Меню

Интеграция: Трехпозиционное описание. Трехпозиционное мышление

Все о газоне

Для сбора информации и оценки коммуникативной ситуации в НЛП используется так называемое трёхпозиционное описание .

Другие названия: «три позиции восприятия», «позиционные переходы», «трёхпозионное восприятие», а иногда просто «трёшка».
Модель заимствована у Вирджинии Сатир.
  • 1-я позиция : «Я-сам », ассоциация в себя. Оцениваю ситуацию со своей точки зрения.
  • 2-я позиция : «Я-другой », ассоциация в другого. «Встаю на место» другого человека, «смотрю его глазами».
  • 3-я позиция : «Наблюдатель », диссоциация . Оцениваю ситуацию как квалифицированный в данном контексте наблюдатель.

1-я позиция восприятия

Первая позиция восприятия предполагает, что человек оценивает ситуацию со своей точки зрения, исходя из собственных интересов и ценностей . Несмотря на кажущуюся простоту это не всегда сделать достаточно легко – все три позиции восприятия в сознании могут быть «сцеплены» и человеку может быть трудно отделить свои интересы от интересов другого человека. Или от оценки ситуации со стороны. Так же обычно есть предпочтительный способ оценки ситуации – в НЛП это метапрограмма «Фокус силы» или «Референция».
В первой позиции восприятия человек говорит о себе в первом лице : «Я должен сдать этот экзамен». Невербалика характерна для ассоциации – выраженные эмоциональные реакции, большая подвижность и тонус мышц и т.д.

2-я позиция восприятия

Вторая позиция восприятия предполагает «ассоциацию в другого» - в данном случае, в другого участника общения. Понятно, что если других участников несколько – вторых позиций тоже может быть несколько. Например, при оценке семейного конфликта, определение взглядов на ситуацию самой жены (клиентка) производится из первой позиции, а оценка этой же ситуации с точки зрения мужа и свекрови – из соответствующих вторых позиции, с ассоциацией, соответственно, в мужа и свекровь.

При этом под второй позицией понимают именно состояние «ассоциации в другого», а не результат логического анализа этого самого другого. То есть вторая позиция – способ использовать возможности бессознательного для моделирования карты другого человека. Для того, чтобы эту информацию вытащить (вернее, создать, её же там фактически нет, бессознательно просто создаёт её по мере надобности), нужно определить, что вам собственно нужно. Ответить на вопросы, высказать «свою» точку зрения.

Во второй позиции восприятия человек обращается к себе во втором лице : «Ты же хочешь сдать эти экзамены».
Аналогично первой позиции, невербалика характерная для ассоциации.

Вход во вторую позицию – часто встречающийся способ обучения. Например, дети регулярно разыгрывают ситуации – принимая роли то родителей, то преступников, то животных, - моделируя поведенческие навыки. Обучение актёрскому мастерству так же предполагает развитие навыка «ассоциации в другого».

Рекомендации как войти во вторую позицию присутствуют в языке, вспомните все эти"встать на его место" и "посмотреть его глазами". В большинстве случаев, эти рекомендации нужно понимать почти буквально - ведь это инструкция, описание внутренней стратегии перехода во вторую позицию. Итак, давайте перечислим фразы, которые описывают как стать другим:

  • встань на его место;
  • взгляни его глазами;
  • почувствуй как он;
  • посмотри на это с его точки зрения;
  • посмотреть с его колокольни;
  • походить в чужих башмаках (это английский вариант);

Обратите внимание, часть инструкций кинестетические : «встань на его место», «походи в его башмаках», - а часть визуальные : «взгляни его глазами», ­«посмотри с его точки зрения». В любом случае, вы как бы мысленно входите в образ его тела или надеваете этот образ на себя.

3-я позиция восприятия

Третья позиция восприятия предполагает диссоциацию от ситуации. При этом предполагается, что человек является экспертом в том, что происходит, и может дать взвешенную оценку и рекомендации участникам. Третья позиция предполагает отсутствие эмоциональной включённости и ориентацию на анализ ситуации. То есть в третьей позиции человек не отстаивает чью-то точку зрения, а анализирует процесс, взаимосвязи и может дать рекомендации участникам, как им достигнуть цели. Если цель определена. Соответственно, человеку в третьей позиции нужно задавать рамку оценки - например, если это разрешение сложной ситуации между бизнес-партнёрам, то поиск взаимовыгодного решения.
В третьей позиции человек говорит о себе в третьем лице: «Для Ивана важно сдать эти экзамены».
Невербалика характерна для диссоциации: отстранённая «застывшая» поза, низкий тонус мышц, слабые эмоциональные реакции. Часто переход в дигитальную модальность с соответствующей невербаликой.
Рекомендации по входу в третью позицию восприятия тоже присутствуют в языке:

  • посмотри со стороны;
  • выйди из ситуации;
  • анализируй это;
  • подумай об этом без эмоций;
  • побудь беспристрастным наблюдателем.
Кстати, каждую из позиций восприятия можно заякорить, что облегчает использование каждой точки зрения.
Часто для облегчения переходов по позициям используют пространственные якоря – то есть одно место в пространстве соответствует первой позиции, другое – второй, и ещё одно место рядом – третьей позиции восприятия.

4-я позиция восприятия

Желание добавить к трём позициям четвёртую регулярно возникает в умах максимально продвинутых НЛПеров. Я встречал несколько предложений по поводу четвёртой позиции - от варианта с инверсией метапрограмм , до варианта с инверсией ценностей . Более-менее прижился вариант, который предложил Роберт Дилтс : «Я-система». Он действительно достаточно удачен и предлагает четвёртой позицией «ассоциацию в систему» с которой работаете. Например, позиция «семья», «отдел», «команда», «город», «биржа». Естественно, мы предполагаем, что система обладает целями,

В сущности, если посмотреть со стороны, то любой поединок (конфликт), можно рассматривать как невербальную коммуникацию двух (или более) людей, а значит, при их взаимодействии будут работать те же законы и принципы, которые работают при обычном общении. Интересно, например, что в фехтовании обмен ударами называют “обмен фразами”, что так же напрямую указывает на сходство общения, коммуникации и боя, или спарринга. Кроме того, давно не секрет, что 80 % обычного общения составляет невербальное общение, или так называемый “язык тела”, что опять же указывает на близость и родство коммуникации и боевых дисциплин, в которых именно невербальная, или телесная составляющая и является сутью происходящего. Вследствии подобных наблюдений, напрашивается вывод исследовать наиболее успешные коммуникативных стратегии и модели применительно к бою.

Насколько мне известно, никто до этого не занимался подобными вещами, однако мой личный опыт сращивания подобного взгляда на бой и многолетней практики контактного фехтования на различных видах оружия, показывает большую эффективность и перспективы данного способа описывать искусство ведения поединка.

Одной из базовых, наиболее известных моделей в НЛП (Нейро-Лингвистическое Программирование, одной из областей которого является изучение и моделирование мастерства коммуникации во всех аспектах) является модель 3 позиционного восприятия.

Позиции восприятия - это точки зрения, которые полезно использовать, рассматривая взаимодействие между вами и другими людьми. Стоит так же помнить, что модель - это не реальность, а лишь способ ее описывать, и рассматривать модели имеет смысл с точки зрения практичности - может ли предлагаемое описание расширить ваши возможности, добавить новых перспектив и принести пользу?

Так, классически, в НЛП выделяются следующие позиции восприятия:

  • 1-я позиция (Я сам(а)) - оценка событий со своей собственной точки зрения, связанное со своей собственной системой ценностей. Восприятие внешнего мира своими глазами, ушами, чувствами. Эту позицию так же часто называют Ассоциацией.
  • 2-я позиция (Другой) - оценка событий с точки зрения другого человека, связанная с его системой ценностей. Восприятие внешнего мира чужими глазами, ушами, чувствами..
  • 3-я позиция (Наблюдатель, или МЕТА позиция) - оценка событий с точки зрения независимого наблюдателя (системы), не связанная с убеждениями и предположениями первой и второй позиции. Подходящей метафорой для 3 позиции является Видеокамера, или бесстрастная видеосъемка. 3 позицию так же часто связывают с Диссоциацией.

Считается, что успешный переговорщик, должен гибко использовать все три позиции восприятия, и своевременно переключаться между ними:

  • для сбора информации, анализа, контроля - уметь видеть себя и всю ситуацию со стороны;
  • для чувствования и понимания своего партнера по переговорам - иметь доступ к его переживаниям, его видению происходящего;
  • для того чтобы действовать и вести процесс к своим целям - быть в контакте с самим собой и уметь отстаивать свои интересы;

Применительно к боевым искусствам, каждая из позиций имеет свои плюсы, которые при излишнем “залипании” в одной позиции могут превращаться в минусы.

Минусы, или слабые стороны.

Так, нахождение в 1 позиции без навыков доступа к двум другим является своебразной зацикленностью на себе, увлеченностью своими переживаниями, так что при этом могут проявляться:

Неспособность критически оценить себя или обстановку, отрыв от реальности
- неумение чувствовать напарника или противника, его намерения, настрой и цели.
- залипание в собственных негативных (или позитивных) эмоциях или чувствах, таких как ярость, неконтролируемая агрессия, страх, сомнения и проч.

Крайним негативным проявлением 1 позиции является состояние аффекта, в котором человек не может контролировать свои действия или как-то соотносить их с окружающими людьми, а так же оценивать их адекватность со стороны. Кроме того, любой конфликт является стрессовой ситуацией, и при отсутствии навыков диссоциации может приводить к “погружению в происходящее с головой” , что и чревато потерей какого бы то ни было контроля над происходящим.

2 позиция
Соответственно человек, воспринимающий по большей части (пускай и в какой-то отдельной ситуации или контексте) мир (поединок, спарринг, конфликт) через фильтры восприятия другого человека, будет значительно больше подвержен его же состояниям, его мыслям и его оценкам. Другими словами, это значит, что он не достаточно хорошо может чувствовать и удерживать свои границы, или границы “себя” (1 позиция), а значит, ему с легкостью передаются все состояния его оппонента (который в том числе может намеренно транслировать дискомфортные состояния и подавлять его). В особенности легко на подобных людей будут влиять угрозы, или в спарринговом исполнении - финты.

3 позиция
Находясь целиком в 3 позиции и будучи диссоциированным от своих ценностей, своих состояний и своего самоощущения, такой человек в сущности не проживает этот момент в полном смысле этого слова, являясь (наблюдателем) тенью самого себя, и может быть гораздо легче подвержен влиянию нерационального, то есть сильных эмоций и чувств. Будучи не в контакте с собой такому человеку легче потерять мотивацию, а значит и смысл того что он делает, оказавшись как будто бы подвешенным в пространстве. Отсутствие мотивации и смысла, в критической ситуации, легко приводят к беспомощности , т.е. неспособности проявить себя и встать на защиту своих интересов.

Сильные стороны и базовые способы развития позиций восприятия.

Проанализировав собственные состояния, вы с легкостью сможете обнаружить, к какой из трех позиций восприятия у вас есть большая склонность, что означает что остальные являются для вас зоной роста.
Так, сильная сторона 1 позиции будет в развитии в первую очередь ассоциированных эмоций, чувств и состояний. Другими словами, речь идет о том, чтобы иметь доступ к вашим собственным ценностям, то есть тому, что для вас важно и значимо здесь и сейчас, а значит знать и чувствовать, что вы защищаете в конфликтной ситуации и быть готовым отстаивать свои интересы. Быть ассоциированным - это ощущать и чувствовать себя, свои переживания, принимать их, жить ими, и относиться ко всему что с вами происходит. Оглянитесь вокруг. Прислушайтесь к звукам, которые вас окружают. Что вы чувствуете сейчас? Уделите внимание себе, вашим внутренним переживаниям, своим ощущениям и телу. Постарайтесь не описывать это словами, а именно проживать состояниями. Вспомните ситуации когда вы были искренне и открыто выражали свои чувства. Представьте, как вы могли бы использовать такое восприятие в бою.

Развитие второй позиции же связано с умением становиться как будто другим человеком. Ключевым элементом на этом пути будет являться развитие эмпатии, без которой невозможно наиболее полное принятие безоценочного восприятия другого человека.
Так, выделяют 3 базовых способа доступа ко второй позиции другого человека:
1) “Как если бы” . То есть как если бы вы просто стали и были тем человеком, информацию о состоянии которого вы хотите получить. Про этот способ ещё часто говорят “примерить тапки другого человека”, или “посмотреть на мир чьими то глазами.”
2) Визуальный. Подходят любые визуализации, помогающие получить доступ к позиции другого. Так, например, можно представлять, что вы выплываете из своего тела и становитесь другим, входя в его оболочку.
3) Отзеркаливание, или копирование. Способ доступный всем с раннего возраста, так как обучение через вторую позицию, один из наиболее простых и естественных вариантов обретения желаемых навыков. Все мы, когда-то, будучи детьми, стремясь научиться чему-то, просто копировали действия взрослых, в каком то смысле через это становясь ими.
В перспективе, при достаточно хорошо развитом навыке второй позиции, возможно ощущать другого человека как самого себя, а это значит быть в курсе его переживаний и настроя, мышечного тонуса, способностей, задумок, того как он видит и оценивает вас и проч и проч

3 позиция , или взгляд со стороны, связана в первую очередь с умением визуализировать то, что вы ощущаете или чувствуете. Так, чувство страха, или дискомфорта (ощущения в 1 позиции), может быть трансформировано через наблюдение за ним свои мысленным взором (т.е. механизм Диссоциации, разотождествления). Распространенным примером, так же помогающим в собственном развитии как бойца, является исследование видеозаписей собственных спаррингов и отработок. Наверняка, все кто смотрел на себя со стороны первые разы, сразу же замечал множество нюансов, которые просто не мог осознавать будучи погруженным (Ассоциированным) в выполнение упражнения или увлеченным динамикой боя. Когда же на видео вы видите кого-то, кто является вами, то и оценивать его, а значит и работать с образом себя проще. Простым вариантом, частично заменяющим видеокамеру могут быть отработки перед зеркалом, в последствии с заменой их на умение представлять себя со стороны, причем при необходимости делая это довольно детально, и даже меняя точку обзора, как в голливудских фильмах (сверху, сбоку и тд). Таким образом вырабатываются такие качества как внимательность, контроль, точность, невозмутимость, отрешенность, невосприимчивость к боли, умение отслеживать и паттернизировать (выделять структуру) поведение и стратегии оппонента и проч. Использование третьей позиции восприятия находит широкое отражение во многих психотехниках, призванных научить бойца отрешенности от самого себя.
Так, популярной медитацией у Японских самураев была медитация на смерть, когда изо дня в день отрабатывалась визуализация собственной гибели, в различных вариациях: протыкаемого копьями, стрелами, зарубаемого мечом и тд.
Очевидно, что целью подобных практик было разотождествление или потеря собственного Я (умирание), что и приводило к ясности ума и спокойствию духа, т.к. нервничать становилось просто некому.

Таким образом, очевидным и наиболее успешным решением является умение гибко комбинировать в себе плюсы каждой из позиций, развивая в себе их сильные стороны, и что гораздо важнее - обретая навык самому переходить из позиции в позицию, сообразно целям и задачам. После этого, в дальнейшем, из комбинаций данных способов воспринимать, уже можно будет создавать свои собственные стратегии.

Комбинации.

Понимание, и проработка данной модели может дать больше чем вы ожидаете. Фактически за каждой из этих позиций скрывается своё восприятие мира, и лишь практический опыт умения переходить от одной позиции к другой создаст в последствии навык быстрого бессознательного использования этой модели, в том числе в бою.
В простейшем же тренировочном варианте, для отработки можно предложить следующую последовательность:

1 фаза - сбор информации, подготовка
1. Перед началом спарринга. Ассоциироваться в тело и свои переживания. Сфокусироваться на себе, собраться.
2. Выйти в третью позицию, добиться безоценочного взгляда со стороны на себя, оппонента (спарринг-партнера), и ситуацию в целом.
3. Занять вторую позицию. В ней собрать информацию о состоянии оппонента, о том как он воспринимает вас.
2 фаза - создание правильного настроя
4. Вновь выйти в третью позицию. Используя полученную информацию в п1-3 дать себе (видя себя со стороны) рекомендации по ведению боя. Мысленно добавить необходимых качеств. Дополнительно, можно так же воздействовать на образ оппонента и поменять его на более удобный.
3 фаза - действие
5. Ассоциироваться в 1 позицию. Начать спарринг.

Пункты 1-4 можно повторять несколько раз до получения желаемого результата.

Стоит отметить, что в различных вариациях (с другой терминологией) элементы этой модели безусловно применялись и применяются эффективными спортсменамм и тренерами, просто в силу эффективности самих методов.
Так, например, подготовка к чемпионским боям в боксе (или других видах спорта) обязательно включает анализ видеозаписей оппонента, что подразумевает как умение оценивать его способности и качества со стороны (3 позиция) так и умение становится им чтобы лучше понимать изнутри логику его действий (2 позиция).

Кто - кого?

И все же у большинства бойцов (спортсменов) есть излюбленная манера вести бой (стиль, школа) которая так же характеризуется ведением боя в какой-то из позиций преимущественно. Здесь стоит отметить, что есть своеобразная логика того, что можно противопоставить одной позиции или другой. В самом примитивном варианте, можно говорить о преимуществах

  • первой позиции над второй,
  • второй над третьей,
  • и третьей над первой.

Перспективы, системное мышление.

На текущий момент, можно выделить так же дополнительные позиции восприятия, которые порождаются из интеграции и обобщения предыдущих трех.

Применение их для боевой тематики может быть особенно интересным и перспективным.

4 позиция . "Мы" или "система".
Фактически, данная позиция объединяет в себе все предыдущие три, и включает в себя идентификацию с системой, или с самим взаимоотношением между элементами, давая опыт быть частью чего-то большего, чем отдельные элементы.

И если предыдущие три позиции будут ориентированы скорее на различия между 1 и 2 второй позицией, где цели для каждого будут довольно дискретны, и описываемы в терминах выйгрыш-пройгрыш, что и будет создавать конкуренцию (отличный пример подобной модели в действии - это соревнования), то доступ к 4 позции будет ориентировать на процессуальное, потоковое восприятие происходящего , где та же конкуренция будет лишь основой для целей и ценностей иного порядка, таких как: развитие, обучение, совершенствование себя и проч .
Так, хорошим примером будут тренировочные спарринги одноклубников, у которых может быть достаточно хорошо проявлено объединяющее их "мы", которое не смотря на стремление каждого выйграть, при этом позволяет обоюдно развиваться.

Использование модели трехпозиционного описания при обучении и самообучении.

Хорошим способом саморазвития может быть умение после каждого спарринга, упражнения или тренировки давать самому себе обратную связь . Зачастую, подобные действия проводятся в большинстве школ и клубов тренером и носят характер разбора полётов. Предлагаемый же формат несколько отличается от привычных своей особенной фокусировкой на позитивной стороне оценок, и, кроме того, обратная связь может даваться как другим человеком, находившимся в позиции наблюдателя (тренером, напарником, и тд), так и самим собой с целью самообучения. Это в свою очередь подразумевает отработанный навык выходить в 3 позицию, чтобы уметь видеть себя со стороны и анализировать произошедшее.
Формат предлагаемой обратной связи состоит из двух вопросов:
1) Что было хорошо?
2) Что можно было бы сделать лучше?
или Что улучшить?
В отличие же от фокусировки на ошибках, которая с легкостью приводит к чувству досады, раздражения, вины, или потери мотивации, подобный формат переориентирует сознание на успех, направляя себя к лучшим результатам.

Эти, и другие модели НЛП используются при обучении по программе .

Литература

  • Сущность НЛП. Ключи к личностному развитию (Л.Деркс, Я.Холландер)
  • Энциклопедия системного НЛП и нового кода НЛП (Дилтс, Делозье, Эпштейн)

Когда речь идет о конфликте с конкретным человеком и желании что-то изменить, нужно сделать над собой усилия и проделать технику, которую я описала ниже.

В НЛП обучении и на эта техника называется "Три позиции восприятия", она предназначена для решения конфликтных ситуаций и ситуация непонимания, недопонимания, обид и прочего, касающегося общения двух конкретных людей.

Если вы реально хотите восстановить отношения с кем-то, то сделайте то, что тут написано.

НЛП техника "Три позиции восприятия"

1. Выбрать время и место, где можно около часа быть наедине с собой, не отвлекаться и сосредоточиться.

2. Прийти в более-менее ресурсное состояние - успокоиться. Для этого важно подвигаться, походить, помахать руками, сделать пару приседаний, потанцевать, смотреть при этом вверх и дышать как можно ровнее и спокойнее. В целом - движение и контроль дыхания.

3. Вспомнить ситуацию и человека, с которым хочется изменить отношения.

4. Поставить себе и ему стулья, как будто вы сидите в них и общаетесь. Два стула ставятся так, как кажется верным, тут нет правильных ответов, это интуиция.

5. Сесть на стул, который для себя, и сделать следующее:

Очень четко осознать себя в данной коммуникации, свои интересы, цели, с очень холодным умом, максимально четко, свои желания, свои возможности и действия.
- после чего мысленно обратиться с чем-то ко второму человеку на другом стуле.

* все происходит в воображении. НЛП техника "Три позиции восприятия" основана на изменении карты опыта.

6. Встать со своего стула и походить, как бы "очиститься", стряхнуть с себя все, что было надумано и прочувствовано на первом стуле, представить, что ходишь по плотной воде, и она все смывает. Прийти в нейтральное состояние.

7. Сесть на стул второго человека и СТАТЬ ИМ (!)

Представить, что вы его пола, возраста, комплекции, у вас его жизненная история, образование, отношения в семье, работа, - все, что знаете о нем, нужно "надеть" на себя, войти в его реальность, в его мир, посмотреть его глазами.

* это очень важный этап. Тут нельзя торопиться, надо реально почувствовать себя другим через детали его жизни. Ассоциация - важнейший инструмент НЛП техники "Три позиции восприятия"

После чего посмотреть на первый стул и на человека там, увидеть, услышать и почувствовать то, что происходит, оценить это со второй позиции - с позиции человека на втором стуле, с позиции вашего партнера.

* эту оценку можно делать не раньше, чем внутри появится устойчивое чувство, что вы - это он. Ассоциация - так же один из важнейших навыков в выполнении НЛП техники "Три позиции восприятия".

8. Встать со второго стула и снова "очиститься", отпустить все его мысли, чувства, все, что только можно, стать пустым и нейтральным.

9. Выбрать место в комнате, откуда видно оба стула, и которое достаточно далеко от них, чтобы оставаться нейтральным. И там представить, что вы - видеокамера, которая снимает разговор двух людей, совершенно нейтральная, безразличная, это как взгляд на людей, которые едут с вами в метро, важно потерять отношение.
* это очень важный этап. Диссоциация - важнейший инструмент НЛП техники "Три позиции восприятия"

Из позиции видеокамеры вам нужно назвать данную коммуникацию. Если бы это была пленка, кассета, то какая бы на ней была наклейка? Какое название? "Непонимание", "уважение", "молчание"...все, что придет в голову, что отражает суть происходящего.

После названия ситуации из роли видеокамеры дается рекомендация первому стулу, что изменить в своем поведении, мышлении, возможностях, чтобы коммуникация была улучшена.

10. переходите на первый стул, входите в себя и выполняете эту рекомендацию.

И так по кругу, начиная с пункта 5. НЛП техника "Три позиции восприятия" выполняется до тех пор, пока название коммуникации не будет удовлетворительным.

НЛП технику "Три позиции восприятия" нужно проделать 1 раз, далее ничего делать не нужно, ситуация начнем перескладываться по намеченному сценарию.

Смотрели: 7 478

или готовимся к торжественному мероприятию с помощью техник НЛП

Наступают праздники, и многие из нас будут выступать пред довольно большой аудиторией. А некоторые, хуже того, будут ещё и организовывать сами всё это мероприятие.

Как не проколоться? Как устроить всё так, чтобы хорошо было всем (и Вам после окончания этого всего) - в первую очередь?

Почему некоторые выступления - срываются, едва начавшись, и почему иногда всё идёт наперекосяк?

Понятно, что нужно продумать все мелочи, вплоть до запасной подстанции, на случай, если в районе выключат свет часика на три - в самый разгар Вашей ёлки...

Но есть одна очень простая техника, восходящая к НЛП, которая с этим борется и которую я называю «Три Ракурса», а в НЛП она называется

Трёхпозиционное описание

Все эти огромные хаотичные списки - «чего мне нужно сделать и о чём не забыть», мы сейчас рассортируем, превратив в три чётких логических этапа, и жить сразу станет проще.

Мы будем исходить из двух базовых положений психологии:

Базовое положение психологии №1

«Чем лучше мы понимаем (вникаем в положение) другого человека, тем успешнее и результативнее протекает наше общение с ним».

(Просто? Но некоторые не хотят даже думать об этом!)

Базовое положение психологии №2

«Чтобы лучше понять другого человека, нужно на одно «мгновение озарения» - перестать быть самим собой и как следует представить себе, что Вы - это тот человек».

Вот так просто. Исходя из этой теоретической психологической базы, мы применяем технику практическую, технику НЛП

Техника НЛП «Три ракурса» или Трёхпозиционное описание

Любую предстоящую Вам ситуацию (будь то свидание и ужин при свечах, будь то отчётное годовое собрание, плавно перетекающее в ёлку, или же просто - карнавал в детском саду), так вот: любую предстоящую нам ситуацию мы должны в соответствии с методично и целенаправленно рассмотреть с трёх разных точек зрения.

Точка зрения №1

Рассмотрите предстоящую Вам ситуацию с Вашей позиции (Обычно мы на этом зацикливаемся и этим ограничиваемся)

Представьте себе время и место, где всё это будет происходить. При возможности - направьтесь туда физически или же представьте себе это всё хорошенько виртуально. Проложите все маршруты, которые Вам предстоят.

Сядьте. Встаньте там, где Вы (и Ваши подопечные) будете выступать. Походите по всем тем маршрутам, где Вам предстоит передвигаться.

Запишите в блокнот любую информацию, которая приходит Вам в голову.

Точка зрения №2

Теперь - самое ответственное. Представьте себе, что Вы - зритель, приглашённый.

Вы - тот, кто принимает решение - аплодировать Вам или освистать Вас... Уйти по-тихому или же остаться до конца, а потом ещё долго выражать Вам свои благодарности за кулисами.

Удобно ли Вам-«зрителю» сидеть? Стоять? Слышно ли Вам? Видно ли Вам? Не отсвечивает ли? Не дует ли? Не ходят ли опоздавшие по Вашим ногам? Не холодно ли? Не душно?

Есть ли удобные кратчайшие выходы для всей аудитории - или часть сидящих будет «заперта», отрезана от выхода из помещения, когда начнётся мероприятие?

Заметьте, что многие люди страдают ситуативной клаустрофобией и очень не любят, когда оказываются «отрезанными» от одного-единственного выхода из скученного пространства, забитого народом помещения...

Если Вы будете думать только о себе - о своём графине с водой, о своих проводах и розетках, о своих фонограммах... и ни разу не посидите на месте зрителя ДО мероприятия - будьте уверены - Вы допустите какую-нибудь серьёзную организационную ошибку, которая приведёт к сильному дискомфорту приглашённых зрителей, а то и к срыву мероприятия.

Точка зрения №3

Ну а теперь, как говорят НЛП-тренеры, представьте себе, что Вы - муха на стене.

Это означает, что теперь Вы должны увидеть всю ситуацию в целом и «сверху», как проходящий мимо сторонний равнодушный наблюдатель.

Это время замечать штрихи и нюансы.

С точки зрения №3 обычно мгновенно видятся все нелепицы и несуразицы, всё смешное и комичное, что может отвлечь внимание аудитории и опять же - сорвать мероприятие или подпортить эффект от Вашего выступления.

Посмотрите с высоты птичьего (мушиного) полёта - как Вы будете взаимодействовать со зрителями-слушателями? Каков общий сценический рисунок? Как это выглядит схематически? Нарисуйте эту схему. Снимите со стен идиотские объявления и позапрошлогодние календари.

Когда мы с вами, уважаемый Читатель, заведём себе привычку - прогонять предстоящую ситуацию (от свидания до школьной ёлки) с этих трёх - разных точек зрения, мы станем «любимцами публики».

Но даже при помощи уважаемых техник НЛП всё предусмотреть нельзя...

Я хочу напомнить Вам старую театральную шутку о том, что кошка, вышедшая на сцену во время спектакля - переиграет самого короля Лира (Потому что всё внимание публики тут же переключится на киску, какой бы интеллигентной публика ни была).

Даже великий трагик Кин не может соревноваться с кошкой, гуляющей по сцене. Куда уж нам?

Не сажать же всех кошек под арест - за день до нашей волнующей премьеры?

С наступающими праздниками!

Разумеется, Что ни одна позиция восприятия не полезна сама по себе. Полезно и жить своими интересами, и учитывать интересы другого человека во время общения с ним, и улучшать свои коммуникативные навыки для дальнейшего личностного роста. И в этом нам сильно поможет трехпозиционное описание, техника НЛП. Она направлена на разрешение коммуникативных проблем, или улучшение наших навыков общения через глубокое встраивание позиций восприятия.

Итак, для этой техники тебе потребуется выбрать ситуацию общения по следующим параметрам:

А) В общении участвуют два человека

Б) Ситуация слабого или среднего дискомфорта, то есть ее можно прожить, но она не связана с травматическими переживаниями

И теперь, как эту технику делать самому с собой. Тебе потребуется много свободного места (например, пустая комната), и несколько листочков бумаги. После такой простой подготовки тебе необходимо строго соблюдать последовательность следующих шагов, и делать их один за другим, пропускать шаги или изменять технику строго не рекомендуется. Ну что же, начнем.

1) Определи для себя сам ситуацию, которую ты хотел бы изменить, улучшить или исследовать. Восстанови в памяти местоположения персонажей – тебя и твоего собеседника.

2) Положи на пол листок, на котором будешь стоять ты сам, как участник общения

3) Встань на этот листок, и вспомни, как происходило общение. Что ты видел, что ты слышал, что ты чувствовал в своем теле? Чем более подробное описание будет, тем лучше. Определи, что большего всего мешает тебе, что дискомфортно в коммуникации. Определи, как ты воспринимаешь собеседника в этом состоянии. (Это будет описание ситуации из первой позиции)

4) Встряхнись. Это поможет тебе выйти из неприятных ощущений.

5) Положи на пол листок, на котором будешь стоять ты, как твой оппонент.

6) Встань на этот листок бумаги, и представь, как если бы ты сам разговаривал с собой, представь, как если бы ты был другим человеком. Что бы ты тогда видел? Чтобы ты тогда слышал? Как бы ты себя чувствовал? Насколько тебе комфортно? Что ты думаешь про собеседника? (Это будет описание ситуации из второй позиции)

7) Снова встряхнись. Определи место в комнате, откуда ты легко можешь наблюдать обоих участников общения, если бы ты их видел. Положи листочек на пол.

8) Войди в ситуацию наблюдателя. Представь, что ты наблюдаешь через одностороннее зеркало ситуацию общения. Определи, что происходит в ситуации, и помни, что у хорошего эксперта не бывает эмоций, у него бывают только оценки, как эксперта. Как эксперт, определи, что может пригодится человеку в первой позиции, чтобы его коммуникация была для него удобной? Какое состояние будет ему более полезно, чем текущее? (Это будет описание ситуации из третьей позиции).

9) Положи на пол четвертый листочек, и назови его листком ресурсов. В этом месте тебе будет хорошо. Пожалуйста, вспомни в своей жизни ситуации, где ты проживал состояние, которое тебе было бы полезно. То есть, если из третьей позиции восприятия, ты определил, что тебе будет полезно больше уверенности, вспомни в своей жизни момент, когда ты был уверен. Вспомни, кК ты видел мир, когда был уверен. Вспомни, как ты слышишь мир, когда уверен. Почувствуй, как живет уверенность внутри тебя. И когда ты вспомнишь это состояние максимально полно, пройди в этом состоянии уверенности в первую позицию.

10) Восприми, как измялась ситуация общения, когда ты стал себя чувствовать другим образом. Тут есть важный пункт: если состояние осталось дискомфортным, сделай разбивку (встряхнись) и снова иди на шаг номер (8). Если состояние комфортно, продолжай.

11) Войди во вторую позицию, и восприми общение, и восприми, как и что изменилось. Если состояние комфортно, продолжай. Если нет – иди на шаг номер восемь. То есть, если что-то не так, продолжай улучшать коммуникацию, внося в нее новые состояния. Важно! Ресурсы стоит вносить только в первую позицию.

12) Выйди в позицию наблюдателя и посмотри, насколько комфортно это общение выглядит со стороны. Если все хорошо – продолжай. Если нет – восьмой шаг.

13) Теперь восприми это новое состояние общения. Чему ты научился за это упражнение? Что ты в себе открыл? Как можно теперь общаться с людьми? И просто подумай, что если вдруг в своей жизни возникнет похожая ситуация, то как ты будешь себя вести?

14) Это просто такой вот шаг, самый завершающий. Впусти в себя все образы, которые ты создал на бумажках. Собери бумажки, и снова стань сам собой, более другим, но таким же целостным. Представь, что ты вбираешь в себя все то хорошее, что образовалось во время этой техники.

Вот такая вот простая техника. А, маленькое предупреждение: сначала она может выполняться достаточно долго время, около часа. Потом – значительно быстрее, но рассчитывай на время не менее двадцати минут. А так – это великолепная техника, которую стоит делать всегда для анализа того, почему и что было не так во время общения с девушками. Из второй позиции про себя самого можно узнать много весьма любопытных вещей, по опыту говорю.