Меню

Тест басса дарки описание. Опросник «басса-дарки» «диагностика состояния агрессии

Хвойные в дизайне

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник А. Басса и А. Дарки. Цель опросника - дифференциация проявления агрессии и враждебности. Он выделили следующие виды реакций:

1)Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2)Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3)Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4)Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5)Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6)Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7)Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8)Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались принципы:

Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы группируются в восемь вышеперечисленных шкал, на основании которых можно судить о характерных способах проявления агрессии. На основании этих шкал вычисляются также две производные шкалы - индекс враждебности (включает в себя 5 и 6 шкалу) и индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) (шкалы 1, 3, 7).

Эти индексы позволяют перейти от абстрактных шкал к конкретным паттернам межличностного взаимодействия. Высокие значения индекса враждебности позволяют предположить, что в новые социальные отношения подросток будет вступать с негативными установками; в случае возникновения конфликтной ситуации он будет приписывать её возникновение другим участникам; отношения будут непрочными и сильно подверженными аффективным поступкам.

Таким образом, в качестве рассматриваемых и упоминаемых в этой части методик были выделены четыре, которые в наибольшей степени отвечают сформулированным требованиям, и использование которых позволит получить наиболее точные результаты, необходимые для дальнейшего анализа и изучения проблемы.

Анализ существующих психодиагностических методик показал, что далеко не все методики одинаково подходят для данного исследования.

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое высказывание. Если оно подходит к Вам - поставьте рядом с ним знак «+», если нет - знак «-».

1.Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2.Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3.Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4.Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5.Я не всегда получаю то, что мне положено.

6.Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7.Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

8.Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9.Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10.Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11.Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12.Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13.Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14.Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15.Я часто бываю не согласен с людьми.

16.Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17.Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18.Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19.Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20.Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21.Меня немного огорчает моя судьба.

22.Я думаю, что многие люди не любят меня.

23.Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24.Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25.Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26.Я не способен на грубые шутки.

27.Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28.Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29.Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30.Довольно многие люди завидуют мне.

31.Я требую, чтобы люди уважали меня.

32.Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33.Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34.Я никогда не бываю мрачен от злости.

35.Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36.Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

37.Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38.Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39.Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.

40.Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41.Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42.Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43.Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44.Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.

45.Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46.Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю.

47.Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48.Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49.С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50.Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51.Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52.Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53.Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54.Неудачи огорчают меня.

55.Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56.Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57.Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58.Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59.Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.

60.Я ругаюсь только от злости.

61.Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62.Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63.Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64.Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65.У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.

66.Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67.Я часто думаю, что жил неправильно.

68.Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69.Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70.Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71.Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72.В последнее время я стал занудой.

74.Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

75.Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Описание методики

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «Да» или «Нет». А. Бассе разделил понятия «агрессия» (агрессивное поведение) и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили различные виды агрессивных и враждебных реакций:

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия - агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена - взрывы ярости в форме крика, топанья ногами, битья кулаками по столу (характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью).

Склонность к раздражению (коротко - раздражение) - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм - оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Кроме того, выделяется еще один пункт - угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки.

Опросник Басса-Дарки предназначается для определения уровня агрессивности. Более подробно о тестировании, некоторых нюансах читайте в материале статьи!

Из статьи вы узнаете:

Опросник Басса-Дарки: теоретические основы

Для некоторых сотрудников требуется проводить тестирование на уровень агрессии. Как правило, к ним относятся менеджеры по работе с персоналом, специалисты, контактирующие с клиентами, поставщиками и т.д. Тестирование может выполняться с помощью опросника агрессивности Басса-Дарки, который включает в себя 75 утверждений. На русском языке он был стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Кузнецовой, а также Ю.А. Зайцевым в 2005 году.

Скачайте документы по теме:

При этом если рассматривать другие разработки, можно заметить, что авторы в своих исследованиях и монографиях по-разному определяют агрессивность и агрессию, например, как:

  • врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Ардри, Лоренц);
  • установку к господству (Моррисон);
  • реакцию личности на враждебную окружающую действительность (Фромм, Хорни).

Под агрессивностью понимают качество или свойство личности, которое характеризуется наличием деструктивных тенденций в области отношений. Получается, что деструктивный компонент активности является обязательным в созидательной деятельности, ведь потребности развития формируют в индивидах способность к устранению или же разрушению препятствий.

Агрессивность обладает качественной, а также количественной характеристикой. При этом она имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия и до предельного развития. Каждая личность должна иметь определенную степенью агрессивности, рассчитать которую можно с помощью диагностики Басса-Дарки (опросник). Ее полное отсутствие приводит к чрезмерной пассивности, ведомости, проблемам в коллективе и т.д. Чрезмерное развитие начинает определять облик личности, которая может стать неспособной на сознательную кооперацию. Как правило, у импульсивных людей возникают сложности в работе, так как у них не получается выстраивать отношения с другими индивидами.

Агрессивность не делает субъект опасным, так как существующая связь между ней и агрессией не считается жесткой. Исходя из этого, можно условно разделить проявления агрессии на несколько основных типов: первый - мотивационный, второй - инструментальный.

Практических психологов больше должна интересовать именно мотивационная агрессия как явное проявление реализации деструктивных тенденций. Определив их уровень, можно прогнозировать проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из диагностических процедур считается опросник Басса-Дарки. Но проводя тестирование по нему, нужно учитывать, что люди могут отвечать нечестно. Именно по этой причине рекомендуется использовать и другие методики анализа личностных качеств претендентов на должность, связанную с работой с людьми.

Внутренняя структура опросника Басса-Дарки: диагностика состояния

А. Басс разделил понятия агрессии и враждебности, определив последнюю как реакцию, развивающую отрицательные чувства, провоцирующие негативную оценку других людей и событий. Создавая опросник , дифференцирующий все проявления агрессии и враждебности, Басс и Дарки выделили конкретные виды реакций:

  • физическая агрессия - использование силы против иного лица;
  • косвенная - агрессия, направленная на другое лицо или ни на кого;
  • раздражение - готовность к проявлению отрицательных чувств при возбуждении;
  • негативизм - манера в поведении человека от пассивного сопротивления и до выраженной борьбы против обычаев и законов;
  • обида - зависть или же ненависть к окружающим индивидам за действительные или вымышленные действия;
  • подозрительность - полное или частичное недоверие и осторожность по отношению к другим личностям и до убеждения, что люди в целом приносят вред;
  • вербальная агрессия - выражение негативных чувств через крик, угрозы;
  • чувство вины - выражает личное убеждение субъекта, что он очень плохой человек.

При составлении опросника враждебности Басса-Дарки использовались следующие принципы:

  1. вопрос относится лишь к одной форме агрессии;
  2. вопросы формулируются так, чтобы ослабить влияние одобрения ответа обществом.

Несмотря на это, результаты могут быть недостаточно точными. В идеале - такое тестирование должен проводить психолог, хорошо разбирающийся в оценке качеств персонала . Если его осуществляет менеджер, при проверке результатов нужно проявлять осторожность, чтобы не интерпретировать их неправильно.

Опросник Басса-Дарки: методика проведения

Человек должен прослушать утверждения, в знак согласия с ними поставить «+» или же «-». Чтобы диагностика агрессии с помощью опросника Басса-Дарки прошла успешно, человек должен находиться в комфортной обстановке, но ему не рекомендуется давать много времени. В противном случае он будет отвечать на вопросы так, как ему выгодно.

Опросник Басса-Дарки: интерпретация


Индекс враждебности включает в себя пятую и шестую шкалу, а индекс агрессивности - первую, третью и седьмую. По Рогову значение показателей враждебности, а также агрессивности равно сумме показателей составляющих шкал:

  1. Враждебность человека = подозрительность + обида
  2. Агрессивность личности = физическая агрессия + вербальная агрессия + раздражение

По Хвану значение показателей равно:

  • Враждебность = (обида + подозрительность)/2
  • Агрессивность = (физическая агрессия + вербальная агрессия + раздражение)/3

Опросник Басса-Дарки: интерпретация результатов

По Рогову нормой агрессивности считается величина индекса, равная 21 ± 4, а враждебности - 6,5-7 ± 3. Нужно обратить особое внимание на возможность достижения величины, которая показывает степень проявления агрессивности. Хван предлагает усложненную схему. Сырые баллы опросника Басса-Дарки по каждой отдельной шкале нужно умножить на коэффициент, цель которого - привести значения по каждой шкале к 100 баллам. Затем их переводятся в стены.

Как указывалось выше, физическая, а также косвенная и вербальная агрессия образуют суммарный индекс реакций, а обида и подозрительность - текущий индекс враждебности. Используя опросник состояния агрессии Басса-Дарки, для интерпретации результатов опирайтесь на таблицы. В целом рассчитать баллы не так сложно.

Пользуясь опросником Басса-Дарки, нужно помнить, что агрессивность, свойства личности могут быть поняты в контексте анализа мотивационно-потребностной сферы. Поэтому им лучше всего пользоваться в совокупности с личностными тестами (Кеттела, Спилбергера), проективными методиками (Люшера) и т.д.

Если вы сомневаетесь в искренности ответов, можно предположить, что в компании господствует авторитарный стиль руководства, а имеющаяся корпоративная культура не исключает внутренних политических игр. Если руководство играет с работниками в обратную связь, а люди почувствуют это, ничего не скажут, но обязательно спросят: «А нам за это что будет? Куда эта информация потом пойдет?». Конечно, можно провести завуалированное исследование, поставить галочку о проведенной работе.

Кроме того, результаты не будут объективными, поэтому нужно вести открытый, честный диалог с сотрудниками. Прямо объявите о цели исследования, разъясните, какие задачи это позволит решить, чем будет полезно. Используя опросник Басса-Дарки, результаты лучше перепроверять, но проводить тестирование слишком часто нерационально, так как коллектив может негативно относиться к данной процедуре.

Не имеет смысла использовать опросник Басса-Дарки для тестирования рядовых сотрудников, чьи личностные качества не влияют на работу организации. Во-первых, не придется обрабатывать много результатов, которые не имеют особого значения, а во-вторых, тратить время менеджеров по персоналу на ненужную оценку.

Нужно учитывать и тот факт, что некоторые личности могут пройти опросник Басса-Дарки, показав высокие результаты по шкале агрессивности, но в работе это может не проявляться. В этом случае лучше провести дополнительно стрессовое интервью, другие тесты, чтобы не отказать действительно ценному кандидату лишь потому, что он неправильно ответил на вопросы или в целом неординарная личность.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Басса-Дарки методика была предложена еще в 60-е годы прошлого века, но до сих пор находит множество сторонников и активно используется. О ней мы и расскажем сегодня. Можно с уверенностью сказать, что данная методика (опросник Басса-Дарки) - одна из самых популярных в наши дни, используемых в зарубежной психологии для изучения агрессии. Прежде чем рассказать о ней, следует определиться с самим понятием агрессии. Каковы механизмы ее возникновения, ее значение для человека? Давайте вместе разберемся.

Для чего нужна агрессия

Ученые считают, что применение агрессии - один из самых популярных вариантов решения проблем, которые возникают у человека в фрустрирующих (трудных) ситуациях. Эти трудные ситуации вызывают у людей психическую напряженность, с которой необходимо справиться.

Агрессивные действия могут быть средством достижения определенной значимой цели. Они также могут являться способом замещения удовлетворения какой-либо блокированной потребности, психической разрядки. Также агрессивные действия применяются в целях самоутверждения и самореализации.

Теории агрессий

Долгое время психологический подход к агрессии и агрессивности определялся как теориями, которые рассматривали ее как последствие фрустрации (Розенцвейг, Доллард), так и концепцией влечения. Ряд публикаций по этому вопросу появился в конце 50-х годов прошлого века. Эти работы вызвали приток теоретических и экспериментальных работ по данной теме, к которым относится и опросник Басса-Дарки.

Методика эта далеко не единственная из тех, что используются в наши дни. Сегодня существует множество теорий агрессии. Самые известные из них - К. Лоренца и З. Фрейда. У каждой из теорий есть свой собственный взгляд на агрессию, а также свое отношение к ней. Благодаря этому в них можно найти общие черты и разделить на 4 основные категории. Расскажем вкратце о каждой из них.

Агрессия - врожденный задаток

Агрессия может рассматриваться как врожденный задаток или посыл. То есть это присущая нам с рождения форма поведения, действующая на инстинктивном уровне. Приверженцы теорий, относящихся к этой категории, агрессию рассматривают как свойство человека, запрограммированное генетически. Она уже присутствует в нем и проявляется в течение всей жизни. Агрессию, согласно мнению приверженцев этих теорий, искоренить невозможно. В лучшем случае можно лишь уменьшить ее влияние.

Агрессией можно управлять

Другие теории рассматривают ее проявления как познавательные и эмоциональные процессы. Такой вывод основан на убеждении о том, что каждый из нас может управлять агрессией на основе приобретенных с жизненным опытом навыков. Для того, чтобы делать это, необходимо уметь представлять потенциальные опасности, а также верно оценивать те или иные угрожающие факторы.

Агрессия - необходимость

Агрессия может пониматься также как необходимость, порожденная внешними факторами и стимулами. С этой точки зрения она рассматривается как потребность, реализующаяся непосредственно под воздействием тех или иных внешних стимулов. "Фрустрационная теория агрессии" составляет основу этого взгляда. Она была предложена американским антропологом и психологом Джоном Доллардом. Согласно этой теории, фрустрация непременно приводит к агрессии в той или иной ее форме, а последняя, в свою очередь, всегда бывает результатом фрустрации.

Агрессия - выражение социального опыта

Другой подход к агрессии - рассматривать ее как актуальное выражение социального опыта. То есть это модель социального поведения, приобретенная в ходе развития. Агрессивные реакции проявляются у человека после того, как он оказался в подобной ситуации или же наблюдал пассивно за ней со стороны. Это результат накопления и последующего применения полученного опыта.

Вред, причиняемый агрессией

Проанализировав наиболее популярные взгляды на понятие "агрессия", можно сказать, что ее нужно понимать как разрушительное мотивированное поведение, которое противоречит правилам и нормам существования человека в обществе. Это поведение причиняет вред неодушевленным или одушевленным объектам нападения. Оно наносит им физический ущерб или же может вызывать у них состояние страха, напряженности, подавленности, отрицательные переживания, то есть психический дискомфорт.

Понятие агрессивности и ее оценка

Агрессивность - это особое качество, свойство личности, для которого характерны деструктивные тенденции, главным образом в сфере субъектно-объектных отношений. Деструктивный компонент активности, вероятно, необходим человеку в созидательной деятельности. Ведь потребности индивидуального развития формируют способность к разрушению и устранению препятствий, к преодолению всего противодействующего данному процессу.

Ученые пришли к выводу о том, что агрессивность обладает количественной и качественной характеристикой. Как и любое другое свойство, степень выраженности ее различна: от практически полного отсутствия до предельного уровня развития. Определенная ее степень должна быть у каждой личности. Отсутствие агрессивности приводит к конформности, ведомости, пассивности и т. д. Напротив, чрезмерное развитие может характеризовать личность в целом как конфликтную, у которой отсутствует способность к сознательной кооперации.

Агрессивность сама по себе не делает человека сознательно опасным субъектом. Ведь, с одной стороны, связь, существующая между агрессией и агрессивностью, нельзя назвать жесткой. Их могут вызывать различные причины. С другой стороны, акт агрессии сам по себе может не принимать неодобряемые и сознательно опасные формы.

Агрессивность - злонамеренная активность

Агрессивность в житейском сознании - синоним такого понятия, как "злонамеренная активность". Однако само по себе не обладает "злонамеренностью". Его делает таким то есть ценности, для достижения которых и разворачивается данная активность. Практические действия внешне могут быть сходны, однако мотивационные компоненты при этом бывают прямо противоположны.

Два типа агрессии

Агрессию можно разделить, исходя из вышесказанного, на 2 основных типа. Первый - агрессия мотивационная, как самоценность. Второй тип агрессии - это инструментальная, рассматриваемая как средство. При этом подразумевается, что обе они могут проходить как под контролем нашего сознания, так и без него. Кроме того, оба этих типа сопряжены с такими эмоциональными переживаниями, как враждебность и гнев.

Психологов-практиков интересует в большей степени именно мотивационная агрессия, рассматриваемая как проявление реализации деструктивных тенденций, присущих личности. Если определить уровень этих тенденций, то появляется возможность с большой точностью прогнозировать вероятность проявления у человека открытой мотивационной агрессии. Одной из таких диагностических процедур как раз и является опросник Басса-Дарки. Методика, интересующая нас, была разработана в 1957 году американскими исследователями, по фамилиям которых названа.

Применение методики Басса-Дарки

В зарубежных исследованиях этот опросник получил широкое распространение. Они подтвердили его высокую надежность и валидность. И в отечественных работах применяется опросник Басса-Дарки. Методика эта была использована, в частности, С.Н. Ениколоповым в 1989 году. Однако на отечественных выборках данные о ее стандартизации не указываются.

Ученые отмечают, что методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности в ситуации экспертизы не защищена от определенных мотивационных искажений. Ответ может зависеть, например, от установки самого человека, от социальной желательности. Кроме того, достоверность полученных результатов зависит также от степени доверительности в отношениях психолога и испытуемого, если используется методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности. Поэтому полученные результаты требуют проверки на надежность путем ретеста или иных способов. Использование этого опросника в работе с учениками школ (с 6-го класса и выше) и с учителями оказалось довольно диагностичным, а также конструктивным для дальнейшей коррекционной работы. В настоящее время широко используется методика Басса-Дарки. Цель ее применения мы рассмотрели, теперь необходимо определиться с основными положениями.

Разграничение понятий враждебности и агрессии

А. Бассе, оттолкнувшись от разработок своих предшественников, разграничил понятия враждебности и агрессии. Первую он определил как реакцию, которая развивает негативные оценки событий и людей, негативные чувства. Методика изучения агрессии Басса-Дарки предполагает дифференциацию различных проявлений враждебности и агрессии. Виды реакций, которые ученые выделили при этом, следующие.

Виды реакций

1. Физическая агрессия, то есть использование против другого лица физической силы.

2. Косвенная, направленная окольным путем на другое лицо или же не направленная ни на кого.

3. Раздражение, то есть готовность при малейшем возбуждении проявлять негативные чувства. Ее можно определить также как грубость, вспыльчивость.

4. Негативизм, представляющий собой оппозиционную манеру в поведении. Он может проявляться по-разному, от пассивного сопротивления до борьбы против действующих законов и обычаев.

5. Обида, то есть зависть или ненависть по отношению к окружающим за определенные действия, вымышленные или действительные.

6. Подозрительность, которая может варьироваться в диапазоне от осторожности и недоверия к людям до убеждения в том, что они наносят или планируют нанести вред.

7. Еще один вид реакции - вербальная агрессия. Она представляет собой выражение негативных чувств как через словесные ответы (угрозы, проклятия), так и через форму (визг, крик).

8. Чувство вины представляет собой возможное убеждение человека в том, что он является плохим, что неправильно поступает. Сюда же относятся угрызения совести, ощущаемые им.

Завершая описание методики Басса-Дарки, отметим, что опросник включает в себя 75 утверждений. На них испытуемый должен ответить однозначно: либо "да", либо "нет". На основании этого оценивается степень агрессивности человека. Перейдем теперь к методу интерпретации полученных результатов.

Интерпретация результатов

Обработка методики Басса-Дарки не представляет большого труда. Вопросы сформулированы так, что они относятся лишь к одной форме агрессии. Кроме того, результаты методики Басса-Дарки несложно интерпретировать еще и потому, что влияние общественного одобрения того или иного ответа максимально ослаблено.

Норма агрессивности, согласно Рогову Е. И., - величина ее индекса, которая равняется 21 ±4. Что же касается враждебности, она должна находиться в пределах 6,5-7 ±3. Схема Хвана А. А. несколько более сложна, однако она не сильно усложняет такой способ исследования агрессии, как методика Басса-Дарки. Интерпретация результатов по Хвану А. А. следующая. Сырые баллы, набранные по каждой отдельной шкале, нужно умножить на коэффициент. Его цель - привести к ста баллам максимальное значение параметров по каждой шкале, которую предлагает методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности.

Интерпретация, однако, не вполне однозначна. Пользуясь этой методикой, нужно понимать, что агрессивность, являющуюся свойством личности, а также агрессию, понимаемую как акт поведения, проанализировать можно только в рамках психологического анализа всей мотивационно-потребностной сферы человека. Иначе результаты могут быть неточными. Поэтому данная методика (опросник Басса-Дарки) применяется вместе с другими, такими как (например, Люшера) и личностные тесты различных психических состояний (Спилберг, Кэттелл).

Задание : Диагностика по опроснику Басса-Дарки (11; 15; 17). Цель опросника - диагностика состояния агрессии (мотивационной и инструментальной), в т.ч. форм агрессии по 8 шкалам.

Опросник не свободен от мотивационных искажений (напри­мер, в связи с социальной желательностью). Требует допол­нительной проверки на надежность полученных результатов (либо с помощью ретеста, либо с помощью других методик). Применение данного опросника в работе сучащимися школы и при работе с учителями было достаточно диагностичным и конструктивным для последующей коррекционной работы.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными (Кэттелл), психических состояний (Спилберг), проективными (Люшер) и др.

БЛАНК ОТВЕТОВ. Опросник состоит из 75 утверждений. Пронумеруйте их в колонки по 10.

ИНСТРУКЦИЯ. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из четырех возможных ответов: "ДА", "ПОЖАЛУЙ, ДА", "ПОЖАЛУЙ, НЕТ», «НЕТ».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Временами не могу справиться с желанием навредить ко­му-либо.

2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

5. Не всегда получаю то, что мне положено.

6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

8. Если случается обмануть кого либо, испытываю угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

15. Часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

18. В раздражении хлопаю дверьми.

19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.


20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Думаю, что многие люди не любят меня.

23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

30. Довольно многие завидуют мне.

31. Требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. От злости иногда бываю мрачным.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.

40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам".

46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали чело­веком, с которым нелегко ладить.

52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Дерусь не реже и не чаще других.

56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

60. Ругаюсь только от злости.

61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав нужно применить физиче­скую силу, я применяю ее.

63. Иногда выражаю свои гнев тем, что стучу по столу.

64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

67. Часто думаю, что живу неправильно.

68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пы­таются разозлить или оскорбить меня.

71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

При обработке данных в обычных условиях ответы "ДА" и "ПОЖАЛУЙ, ДА" объединяются (суммируются как ответы "да"), так же как и ответь "НЕТ" и "ПОЖАЛУЙ, НЕТ" (суммируются как ответы "нет").

Суммарные показатели:

ИА – Индекс агрессивности. ИА= («1» + «2» + «3») : 3

ИВ – Индекс враждебности. ИВ = («6» + «7») : 2

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Алгоритм интерпретации:

1. Количественная характеристика состояния агрессии - определите уровень агрессивности и враждебности.

2. Качественная характеристика состояния агрессии:

· на основе сопоставления уровней агрессивности и враждебности, а так же учета результатов диагностики по характералогическим опросникам и опроснику психологических состояний сделайте вывод о наличии или отсутствии мотивационной агрессии;

· сделайте вывод о преобладающих формах агрессивного реагирования.

3. Предложите варианты коррекции негативных тенденций.

Термин "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.

Объясняя агрессию как явление и множественные проявления агрессивности с разных теоретических позиций, исследователи предлагали и взаимоисключающие теоретические модели:

· природная модель (инстинкты), в частности - врожденную реакцию че­ловека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри);

· социальная (противоречия и противодействие усваиваемых норм):

a. реакция личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм),

b. очень широкое распространение получили теории, свя­зывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард),

c. как стремление к господству (Моррисон) и др.;

· теологическая детерминация агрессивности (искушение, смущение, греховность),

· эклектические (нередко их принимают за интеграль­ные) модели, допускающие влияние различных детерминант,

· разноуровневый подход к анализу агрессивных проявлений личности допускает:

a. физиологические истоки,

b. психо­физиологические,

c. деятельностно-преобразующие,

d. собственно личностные (нередко их отождествляют с социальной детер­минацией).

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, ха-рактеризующееся наличием деструктивных (разрушающих) тенденций, в основ­ном в области субъектно-субъектных отношений (А.А.Карелин).

Агрессивные действия могут выступать в качестве:

· способа психической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;

· способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении;

· средства достижения какой-нибудь значимой цели;

· способа решения проблем, возникающих в сложных и труд­ных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность; сами способы могут реализоваться в реальных действиях и поведенческих актах или в символических, замещающих действиях; они могут быть адекватными и неаде­кватными.

Дополним, что существенное значение имеют объективные и субъективно воспринимаемые характеристики проявлений агрессивности . Наблюдателем со стороны поведенческие проявления другого человека могут расцениваться как агрессивные при полном отсутствии агрессии у исполнителя этих проявлений. В то же время реальные агрессивные действия могут проявляться в скрытой, неочевидной для других людей форме.

Агрессивность имеет качественную и количественную харак­теристики.

Количественная характеристика агрессивности (степень выраженности):

· Низкий уровень агрессивности. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.

· Средний уровень агрессивности говорит о достаточной энергии для преодоления препятствий. Вероятно, дес­труктивный компонент человеческой активности является необ­ходимым в созидательной деятельности, так как потребности ин­дивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодо­лению того, что противодействует этому процессу.

· Высокий уровень. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию, взаимодействие и т.д., что препятсвует достижению личностных целей.

Качественная характеристика агрессивности.

Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не явля­ется жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском созна­нии агрессивность является синонимом "злонамеренной активно­сти". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамерен­ностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность раз­ворачивается.Внешние практические действия могут быть сход­ны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны. Исходя из этого, можно выделить два типа агрессивных проявлений:

1. Мотивационная агрессия , как само­ценность - прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возмож­ность проявления открытой мотивационной агрессии.

2. Инструментальная агрессия , как средство достижения целей, преодоления препятствий.

И мотивационная, и инструментальная агрессия могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными пережи­ваниями (гнев, враждебность).

Практических психологов в боль­шей степени интересует мотивационная агрессия. Выявлению мотивационной агрессии помогает опросник Басса-Дарки. А.Басс разделил понятия «агрессия» и «враждебность».

Враждебность – это «… реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

А.Басс и А. Дарки, дифференцируя проявления агрессии и враждебности, выделили следующие формы агрессии:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (проклятия, угрозы, ругань).

3. Косвенная агрессия – использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток, а так же проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.п.).

4. Негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пас­сивного сопротивления до активной борьбы против требований, правил, законов, установив­шихся обычаев.

5. Раздражение - склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости.

6. Обида - проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то или всем миром за действи­тельные и мнимые страдания.

7. Подозрительность – склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающая из убеждения в том, что окружающие намерены причинить вред.

8. Чувство вины или аутоагрессия – отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения субъек­та в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо, вредно, злобно или бессовестно, угрызения совести.

Существенной для диагностики проявлений агрессивности является и исходная причина агрессии: патология натуральная (ге­нетически обусловленная или приобретенная в резулътате заболе­вания) или же патология воспитания, патология социализации. (М. Раттер, К. Бютнер).

Опросник агрессивности Басса - Дарки (англ. Buss - Durkee Hostility Inventory, сокр. BDHI) предназначен для выявления уровня агрессивности респондентов. Опросник состоит из 75 утверждений. На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году.

Теоретические основы

  • как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренц, Ардри);
  • как установку к господству (Моррисон);
  • как реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).

Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Миллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

Валидизация

Выборку стандартизации составили 646 подростков 16 – 17 лет, проживающих в городе Новокузнецке, обучающихся в общеобразовательных школах (400 человек), гимназиях (180 человек), детских домах-интернатах (66 человек). Таким подбором испытуемых мы стремились обеспечить репрезентативность выборки.

Данная выборка была проверена на нормальность распределения. Значения рассчитывались отдельно для каждой шкалы опросника, в двух вариантах:

  1. для «сырых» баллов, где за каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл
  2. «сырые» баллы умножены на предложенный коэффициент

Оба показателя не превышают в три раза свою ошибку репрезентативности, из чего мы можем заключить, что распределение не отличается от нормального. Таким образом, можно утверждать, что введение коэффициента не приводит к искажению данных.

Для проверки устойчивости распределения было проверено половинное (полученное на половине выборки) распределение. Устойчивость распределения проверяется с целью определения способности выборки моделировать распределение генеральной совокупности. Предполагается, что если половинное распределение хорошо моделирует конфигурацию целого распределения, то целое распределение будет также хорошо моделировать распределение генеральной совокупности. Из выборки случайным образом были отобраны 323 анкеты и просчитаны вышеописанным способом. Полученные результаты также свидетельствуют о том, что распределение не отличается от нормального.

«Сырые» баллы переводятся в «стены». Среднее арифметическое в «сырых» баллах принимается за точку отсчета. Вправо и влево отмеряются интервалы, равные ½ стандартного отклонения.

При сопоставлении типов распределения обнаружилось, что распределения шкал физическая агрессия, вербальная агрессия, негативизм и чувство вины достоверно отличаются от распределений шкал косвенная агрессия, раздражение, подозрительность, обида.

Кроме того провели корреляционное сравнение между всеми шкалами опросника. Практически все шкалы между собой положительно коррелируют, при уровне значимости p = 0,01 и p = 0,05. Отсутствие корреляции выявлено между шкалами: физическая агрессия/чувство вины, вербальная агрессия/обида, вербальная агрессия/чувство вины и негативизм/чувство вины. Наиболее сильная положительная корреляционная связь обнаружена между шкалами: косвенная агрессия/раздражение (0,52), подозрительность/обида (0,48), вербальная агрессия/ раздражение (0,45).

Внутренняя структура

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Процедура проведения

Инструкция

Внимательно прослушайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».

Обработка результатов

Шкала Прямые утверждения Обратные утверждения Коэффициент
Физическая агрессия 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 9, 17, 41 10
Косвенная агрессия 2, 18, 34, 42, 56, 63 10, 26, 49 8
Раздражение 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 11, 35, 69 11
Негативизм 4, 12, 20, 23, 36 20
Обида 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 44 9
Подозрительность 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 65, 70 10
Вербальная агрессия 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73 39, 66, 74, 75 13
Чувство вины 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 11

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

По Рогову Е.И., значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал:

  • Враждебность = Обида + Подозрительность;
  • Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

По Хвану А.А. с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):

  • Враждебность = (Обида + Подозрительность)/2
  • Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия)/3

Интерпретация результатов

По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Хван А.А. с соавт. предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого - привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:

Стены Результаты в баллах Интерпретация
Физическая агрессия Косвенная агрессия
Вербальная агрессия Раздражение
Негативизм Подозрительность
Чувство вины Обида
1 0 -20 0 низкий уровень
2 20 - 30 0 – 14
3 31 - 41 15 – 25 средний уровень
4 42 -52 26 – 36
5 53- 63 37 – 47 повышенный уровень
6 64 -74 48 – 58
7 75 - 85 59 – 69 высокий
8 86 - 96 70 – 80 очень высокий
9 97 и более 81 – 92
10 92 и более

Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности.

Стены Результаты в баллах Интерпретация
Агрессивность Враждебность
1 0 -17 0 низкий уровень
2 18 – 27 0 – 14
3 28 – 38 15 – 25 средний уровень
4 39 – 49 26 – 36
5 50 - 60 37 – 47 повышенный уровень
6 61 - 71 48 – 58
7 72 - 82 59 – 69 высокий
8 83 - 93 70 – 80 очень высокий
9 94 и более 81 – 92
10 92 и более

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (