Меню

Ранние произведения М. Ранние романтические произведения М

Все о газоне

Цель урока: познакомить обучающихся с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького. Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.

Методические приемы: реферат, лекция, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горького разных лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. Водное слово учителя.

Имя Алексея Максимовича Горького (Пешкова) известно в нашей стране каждому. Несколько поколений изучали его творчество со школьной скамьи. О Горьком сложились определенные представления: это основоположник литературы социалистического реализма, «буревестник революции», литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР.

  1. Реферат по биографии Горького.
  1. Характеристика раннего этапа творчества писателя.

Ранние рассказы Горького носят романтический характер.

Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы – море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена.

Отличительные черты романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического мира: принцип романтического двоемирия. Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и окружающего его мира – коренная черта этого литературного направления.

Именно таковы герои ранних романтических рассказов Горького.

Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже.

Приведите примеры, доказывающие это.

Героя окружают «холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море». Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.

В романтическом пейзаже предстает и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль» (1894): «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порывы, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».

В рассказе «Челкаш» (1894) морской пейзаж описывается несколько раз. При свете жаркого солнца: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». И темной ночью: «по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным, соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мечты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».

Обратим внимание на развернутую метафоричность стиля Горького, на яркую звукопись.

Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького. О Челкаше сказано: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало его от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену. По ночам над морем носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты…»

  1. Беседа по романтическому этапу творчества М.Горького.

Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?

(Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: стремление к свободе. То же начало и в характере Челкаша с «его кипучей, нервной натурой, жадной до впечатлений». Челкаша автор представляет читателю так: «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего.

Герои легенд, старухи Изергиль – Данко и Ларра – тоже воплощают собой единственную черту: Ларра – крайний индивидуализм, Данко – крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям.)

Какова мотивировка характеров героев?

(Данко, Рада, Зобар, Челкаш таковы по своей сути, таковы изначально.

Ларра – сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Обратим внимание на необычность и звучность имен героев.

Действие легенд происходит в глубокой древности – это как будто время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Поэтому в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, - это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Лары, которую видит Изергиль, образы Рады и Лойко Зобара, соткавшиеся перед взором рассказчика в темноте ночи.)

Каков смысл противопоставления Данко и Лары?

(Ларра уподоблен могучему зверю: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»; «у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». По прошествии лет выясняется, что этот сын орла и женщины был лишен сердца: «Ларра хотел вонзить в себя нож, но сломался нож – точно в камень ударили им. Страшна и закономерна постигшая его кара – быть тенью: «Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего». В образе Лары воплощена античеловеческая сущность.

Данко несет в себе неиссякаемую любовь к тем, кто были как звери, как волки, окружавшие его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. Одно желание владело им – вытеснить из их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, оттуда «смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное». Сердце Данко загорелось и сгорело, чтобы рассеять тьму не только лесную, но и душевную. Спасенные люди не обратили внимания на упавшее рядом гордое сердце, и один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

Подумаем, чего испугался осторожный человек.

Отметим символические параллели: свет и тьма, солнце и болотный холод, огненное сердце и каменная плоть.

Самоотверженное служение людям противопоставлено индивидуализму Лары и выражает идеал самого писателя .)

V. Беседа.

Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели – наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.

Как раскрываются в композиции образы героев?

(Композиция «Макара Чудры» и «Старухи Изергиль» - рассказ в рассказе. Этот прием часто встречается в литературе. Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни. Они словно создают координат, по которой можно судить и о них.

В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Рады дается опосредованно. О ее необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. (Описание Рады.) Гордая Рада отвергала и деньги, и предложение идти в жены к магнату. Гордость и красота равновелики в этой героине.

Зато портрет Лойко нарисован подробно. (Описание Лойко.)

- В чем конфликт произведения и как он разрешается?

(Рассказывая о любви Рады и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих –

покориться любимому человеку ни один не захотел.)

(Образ повествователя – один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося с разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (герой-рассказчик) является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.)

(В «Старухе Изергиль» автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям, и самопожертвование, и антиидеал, доведенный до крайности индивидуализм. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой старухи Изергиль. Осуждая Лару, героиня думает, что ее судьба ближе к Данко – она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.)

Какую роль в композиции играет портрет Старухи Изергиль?

(Портрет героини противоречив. Из ее рассказов можно представить, как хороша она была в молодости. Но портрет старухи вызывает почти отвращение, нарочито нагнетаются антиэстетические черты. (Описание Старухи.) Черты портрета Лары сближают этих героев. (Описание Лары.).)

Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?

(Автобиографический герой – единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького. Реалистичность его в том, что в характере и судьбе его отразились типические обстоятельства русской жизни 1890 – х годов. Развитие капитализма привело к тому, что со своих мест оказались сорванными миллионы людей, многие из которых составили армию босяков, бродяг, оторвавшихся от прошлой жизни и не нашедших себе места в новых условиях. Автобиографический герой Горького принадлежит к таким людям.)

Как композиция раскрывает образ романтического героя в рассказе «Челкаш»?

(Формально рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия – порт : «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжанье извозчичьих телег, свистки пароходов, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня…». Отметим приемы, с помощью которых создается эта картина: прежде всего, звукопись (ассонансы и аллитерации) и бессоюзие, придающее динамизм описанию.)

Какова роль портрета героев в рассказе?

(Портрет героя в первой части раскрывает его характер: «сухие и угловатые кисти, обтянутые коричневой кожей»; «всклоченные черные с проседью волосы»; «смятое, острое, хищное лицо»; «длинный, костлявый, немного сутулый»; с «горбатым, хищным

носом» и «холодными серыми глазами». Автор прямо пишет о его сходстве «с степным ястребом своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».)

Каково значение слова «хищник»?

(Обратим внимание, сколько раз встретился эпитет «хищный». Очевидно, он раскрывает суть героя. Вспомним, как часто Горький уподобляет своих героев птицам – орлу, соколу, ястребу.)

Какова роль Гаврилы в рассказе?

(Челкаш противопоставлен Гавриле, деревенскому простоватому парню. Портрет Гаврилы построен по контрасту с портретом самого Челкаша: «ребячьи голубые глаза» смотрят «доверчиво и добродушно», движения неуклюжи, рот то широко раскрыт, то «шлепает губами». Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы, попавшего в его волчьи лапы, к этому примешивается и отеческое чувство. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает свое деревенское прошлое: «Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах».)

Когда происходит развязка рассказа «Челкаш»?

(В третьей части, в диалоге Челкаша и Гаврилы окончательно проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы трусливый и жадный Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство: он едва не убил Челкаша. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша. Окончательно автор разводит героев так: Гаврила «снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш» .)

VI Вопросы по ранним романтическим рассказам М.Горького.

  1. Как вы понимаете принцип «романтического двоемирия» в творчестве Горького?
  2. Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького? Какова роль пейзажа?
  3. Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?
  4. Чего испугался «осторожный человек» из рассказа «Старуха Изергиль», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко?
  5. С какими литературным персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?
  6. Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?
  7. В чем, по-вашему, смысл противопоставления героев Горького – Челкаша и Гаврилы?
  8. В чем вы видите особенности романтизма Горького?

Домашнее задание к уроку

1. Выписать из словаря литературоведческих терминов определение термина романтизм.
2. Прочитать рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль»
3. Ответить на вопросы:
1) Сколько легенд рассказала Старуха Изергиль?
2) Что случилось с девушкой из «страны большой реки»?
3) Как старейшины назвали сына орла?
4) Почему, подойдя близко к людям, Ларра не защищался?
5) Какое чувство охватило заблудившихся в лесу людей, почему?
6) Что сделал Данко для людей?
7) Сравните характеры Данко и Ларры.
8) Была ли оправдана жертва Данко?

Цель урока

Познакомить учащихся с рассказом Максима Горького «Старуха Изергиль» как романтическим произведением; совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста; дать представление о романтической эстетике раннего Горького.

Слово учителя

Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году и впервые опубликован в 1895 году в «Самарской газете». Это произведение, как и рассказ «Макар Чудра», принадлежит к раннему периоду творчества писателя. С этого момента Горький заявил о себе как о выразителе особого способа миропонимания и носителе вполне определенной эстетики – романтической. Так как ко времени написания рассказа романтизм в искусстве уже пережил свой расцвет, раннее творчество Горького в литературоведении принято называть неоромантическим.

Дома вы должны были выписать из словаря литературоведческих терминов определение романтизма.

Романтизм – «в широком смысле слова художественный метод, в котором доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности, что ведет к развитию в особенности условных форм творчества (фантастика, гротеск, символичность и пр.), к выдвижению на первый план исключительных характеров и сюжетов, к усилению субъективно-оценочных элементов в авторской речи, к произвольности композиционных связей и пр.»

Слово учителя

Традиционно для романтического произведения характерен культ необыкновенной личности. Нравственные качества героя не имеют определяющего значения. В центре повествования оказываются злодеи, разбойники, полководцы, цари, прекрасные дамы, благородные рыцари, убийцы – кто угодно, лишь бы жизнь их была захватывающей, особенной и полной приключений. Романтический герой всегда узнаваем. Он презирает жалкую жизнь обывателей, бросает вызов миру, зачастую предчувствуя, что не будет в этой битве победителем. Для романтического произведения характерно романтическое двоемирие, четкое деление мира на реальный и идеальный. В некоторых произведениях идеальный мир реализован как потусторонний, в других – как мир, не тронутый цивилизацией. На протяжении всего произведения, сюжетное развитие которого сконцентрировано на самых ярких вехах жизни героя, характер исключительной личности остается неизменным. Стиль повествования ярок и эмоционален.

Запись в тетради

Особенности романтического произведения:
1. Культ необыкновенной личности.
2. Романтический портрет.
3. Романтическое двоемирие.
4. Статичность романтического характера.
5. Романтический сюжет.
6. Романтический пейзаж.
7. Романтическая стилистика.

Вопрос

Какие из прочитанных ранее произведений вы можете назвать романтическими? Почему?

Ответ

Романтические произведения Пушкина, Лермонтова.

Слово учителя

Отличительные черты романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько…» Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются» .

Аналитическая беседа

Вопрос

Какова композиция рассказа «Старуха Изергиль»?

Ответ

Рассказ состоит из 3 частей:
1) легенда о Ларре;
2) рассказ о жизни Изергиль;
3) легенда о Данко.

Вопрос

Какой прием лежит в основе построения рассказа?

Ответ

Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей, являющихся носителями противоположных жизненных ценностей. Бескорыстная любовь Данко к людям и ничем не сдерживаемый эгоизм Ларры – проявления одного и того же чувства – любви.

Вопрос

Докажите (по плану в тетради), что рассказ является романтическим. Сопоставьте портреты Ларры и Данко.

Ответ

Ларра – юноша «красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц» . В рассказе нет подробного портрета Ларры, автор обращает внимание лишь на глаза и гордую, заносчивую речь «сына орла».

Данко также очень трудно зрительно представить. Изергиль говорит, что он был «молодой красавец», один из тех, кто всегда смел, потому что красив. Вновь особое внимание читателя обращается на глаза героя, которые названы очами: «…в очах его светилось много силы и живого огня» .

Вопрос

Являются ли они необыкновенными личностями?

Ответ

Бесспорно, Данко и Ларра – личности исключительные. Ларра не повинуется роду и не чтит старейшин, ходит, куда ему вздумается, делает, что ему захочется, не признавая права выбора за другими. Рассказывая о Ларре, Изергиль использует эпитеты, более подходящие для описания животного: ловок, силен, хищен, жесток .

Вопрос

Ответ

В рассказе «Старуха Изергиль» идеальный мир реализуется как далекое прошлое земли, время, которое сейчас стало мифом, и память, о котором осталась лишь в легендах о юности человечества. Только молодая земля могла, по мнению автора, родить героические характеры людей, одержимых сильными страстями. Изергиль несколько раз подчеркивает, что современным «жалким» людям такая сила чувствования и жадность жизни недоступны.

Вопрос

Развиваются ли характеры Ларры, Данко и Изергиль на протяжении рассказа или они изначально заданы и неизменны?

Ответ

Характеры Ларры, Данко и Изергиль не подвергаются изменениям на протяжении рассказа и трактуются однозначно: главная и единственная черта характера Ларры – эгоизм, отрицание иного закона, кроме воли. Данко – проявление любви к людям, Изергиль же все свое существование подчинила собственной жажде наслаждения.

Вопрос

Какие из описанных старухой событий можно считать необыкновенными?

Ответ

Обе истории, рассказанные Изергиль, содержат описание необыкновенных событий. Жанр легенды обусловил их изначальную фантастическую сюжетную основу (рождение ребенка от орла, неотвратимость свершившегося проклятия, свет искр горящего сердца Данко и пр.).

Работа с текстом

Сопоставьте героев (Данко и Ларру) по следующим параметрам:
1) портрет;
2) впечатление, производимое на окружающих;
3) понимание гордости;
4) отношение к людям;
5) поведение в момент суда;
6) судьба героев.

Параметры/Герои Данко Ларра
Портрет Молодой красавец.
Красивые – всегда смелы; в очах его светилось много силы и живого огня
Юноша, красивый и сильный; глаза его были холодны и горды, как у царя птиц
Впечатление, производимое на окружающих Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех Все смотрели с удивлением на сына орла;
Это оскорбило их;
Тогда уж совсем рассердились они
Понимание гордости Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! Отвечал, что таких, как он, нет больше;
Стоял один против всех;
Долго говорили с ним и, наконец, увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего
Отношение к людям Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери;
Тогда и его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло;
Он любил людей думал, что, может быть, без него они погибнут
Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь;
У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого;
Я убил ее потому, мне кажется, – что меня оттолкнула она… А мне было нужно ее;
А он отвечал, что хочет сохранить себя целым
Поведение в момент суда Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец! – Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!
Судьба героев Бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям;
А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
Он не может умереть! – с радостью сказали люди;
– Остался он один, свободный, ожидая смерти;
Ему нет жизни и смерть не улыбается ему

Аналитическая беседа

Вопрос

В чем источник трагедии Ларры?

Ответ

Ларра не мог и не хотел идти на компромисс между своими желаниями и законами общества. Эгоизм понимается им как проявление личной свободы, а свое право – право сильного от рождения.

Вопрос

Как был наказан Ларра?

Ответ

В наказание старейшины обрекли Ларру на бессмертие и невозможность самому решать, жить ему или умереть, они ограничили его свободу. Люди лишили Ларру того, ради чего только и стоило, по его мнению, жить – права жить по собственному закону.

Вопрос

Какое чувство является основным в отношении Ларры к людям? Ответ подтвердите примером из текста.

Ответ

По отношению к людям Ларра не испытывает никаких чувств. Он хочет «сохранить себя целым» , то есть получить от жизни многое, ничего не давая взамен.

Вопрос

Какое чувство переживает Данко, глядя в толпу судящих его людей? Ответ подтвердите примером из текста.

Ответ

Глядя на тех, ради кого он, рискуя жизнью, отправился в топи болотные, Данко испытывает негодование, «но от жалости к людям оно погасло. Сердце Данко вспыхнуло от желания спасти людей и вывести их «на легкий путь» .

Вопрос

Какова функция эпизода с «осторожным человеком»?

Ответ

Упоминание об «осторожном человеке» вводится в легенду о Данко для того, чтобы подчеркнуть исключительность героя. «Осторожный человек» воспринимается как один из многих, таким образом, автор определят сущность обычных людей, «не героев», которые не способны на жертвенные порывы и все время чего-то боятся.

Вопрос

Что общего в характерах Ларры и Данко и в чем между ними разница?

Ответ

Данный вопрос может повлечь за собой неоднозначные ответы. Учащиеся могут воспринять Ларру и Данко как противоположные характеры (эгоист и альтруист), либо трактовать их как романтические характеры, противопоставившие себя людям (по разным причинам).

Вопрос

Какое место занимает общество во внутренних размышлениях обоих героев? Можно ли сказать, что герои существуют изолированно от общества?

Ответ

Герои мыслят себя вне общества: Ларра – без людей, Данко – во главе людей. Ларра «приходил в племя им похищал скот, девушек – все, что хотел» , он «вился около людей» . Данко же шел «впереди их и был бодр и ясен» .

Вопрос

Какой нравственный закон определяет поступки обоих героев?

Ответ

Поступки героев определяет их собственная ценностная система. Ларра и Данко – сами себе закон, они принимают решения, не спрашивая совета у старейшин. Гордый, торжествующий смех – вот их ответ миру обычных людей.

Вопрос

Какова функция образа старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа старухи Изергиль соотносятся между собой образы Ларры и Данко?

Ответ

Несмотря на яркость, законченность и художественную цельность обеих легенд, они являются лишь иллюстрациями, необходимыми автору для понимания образа старухи Изергиль. Она «цементирует» композицию рассказа и на содержательном, и на формальном уровне. В общей повествовательной системе Изергиль выступает как рассказчик, именно из ее уст я-персонаж узнает историю о «сыне орла» и о горящем сердце Данко. На уровне содержания в портрете старухи можно обнаружить черты и Ларры, и Данко; в том, как ненасытно она любила, отразился характер Данко, а в том, как бездумно бросала она своих любимых – печать образа Ларры. Фигура Изергиль связывает воедино обе легенды и заставляет читателя задуматься над проблемой свободы человека и его права по своему усмотрению распоряжаться своей жизненной силой.

Вопрос

Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигу»? Как вы его понимаете?

Вопрос

Во всякой ли жизни возможен подвиг? Всякий ли человек пользуется в жизни этим правом подвига?

Вопрос

Совершила ли старуха Изергиль подвиг, о котором говорит?

Данные вопросы не требуют однозначного ответа и рассчитаны на самостоятельные ответы.

Выводы записываются в тетради самостоятельно.

В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические представления Ницше. Центральный образ у раннего Горького – гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. «Сила есть добродетель» , утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: «сильный человек имеет право находиться “по ту сторону добра и зла” , быть вне этических принципов, а подвигом, с этой точки зрения является сопротивление общему течению жизни.

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Романтизм как направление в литературе возник в конце 18 — начале 19 века, наибольшее распространение в Европе получил в период с 1790 по 1830 годы. Основной идеей романтизма было утверждение творческой личности, а особенностью — бурное изображение эмоций. Основными представителями романтизма в России были Лермонтов, Пушкин и Горький.

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.

Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.

Основные черты

Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.

Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.

Что такое революционный романтизм?

Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.

Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.

Старуха Изергиль

В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ. Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо. Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.

Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.

Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто. Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов. Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.

Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди. Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает. Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Челкаш

Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу. Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.

Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.

Также мы видим, как по ходу повествования меняется характер Гаврилы, и если вначале мы испытывали к нему жалость и сострадание, то в конце они превращаются в отвращение. Главной идеей рассказа является то, что неважно, как ты выглядишь и чем занимаешься, а важно то, что у тебя на душе, самое главное — всегда оставаться порядочным человеком в любом деле. Эта мысль сама по себе несет революционный посыл: как это неважно, чем занимается герой? Значит, и убийца сановной особы может быть порядочным человеком? Значит, и террорист может взрывать карету его превосходительства и сохранять при этом нравственную чистоту? Да, именно такую вольность сознательно допускает автор: не все порок, что осуждает общество. Революционер убивает, но при этом его мотив священен. Прямо сказать об этом писатель не мог, поэтому он выбрал отвлеченные примеры и образы.

Особенности романтизма Горького

Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.

Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Раннее творчество Горького поражает, прежде всего, необычным для молодого писателя художественным разнообразием, смелой уверенностью, с которой он создает различные по краскам и поэтической интонации произведения. Огромный талант художника восходящего класса - пролетариата, черпающий могучую силу в «движении самих масс», выявился уже на первых порах литературной работы Максима Горького.

Выступив как глашатай грядущей бури, Горький попал в тон общественному настро-ению. В 1920 г. он писал: «Я начал свою рабо-ту возбудителем революционного настроения славой безумству храбрых». Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - С.214. Это относится прежде всего к ранним романтическим про-изведениям Горького. В 1890-х гг. он написал рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изер-гиль», «Хан и его сын», «Немой», «Возвраще-ние норманнов из Англии », « Слепота любви», сказки «Девушка и Смерть», «О маленькой фее и молодом чабане», «Песню о Соколе», «Песню о Буревестнике», «Легенду о Марко» и др. Все они отличаются одной особеннос-тью, которую можно определить словами Л.Андреева: «вкус свободы, чего-то вольного, широкого, смелого». Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. - М.: Олимп; ООО «Фирма «издательство АСТ», 1999. - С.614. Во всех звучит мотив не-приятия действительности, противоборства с судьбой, дерзкого вызова стихиям. В центре этих произведений - фигура сильного, гордого, смелого человека, не по-коряющегося никому, не-сгибаемого. И все эти произведения, как живые самоцветы, переливают-ся небывалыми красками, распространяя вокруг романтический отблеск.

Рассказ «Макар Чудра» -

утверждение идеала личной свободы

В центре ранних произведений Максима Горького - исключительные характеры, сильные духом и гордые люди, у которых, по словам автора, «солнце в крови». Эта метафора порождает ряд близких ей образов, связанных с мотивом огня, искр, пламени, факела. У этих героев - горящие сердца. Эта особенность свойственна не только Данко, но и персонажам первого рассказа Горького - «Макар Чудра». Роговер Е.С. Русская литература ХХ века. В помощь выпускнику школы и абитуриенту: Учебное пособие. - СПб.: «Паритет», 2002. - С.131.

Под задумчивую мелодию плеска набегающих волн начинает свой рассказ старый цыган Макар Чудра. С первых же строк читателя охватыва-ет чувство необычного: безграничная степь слева и бесконечное море справа, старый цы-ган, лежащий в красивой сильной позе, шелест прибрежных кустов - все это настраивает на разговор о чем-то сокровенном, самом главном. Макар Чудра неторопливо ведет речь о призва-нии человека и его роли на земле. «Человек -- раб, как только родился, всю жизнь раб и все тут», - рассуждает Макар. Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. - М.: Олимп; ООО «Фирма «издательство АСТ», 1999. - С.18. И противопостав-ляет этому свое: «Человек родится, чтобы уз-нать, что такое воля, ширь степная, слышать говор морской волны»; «Коли жить - так ца-рями над всей землей».

Эту мысль иллюстрирует легенда о любви Лойко Зобара и Радды, которые не стали ра-бами своего чувства. Их образы исключитель-ны и романтизированы. У Лойко Зобара «очи, как ясные звезды горят, а улыбка - целое сол-нце». Там же, с.21. Когда он сидит на коне, кажется, будто выкован из одного куска железа вместе с ко-нем. Сила и красота Зобара не уступают его доброте. «Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от этого хорошо было». Там же, с.20. Подстать и красавица Радда. Макар Чудра называет ее орлицей. «О ней словами не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было на скрипке сыграть, да и тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает». Там же, с.20.

Гордая Радда долго отвергала чувства Лойко Зобара, ибо воля была ей дороже любви. Когда же решила стать его женой, то поставила условие, которое Лойко не мог выполнить, не унизив себя. Неразрешимый конфликт приводит к трагическому финалу: герои погибают, но остаются свободными, любовь и даже жизнь принесены в жертву воле. В этом рассказе впервые возникаем романтический образ любящего человеческого сердца: Лойко Зобар, который мог бы вырвать сердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у его любимой, и вонзает в него нож. И тот же нож, но уже в руках солдата Данилы поражает сердце Зобара. Любовь и жажда свободы оказываются злыми демонами, разрушающими счастье людей. Вместе с Макаром Чудрой рассказчик восхищается силой характера героев. И вместе с ним не может ответить на вопрос, проходящий лейтмотивом через весь рассказ: как сделать людей счастливыми и что такое счастье.

В рассказе «Макар Чудра» сформулирова-но два разных понимания счастья. Первое - в словах «строгого человека»: «Богу покоряй-ся, и он даст тебе все, что попросишь». Там же, с.18. Этот тезис тут же развенчивается: оказывается бог не дал «строгому человеку» даже одежды, чтобы прикрыть голое тело. Второй тезис до-казан судьбой Лойко Зобара и Радды: воля до-роже жизни, счастье - в свободе. Романти-ческое мировосприятие молодого Горького восходит к известным пушкинским словам: «На свете счастья нет, а есть покой и воля...»

Пыстина Лидия Митрофановна

учитель русского языка и литературы

школа-гимназия № 9

Творчество А. М. Горького в выпускном 11 классе начинается с изучения ранних романтических произведений писателя. Целесообразнее начать учебный процесс с проверки знания текста рассказов, входящих в этот цикл. В этом поможет данный тест.

Тест

Ранние романтические произведения А. М. Горького

    Указать произведение, которое начинается так

А. «Старуха Изергиль»

В. «Макар Чудра»

С. «Песня О соколе»

Д. «Песня о Буревестнике» -

1. «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны… »

2. «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу».

3. «Море – огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны»

4. «Над седой равниной моря ветер тучи собирает».

II . Распределить героев по произведениям

    Гаврила

    Данко

    Радда

    Лойко Зобар

    Ларра

    Глупый пингвин

А. «Челкаш»

В. «Макар Чудра»

С. «Песня о Соколе»

Д. «Старуха Изергиль»

Е. «Песня о Буревестнике»

III . Узнать героя по его портрету

1. «Глаза его были холодны и горды… он отвечал, если хотел, или молчал…»

2. «Удалой был малый! Эге! Разве он кого боялся?»

3. «Гордо реет… чёрной молнии подобный»

4. «Один из тех людей, молодой красавец»

5. «Он – этот человек с ясными глазами ребёнка…»

6. «… старый крымский чабан, высокий, седой, сожжённый солнцем, сухой и мудрый …»

А. «Коновалов»

В. «Макар Чудра»

С. «Песня о Соколе»

Д. «Старуха Изергиль»

Е. «Песня о Буревестнике»

IV . Определить, какому герою принадлежат слова

1. «Идёшь ты, ну и иди своим путём, не сворачивая в сторону. Прямо и иди».

2. «Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас»

3. «Брат! Прости!.. дьявол это меня…»

4. «Каждый человек сам себе хозяин, и никто в этом не повинен, ежели я подлец»

5. «Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землёй…»

6. «Я не была никогда рабой, ничьей»

7. «Чего тебе ещё? Сделал своё дело… иди!»

8. «А ещё я люблю волю! Волю-то … я люблю… больше…»

А. Радда

В. Данко

С. Челкаш

Д. Макар Чудра

Е. Гаврила

И. Коновалов

К. Старуха Изергиль

Н. Ларра

V . Указать героя, который в «Песне о Буревестнике» произносит эти слова: «Пусть сильнее грянет буря!»

А. Чайки

В. Гагары

С. Пророк победы

Д. Пингвин

VI . Указать, героем какого произведения является Надыр – Рагим – оглы

А. «Песня о Буревестнике»

В. «Челкаш»

С. «Коновалов»

Д. «Песня о Соколе».

VII . Распределить цитаты, характеризующие жизненную философию

А. Ужа

В. Сокола

1. «Рождённый ползать – летать не можент!..»

2. «Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!...»

3. «О счастье битвы!..»

4. «Земли творенье – землёй живу я»

5. «… в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером»

6. «Летай иль ползай, конец известен: всё в землю лягут, всё прахом будет…»

VIII . Указать, какого героя нет в «Песне о Буревестнике»

А. Глупый пингвин

В. Гордая ласточка

С. Мечущиеся чайки

Д. Гордый Буревестник

IX . Указать произведение, которое заканчивается так.

А. «И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминании о маленькой драме, разыгравшейся между людьми»

В. «… и увлекут собой душу высоко в тёмно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звёзд тоже зазвучат дивной музыкой откровения…»

С. «А они оба кружились во тьме ночной плавно и безмолвно, никак не мог красавец… поравняться с гордой…»

Д. «Пусть сильнее грянет буря!»

Е. «Но мы оба расстались с уверенностью, что встретимся. Не пришлось…»

К. «В степи было тихо и темно. По небу всё ползли тучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально».

1 . «Макар Чудра»

2 . «Песня о Соколе»

3 . «Старуха Изергиль»

4 . «Песня о Буревестнике»

5 . «Челкаш»

6 . «Коновалов»

X . Соотнести героев по принципу антитезы

А. Челкаш 1. Уж

В. Данко 2. Пингвин

С. Сокол 3. Ларра

Д. Буревестник 4. Гаврила

XI . Указать, какого героя в «Песне о Буревестнике» А. Горький называет «чёрным демоном»

А. Чайки

В. Гагары

С. Буревестник

XII . Назвать героя, который был «сыном орла и женщины»

А. Челкаш

В. Гаврила

С. Данко

Д. Ларра

XIII . Назвать произведение, в котором герои читают «Бунт Стеньки»

А. «Супруги Орловы»

В. «Челкаш»

С. «Коновалов»

Д. «Дед Архип и Лёнька»

XIV . Указать героя, о котором сказано: «Вот как был поражён человек за гордость!»

А. Коновалов

В. Челкаш

С. Лойко Зобар

Д. Ларра

Е. Данко

XV . Указать произведение, корое А. М. Горький отнёс к жанру поэмы

А. «Коновалов»

В. «Макар Чудра»

С. «Песня о Соколе»

Д. « Двадцать шесть и одна»

Е. «Старуха Изергиль».

Ключи

    А – 2

В - 1

С – 3

Д - 4

    1 - А

2 - Д

3 - В

4 - В

5 - Д

6 - С

7 - Е

    1 – Д

2 – В

3 – Е

4 – Д

5 – А

6 - В

    1 – Д

2 – В

3 – Е

4 – И

5 – Н

6 – К

7 – С

8 - А

    А – 1 4 6

В – 2 3 5

    А – 5

В – 2

С – 1

Д – 4

Е – 6

К - 3

    А – 4

В – 3

С – 1

Д - 2

Список использованной литературы

  1. Горький М. Рассказы. Москва: «Художественная литература». 1983 – 448с.