Меню

Покраска старой вагонки. Отделка вагонки внутри помещения

Стены

Одним из самых популярных типов деревянных отделочных материалов является вагонка. Она имеет различный профиль, благодаря чему поверхность имеет разный вид — от гладкой стены с небольшими канавками, до волн разного размера. Просто деревянные стены не во все интерьеры вписываются, потому часто возникает необходимость покрасить вагонку внутри помещения — дома или на даче.

Чем обработать вагонку внутри дома

Вообще, многие считают, что вагонку внутри помещений лучше ничем не обрабатывать. Может и так, но не во всяком климате и помещении она надолго сохранит свой первоначальный вид. Если уровень вентиляции недостаточен, древесина может посинеть, если она находится на солнце — становится темно-серой.

С посинением бороться можно только биологическими средствами — хлором или активным кислородом, а после — однозначно пропитывать защитными составами, а, может, и красить. С посеревшей древесиной немного легче: сняв при помощи шлифовки верхний слой вы снова получите красивый цвет, но без защиты от ультрафиолета продержится он тоже недолго. Потому и решают покрасить вагонку внутри дома или дачи.

Еще один момент: не всем нравится древесина в интерьере. Просто иногда люди устают смотреть на нее. Хочется просто ровной цветной поверхности. Так тоже бывает, и нередко. В этом случае ищите укрывистую краску. Выбирайте эффекты характеристики по желанию.

Красят вагонку внутри укрывистыми красками еще потому, что древесина в натуральном цвете совместима не со всеми стилями. А ведь хочется иногда и хай-тек, например. В этом случае подойдет краска с металлическими частицами или с перламутром (например, Lignovit Platin).

Все составы для защиты дерева можно довольно условно разделить на шесть основных групп:

  1. Защитные составы . Есть для наружных и для внутренних работ. Составы для наружных работ дополнительно включают в себя защиту от ультрафиолета, которая предупреждает или замедляет процесс фотостарения древесины — изменения цвета на серый. Так что если необходима пропитка для вагонки на балконе, а выходит он на юг или восток, — вам нужен состав для наружных работ. Только обратите внимание, некоторые из них окрашивают поверхность в розовый или зеленый цвет — это результат химической реакции. Внимательно читайте описание, потому что закрасить полученный цвет можно будет только укрывистыми красками или очень темной тонировкой.

  2. Тонирующие составы или морилки. Они не закрашивают фактуру древесины, а придают какой-то оттенок. При этом на поверхности не создается пленка, древесина не теряет своих свойств — она остается паропроницаемой. Тонирующие составы содержат в себе пигмент и могут быть слабо или сильно пигментированными. Если вы хотите иметь поверхность с ярко выраженной структурой древесины, берите слабопигментированный состав. Слоев, может, потребуется и много, но вы сможете контролировать степень «закрашенности» древесины.

  3. Лаки. Сегодня для вагонки на стенах или потолке более популярны лаки на водной основе или аквалаки. Они могут быть матовыми, полуматовыми или глянцевыми. У многих есть возможность добавить колер — одновременно изменить цвет. В отличии от традиционных лаков, лаки на водной основе не закрывают поры — пленка на поверхности остается паропроницаемой, но от впитывания грязи защищает. Многие производители добавляют УФ-фильтры и бактерицидные компоненты. Такие ЛКМ хороши для балконов или в помещениях неотапливаемых с периодичным посещением — на дачах и в банях.

    Лак может быть глянцевым, матовым или полуматовым, а может давать цвет — пигментированным

  4. Краски. В эту группу относят составы, создающие на поверхности плотную пленку, сквозь которую структуру древесины не видно. Группа обширная, с разными свойствами и ценовым диапазоном — от традиционных масляных до латексной и акрилатной эмали.
  5. Масла для древесины. Есть прозрачные, есть с пигментом. В отличие от лаков не создают на поверхности плотной пленки, а впитываются в волокна. Хорошие составы действуют аналогично лаковому покрытию, защищая от истирания и впитывания грязи. Только у масел нет яркого глянцевого блеска — матовая или чуть блестящая, как шелк, поверхность. Это отличный способ сохранить древесину. С использованием определенной техники нанесения при помощи пигментированных масел для дерева можно подчеркнуть текстуру (смотрите ниже).

  6. Составы на основе воска. Есть три вида воска: твердый, жидкий и водный. Твердый воск перед применением нагревают до жидкого состояния, жидкий и водный (восковая лазурь) уже готовы к применению. Защита воском традиционная и очень эффективная, а новые технологии позволяют значительно облегчить процесс. Недостаток воска — его довольно сложно нанести равномерно, но на предварительно загрунтованную поверхность он ложится неплохо.

Это деление условно: есть много смешанных составов, которые можно отнести как минимум, к двум группам. Так есть пропитки, которые можно тонировать, а есть краски с защитными свойствами. Разница — в эффективности защиты. Пропитки в первую очередь защищают древесину, а придание цвета — это второстепенная задача. С красками все наоборот. Их основная задача — создать красивое покрытие, а защита — это как сопутствующий эффект. Если вам необходима сразу и хорошая защита и качественное покрытие, берите пропитку без тонировки, а после высыхания наносите краску.

Другой пример смешанного состава — масла с воском. Эти составы сочетают в себе свойства и масел и воска, благодаря чему древесина сохраняет свой вид более продолжительное время.

Вопрос, какой из групп отдать предпочтение, каждый решает для себя. Разные средства решают различные задачи и важно правильно выбрать свойства, которые вам необходимы в первую очередь.

Как правильно красить вагонку внутри: технология

Для покраски вагонки в «сухих» помещениях внутри дома можно использовать любой из типов краски. Тут просто определяетесь с требованиями к декоративному виду поверхности. Если вагонка сухая, ее можно не пропитывать защитными составами, или выбрать краску/лак/воск с соответствующими добавками. красить ее можно только с одной стороны, оставляя тыльную сторону необработанной.

Если же вагонка использоваться будет во влажных или неотапливаемых помещениях, на балконе, необходимо сначала хорошо ее пропитать защитными составами со всех сторон, можно — дважды. Только после высыхания пропитки можно красить, лакировать, в общем, придавать декоративные свойства. Еще момент: при монтаже вагонки на стену или потолок, ее приходится резать на куски. Места срезов во влажных помещениях необходимо тоже промазывать составом. Ждать пока высохнет не обязательно, но обрабатывать необходимо.

Есть один очень важный нюанс, который многие декораторы-любители упускают из виду. Если вы хотите получить окраску вагонки профессионального уровня, нужно каждую дощечку обрабатывать отдельно: отшлифовать, покрасить, высушить и только потом собирать поверхность из уже окрашенной вагонки. То есть на стену или на потолок монтировать уже полностью обработанные дощечки. Только при таком подходе с любой точки поверхность вагонки будет иметь одинаковую окраску.

Хорошо покрасить всю поверхность стены, оббитой вагонкой — сложно

Если красить уже собранную поверхность, в пазах и углублениях остаются непрокрашенные места, сложно большие площади шлифовать. Идеально ровной поверхности точно не получить. Качество отделки в таком варианте не выше среднего. Красить готовую поверхность допустимо в том случае, если вы обновляете покраску. Это необходимо делать с разной периодичностью — зависит от условий эксплуатации и свойств ЛКМ.

Правильно же технология покраски выглядит следующим образом.


Слоев может быть много: зависит от укрывистости краски и от того, какой эффект вы хотите получить. Но в любом случае правило остается одно: состава на кисти должно быть мало. Исключение — пропитки или грунтовки. Их наносят хорошо смоченной кистью, но только те, которые без пигмента. При нанесении пигментированных защитных составов действуют правила для красок — минимально необходимое количество состава хорошо растушевывается.

Иногда, даже при тщательном растирании краски, явно видны пятна. Это не плохая краска, а свойства древесины: где-то поры лучше впитывают, где-то хуже. Чтобы в этом случае добиться ровной окраски, поверхность сначала грунтуют. Использовать можно любые грунтовки по дереву или бесцветный матовый лак (можно на водной основе). После высыхания поверхность шлифуют (ага, еще раз) и потом наносят требуемое количество слоев краски. Только в этом случае после первого слоя ЛКМ шлифовка требуется редко, а если и нужна, то в некоторых местах, чаще — на шипе или пазу.

Как равномерно нанести лазурь, масло или воск смотрите в видео.

Если необходимо мебельное качество покраски, слоев еще больше: сначала наносится морилка, потом два слоя грунта. После высыхания шлифуется до полной матовости поверхности сначала зерном 280, затем 320, после удаления пыли наносится финишный слой — лак. Пример такой работы в видео.

Покраска дерева с сохранением текстуры

Добиться ярко выраженного древесного узора можно с использованием лазури, пигментированного масла или воска. Эти составы довольно плотно ложится, почти закрашивая структуру древесных волокон. Любой из описанных выше составов наносить можно кистью или валиком.

При нанесении ЛКМ берут совсем немного, сначала фрагментами нанося по всей длине вагонки. Потом кистью или валиком нанесенные мазки растушевываются по всей поверхности. Оставив их на 5-10 минут впитаться, для проявления фактуры берут мягкую безворсовую ткань и снимают большую часть масла. В результате рисунок проявляется намного ярче, чем в изначальном состоянии: в бороздках сохраняется большее количество пигментированного средства, на выступающих частях его почти не остается. Результат — ярко выраженная текстура. Этот прием еще называется брашированием или текстурированием вагонки. В интерьерах обработанная таким образом древесина смотрится очень декоративно: и на стенах и на потолке.

Процесс можно пронаблюдать в видео. Окрашивались три образца: два одинаковым маслом с пигментом, один — бесцветным. Через 5 минут после покраски одна из пигментированных заготовок вытерта для проявления рисунка. Чтобы сохранить древесину после высыхания пигмента (24 часа или больше читайте на упаковке) вагонку покрывают двумя слоями бесцветного масла (лазури, воска). В местах интенсивного использования можно также покрыть лаком — матовым.

Как покрасить вагонку под беленый дуб

Часто требуется окрасить дерево в белый цвет, но так, чтобы видны были прожилки. Говорят еще — создать эффект выбеленного дуба. Есть несколько способов:


Какой из составов выбрать сказать сложно — пробовать нужно Желательно покрасить вагонку несколькими составами и сравнить результат. Эффект при использовании разных средств немного отличается, но еще сильно зависит от древесины. Отзывы тоже очень разные — кто-то выбеливал тонировками, кто-то маслом. Грунтами для этих целей пользуются редко, но в основном из-за того, что не всем известны их свойства.

Секреты декоративного окрашивания древесины: техники и хитрости

Обитателям городов хочется по-максимуму сохранить естественный цвет древесины. Тем, для кого древесина в доме — надоевшая повседневность — покрасить вагонку внутри помещений в какой-то необычный цвет. Современные ЛКМ позволяют добиться разных эффектов. Например, текстурированная или брашированная вагонка, но в двух цветах. Такая техника часто применяется .

Брашированная вагонка в два цвета — отличный выбор для декорирования стен

Вся хитрость — в нанесении двух слоев разного цвета. Первым слоем наносится какой-то темный цвет, вторым — светлый или более яркий. Поиграв цветами и порядком их нанесения можете создать свой вариант. Смотрите видео — как получить брашированную в два цвета вагонку.

Окраска в два цвета может быть и не такой. Можно сделать выемки более темного цвета, а пласть (лицевую часть) только слегка затонировать или сделать все с точностью до «наоборот». Получится полосатая стена из вагонки — эффект реечной стены.

Как покрасить вагонку внутри дома: идеи

Техники и способы покраски это здорово, но как ? Просто. Есть немало интересных вариантов. Последние находки дизайнеров — стена из вагонки в помещении с гладкими стенами. Смотрится креативно и и интересно. И чаще всего такая стена сделана в технике браширования.

Интересный эффект дает комбинирование вгонки разной толщины — на фото между широкими досками вставлены тонкие. Причем покрашены они в разные оттенки одного цвета. Сочетание получается интересным и свежим.

Вагонка — это не обязательно только ровная доска с небольшими канавками с одной стороны, которую еще называют евровагонкой. Есть разные профили, в том числе с волнами и впадинами. Из них можно собрать интересные стены, рельефность которых подчеркнуть окрашиванием.

Из вагонки разного профиля собрать можно интересные рельефы. Чтобы смотрелось интереснее — подчеркнуть рельефы или выбелить

Как обычно в интерьере многое зависит от света. Несколько нестандартно оформленных светильников — длинных полупрозрачных полос, за которыми скрываются лампы, установленных посреди потолка — и интерьер совершенно преображается. В таком дизайне можно оформить комнаты для молодежи, креативные и т.п.

Поиграть можно не только со светом, но и с цветом: в зоне освещения покрасить вагонку в более светлый цвет, подчеркнув таким способом эту зону.

Если у вас есть хорошие навыки в рисовании, можно вагонку расписать. Только не забудьте потом всю картину покрыть бесцветным маслом или лаком — чтобы на дольше сохранилась. Этот прием можно использовать при

Гостиной, прихожей отлично смотрятся жестко очерченные панели из вагонки. В том же ключе можно оформить стену в столовой зоне на кухне. Только качество ее и окраска должны быть идеальными.

Медовый оттенок вагонки повторяется на потолке

Нарочито неидеальной может быть обработка для интерьера в стиле «рустик». Этакие помещения с мужским характером.

Стиль «рустик» понравится мужчинам. В этом случае покраска вагонки в технике браширования — норма. Причем цвета выбирают темные

Как бы в противовес — светлые стены. Вагонка выбелена, а балки окрашены в темный цвет. Несмотря на традиционные материалы, используемые столетиями, вид у такого помещения — современный и стильный.

Отличное сочетание — светлые стены с эффектом выбеленного дуба и темные массивные балки. Это практически беспроигрышный вариант

Используется вагонка и в отделке ванных комнат. Пропитке тут необходимо уделить максимум внимания, но если сделать на уровне, пропитку — с защитой от влаги, то проблем быть не должно. А интерьер, согласитесь, очень интересный — теплые тона древесины в сочетании с ярким мрамором — отличный ход.

Используется вагонка и при . Только набивать ее необходимо горизонтально — так можно расширить малое пространство. И лучше на такой небольшой площади смотрятся светлые тона, может — с темной окантовкой.

Потолок — вагонка, покрашенная светлой морилкой

Вагонкой принято называть обшивочные доски, толщина которых не превышает 2 см. Применяют такой материал как для внутренний отделки, так и для внешней. Современный рынок строительных материалов предлагает две основные разновидности продукции - это вагонка от российских производителей и «евровагонка» (или «вагонка-экстра»), то есть зарубежные аналоги. Но, независимо от того, какого качества вагонка, натуральная древесина без обработки со временем теряет свою первоначальную красоту. В статье пойдет речь о том, какую выбрать краску для вагонки.

Как выбрать вагонку

  • Отличия между вагонкой российских производителей и европейских имеются и внешние, и по качественным характеристикам. Как правило, доски, изготовленные на заводах Европы, соответствуют европейским стандартам качества и являются более стойкими и долговечными, также практически вся подобная продукция имеет стандартные размеры, четко соответствующие заявленной геометрии.
  • Приобретая товар, необходимо обязательно обращать внимание на принцип соединения. Так, евровагонка обладает шипом большего размера, чем доски, произведенные в России, поэтому при монтаже смотрится она более привлекательно. Кроме того, именно данный вид соединения позволяет создавать облицовку с красивым профилем.

  • Свое название материал получил довольно давно, еще во времена освоения Сибирских просторов. Тогда и было принято обшивать железнодорожные вагоны тонкими досочками, одинаковой ширины, соединяющиеся посредством паза и шипа. Так и повелось называть подобного рода изделия «вагонкой».
  • Сегодня довольно большое количество объектов отделывают данным материалом - лоджии, балконы, чердаки, прихожие, загородные дома, сауны и бани. Плашки могут быть из разных пород дерева. Например, вагонку из ели или сосны принято использовать для облицовки внутреннего пространства дома, где не предполагается повышенная влажность и резкие колебания температуры (средний температурный режим от -5 и до +30 градусов). А вот вагонкой из лиственницы, рекомендуется отделывать внешнюю часть строения, так как она способна выдерживать температуру от -50 и до +50 градусов, а также не боится любых атмосферных явления, в том числе обильных дождей или снегопадов. Для помещений с повышенной влажностью (100%) или высокими температурами (до +120) самым лучшим вариантом станет продукция из ольхи или липы.

Основные характеристики вагонки

  • Наиболее часто можно встретить в продаже вагонку, изготовленную из хвойных пород древесины, таких как сосна, ель, лиственница и кедр, а также и из лиственных деревьев - осина, дуб, ольха, абачи или липа. Для производства качественного изделия, заготовки тщательно просушивают, добиваясь уровня влажности не выше 15%. Далее, начинается основной процесс, для которого требуется специальный станок для производства вагонки.
  • Вся продукция делится на 4 класса, которые обозначаются латинскими буквами - «А», «В» и «С», а также приставкой «Экстра».

  • Для изготовления изделия с маркировкой «А» и «Экстра» отбирается только ровный, не сучковатый материал, не имеющий механических повреждений и иных дефектов. Продукция, маркируемая как категории «В» и «С» может содержать небольшой процент сучков. Но на производство любого сорта берется только здоровая древесина, с отсутствием грибковых заболеваний и червоточин. Лицевая сторона отобранного материала строгается и выравнивается, обязательно проводится процедура фрезерования, шлифовки и полировки.

Виды вагонки

Срок службы необработанной деревянной вагонки составляет около 15-20 лет. Если ее защитить от насекомых, влаги, ультрафиолетового излучения, то ее эксплуатационные характеристики заметно увеличиваются. На сегодня можно встретить несколько подвидов вагонки, которая различается не только страной производства, но также размером и профилем:

  • вагонка-четверть - простая обшивочная доска, не имеющая пазогребневого соединения, при монтаже устанавливают одну плашку на другую внахлест (на специально предусмотренные боковые выступы), толщина может варьироваться от 14 мм и до 5 см, длина 2-3 м, под заказ до 6 м, можно использовать для любых видов отделки;

  • шпунт-вагонка - используется для отделки вертикальных оснований как внутри, так и снаружи помещения, снабжена вентиляционными выемками, толщина варьируется от 12 мм и до 3,5 см, с одной стороны имеется шип, а с другой - паз, что позволяет легко производить монтаж;
  • «штиль» - такая вагонка имеет множество названий, среди которых «простая», «колхозница», «русская», «крестьянка» или «классик», производится со стандартным замковым пазогребневым соединением, при этом пазы глубокие, что при монтаже создает ощущение ровной единой плоскости, также присутствуют выемки для вентиляции и сглаженные фаски, толщина доски от 14 мм до 18 мм, ширина варьируется от 6 см и до 16 см;
  • вагонка с фасками - доски имеют соединение паз-шип, но не предусмотрены вентиляционные выемки, фаска создается под углом в 45 градусов, толщина изделия от 12 мм и до 3,5 см;
  • двухсторонняя вагонка - профиль обрабатывается до идеальной гладкости с обеих сторон, и во время монтажа можно выбирать, на какую именно сторону будет установлено изделие, фаски закругленные, вентиляционные желобки отсутствуют, толщина 14-18 мм, ширина 6-16 см;
  • евровагонка - которая также называется «европрофиль», отличается идеальной геометрией, как правило, обрабатывается с 4-х сторон, замок также в виде шипа и паза, рекомендуется для обшивки внутренних помещений, так как толщина составляет всего 12,5 мм, ширина без замкового соединения 8,8 см, с замком 9,6 см, то есть имеет более широкий шип (против вагонки российских производителей 4-6 см), что позволяет компенсировать изменение профиля под влиянием влаги или температуры и не допускать появление щелей, при монтаже гребень входит не до конца в паз и создается ощущение поверхности в полоску, имеются вентиляционные желобки на тыльной стороне;
  • стандарт - разновидность евровагонки, имеет прямые фаски и пазогребневое соединение, толщина от 1 см и до 1,8 см;
  • «soft line» - разновидность евровагонки, имеет скругленные фаски, за счет которых при облицовке возникает ощущение благородства и престижа отделки, толщина 1-1,8 см;

  • «американка» - по внешнему виду напоминает сайдинг, разновидность евровагонки, на срезе имеет вид неправильного прямоугольника, утолщение на пазе (от 22 мм до 4,5 см) и сужение по направлению к гребню (14-16 мм), при монтаже создается ощущение, что доски кладутся внахлест, такое соединение надежно защищает изделие от проникновения влаги, именно поэтому рекомендуется применять данную разновидность для внешней отделки, укладывать следует снизу вверх (узкая часть вверху), ширина изделия от 6 см и до 14 см;
  • блок-хаус - лицевая сторона не плоская, а в виде цилиндра, то есть при отделке таким изделием создается ощущение, что для строительства применялось оцилиндрованное бревно, радиус изделия от 10 см до 21 см, толщина 1,8-5 см и ширина 9,5 -20 см, применяется как для внешней отделки, так и для внутренней (но выглядит несколько грубовато);
  • евровагонка-брус - представляет собой профилированные панели из дерева, толще, чем обычная евровагонка (18-35 мм), имитирует стены, возведенные из бруса, обладает хорошими теплоизоляционными и шумопоглощающими характеристиками, имеет ширину от 12 см и может достигать 20 см, фаски делаются под углом в 50 градусов, соединяется вагонка посредством пазогребневого замка;
  • «финка» - имеет небольшое закругление профиля по бокам с плоской центральной частью, иначе такую вагонку называют «овальной», толщина от 12 мм и до 2,5 см, хорошо подходит для отделки внутренних помещений, имеет более выигрышный внешний вид, чем блок-хаус;

  • «тайга» - декоративная вагонка, применяемая во внутренней отделке, имеет толщину 14-18 мм, при ширине от 6 см до 9,5 см;
  • «ланд-хаус» - разновидность декоративной вагонки для внутренней отделки, профиль имеет своеобразный рельеф, на который могут оказывать негативное влияние атмосферные осадки, толщина 16 мм, ширина 9,6 см (рабочая 8,8 см), тыльная сторона имеет специальные желобки;
  • «волна» - декоративная вагонка, для внутренней отделки с волнистым профилем, толщина варьируется от 14 мм и до 18 мм, ширина стандартная в 11,5 см.

Вагонка из натурального дерева обладает множеством достоинств, среди которых долговечность, экологичность, простота монтажа, прочность и надежность. Но очень важно при облицовке поверхности деревянными планками обязательно обработать их финишным покрытием.

Для этих целей используются различные материалы, это может быть лак или воск, которые сохраняют фактуру и цвет материала, а также морилки, протравки, и краски. Главное сделать правильный выбор красящего или защитного средства и тогда можно добиться именно того внешнего вида изделия, который будет радовать своим великолепием долгие годы.

Как выбрать лакокрасочную продукцию для вагонки

Средств для покрытия вагонки очень много, это могут быть как окрашивающие составы, так и просто защитные. Различают растворы, применяемые для вагонки внутри помещений и снаружи, так как условия эксплуатации имеют некоторые различия. Например, деревянная облицовка снаружи дома подвергается воздействию атмосферных осадков, ветров, низкой или высокой температуры, ультрафиолетовому излучению и прочих неблагоприятных факторов. Это значит, что финишное покрытие должно обязательно защищать поверхность от таких пагубных явлений.

  • Прежде всего, можно покрывать вагонку антисептиками, гидрофобизаторами и антипиренами, которые надежно защищают от влаги, УФ-излучения, а также от микроорганизмов и возгорания. Такие составы могут придавать дополнительный оттенок, либо не иметь его (лессирующие средства).
  • Важно убедиться, что данные препараты можно применять под последующую окраску, иначе обработка лакокрасочными изделиями будет запрещена. В последнее время очень популярно средство «Pinotex Extra», применяемое и для внешних и внутренних работ, оно имеет более 100 оттенков и надежно защищает древесину от неблагоприятных факторов.

Белая краска для вагонки фото

  • В случаях, когда деревянная поверхность потемнела (такое бывает от долгой эксплуатации без финишной обработки), проявилась синева (возникает на плохо просушенных досках) или появились следы плесени и грибков, необходимо вагонку отбелить. Наиболее популярными составами являются «Сенеж Нео» (производитель «Сенеж», двухкомпонентный препарат, в основе активный кислород, не разрушает внешний слой, надежно удаляет плесень и грибки и осветляет древесину), и «Иней» (производитель «Рогнеда», состав из двух частей, которыми обрабатывают по очереди, на основе активного хлора).
  • Также можно порекомендовать использование такого средства, как бейц - ореховая морилка, которая способна отражать частицы света, но окрашивает древесину в оттенки коричневого. Препарат предотвращает развитие грибковых заболеваний, повышает огнеупорные свойства и замедляет процесс гниения, а также придает благородный внешний вид.

Лаки для вагонки

После того как фактура вагонки проявилась наилучшим образом или поверхность облицована новыми плашками, можно переходить к процессу непосредственного окрашивания. Для таких целей используются как краски, так лаки. Производители сегодня предлагают достаточно широкий ассортимент своей продукции.

Чтобы защитить и придать вагонке декоративный вид оптимальным вариантом станет покрытие ее лаком, пропиткой или глазурью. Лаки могут иметь различный состав:

  • акриловые водные - предназначены для покрытия обшивки внутри помещений, бывают как матовыми, так и глянцевыми, кроме того, допускается их тонировка в различные цвета;

  • акрило-полиуретановые - стойкие препараты, которые надежно защищают от появления плесени, не боятся атмосферных явлений, в связи с чем допускается применение во внешней отделке;
  • алкидные - используются внутри зданий и снаружи. Это стойкие составы, надежно защищающие древесину, но минусом составов является то, что они имеют очень плотную структуру, которая не пропускает воздух;

  • водоэмульсионные - только для внутренних поверхностей, на основе водного раствора;
  • полиуретановые - надежно защищают от пожелтения, а также стойко переносят влияние агрессивных сред, могут быть использованы для внешней и внутренней отделки, рекомендуется использовать на поверхностях, которые подвергаются интенсивному воздействию, так как такие лаки защищают от износа и механического воздействия.

Проверенным и надежным составом на алкидной основе является яхтный лак, несмотря на свою высокую стоимость, это очень долговечное и устойчивое средство. Основными производителями считаются «Престиж», «Рогнеда» (Россия), «Marshall», «Poli-R» (Турция) и «Belinka» (Словения).

Краска для вагонки

Кроме лаков, очень большой выбор предлагается и окрашивающих составов. Краски могут быть глянцевыми и матовыми, а также специально разработанные для древесины - «дышащие», как например, краска тиккурила для вагонки. Важно учесть, что какой бы красивой краска не была, и какую бы супер-легкую текстуру не обещал производитель, под окрашенным слоем чаще всего теряется естественная древесная фактура.

Краски для деревянной вагонки бывают нескольких видов:

  • алкидные эмали - например, «ПФ-115», универсальный состав, который ложится на любое основание, средняя цена такой краски для вагонки составляет порядка 70 руб./кг. Образует на поверхности глянцевое плотное покрытие, не расслаивается в процессе эксплуатации;

  • акриловая водоэмульсионная краска для вагонки внутри дома - при окрашивании дает матовый, полупрозрачный эффект, и при нанесении тонким слоем не закрывается структура древесины;
  • масляная краска - составы глубокого проникновения, повышают стойкость вагонки к факторам окружающей среды, именно поэтому рекомендуется использовать для внешней отделки. Основным недостатком считается то, что при длительной эксплуатации интенсивность цвета снижается, также при нанесении придется ждать несколько суток пока состав полностью просохнет, при сильном ветре и дожде желательно укрывать обрабатываемые поверхности защитным материалом (пленкой). Масляная краска для вагонки имеет множество цветов и оттенков.

Краска для вагонки фото

Какой краской покрасить вагонку зависит от личных предпочтений. Также можно порекомендовать покрывать продукцию из дерева лаком в случаях необходимости сохранить фактуру и структуру древесины. Лак надежно защищает внешний слой вагонки от потемнения и от разрушения под действием атмосферных явлений. Если же она уже потемнела, то лучше всего купить непрозрачную краску для вагонки.

Конечно, всегда можно снять верхний темный слой древесины при помощи шлифовки и покрыть лаком, тонированным в темный цвет. Колеровка в этом случае будет обязательной, так как полностью восстановить прежний вид вагонки просто невозможно.

Во время ремонта люди отдают свое предпочтение вагонке наравне со шпатлевкой, обоями и кафелем. Но, в любом случае, если этот материал используется в спальном помещении, то он не является окончательным. Необходима краска с акриловой основой, к примеру, краска для вагонки Тиккурила или схожее покрытие. Далее мы расскажем о том, как правильно выбрать лакокрасочные материалы для деревянной поверхности и правильно их использовать.

Лакокрасочные покрытия и их применение


  • Не существует одного верного решения среди выбора краски для евровагонки, так как существуют различные свойства, которыми обладают лакокрасочные покрытия. Однозначно нельзя сказать, какой материал хороший, а какой плохой и цена также не является показателем. В данном случае следует определиться, какие свойства при окрашивании необходимы, а на выбор дается два вида покрытий – паропроницаемое и водоотталкивающее;
  • К каждой банке изделия прилагается инструкция, в которой указаны свойства материала и область его применения. Для внутренней отделки вагонкой подойдет акриловая краска либо лак на водной основе. При применении этих материалов деревянное покрытие будет пропускать воздух. Для внешней отделки, а так же санузла и кухни лучше всего подойдет масляная краска, либо нитро краска. Это покрытие хорошо ведет себя в условиях повышенной влажности;

  • При выборе цвета краски для вагонки полагаться следует только на себя и виденье собственного интерьера. В интернете можно найти рекомендации по выбору цвета помещения. К счастью, специализированные магазины и строительные рынки предоставляют выбор оттенков всей цветовой таблицы RAL.

Рекомендация. Бытует мнение, что деревянные поверхности необходимо грунтовать олифой перед их покраской. Но это заблуждение. Грунтовка олифой производится только перед покрытием дерева краской на масляной основе.

Перед окрашиванием нитрокрасками нужна грунтовка ГФ, а акрил хорошо ложится после обработки дерева антисептиком. Наилучшего результата окрашивания краской на водной основе можно достигнуть, если произвести это действие в два-три слоя.

Окрашивание деревянной вагонки


  • Прежде всего, перед использованием краски её нужно довести до равномерной консистенции, дабы привести в действие все красители. Перед тем, как приступить к работе, краска для евровагонки нуждается во взбалтывании, либо ее следует перемешать при помощи лопатки или спицы;
  • Красящие изделия на водной основе наносятся на поверхность, которую предварительно ничем обрабатывать не нужно. На фото выше видно, что водоэмульсионка наносится сразу на дерево. Рекомендуется, однако, наносить два или даже три слоя покрытия. Главное не переборщить, чтобы деревянная структура вагонки осталась четко видимой;
  • Не стоит пользоваться валиком из шерсти или поролона при покраске вагонки водоэмульсионной краской, так как эти приспособления не эффективны в труднодоступных местах. Для такого вида красок лучше всего подойдет обычная щетка. Краска на водной основе в готовом высохшем виде легко поддается влажной уборке и не подвержена негативным воздействиям от воды;

  • Для окрашивания деревянных поверхностей помимо краски существует масловоск. При покраске вагонки масловоском, изделие рекомендуется наносить одновременно на 1-2м 2 , после чего оставлять для высыхания на 10 минут. Во время подсыхания дерево впитывает нужное количество масла, а оставшийся воск вытирается. О применении данного состава во влажных помещениях более подробно вы можете прочесть в статье чем покрыть вагонку внутри бани .
  • Для удаления излишков масловоска нужна ткань без ворса. Вафельное полотенце имеет отличную плотную структуру без ворсинок и легко справится с такой задачей. Обратите внимание, что вытирать воск следует сразу по истечению 10-15 минут после нанесения, так как он быстро затвердевает. Если не поторопиться, то материал попросту потеряет желаемый оттенок;
  • Процедуру покрытия деревянной вагонки масловоском следует повторить на следующий день. Только делать это нужно уже не цветным материалом, а прозрачным. Делается все точно так же, как в первом случае – красим, ждем 10 минут, вытираем вафельным полотенцем.

Обратите внимание! Полностью готовую окрашенную поверхность можно будет использовать через 24 часа. Масловоск стоит на порядок выше, нежели классические лакокрасочные материалы. Однако, масловоск выглядит на дереве значительно эффектнее и красивее.


  • Покрасить деревянную вагонку можно не только вышеперечисленными изделиями. Неплохо будет выглядеть морилка и лак на поверхности. Окрашивать вагонку можно морилкой, а затем прозрачным лаком. Или, второй вариант, можно воспользоваться только лаком. Тогда подойдет как бесцветный лак, так и цветной (более подробно процесс окрашивания вагонки из дерева можно посмотреть в видео ролике);
  • Прежде, чем вскрывать деревянную поверхность морилкой, необходимо попробовать это сделать на пробном куске поверхности. Для этого красим небольшую поверхность и ждем около часа до полного высыхания. По истечению заданного времени вы сможете определить конечный цвет изделия. Лак после морилки наносится на дерево через сутки. За это время влага из изделия уйдет, и оно будет готово к дальнейшему покрытию;
  • При покрытии вагонки с помощью прозрачного аквалака следует учитывать сорт дерева, на который он наносится. Вагонка не из хвои со временем потемнеет и приобретет эффект патины. Хвойное же изделие будет сохранять первоначальный вид долгие годы.

Вывод

Если вы решили в ремонте использовать деревянные материалы, то потребуется обязательная дополнительная обработка. Имеется ввиду, что нанесение лакокрасочных изделий является обязательным условием для использования дерева. Краска для вагонки на водной основе – долговечный материал, который будет верно служить на протяжении долгих лет.

Однако, краску можно будет с легкостью обновить, нанеся поверх новый слой. Никаких дополнительных действий перед окрашиванием делать не следует, если не имеется видимых дефектов и повреждений. Рекомендуется лишь очистить поверхность от слоя пыли и жира.

Постепенно различные синтетические отделочные материалы, такие как обои или пластик, уходят на второй план. В моду возвращаются природные, экологически чистые материалы. Деревянная вагонка как раз является одним из них. Поскольку дерево со временем тускнеет и подвергается различным видам воздействия, у хозяев домов и квартир частенько возникают вопросы касательно того, чем покрасить вагонку внутри дома. Вагонка подходит как для внешней, так и для внутренней отделки. Но, как правильно её используют для внутренних помещений.

Многие считают, что поскольку внутри дома нет ни дождя, ни снега, ни ветра, то и нет нужды красить вагонку внутри помещения.

Но это заблуждение. Итак, зачем нужно окрашивать вагонку:

  1. Следует помнить, что вагонка сделана из дерева. А дерево легко загорается. Естественно, ни один защитный материал не обеспечит абсолютной защиты от возгорания. Но есть составы, значительно увеличивающие сопротивляемость огню.
  2. Со временем дерево начинает гнить. Чтобы этого избежать, его нужно покрывать специальным составом – антисептиком. Он бесцветный, поэтому изначальная древесная текстура прекрасно сохранится.
  3. Лакокрасочное покрытие служит для защиты от механических повреждений, принимая на себя все удары и царапины, сохраняя красоту стен.
  4. Лакокрасочное покрытие защищает древесину от воздействия ультрафиолета, тем самым оберегая её от потемнения.
  5. Просто для красоты. Если вы не хотите менять естественный древесный цвет, нанесение специального лака сделает покрытие стен более ярким и блестящим. Или наоборот, многие краски полностью скрывают изначальный древесный цвет, сохраняя лишь структуру древесины.

Подбор необходимых компонентов

Чем лучше покрасить вагонку внутри дома?

Все лакокрасочные материалы подразделяются на две основные группы: защитные и декоративные. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Защитные составы

  • С редства, впитывающиеся в дерево и повышающие его сопротивляемость возгоранию. Рекомендуются к применению при обработке внутренних жилых помещений. Благодаря обработке дерево гораздо дольше не загорится, что позволит либо быстрее устранить очаг возгорания, либо даст время жильцам покинуть помещение.

  • Используется для пропитки дерева. Пропитанная маслом вагонка нечувствительна к влаге и грибку, а также приобретает матовый оттенок и четко выраженную структуру.

  • Олифа. Ранее активно применялась при работе с вагонкой, но сегодня стремительно сдает позиции. Отказ от нее при пропитке стен обусловлен тем, что она довольно быстро темнеет и начинает липнуть.

  • Отбеливатели. Используются для удаления с поверхности вагонки различных дефектов. Например: полосы, темные пятна, синеватые оттенки. В зависимости от назначения и способа применения эти вещества бывают нескольких видов. Большинство из них наносятся на материал в месте дефекта, оставляются на некоторое время, а затем смываются водой.

  • Грунтовка. Обеспечивает защиту древесины от механических воздействий и создает надёжное сцепление декоративного слоя с обрабатываемой поверхностью.

  • Восковые составы. Традиционное и очень эффективное защитное средство. Воск создает на поверхности древесины плотный слой, не пропускающий влагу и устойчивый к механическим воздействиям. Его весьма сложно равномерно нанести. Обычно перед воском наносится грунтовка, которая облегчает этот процесс.

Это деление очень условно. Как уже упоминалось, многие из этих средств применяются отдельно, без декоративного покрытия. Но их основная функция – защита дерева, а придание оттенка и выраженности структуры – второстепенный момент.

Декоративные средства

Покраска деревянной вагонки при помощи декоративного покрытия означает, что естественный цвет древесины будет утрачен. Обычно это делается по прошествии определенного времени, когда неокрашенное дерево темнеет, или же у хозяев появляются иные креативные идеи.

Чем покрасить вагонку внутри дома? Существует немало различных декоративных покрытий, отвечающих вкусам даже самых требовательных эстетов. К ним относятся:

  • – является многолетним признанным лидером в сфере материалов для покраски древесины. Она глубоко впитывается внутрь, благодаря чему окрашенная поверхность получает надежную защиту. Она долго не выцветает. Основным минусом является то, что краска долго засыхает и имеет резкий специфический запах. Поэтому производить ремонтные работы рекомендуется в теплую погоду, чтобы можно было проветрить помещение.

  • – лучше предыдущей по всем показателем. Акриловая краска быстро высыхает, не имеет резкого запаха, что дает возможность производить работы в любое удобное для вас время. Такая краска для вагонки долго не выцветает, сохраняя первоначальный блеск, обладает хорошей устойчивостью к влаге. Единственным минусом возможна высокая цена.

  • Акриловые аквалаки – по всеобщему мнению являются лучшим средством для обработки вагонки. Они являются экологически чистым продуктом. Лак образует надежное декоративное покрытие отличающееся долговечностью, устойчивостью к влаге и механическим воздействиям.

  • Алкидные лаки — окраска вагонки является основной функцией этого вида материала. Его преимуществами являются устойчивость к влаге и перепадам температур. Существенные недостатки – длительное высыхание, легкая воспламеняемость, высокая цена.

  • Декоративная глазурь – благодаря прозрачности прекрасно выделяет древесную текстуру. Для придания ей нужного цвета можно добавлять внутрь различные колеры.

  • Непрозрачные эмали – создает плотный слой на древесном полотне, полностью скрывая все дефекты и защищает изделие от механических повреждений, хорошо подходит для дачных построек.

Выбирая чем красить вагонку, нужно иметь в виду эти моменты:

  1. Масляная краска быстро сохнет, но со временем светлеет. Поэтому выбирая, какой краской красить, темной или светлой, лучше выбрать первый вариант.
  2. Покраска вагонки внутри дома – кропотливое занятие. Из декоративных покрытий лучше всего пользоваться водоэмульсионной краской. Это 100% экологичный продукт. С ней можно работать в любое время года.
  3. Чем покрасить вагонку внутри дома на даче? Лучше всего выбрать алкидный лак. Он долговечен, устойчив к влаге, плесени и грибку.
  4. Евровагонку можно покрасить прозрачным полиуретановым лаком. Он подчеркивает текстуру и «природность» древесины.
  5. Еще одна хорошая краска для вагонки – акриловая. Она долго не меняет свой цвет.
  6. Чем покрасить потолок из вагонки? Не используйте краску на водной основе. Лучше остановиться на алкидном лаке или выбрать масляную краску. Эти средства не растекаются и быстро высыхают. Вы сможете без проблем покрасить потолок.

На видео: чем лучше красить дерево.

Проведение работ

Пересмотрев варианты покраски вагонки и выбрав подходящий вам метод, а также все необходимые материалы, можно приступить к работе. Вот перечень того, что вам понадобится:

  • перчатки;
  • стремянка;
  • вёдра;
  • наждачная бумага;
  • кисти разной ширины, для покраски стен, потолков, полов и зазоров;
  • удобная одежда и обувь, которых не жалко;
  • раствор для снятия лакокрасочного покрытия, если поверхность была покрашенной;
  • металлическая щётка;
  • лоток;
  • выбранные вами лакокрасочные материалы.

Как покрасить вагонку внутри дома? Собственно сам процесс нанесения лакокрасочного покрытия условно делят на два этапа: подготовку и саму покраску. Рассмотрим весь процесс на примере того, как проводится покраска вагонки в белый цвет.

Подготовка к покраске

Как готовится вагонка под покраску? В первую очередь нужно очистить её от загрязнений. Это делается при помощи обычной воды с разведенной в ней содой. Если поверхность уже была окрашена, то старый слой краски необходимо удалить при помощи имеющегося под рукой малярного инструмента. Отремонтировать неисправные панели (при их наличии).

После этого переходят к следующему шагу – шлифовке.

При этом лучше всего использовать пемзу или наждачную бумагу. Всю обрабатываемую изнутри площадь целесообразно разбить на небольшие сектора и последовательно шлифовать их один за другим. Так вы не упустите из виду какой-нибудь необработанный сегмент. Шлифовать нужно равномерно.

После шлифовки приступают к грунтованию красящего материала. С поверхности убирают оставшийся после шлифовки мусор. Затем при помощи кисти наносят слой грунтовки, особенно внимательно обрабатывая швы.

Покраска

Итак, мы вплотную подобрались к ответу на вопрос как покрасить вагонку в белый цвет.

Выполнив все подготовительные процедуры можно приступать непосредственно к покраске. Как же красить вагонку?

Вам понадобятся краска для вагонки внутри дома и как минимум две кисти: большая – для основной работы, и узкая – для зазоров. Материал накладывается в несколько тонких слоев. Краску наносят сначала на верхний край, дабы не испачкать подтёками уже окрашенный участок. После высыхания первого слоя, наносится второй. За ним следует третий слой, он же, как правило, и последний. Последний слой должен быть самым тонким. Его наносят легкими равномерными движениями. Затем краску оставляют сохнуть – работа выполнена.

Чем покрыть деревянную поверхность (2 видео)


Поверхность, отделанная натуральным деревом, тоже может нуждаться в покраске. Зачем это нужно и как делается -мы постараемся разобраться. Итак, тема нашей сегодняшней статьи — как покрасить вагонку.

Зачем это нужно?

В самом деле, зачем нужно красить древесину с ее прекрасной фактурной поверхностью?

Сценария два:

  1. Вагонка красится защитным лаком (зачастую колерованным) именно для того, чтобы сохранить ее внешний вид максимально долгое время.
    Лак приостанавливает процесс ферментации древесины при контакте с атмосферным кислородом. В результате внешний слой остается светлым не год-два, а десятилетия.
  2. Если древесина уже потемнела, краска сделает довольно непривлекательную поверхность пусть не столь естественной, но хотя бы выглядящей пристойно.

Совет: темнеет только тонкий наружный слой древесины. В большинстве случаев достаточно обработать поверхность потемневшей вагонки шлифмашинкой и покрасить колерованным в темный цвет (чтобы скрыть огрехи шлифовки) лаком.

Выбор материала

Начнем с одного из камней преткновения в спорах о покраске дерева: нужна ли грунтовка?

Ответ можно дать вполне однозначный: она не необходима. На пористой поверхности дерева любая краска или лак прекрасно держатся без грунта. Грунтовка лишь сократит расход лакокрасочного материала при нанесении первого слоя.

Что с выбором собственно лакокрасочного материала?

Лаки

Вдумчивое чтение тематических форумов принесет нам целый ворох рекомендаций, основанных на личном опыте.

  • Олифа . Традиционное покрытие будет недорогим и эффективным способом защиты дерева. Олифить вагонку нужна как минимум на два раза, с полным высыханием каждого слоя.
    Увы — во время сушки придется держать окна открытыми. Олифа пахнет, и довольно сильно.

  • Яхтенный лак — не самый дешевый, но очень долговечный вариант.
  • Бесцветные водорастворимые лаки на акрилатной основе не только защитят дерево от потемнения, но и не будут раздражать вас резкими запахами в процессе высыхания.
    Типичный представитель — матовый лак Панели-Ясся от Тиккурила.
  • Полиуретановый лак особо прочен и дает возможность надежно защитить поверхность вагонки от загрязнений и износа там, где ее часто задевают. Основной недостаток — стоимость.

Краски

Тут все зависит от ваших целей.

  • Алкидные эмали (ПФ-115 и аналоги) дадут плотное глянцевое покрытие.
  • Водоэмульсионные краски на акриловой основе сделают поверхность матовой. При этом два тонких слоя жидкой краски позволят сохранить текстуру древесины: неровности, сучки и слои в досках будут достаточно хорошо видны.

Окраска

  1. Очищаем поверхность вагонки . Пыль и грязь можно смыть любым моющим средством. Неплохой идеей будет осветлить и обезжирить древесину.

Совет: щелочные моющие средства могут выполнить все перечисленные функции сразу.

Вооружившись губкой и емкостью Белизны, вы через короткое время получите чистую обезжиренную поверхность, максимально осветленную содержащимся в жидкости хлором.

  • Шлифуем поверхность. Подойдет обычная пемза; еще лучше вооружиться шлифмашинкой с парой видов наждака — крупного и мелкого.
  • Антисептическая грунтовка станет следующим этапом. Она наносится валиком или краскопультом; в первом случае в углублениях и неровностях придется браться за кисть.
  • Прозрачные лаки и краски наносятся одинаково — как минимум двумя тонкими слоями. При этом последний слой наносится вдоль волокон древесины, чтобы не были видны полосы.
    Красить лучше кистью, поскольку валик не прокрасит пазы и щели между досками.

Лучший инструмент — обычная кисть

Заключение

Напоследок — еще один совет. Оптимально красить и лакировать вагонку в отсутствие прямых солнечных лучей, при умеренной температуре и постоянной влажности. Тогда покрытие будет наиболее прочным и долговечным. Успехов в ремонте!