Меню

В какой стране скармливают тела умерших грифам. Небесное погребение в тибете (впечатлительным не смотреть!)

Все о хостах

«Небесное погребение» ((jhator (Вайли: bya gtor) – основной вид погребения в Тибете и в ряде прилегающих к Тибету районах. Также он называется «раздачей милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу. Поэтому мёртвое тело скармливается птицам как последнее проявление благотворительности.

Именно такой способ погребения многие тибетцы по сей день считают для себя единственно возможным. Исключение делается лишь для Далай-Ламы и Панчен-Ламы. Их тела после смерти бальзамируются и покрываются золотом.
Фото 1.

«Город молитвенных флажков» – площадка, созданная для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang). Уезд Дажи (Dari), провинция Цинхай, Голог-Тибетский автономный округ, 5 ноября 2007 года. Фото: China Photos/Getty Images

«Небесные похороны» практикуются на всей территории проживания тибетцев, включая некоторые индийские территории, например, Ладакх или штат Аруначал-Прадеш.

Родные умершего молятся во время церемонии погребения в «Городе молитвенных флажков», на площадке, созданной для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang).
В 1959 года, когда китайские власти окончательно закрепились на территории Тибета, обряд был полностью запрещен. С 1974, после многочисленных просьб монахов и тибетцев, китайское правительство позволило возобновить «Небесные похороны».

Стервятники собрались в «Городе молитвенных флажков», на площадке, созданной для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang).

Сейчас имеется около 1100 площадок для обряда небесного погребения. Ритуал исполняется специальными людьми – рогьяпами.
Фото 5.

Рогьяпа («могильщик») точит нож перед церемонией погребения в «Городе молитвенных флажков».

Когда тибетец умирает, его тело устанавливают в сидячее положение и так он «сидит» в течение 24 часов, пока лама читает молитвы из тибетской Книги мёртвых.

Эти молитвы предназначены помочь продвижению души через 49 уровней бардо – состояния между смертью и возрождением.

Через 3 дня после смерти близкий друг покойного относит его на спине к месту погребения.

Рогьяпа сначала делает множество надрезов на теле и уступает тело птицам – стервятники делают основную часть работы, поедая всю плоть.

Тело уничтожается без следа, в тибетском буддизме считается, что таким образом душе легче покинуть тело, чтобы найти себе новое.


Рогьяпа («могильщик») молится перед церемонией погребения в «Городе молитвенных флажков». Окрестности монастыря Чалан (Chalang). За погребение рогьяпа получает до 100 юаней (около 13.5$). Уезд Дажи (Dari), провинция Цинхай, Голог-Тибетский автономный округ, 5 ноября 2007 года. Фото: China Photos/Getty Images

Рогьяпа дробит кости умершего во время церемонии погребения

Рогьяпа скармливает стервятникам мясо умершего

Фото 11.

Рогьяпа разрезает тело умершего
Фото 12.

Рогьяпа молится во время церемонии погребения


Фото 14.


Фото 15.


Фото 16.


Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.

Рогьяпа («могильщик»), закончив работу, пьет чай с семьей.

А теперь репортаж без культурного приукрашивания, просто обыденное дело.
Фото 20.

В общем сначала в долину привозят тело
Фото 22.


Фото 23.


Фото 24.


Фото 25.

Потом распаковывают


Фото 36.

Потом привязывают тело к колышку и надрезают
Фото 37.


Фото 38.

Китайское правительство объявило о намерении взять под жесткий контроль тибетские похороны. Древняя традиция, согласно которой тела умерших оставляют под открытым небом на съедение грифам, по мнению экологов, очень вредит здоровью птиц.

Китайское правительство объявило о намерении взять под жесткий контроль тибетские небесные похороны.

Древняя традиция, согласно которой тела умерших оставляют под открытым небом на съедение грифам, по мнению экологов, очень вредит здоровью птиц.

Труп умершего родственника привязывают за шею к вбитому в землю колу, чтобы грифы не могли утащить останки. После этого кожу покойника надрезают - так пернатым удобнее есть


По данным министерства охраны природы Китая, в последнее время участились необъяснимые случаи смерти грифов. Чиновники связывают это с отравлением несвежим человеческим мясом.

Одного мертвеца хватает, чтобы насытилась целая стая

Тибетцы устраивают небесное погребение умерших от различных болезней и заражений людей. Птицы соприкасаются с носителями заразы и, кроме того, что гибнут сами, разносят ее по стране, - поделился своими опасениями комиссар по тибетским территориям Юнь Хуэй. - Поэтому мы будем следить, чтобы птицы не ели что попало, в частности скончавшихся от СПИДа или различных разновидностей гриппа.


Тибетское сообщество восприняло запрещение хоронить по устоявшимся религиозным обрядам умерших от болезни людей крайне негативно. Оно считает эти меры очередным шагом для установления официального контроля над их религией.

Голодные птицы обгладывают тибетца до косточки


Кстати, если кому-то обычаи тибетцев покажутся варварскими, то стоит вспомнить, что многие жившие на территории современной России племена поступали также, а, например, Мордва соблюдала этот обряд вплоть до конца XIX века.

Наши предки перед захоронением водружали останки умершего на закрепленный над землей щит. Спустя год обглоданные хищниками кости предавали земле. Отсюда и современная традиция делать поминки через год. Такой обычай был продиктован желанием не осквернять землю-кормилицу гниющей плотью.

Останки заботливо собираются
Фото 44.


Фото 45.


Фото 46.


Фото 47.


Фото 48.

Подробнее узнать об этом можно из интересной книги «Неизвестные Гималаи» автора Химаншу Джоши.

Небесное погребение – один из трёх видов погребений, применяемых в Тибете. Два других – это кремация и сбрасывание в реку.

Небесное погребение называется по-тибетски «джха-тор», что означает «раздача милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу, поэтому мёртвое тело скармливается птицам, как последнее проявление благотворительности.

В Тибете около 1100 площадок для обряда небесного погребения. Самый большой находится в монастыре Дригунг Тил. Ритуал исполняется специальными людьми рогьяпами.
Фото 49.


Фото 50.


Фото 51.


Фото 52.


Фото 53.


Фото 54.


Фото 55.

Фото 56.


Фото 57.


Фото 58.


Фото 61.


Фото 62.

Затем оставшиеся кости измельчаются в порошок, смешиваются с ячменной мукой и опять же скармливаются птицам.

Тибетцы верят, что каждый хоть раз в жизни должен увидеть обряд небесного погребения, чтобы осознать, прочувствовать всю мимолетность и эфемерность жизни.
Фото 63.


Фото 64.


Фото 27.


Фото 28.


Фото 29.


Фото 30.


Фото 31.


Фото 32.


Фото 65.


Фото 66.


Фото 67.


Фото 68.


Фото 69.

Китайское правительство намерено запретить «небесные похороны»

Китайское правительство объявило о намерении взять под жесткий контроль тибетские небесные похороны. Древняя традиция, согласно которой тела умерших оставляют под открытым небом на съедение грифам, по мнению экологов, очень вредит здоровью птиц.

По данным министерства охраны природы Китая, в последнее время участились необъяснимые случаи смерти грифов. Чиновники связывают это с отравлением несвежим человеческим мясом.

- Тибетцы устраивают небесное погребение умерших от различных болезней и заражений людей. Птицы соприкасаются с носителями заразы и, кроме того, что гибнут сами, разносят ее по стране, - поделился своими опасениями комиссар по тибетским территориям Юнь Хуэй . - Поэтому мы будем следить, чтобы птицы не ели что попало, в частности скончавшихся от СПИДа или различных разновидностей гриппа.

Тибетское сообщество восприняло запрещение хоронить по устоявшимся религиозным обрядам умерших от болезни людей крайне негативно. Оно считает эти меры очередным шагом для установления официального контроля над их религией.

Кстати, если кому-то обычаи тибетцев покажутся варварскими, то стоит вспомнить, что многие жившие на территории современной России племена поступали также, а, например, Мордва соблюдала этот обряд вплоть до конца XIX века. Наши предки перед захоронением водружали останки умершего на закрепленный над землей щит. Спустя год обглоданные хищниками кости предавали земле. Отсюда и современная традиция делать поминки через год. Такой обычай был продиктован желанием не осквернять землю-кормилицу гниющей плотью.

Рыбы - трупоеды

Нечто похожее на похоронный обряд тибетцев происходит в Индии. Уже почти два тысячелетия индуисты сжигают своих покойников в священном городе Варанаси на берегу Ганга, а потом скармливают остатки таинственным рыбам.

По индусскому обычаю, тело покойного необходимо сжечь в первый день после смерти, пока душа еще тесно связана с телом. Мужчин нужно сжигать до тех пор, пока появится кость на руке или ноге, а женщин - так, чтобы была видна кость на спине или ребре. Остатки бросают в Ганг.

В любое время дня и ночи по реке плывут сотни полуразложившихся трупов, которые обгладывает таинственная рыба суис - в переводе с санскрита слово означает «тот, кому приносят в дар смерть».

Ученые считают, что под суис подразумеваются пресноводные гангские дельфины, но индусы в священном трепете мотают на эту ересь головой. В Варанаси любой лодочник расскажет, как на его глазах суис утаскивал в воду живых людей, которые совершают в Ганге омовение. Разве дельфин на это способен?

Организовать экспедицию по ловле суиса официально запрещает правительство Индии. Тайна останется не разгаданной до тех пор, пока будет существовать индуизм.

Блестящий конец

Из умерших американцев делают драгоценности

С 2004 года американская компания «LifeGem» начала превращать покойных в бриллианты. Драгоценный камень в четверть карата из кремированных останков близкого вам человека обойдется в $2200. Сертификат подлинности бриллианта от Европейской геммологической лабораторией прилагается.

Кстати, из одного человеческого тела можно сделать почти сотню бриллиантов. Из собаки или кошечки - десяток.

И смех, и грех

Китайцам запретят показывать стриптиз на похоронах

В сельских районах Китая стремятся привлечь на похороны максимальное число народу. Считается, что это может значительно повысить качество загробной жизни покойного. Ради светлого будущего усопшего его родственники идут на многочисленные ухищрения. Например, приглашают для выступления у гроба стриптизерш.

Обычай получил настолько широкое распространение, что привлек внимание властей. Чиновники на самом высоком уровне решали, как регламентировать церемонию погребения, и постановили искоренить танцы на костях в самое ближайшее время.

Справка

В соответствии с классификацией французского этнографа Жака Монтадона , все известные в истории способы погребения можно разделить на восемь основных типов:

1. Выбрасывание;

2. Водяное погребение;

3. Воздушное погребение (как на Тибете);

4. Зарывание;

5. Кремация;

6. Мумификация;

7. Рассечение;

8. Каннибализм.

Кстати

До недавнего времени в Греции действовал запрет на кремацию. Считалось, что это противоречит православию. Когда же парламент разрешил сжигать усопших, Священный Синод Элладской православной церкви в ответ запретил кремированных отпевать.

То, как мы смотрим на жизнь, прямо зависит от того, как мы видим смерть, как мы переносим утрату, какие ритуалы проводим, что остается в сознании окружающих людей после того, как они хоронят кого-то близкого. Как встречают смерть тибетцы? Этот загадочный край пережил влияние множества культур и религий. Строгие люди — наполовину смиренные монахи, наполовину кровожадные горцы — хоронят своих усопших особым образом. Погребальные обычаи Тибета, возможно, вызовут некоторый шок, но они совершенно логично вписываются в местную систему ценностей и традиции.

Как-то японский поэт написал стихотворение под названием «Утрата». В нем было всего три слова, но и их он соскоблил. Утрату невозможно передать словами. Наш привычный будничный мир, который кажется таким незыблемым, монолитным и тусклым, на самом деле очень хрупок. Малейшее отклонение в сторону способно его разрушить, изменить до неузнаваемости, и смерть — это единственная объективная реальность наравне с рождением, которая существует и ждет всех.

Размышления подобного рода никогда не находятся на поверхности. Глубоко в подсознании, сокрытый множеством социально приемлемых слоев, зиждется страх смерти, осознание неизбежного окончания этого существования. Окончание существования или существования этого тела?

Во многом отношение к смерти — это вопрос не размышлений, а веры. Как и любое настоящее знание, которое может быть приобретено только опытом. Например, можно сколько угодно объяснять кому-то, что молоко — это такая белая сладковатая жидкость, жирная и приятная на вкус, однако человек от этого не узнает, что такое молоко. Только попробовав молоко, можно узнать по-настоящему, что это, и никогда не забыть.

Как встречают смерть тибетцы? Этот загадочный край пережил влияние множества культур и религий. Строгие люди — наполовину смиренные монахи, наполовину кровожадные горцы — хоронят своих усопших особым образом. Есть четыре вида погребения для обыкновенных людей. Для монахов и прочих просветленных действует своя обрядовая система.

В отношении обычного тибетца, как правило, практикуются четыре вида погребальных обрядов: небесный, водный, древесный и земляной. Первые два схожи между собой так же, как и последние два. Несмотря на то что виды погребения варьируются в зависимости от местности, основная идея одна. Для взрослых — вернуть тело природе, позволив душе благополучно освободиться, для детей — сохранить тело как вместилище души.

Наиболее часто применяемый обряд — это небесное погребение, или bya gtor, «разделенный птицами» по-тибетски, проводимое на особых площадках в горах. После смерти труп располагают в положении сидя и лама читает сутры из тибетской Книги мертвых. Через три дня бригада могильщиков на рассвете относит умершего на специально предназначенную для этого площадку в горах. Труп, связанный в позе эмбриона и завернутый в саван, высвобождают. По всему телу делаются глубокие надрезы, чтобы птицам было проще отрывать куски плоти. Мгновенно учуяв запах, слетаются стервятники, обитающие в этих местах. После того как от умершего остается только череп и кости, все остальное разрубается на мелкие кусочки, чтобы птицы могли завершить начатую работу. Вскоре на месте не остается ничего. Считается, что, если птицы полностью поглотили останки усопшего, он вел безгрешную жизнь. Отдавая покойного стервятникам, тибетцы полагают, что возвращают тело умершего природе, что облегчает перерождение души и, кроме этого, усопший приносит свое тело в дар божествам и духам, которые воплотились в форму птиц, чтобы принять подношение.

Второй обычай — водное погребение — применяется реже из-за его трудоемкости. После смерти человека его плоть отделяется от костей и все вместе измельчается. Полученное смешивается с цзампой, прожаренной ячменной мукой, и скармливается рыбам, плавающим в окрестных водоемах. Именно из-за таких погребальных обрядов тибетцы не едят ни птицу, ни рыбу: они несут в себе часть усопшего, а только монстры едят себе подобных.

В земле хоронят детей до 14 лет. Подобный обычай, кстати говоря, есть и в Индии. Считается, что у маленького ребенка и душа маленькая, и если ее сразу отпустить, то она испугается от такого резкого перехода и не будет знать, что делать в состоянии между смертью и следующим рождением. Это затруднит успешное перерождение.

Древесное захоронение применяется к мертворожденным детям. Тельце пропитывается соляным раствором и, заключенное в клетку, подвешивается на дерево в надежде, что больше ни одного ребенка этой семьи не постигнет такая беда.

Как-то раз мы ходили в трек по бывшей тибетской провинции Амдо, ныне части Сычуани, к горе Минья-Конка, что высотой под 8000 м. Место это было совершенно дикое и нетуристическое, известное прежде всего среди тибетцев из-за значимого тантрического монастыря, который располагается у подножия Минья-Конки на берегу реки. На подходе к монастырю нам встретилось дерево, увешанное детскими вещичками и игрушками — так здесь заменяют традиционное древесное захоронение.

Все мы в какой-то момент надеемся их вернуть. Мы приходим на кладбище и смотрим на фотографию того, кто был тем, кого мы любили. Убираем могилу, потому что думаем, что он еще там и видит, чувствует заботу. А вы можете себе представить, что могил нет и кладбища нет. Некуда прийти и поставить цветы. Вы смотрите своими глазами, как тело вашего близкого человека разрывают на части и съедают падальщики. Какой отпечаток это накладывает на восприятие смерти и тела после смерти, как вы считаете?

Все очень просто. Тело после смерти — мусор. И там, где раньше был ваш любимый человек, его больше нет — есть пустая ненужная оболочка. А он — где-то еще в другом месте, явно не в теле. В то, что есть какое-то продолжение и смерть — это не окончание, в то, что физическое тело — это только временное вместилище настоящего «я», тибетцы верят гораздо больше, чем мы.

Конечно, с одной стороны, подобные традиции обусловлены климатическими условиями, в которых живут тибетцы: основная часть региона — скалистые горы, откопать в которых могилу или насобирать дерева для кремации крайне трудоемко и порой невозможно. С другой стороны, тибетцы — приверженцы буддизма и искренне верят в реинкарнацию. После смерти душа, освобожденная от оков тела, перерождается в другом обличье в соответствии со своей кармой. Последнее действие в существовании физического тела, то есть его погребение, стараются наполнить состраданием к окружающим и провести с наибольшей пользой — накормить голодных.

Страница Марии Вдовкиной во «Вконтакте» —

Предупреждение: Данная статья содержит сцены насилия и предназначена для психически устойчивых людей старше 18 лет.

Высокое солнце ослепительно светит, но не греет. Скулы облизывает ветер. На этой обнаженной, почти что лысой площадке в горах, скудно украшенной лишь мелкой травой и камнями, кажется, только птицы чувствуют себя полноправными хозяевами. Раздается глухой стук топора - это кости и череп дробятся в муку. Грифы еще не закончили свою трапезу. Они ждут, когда последние части человеческого тела еще раз согреют их желудок. Уже давно выклеваны глазницы, съедена мягкая плоть, разодраны печень, сердце, кишки... Когда грифы закончат, от тела не останется ничего. Это «джатор», или «подаяние птицам»: древний тибетский обычай похорон под открытым небом. Обряд, который шокирует воображение тех, кто не привык к суровой жизни высокогорного Тибета.

Обряд в веках

Китайские власти, пришедшие в Тибет в пятидесятых годах двадцатого века, сочли джатор варварским обычаем и запретили его. Почти тридцать лет на него было наложено табу. Однако дерзкие условия жизни на высоте больше четырех тысяч метров и верность традициям взяли свое. Как еще хоронить мертвецов, если вместо земли – промерзшие камни, копать для этого могилы просто не имеет смысла? В итоге в восьмидесятые запрет был снят.

Место проведения "Небесных Похорон" в Тибете

Истоки обряда уходят своими корнями в глубину веков. Возможно, на территории, бедной растительностью, таким образом хоронили тела тысячи лет назад. Но в двенадцатом веке, с укреплением на территории Тибета буддизма, похороны под открытым небом, помимо экономического, приобретают еще и свое особое, религиозное значение.

Однако отдать тело на растерзание хищным птицам – здесь не единственный способ погребения. Тела беременных женщин, детей, не достигших восемнадцати лет, а также тех, кто умер от болезней или в результате несчастного случая, пускают вниз по течению рек. Помимо них, тела усопших титулованных лам подлежат кремации. В краю, где древесина – большая редкость, этот обряд невероятно затратный. По этой причине некоторых почивших монахов замуровывают в стены монастырей, возводя в их честь небольшие усыпальницы.

В склепе под открытым небом

К слову, захоронение тел под открытым небом – тоже недешевая церемония. Наделенная особым религиозным смыслом, она включает в себя множество необходимых ритуалов, обязательных для исполнения. Первым делом родственники усопшего оборачивают тело в белые ткани и оставляют неприкосновенным в дальнем углу дома. После чего они обращаются к священнослужителям.

В течение трех дней монахи будут отпевать покойного мантрами, чтобы ускорить и облегчить переход его души из старого, разлагающегося материального тела в новое. На это время все в доме замирает – живые оставляют все свои насущные дела, чтобы не затруднить переход странствующей между мирами души.

В день похорон с тела снимают последние одеяния и складывают его в позу эмбриона. Таким человек пришел в этот мир, таким и уйдет. Бедняки же, не имеющие денег, зачастую просто оставляют тела своих покойников на уступах гор, чтобы не люди, а природа позаботилась об усопших.

Сама церемония обычно проходит на рассвете в специально отведенном месте. Оно называется «дуртро», склеп под открытым небом. Это большой, огороженный луг, иногда с несколькими ступами и развешенными молитвенными флагами. В центре луга – выложенный из камней круг, в котором происходит главное действо. Запах тлеющего можжевельника очищает здесь воздух.

Таких погребальных площадок на территории Тибета несколько, все они расположены вблизи монастырей. Есть особо популярные, куда родственники несут тело покойного на своих плечах. Во главе процессии – ламы, не прекращающие читать мантры. Когда колонна доходит до склепа, ламы замолкают, родственники отступают – они больше не вправе наблюдать за деталями церемонии. Труп передают тем, кто будет в ответе за его разделывание.

Дело рогьяпа

Рогьяпа, или тот, кто разделывает тело, одним словом, могильщик, - сложное призвание. Это семейная традиция, и ремесло обычно передается от отца к сыну. Если же в семье родилась дочь, то ее будущий муж обязан перенять дело тестя. Часто рогьяпа живут изолированно, в стороне от остального селения. Им до сих пор запрещено появляться в домах зажиточных горожан, но такие издержки профессии с лихвой компенсируются немалой стоимостью их погребальных услуг. Обычно на церемонии присутствует сразу несколько рогьяпа.

Главный из них, облаченный в объемный белый фартук, без каких-либо перчаток, вооруженный большим острым ножом, делает первые надрезы на мертвом теле. Сначала из тела удаляются внутренние органы. Пока один рогьяпа мастерски орудует ножом, остальные палками отгоняют голодных стервятников. Мужчины непринужденно общаются между собой, отпускают шутки, смеются. Местные говорят: так рогьяпа дают понять, что в этом теле не осталось больше ничего значимого.

Дакини

Огромные хищные птицы давно наблюдают за каждым действием, готовые накинуться на труп. Главный рогьяпа дает сигнал остальным – мужчины стремительно отступают от расчлененного тела, и стервятники стремглав набрасываются на останки. Хлопая своими гигантскими двухметровыми крыльями, они соперничают друг с другом за лучший кусок. В воздухе парит едкий дух смерти и чужого пира. Стервятники раздирают останки меньше, чем за двадцать минут.

В мифологии буддизма Ваджраяны эти, казалось бы, грязные, вечно голодные, с лысыми головами, без перьев грифы, поедатели трупов, падальщики – существа священные. В Тибете их почитают, как «дакини»: жестоких существ женского пола, обитающих высоко в небе. Дакини питаются человеческой плотью, но, несмотря на свой свирепый нрав, они часто помогают истинным йогам на их пути, раскрывая секреты тайного духовного знания. Также дакини почитаются последователями религии бон, традиции, господствовавшей на территории Тибета до прихода буддизма.

Грифы-дакини обгладывают кости. Рогьяпа вновь берутся за палки, чтобы отогнать птиц. Оставшийся кровавый скелет совсем скоро превратится в пыль. Вооружившись тяжелыми топорами, рогьяпа дробят кости и смешивают их с «цампой», ячменной мукой. Это блюдо достается воронам и ястребам, ожидающим тут же. Оставшиеся хрящи вновь кидают стервятникам.

Еще четверть часа, и от тела не остается ничего. Закончена трапеза дакини – закончена работа рогьяпа. На каменной площадке высоко в горах не осталось и следа от былого кровавого пиршества. Мужчины покидают холм, за ними уходят родственники покойного, улетают птицы. Тела больше нет, а дух давно парит над горами, ведомый по пути перерождения. Тибетские похороны под открытым небом закончены.

Сакральный смысл

В священной Тибетской Книге Мертвых, «Бардо Тхедол», тело – лишь сосуд, который временно вмещает в себя душу. Как глиняный горшок разбивают, когда он пуст, так и тело подлежит уничтожению, когда душа больше не нуждается в нем. Бардо Тхедол содержит в себе целую науку о том, какие испытания проходит душа, преодолевающая смерть, и как облегчить ее путь в океане сансары, иллюзии перерождений, на пути к следующей реинкарнации, или воплощению.

Процесс отделения души от бывшей оболочки длится три дня, в течение которых монахи поют специальные мантры. Эти мантры, как путеводитель, прокладывают путь сознанию души через ступени бардо, от смерти к новой жизни. В процессе старое тело становится пустой формой, навсегда лишенной осмысленного содержания. В склепе на вершине горы его утилизируют дакини, лишая душу старых оков.

С телом происходит главная метаморфоза, оно расщепляется на первоэлементы: землю, воздух, огонь и воду. Душа же становится окончательно свободной от оболочки, чтобы окунуться в новый сосуд, в котором, возможно, ей удастся приблизиться к нирване.

«Зеленые» похороны

Хотя, корни обычая похорон под открытым небом и теряются в тибетской истории, археологи отмечают, что такой же обряд существовал и в культуре зороастрийского Ирана. Старейшие археологические упоминания о нем датируются 400 годом до нашей эры. И тогда трупы оставляли на растерзание диким птицам и животным на площадке высоко в горах, а оставшиеся кости хоронили в склепе.

Несмотря на то, что сегодня обряд джатор кажется многим носителям западного мышления диким, есть те, кто придерживается другого мнения. В Соединенных Штатах Америки некоторые секты выбирают исключительно такой способ прощания с усопшими, называя его самым экологически чистым из всех возможных. Сегодня в США можно найти специальные «зеленые» кладбища, где трупы – их мягкие ткани – отдают на растерзание хищникам. Стоимость такой услуги варьируется от пятисот долларов за индивидуальные похороны до пяти тысяч за погребение оставшихся костей в фамильном склепе.

Да и сами тибетцы верят, что любая мертвая плоть оскверняет Землю. Ведь закопать разлагающееся тело, по их мнению, – все равно что надругаться над заботливой и кормящей матерью.

Текст: Анна Абраменко

Небесные похороны

Тибет был и остается для многих из нас той цивилизацией, которую нам не дано понять. Любопытство к этой загадочной земле подстегивается и тем, что тибетские мудрецы и монахи взирают на остальной мир глазами, в которых угадывается либо безразличие, либо надменность. Утверждают, что тибетские ламы могут «входить» в тела умерших людей и жить в этом новом состоянии. Некоторые ламы неведомым образом способны после смерти сохранять свою плоть без признаков разложения в течение двух недель. Делается это для того, чтобы сознание учеников получило возможность проникнуть в тело учителя и овладеть всем богатством его знаний и мудрости .

Ученые Колумбийского университета присутствовали при подобном акте в 1987 г. Позднее Далай-лама объяснил им, что тантрическая техника позволяет сознанию учеников проникать в тело мертвого учителя и получать все его знания и жизненный опыт, ибо память не есть мозг. Но для успеха этой акции необходимо много тренироваться.

А вот великий йог Дхарма Дходе (сын ламы Марпы) достиг таких высот контроля своих энергетических потоков и сознания, что мог покидать свое тело, проникать в тело покойника и существовать в нем как в собственном. То есть он мог говорить, двигаться, мыслить… Он неоднократно демонстрировал все это своим ученикам.

Похоже, что тибетским монахам больше жизни интересна смерть – самое таинственное состояние материи.

В 1950 г. китайские войска оккупировали Тибет, и новая власть стала проводить в жизнь мощную и беспощадную антирелигиозную кампанию. Повсеместно закрывались тысячелетние монастыри и храмы. Для ассимиляции тибетцев широко практиковались насильственные браки с китайцами и их высылка во внутренние районы страны. В то же время постоянно увеличивался поток беженцев в Индию. К 1960 г. там сконцентрировалось более 100 тысяч тибетцев во главе с Далай-ламой. К счастью, в дальнейшем репрессии прекратились, но Тибет остается китайским, а китайцы смотрят на философию буддизма скептически, В том числе и на ужасный обряд «небесных похорон».

Неподалеку от города Лхасы, бывшей столицы Тибета, находятся несколько монастырей, известных своими странными традициями. О них знают многие, но никто не приезжает сюда специально, чтобы увидеть «небесные похороны», – это бессмысленно и весьма опасно по двум причинам. Во-первых, если любопытного застукают за попыткой подсмотреть «небесные похороны», то ему грозит десять лет китайской тюрьмы. Во-вторых, если кому-то и удастся подсмотреть их, то это наверняка неблагоприятно повлияет на психику «счастливчика», а может, и вовсе разрушит ее.

В каждом номере гостиниц Лхасы вы увидите объявление на семи языках:

«Согласно законам правительства Китая в нашем городе строжайше запрещено посещать, присутствовать и делать фотоснимки на месте проведения “небесных похорон” – погребальном церемониале тибетских монахов. Он является древним обычаем небольшой части населения Тибета. Туристы, нарушившие это правило, будут наказаны по всей строгости закона».

«Небесные похороны» – это своеобразный ритуал монахов, во время которого труп режут ножами на мелкие части и скармливают грифам. В ближайшем пригороде Лхасы, позади монастыря Сера, у подножия гор находится огромный плоский камень, внешне напоминающий плиту. Он-то и является последним пристанищем умерших монахов, которые, по поверью, возносятся с него в поднебесье.

Прежде чем приступить к основной операции, мастер похоронного церемониала выпивает крепкого монастырского пива. Говорят, для того, чтобы притупить ощущения от предстоящей работы по расчленению покойника и дальнейшему измельчению тканей его тела.

Для операции подготавливают несколько ножей и мощную кувалду. Вся работа занимает у него 3–5 часов. Чтобы труп не соскальзывал с политого кровью камня, его привязывают к рогообразному выступу на плите множеством веревок.

Задача мастера состоит в том, чтобы изрубить труп на мельчайшие кусочки, которые бы без труда смогли поглотить прожорливые грифы. Но сначала труп расчленяется. Уже через час на каменной плите аккуратно разложены голова, руки, ноги, кишечник, легкие, печень, сердце…

Мастер похоронного церемониала разбирает скелет покойника буквально по косточкам, а затем измельчает их при помощи кувалды в порошок. Эта работа занимает большую часть операции. Она трудоемка и требует сил и выносливости. Далее палач смешивает костную пыль с мелкими кусками мяса (либо в специальном чане, либо прямо на каменной плите), добавляя туда ячмень и жир яка. Эти два ингредиента весьма любимы грифами, их запах плюс кровь привлекают стаи стервятников к камню с «яствами». Чтобы сделать церемонию торжественной и привлечь большее количество грифов, вокруг плиты разводят множество мелких костерков. Причем их разжигают так, чтобы было меньше огня, но много дыма: именно в этот момент мастер оставляет на камне кровавое месиво с приправами и уходит допивать пиво, предоставляя миссию вознесения покойника к небесам уже кружащимся в небе стервятникам. Несколько часов, а иногда и сутки продолжается страшное пиршество. Жирные разноперые грифы с крючковатыми клювами, с которых капает кровь, не спеша поедают останки умершего монаха, который, кстати, при жизни прекрасно знал, какими будут последние часы пребывания его бренного тела на земле.

Стервятники ждут

Местные жители знают обычаи монахов и не стремятся подсмотреть ритуал. Весьма странным выглядит тот факт, что единственными зрителями «небесных похорон» могут быть обитатели местной тюрьмы. Она расположена на возвышении на расстоянии 500–700 метров от ритуальной плиты. Как будто архитекторы темницы с особым умыслом приглядели местечко, дабы преступникам было на что поглазеть, а затем и хорошенечко задуматься о суете земной. Но наблюдают заключенные за «небесными похоронами» или не нарушают своим любопытством таинства монашеского действа – этого никто не знает.

Пир грифов закончен. Только запекшаяся кровь на каменной плите напоминает о «небесных похоронах». Но пройдет дождь, камень вновь станет чистым и гладким и начнет терпеливо дожидаться своего очередного «гостя».

Из книги Хождение к морям студёным автора Бурлак Вадим Николаевич

Небесные корабли Низко над водой, в бирюзовых облаках появился кораблик… перевернутый мачтами вниз! Вначале я не поверил своим глазам. Сон? Чудо? Обман зрения?.. А может, это предвестник гибели кораблей - «Летучий голландец»? Сколько приходилось читать и об опасных

Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

Небесные обитатели Забавную сказку сложили полинезийцы .Раньше бог Солнца Тама, как праздный бродяга, слонялся по небу куда вздумает или летал с быстротой молнии. Но в конце концов приручил его и укротил хитрый Мауи.Чудесными подвигами прославился знаменитый

Из книги Мифы древних славян автора Афанасьев Александр Николаевич

Небесные стада Для племен пастушеских, а такими бы ли все племена в отдаленную эпоху своего доисторического существования, богатство заключалось в стадах и ими измерялось. Скот доставлял человеку и пропитание, и одежду; теми же благодатными дарами наделяет его и мать

Из книги 100 великих тайн автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги История народа хунну автора Гумилев Лев Николаевич

VIII. «Небесные кони» КИТАЙСКОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ НА ЗАПАД Несмотря на успехи, достигнутые на юге (Индокитай) и на востоке (Корея), У-ди должен был признать, что главнейшая проблема - хуннская - отнюдь не разрешена. Колоссальным напряжением сил была создана полевая армия; она

Из книги Божество 12-й планеты автора Ситчин Захария

Из книги Путь Феникса [Тайны забытой цивилизации] автора Элфорд Алан

Небесные львы Мы установили, что египетские фараоны были владыками Земли, воплощавшими в себе Гора и Сета, реинкарнациями великих богов-планет Гора-старшего и Сета-старшего, которые взорвались миллионы лет назад, и фрагменты которых некогда упали на Землю. После кончины

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

13. Похороны Германика и похороны Ермака Обнаженное тело выставлено на помосте для всеобщего обозрения Как мы показали в книге «Завоевание Америки Ермаком-Кортесом…», русские летописи сохранили яркие свидетельства, что Ермак на самом деле был похоронен в Мексике, рядом

Из книги Династия Ямато автора Сигрейв Стерлинг

Небесные врата «Династия Ямато» - первая собирательная биография японской императорской семьи, мужчин и женщин, охватывающая пять ближайших к нам поколений, начиная с Реставрации Мэйдзи в XIX веке. Мы поинтересовались у знакомого японского исследователя, что бы он хотел

Из книги Тайны языческой Руси автора Мизун Юрий Гаврилович

НЕБЕСНЫЕ БОГИ СЛАВЯН До прихода христианства славянский суперэтнос существовал тысячи лет. Его жизнь строилась на здоровой, правильной основе. Это здоровая равноправная семья, отсутствие рабства и крепостничества, отсутствие жертвоприношений, гармоническое отношение

Из книги Загадки древности. Белые пятна в истории цивилизации автора Бурганский Гарий Еремеевич

НЕБЕСНЫЕ КОЛЕСНИЦЫ Но вернемся к пересказам о путешествиях людей на небо. Китайские летописи упоминают о Гоу Чжи, инженере императора Яо, который в 2309 г. до н.э. решил лететь на Луну в небесной колеснице с помощью "потока воздуха, которое светилось". Интересно, что автор

Из книги Герман Геринг: Второй человек Третьего рейха автора Керсоди Франсуа

II Небесные рыцари Сто двенадцатый пехотный полк принца Вильгельма квартировал в департаменте Верхний Рейн, в небольшом городке Мюлхаузен, который угрюмые жители оккупированного Германией Эльзаса упрямо продолжали называть Мюлузом. Гарнизонная жизнь оказалась не

Из книги Боэмунд Антиохийский. Рыцарь удачи автора Флори Жан

13. Боэмунд и небесные легионы Раймунд Тулузский, однако, не использовал свое преимущество полностью. Он действительно подготовился к бою, который Бог провозгласил победоносным, однако не он повел крестоносцев в битву. К тому времени Раймунд вновь заболел, как и Адемар

автора

Из книги Книга катастроф. Чудеса мира в восточных космографиях автора Юрченко Александр Григорьевич

§15. Небесные знамения Древнекитайский историк Сыма Цянь в «Трактате о небесных явлениях» описывает систему предсказаний, связанных с Солнцем. Предсказывался исход битвы по виду и цвету солнечного ореола. На первых взгляд система выглядит очень странно. Поражает ее

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Г) Небесные светила и зори Небо казалось древним Украинцам то полем, то морем, то просто кленовым листком, на котором написаны солнце, месяц и зори; облака казались лесами, дубравами, скалами, стадом или отарой овец, товаром; зори казались густыми копнами на поле, либо