Меню

Три мудрые обезьяны. Существует четвёртая мудрая обезьяна

Садовые постройки

...Ничего не вижу, ничего не слышу,
Ничего не знаю, ничего никому не скажу...
«Ничего не вижу», слова Л. Ошанина , музыка О. Фельцмана , популярные исполнители: Эдита Пьеха и Тамара Миансарова

Многим известен древний восточный символ - три обезьянки , одна из которых старательно закрывает лапами глаза, вторая - уши, а третья - рот. Но откуда они происходят, с чем связаны и что означают известно меньше.

Место происхождения трех обезьян

Есть много предположений относительно места появления трех обезьян: называют и Китай , и Индию , и даже Африку , но родина трех обезьян - все-таки Япония . Подтверждением может являться прочтение по-японски действий, выражаемых композицией: «не вижу, не слышу, не говорю» (при записи с использованием кандзи 見猿, 聞か猿, 言わ猿 - мидзару , кикадзару , ивадзару). Суффикс, придающий отрицание «-дзару » созвучен слову «обезьяна», по сути является озвонченным вариантом слова «сару » (猿). Получается, что изображение трех обезьян - своего рода каламбур или ребус , игра слов, понятная только японцу.

Религиозные корни

Несомненно первоначальное религиозное значение обезьяньей группы. Часто ее прямо называют буддистским символом, но не все так просто. Да, буддизм принял трех обезьян, но не он, вернее, не он один был колыбелью трех обезьян.

Религия в Японии обладает особыми свойствами: она необычайно податлива и при этом упруга: на протяжении истории японцы встречали многие религиозно-философские учения, принимали и перерабатывали их, соединяя, порой несоединяемое в сложные системы и синкретические культы.

Культ Косин

Три обезьяны первоначально связаны с одним из японских народных верований - Косин . Имея в своей основе китайский даосизм , вера Косин относительно проста: один из главных постулатов состоит в том, что в каждом человеке «живут» три некие сущности-наблюдателя («червя») , собирающие на своего хозяина компромат и регулярно во время его сна отправляющиеся с докладом к Небесному Владыке . Последователю культа во избежание больших неприятностей требуется всячески воздерживаться от зла, а не преуспевшим в этом, чтобы эти внутренние информаторы не смогли вовремя передать «в центр» нечто неблаговидное, в расчетное время «сеансов» (обычно раз в два месяца) нужно воздерживаться от сна, проводить бдения.

Когда появились три обезьяны

Вопрос о точном времени появления трех обезьян, видимо, не разрешим, отчасти из-за народного характера веры, не имеющей централизации и каких бы то ни было архивов. Приверженцы культа Косин устанавливали каменные монументы (косин-то ). Вот на них и сто́ит искать древнейшие материально зафиксированные образы трех обезьян. Проблема в том, что датировать такие памятники вряд ли возможно.

Некоторую определенность дают самые знаменитые из трех обезьян. Для японцев такая композиция известна под именем «три обезьяны из Никко ».

Три обезьяны из Никко

Биологический вид трех обезьян

Существует множество вариантов композиции с изображением разных обезьян (и не только обезьян), часты, к примеру, шимпанзе, закрывающие глаза, уши и рот. Очевидно, что в Японии должен был быть иной исходный источник образа. Вероятнее всего, в качестве трех обезьян должны были изображаться японские макаки (лат. macaca fuscata ), ставшие знаменитыми в последнее время «снежные обезьяны », греющиеся зимой в геотермальных источниках в Адской долине в префектуре Нагано .

Изображение трех обезьян

Три обезьяны ныне разошлись практически по всему миру, они изображаются в сувенирной продукции и на бытовых предметах, используются в виде украшения интерьеров и в садовой скульптуре, во многих населенных пунктах мира есть памятники трем обезьянам, их используют уличные художники в граффити и карикатуристы в политической сатире, из можно встретить на монетах Сомали и авторских русских матрешках. Невозможно описать все варианты, поэтому попытаемся ограничиться лишь некоторыми классическими решениями.

Варианты композиции

Разрозненные фигуры

Начиная с классических обезьян из Никко художники могут изображать обезьян отдельно, не ограничивая общей позой или расположением. Такое решение оставляет много свободы, позволяет разместить фигуры живее и непринужденнее.

Тесная группа

Три обособленных фигуры слишком разобщены, поэтому художникам зачастую хочется показать более тесную связь, общность трех принципов-отрицаний. Один из возможных способов взаимодеиствия - при котором обезьянки друг другу закрывают уши, рот и глаза. Один из факторов, толкнувших композицию к центростремительному объединению - использование трех обезьян в виде нэцкэ . Нэцкэ (нэцукэ ) - деталь одежды, брелок, позволяющий к поясу кимоно на шнуре подвешивать носимые вещи, например, кошелек или письменные принадлежностей (карманов-то у кимоно нет). Функциональное назначение определяет габариты и требования к форме нэцкэ: брелок должен быть округлым и умещаться в кулаке. Три отдельные фигуры укладываются в такие требования плохо. Обезьян и сажают друг на друга, и прижимают друг к другу спинами, и заставляют скататься в единый комок.

Один за всех

В любом случае композиция иэ трех обезьян оказывается визуально перегруженной для формата нэцкэ, но резчики выработали «облегченный» вариант: всего одна обезьянка использует все свои четыре лапы, чтобы прикрыть глаза, уши и рот (глаза и рот передними, а уши задними конечностями).

Для единственной обезьяны, замещающей сразу трех, известно имя автора-изобретателя композиции. С достаточной долей уверенности можно назвать мастера Масацугу Кайгёкусая (懐玉斎正次) из Осаки, творившего в XIX в. Любопытно, что такая композиция, вроде бы, повторялась и в России в мастерских Карла Фаберже.

Четвертый лишний

Довольно часто можно встретить группы обезьян, расширенные за счет четвертой, а то и пятой фигурки. «Лишняя» обезьянка или прикрывает промежность и называетя либо «не делать» (зла), либо «не получать удовольствия». Или обезьяна сидит спокойно, не от чего не загораживаясь (встречается название «не думать»). Сложно сказать, когда и где произошла добавка, но, вряд ли давно и вряд ли в Японии.

Собезьянничать

В Японии появились композиции, повторяющие трех обезьян, но без обезьян, например, картинки с гейшами «не вижу, не слышу, не произношу». И в настоящее время принято «обезьянничать»: достаточно в крупных интернет-сервисах хранения фотографий (вроде Flickr) задать запрос «three wise monkeys» или «see no evil», чтобы увидеть лица сотен и сотен людей. А сувенирная промышленность в позы обезьян сажает кого угодно, можно найти «обезьяньи» группы чуть ли ни всех представителей фауны или персонажей массовой культуры.

Порядок следования

Не существует какого-то одного принятого порядка следования обезьян в композиции. Достаточно посмотреть на обезьян из Никко и сравнить их со стелой косин-то или приведенными фотографиями современных работ.

Культурное влияние трех обезьян

Прежде всего, несомненно вхождение символа трех обезьян в мировую массовую культуру. Композиция если не популярна, то узнаваема практически во всех уголках Земли.

Махатма Ганди (Мохандас Карамчанд Ганди), борец за независимость Индии, учитель индийского народа и идеолог ненасилия не расставался с любимыми тремя обезьянками, пожалуй, единственной роскошью, которой он мог себе позволить. Сейчас обезьянки Ганди остаются одной из главных реликвий в бывшей резиденции Бапу Кути в ашраме, находящемся в образцовой деревне Севаграм сельской местности Махараштры .

Свои личные впечатления об обезьянах на конюшне в Тосёгу оставил Редьярд Киплинг Сомали 2006 г.

Три обезьяны изображались на почтовых марках Таджикистана и Новой Каледонии .

В популярном анимационном сериале «Гриффины» (Family Guy ) существует второстепенный персонаж Evil Monkey (англ. «обезьяна зла» или «злая (порочная) обезьяна»). Воплощая детские страхи одного из героев мультфильма, Evil Monkey живет в шкафу, пугает и мучает своего хозяина. В имени обезьяны явна аллюзия-противопоставление английскому названию трех обезьян «no evil monkeys»: если есть «обезьяны без зла», то должна быть и «обезьяна со злом».

Фильм турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана (Nuri Bilge Ceylan ), получивший премию Каннского фестиваля 2008 г. за лучшую режиссуру, называется «Üç Maymun» (тур. «три обезьяны»). По сюжету герои пытаются уйти от своих семейных проблем, пытаясь не замечать и замалчивать их. То есть «три обезьяны» рассматриваются авторами, как синоним «позиции страуса».

Целый ряд англоязычных книг и фильмов используют в названии игру с фразой «не вижу - не слышу...», например, американский фильм ужасов 2006 г. «See No Evil» (в русском прокате «Не вижу зла»), кинокомедия 1989 г. «See No Evil, Hear No Evil» («Ничего не вижу, ничего не слышу»), автобиографическая книга бывшего агента ЦРУ Роберта Бэра «See No Evil» («Не видя зла») и т. д.

В детективе Эрла Стенли Гарднера «Дело мифических обезьян» (Erle Stanley Gardner, «The Case Of The Mythical Monkeys», 1959) шелковый шарф с изображением трех обезьян служит центральной уликой. Три обезьяны часто изображаются на обложках разных изданий этой книги.

В репертуаре американской группы Sparks существует песня «Hear No Evil, See No Evil, Speak No Evil».

[...]
Hear no evil (Monkey 1 says you shouldn"t hear it)
See no evil (Monkey 2 says you shouldn"t see it)
Speak no evil (Monkey 3 says you shouldn"t speak it)
[...]

Скелетоподобный персонаж, талисман-маскот, украшающий обложки дисков и афиши американской трэш-метал группы Megadeth , с собственным именем Вик Рэттлхэд (Vic Rattlehead ) изображается с глазами, закрытыми стальной пластиной, заткнутыми некими металлическими предметами ушами и ртом, стянутым стальными крючьями.

Гражданам экс-СССР один из вариантов названия композиции с тремя обезьянами известен по песне Оскара Фельцмана и Льва Ошанина «Ничего не вижу», вынесенной в эпиграф этой статьи. Песня популярна в исполнениях Тамары Миансаровой (Madeleine Albright ), известная тем, что носит броши, содержащие символические послания для собеседников или аудитории, надевала на встречу с Владимиром Путиным в 2000 г. брошь с изображением трех обезьян, как знак отношения к ситуации в Чечне.

В виде трех обезьян весьма часто изображаются политики разных стран на карикатурах: власти глухи и слепы к чаяниям народа и склонны к замалчиванию проблем.

Литература

  • О трех обезьянах на японском языке:
    中牧弘允 『世界の三猿―見ざる、聞かざる、言わざる』 東方出版 、1997.12、 ISBN 4885915449
  • О параллелях с тремя обезьянами в мировых религиозно-философских учениях:
    virgo_splendens Лекции о трех обезьянах . Кон. октября - нач. ноября 2012 г.
  • О трех обезьянах в нэцкэ:
    Все о нэцкэ. Мифологические сюжеты/Сост. С. Ю. Афонькин . Спб: ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006.-160 с., ил. ISBN 5-9603-0057-5
  • О трех обезьянах в оформлении традиционного японского холодного оружия:
    Скраливецкий Е. Б . Цуба - легенды на металле. -Спб.: ООО «Издательство Атлант», 2005.-328 с.: ил. ISBN 5-98655-015-3
  • О даосском влиянии на японские веровния и искусство, в т. ч. о происхождении культа Косин и связи с ним трех обезьян
    Успенский М. В. К вопросу о роли даосизма в японских народных верованиях (по материалам миниатюрной японской скульптуры XVII-XIX вв.) . Сб. Искусство и религия. Научные труды ГЭ. – Л.: Искусство, 1981, с. 59-75
  • Об учении Конфуция: любое издание Лунь Юй (существует во множестве переводов), например:
    Конфуций . Афоризмы и изречения.-М. ООО «Дом Славянской книги», 2010.-320 с. ISBN 978-5-91503-117-2

Три обезьяны (яп. 三猿, сандзару или 三匹の猿, самбики но сару - «три обезьяны») - изображение трёх обезьян, символизирующих буддистскую идею недеяния зла, отрешённости от неистинного. «Если я не вижу зла, не слышу о зле и ничего не говорю о нём, то я защищён от него» - идеи «невидения» (見ざる ми-дзару), «неслышания» (聞かざる кика-дзару) и «неговорения» (言わざる ива-дзару) о зле.

Иногда добавляется четвёртая обезьяна - Сидзару, символизирующая принцип «не совершать зла». Она может изображаться прикрывающей свой живот или промежность.

Выбор обезьян в качестве символа связан с игрой слов в японском языке. Фраза «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю» звучит как «мидзару, кикадзару, ивадзару», окончание «дзару» созвучно японскому слову «обезьяна».

Происхождение символа трех обезьян

Символическая по трём обезьянам, закрывающих лапами глаза, уши и рот появилась на Востоке, с этим согласны практически все источники. Конкретнее «местом рождения» трех обезьян с большой долей уверенности называется Япония. Это подтверждается и историческими артефактами, и лингвистически.

Действия, выражаемые композицией «не вижу, не слышу, не говорю» (при записи с использованием кандзи 見猿, 聞か猿, 言わ猿 - мидзару, кикадзару, ивадзару) состоят из глагола-действия и суффикса, придающего отрицание «-дзару». Так вот суффикс этот созвучен слову «обезьяна», по сути является озвонченным вариантом слова «сару» (猿). Получается, что изображение трех обезьян - своего рода каламбур или ребус, игра слов, понятная только японцу.

Наиболее древние из известных изображений трех обезьян также находятся в Японии. Вероятнее всего, впервые композиция из трех обезьян появилась в местном японском культе Косин.

Большую популярность текстовая переписка имеет у молодежи. Да что уж говорить, практически любая социальная сеть имеет внутреннюю почту. С помощью нее можно не только набирать сообщения, но и прикреплять изображения, музыку или даже видео. Функциональность почты зависит от ресурса, на котором вы находитесь. Отличным примером месседжеров является программа «Скайп» или «Вайбер». Два этих приложения доступны как для ПК, так и для мобильных устройств.

Предназначение смайлов

Какой бы ни была текстовая переписка, она лишает пользователей одного — точного выражения эмоций. Конечно, можно бесконечно использовать знаки препинания или слова с яркой эмоциональной окраской, но в точности ваши переживания или радость донести собеседнику не выйдет. Именно для этого и были придуманы смайлики. Изначально они составлялись из простых печатных знаков типа двоеточия и скобки, а затем это были банальные желтые рожицы, на которых была изображена та или иная эмоция.

Сейчас смайлик нашел свое выражение в системе «эмодзи», это группа различных изображений людей, животных, еды, машин, знаков или другого, которые пользователи могут вставить в текстовую переписку. Конечно, значение простых «улыбчивых», «плачущих» или «кричащих» смайлов растолковывать незачем, но ведь часто мы используем ту или иную пиктограмму, даже не зная, что она значит. А ведь у некоторых смайликов есть определенное значение и даже своя история.

К примеру, смайл «обезьянка с закрытыми глазами». Кто-то видит тут просто изображение животного, а кто-то замечает тайный подтекст. Какой? Давайте разберемся вместе и узнаем, что означает смайл «обезьянка с закрытыми глазами».

Разновидности смайлов

В системе «эмодзи» можно отыскать множество различных смайлов. Это классические желтые мультяшные лица, различный транспорт, с помощью которого мы можем рассказывать об интересных путешествиях, или смайлики-еда. Последних настолько много, что можно даже передать с помощью них целые рецепты. Маленькие пиктограммы призваны не только показывать эмоции или делиться интересными новостями. Психологи утверждают, что информация, насыщенная такими картинками, лучше запоминается и откладывается в памяти человека. Принцип такой же, как и с детскими книжками, в которых много иллюстраций. Ребенок ассоциирует нужную информацию с изображением и легче ее запоминает. Так что если вы хотите, чтобы кто-то не забыл сходить в магазин, выгулять собаку или, например, полить цветы, напомните ему об этом в сообщении с соответствующим смайликом.


Смайлы-животные

Отдельную категорию представляют смайлики-животные. Они нужны не только для того, чтобы показывать собеседнику изображение зверя. Каждое животное выражает определенное настроение. Так, с помощью «собаки» можно выразить преданность, с помощью «лисы» — хитрость, а с помощью «улитки» — медлительность. Но многим из нас приходилось замечать три иконки с изображением обезьянок, что стоят к ряду. Почему же именно обезьянки, и в чем тут суть? Что означает смайл «обезьянка с закрытыми глазами» и ее «товарищи»? Читайте далее.


Значение смайла «обезьянка с закрытыми глазами»

Для того чтобы понять значение этого смайла, нужно углубиться в историю. Три смайла обезьянок расположены вместе неспроста. Три обезьяны, одна из которых закрывает глаза, другая — уши, а третья — рот, символизируют древнюю буддистскую идею. Учение говорит нам о том, чтобы мы не совершали зла, и было распространено в Древней Индии, Японии и Китае. Приматы указывают «не видеть зла, не слышать зла и не говорить о зле». Многие люди неоднократно задавались вопросом: а почему именно обезьяны? Историки поговаривают, что в качестве изображения идеи недеяния зла были именно эти животные, потому что в японском языке происходит забавная игра слов. «Не вижу, не слышу, не говорю» по-японски означает «мидзару, ивадзару, кикадзару». А слово «обезьяна» переводится как «дзару». Возможно, древние буддисты вкладывали в изображение обезьян и иной смысл, но нам с вами об этом можно лишь догадываться. И вот когда мы уже понимаем, что значит «обезьянка с закрытыми глазами» (смайл), можно рассуждать, как его применить в переписке. К слову, в разных приложениях смайлы-обезьяны могут выглядеть немного по-разному.


Когда использовать смайл «обезьянка с закрытыми глазами»

Милый примат, прикрывающий глаза, сулит нам «не видеть зла». Поэтому прямое предназначение такой пиктограммы — показать собеседнику, что то, что он говорит или показываем вам — плохо. Например, он рассказывает вам историю, где вы осуждаете кого-то или непосредственно его самого. Быть может, он переслал вам изображение или какие-то материалы, где изображено то, что вы считаете «злым» или отвратительным.

Когда применять смайл «обезьянка с закрытыми глазами» еще? Вы можете показать человеку, с которым вы ведете беседу, что вам категорически не нравится ход вашего диалога. Что вы просто не желаете видеть, читать и терпеть то, что он вам пишет.

Еще один способ применить смайлик — показать, что вы прячетесь от чего-либо или уже спрятались. Мол, вам что-то показывают или от вас чего-то хотят, а вы, как говорили в детстве, «в домике».


«Обезьянки» в «Скайпе»

Мы разобрались, что означает смайл «обезьянка с закрытыми глазами». Интересно, что в программе «Скайп» есть еще несколько разновидностей подобных смайликов. Обезьянка, на которой надета китайская одежда, может символизировать год Обезьяны по восточному календарю. Есть тут и маленький примат, который лежит на снегу. Можно отправить собеседнику, например, когда идет первый снег, и вы этому очень рады. Найдется в «Скайпе» и смайл с изображением танцующей обезьянки. Он наиболее универсален. Так можно показать, что вы так счастливы, что готовы пуститься в пляс. Некоторые пользователи называют это «победным танцем». Например, можно отправить смайлик, когда у вас что-то получилось или то, что вы загадывали, сбылось.


В заключение

Хотелось бы отметить, что если вам надоели встроенные «эмодзи», то существует масса приложений и дополнений для компьютера или гаджета, позволяющих использовать и другие смайлики.

Теперь вы знаете, что означает смайл «обезьянка с закрытыми глазами». Применяйте его с умом.

Многие из нас знают как выглядят три обезьяны, символизирующие буддистскую идею недеяния зла. Но есть и четвёртая обезьяна. Что же символизирует она? И почему об этой симпатяге, стеснительно прикрывающей свой живот и промежность, мало кто знает?

Три мудрые обезьяны, олицетворяющие буддистский принцип недеяния зла: «не видеть зла», «не слышать зла», «не говорить о зле», многим хорошо знакомы. Обезьяны Ми-дзару, Кика-дзару и Ива-дзару «прячутся» от зла, закрывая рот, глаза и уши; их изображения часто встречаются, а также — копируются и пародируются.

Но есть и четвёртая обезьяна, изображение которой встречается гораздо реже. Забытая Сэдзару воплощает принцип «не совершать зла» и прикрывает руками живот или область промежности. Так как японцы считают число четыре несчастливым, четвёртая обезьяна упоминается очень редко.

«Три обезьяны» стали популярны ещё в XVII веке, благодаря скульптуре над дверьми знаменитого синтоистского святилища Тосёгу в японском городе Никко. Чаще всего происхождение символа связывают с народным верованием Косин.

Схожая фраза есть в книге Конфуция «Лунь Юй»: «Не смотри на то, что неправильно. Не слушай того, что неправильно. Не говори того, что неправильно. Не делай того, что неправильно» (非禮勿視, 非禮勿聽,非禮勿言, 非禮勿動). Возможно, именно эти фразы были в дальнейшем упрощены в Японии, применительно к четырём обезьянам.

«Не смотри на то, что противно правилам, не слушай того, что противно им, не говори того, что противно им», - Конфуций (Кун-цзы), «Беседы и суждения» (Лунь Юй).

Во многих странах мира в наши дни принято дарить друзьям и близким в знак пожелания долголетия и здоровья сувенирную статуэтку трёх обезьян, закрывающих лапами глаза, уши и рот, или их изображение.

Считается, что три священные обезьяны являются спутниками синелицего божества Сёмэн-Конго (青面金剛), защищающего людей от духов, демонов и болезней. Но откуда и как возникла эта удивительная аллегория?

Большинство исследователей Востока согласны с мнением, что столь популярная обезьянья композиция возникла именно в Японии, поскольку научное предположение о её «месте рождения» вполне подтверждено обнаруженными культурными артефактами и проведенным лингвистическим анализом.

Наиболее распространено упрощённое и одновременно ошибочное толкование символической композиции Сандзару (三猿) из трех обезьян - ничего не вижу, не слышу и не говорю. Однако, прежде всего, это восточное воплощение религиозно-философской доктрины соблюдения моральной и этической добропорядочности.

Необходимо пояснить, что данная философская концепция заключается в идее неуязвимости человека и защите в целом всего общества от зла в случае, если люди научатся не обращать внимание на его проявления, не станут более говорить и слышать ничего дурного, что нынче, конечно, само по себе выглядит довольно утопично и плохо сочетается с обычными явлениями повсеместной жизни, включая современную Японию.

Интересно, что выраженное таким наглядным образом отношение «не вижу, не слышу, не говорю», будучи записано иероглифами 見猿, 聞か猿, 言わ猿 - мидзару, кикадзару, ивадзару, включает глагол действия с архаичным суффиксом «-дзару», который придает отрицательный смысл. А сам суффикс созвучен слову «обезьяна», произносимому как «сару» (猿), и, следовательно, известная обезьянья композиция является воплощением каламбура или очевидной лишь японцу игрой слов.

Однако, сам сюжет о «трёх мудрых обезьянах» распространился далеко за пределы Страны восходящего солнца и нашёл отражение в современной культуре, он так же сохранился в живописи, в частности в жанре укиё-э.

И, кстати, в некоторых случаях группа дополняется четвёртой обезьяной, прикрывающей свою промежность. Это символизирует принципиальную позицию «не совершать зла» - сидзару (しざる), но она не слишком популярна, поскольку в японском и китайском языке число «4» произносится так же, как и иероглиф «смерть» (死) - «си», и потому считается несчастливым.

Изученные учёными самые старые образы трёх обезьян тоже были обнаружены в Японии. Наиболее вероятно, что изначально композиция сложилась в японском верование Косин (庚申), возникшем благодаря привнесенному из Китая даосизму (道教). На китайском название учения произносится, как «гэн шэнь», и подробно отражено в канонических даосских текстах.

Поначалу ритуальные практики Косин освоила только японская придворная аристократия - «кугэ» (公家) и, лишь с обретением поддержки нескольких направлений буддизма, они получили кое-какое распространение среди населения Японии.

К настоящему времени традиция культа Косин почти не сохранилась и преобразовалась в местные культурные реконструкции с употреблением алкоголя.

Магия чисел всегда особо почиталась на Востоке, и вследствие этого Обезьяна является не только животным, но еще и числом или, точнее, одной из фаз универсального цикла. Так, например, в соответствии с циклическим чередованием фаз каждый двенадцатый день проходит под знаком Обезьяны, а часом Обезьяны в традиционном китайском исчислении считается отрезок времени между 15 и 17 часами. Обезьяна также занимает девятую позицию в цикле популярного восточного «звериного» календаря, где 12 животными-символами обозначаются чередующиеся годы.

А если к 12 символичным животным добавить 10 «небесных стволов», связанных с 5 первоэлементами, получится еще более крупный цикл из 60 фаз. И поскольку любые природные события цикличны, то и развитие всех ситуаций можно разложить на 60 фаз до начала нового цикла. Циклы подразделяются на большие 60-летние и малые 60-дневные. Самым несчастливым считается 57-й день или год. И эта 57-я фаза называется «косин», поскольку «ко-» (庚) является одним из первоэлементов, обычно называемым металлом, а «-син» (申) - обезьяна.

Из Китая к японцам перешло учение об обитающих в теле человека трёх червях. Эти три мифологические «сущности» постоянно искушают своего носителя в совершении различных необдуманных поступков, а когда носитель заснет в ночь того самого «обезьяньего» дня косин, они тут же отправляются с доносом на его проступки к высшим силам. И чтобы не позволить им связаться с верховным божеством, последователи культа Косин в Японии и Гэн-шэнь в Китае каждые 60 дней устраивали ночные коллективные бдения.

Свою изначальную известность три обезьяны обрели в Никко (日光), одном из исторических религиозно-культурных центров Японии. Самая известная достопримечательность Никко - это синтоистское святилище Тосёгу (東照宮), знаменитое прихотливой резьбой, украшающей сооружения.

Образы обезьян украшают даже не центральное здание комплекса святилища, а всего лишь его конюшню. Причём, резное панно с композицией «не вижу, не слышу, не говорю» не единственное, но в ряду различных обезьяньих поз японцы выделили именно эти три фигуры. С тех пор это эталон композиции самых знаменитых трех обезьян в мире, и любая подобная символическая группа зачастую называется «Три обезьяны из Никко».

В историческом плане обезьяны из Никко интересны тем, что указывают на вполне конкретную временную границу появления символа. Постройку конюшни с ее украшениями уверенно относят к 1636 году, и это означает, что на тот момент уже существовала единая композиция из трех обезьян.

Впрочем, теоретически возможно перенести время появления трех обезьян еще на 1-2 столетия до изображения их в Никко.

А в сохранившихся легендах даже называется имя японца, жившего в в VIII-IX веках и первым изобразившего композицию из трех обезьян, ему так же приписывается множество иных «открытий», прочно вошедших в японскую культуру.

Это великий учитель Дэнгё-дайси (Сайтё, 最澄), основатель ветви буддизма тэндай, и он вполне мог привезти символ трёх обезьян из Китая вместе с учением Лотосовой сутры, чаем и прочим. Но всё же легенды остаются легендами, а три обезьяны скорее представляются японским эндемиком, нежели доплывшим с континента символом.

Кстати, о натуральным прототипе трёх обезьян можно уверенно предположить, что если символ родился в Японии, вероятнее всего, изображена единственная обитающая в стране разновидность обезьян Macaca fuscata или, проще говоря, японские макаки.

В заключение важно заметить, что аналогии устойчивой смысловой конструкции запретов «видеть-слышать-говорить» встречается во многих религиозно-философских учениях как Востока, так и Запада. А олицетворяемый тремя обезьянами принцип, много старше самой композиции.

166 0