Меню

Организация досуга Праздник. Досуг время, не занятое работой или другим делом

Дом и участок

В одном из своих поздних эссе американская писательница смело говорит о том, что никакого безделья на самом деле не существует.

Американская писательница Урсула Ле Гуин, покинувшая этот мир в конце января, в последние десятилетия своей жизни много размышляла о своём возрасте, о реальности вокруг себя, о повседневности - о тех обыденных вещах, за пределы которых она выходила в фантастических мирах своих книг.

Краткая история свободы

Свои мысли о реальной жизни писательница излагала в своих онлайн-эссе, а в 2017 году вышел сборник этих эссе - No Time To Spare.

Предисловие к сборнику своей публицистики Урсула посвятила проблеме свободного времени.

Казалось бы, какая здесь может быть проблема?

©Сальвадор Дали

Если свободное время есть, это прекрасно, а если нет - нужно просто подождать, когда оно появится.

Писательница же задумалась об этом, когда отвечала на одну из анкет, присланных ей из Гарварда, и запнулась на вопросе «Чем вы занимаетесь в свободное время?».

Под вопросом предлагалось 27 различных вариантов ответа вроде «хожу за покупками» или «играю в гольф», а 28-м вариантом значилось «занимаюсь творчеством (пишу, рисую, фотографирую)».

Это обеспокоило Урсулу: даже такая безобидная вещь, как опросник, на первое место ставит прикладные занятия - как будто именно они придают смысл существованию, а не творческие усилия.

А если человек занимается творчеством всю жизнь, получается, что он ничем и не занят?

Давайте посмотрим, куда завела мысль известную писательницу, пока она раздумывала об этой анкете как отражении капиталистических ценностей.

Приводим перевод отрывка из этого эссе.

...Свободное время. Что означают эти слова?


©Владимир Куш

Для работающего человека - кассира, юриста, машиниста метрополитена, домохозяйки, компьютерного мастера, учителя, официанта - свободным временем окажется то время, которое он не проводит на работе или в процессе повседневного выживания за готовкой, уборкой, дорогой до школы и ремонтом своего автомобиля.

Для человека средних лет свободное время - это личное время.

А для людей, которым уже 80 лет?

Какое ещё есть время у людей на пенсии, кроме «свободного»?

Как отдыхать, чтобы лучше работать.

Себя я не могу назвать «человеком на пенсии», потому что никогда не работала на какой-либо службе.

Я работаю по сей день, пусть и не так активно, как прежде.

Я всегда с гордостью считала себя работающей жещиной.

Но для гарвардского опросника моя работа - это лишь «творческое занятие», хобби, какая-то деятельность для заполнения свободного времени.

Возможно, если бы они знали, что я зарабатываю этим на жизнь, они бы перенесли этот пункт в более престижную категорию.

Хотя я в этом сомневаюсь.

Но вопрос остаётся без ответа: чем мы занимаем своё время, когда оно всё - свободное?

И есть ли разница между свободным временем, когда тебе 80, и свободным временем, когда тебе 50, 30 или 15?

У детей когда-то было много свободного времени; по крайней мере у детей из благополучных семей.

После школы всё их время было свободно (если они, конечно, не занимались всерьёз спортом), и как-то им удавалось с этим временем управляться.

В школьные годы у меня были каникулы. Целых три свободных месяца. Никаких определённых занятий. И время после школы.

Я тогда читала, писала, зависала с Джином, Ширши и Джойс, бесцельно болталась по округе в собственных мыслях и чувствах... Да, в поистине глубоких мыслях и глубоких чувствах...

Достоинства праздности: как научиться валять дурака

Надеюсь, хоть кто-то из современных детей может себе позволить проводить время так же.

Знакомые мне школьники сейчас без остановки занимаются программированием и выкраивают в своём плотном графике из детских и спортивных праздников время на очередное мероприятие.

Мне хочется верить, что они устраивают себе перерывы и погружаются в них.

Порой на каких-то семейных встречах я замечаю, как мой родственник-подросток физически присутствует, он улыбчив, вежлив и внимателен - но как будто где-то не здесь.

Я думаю, что как раз в этот момент он поставил свою жизнь на паузу, погрузился в неё и сейчас находится именно там, среди своих мыслей и своих чувств.

Противоположность свободному времени - это, я думаю, занятое время. Я же до сих пор не знаю, что же такое свободное время, потому что моё время всегда чем-то занято.

Моё время всегда было и будет занято.

Оно занято жизнью.

В моём возрасте всё большее количество сил отбирает поддержание своего физического тела.

Это крайне утомительное занятие.

Но я всё равно никак не могу взять в толк - где же в моей жизни ничем не занятое время?

Я могу быть свободна, а вот моё время - нет.

Мое время полностью и безоговорочно занято сном, мечтами, делами, письмами друзьям и семье, чтением, написанием стихов и прозы, размышлениями, забываниями, шитьём, готовкой, ужинами, уборкой в кухне, толкованием Виргилия, дружескими посиделками, беседами с мужем, выходами в магазин, прогулками (если я могу идти) и путешествиями, йогой, просмотром кино, упражнениями цигун, послеобеденным отдыхом за просмотром комиксов о Krazy Kat с моим собственным настоящим котом, уютно расположившимся у меня на коленях. Пока я занимаюсь всем этим, моё время не свободно.

Я не могу потратить его ни на что другое.

Так о чём думали составители той гарвардской анкеты?

На следующей неделе мне исполнится 81 год. У меня нет ни минуты свободного времени.опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet






Задачи классного руководителя Выявление индивидуальных интересов детей Помощь в выборе кружков, секция Расширение познавательного и культурного кругозора (экскурсии, вечера, диспуты, встречи, конкурсы и т.д.) Организация коллективной творческой деятельности Поддержка детей, не имеющих успеха в учёбе.






Праздники творчества, художественно- эстетические мероприятия Кольцовка песен Концерт «Ромашка» Фестиваль рисованных фильмов Эстафета любимых занятий Город весёлых мастеров Суд над…(сигаретой, невежеством) Музей снежных скульптур Защита профессией Живая газета Путешествие в прошлое День именинника Рыцарский турнир «это вы можете» Конкурс рукоделий


Праздники народного творчества, национальных обычаев Конкурсы-смотры обрядовых песен, сказок, былин, частушек, загадок, преданий Народные спортивные игры и конкурсы Конкурсы на проверку силы и ловкости Вечер песен и хороводов День хлебосольства Праздники встреч и провод зимы и др. Народные игрища Путешествие в прошлое






Формы досугового общения Игры активного отдыха Игры интенсивного обучения (деловые, тренинги, обучающие и развивающие игры, интеллектуальные тесты) Психологические игры (взаимодействия и подготовительные) Коммуникативно-лингвистические (тренинги общения, творческие игровые вечера) Коммуникативные (дискуссии, «мозговые атаки», деловые игры, сюжетно-ролевые игры и т.д.)



Сосредоточьтесь на своих обязанностях. Хотя это может показаться немного странным, ведь мы и так думаем о нашей работе. Если вы думаете про себя: "Это 35,098,509 сэндвич, который я сделал за сегодняшний день", то работа будет казаться отвратительной. Секунды будут течь медленно. Вместо этого мысленно представьте себе, что сегодня вы уже накормили 35,098,509 человек. Стало гораздо лучше, ведь так?

  • Ставьте цель. Существует термин "сорваться". Некоторое время назад, среди работников почтамта появился серийный убийца. Одним из аргументов, объясняющих его срыв, стало однообразие работы на почте. Почему это стало причиной срыва? Каждый человек нуждается в мотивации. Если вы готовите свой сотый бутерброд или доставили свое сотое письмо, то запросто можно почувствовать, что вы топчитесь на одном месте изо дня в день. Ваш босс не может дать вам мотивацию. Это должны сделать вы. Какова ваша цель?

    • Если так будет проще, то подумайте о цели, лишь текущего дня. Как только вы поставили цель на день, постарайтесь поставить перед собой цель на неделю. Это поможет вам идти к намеченной цели и добиваться своего. И чем больше вы сделаете из того, что наметили, тем быстрее будет протекать для вас время.
  • Попросите вашего начальника поручить вам то, что вам нравится делать больше всего. Скорей всего у вас есть ряд обязанностей и поручений, которые вам необходимо закончить. Естественно среди них есть те, которые вам нравятся. Могут быть и такие поручения, за которые вы боитесь взяться. Сделайте себе одолжение и попросите начальника приступить к выполнению задач, которые вам по душе. Время будет идти намного быстрее, если будете получать удовольствие от выполняемой работы.

    • Это хорошо и для вашего начальника. Счастливый работник, который наслаждается тем, что он или она делает, приносит больше пользы компании в долгосрочной перспективе.
  • Делайте перерывы. Вы можете думать, что потеряете темп. Однако дело обстоит с точностью наоборот. Перерывы помогут вашему мозгу отдохнуть, чтобы затем с новой силой приступить к работе. Если ваш начальник возражает, покажите ему результаты исследований в этой области. Доказано, что люди работают лучше, если делают 5 -10-минутные перерывы каждый час. Ваш мозг нуждается в перезарядке, так почему бы не отдохнуть?

    • Если вы сидите в течение дня, то непременно встаньте и подвигайтесь во время перерыва. Сходите в уборную. Пройдитесь или просто растянитесь. Это поможет усилить кровообращение.
  • В начале каждого дня, составьте список необходимых дел. Отделите трудные и легкие задачи. После этого, подумайте о вашем теле. В какое время дня вы наиболее энергичны и, когда вам просто необходимо вздремнуть? Закончите все свои сложные дела в пик вашей активности, а несложные оставьте на потом. Так вы с пользой потратите время и не заметите, как оно пролетит.

    • У каждого человека свой собственный ритм. Некоторые люди нуждаются всего в 4 часах сна, в то время как другие с трудом просыпаются по утрам. Только вам известны ваши биоритмы.
  • Внерабо"чее вре"мя, время не занятое общественно необходимым трудом на производстве. (Термин «В. в.» введён советскими экономистами в 1950-х гг.) Количественно равно разнице между календарным и рабочим временем. Составляет преобладающую часть календарного времени. Состоит из времени, связанного с работой на производстве (дорога на работу и обратно и пр.); времени, затраченного на ведение домашнего хозяйства; времени на удовлетворение физиологических потребностей (сон, еда); свободного времени (досуга).

    В условиях капитализма В. в. следует отличать от вынужденной праздности безработного или неполнозанятого. Продолжительность рабочего дня определяется здесь прежде всего соотношением классовых сил организованных рабочих и предпринимателей.

    При социализме величина рабочего времени устанавливается государством в соответствии с достигнутым экономическим уровнем и в особенности с уровнем производительности труда. С развитием производительных сил создаётся возможность сокращать рабочий день и тем самым увеличивать фонд В. в. (суточный и соответственно недельный, месячный, годовой). В СССР у рабочих промышленности продолжительность В. в. в неделю в 1969 возросла по сравнению с 1913 на 18 ч , достигнув 125,4 ч (из 168 календарных часов). Годовой фонд В. в. трудящихся СССР растёт также и за счёт увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска. С 1 января 1968 минимальная его величина установлена в 15 рабочих дней (вместо 12 ранее существовавших). Средняя продолжительность отпуска в 1968 составляла 20,9 дня.

    Проблема улучшения использования В. в. в социалистических странах имеет государственное значение. Социалистическое государство заинтересовано в увеличении времени, которое человек затрачивает на образование, интеллектуальное и физическое развитие, общественную деятельность, товарищеское общение. За годы Советской власти использование В. в. значительно улучшилось. Развитие всех видов общественного обслуживания и переход на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями привели к уменьшению (относительному и абсолютному) затрат времени на ведение домашнего хозяйства и позволили увеличить свободное время и улучшить его структуру (складывающуюся под влиянием как социально-экономических, так и демографических факторов). Тем не менее трудящиеся из-за недостаточного развития сферы обслуживания расходуют ещё много времени на ведение домашнего хозяйства, передвижение к месту работы и обратно; проблема дальнейшего улучшения использования ими В. в. сохраняет свою актуальность. Изучение В. в. ведётся с помощью разработки бюджетов времени (см. Бюджет времени населения) всего населения и его отдельных групп и анализа статистических показателей, раскрывающих быт и условия жизни трудящихся.

    Лит.: Струмилин С. Г., Проблемы экономики труда, М., 1957; Пруденский Г. А., Время и труд, М., 1965; Кряжев В. Г., Внерабочее время и сфера обслуживания, М., 1966; Маслов П. П., Социология и статистика, М., 1967; Пятидневная рабочая неделя, М., 1967.

    В. Г. Кряжев, П. П. Маслов.