Меню

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Конспект НОД в старшей группе дошкольного возраста по Ознакомлению с Художественной Литературой на тему: «По сказкам А. С

С чего начать

Кто из нас в детстве не зачитывался изумительными певучими сказками А.С. Пушкина. Одна из них – . Сказка была написана в 1831 году и через год появилась в публичной печати.

В письме брату, в ноябре 1824 года Пушкин писал:

«…Вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Делая анализ «Сказки о царе Салтане», мы видим, что она написана в жанре литературной сказки, так как у нее есть автор. К жанровым особенностям сказки можно отнести следующие.

  1. Наличие волшебства,
  2. Приключения героев (плаванье в бочке, превращения, полеты за море в царство Салтана);
  3. Помощь со стороны. Сначала князь Гвидон помогает царевне, а потом царевна Лебедь помогает ему.
  4. Эпизоды повторяются 3 раза. Тройственность вообще характерна для русских сказок;
  5. Победа добра над злом.

Сказка начинается тем, что три юные девушки сидели в светелке, и, занимаясь прядением, мечтали, как мечтают все девушки, о прекрасном принце. В мечтах девушки высказали свои способности. Но так случилось, что их беседу подслушал царь. Увидев младшую, говорившую, что она родила бы ему сына, он выбрал ее себе в жены, а двух других сестер забрал во дворец. Одну – в качестве ткачихи, а другую – поварихой. Эта часть повествования в композиции служит зачином.

Те девушки, которые не стали женами царя, страшно завидовали сестре и решили ее оговорить. После свадьбы царь сразу уехал на войну. А молодая царица вынашивала царевича. И когда наступило время рождения младенца, сестры и еще одна их сообщница – сватья баба Бабариха, оговорили молодую царицу, написав ему, что родила она «неведому зверушку». Они дважды подменяли письма. И в результате бояре во дворце получили приказ, написанный завистливыми сообщницами, бросить царицу с младенцем в море. В этой части сказки основа конфликта, знаменующая собой зло.

Далее следует волшебство. Судьба берегла молодую царицу. Силой материнской молитвы их выбросило на остров. Младенец рос не по дням, а по часам и наконец, он смог выдавить днище из бочки, в которой их бросили.

В поисках дичи он стал свидетелем нападения коршуна на белую лебедь. Он выстрелил в коршуна и тем самым освободил Лебедушку от гибели. Она сказала ему, что царевич убил чародея, и пообещала его отблагодарить.

Лебедь сдержала свое слово. Она подарила ему небольшое княжество с монастырями, церквями, и подчиненными, удивительную белку, которая грызла орехи с золотой скорлупой и изумрудными ядрами, и заставила служить князю своих братьев.

А потом и сама вышла замуж за князя Гвидона.

Завистливые сестрицы надеялись, каждая в глубине души, что царь обратит на одну из них внимание, и поэтому препятствовали стремлению царя Салтана навестить чудо-остров. Но когда купцы рассказали о прекрасной царевне Лебеди, а тем более, передали приглашение князя Гвидона и упрек в том, что царь не держит свое слово, он решил больше никого не слушать и распорядился снаряжать корабли чтобы отправиться в путешествие. На удивительном острове он встретился со своей женой царицей и сыном. На радостях он простил завистниц, отпустив их домой. Так добро победило зло, и справедливость восторжествовала.

С композицией сказки произведение роднит трехкратно повторение сюжета, характерное для народных сказок. Пушкин в создании произведения использовал живописный народный язык. И постарался избежать заимствований. Он гордился, тем, что в произведении использовал только одно заимствованное слово – флот.

В произведении присутствуют сказочные герои (Царевна-Лебедь, Черномор, чародей скрывавшийся под обликом коршуна). Из народной традиции заимствовано название острова – Буян. Язык стихов насыщен эпитетами (в синем, горькая, тугой лук, зеленый).

Дементьева Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №23 имени А.С.Пушкина
Населённый пункт: Город Архангельск
Наименование материала: методическая разработка урока по литературному чтению для 3 кл.
Тема: "Сказка о царе Салтане"
Дата публикации: 20.02.2017
Раздел: начальное образование

Конспект урока по литературному чтению

3 класс

Тема: «Сказка о царе Салтане"

Выполнила: учитель начальных классов

МБОУ СШ №23 имени А.С.Пушкина

г.Архангельск

Дементьева Галина Викторовна

Тема урока: А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"

Цель урока: Познакомить с содержанием "Сказки о царе Салтане"; раскрыть идейно-

художественное своеобразие пушкинской сказки. Провести сопоставительный анализ

литературной сказки Пушкина с народной.

Задачи:

Обучающая: познакомить с понятием литературная сказка; сравнить сказку

Пушкина и русскую народную сказку «По колено ноги в золоте»; показать детям,

что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной» (Самуил

Яковлевич Маршак).

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения (определять задачу чтения,

выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков

препинания, указывать паузы и выделять логические ударения)

Воспитательная: воспитывать непримиримое отношение к зависти, хитрости,

злобе. Способствовать воспитанию чувства любви к ближнему, незлобливости,

добросердечности и умению прощать.

Необходимое техническое оборудование Книга «Русские народные сказки», Сказки

русских писателей. Текст сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», портрет А.С.

Пушкина, выставка книг А.С.Пушкина, рисунки учащихся с любимыми героями сказок

А.С. Пушкина

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Прозвенел звонок. Встали красиво, спинки прямые, с хорошим настроением начнём наш

урок. Жалею вам удачи.

2. Объявление темы урока

Учитель:

Сегодня наш урок будет посвящён творчеству одного очень необычного человека. Кто

этот человек, вы догадаетесь, если разгадаете загадки и найдёте в загадках нужные

Учитель: - Как звали друга Пятачка?

Дети: – Винни-Пух.

Учитель: - Запомните вторую часть имени.

Учитель: - человек слышит …

Дети: - Ухом.

Дети:«У».

Учитель:- Отгадай загадку:

Не яблоко, а растет

На ветке без листьев,

А плодов много

Дети: – Шишка.

Учитель: - Назовите 3 букву в слове.

Дети: - «ш».

Учитель: - Еще одна загадка:

Порой за себя ему бывает неловко,

Торчит у него вместо носа морковка.

Дети: - Снеговик.

Учитель: - Назовите последнюю букву в слове.

Дети: - «К».

Учитель: - Чем шьют портные?

Дети: - Иголкой.

Учитель: - Назовите 1 букву в слове.

Дети: - «и».

Учитель: - Он в Африке живет,

И с собою рог несет

Он большой, кряжистый, толстый

Кто мне зверя назовет?

Дети: - Носорог.

Учитель: - Назовите 1 букву в слове.

Дети: - «Н».

Учитель: - Прочтите слово, которое получилось.

Дети: - Пушкин.

Ребята, мы с вами прочитали «Сказку о царе Салтане…» А.С. Пушкина. А сегодня я

предлагаю провести исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть

гипотеза (слово ГИПОТЕЗА на доске)

3. Словарная работа

– Кто знает значение слова ГИПОТЕЗА? (Гипотеза – предположение)

– Так вот, мы возьмём за гипотезу, то что сказал Самуил Яковлевич Маршак.

На доске:«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

4. Постановка цели урока

– Нам с вами нужно будет доказать, что это так, или опровергнуть, то есть доказать, что

это высказывание неверно.

5. Основная часть урока

Учитель:

Великое имя Россия- это великий наш поэт Александр Сергеевич Пушкин. Невозможно,

немыслимо представить Россию без Пушкина. Отечество в неоплатном долгу перед

Пушкиным за это, он открыл нам великую тайну своего творчества. Он оставил нам

наследие, которое будет всегда с нами, на протяжении всей жизни от самого рождения.

Докладчик выйдет к доске, и расскажет нам немного о замечательнейшем поэте.

Прослушивание мини доклада о жизни Пушкина

Вывешиваю на доску портрет Пушкина и табличку с датами жизни

Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, родоначальник русской литературы

матерью, Надеждой Осиповной, с бабушкой, Марией Алексеевной, и няней Ариной

Родионовной, до того времени, пока его не определили в Царскосельский лицей в

Петербурге. Будучи уже известным поэтом, Пушкин за вольнолюбивые стихи против

царского самодержавия ссылался в Молдавию, Крым, в село Михайловское – родовое

вечерам слушал нянины сказки.

Погиб Александр Сергеевич Пушкин очень рано: в 37 лет. Он был убит на дуэли в 1837

году 180 лет назад французом Дантесом. Похоронили поэта в Святогорском монастыре

Псковской губернии, недалеко от Михайловского.

Учитель: Пушкин был настолько многогранным, что, практически во всех существующих

литературных жанрах сумел создать замечательные классические произведения, а в

некоторых настоящие шедевры (обращение к выставке книг.)

К которым мы по праву относим его сказки

– Сколько сказок написал Пушкин? ((5)

«Сказка о царе Салтане » перекликается с народной сказкой «О чудесных

детях». ... В литературной сказке А.С.Пушкина нет традиционного зачина . ...

персонажей, после которого начинает стремительно развиваться действие.– Давайте

перечислим их.

Дети:

1830 г. «Сказка о попе и работнике его Балде»

1831 г. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»

1833 г. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1833 г. «Сказка о рыбаке и рыбке»

1834 г. «Сказка о золотом петушке».

Учитель: – А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете сказки Пушкина.

Викторина

1. Какая сказка не принадлежит перу А.С. Пушкина:

а) «Сказка о рыбаке и рыбке»

б) «Конёк-Горбунок»

в) «Сказка о попе и о работнике его Балде»

г) «Сказка о золотом петушке»

2. В какой сказке Пушкина царя звали Дадон

(«Сказка о Золотом петушке»)

3. Из какой сказки Пушкина эти слова:

«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?..

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

4. Послушайте отрывок и сказки:

« В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки».

– О ком идёт речь? Из какой сказки? (О Старухе из «Сказки о Рыбаке и Рыбке»)

5. Давая попу щелчки, что приговаривал Балда с укоризной?

(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

Учитель: Молодцы! Сказки Пушкина вы знаете хорошо. А теперь начнём нашу

исследовательскую работу. Но прежде чем мы начнём говорить о народных сказках,

ответьте

– Кто рассказывал Пушкину сказки? (Его няня)

– Как звали няню Пушкина? (Яковлева Арина Родионовна)

(Портрет появляется на доске)

– Любимая нянюшка – Арина Родионовна. Простой русской женщине посвятил Пушкин

такие строки

Ученица рассказывает отрывок.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

А.С. Пушкин

Учитель: Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была

замечательной рассказчицей. Именно от няни Пушкин услышал много сказок.

Мы с вами говорили о русских народных сказках.

– Что характерно для них?

Троекратные повторы на доске

– Какие повторы встречаются в народных сказках? (Три сына, дочери, три задания, три

Учитель: А ещё об одинаковых ситуациях в народных сказках говорят одними и теми же

«Колобок» песенка всегда начинается одинаково,

«Сивка Бурка» заклинание тоже повторяется

Емеля «По щучьему велению, по моему хотению»…

Учитель: Итак, для русской народной сказки характерны всевозможные повторы. А ещё

из сказки в сказку повторяются устойчивые выражения, помните

Устойчивые выражения на доске

– Что такое устойчивые выражения? (Это выражения, которые встречаются, повторяются

во многих сказках)

Близко ли, далёко ли

Долго ли коротко

Я там пил, мёд пиво пил

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

И стали они жить поживать да добра наживать

– Зачем использовались в сказках устойчивые выражения? (Чтобы было лучше

запомнить текст сказки)

Учитель: В русских народных сказках встречаются устойчивые эпитеты

Устойчивые эпитеты на доске

– Ответьте, что такое эпитеты? (Ответы детей)

Эпитеты – это образные художественные определения, чаще всего выраженные

прилагательными.

– Приведите примеры эпитетов из сказок русских народных

Учащиеся приводят примеры

Терем высокий

Сети шелковы

Буйна голова

Земля сыра

Учитель: А теперь будем работать со сказкой Пушкина. Давайте прочитаем, каким

словами начинается сказка А.С. Пушкина.

(Дети читают)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

Кабы я была царица

– Смотрите, как и в русских народных сказках: «три девицы», «кабы я была царица».

Давайте сравним. Какие слова говорят сестрицы в русской народной сказке «По колено в

золоте» (Дети читают)

«…Взял бы меня царь замуж, я бы весь мир накормила одним караваем

А вторая говорит:

А меня бы царь замуж взял, я бы всё войско его одним куском холста одела…»

– Похожи эти две сказки?

– Которая на ваш взгляд интереснее?

– Почему?

– А в сказке Пушкина есть повторы? Найдите.

– Гвидон три раза превращается в насекомое, найдите это в тексте.

– В кого первый раз? (Комар)

– Второй раз (Муха)

– Третий раз (Шмель)

–Что ещё неоднократно повторяется? (Царевна Лебедь выполняет три раза по просьбе

Гвидона чудеса)

– Найдите и прочитайте.

Выборочное чтение.

1. Сначала появляется на острове белка

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.

2. В чешуе как жар горя тридцать три богатыря»

3. Третье чудо, когда лебедь превращается в царевну.

«Встрепенулась, отряхнулась

и царевной обернулась,

Учитель: В народных сказках о сходных ситуациях рассказывается одними и теми же

словами. Нашли ли вы такие эпизоды в сказке Пушкина (троекратные повторы у

– Корабельщики приплывают к князю, прочитаем это.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах»

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Князь Гвидон зовёт их в гости,

Их и кормит и поит,

И ответ держать велит»

– Да, одними и теми же словами Пушкин пишет о прибытии корабельщиков, а ещё когда

корабельщики плывут к царю Салтану, фразы тоже начинаются одинаково.

– А ещё когда Князь хотел увидеться с отцом, что он говорит Лебеди? Найдите и

прочитайте. (Выборочное чтение)

Грусть, тоска меня съедает,

Одолела молодца:

Видеть я б хотел отца»

– Как вы думаете, почему же царевич Гвидон попросил Лебедь исполнить все три чуда?

(Он хотел, чтобы отец к нему приехал на остров.)

– Ведь он тогда сразу бы узнал жену и сына, а так царевичу приходится превращаться то в

комара, то в муху, то в шмеля. Ведь царь все равно не узнал бы его и не поверил, что это

его сын. Ведь ему сообщили что царица родила кого? Найдите и прочитайте (Выборочное

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверушку.

– Князь старался, чтобы отец узнал, что у него есть сын.

Нет, он хотел, чтобы мама

Его была счастлива.

Учитель: А теперь я предлагаю вам ответить на вопрос: использовал ли Пушкин в своей

сказке устойчивые эпитеты. (Да)

– Приведите примеры. (Красная девица, голубушка сестрица, царь-отец, князь

прекрасный, лебедь белая, небо синее, царь-батюшка)

Учитель: Пушкин использует в своей сказке, троерактные повторы, устойчивые

выражения, эпитеты, так же как и народные сказители. Ещё Пушкин ввел в сказку

народную речь.

Выборочное чтение в книге, когда дети зачитывают на доске появляются записи.

На доске:

Наступает срок родин

В гневе начал он чудесить

Глядь по верх текучих вод

Лебедь белая плывёт

– Как вы понимаете смысл этих выражений

Срок родин – значит, что царица должна родить ребёнка.

Начал чудесить – разозлился, разгневался

Плывёт по воде, а в народе говорили раньше «поверх текучих вод»

– Приведите свои примеры простонародных выражений:

1.«За морем житью не худо»

2.« Здравствуй, красная девица»

3.«И пустили в окиян»

Учитель: Народная сказка не знает подробностей, она рисует всё общим планом. В

народной сказке обычно царевна такой красоты…

Что ни в сказке сказать.

Ни пером описать

– А у Пушкина как описывается царевна Лебедь? (Ответы детей)

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама то величава,

Выступает, будто пава…

– И он подробно описывает город, который принадлежит Гвидону. Давайте прочитаем

(выборочное чтение)

Стены с частыми зубцами,

А за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

– Давайте вспомним, чем похожи сказки Пушкина и русская народная «По колено ноги в

1. Три сестры

2.Третью взял в жёны царь

3. Первые две стали завидовать

4. Там тоже царевну посадили в бочку, которую засмолили.

5. Царевна тоже плавал по морю, по океану, с третьим сыном, который тоже рос не по

годам, а по часам.

6. Есть корабельщики

7. Есть три чуда и т.д.

Учитель: А какая сказка вам понравилась больше? (Ответы детей)

– Почему? (Она интереснее, добрая, красивее, глубже народной сказки, подробнее

описания. Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа.)

– Каким был князь Гвидон? (Добрым, умным, внимательным . Он очень любил своих

родителей и хотел, чтобы они были вместе. Находчивым, придумал, как сделать так,

чтобы отец приехал. Он даже маме не говорил, что видел отца, что тот скоро приедет.

Князь Гвидон гостеприимный .)

– А царевна лебедь? (Она добрая, нежная, отзывчивая . Она скромная , только в

последний момент Гвидон узнаёт, что Лебедь – царевна, а не птица. Хоть она и сказочная

птица, она этим не гордится. Не показывает своего превосходства над князем и его

матушкой. Князь Гвидон и царевна Лебедь – главные герои, на которых стремились быть

похожими люди.)

На доске: Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.

– Чему учит нас сказка? (Какими нам быть, как себя вести и общаться с другими людьми.)

6. Итог урока

– Мы с вами провели большую исследовательскую работу. К какому же выводу мы

пришли? Мы высказывали ГИПОТЕЗУ

Дети сами формулируют вывод.

Вывод: Так как в сказке Пушкин использует формы народного песенного стиха,

использует в сказке зачин, концовку, а также элементы народного поэтического языка –

повторы, постоянные эпитеты, народную разговорную лексику.

Мы можем сделать вывод, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.

Учитель: Вы согласны с высказыванием Самуила Яковлевича Маршака? .

Дети высказывают своё мнение

7. Выставление оценок

8. Домашнее задание

Выучить наизусть понравившийся отрывок сказки,

9. Рефлексия

– Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из ниже

перечисленных:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

Спасибо всем за работу! Молодцы!

наталья кибенева
Конспект занятия по приобщению дошкольников к словесному творчеству по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель – развитие творческих способностей детей на материале творчества А . С. Пушкина – «Сказка о царе Салтане… » .

Задачи :

Образовательные :

Формировать интерес к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина посредством различных форм выразительности;

Активизировать речь детей : учить понятно для окружающих высказывать свои мысли ;

Обогащать словарный запас детей , знакомя их с особенностями выразительных средств языка А. С. Пушкина .

Формировать умение вырезать детали, аккуратно наклеивать их по образцу.

Развивающие :

Активизировать мыслительную деятельность детей;

Способствовать развитию мелкой моторики;

Развивать интерес к аппликации;

Воспитательные :

Воспитывать познавательный интерес к сказкам А . С. Пушкина ; к творческой деятельности ;

Способствовать формированию умения оценивать свою деятельность и деятельность других сверстников;

Продолжать воспитывать желание познавать русскую культуру и уважительное отношение к ней;

Воспитание терпения, усидчивости, трудолюбия, воспитание аккуратности.

Ход занятия.

В-ль : Добрый день! Ребята, рассаживайтесь на стульчики. Мы с вами читали сказки великого русского поэта (появляется слайд или показать портрет А. С. Пушкина ) . Узнали вы его?

Д : Александр Сергеевич Пушкин .

В-ль : Александр Сергеевич Пушкин жил в те времена , когда еще даже наших бабушек и дедушек не было на свете. Он сочинил очень много сказок . Их знают и любят взрослые и дети. Александр Сергеевич родился в Москве. Рос вместе со старшей сестрой Ольгой и младшим братом Лёвушкой. За детьми ухаживала няня Арина Родионовна, которую Пушкин очень любил . Она была добрая, ласковая; укладывая детей спать, всегда рассказывала сказки . Всю свою жизнь поэт любил её и вспоминал в своих стихах. Первые колыбельные песни Пушкин услышал от Арины Родионовны. Потом всю жизнь поэт собирал и записывал русские песни, любил их слушать. Как-то он лег спать и долго не засыпал. «Что ты,Сашенька, не спишь?» - спросили его. Он ответил : «Сочиняю стихи» .

В-ль : Ребята, какие сказки А . С. Пушкина вы помните ?

Дети : «Сказка о рыбаке и рыбке »

«Сказка о золотом петушке »

«Сказка о царе Салтане »

В-ль : Сегодня мы с вами отправимся в сказку о царе Салтане . Ребята, а почему это сказка ?

Дети :Здесь много волшебства.

В-ль : Какие чудеса вы можете вспомнить из этой сказки ?

Дети : Царевна-лебедь , царевич превращается в комара, 33 богатыря выходят из воды…

Игра «Собери картинку»

В-ль : Расскажите, пожалуйста, что изображено на вашей картине. Попробуйте вспомнить слова из сказки .

Ребенок 1 : …

За морем царевна есть ,

Что не можно глаз отвесть :

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает,будто пава.

А как речь –то говорит,

Словно реченька журчит .

В-ль : А сейчас давайте послушаем отрывок из оперы Римского- Корсакова «Царевна- Лебедь » . Какие чувства, желания вызывает у вас эта музыка?

Ребенок 2 : Мне хочется превратиться в такую же красивую девицу.

Ребенок 3 : Мне хочется станцевать прекрасный танец. И т. д.

В-ль : В музыке мы услышим плеск воды, голос птицы, взмахи крыльев. Затем мелодия станет похожа на русскую песню – это лебедь превратилась в прекрасную девушку.

Теперь обратимся к другой иллюстрации. Что на картине изображено, расскажите.

Ребенок 1 :

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутяться на бреге,

В чешуе, как жар горя,

33 богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые.

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор.

В-ль : Ребята, как богатыри выходят из моря?

Дети : Грозно, величаво, торжественно, гордо, решительно и т. д.

В-ль : Прослушаем отрывок из оперы Римского-Корсакова «33 богатыря» .

Что вы представляли, когда слушали эту музыку?

В-ль : Да. Сначала мы слышим голос трубы, он нас оповещает, что идут богатыри, музыка передает, как бурлит море, как приближаются богатыри. Она будет звучать сначала тихо, потом все громче. А потом богатыри вновь уйдут в море – музыка станет тише.

Ребята, какое ещё волшебство есть в сказке , о котором мы не говорили.

Дети : Белочка.

В-ль : Правильно. Встречайте белочку из сказки .

(входит белочка – девочка из подготовительной группы - с золотыми орешками (грецкие орехи,обернутые в фольгу)

Белочка : Здравствуйте, ребята! Я приплыла со славного острова царя Гвидона и хочу с вами поиграть!

Физкультминутка «Кто самый внимательный»

Дети встают в круг. Белочка встает в середине круга и раздает орешки. Орешки кладут у своего места на пол. Под музыку «Во саду ли в огороде» дети бегут по кругу, белочка танцует в середине и прячет по 1-2 ореха. При остановке музыки дети хватают орехи, а кому не досталось,выбывает из игры.

В-ль : Молодцы! Хорошо поиграли. Спасибо, белочка! Оставайся с нами.

Давайте рассмотрим иллюстрацию белочки к сказке художника … А кто расскажет слова из сказки про белочку ?

Ребенок : Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые

Все скорлупки золотые

Ядра - чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

В-ль : Теперь давайте посмотрим какой вы видите белочку из сказки Пушкина ? Садитесь за столы, будем делать аппликацию.

Белочка : Ребята, а кому из вас нужна помощь?

Аппликация.

Ребята, вам нужно из представленных геометрических фигур вырезать и составить силуэт белочки. Из чего мы сделаем туловище белочки?

Дети : Из прямоугольника.

В-ль : Из какой геометрической фигуры будем делать голову?

Дети : Из квадрата.

В-ль : Из каких фигур вырежем лапки?

Дети : Из маленьких прямоугольников.

В-ль : Из чего мы вырежем хвост?

Дети : Из прямоугольника.

В-ль : С помощью какой фигуры мы сделаем мордочку?

Дети : Из одного маленького квадрата.

В-ль : А уши из какой фигуры?

Дети : Маленький квадрат поделим пополам.

В-ль : Теперь соберем вырезанные детали в единое целое : туловище расположить толстым концом вниз, сверху- голова, сбоку- хвост, передняя лапа- сверху, вторая лапа- внизу. Наклеиваем. Оформляем мордочку (рисуем глазки, носик, В лапы можно дать платочек или орешек.

Расскажите о своей белочке.

Ответы детей.

В-ль : Молодцы, ребята! Хорошо поработали. Что вам больше всего понравилось в сегодняшнем занятии ?

Ответы детей.

Публикации по теме:

«Нас сказка манит и зовет». Сценарий интегрированного занятия по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» МБДОУ Д/с «Вишенка» Сценарий конспекта НОД Раздел «Художественно-эстетическое творчество» Тема: «Нас сказка манит и зовет»

Тема знакомства дошкольников с шедеврами мировой классической музыки актуальна во все времена. Поэтому возникла идея создания проекта по.

Зимним холодным вечером с детьми подготовительной группы "Дельфинчики" проводили за чтением СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ,О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ.

Нам с ребятами очень нравится изготавливать поделки из пластилина, с недавних пор мы познакомились с новой техникой- пластилинографией.

Алина Простова
Конспект занятия «Сказка о царе Салтане А. С. Пушкина. Три чуда в музыке Римского-Корсакова Н. А»

Конспект презентации совместной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с использованием ИКТ на тему:

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ А. С. Пушкина.

ТРИ ЧУДА В МУЗЫКЕ РИМСКОГО-КОРСАКОВА Н. А.»

Цель: познакомить детей с симфонической музыкой Н. А. Римского-Корсакова, с творчеством композитора, дать детям представление о жанре «опера» на примере оперы «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина.

Задачи: накопление опыта восприятия произведений крупного жанра, приобщение детей к произведениям высокого художественного уровня.

(СЛ 1,2) Ребята, сегодня мы познакомимся с оперой «Сказка о царе Салтане» написанной русским композитором Н. А. Римским-Корсаковым по мотивам одноименной сказки Пушкина А. С. рассказанной ему в раннем детстве няней Ариной Родионовной.

(Сл. 3) Композитором Н. А. Римским-Корсаковым написаны следующие сказочные оперы: адко», Царская Невеста», «Золотой петушок», «Кощей Бессмертный», «Снегурочка», «Сказание о невидимом граде Китиже»

Опера - музыкальный спектакль, в котором артисты поют.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком:

"Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир".

- "Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна".

- "Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря". (сл. 5) В этот момент в избу входит сам царь Салтан. До этого он подслушивал разговор сестер под окном. Больше всего Салтану понравилась мечта третей сестры, которая хотела родить богатыря. Именно третьей сестре Салтан предлагает стать царицей и родить ему сына. Двум другим сестрам Салтан предлагает перебраться жить к нему во дворец в качестве поварихи и ткачихи.

Старшие сестры обиделись на Салтана, позавидовали младшей сестре. Сестры написали царю письмо, который был на войне, что царица родила ему «неведому зверюшку». Саму царицу и родившегося младенца закрывают в бочке и сбрасывают в море, ссылаясь на несуществующее письмо царя (СЛ. 6).

Сейчас мы послушаем музыку, которой композитор с помощью музыкально-выразительных средств изобразил море. Музыка звучит то тише, то громче, мелодия то опускается, то поднимается. Вы услышите, как играет вода на солнце, как она плещется. Музыка звучит в исполнении скрипок. В конце музыка затихает, бочку вынесло на необитаемый остров Буян (Сл. 6).

(СЛ. 7) Со временем бочку. Из бочки появляется царица и уже повзрослевший сын-царевич Гвидон. Для того чтобы прокормить мать, Гвидон собирается на охоту. Он делает себе лук и стрелы. Идет к морю подстрелить птиц. Перед ним открывается картина: черный коршун напал на белую лебедь. Царевич убивает коршуна. Лебедь в благодарность за спасение жизни обещает Гвидону свою помощь (Сл. 8).

«Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела пропала в море;

Это горе - всё не горе.

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом:

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Ввек тебя я не забуду:

Ты найдешь меня повсюду,

А теперь ты воротись,

Не горюй и спать ложись».

На пустом острове появляется чудо-град, правителем города становится Гвидон (Сл. 9).

Мимо острова проплывают морские купцы и любуются красотой нового города. По прибытии на остров Буян купцы рассказывают царю Салтану о чудесном граде и приглашают его от имени князя Гвидона в гости. Сам царевич, превратившись с помощью лебедя в комара, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор.

(Сл. 11, 12) Но злые сестры повариха и ткачиха рассказывают Салтану о новом чуде света: танцующей и поющей белке, которая живет под елью в хрустальном домике. Белка грызет орешки с изумрудами и золотыми скорлупками.

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки все грызёт.

А орешки не простые,

Ядра чистый изумруд;

Белку холят, берегут.

Кучки ровные кладёт

И с присвисточкой поёт

При честном, при всем народе:

«Во саду ли, в огороде».

Мы сейчас с вами послушаем музыку Белочки. В основе темы белочки композитор использовал русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде». (Прослушивание).

Царь Салтан услышав о новом чуде, отказывается от поездки к князю Гвидону. Комар за это кусает тетку в глаз. Князь Гвидон рассказывает белому лебедю о волшебной белке. Под елью у князя Гвидона появляется поющая белка в хрустальном домике.

В следующий раз купцы рассказывают царю Салтану о поющей белке и передают новое приглашение от князя Гвидона. Сам царевич, превратившись с помощью лебедя в муху, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Злые сестры рассказывают еще об одном чуде: о тридцати трех богатырях, выходящих из моря, во главе с дядькой Черномором. Царь Салтан услышав о новом чуде, отказывается от поездки к князю Гвидону. Муха за это опять кусает тетку в глаз. Князь Гвидон рассказывает белому лебедю о тридцати трех богатырях. И на острове появляются тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. (СЛ. 13,14)

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Сейчас мы послушаем музыку момента выходы 33 богатырей из моря. Она звучит мужественно, отважно, смело, мощно, громко, ярко.

И вновь купцы, рассказывают царю Салтану о чудесах, о тридцати трех богатырях и передают новое приглашение от князя Гвидона. Сам царевич, превратившись с помощью лебедя в шмеля, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Злые сестры рассказывают еще об одном чуде: о царевне, затмевающей «днем свет божий» с месяцем под косой и горящей звездой во лбу.

(Сл. 15) Вот идет молва правдива:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Молвить можно справедливо,

Это диво, так уж диво».

Сейчас мы послушаем, при помощи каких выразительных средств, композитор передал превращение лебедя в царевну. (Сл. 16). Анализ музыки.

Царь Салтан услышав о новом чуде, отказывается от поездки к князю Гвидону. Шмель за это кусает тетку в нос. Князь Гвидон рассказывает белому лебедю о прекрасной царевне. Лебедь вновь исполняет желание князя Гвидона, ведь царевна со звездой во лбу - это она и есть!

В итоге царь Салтан отправляется в путь к острову князя Гвидона. По прибытии он узнает в царице свою жену, а в князе своего сына. От большой радости он прощает злых сестер. Устраивается веселый пир на весь мир, все заживают счастливо и богато! (СЛ,17,18)

Таково краткое содержание «Сказки о царе Сатане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», написанной великим русским поэтом Пушкиным А. С. которая очень любима многими поколениями русских детей.

Сегодня вы познакомились с 3-чудесами в опере: белочкой, которая ела золотые орешки, 33 богатырями, которые выходили из моря во главе дядьки Черномора и лебедем, который превращался в царевну.

Конспект урока по литературному чтению

на тему:

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 3»В» класс

УМК «Школа России»

Подготовила:

учитель начальных классов

Хапсаева Л.К.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательскойкомпетенции младшего школьника. В начальной школе необходимозаложить основы формирования грамотного читателя. Грамотныйчитатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению,сформирована душевная и духовная потребность в нем как средствепознания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникойчтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Конспект урока составлен по УМК «Школа России» для 3 класса.

Данная технологическая карта может быть полезна учителям начальных классов, студентов педагогический вузов и преподавателям.

Тип урока:

открытие нового знания

Цель урока:

Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта;

Планируемые достижения:

Умение пробудить интерес к чтению художественных произведений;
- умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся;

Формирование УУД:

Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других.

Личностные: Способность к самооценке.

Оборудование урока :

Портрет А.С. Пушкина;
- выставка книг А.С.Пушкина;
- рисунки учащихся к любимым героям сказок А.С. Пушкина.

Организация работы :

фронтальная, групповая, индивидуальная.

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие» нового знания

5. Физ. минутка

6. Первичное закрепление

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

8. Итог (рефлексия учебной деятельности)

1. Организационный момент (3 мин)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? .

У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.

Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются)

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Личностные: Самоопределение

(мотивация учения)

2. Актуализация знаний (5 мин)

Цель:

Актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала:наблюдения, сравнения, аналогии;

Игра «Собери сказку»
Задание по группам: из отдельных слов сложить полное название сказки
(слова написаны на отдельных карточках)

Сказка
о царе
Салтане
о сыне
его
славном
и могучем
богатыре
князе
Гвидоне
Салтановиче
и о прекрасной

И
царевне
Лебеди

Выразительное чтение отрывка несколькими учениками. Оценивают члены жюри (с каждого ряда).
- Докажите, что прочитанное произведение – сказка.

- Назовите (прочитайте) повторы

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь- то говорит,
Словно реченька журчит.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…

Задание по группам

Выразительное чтение отрывка несколькими учениками

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

3. Постановка учебной задачи

Цель:

Постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

Уточнение и согласование темы урока;

Определение средства (алгоритм);

Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?

Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу рассказать и показать вам.

В каком городе родился А.С. Пушкин?

(А.С. Пушкин родился в Москве.)

К какому роду принадлежала семья Пушкиных?

(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)

Чем больше всего интересовались в этой семье?

(В этой семье интересовались литературой и театром.)

На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?

(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)

Какую литературу любил Сергей Львович - отец Саши?

(Сергей Львович любил французскую литературу.)

Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?

(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.)

Кем был дядя А.С. Пушкина - Василий Львович?

(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)

Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?

(Воспитанием и образованием занимались иностранцы - гувернёры.)

Что вы знаете о маленьком Саше?

Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?

(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)

Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?

(В Царскосельский лицей.)

Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.

Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.

Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.

Фронтальная беседе (интервью)

Регулятивные УУД:

Целеполагание(постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование(определение последовательности промежуточных целей).

Прогнозирование.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. «Открытие» нового знания

Цель:

Реализация построенного проекта в соответствии с планом;

Фиксация нового способа действия в речи;

Фиксация преодоления затруднения;

Уточнение общего характера нового знания;

В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.

Как они называются? (Устаревшие)

На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы)

В чём их различие? Приведите примеры слов.

Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари.

(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на доске карточки со словами.)

Слова из первого отрывка сказки.

Молвить (говорить)

Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)

Позадь забора (за забором)

К исходу сентября (к концу сентября)

Светлица (см. словарь Ожегова)

Сени (см. словарь Ожегова)

Красная девица (красивая)

Почему слово "красный" обозначало "красивый"? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь.

Слова из второго отрывка сказки.

Аршин (см. учебник)

Гонец (см. словарь Ожегова)

Слова из третьего отрывка.

Сума (см. словарь устаревших слов)

Бояре (см. учебник)

Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?

(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).

Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.

Беседа по содержанию сказки

    Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так считаете?

    Что заставило Гвидона превратиться в комары?

    Как наказал свою тетку Гвидон?

    Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?

    В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?

    О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?

    Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?

    О каком чуде рассказала повариха?

    О каком чуде рассказала ткачиха?

Работа с устаревшими словами

Работа со словарями

Чтение первого отрывка

Чтение второго отрывка

Чтение третьего отрывка

Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к сказке

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Физ. минутка.

О чем-то скрипнет половица,
И спице опять не спится;
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…

6. Первичное закрепление

Цель:

Организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы;

1. Какие выражения встречаются в сказке?

2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки.

Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется.


Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.

    Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора)

    Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора)

Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора)

Характеристика основных героев сказки

Регулятивные УУД:

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Цель:

Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

Организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;

Игра «Сказки перепутались»


Задание: найти строчки к подходящей сказке.

А

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает
Пуще прежнего старуха вздурилась
Не дает старику мне покою»
Князю Лебедь отвечает:
«Не печалься, ступай себе с богом…»

Б

В ноги он к старухе поклонился,

Молвил: «Государыня родная!
Выбрал я жену себе»
Старуха сидит под окошком
На чем свет стоит мужа ругает:
«Распроклятая ты, мошка!»

В

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате
В дорогой собольей душегрейке,
Жемчугиогрузили шею,
На руках золотне перстни,
На ногах красные сапожки
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.

Г

Князь Гвидон тогда вскочил,

Громогласно возопил:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство»

1 . Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?

2. Есть ли у вас любимый герой?

3. Кто он? Почему он понравился?(дети получили домашнее задание: сделать аппликацию к сказке/любимый герой, понравившийся эпизод.Показывают и рассказывают).

Каждая команда получает карточку

Регулятивные УУД:

Контроль(сличение способа действия и его результата с эталоном)

Коррекция(внесение коррективв план и способ действия в случае расхождения эталона)

8. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

Цель:

Фиксация нового содержания, изученного на уроке;- оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

Дидактический материал
За островом Буяном.

Вспомни сказку А.С. Пушкина.

    Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья?

    Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?

    Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы?


Аннотация к сказкам «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Итог, награждение грамотами «За активное участие»

Чему учит сказка?

Какие чувства остались у вас после чтения сказки?

Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 266. Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.

За работу на уроке оценки получают:

Вы очень хорошо поработали, все молодцы!

Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах.

Организация фиксирования нового знания

Награждение грамотами

Запись домашнего задания

Выставление оценок

РегулятивныеУУД:

Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).

Оценка(осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)