оказало влияние на изображения. В символическом истолковании гора, в которой находилась пещера Рождества, стала соотноситься с самой Богородицей, а пещера – с её чревом, вместилищем Невместимого Бога. По другому толкованию, пещера понимается как темное место, означающее собою падший мир, в котором воссияло Солнце правды – Иисус Христос. Что же касается Вифлеемской звезды, то, по объяснению святых отцов, она являлась воплощением ангельской силы. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках (например, на фреске 1680 года из церкви Ильи Пророка в Ярославле) сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках. Однако, в наиболее ранних памятниках, прежде всего византийских, звезда изображается над яслями, и на Младенца сходит сноп света, как, например на мозаике Палатинской капеллы в Палермо XII века.

Основная композиция Рождества (изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа) в различных памятниках будет дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и Омовения Младенца.

Изображение ангелов в верхней части икон Рождества Христова получило широкое распространение с VIII-IX вв., причем в последующие столетия неуклонно росло их количество – если сначала изображались две-три фигуры, то в поздних русских памятниках мы видим уже целое небесное воинство, славословящее Господа. Различно бывает и количество пастухов, пришедших поклониться Младенцу. Интересно отметить встречающуюся с XI века фигуру пастушка, радующегося событию и играющего на рожке. Эта деталь прямо соотноситься со службой Рождества на вечерне: «Господу Иисусу рождшуся от Святыя Девы, просветишася всяческая: пастырем бо свиряющим (то есть играющим на свирели), и волхвом покланяющимся, ангелом воспевающим, Ирод мятяшеся, яко Бог во плоти явися…»

Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии (Мф.2, 1-12; Лк.2, 6-20), то письменный источник, на который ориентировались художники, создавая сцену Омовения Младенца Христа, не установлен. Доподлинно известно лишь то, что впервые эта ставшая впоследствии постоянной деталь иконографии Рождества встречается в христианском искусстве западного мира и присутствует в оратории Папы Иоанна VII в Риме (рубеж VII-VIII вв.). Первыми примерами изображения Омовения в искусстве Византии являются книжные миниатюры 8-9 веков, например, армянского манускрипта Сан-Лазаро в Венеции и Хлудовской Псалтири.

Очень редко в иконах Рождества Христова встречается изображение св. пророка Исайи, предрекшего рождение Спасителя от Девы. Так, в рукописи XI века, происходящей из монастыря Есфигмен на Афоне, в иллюстрации к тексту Слова св. Иоанна Дамаскина на Рождество на одной из миниатюр рядом с яслями Спасителя представлен пророк Исайя. А на иконе Рождества Христова строгановского мастера Михаила конца 16 века из Русского музея в Санкт-Петербурге пророк изображен у изголовья Богоматери. В руках он держит свиток с текстом пророчества: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына...» (Ис. 7, 14)

Среди встречающихся в сцене Рождества персонажей недоумение у исследователей вызывает загадочная фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом. Н.В. Покровский считал, что это один из пастухов, пришедших поклониться Христу . Существует так же мнение, что это сын Иосифа, Иаков, по преданию сопровождавший святое семейство по дороге в Вифлеем. Однако он не мог изображаться старцем, поскольку был молодым человеком и в других памятниках представлен без бороды. По другой версии, которую разделяет Е. Луковникова, в образе старца в шкурах изображается дьявол, искушающий Иосифа о девстве Богоматери . Чаще всего старец опирается на клюку или посох, иногда на нем в головной убор в виде шляпы. В очень редких случаях он беседует не с Иосифом, а с самой Богоматерью, как, например, на иконе-таблетке из Сергиево-Посадского музея-заповедника.
Среди редких иконографических вариантов Рождества в византийском искусстве следует отметить две интересные фрески. На одной из них – XIII века, из ц. Оморфи (окрестности Кастории) Богоматерь представлена кормящей Младенца грудью . Этот мотив заимствован из западноевропейского искусства, где был чрезвычайно распространен. На другой фреске, XIV века, из королевской церкви св. Иоакима и Анны сербского монастыря Студеница, Богоматерь прильнула щекой к лику Младенца, что напоминает сцену оплакивания при положении Христа во гроб, где Спаситель также изображается в пеленах. Таким образом, уже при Рождестве Иисуса, Богоматерь как бы предчувствует грядущие крестные муки Сына. Тема Христовых страстей в образах Рождества присутствует и в сцене поклонения волхвов. Как известно, восточные мудрецы принесли Младенцу в качестве даров золото, ладан и смирну – благовоние, которым натирали усопших перед погребением…

На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями. Рождественский цикл уже в XI-XII веках почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой. Так, конные изображения восточных мудрецов присутствуют в монументальной живописи собора Антониева монастыря в Новгороде, соборе Мирожского монастыря в Пскове, Борисоглебской церкви в Кидекше и Кирилловской церкви в Киеве (все – 12 века), в то время как в греческих мозаиках и фресках этого времени такие примеры единичны.

В связи с обзором монументальных ансамблей следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому нами сюжету уделялось особое место. Чаще всего Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери – сюжеты находились друг напротив друга, например, на южной и северной стенах. Это символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для жизни на небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами. В Рождестве Спаситель в пеленах лежит в яслях, а в Успении Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца. Подобно тому, как Господь вверил Себя Пресвятой Деве в Рождестве, Богоматерь вверила свою душу Христу во Успении. Наглядное сопоставление в храмовом пространстве этих сюжетов знаменательно потому, что они иллюстрируют начало и завершение истории спасения – от Боговоплощения до вознесения нетленной плоти Богородицы. Примеры такого решения программы росписи храмов существуют в различных регионах бывшего византийского мира – на Кипре, в Болгарии, Сербии, Греции и России.

Особую популярность на Руси получили иконы с изображением Собора Богоматери. Этот праздник отмечается на следующий день после Рождества Христова, и по смыслу и характеру богослужения тесно с ним связан. 26 декабря (по новому стилю – 8 января) христиане чествуют Пресвятую Деву как Матерь Сына Божия, послужившую тайне Боговоплощения.

Иконография Собора Богоматери сложилась постепенно, на основе собственно иконографии Рождества, с изменениями под влиянием текста рождественской стихиры: «Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради: каждого от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие дивление, земля вертеп, пустыня ясли, мы же, Матерь Деву…».

Центром композиции становится образ Богоматери на престоле с Младенцем на коленях, позади престола могут изображаться ясли Спасителя. Богоматери поклоняются волхвы и пастыри, в нижней части изображаются человеческий род и персонификации Земли и Пустыни в виде женщин, одна из которых, согласно тексту стихиры, приносит вертеп, пещеру, а другая – ясли. В людской толпе, восхваляющей Богоматерь, обычно выделялись гимнографы, авторы службы Рождеству – свв. Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, а так же другие святые, цари и царицы. На Балканских фресках изображали исторических персонажей, современников художника.

Самой ранней иллюстрацией рождественской стихиры на Руси является икона, созданная в Пскове в начале XV века, а ныне хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее. Особое внимание обращает на себя колорит иконы, и выделяющиеся на его фоне три фигуры в белых одеяниях. Можно предположить, что здесь представлены волхвы, поклонявшиеся Младенцу, а впоследствии, по преданию, принявшие святое крещение. Белые одежды, таким образом, символизируют их очищение от первородного греха.

Другими примерами иконографии «Собора Богоматери» на Руси являются фреска Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля, икона «Что Ти принесем» из собрания П.Д. Корина. В XVI веке композиция сюжета усложнялась введением многочисленных дополнительных персонажей, особенно большого количества святых, предстоящих Младенцу и Его Матери.

Рассмотренные нами лишь некоторые примеры иконографии Рождества Христова показывают, с каким благоговением относились иконописцы к этим образам, как важно им было не только представить евангельскую сцену «исторически», в соответствии с церковным преданием, но и наполнить ее глубоким символическим содержанием, присущим иконе. Осмысление многочисленных деталей иконографии и понимание их значения важно для осмысления изображаемого события, являющегося началом нашего спасения.

События из истории иконы

Рождество Христово пришлось на времена царствования императора Октавиана Августа. Октавиан повелел сделать полную перепись населения в его империи, к которой относилась Палестина. По традиции евреев перепись велась в тех местах, откуда были родом колена, роды и племена иудейские. Поскольку Вифлеем был городом Давидовым, то и Богородица, и святой Иосиф, происходившие из рода Давидова, должны были для переписи явиться в Вифлеем, чтобы их внесли в списки, и они не остались вне государства, а значит – вне закона.

Но в Вифлееме, переполненном такими же прихожими гражданами, не нашлось для них места на постоялых дворах. Никто не принимал и в дом, именно с тех пор у христиан, особенно западных, сохранился обычай – ставить в окне в Рождество свечу – чтобы Богоматерь видела, что в этом доме Ей и Её Младенцу будет пристанище, в отличие от времен, когда Он должен был появиться на свет. Но тогда Он родился в пещере (по гречески – вертеп), которая была предназначена для стойла домашнего скота. На охапках сена и соломы для его корма и родился Спаситель, Который был положен затем в грубые ясли, из которых кормили скот. И воссияла над городом яркая звезда Вифлеемская, означавшая место, где пришёл в мир Тот, Кого мир ждал, и Который отныне изменил судьбу человечества, придав ей иной, возвеличенный и глубокий смысл братства с Ним (Мф. 1, 18-25; Мф. 2, 1; Лк. 2, 1-20). В пещере со святым семейством находились вол, которого привел святой Иосиф, как дань за перепись и осел – на осле ехала ожидающая Первенца Мария, согласно пророчеству Исайи (Ис. 1, 3).

Эти животные дыханием согревали пещеру в холодную снежную зиму. Эту пещеру в III веке уже показывали, как место рождения Христа, а в IV веке равноапостольная царица Елена , которая по просьбе сына своего Константина Великого нашла множество памятных мест, связанных с земной жизнью Господа, заложила над этим местом храм.

Но само понятие пещеры – вертепа, где родился Господь, стало символически сопоставляться с чревом самой Богоматери, вместившим самого Бога. Иначе оно трактуется как место горести и тьмы – наш мир, где воссияло Солнце Правды - Иисус. И первыми увидели его не фарисеи и не высокопоставленные иудеи, а простые пастухи, которым явился Ангел и поведал о Том, Кто пришел в мир. И они явились поклониться ему (Лк. 2, 10–11). В этом событии так же есть глубокая символика – не ради особых, привилегированных граждан Он был послан Отцом, но ради спасения всех, вплоть до самых низких и нищих, ради них – в первую очередь, ибо им было дано особое смирение.

Видевшие звезду Вифлеема волхвы – восточные знатоки наук и мудрецы, которые так же поспешили Ему поклониться, символизируют собой восточный мир, уже тогда преклонившийся перед Спасителем. В своем следовании в Вифлеем они несли к Его яслям золото – знак Его царственной власти, ладан – Его духовного верховенства, смирну – это вещество обычно использовалось при приготовлении к захоронению, а здесь это был знак пророчества о Его смерти во плоти как искупления грехов мира (Мф. 2, 11). Изображения волхвов соответствуют обычно трем возрастным архетипам: старец, зрелых лет муж, молодой человек. Этим подчеркивается, что «откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта». По преданию, один из них был из Персии, другой – из арабских земель, третий – из Эфиопии, их имена были Гаспар, Мельхиор и Валтасар. Позже, они приняли Крещение – их крестил апостол Фома и также проповедовали имя Христово. Их святые мощи были обретены в III веке. Они покоятся в Кельнском соборе в Германии.

Дары волхвов частично сохранились в Афоне в виде 28 квадратных и треугольных пластинок размером 5х7 см., ими освящают воду. Они покрыты орнаментом. Еще ладан и смирна – ароматные темные шарики, похожие на маслины. Таких благоуханных бусинок около семидесяти. Дары волхвов обладают способностью изгонять бесов, из Афона их вывозят очень редко.

На восьмой день после своего Рождества Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт.17:11-14). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии . Согласно богословским толкованиям, Спаситель не имел нужды во внешнем знаке союза с Богом, так как Он и Отец – едино. Своим обрезанием Иисус Христос научает нас исполнять заповеди Божии, не изыскивая предлогов к их нарушению и не оправдывая своего уклонения от их исполнения. В честь этого события установлен праздник «Обрезание Господне», отмечаемый Православной Церковью 14 января. Времена Ветхого Завета прошли, обрезание отменено, и вместо него установлено Таинство Святого Крещения – духовное обрезание, состоящее в отсечении от души плотских страстей.

Согласно преданию, царь Ирод, правивший в Вифлееме, узнал, что родился Тот, Кто будет причиной его низвержения и гибели и повелел найти и убить в Вифлееме всех младенцев до года. Эта страшная ночь вошла в историю под названием Вифлеемской ночи. Однако Святая Дева и Святой Иосиф были предупреждены Ангелом и покинули город, а волхвы, призванные ко двору Ирода с целью узнать, где находятся Христос с Матерью Его, покинули город иным путем, чем вошли, чтобы соглядатаи Ирода не выследили места, где находился Младенец. Он был спасен, Ирод же погиб, ввергнутый в геенну.

Эта история из века в век в более поздние времена, примерно со Средневековья, стала разыгрываться бродячими кукольниками-вертепщиками, которые ходили под Рождество со своим ящиком-вертепом от дома к дому и разыгрывали эту нехитрую, но чудесную историю. И что интересно – проходят века, а все, кому доводится видеть эти недолгие, наивные представления, каждый раз смотрят их с захватывающим интересом. Нынче устраиваются фестивали вертепных театров, где в разных интерпретациях показывают эту библейскую историю, имеющую один и тот же сценарий, а зрители каждый раз замирают от восторга, видя Вифлеемскую звезду в самых разных исполнениях, приходят в ужас от коварства, а потом страшной смерти Ирода.

Иконография праздника

Самые древние изображения причисляют к четвертому веку, в катакомбных церквях находят рисунки Младенца в яслях и Его Матери, возлежащей рядом с распущенными волосами. Нимб над головой Пречистой стал изображаться только в VI – VII веке, к этому времени окончательно сложилась иконография праздника в византийской традиции.

К XII веку весь цикл изображений, связанных с Рождеством, включает в себя не только поклонение волхвов и пастухов, но и путешествие волхвов со звездою, которое длилось два года – они расчислили положение Вифлеемской звезды на момент Рождества заранее и пустились в свой нелегкий путь.

Часто Рождество Христово в храмах изображается на южной стене, а Успение Богоматери – на северном. Эта парность указывает на тесную связь обоих явлений – Его рождения по плоти и Её воскресение для Вечной жизни. В образе рождества Христос-Младенец лежит в пеленах в яслях, а в Успении – часто держит спеленатую душу Богоматери. Они вверили Себя Друг Другу навеки – Он в Рождестве, Она – в Успении. В этом обоюдном доверии – неразрывность всего бытия уходящего в Вечность от начала времен. Связь Христа и Пречистой, Сына и Матери подчеркнута и тем, что на следующий день после Рождества, 8 января по н. ст., мы празднуем день Собора Богоматери.

Какое чудо произошло

Главное чудо, которое произошло – на самой иконе. Чудо Боговоплощения, которое произвело чудо и со всеми нами. Это чудо доказательства обожения человека через Бога, обретшего земное воплощение. Того, кто страдал, спал на земле, ел скудную пищу, уставал, но исцелял, утешал, научал, творил чудеса, но только со словами хвалы Отцу на устах. Он любил нас всех и, в конце концов, умер на кресте один, в окружении преступников, Сам обвиненный как преступник, непонятый и непринятый при жизни, взывавший с креста «Отец, Отец, почто меня оставил!» ради того, чтобы своей чистой, божественной кровью Агнца искупить наши грехи, прошлые и настоящие. Это ли не чудо Бога любви к нам, Который так возлюбил нас, что, как сказано, послал сына Своего Единородного спасти каждого, кто пришел в этот мир от Сотворения его? Об этом чуде стоит подумать перед этой иконой. И когда мы поймем и примем это чудо, и поселим в своем сердце благодарность и Отцу, и Спасителю, и Богоматери, Чей подвиг – неописуем, ведь Она от начала знала всё: не потому ли так скорбен всегда Её лик, склоненный над Младенцем Иисусом? – Вот тогда и случится чудо исполнения всего, о чём мы ему помолимся – с любовью и благодарностью за жертву во имя всечеловеческой любви Бога к людям.

Значение иконы

На иконе изображено Рождество Христово. Это событие особое. Впервые в истории человечества Бог стал неотделим от человека в совершенно буквальном смысле. В Ветхом завете Рай был отделен от ада непреодолимой пропастью. Тот, кто не попадал после ухода из жизни к Богу, был обречен на вечные муки. С Боговоплощением пропасть между Царствием небесным и гееной была уже потенциально упразднена для всех, кто следовал за Ним, ибо само Рождество стало залогом будущей Пасхи Христовой. Он защищал, вразумлял, научал, выказывал свое присутствие и, тем не менее, был как-то там , а мы все были здесь . Вот Он оказался здесь, среди нас, причем среди самых нищих, отверженных, одиноких, Его Матерь не нашла приюта, чтобы Его родить в доме, как самая бедная из обычных жительниц Вифлеема, Ей никто не помог принять роды. Почти сразу после Рождества Спасителя Его семья была гонима опасностью убиения Младенца. Но, как говорит в одной из своих рождественских проповедей митрополит Антоний Сурожский, Он стал одним из гонимых, обездоленных именно затем, чтобы, увидев гонимого и обездоленного в своей жизни, приняли его, как приняли бы Самого Христа. Почему святые в большинстве, уподобляясь Ему, отказывались от всего, за чем мы гонимся в материальной жизни и не представляем без этого своего существования – таков мир? Да потому, что они, как и Он желали, чтобы к ним пришли в первую очередь те, кто утратил всё. Желали, чтобы те, кто слишком цепляется за земное, увидели, что да, оно нужно, возьми его сколько угодно, если ты иначе не можешь, но оно – ничто по сравнению с любовью между всеми, Кого возлюбил Он. Спаситель отринул все границы между Ним и нами. Он родился – ради нас. И погиб – ради нас. И вознесся – ради нас. И вернулся – ради нас, чтобы снова уйти к Отцу до начала новых времен, но остаться до тех пор в нас и между нами – «посреди нас и есть и будет».

И ещё одно – Боговоплощение – и об этом не раз говорили отцы церкви, его оборотная сторона – это обожение человека, поднятие его значимости до невероятных высот, ибо он – человек, способен вместить в себя Бога, что мы и видим на примере преподобия наших святых. Если мы осознаем это в большинстве своем, то это и есть наш спасительный путь, поскольку человеком будет, наконец, осознана та мера доверия и ответственности за весь мир, который вручил ему Бог. Может, тогда мы и сумеем превратить нашу юдоль скорби в Царствие небесное, ради жизни в котором мы в общем-то и призваны – жить .

Так что и сама икона Рождества – а у иконописца Юрия Кузнецова, она именно такая – радостная, живая, яркая, несмотря на видимую печаль библейского сюжета, это повод, прежде всего, любить и благодарить всех – Бога, Пресвятую Деву, которую особо величают в эти праздничные дни, воспевая Её подвиг на праздничных богослужениях, и друг друга, ибо Он – в нас, надо открыть ему свое сердце в любви к ближнему. А дни Рождества – торжества света сияющей над всем миром звезды Вифлеемской – самое подходящее для этого время.