Меню

Природный уголок своими руками в детский сад. Как оформить уголок природы в детском саду

Декоративные культуры для сада

Ксения Зубкова
Живой уголок в детском саду

Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, является объективной необходимостью для всего человечества.

За последние годы процесс создания новых концепций дошкольного воспитания и новых проектов программ воспитания и обучения дошкольников заметно активизировался. От современного воспитателя не требуется строгого следования одной типовой программе, как это было еще сравнительно недавно. В наши дни каждый воспитатель и коллектив педагогов детского сада имеет право выбрать программу или составить ее из нескольких программ сообразно общей воспитательно-образовательной направленности дошкольного учреждения и своим педагогическим установкам.

В соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста - младший, средний и старший дошкольный возраст, - она состоит из трех частей. В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, условия эффективного развития ребенка в дошкольные годы, его полноценного личностного формирования и становления, готовности к школьному обучению.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия - миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Неповторимые особенности физического, психического, социально-личностного развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности дошкольника. Познание мира ребенком осуществляется эмоционально-практическим путем: он пользуется различными предметами - и обследует их форму, цвет, величину, радуется ярким краскам природы - и начинает постигать многообразие природных объектов. Богатство окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображение ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, действию, к проявлению творчества.

Особенности знакомства детей среднего дошкольного возраста с миром природы

В 4-5 лет дошкольник проявляет значительный и более глубокий интерес к окружающей его природе: животным, растениям, явлениям погоды. Возникающие в этом возрасте вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?» порой ставят взрослых - родителей, педагогов - в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом, интереса к узнаванию природы, сформировать продуктивные для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления - важные задачи работы с детьми в этот возрастной период.

Чрезвычайно важным для дошкольников пятого года жизни оказывается «открытие» (выделение как предметов познания) живых существ в природе, их внутреннего сходства при внешней непохожести. Так, оказывается, что зверь и растение похожи - они живые: дышат, растут, питаются, чувствуют отношение к ним человека. Ребенок начинает вдумчиво размышлять над проявлениями отношения людей к природе, переживает гнев, боль от жестокости человека, получает удовольствие, радуется добрым, благородным, трогательным поступкам.

Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность четырехлетних малышей позволяет активно формировать экологически ценный опыт общения с животными и растениями, стимулировать и поощрять гуманные проявления поведения и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка. Предлагаемая программа экологического образования поможет взрослым - педагогам, родителям - начать приобщение детей к экологической культуре, формирование у них основ экологического миропонимания.

Устройство живого уголка в детском саду и основные требования к его объектам

Уголок живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки, трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Зооуголки в дошкольных учреждениях устраивают, прежде всего, с целью развития у детей представления о многообразии животного мира. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления о мире, чем рассматривание иллюстраций, чтение книг или рассказ старших. Конечно, полностью исключать эти формы знакомства с животным миром не стоит. Напротив, они будут лишь дополнять, и расширять складывающиеся у детей представления о животном мире, полученные из непосредственного общения с животными. Дети, несомненно, с радостью воспримут общение с животными. Кроме того, при выполнении несложных работ в зооуголке дети приобретут полезные простейшие навыки ухода за животными, почувствуют ответственность за своих питомцев. Для устройства зооуголка лучше всего выделить светлую комнату с окнами на юг или юго-восток. В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми. Объекты размещают таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним и наблюдать за животными. В зооуголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания. Очень важно при составлении зооуголка правильно подобрать его будущих обитателей. При этом необходимо учитывать некоторые требования к обитателям живого уголка.

1. Все животные должны иметь яркую окраску, чтобы удержать неустойчивое внимание детей, заинтересовать их.

2. Необходимо, чтобы в живом уголке содержалось несколько экземпляров одного вида животных, что позволит увидеть не только сходство между ними, но и индивидуальные различия. Такие наблюдения помогут сформировать у детей целостные представления о многообразии животного мира.

3. Важно помнить, что все животные должны быть безопасны для детей.

4. Животные зооуголка не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени.

5. При размещении обитателей зооуголка необходимо учитывать их биологические особенности. Так, террариум с черепахой следует ставить на солнечное место, а аквариум с амфибиями - в прохладное и затененное.

Постоянными обитателями живого уголка являются аквариумные рыбки (живородящие виды - меченосцы, гуппи, платипецилии; сомики, лабео, данио, барбусы, золотые рыбки). Наблюдение за ними интересно, а труд по уходу несложен для детей и доступен им (он заключается в кормлении, чистке аквариума). Можно содержать в живом уголке амфибий и рептилий. Помимо постоянных обитателей зооуголка (шпорцевых лягушек, аксолотлей, черепах, можно приносить для демонстрации детям местные виды животных (зеленую и серую жаб, лягушек, ящериц).

Большой интерес у детей вызовет уход за птицами. Типичными представителями пернатых обитателей живого уголка являются канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы размножаются в неволе, а развитие птенцов, забота птиц о потомстве - ценный материал для наблюдения детей.

Млекопитающие являются ценными объектами для живого уголка благодаря своему сложному поведению. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам. В зооуголке можно разместить кроликов, хомячков, морских свинок, крыс.

В зооуголке младшей группы лучше всего содержать певчих птиц. Они обладают яркой окраской, легко приспосабливаются к неволе. Млекопитающие же требуют к себе много внимания, поэтому их содержат в зооуголке старшей группы детсада, а клетки с хомячками, кроликами, морскими свинками приносят в младшие группы для временного наблюдения. В аквариумах зооуголка для детей старшей группы лучше содержать живородящих и икромечущих рыб. Уход за амфибиями и рептилиями несложен. Они могут содержаться в зооуголках всех возрастных групп. Однако, скорее всего эти животные вызовут интерес у детей старших групп, так как они не обладают яркой окраской, которая могла бы привлечь внимание детей младших групп.

Самые маленькие дети получают знания о животных путем наблюдения. Для этого хорошо подойдут ярко окрашенные тропические рыбки, морские свинки с интересным внешним видом, со сложным поведением, черепахи, хомячки. Детей надо познакомить с животными: сказать их название, дать их детям возможность рассмотреть их внешний вид, понаблюдать за их движениями, рассказать о питании животных, возможно, дать покормить. В этом возрасте, когда ребенок особенно охотно идет на контакт, ему можно предложить проимитировать звуки животного, повторить движения животных, не издающих звуки.

После таких занятий дети хорошо запомнят информацию о животном, будут лучше его воспринимать.

Кроме того, важно заинтересовать ребенка. Занятия должны проходить в игровой форме. Ребенок должен научиться распознавать окраску шерсти, цвет глаз, форму тела, его рельефность. При этом можно научить детей образному сравнению, например, сказать, что шерстка животного мягкая как пух. Очень заинтересует детей разгадывание загадок про животных, которых им потом продемонстрируют. Дети могут дать клички животным.

Потом детей необходимо научить установлению причинно-следственных связей. Почему у черепахи панцирь? Почему у попугая крылья? Почему кролик передвигается прыжками, а морская свинка бегает? Детям можно рассказать о диких и домашних животных (продемонстрировать кролика, канарейку, хомячков). На этом этапе детям впервые можно дать возможность ухаживать за животными под руководством воспитателя. Это могут быть простейшие действия: положить корм в кормушку, налить воды в поилку. На этом этапе дети уже начинают сами придумывать рассказы и стихи, рисовать картинки.

Детям старшей группы можно давать понятия о многообразии животных, об их уникальности и необходимости их охраны, демонстрировать живородящих рыбок, давать знания о размножении животных, воспитании ими потомства. Уход становится более сложным, добавляются новые навыки – замена подстилки, самостоятельное кормление, замена воды в поилке, купание животных, уход за потомством. При этом детям демонстрируются фильмы о животных, диафильмы.

Работа дошкольников в уголке природы

Что касается растений и ознакомления с ними, то в старшей группе дети знакомятся с новыми комнатными растениями, запоминают их названия, выявляют отличие их строения от уже известных растений.

Большая работа проводится по формированию и закреплению представлений детей о потребности растений в определенных условиях среды (воды, хорошей почвы, света, тепла). Формирование этих представлений, закрепление их в условиях повседневной жизни лучше всего осуществлять посредством проведения несложных опытов.

Опыт с водой. Отбираются растения, быстро реагирующие на изменение влажности почвы (колеусы, бальзамины и др.). Наблюдение проводится в понедельник утром после двухдневного перерыва в поливе растений. Одно из растений за час до наблюдения поливается (без привлечения внимания детей). К моменту наблюдения политое растение должно уже быть в нормальном состоянии, другое оказывается увядшим, с опустившимися листьями.

Дети вместе с воспитателем рассматривают оба растения, сравнивают, выявляют различие в их состоянии. Затем, обследуя почву, обнаруживают, что одно полито, другому недостает воды. Обильно полив растение, оставляют его до вечера. Вечером или на утро следующего дня проводится повторное наблюдение, в котором, сравнивая оба растения, дети обнаруживают, что состояние у них одинаково хорошее. После этого делается вывод о потребности растений в воде и о своевременном удовлетворении этой потребности (поливе).

Опыт с почвой. Воспитатель вместе с детьми сажает овес в две чашки, в одной из них земля, в другой - песок. «Посмотрим,- говорит педагог,- в какой из чашек овес будет лучше расти, а ухаживать постараемся хорошо за одной и другой посадкой». Дети два раза в неделю наблюдают за прорастанием овса, поливают оба посева.

Первое наблюдение следует сделать, когда появятся заметные всходы в обеих чашках. Во время наблюдения детям можно задать следующие вопросы: в какую почву посадили овес и что этим хотели узнать? Одинаково ли мы ухаживали за овсом? Одинаково ли хорошо пророс овес? Следующее наблюдение проводится на занятии, когда обнаружится четкая разница в состоянии овса в разных чашечках.

В дальнейшем осуществляется работа по подкормке и пересадке растений и наблюдение за ними.

Опыт со светом. До наблюдения необходимо прорастить 3 луковицы: две - в темноте, одну - на свету. Через несколько дней, когда разница будет очевидна, воспитатель приглашает детей рассмотреть луковицы и установить, чем они отличаются друг от друга по окраске и форме листьев: желтые и искривленные листья у тех луковиц, которые проросли в темноте (в подвале). В подтверждение этого одну луковицу из тех, что росли в темноте, выставляют на свет, другую оставляют в прежних условиях.

Второе наблюдение проводят, когда луковица с желтыми листьями выпрямится и позеленеет. Затем выставляют и третью луковицу на свет. Когда изменится состояние и третьей луковицы, проводится занятие, на котором обсуждаются результаты опыта. Воспитатель помогает детям обобщить представления о значении благоприятных условий (света) для роста растений.

Ведутся также систематические наблюдения за состоянием комнатных растений. Детей обучают умению определять растения, которые испытывают световой голод (по вытянутым стеблям и бледным листьям, ухаживать за ними: переставлять на хорошо освещенное место, мыть.

Опыт с ветками (выявление потребности растений в тепле). В зимнее время вносят ветки тополя, ставя их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике, вторую ставят между рамами. Затем наблюдают за распусканием веток.

Первое наблюдение проводят, когда появятся листочки на ветках, стоящих на подоконнике. Сравнивают ветки в обеих вазах, отмечают разницу в состоянии, объясняют причину, которая заключена в различных тепловых условиях.

В дальнейшем детей приучают обращать внимание на температуру воды, которой поливают растения, на необходимость заготавливать ее заранее, чтобы она согрелась.

Размещение объектов в уголке природы

В детских садах уголок природы организуют для каждой группы отдельно. Объекты его размещают в светлой части комнаты (на низких столиках и подоконниках) так; чтобы, они были хорошо освещены, но не загораживали свет из окна. Окно для уголка живой природы должно быть обращено на, юго-запад, юг или юго-восток.

Растения не рекомендуется ставить близко к форточкам и печам, так как резкие колебания температуры вредны для них. При размещении растений необходимо учитывать отношение их к свету, теплу и влаге. Так, обитатели тропических лесов и болот, например традесканция, аспидистра, плющ, не выносят сильного солнечного припека. Их лучше ставить около окон северной стороны или в простенках между окнами. Растения субтропиков и пустынь лучше растут на солнечной стороне.

Для всех растений, которые стоят на окне, необходимы деревянные подставки. Для равномерного развития растения время от времени поворачивают так, чтобы свет падал на разные стороны их.

Аквариумы размещают перед окнами, избегая, однако, яркого освещения их летом. Террариумы ставят на светлом и теплом месте. Птиц держат подальше от форточек: они не выносят сквозняков.

Сезонные изменения в уголке природы, В связи со сменой времен года изменяют и состав обитателей уголка природы.

Осенью в уголок переносят растения, пересаженные из цветника в горшки. Животных, впадающих в зимнюю спячку (лягушек, ящериц, черепах, наоборот, выносят в прохладное, неотапливаемое помещение.

Зимой в уголок вносят ящики с посевами и посадками, которые произведены детьми (лук на перо, овес, салат, морковь и свекла на зелень). Из холодного помещения сюда переставляют горшки с высаженными в них еще летом дикими растениями леса и луга. К, концу зимы в уголок природы ставят сосуды со срезанными ветками деревьев и кустов.

Весной в уголок ставят ящики с рассадой и укореняемыми черенками и вносят террариумы.

Летом уголок природы помещают на веранду или в беседку и пополняют теми растениями и животными, которых дети приносят с экскурсий и прогулок.

Уголок природы в детском саду — важное условие организации содержательного деятельности детей, направленной на решение задач ознакомления детей с природой.

Уголок природы в детском саду: в чем его важность?

Учебно-воспитательное значение уголка природы нельзя переоценить. Наличие его в комнате группы позволяет формировать реалистичные представления о представителях растительного, животного мира путем обеспечения непосредственного контакта детей с ними. Именно в процессе наблюдений за развитием животных, ростом растений, создаются возможности для формирования у дошкольников системных знаний: растения могут существовать только при наличии соответствующих условий — света, тепла, влаги, питательной почвы.

Наблюдение и деятельность, связанная с уходом за жителями угла природы, возбуждает мысль, способствует установлению доступных пониманию детей связей, а все это требует и соответствующего языкового оформления. Объекты угла природы позволяют воспитателю развивать у детей органы сенсорики, используя для этого разнообразие окраски, форм, звуков, запахов природных объектов.

Особая роль принадлежит уголку природы в развитии познавательных интересов и наблюдательности детей, поскольку уголок природы выполняет функцию маленькой лаборатории, где проводятся несложные опыты, осуществляются длительные наблюдения за развитием растений и животных.

Используя объекты уголка природы, воспитатель имеет возможность осуществлять экологическое воспитание — формировать знания о зависимости в природе, ценностные ориентации. Захватывая детей интересным миром природы, воспитатель вызывает у них желание общаться с ней, формирует гуманное, бережное отношение к живому.

Наличие уголка природы — непременно условие формирования первых трудовых навыков, связанных с уходом за растениями, животными, а также чувства ответственности за порученное дело.

Хорошо оборудованный уголок природы — это украшение помещения группы. Наблюдение в уголке природы за цветением цветов, прекрасным подводным миром аквариум и т.д. позволяют обогатить детей эстетическими впечатлениями и отобразить красоту в рисунках.

В углах природы детских садов содержатся растения и животные. К их выбору необходимо предъявлять определенные требования. Некоторые воспитатели и родители часто задаются вопросом: «А не будет ли лучше, если я просто куплю уголок природы для детского сада?» И действительно, уголок природы можно купить уже готовым, что существенно сэкономит время.

Требования к объектам из уголка природы в детском саду:

  1. Объекты угла природы должны соответствовать задачам программы, способствовать их исполнению.
  2. Растения и животные должны быть безопасными для детей. Например, из-за ядовитых свойств нельзя содержать в детском саду паслён, олеандр, а также колючие кактусы.
  3. Объекты уголка природы не должны требовать сложного ухода.
  4. Среди объектов уголка природы не должно быть растений, животных, подлежащих охране или численность которых незначительна.
  5. Объекты уголка природы должны изменяться, наряду с постоянными жителями должны быть временные. Это обеспечит постоянный приток новой информации — важное условие для развития познавательных интересов детей.
  6. Размещение и оборудования уголка природы. Уголок природы должен находиться в светлой части комнаты, что обеспечивает благоприятные условия для большинства его жителей. Для его размещения используется стандартное и нестандартное оборудование.

Что необходимо для оборудования живого уголка?

Стандартное оборудование — это секционная мебель из столиков-шкафов, в которых хранятся предметы ухода за объектами уголка природы.

Нестандартное оборудование — это пеньки, оригинальные стволы деревьев, декоративные решетки, на которых размещают комнатные растения, клетки и тому подобное. Выбранные со вкусом природные находки придают уголкам природы экзотичности, индивидуальности. Часто такое нестандартное оборудование дополняет стандартное.

Для оформления уголка природы используют декоративные тарелки с природными орнаментами, ставят вазы с сухими букетами, а летом — с композициями из живых цветов.


Во время размещения в уголке природы объектов следует учитывать следующие основные требования:

  1. Размещение комнатных растений, животных должно быть подчинено их потребностям в свете, тепле и т. Например, птицам следует обеспечить хорошее светлое место, потому что им нужно много пищи, которую они потребляют только при достаточном освещении; в то же время хомячка ни в коем случае нельзя оставлять в освещенном месте, тем более на солнце, потому что это приводит к гибели этих ночных животных.
  2. Контролируйте безопасность детей во время ухода за живым уголком.
  3. Заботьтесь об эстетичном виде уголка природы.
  4. Комнатные растения — постоянные жители уголка природы. Кроме того, они широко применяются в детских садах для создания зимних садов, оформление вестибюлей, лестниц и т.д.

Нужны ли растения в живом уголке детского сада?

Наличие в уголке природы комнатных растений позволяет показать детям разнообразие растений, их строение, способы размножения, познакомить с потребностями растений, научить самым простым приемам ухода, сформировать представление об их красоте, воспитать бережное отношение. Комнатные растения выделяют фитонциды (особенно это характерно для циперуса, пеларгонии) и тем самым создают более благоприятные условия помещении.

Все оборудование для содержания уголка природы можно купить в нашем магазине.

Как разместить растения в живом уголке?

Мебель в уголке природы располагают возле окон или в промежутках между ними, но не рядом с системами отопления. Во время размещения комнатных растений учитывают их требования к свету. Светолюбивые растения ставят ближе к источнику света. В этом особенно нуждаются пеларгония, колеус, кала и др. Растения, которые не любят свет, ставят в менее освещенных местах.

Для того чтобы крона у комнатных растений развивалась равномерно, следует время от времени менять их не положение относительно источника света, то есть периодически поворачивать горшок вокруг оси.

Во время размещения комнатных растений следует позаботиться и о декоративном эффекте. Хорошо будет выглядеть колеус среди нежной зелени аспарагуса.

Выращивать растения надо при равномерной температуре воздуха (колебания в пределах 3-б ° С не вредные). Сквозняки влияют на растения отрицательно, поэтому располагать их надо там, где сквозняков нет.

Все оборудование для содержания уголка природы можно купить в нашем магазине.



Полив растений

Это один из важнейших видов ухода. Именно из-за неправильного полива больше всего страдают растения в детских садах.

Почти все комнатные растения осенью и зимой поливают умеренней, чем весной и летом. Поливать надо водой комнатной температуры, отстоянной в течение суток. Носик воронки при этом следует держать ближе к поверхности почвы, чтобы струя воды не выбивала почву. Отмечают, что растение надо поливать, если подсох верхней слой почвы. Воды следует лить столько, чтобы не только верхней, но и нижней слой почвы был насыщен влагой, и небольшое количество ее прошло на поддон. Во время полива не следует брызгать водой на листья, поскольку это вызывает появление бурых пятен, и портит вид растения. Растения с неопушенными листьями весной и летом надо обязательно раз в неделю опрыскивать водой.

Пересадка растений в уголке природы

Большинство комнатных растений не чаще 1- 2 раз в год требует пересадки. Как правило, делают это весной, с марта по май. Перед пересадкой растение следует полить, перевернуть горшок вверх дном и, поддерживая землю с растением левой рукой, правой снять горшок. Если горшок сразу не снимается, следует постучать его о край стола. Комок земли с растением надо немного отряхнуть от старой земли и снять верхний и нижний ее слои (около 2-3 см). Заостренной палочкой прочистить землю между корнями (осторожно, не повреждая последних), срезать ножом гнилые или сломанные корешки, после чего растение можно пересаживать.

Для пересадки нужно брать чистый горшок, немного больший, чем предыдущий. На дно нового горшка кладут черепок, сверху насыпают слой (2-3 см) речного песка, затем слой увлажненной смеси земли и только после этого ставят растение в горшок так, чтобы стебель был в центре горшка, а корневая шейка не была наклонена. Низкая или высокая посадка влияет на нормальный рост и развитие растения. Правильно размещенные растения осторожно засыпают с каждой стороны землей, которую уплотняют. Обязательно надо оставить 1,5-2 см до края горшка для полива. После пересадки надо немедленно полить растение и поставить его на 6-7 дней в затененное место, а потом уже туда, где оно постоянно будет стоять. Как правило, во время пересадки рассаживают растения, которые размножаются делением куста, луковицами.

Все оборудование для содержания уголка природы можно купить в нашем магазине.

Перевалка растений в живом уголке

Часто вместо пересадки в детских садах используют перевалку, во время которой растения вовсе не повреждаются. Для перевалки подбирают горшок, диаметр которого больший от предыдущего на 1-2 см. Осторожно вынимают растение, кладут в горшок дренаж, переносят в него растение и засыпают по краям питательным грунтом.

Удобрение растений

Удобрять пересаженные растения можно не ранее чем через 4-6 месяцев после пересадки. Подкормку применяют только весной и летом не чаще одного раза в неделю или раз в 10-15 дней. При наличии органических удобрений (птичий помет) его настаивают неделю, после этого разводят водой в пропорции 1/20. Минеральные удобрения (цветочная смесь) используют в соответствии с инструкциями, которые прилагаются к ним. Следует помнить, что избыточное количество удобрений может навредить растениям. Перед подкормкой растения обязательно поливают чистой водой.

Все оборудование для содержания уголка природы можно купить в нашем магазине.

Подрезание растений в живом уголке детского сада

Перед началом интенсивного роста весной растения следует подрезать, особенно те, у которых стебли вытягиваются и оголяются (пеларгонии, колеусы и т.д.). Кроме того, с кроны следует срезать покрученные, больные ветви, а также те, которые растут внутрь кроны. Во время подрезания следите за тем, чтобы срез был как раз над почкой.

Борьба с болезнями и вредителями

При условии обеспечения потребностей растений в свете, влаге, соответствующей температуре, питательной почве они проявляют хорошие признаки роста, хорошо цветут. Появление желтых и скрученных листков, коричневых пятен является сигналом недостаточного питания, увлажнения, наличия вредителей. В этом случае нужно внимательнее отнестись к растению, удобрять его, пересадить, проследить, чтобы не пересушивалась почва.

Как только вам удалось выяснить, что растение заражено вредителями, его надо отделить от здоровых, а дальше принять меры по уничтожению вредителей.

У растений, пораженных тлей, искривляются верхушки побегов, а молодые листья скручиваются. Для уничтожения вредителей надо взять 0,5 л воды, растворить в ней небольшой кусок мыла и добавить 50 капель керосина. Через день после такого обработки растения обмывают чистой водой. Обработку повторяют через 7-10 дней несколько раз.

Все оборудование для содержания уголка природы можно купить в нашем магазине.

Размножение рыб в живом уголке детского сада

В хороших условиях рыбы могут размножаться. В живородящих рыб брюшко становится полным, возле анального плавника выразительно заметное темное пятно. Для нереста самку следует пересадить в отдельный аквариум без грунта, но с пучком роголистника, где будут прятаться рожденные мальки. Поскольку большинство рыб поедает своих и чужих мальков, после нереста самку возвращают в аквариум, а мальков кормят дафниями, циклопами, измельченным сухим кормом.

У других рыб после метания икры родителей не отваживают с аквариума. За отложенной икрой, конечно, ухаживает самка, поворачивает ее плавниками и проглатывает белые мертвые икринки. Самец ревниво охраняет участок. Взрослых рыб отсаживают только тогда, когда мальки окрепнут и смогут самостоятельно плавать.

Все оборудование для содержания уголка природы можно купить в нашем магазине.

В дошкольном возрасте у ребенка закладывается не только основа личности, но и многие ценности, в том числе и отношение к природе. Каким оно будет - зависит от воспитателей и родителей. Чтобы ребенок понимал свою неотрывность от природы, важно окружить его ею, например, создать живой уголок.

Инструкция

Живой уголок обязательно необходим в дошкольных учреждениях. С его помощью дети могут научиться воспринимать красоту природы, ее естественность. Также здесь можно получить элементарные навыки по уходу за растениями и животными, научиться состраданию и милосердию по отношению к братьям нашим меньшим, бережному отношению к природе. Формирование экологической культуры ребенка закладывается именно в этом возрасте, поэтому уголок природы должен содержать не только живые экспонаты, но и познавательную литературу с яркими, занимательными картинками, место, где дети смогут вести собственные природные наблюдения, записывать температуру, облачность, осадки, для того, чтобы у них появилось понятие времен года, цикличности природных явлений.


Флора
Основой живого уголка являются растения. Их должно быть достаточно много, кроме того, они должны быть разнообразны, чтобы дети понимали многообразие природы. Но эти растения не должны быть очень капризны, требовать каких-либо особых условий содержания или полива синтетическими удобрениями, которые могут быть опасны для детей. Если группа детского сада многочисленна, можно устроить соревнование, выделив каждому ребенку по горшку с землей и отростку, научив их ухаживать за ним. Дети поймут, что такое ответственность, ведь плохой уход очень быстро покажет свои результаты в виде пожелтевших листьев. Кроме растений, должна быть литература и другие пособия по ним. Если детский сад оборудован проектором, то можно показать детям фильм о дикой природе.


Фауна
Небольшое животное также может поселиться в уголке природы в детском саду. Лучше всего, если условия позволяют, разместить там маленького грызуна - хомячка или морскую свинку, небольшой аквариум с рыбками и птичку - попугайчика или канарейку. Таким образом дети будут видеть, что есть различные представители животного мира - водоплавающие, птицы, животные. Каждый из них питается по особенному, имеет свой режим дня. Необходимо составить расписание, чтобы дети по очереди ухаживали за животными и учились заботиться о тех, кто меньше и слабее. Конечно, никто не запрещает ухаживать за ними вне графика.