Меню

Тест басса дарки онлайн. Методика диагностики показателей и форм агрессии А

Декоративные культуры для сада

Анализ результатов по методике Басса - Дарки

Данная методика позволила исследовать выраженность различных видов агрессии у испытуемых. Ниже будет показано, сколько в процентах ответов было по каждому из показателей.

Вербальная агрессия - 16%

Чувство вины - 32%

Физическая агрессия - 8%

Косвенная - 20%

Подозрительность - 12%

Раздражение - 4%

Негативизм - 0%

Наибольшие показатели по шкалам «Чувство вины», «Косвенная агрессия», а наименьший - по шкале «Негатевизм».

Косвенная - это агрессия, которая окольным путем направлена на иное лицо или же ни на кого.

Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что субъект плохой человек, что поступает зло и еще им ощущаемые совести угрызения.

Негативизм - это оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев, законов.

Рисунок 2. Результаты по методике Басса - Дарки

В отношениях с одногодками у людей подросткового периода частенько возникают такие ситуации, которые заставляют этих людей испытывать чувство вины или же зависть. На этот возраст приходится целый ряд кризисов, переломных моментов. Каждый из кризисов заставляет подростка задуматься о себе, и о том, что из себя представляет. В этом вот возрасте перед человеком открывается все более широкий мир и он из семьи переходит в школу, начинает посещать клубы, спортивные секции, группы занятий по cвоим интересам. Присоединение, уход из какой-то группы потенциально несет в себе элемент риска, но и составляет существенную часть развития. Подростки всего чаще тяготеют к группам своего же возраста, тогда как в детстве основным окружением является их семья. Опыт подростка -- это в большей степени его собственный опыт, а не общий опыт семьи, который защищал бы его и помогал в принятии решений, преодолении трудностей его. Он сталкивается с обстоятельствами, тогда когда должен сам принимать решения. Это вот может вызывать стресс, потому как решения часто настолько серьезны, что могут повлиять даже на всю остальную жизнь.

Директивность - 22,7%

Автономность - 4,54%

Главное - это психологическое принятие родителей тинейджеры видят в относительно критическом подходе к ним же. Тинейджеры частенько испытывают необходимость в помощи, поддержке их родителей. Такие формы поведений, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству отрицаются. В это время тинейджеры не ждут от своих родителей чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу».


Рисунок 3. Анализ результатов по методике ADOR

Просто компетентное поведение, дружеский способ общения, нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтоб тинейджер мог бы утверждать, то, что мама его испытывает по отношению к этому человеку светлый интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого, самостоятельного индивида. Можно объяснить это тем, что тинейджеры из хорошей семьи. Наибольшие показатели по шкале интереса позитивного, директивности.

Шкала директивности. Директивность родителей по отношению к ребенку тинэйджеры видят в навязывании им чувства вины по отношению к этим тинэйджерам, их декларациям, постоянным напоминаниям о том, что «родители жертвуют всем ради ребенка», полностью берут на себя ответственность за вес, также то, что сделал, делает, будет делать чадо. Родителями как бы утверждается изначальная зависимость родительского статуса, оценки окружающих от соответствия чада «эталону ребенка», исключая при этом вот возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, родители стремятся любым способом исключить неправильное поведение чада, чтоб «не ударить в грязь лицом». Простые формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия родителей, подростка. Меньшие показатели имеются по шкале автономности. Родительская автономность в отношениях с подростками понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. При этом родители, не воспринимающие своего ребенка как непосредственно личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями, побуждениями, являют собой «слепую» силу власти и амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны, подчиняться. При этом адаптивная форма родительского авторитета, основанная на доверии, уважении, а также приемлемые формы жесткости, резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются не характерными для автономности родителей в отношениях с чадами-тинэйджерами. По мнению ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью, невовлеченностью родителей в дела ребенка.

Опросник Басса-Дарки предназначается для определения уровня агрессивности. Более подробно о тестировании, некоторых нюансах читайте в материале статьи!

Из статьи вы узнаете:

Опросник Басса-Дарки: теоретические основы

Для некоторых сотрудников требуется проводить тестирование на уровень агрессии. Как правило, к ним относятся менеджеры по работе с персоналом, специалисты, контактирующие с клиентами, поставщиками и т.д. Тестирование может выполняться с помощью опросника агрессивности Басса-Дарки, который включает в себя 75 утверждений. На русском языке он был стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Кузнецовой, а также Ю.А. Зайцевым в 2005 году.

Скачайте документы по теме:

При этом если рассматривать другие разработки, можно заметить, что авторы в своих исследованиях и монографиях по-разному определяют агрессивность и агрессию, например, как:

  • врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Ардри, Лоренц);
  • установку к господству (Моррисон);
  • реакцию личности на враждебную окружающую действительность (Фромм, Хорни).

Под агрессивностью понимают качество или свойство личности, которое характеризуется наличием деструктивных тенденций в области отношений. Получается, что деструктивный компонент активности является обязательным в созидательной деятельности, ведь потребности развития формируют в индивидах способность к устранению или же разрушению препятствий.

Агрессивность обладает качественной, а также количественной характеристикой. При этом она имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия и до предельного развития. Каждая личность должна иметь определенную степенью агрессивности, рассчитать которую можно с помощью диагностики Басса-Дарки (опросник). Ее полное отсутствие приводит к чрезмерной пассивности, ведомости, проблемам в коллективе и т.д. Чрезмерное развитие начинает определять облик личности, которая может стать неспособной на сознательную кооперацию. Как правило, у импульсивных людей возникают сложности в работе, так как у них не получается выстраивать отношения с другими индивидами.

Агрессивность не делает субъект опасным, так как существующая связь между ней и агрессией не считается жесткой. Исходя из этого, можно условно разделить проявления агрессии на несколько основных типов: первый - мотивационный, второй - инструментальный.

Практических психологов больше должна интересовать именно мотивационная агрессия как явное проявление реализации деструктивных тенденций. Определив их уровень, можно прогнозировать проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из диагностических процедур считается опросник Басса-Дарки. Но проводя тестирование по нему, нужно учитывать, что люди могут отвечать нечестно. Именно по этой причине рекомендуется использовать и другие методики анализа личностных качеств претендентов на должность, связанную с работой с людьми.

Внутренняя структура опросника Басса-Дарки: диагностика состояния

А. Басс разделил понятия агрессии и враждебности, определив последнюю как реакцию, развивающую отрицательные чувства, провоцирующие негативную оценку других людей и событий. Создавая опросник , дифференцирующий все проявления агрессии и враждебности, Басс и Дарки выделили конкретные виды реакций:

  • физическая агрессия - использование силы против иного лица;
  • косвенная - агрессия, направленная на другое лицо или ни на кого;
  • раздражение - готовность к проявлению отрицательных чувств при возбуждении;
  • негативизм - манера в поведении человека от пассивного сопротивления и до выраженной борьбы против обычаев и законов;
  • обида - зависть или же ненависть к окружающим индивидам за действительные или вымышленные действия;
  • подозрительность - полное или частичное недоверие и осторожность по отношению к другим личностям и до убеждения, что люди в целом приносят вред;
  • вербальная агрессия - выражение негативных чувств через крик, угрозы;
  • чувство вины - выражает личное убеждение субъекта, что он очень плохой человек.

При составлении опросника враждебности Басса-Дарки использовались следующие принципы:

  1. вопрос относится лишь к одной форме агрессии;
  2. вопросы формулируются так, чтобы ослабить влияние одобрения ответа обществом.

Несмотря на это, результаты могут быть недостаточно точными. В идеале - такое тестирование должен проводить психолог, хорошо разбирающийся в оценке качеств персонала . Если его осуществляет менеджер, при проверке результатов нужно проявлять осторожность, чтобы не интерпретировать их неправильно.

Опросник Басса-Дарки: методика проведения

Человек должен прослушать утверждения, в знак согласия с ними поставить «+» или же «-». Чтобы диагностика агрессии с помощью опросника Басса-Дарки прошла успешно, человек должен находиться в комфортной обстановке, но ему не рекомендуется давать много времени. В противном случае он будет отвечать на вопросы так, как ему выгодно.

Опросник Басса-Дарки: интерпретация


Индекс враждебности включает в себя пятую и шестую шкалу, а индекс агрессивности - первую, третью и седьмую. По Рогову значение показателей враждебности, а также агрессивности равно сумме показателей составляющих шкал:

  1. Враждебность человека = подозрительность + обида
  2. Агрессивность личности = физическая агрессия + вербальная агрессия + раздражение

По Хвану значение показателей равно:

  • Враждебность = (обида + подозрительность)/2
  • Агрессивность = (физическая агрессия + вербальная агрессия + раздражение)/3

Опросник Басса-Дарки: интерпретация результатов

По Рогову нормой агрессивности считается величина индекса, равная 21 ± 4, а враждебности - 6,5-7 ± 3. Нужно обратить особое внимание на возможность достижения величины, которая показывает степень проявления агрессивности. Хван предлагает усложненную схему. Сырые баллы опросника Басса-Дарки по каждой отдельной шкале нужно умножить на коэффициент, цель которого - привести значения по каждой шкале к 100 баллам. Затем их переводятся в стены.

Как указывалось выше, физическая, а также косвенная и вербальная агрессия образуют суммарный индекс реакций, а обида и подозрительность - текущий индекс враждебности. Используя опросник состояния агрессии Басса-Дарки, для интерпретации результатов опирайтесь на таблицы. В целом рассчитать баллы не так сложно.

Пользуясь опросником Басса-Дарки, нужно помнить, что агрессивность, свойства личности могут быть поняты в контексте анализа мотивационно-потребностной сферы. Поэтому им лучше всего пользоваться в совокупности с личностными тестами (Кеттела, Спилбергера), проективными методиками (Люшера) и т.д.

Если вы сомневаетесь в искренности ответов, можно предположить, что в компании господствует авторитарный стиль руководства, а имеющаяся корпоративная культура не исключает внутренних политических игр. Если руководство играет с работниками в обратную связь, а люди почувствуют это, ничего не скажут, но обязательно спросят: «А нам за это что будет? Куда эта информация потом пойдет?». Конечно, можно провести завуалированное исследование, поставить галочку о проведенной работе.

Кроме того, результаты не будут объективными, поэтому нужно вести открытый, честный диалог с сотрудниками. Прямо объявите о цели исследования, разъясните, какие задачи это позволит решить, чем будет полезно. Используя опросник Басса-Дарки, результаты лучше перепроверять, но проводить тестирование слишком часто нерационально, так как коллектив может негативно относиться к данной процедуре.

Не имеет смысла использовать опросник Басса-Дарки для тестирования рядовых сотрудников, чьи личностные качества не влияют на работу организации. Во-первых, не придется обрабатывать много результатов, которые не имеют особого значения, а во-вторых, тратить время менеджеров по персоналу на ненужную оценку.

Нужно учитывать и тот факт, что некоторые личности могут пройти опросник Басса-Дарки, показав высокие результаты по шкале агрессивности, но в работе это может не проявляться. В этом случае лучше провести дополнительно стрессовое интервью, другие тесты, чтобы не отказать действительно ценному кандидату лишь потому, что он неправильно ответил на вопросы или в целом неординарная личность.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Опросник Басса-Дарки

Слово "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.

как установку к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

Стимульный материал опросника Басса-Дарки

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. да / нет

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю. да / нет

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. да / нет

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню. да / нет

5. Я не всегда получаю то, что мне положено. да / нет

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. да / нет

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать. да / нет

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести. да / нет

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека. да / нет

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. да / нет

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. да / нет

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. да / нет

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. да / нет

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал. да / нет

15. Я часто бываю несогласен с людьми. да / нет

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. да / нет

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. да / нет

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями. да / нет

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется. да / нет

20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор. да / нет

21. Меня немного огорчает моя судьба. да / нет

22. Я думаю, что многие люди не любят меня. да / нет

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. да / нет

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. да / нет

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку. да / нет

26. Я не способен на грубые шутки. да / нет

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. да / нет

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. да / нет

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. да / нет

30. Довольно многие люди завидуют мне. да / нет

31. Я требую, чтобы люди уважали меня. да / нет

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей. да / нет

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу". да / нет

34. Я никогда не бываю мрачен от злости. да / нет

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь. да / нет

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания. да / нет

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть. да / нет

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. да / нет

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям. да / нет

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены. да / нет

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. да / нет

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. да / нет

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием. да / нет

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. да / нет

45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам". да / нет

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю. да / нет

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею. да / нет

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. да / нет

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева. да / нет

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться. да / нет

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать. да / нет

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. да / нет

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. да / нет

54. Неудачи огорчают меня. да / нет

55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие. да / нет

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. да / нет

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. да / нет

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. да / нет

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю. да / нет

60. Я ругаюсь только со злости. да / нет

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. да / нет

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее. да / нет

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу. да / нет

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. да / нет

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить. да / нет

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. да / нет

67. Я часто думаю, что жил неправильно. да / нет

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. да / нет

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей. да / нет

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. да / нет

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение. да / нет

72. В последнее время я стал занудой. да / нет

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям. да / нет

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. да / нет

Обработка результатов

При составлении опросника использовались принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия: "да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7

2. Косвенная агрессия: "да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26, 49

Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины

Назначение теста

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
. вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

Тест

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
5. Я не всегда получаю то, что мне положено
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
15. Я часто бываю несогласен с людьми
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
21. Меня немного огорчает моя судьба
22. Я думаю, что многие люди не любят меня
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
26. Я не способен на грубые шутки
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
30. Довольно многие люди завидуют мне
31. Я требую, чтобы люди уважали меня
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"
34. Я никогда не бываю мрачен от злости
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
54. Неудачи огорчают меня
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю
60. Я ругаюсь только со злости
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает
67. Я часто думаю, что жил неправильно
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение
72. В последнее время я стал занудой
73. В споре я часто повышаю голос
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

. "да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;
. "нет" = 1, "да" = 0: 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия:

. "да" = 1, "нет" = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;
. "нет" = 1, "да" = 0: 10, 26, 49.

3. Раздражение:

. "да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
. "нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм:

. "да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 23, 36;

5. Обида:

. "да"= 1, "нет" = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.
. "нет" = 1, "да" = 0: 44.

6. Подозрительность:

. "да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
. "нет" = 1, "да" = 0: 65, 70.

7. Вербальная агрессия:

. "да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;
. "нет" = 1, "да" = 0: 39, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

. "да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Враждебность = Обида + Подозрительность;

Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

Интерпретация результатов теста

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности - 6-7 ± 3.

Источники

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.80-84.

Задание : Диагностика по опроснику Басса-Дарки (11; 15; 17). Цель опросника - диагностика состояния агрессии (мотивационной и инструментальной), в т.ч. форм агрессии по 8 шкалам.

Опросник не свободен от мотивационных искажений (напри­мер, в связи с социальной желательностью). Требует допол­нительной проверки на надежность полученных результатов (либо с помощью ретеста, либо с помощью других методик). Применение данного опросника в работе сучащимися школы и при работе с учителями было достаточно диагностичным и конструктивным для последующей коррекционной работы.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными (Кэттелл), психических состояний (Спилберг), проективными (Люшер) и др.

БЛАНК ОТВЕТОВ. Опросник состоит из 75 утверждений. Пронумеруйте их в колонки по 10.

ИНСТРУКЦИЯ. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из четырех возможных ответов: "ДА", "ПОЖАЛУЙ, ДА", "ПОЖАЛУЙ, НЕТ», «НЕТ».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Временами не могу справиться с желанием навредить ко­му-либо.

2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

5. Не всегда получаю то, что мне положено.

6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

8. Если случается обмануть кого либо, испытываю угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

15. Часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

18. В раздражении хлопаю дверьми.

19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.


20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Думаю, что многие люди не любят меня.

23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

30. Довольно многие завидуют мне.

31. Требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. От злости иногда бываю мрачным.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.

40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам".

46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали чело­веком, с которым нелегко ладить.

52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Дерусь не реже и не чаще других.

56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

60. Ругаюсь только от злости.

61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав нужно применить физиче­скую силу, я применяю ее.

63. Иногда выражаю свои гнев тем, что стучу по столу.

64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

67. Часто думаю, что живу неправильно.

68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пы­таются разозлить или оскорбить меня.

71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

При обработке данных в обычных условиях ответы "ДА" и "ПОЖАЛУЙ, ДА" объединяются (суммируются как ответы "да"), так же как и ответь "НЕТ" и "ПОЖАЛУЙ, НЕТ" (суммируются как ответы "нет").

Суммарные показатели:

ИА – Индекс агрессивности. ИА= («1» + «2» + «3») : 3

ИВ – Индекс враждебности. ИВ = («6» + «7») : 2

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Алгоритм интерпретации:

1. Количественная характеристика состояния агрессии - определите уровень агрессивности и враждебности.

2. Качественная характеристика состояния агрессии:

· на основе сопоставления уровней агрессивности и враждебности, а так же учета результатов диагностики по характералогическим опросникам и опроснику психологических состояний сделайте вывод о наличии или отсутствии мотивационной агрессии;

· сделайте вывод о преобладающих формах агрессивного реагирования.

3. Предложите варианты коррекции негативных тенденций.

Термин "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.

Объясняя агрессию как явление и множественные проявления агрессивности с разных теоретических позиций, исследователи предлагали и взаимоисключающие теоретические модели:

· природная модель (инстинкты), в частности - врожденную реакцию че­ловека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри);

· социальная (противоречия и противодействие усваиваемых норм):

a. реакция личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм),

b. очень широкое распространение получили теории, свя­зывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард),

c. как стремление к господству (Моррисон) и др.;

· теологическая детерминация агрессивности (искушение, смущение, греховность),

· эклектические (нередко их принимают за интеграль­ные) модели, допускающие влияние различных детерминант,

· разноуровневый подход к анализу агрессивных проявлений личности допускает:

a. физиологические истоки,

b. психо­физиологические,

c. деятельностно-преобразующие,

d. собственно личностные (нередко их отождествляют с социальной детер­минацией).

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, ха-рактеризующееся наличием деструктивных (разрушающих) тенденций, в основ­ном в области субъектно-субъектных отношений (А.А.Карелин).

Агрессивные действия могут выступать в качестве:

· способа психической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;

· способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении;

· средства достижения какой-нибудь значимой цели;

· способа решения проблем, возникающих в сложных и труд­ных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность; сами способы могут реализоваться в реальных действиях и поведенческих актах или в символических, замещающих действиях; они могут быть адекватными и неаде­кватными.

Дополним, что существенное значение имеют объективные и субъективно воспринимаемые характеристики проявлений агрессивности . Наблюдателем со стороны поведенческие проявления другого человека могут расцениваться как агрессивные при полном отсутствии агрессии у исполнителя этих проявлений. В то же время реальные агрессивные действия могут проявляться в скрытой, неочевидной для других людей форме.

Агрессивность имеет качественную и количественную харак­теристики.

Количественная характеристика агрессивности (степень выраженности):

· Низкий уровень агрессивности. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.

· Средний уровень агрессивности говорит о достаточной энергии для преодоления препятствий. Вероятно, дес­труктивный компонент человеческой активности является необ­ходимым в созидательной деятельности, так как потребности ин­дивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодо­лению того, что противодействует этому процессу.

· Высокий уровень. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию, взаимодействие и т.д., что препятсвует достижению личностных целей.

Качественная характеристика агрессивности.

Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не явля­ется жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском созна­нии агрессивность является синонимом "злонамеренной активно­сти". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамерен­ностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность раз­ворачивается.Внешние практические действия могут быть сход­ны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны. Исходя из этого, можно выделить два типа агрессивных проявлений:

1. Мотивационная агрессия , как само­ценность - прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возмож­ность проявления открытой мотивационной агрессии.

2. Инструментальная агрессия , как средство достижения целей, преодоления препятствий.

И мотивационная, и инструментальная агрессия могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными пережи­ваниями (гнев, враждебность).

Практических психологов в боль­шей степени интересует мотивационная агрессия. Выявлению мотивационной агрессии помогает опросник Басса-Дарки. А.Басс разделил понятия «агрессия» и «враждебность».

Враждебность – это «… реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

А.Басс и А. Дарки, дифференцируя проявления агрессии и враждебности, выделили следующие формы агрессии:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (проклятия, угрозы, ругань).

3. Косвенная агрессия – использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток, а так же проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.п.).

4. Негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пас­сивного сопротивления до активной борьбы против требований, правил, законов, установив­шихся обычаев.

5. Раздражение - склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости.

6. Обида - проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то или всем миром за действи­тельные и мнимые страдания.

7. Подозрительность – склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающая из убеждения в том, что окружающие намерены причинить вред.

8. Чувство вины или аутоагрессия – отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения субъек­та в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо, вредно, злобно или бессовестно, угрызения совести.

Существенной для диагностики проявлений агрессивности является и исходная причина агрессии: патология натуральная (ге­нетически обусловленная или приобретенная в резулътате заболе­вания) или же патология воспитания, патология социализации. (М. Раттер, К. Бютнер).