Меню

Декларация по налогу на прибыль за квартал, в котором открыто обособленное подразделение. Декларация по прибыли по обособленному подразделению: пример Пример заполнения декларации по налогу на прибыль обособленного подразделения

Строим баню

Если в состав организации, находящейся на ОСН, входят обособленные подразделения (ОП), такая организация должна в общем случае представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль не только по своему месту нахождения, но и по месту нахождения ее обособленных подразделений (п. 1 ст. 289 НК РФ).

Но нужно иметь в виду, что если обособленное подразделение находится в том же субъекте РФ, что и головная организация, и такая головная организация приняла решение самой уплачивать за свое ОП налог на прибыль в бюджет субъекта РФ и уведомила о таком намерении налоговую инспекцию, представлять налоговую декларацию по месту нахождения обособленного подразделения не нужно. Аналогично, если у организации есть несколько ОП в одном субъекте РФ, налог на прибыль в бюджет этого субъекта может уплачиваться по месту нахождения одного из обособленных подразделений (так называемого ответственного ОП). Соответственно, и декларацию по таким обособленным подразделениям нужно будет представлять только одну - по месту нахождения ответственного ОП (п. 1.4 Порядка , утв. Приказом ФНС от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@).

О составе налоговой декларации обособленного подразделения и особенностях ее составления расскажем в нашей консультации.

Состав налоговой декларации обособленного подразделения

Форма, состав налоговой декларации и порядок ее заполнения, в т.ч. обособленными подразделениями, утверждены Приказом ФНС от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@.

Так, указывается, что по месту нахождения обособленного подразделения необходимо представлять декларацию по налогу на прибыль в следующем составе:

  • Титульный лист (Лист 01);
  • подраздел 1.1 Раздела 1;
  • подраздел 1.2 Раздела 1 (при уплате в течение года ежемесячных авансовых платежей);
  • Приложение № 5 к Листу 02.

Порядок заполнения прибыльной декларации в ОП

Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль утвержден Приказом ФНС от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@ и приведен в Приложении № 2 к Приказу.

Приведем некоторые особенности заполнения прибыльной декларации в ОП.

На Титульном листе в поле «КПП» указывается КПП обособленного подразделения, по месту нахождения которого представляется декларация. Соответственно, в поле «Представляется в налоговый орган (код)» указывается код ИФНС, куда сдается декларация. В поле «По месту нахождения (учета) (код)» указывается код 220. Это означает, что декларация представляется по месту нахождения обособленного подразделения российской организации.

В поле «Организация/обособленное подразделение» указывается полное наименование обособленного подразделения.

В подразделе 1.1 Раздела 1 строки 040 и 050 не заполняются (ставятся прочерки), ведь налог в федеральный бюджет уплачивается по месту нахождения головной организации.

Если налог на прибыль в бюджет субъекта РФ получился к доплате, заполняется строка 070. Отражаемая в ней сумма соответствует величине, показанной по строке 100 Приложения № 5 к Листу 02. Если налог к уменьшению - заполняется строка 080 (из строки 110 Приложения № 5 к Листу 02).

Если организация уплачивает ежемесячные авансовые платежи, в подразделе 1.2 Раздела 1 нужно заполнить строки 220-240. В этих строках нужно показать по 1/3 суммы, отраженной в строке 120 Приложения № 5 к Листу 02.

Обращаем внимание, что подраздел 1.2 не включается в состав налоговой декларации за год.

В Приложении № 5 к Листу 02 нужно показать, в частности, долю прибыли ОП. Как она рассчитывается, мы рассказывали .

Приведем для декларации по налогу на прибыль обособленного подразделения

Срок сдачи декларации по прибыли ОП

Налоговая декларация по налогу на прибыль, представляемая по месту нахождения ОП, сдается в те же сроки, что и декларация по месту нахождения головной организации: в течение года не позднее 28 календарных дней со дня окончания квартала, полугодия или 9 месяцев. А по итогам года - не позднее 28 марта следующего года (п.п.3,4 ст. 289 НК РФ). При этом если последний день срока сдачи декларации приходится на выходной или нерабочий праздничный день, сдать декларацию можно будет и в следующий за таким днем первый рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Декларация по прибыли при закрытии ОП

При закрытии обособленного подразделения декларация по прибыли сдается по месту учета головной организации. При этом в качестве кода места нахождения на титульном листе декларации указывается код 223 «По месту нахождения (учета) российской организации при представлении декларации по закрытому обособленному подразделению».

В Приложении № 5 к Листу 02 по реквизиту «Расчет составлен» нужно указать код 3 «По обособленному подразделению, закрытому в течение текущего налогового периода». В строках 120, 121 Приложения № 5 к Листу 02, а также в строках 220-240 Подраздела 1.2 ставятся прочерки.

Декларацию по закрытому ОП нужно сдавать за отчетный период, в котором подразделение снято с учета, а также за последующие отчетные периоды года закрытия и по итогам года.

Срок сдачи декларации стандартный - не позднее 28 календарных дней со дня окончания квартала, полугодия или 9 месяцев, а по итогам года - не позднее 28 марта следующего года (п.п.3,4 ст. 289 НК РФ).

Обращаем внимание, что если дата снятия ОП с учета пришлась на первый отчетный период его функционирования (например, 1-ый квартал), то сдавать декларации по такому ОП уже не нужно. Соответственно, не придется заполнять и Приложение № 5 к Листу 02 в прибыльной декларации головной организации (

Наличие обособлeнного подразделения требует отдельного расчета налога на прибыль для каждого обособлeнного подразделения и головной организации без учета обособлeнных подразделений (далее головной организации).

Расчет налога на прибыль для каждого обособленного подразделения и головной организации осуществляeтся в приложении 5 к листу 02 декларации (условное обозначение -Пр5Л02).

Заполнение числовых показатeлей декларации по налогу на прибыль в приложении 5 к листу 02 начинаетсяс переноса налоговой базы oрганизации из стрoки 120 листа 02 декларации в стрoку 030 приложения 5 к листу 02.

При наличии закрытых в отчетном периоде обособленных подразделений, в строке 031 показывается рaзница между налоговой базой в целом по oрганизации и налоговой базой, которая приходится на закрытые обособленные подразделения. В противном случае строка 031 остается незаполненной.

2. Определение налоговой базы головной организации и каждого ее обособленного подразделения

Строка 050 «Налоговая база, исхoдя из дoли» приложения 5 к листу 02 налоговой декларации равна произведению доли налоговой базы, указаннoй в строке 040 и налоговой базы, указаннoй в стрoке 030 или 031.

Сумма исчисленного налога в бюджет субъекта Российской Федерации отражается в стрoке 070 приложения 5 к листу 02 и равна произведению данных строки 050 на ставку налога в бюджет субъекта, которая указана в строке 060.

Проверьте себя:

Сумма строк 070 "Сумма налога « приложения 5 листа 02 по всех обособленных подразделений и головной организации должна совпасть с итогом строки 200 листа 02 декларации „Суммa исчислeнного налога на прибыль в бюджeт субъeкта Рoссийской Фeдерации“.

Л02С200=∑Л02Пр5С070

3. Расчет ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет субъекта Российской Федерации в следующем отчетном (налоговом) периоде - является следующим шагом для расчета налога на прибыль для головной организации и каждого ее обособленного подразделения.

Алгоритм расчета авансовых платежей, подлежащих уплате, приведен для организаций, выбравших в кaчестве отчетного периода по нaлогу на прибыль квaртал, полугодиe, 9 мeсяцев, гoд и уплачивающих ежемесячные авaнсовые платежи.

Авансовыe платeжи, подлежащие уплате в 1 квартале, следующeго налогового периода, отражaются в приложении 5 к листу 02 декларации за год по строке 121 „Ежемeсячные авансовые платежи на 1 квартал слeдующего налoгового периoда“. Сумма строки 121 приложения 5 к листу 02 декларации за год равна сумме строки 120 „Ежемeсячные авансовые платежи, в квaрталe следующeм за отчетным пeриодом“ декларации за 9 месяцев.

Д(год)Л02Пр5С121=Д(9мес)Л02Пр5С120.

Авансовые платежи, подлежащие уплате во 2,3,4 кварталах отражaются по строке 12о „Ежемeсячные авансовыe платежи, в кварталe следующем за отчeтным периодом“ приложения 5 к листу 02 декларации тeкущего пeриода и рассчитываются как произведение доли налоговой базы, отраженной в строке 040 приложения 5 к листу 02 (Л02Пр5С040) и суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, которые отражены в целом по организции по строке 310 листа 02 (Л02С310). В виде формулы они могут быть отражены в следующем виде:

Д(1кв)Л02Пр5С120=Д(1кв)Л02С310*Д(1кв)Л02ПР5С040;

Д(п/г)Л02Пр5С120=Д(п/г)Л02С310*Д(п/г)Л02Пр5С040;

Д(9 мес)Л02Пр5С120=Д(9 мес)Л02С310*Д(9 мес)Л02Пр5С040;

Проверьте себя:

При заполнении приложения 5 к листу 02 декларации за 1 квартал авансовые платежи, подлежащие уплате во втором квартале также должны быть равны сумме налога, указанной в строке 070 »Сумма налога" приложения 5 к листу 02.

Д(1кв)Л02Пр5С120=Д(1кв)Л02С310*Д(1кв)Л02ПР5С040= Д(1кв)Л02Пр5С070.

Сумма строк 120 головной организации и всех обособленных подразделений в декларациях за полугодиe, 9 мeсяцев, год должна совпадать со строкой 310 «Сумма eжемесячных авансoвых платeжей, подлeжащих уплатe в бюджeт субъeкта Рoссийской Федeрации».

Л02С310=∑Л02Пр5С120

Сумма отраженных в строке 120 (или 121) Приложения 5 к листу 02 авансовых платежей, подлежащих уплате обособленным подразделением (головной организацией) в слeдующем отчeтном периоде и дeленная на 3, перeносится в стрoки 220,230,240 Раздела 1.2 декларации.

4. Начисляем в бюджет субъекта Российской Федерации и заполняем строку 080 «Нaчислeнo в бюджeт субъeкта Рoссийской Фeдерации» приложения 5 к листу 02 декларации

Начисленный налог на прибыль обособленного подразделения в субъект бюджета Российской Федерации в 1 квартале равен сумме авансового платежа 1 квартала, который исчислен в декларации за предыдущий год в строке 121 «Ежeмeсячные авансовыe платeжи на 1 квaртал слeдующего нaлогового пeриода».Формулой это можно выразить так:

Д(1кв)Л02ПР5С080=Д(предыдущего года)Л02Пр5С121

Начисленный налог на прибыль обособленного подразделения в субъект бюджета Российской Федерации в следующих отчетных периодах равен сумме строк 070 и 120 Приложения 5 листа 02. (Л02Пр5С70 и Л02Пр5С120) за прошлый отчетный период. Формулами это выражается следующим образом:

Д(1п/г)Л02Пр5С080=Д(1 кв)Л02Пр5С(070+120);

Д(9 мес)Л02Пр5С080=Д(1 п/г)Л02Пр5С(070+120);

Д (год)Л02Пр5С080=Д(9 мес)Л02Пр5С(070+120)

Проверьте себя:

Сумма строк 080 приложения № 5 листа 02 всех обособленных подразделений и головной организации должна соответствовать сумме начисленных в бюджет субъекта Российской Федерации авансовых платежей за отчетный период, отраженных в строке 230 листа 02 декларации по налогу на прибыль.

Л02С230=∑Л02Пр5С080

5. После расчета начисленного налога можно переходить к 5 шагу-определению суммы налога к доплате или уменьшению из бюджета.

Если налог, отраженный по строке 070 приложения 5 к листу 02 больше чем сумма строк 080 и 090, то рассчитывается сумма налога к доплате в виде разницы строки 007 с суммой строк 080 и 090 приложения 5 листа 02.

Сумма налога к доплате, рассчитанная по обособленному подразделению или головной организации, отражается в строке 100 «Сумма налога к доплате» приложения 5 листа 02 и в строке 070 раздела 1.1 декларации.

Если налог, отраженный по строке 070 приложения 5 к листу 02 меньше чем сумма строк 080 и 090, то рассчитывается сумма налога к уменьшению в виде разницы суммы строк 080 и 090 со строкой 070 приложения 5 листа 02.

Сумма налога к уменьшению, рассчитанная по обособленному подразделению или головной организации, отражается в строке 110 «Сумма налога к уменьшению» приложения 5 листа 02 и в строке 080 раздела 1.1 декларации.

Когда ваша организация открывает обособленное подразделение (далее - ОП) в другом регионе, то, как правило, вы уже знаете, что рассчитывать и уплачивать налог на прибыль вам нужно будет исходя из доли прибыли, приходящейся отдельно на организацию и отдельно на подразделение. Но при заполнении декларации по налогу на прибыль за тот отчетный период, в котором создано ОП, у всех постоянно возникают сложности с отражением:
- авансовых платежей в бюджет субъекта РФ за отчетный период;
- ежемесячных авансовых платежей на следующий квартал.
О заполнении этих показателей мы и поговорим.

Общие правила представления декларации

Как известно, по окончании каждого квартала (или месяца, если ваша организация перешла на уплату ежемесячных платежей исходя из фактически полученной прибыли) и года надо представить в налоговый орган:
- по месту нахождения организации (с распределением прибыли по ОП);
- по месту нахождения каждого ОП.
При этом по месту нахождения ОП декларацию нужно представлять с того отчетного периода, к которому относится дата его постановки на учет.

Состав декларации

В налоговый орган по месту нахождения организации вы должны представить декларацию в обычном составе, дополнительно включив в нее Приложение N 5 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения" к листу 02. Это Приложение будет заполнено по показателям организации без учета показателей по ОП (далее будем называть организацию без ее обособленных подразделений головным подразделением - ГП).
А декларация, представляемая в налоговый орган по месту нахождения ОП, должна состоять:
- из титульного листа (лист 01);
- подраздела 1.1 разд. 1;
- подраздела 1.2 разд. 1 (при уплате ежемесячных авансовых платежей);
- Приложения N 5 к листу 02.
Показатели некоторых строк в Приложениях N 5 к листу 02 заполняются расчетным путем через показатели строк листа 02. Так что начнем мы с заполнения листа 02. И не забывайте, что рассказывать мы будем о составлении отчетности исключительно за тот отчетный период, в котором ОП поставлено на учет, поскольку именно в этом случае будут некоторые особенности по сравнению с составлением отчетности за следующие отчетные периоды.

Заполняем лист 02

Этот лист заполняется в целом по организации <6>. Поэтому нужно учесть, что:
- по строкам 140, 160 и 170, в которых указываются ставки налога, ставятся прочерки;
- сумму налога, начисленного к уплате в бюджеты субъектов РФ по итогам отчетного периода (строка 200 листа 02), невозможно посчитать по приведенной в декларации формуле, если ставки налога в регионах, где находятся ГП и ОП, различаются (например, в субъекте РФ, где находится ГП, ставка налога 13,5%, а в субъекте РФ, где открыто ОП, - 18%). В таком случае нужно рассчитать отдельно суммы налога, подлежащие уплате в бюджет субъекта РФ в одном регионе и в другом, и просуммировать их. Только тогда сумма по строке 200 совпадет с суммой показателей по строкам 070 всех Приложений N 5 к листу 02;
- по строке 230 указывается сумма начисленных авансовых платежей за предыдущий отчетный период:
Строка 230 листа 02 декларации за текущий отчетный период = Строка 200 листа 02 декларации за предыдущий отчетный период + Строка 310 листа 02 декларации за предыдущий отчетный период

Она должна равняться сумме строк 080 всех Приложений N 5 к листу 02.

Еще раз напомним, что лист 02 заполняется в целом по организации. Обособленные подразделения заполнять его не должны.

Заполняем Приложения N 5 к листу 02

Приложения N 5 к листу 02 заполняются по организации без обособленных подразделений и по каждому ОП (или всем ОП на территории одного субъекта РФ). Поэтому количество этих Приложений зависит от количества подразделений, включая непосредственно ГП.
При этом уделяем особое внимание следующим показателям:
- по строке 080 отражается сумма начисленных авансовых платежей в бюджет субъекта РФ за предыдущий отчетный период. При заполнении Приложения N 5 по ГП в эту строку нужно перенести показатель строки 230 листа 02 декларации за текущий отчетный период. А вот в Приложении N 5 по ОП вы поставите по этой строке прочерк, поскольку ОП только создано и по нему еще не было начислений авансовых платежей.
Только при таком заполнении сумма строк 080 всех Приложений N 5 к листу 02 будет равна строке 230 листа 02;
- по строке 120 показываются ежемесячные авансовые платежи в квартале, следующем за отчетным периодом. Данные по этим строкам - как по ГП, так и по ОП - заносятся после заполнения строки 310 листа 02. Поскольку только зная сумму ежемесячного авансового платежа в целом по организации, ее можно распределить между ГП и ОП исходя из долей налоговой базы, указанных в строке 040 Приложений N 5 к листу 02. Имейте в виду, при таком распределении не учитываются ставки налога на прибыль в бюджет субъекта РФ. Поэтому если ставки разные (например, у ГП - 13,5%, а у ОП - 18%), то получится, что одно из подразделений авансовые платежи в течение этого квартала будет платить в большем размере, чем оно могло бы заплатить с учетом ставки налога.

Мы уже рассчитали сумму ежемесячного авансового платежа в целом по организации на III квартал 2010 г. (строка 310 листа 02). Ее надо распределить между ГП и ОП исходя из долей налоговой базы за полугодие 2010 г., равных 65% и 35% соответственно (строки 040 Приложений N 5 к листу 02). После этого распределенные авансовые платежи нужно отразить по строкам 120 Приложений N 5 к листу 02:
- по ГП - в размере 39 122 руб. (60 188 руб. x 65%);
- по ОП - в размере 21 066 руб. (60 188 руб. x 35%).

Заполняем подраздел 1.2 раздела 1

Подраздел 1.2 разд. 1 в рассматриваемой ситуации заполняется отдельно:
- в целом по организации. В нем отражаются суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате только в федеральный бюджет. То есть заполняются строки 120 - 140, которые определяются как 1/3 суммы, указанной по строке 300 листа 02;
- по ГП. В нем указываются только суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет субъекта РФ по месту нахождения ГП;
- по ОП. Здесь вы укажете только суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет субъекта РФ по месту нахождения ОП.
При этом если сумма авансового платежа, подлежащего уплате в следующем квартале, не делится на 3 без остатка, то округлять суммы по строкам 120 - 140 и 220 - 240 надо не по правилам арифметики, а в особом порядке. Остаток от деления на 3 нужно прибавить к платежу по последнему (третьему) сроку.

Конечно, правильно заполнить "прибыльную" декларацию - это еще полдела. Ведь ответственности за неправильное заполнение отчетности не предусмотрено. Важно еще правильно перечислить налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет каждого субъекта РФ. То есть указать в платежных поручениях верные реквизиты получателя, КБК и ОКАТО.

Создание ОП (обособленное подразделение) – это добровольное право всех российских компаний (стат. 55 ГК). При этом в случае получения доходов рассчитывается налог на прибыль обособленного подразделения. В каком порядке начисляются такие суммы, как уплачиваются в федеральный бюджет и региональный? Все подробности – в нашей статье.

Если у фирмы имеются зарегистрированные в общеустановленном порядке ОП, необходимо соблюдать специальный нормативный порядок исчисления и уплаты в пользу государства сумм налога с прибыли. Распределение налога на прибыль между обособленными подразделениями выполняется с учетом требований п. 1 стат. 288 НК. Здесь определено, что та часть налога, которая направляется в бюджет федеральный (3 %), уплачивается централизовано по адресу фирмы-«головы». А та часть, что начисляется в бюджет региональный (17 %), подлежит распределению между головной компанией и ее ОП (п. 2 стат. 288).

Указанные ставки налога на 2017-2020 гг. утверждены в п. 1 стат. 284 НК. Следовательно, чтобы правильно заплатить суммы в региональный бюджет, предварительно необходимо выяснить, какая часть налога приходится на головную организацию, а какая – на ОП. Если у предприятия зарегистрировано не одно подразделение, а несколько, и размещены они территориально в одном субъекте, что делать? В этой ситуации налогоплательщик вправе выбрать одно ОП, через которое и будет уплачиваться налог. Это же правило распространяется и на фирму-«голову».

Расчет налога на прибыль обособленного подразделения 2018

Как же осуществить расчет налога на прибыль по обособленным подразделениям? Для корректности данных следует руководствоваться нормами п. 2 стат. 288, где определено, что авансы и сам налог начисляются на основании специальных правил. В первую очередь, определяется доля налога на прибыль по обособленному подразделению. А чтобы узнать этот показатель, налогоплательщику понадобится вычислить:

  • Трудовой показатель – среднеарифметическое значение удельного веса по численности (среднесписочной) либо расходам по оплате труда персонала отдельного ОП в аналогичном показателе по всему предприятию в целом.
  • Имущественный показатель – удельный вес ОС (стоимость остаточная) амортизируемых активов отдельного ОП в аналогичном показателе по компании в целом.

Как понятно из норм п. 2 стат. 288, предприятие может самостоятельно выбрать наиболее подходящий вариант расчета трудового показателя – по численности или ФОТ. Способ закрепляется в учетной политике и является обязательным к применению в течение всего налогового периода. Имущественный показатель определяется на основании налоговых данных ОС (п. 1 стат. 257). При начислении амортизационных сумм по нелинейной методике допускается использование данных бухучета компании.

При этом распределение имущества по ОП производится с учетом того, где фактически эксплуатируются объекты, независимо от факта постановки на баланс. Если же соответствующих основных средств в компании нет, прибыль определяется только по трудовому показателю. Все данные рассчитываются нарастающим способом.

Налог на прибыль по обособленному подразделению – пример расчета

Предположим, что у фирмы (с численностью общей в 35 чел.) имеется одно ОП с численностью в 10 чел. Численность головного офиса равна 25 чел. За 1 кв. получена общая прибыль в 750000 руб. Основных средств по стоимости остаточной у предприятия – на 1200000 руб.: на балансе «головы» состоят ОС на 800000 руб., ОП – 400000 руб. Трудовой показатель вычисляется по численности штата. Определим долю налога с прибыли по «голове» и ОП:

  • Значение удельного веса численности ОП – 10 / 35 х 100 % = 28,57 %.
  • Значение удельного веса численности «головы» – 25 / 35 х 100 % = 71,43 %.
  • Доля имущества в ОС по ОП – 400000 / 1200000 х 100 % = 33,33 %.
  • Доля имущества в ОС по «голове» – 800000/1200000 х 100 % = 66,67 %.
  • Доля уплаты налога в бюджет регионов по ОП – (28,57 % + 33,33 %) / 2 = 30,95 %.
  • Доля уплаты налога в бюджет регионов по «голове» – (71,43 % + 66,67%) / 2 = 69,05 %.
  • Сумма региональной части налога по ОП – 750000 х 17 % х 30,95 % = 39461 руб.
  • Сумма региональной части налога по «голове» – 750000 х 17 % х 69,05 % = 88039 руб.

Как платится налог на прибыль по обособленному подразделению

Исходя из нормативных требований п. 2 стат. 288 НК, уплачивать налог в бюджет субъектов нужно отдельно по ОП и фирме-«голове». Налоговики разрешают платить суммы централизовано, то есть одной платежкой, если и подразделение, и головная фирма расположены территориально в одной местности и подведомственны одной ИФНС. Это же правило верно в случае, когда у компании имеется несколько ОП, расположенных также в одной территории.

Для того, чтобы законно перечислять суммы налога по реквизитам налоговой одного ответственного ОП, налогоплательщик обязан письменно уведомить ИФНС не позднее 31-го декабря перед будущим налоговым периодом. При этом выполнять распределение сумм по ОП не требуется. Но такой порядок должен оставаться неизменным. Если же создается новое подразделение, уведомление подается в 10-дневный период по окончании квартала, в котором зарегистрировано ОП. Формы уведомлений приведены ФНС в Приложении № 3 Письма № ШС-6-3/986 от 30.12.08 г.

Как подается декларация по налогу на прибыль обособленного подразделения

Согласно п. 3 стат. 288 НК юрлицами суммы авансов и налога с прибыли, включая приходящиеся на ОП, начисляются самостоятельно. Все данные о налоге подаются путем предоставления налоговой декларации. Куда именно предоставляются сведения? В соответствии с п. 1 стат. 289 контрольный орган подачи – ИФНС по адресу учета головной компании, а при наличии ОП – по адресу таких подразделений. Исключением являются ОП налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, и ОП, расположенные за пределами нашей страны (абз. 3 п. 1 стат. 289, п. 4 стат. 311).

Обратите внимание! Когда предприятием применяется централизованный способ перечисления налога, допускается подача одной декларации по группе таких ОП. Контрольный орган – ИФНС по адресу ответственного за перечисление сумм подразделения или фирмы-«головы». В состав декларации по ОП обязательно включается Приложение 5 л. 02 с данными по подразделению (бланк в Приказе № ММВ-7-3/572@ от 19.10.16 г.).

Закрытие обособленного подразделения – налог на прибыль

Если закрыли обособленное подразделение, налог на прибыль перечисляется в общие сроки. О том, что у предприятия произошла ликвидация ОП, следует уведомить ИФНС о выборе нового ответственного за уплату сумм лица. Документ направляется в налоговые органы в 10-дневный период от даты закрытия ОП. А что делать с отчетностью?

На закрытое обособленное подразделение по налогу на прибыль декларация подаваться уже не будет. Ведь ОП фактически снято с учета. Все данные необходимо предоставлять по месту учета фирмы-«головы». А при наличии в том же регионе других подразделений, по адресу ответственного за уплату сумм лица.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Прежде всего напомним, в каких случаях у организации возникает согласно требованиям Налогового кодекса. В силу ст. 11 НК РФ обособленным подразделением признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, то есть рабочие места, созданные на срок более одного месяца. Причем признание подразделения обособленным не зависит от того, отражено ли его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, либо от полномочий, которыми оно наделено.
В свою очередь, для того чтобы разобраться, что такое рабочее место, обратимся к трудовому законодательству. Согласно ст. 209 ТК РФ рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Исходя из данных определений ведение организацией деятельности более месяца по адресу, отличному от адреса места нахождения, который указан в учредительных документах организации, рассматривается налоговыми органами как деятельность через обособленное подразделение (Письмо УФНС по г. Москве от 19.03.2012 N 17-26/23423).
Столичные налоговики при этом уточняют, что в случае, если обособленное подразделение применяет контрольно-кассовую технику, регистрировать ее следует в налоговом органе именно по месту нахождения данного подразделения.

Более того, по мнению специалистов финансового ведомства, изложенному в Письмах от 18.01.2012 N 03-02-07/1-20, от 05.08.2011 N 03-02-07/1-279, для признания факта наличия у организации обособленного подразделения и, следовательно, для постановки юридического лица на учет по месту нахождения этого подразделения не имеет никакого значения срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте. Например, если организация арендует помещение (не по месту ее нахождения) только для хранения какой-либо продукции и ни один работник не находится в данном помещении постоянно (оно в основном закрыто, открывают его работники, чья деятельность носит разъездной характер, только по мере необходимости для завоза или вывоза хранящейся продукции), это помещение все равно нужно считать обособленным подразделением и ставить его на учет в местной налоговой инспекции.

Если предприятие общественного питания открывает новые точки (новые кафе, рестораны, столовые и т.д.), однозначно создается обособленное подразделение, поскольку маловероятно, что они просуществуют меньше одного месяца. Понятие "территориальная обособленность" в ст. 11 НК РФ не уточняется, и фактически получается, что даже если новая точка открыта на той же улице или в соседнем здании с основным местом осуществления деятельности организации, она все равно подпадает под определение обособленного подразделения для целей налогообложения.

Правила исчисления налога на прибыль при наличии обособленных подразделений

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения, регламентируются ст. 288 НК РФ. Рассмотрим ее требования подробнее.

В федеральный бюджет платим только по основному месту

Согласно п. 1 ст. 288 НК РФ и налога на прибыль по итогам года в части, перечисляемой в федеральный бюджет, производится в полном объеме по месту нахождения организации, без распределения этих сумм по обособленным подразделениям. Напомним, платежи в федеральный бюджет составляют незначительную часть налога - они исчисляются по ставке 2% (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Остальное распределяем

Основная часть платежей налога на прибыль уплачивается в бюджеты субъектов РФ по налоговой ставке в размере 18% (п. 1 ст. 284 НК РФ). Региональные власти имеют право понизить эту ставку для отдельных категорий налогоплательщиков, но в любом случае она не может быть меньше 13,5%.

Эти суммы должны распределяться по всем местам осуществления деятельности, то есть уплачиваться как по месту нахождения организации, так и по местам нахождения каждого из ее обособленных подразделений, в определенных долях (п. 2 ст. 288 НК РФ). Причем рассчитывать суммы авансовых платежей и суммы налога, подлежащих уплате в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований, нужно по тем ставкам, которые действуют на соответствующих территориях (где расположены сама организация и ее обособленные подразделения). А это значит, что распределению подлежит не уплачиваемая сумма налога на прибыль (авансовых платежей), а сумма налогооблагаемой прибыли.

Иными словами, надо взять общую величину налогооблагаемой прибыли за соответствующий период, произвести ее распределение между головной организацией и всеми обособленными подразделениями и уже потом применять соответствующие региональные ставки налога на прибыль, действующие в субъектах РФ, к каждой из рассчитанных сумм распределенной прибыли. При этом не важно, сколько прибыли реально принесло каждое из обособленных подразделений. Ни о каком раздельном учете доходов и расходов в разрезе подразделений (для точного определения налоговой базы) речи не идет. Берется общая сумма налога на прибыль в целом по организации (вместе со всеми подразделениями) и производится ее распределение расчетным путем исходя из установленных ст. 288 НК РФ показателей. Это подчеркивалось в Письме Минфина России от 10.10.2011 N 03-03-06/1/640, где специалисты ведомства объяснили, что организация обязана исчислить и уплатить сумму налога (авансовых платежей), подлежащего зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого обособленного подразделения, исходя из доли налогооблагаемой прибыли, приходящейся на это подразделение, независимо от того, имеет или не имеет соответствующее подразделение доходы и расходы, формирующие налоговую базу.

Все расчеты налогоплательщик осуществляет самостоятельно. При этом сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик должен сообщить своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения подразделений не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период (п. 3 ст. 288 НК РФ). В те же сроки налогоплательщик обязан уплатить суммы авансовых платежей и суммы налога по итогам налогового периода (п. 4 ст. 288 НК РФ).

В данных нормах не уточняется, кто именно должен произвести перечисление: бухгалтер головной организации или бухгалтер каждого подразделения. Поскольку этот вопрос не урегулирован, автор считает, что возможны оба варианта. Если у подразделения есть свой расчетный счет, уплату "своей" части авансового платежа (налога) может произвести само подразделение. При этом вполне допустимо, чтобы все необходимые перечисления произвела самостоятельно и головная организация. В этом случае бухгалтер головной организации заполняет все платежные поручения на перечисление каждой части авансового платежа (налога) в соответствующие региональные и местные бюджеты (с указанием тех КПП, которые присвоены при постановке на учет по соответствующим местам нахождения подразделений) (Письмо ФНС России от 30.05.2007 N ММ-8-02/465@). Если же у подразделения нет собственного расчетного счета, уплату налога по месту его нахождения в любом случае будет производить головная организация.

Общая процедура расчета сумм, подлежащих уплате в бюджеты субъектов РФ

Рассчитывать долю прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, п. 2 ст. 288 НК РФ предписывает как среднюю арифметическую величину удельного веса:

  • среднесписочной численности работников либо расходов на оплату труда данного обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников или в расходах на оплату труда, определенных в целом по налогоплательщику. Налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться, и этот выбор, отраженный в учетной политике, остается неизменным в течение налогового периода;
  • остаточной стоимости амортизируемого имущества этого подразделения в остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в целом по налогоплательщику в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ (а если амортизация начисляется нелинейным методом, определять остаточную стоимость разрешается по данным бухгалтерского учета).

Удельный вес определяется исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств организации и ее обособленных подразделений за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Пример 1. ООО "Смак", находящееся в субъекте РФ N 1, имеет три обособленных подразделения (кафе): два на территории субъекта РФ N 2 (N N 1-2, 2-2) (с региональной ставкой налога на прибыль 18%), одно (N 1-3) на территории субъекта РФ N 3 (ставка - 14%).

Составляя декларацию за 9 месяцев 2012 г., бухгалтер ООО "Смак" производит распределение налогооблагаемой прибыли на основании следующих данных:

  • общая величина налогооблагаемой прибыли за 9 месяцев по организации в целом составляет 6 млн руб. (соответственно, сумма налога, исчисленная к уплате в федеральный бюджет (по ставке 2%), - 120 000 руб.);
  • деятельность подразделения N 1-3 является убыточной (убыток составляет 500 тыс. руб.);
  • согласно учетной политике общества для расчета удельного веса используется показатель среднесписочной численности работников. Результаты расчета среднесписочной численности работников за 9 месяцев и остаточной стоимости основных средств представлены в таблице:

Подразделение

Среднесписочная
численность
работников,
чел.

Остаточная
стоимость
основных
средств,
тыс. руб.

Головная организация (без обособленных
подразделений)

(все
основные средства арендованы)

Примечание. Отметим, что факт убыточности деятельности подразделения N 3 не имеет никакого значения для определения части налогооблагаемой прибыли и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет этого субъекта РФ. Поэтому информацию о размере убытка можно игнорировать, а распределению подлежат "исходные" 6 млн руб.

Расчеты, выполненные бухгалтером ООО "Смак", будут следующими:

Подразделение

Удельный вес

Доля прибыли,
приходящаяся
на
подразделение

Итоговая сумма за
9 месяцев 2012 г.,
руб.

численности
работников

стоимости
основных
средств

налоговой
базы

налога на
прибыль
(авансового
платежа) в
бюджет
субъекта РФ

Головная
организация
(без
обособленных
подразделений)

Обособленное
подразделение
N 1-2

Обособленное
подразделение
N 2-2

Обособленное
подразделение
N 1-3

Поясним порядок расчетов на примере обособленного подразделения N 1-2:

  • удельный вес среднесписочной численности работников будет равен 0,1639 (20 чел. / 122 чел.);
  • удельный вес остаточной стоимости основных средств - 0,1304 (1800 тыс. руб. / 13 800 тыс. руб.);
  • доля прибыли, приходящейся на данное подразделение (средняя арифметическая), - 0,14715 ((0,1639 + 0,1304) / 2);
  • величина налоговой базы, приходящейся на данное подразделение, - 882 900 руб. (6 000 000 руб. x 0,14715);
  • сумма налога на прибыль за 9 месяцев, подлежащая исчислению к уплате в бюджет субъекта РФ N 2 (по ставке 18%), - 158 922 руб. (882 900 руб. x 18%).

Остальные расчеты производятся аналогичным образом, с той лишь разницей, что в субъекте РФ N 3 региональная ставка налога на прибыль составляет не 18, а 14%.

Как видим, рассчитать среднюю арифметическую величину и определить удельный вес показателей несложно, главное - правильно подсчитать исходные показатели: среднесписочную численность (или расходы на оплату труда) и остаточную стоимость основных средств.

Среднесписочная численность работников . При ее вычислении нужно руководствоваться Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения (Утверждены Приказом Росстата от 24.10.2011 N 435), в частности по заполнению формы П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников". Отметим наиболее важные моменты:

  • среднесписочная численность рассчитывается на основании списочной численности, в которую включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации;
  • учитывать нужно не только фактически работающих, но и отсутствующих на работе по каким-либо причинам. В частности, в списочную численность целыми единицами включаются: фактически явившиеся на работу (включая тех, кто не работал по причине простоя); находившиеся в служебных командировках; не явившиеся на работу по причине болезни; направленные с отрывом от работы для повышения квалификации и др. Некоторые работники списочной численности не включаются в среднесписочную численность (например, находящиеся в отпусках по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком);
  • лица, принятые на работу на условиях неполного рабочего времени (к примеру, на полставки), в списочной численности учитываются как целые единицы, однако при расчете среднесписочной численности отражаются пропорционально отработанному времени;
  • работники, которым в соответствии с законодательством РФ установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (например, работники в возрасте до 18 лет, инвалиды), считаются как целые единицы;
  • среднесписочная численность за месяц рассчитывается путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни (за эти дни численность определяется исходя из численности работников за предшествующий рабочий день), и деления полученного результата на число календарных дней месяца;
  • за квартал этот показатель определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации в квартале и деления полученной суммы на три. Аналогичным образом осуществляется расчет за период с начала года по отчетный месяц включительно (суммируется и делится на соответствующее число месяцев) и за год (суммируется и делится на 12).

Расходы на оплату труда . Они определятся в порядке, установленном ст. 255 НК РФ. Удельный вес расходов на оплату труда обособленного подразделения рассчитывается как отношение расходов по оплате труда за соответствующий период, исчисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ, по данному подразделению к расходам на оплату труда за этот же период в целом по организации, умноженное на 100% (Письмо Минфина России от 07.03.2006 N 03-03-04/1/187). Аналогичным образом рассчитывается удельный вес расходов на оплату труда головной организации.

Остаточная стоимость амортизируемого имущества . При расчете этого показателя нужно учитывать целый ряд нюансов.

1. Исходя из п. 2 ст. 288 НК РФ, в расчет нужно принимать не все виды амортизируемого имущества, а только основные средства. Как подчеркивалось Минфином в Письме от 06.10.2010 N 03-03-06/1/633, остаточная стоимость иного амортизируемого имущества (кроме основных средств), нематериальных активов и капитальных вложений не учитывается, а в Письме от 20.04.2011 N 03-03-06/2/66 уточняется, что в расчет не следует брать остаточную стоимость капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество.

2. Нужно правильно определить состав основных средств в разрезе отдельных обособленных подразделений, учитывая следующие разъяснения:

  • к основным средствам обособленного подразделения относится только то имущество, которое используется для получения дохода именно в этом подразделении, а на чьем балансе числятся эти объекты - на балансе данного подразделения, другого подразделения или головной организации - совершенно не важно (Письма Минфина России от 10.05.2011 N 03-03-06/2/77, от 13.11.2010 N 03-03-06/2/193);
  • в расчет нужно принимать те основные средства, которые получены в лизинг и по условиям договора находятся на балансе обособленного подразделения (Письмо Минфина России от 03.07.2012 N 03-03-06/1/329), а также те объекты, которые переданы подразделением в аренду (Письмо УФНС по г. Москве от 21.06.2010 N 16-15/064582@).

3. По общему правилу определять остаточную стоимость основных средств следует на основании данных налогового учета. При линейном методе амортизации это обязательное требование. Если амортизация начисляется нелинейным методом, можно брать не "налоговую", а "бухгалтерскую" остаточную стоимость.

4. Как известно, не по всем видам амортизируемого имущества по правилам налогового законодательства производится начисление амортизации. Однако, если по какому-то основному средству амортизация в налоговом учете не начисляется, это не значит, что его не надо принимать в расчет. В такой ситуации под остаточной стоимостью следует понимать первоначальную или восстановительную стоимость таких объектов основных средств (Письмо Минфина России от 07.10.2008 N 03-03-06/4/68).

5. Поскольку остаточная стоимость амортизируемого имущества постоянно меняется (как в результате начисления амортизации, так и при движении основных средств: приобретении, создании, реализации, списании и т.д.), удельный вес для целей исполнения требований ст. 288 НК РФ нужно определять исходя из средней (среднегодовой) остаточной стоимости. Ее нужно рассчитывать по правилам, установленным для целей исчисления налога на имущество в п. 4 ст. 376 НК РФ. На это обращалось внимание в ряде писем, в том числе в уже упомянутом выше Письме N 03-03-06/4/68, а также в Письмах Минфина России от 19.09.2012 N 03-03-06/1/488, УФНС по г. Москве от 18.02.2010 N 16-15/017667, ФНС России от 02.10.2009 N 3-2-10/24@. То есть нужно сложить остаточную стоимость основных средств на первое число каждого месяца, входящего в соответствующий отчетный (налоговый) период, а также на первое число месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, и полученный результат разделить на количество месяцев в данном периоде, увеличенное на единицу. К примеру, при расчете средней остаточной стоимости основных средств обособленного подразделения за 9 месяцев 2012 г. нужно сложить показатели на первое число каждого месяца с января по октябрь 2012 г. включительно и разделить результат на 10.

6. На практике вполне может возникнуть ситуация, когда какое-то обособленное подразделение вообще не имеет амортизируемых основных средств. Например, если все основные средства, которые фактически используются данным подразделением в его производственной деятельности, являются арендованными.

В такой ситуации финансисты предписывают при расчете доли прибыли подразделения считать остаточную стоимость его основных средств равной нулю (Письмо Минфина России от 27.06.2011 N 03-03-06/1/381). Соответственно, в расчете будет принимать участие только один показатель - среднесписочная численность работников (расходы на оплату труда).

Если на территории одного субъекта РФ есть несколько подразделений

В том же п. 2 ст. 288 НК РФ предусмотрены особые правила для некоторых частных случаев. Если организация имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, она вправе не производить распределение прибыли по каждому из них. В такой ситуации можно определять общую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет этого субъекта РФ, исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей всех обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта РФ. Нужно лишь выбрать одно из этих обособленных подразделений, через которое будет производиться уплата налога в бюджет данного субъекта РФ.

Выбор налогоплательщик делает самостоятельно, но ему нужно уведомить налоговые органы, в которых он состоит по месту нахождения обособленных подразделений, о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду. Кроме того, уведомления надо представлять каждый раз, когда происходят изменения, влияющие на порядок уплаты налога, например, если изменилось количество структурных подразделений на территории данного субъекта РФ или если налогоплательщик передумал и решил уплачивать налог не через одно ответственное подразделение, а отдельно по каждому подразделению.

Пример 2. Изменим условия примера 1, предположив, что ООО "Смак" решило уплачивать налоги в бюджеты субъектов РФ через ответственное подразделение, которым в субъекте РФ N 2 было выбрано обособленное подразделение N 2-2.

В такой ситуации расчеты в той части, которая касается подразделений, расположенных в субъекте РФ N 2, будут производиться общими суммами по обоим подразделениям:

  • удельный вес среднесписочной численности работников составит 0,4098 ((20 чел. + 30 чел.) / 122 чел.);
  • удельный вес остаточной стоимости основных средств - 0,3116: ((1800 + 2500) / 13 800) тыс. руб.;
  • доля прибыли, приходящаяся на данные подразделения (средняя арифметическая), - 0,3607 ((0,4098 + 0,3116) / 2);
  • величина налоговой базы, приходящейся на данные подразделения, - 2 164 200 руб. (6 000 000 руб. x 0,3607);
  • сумма налога на прибыль за 9 месяцев, подлежащая исчислению к уплате в бюджет субъекта РФ N 2 (по ставке 18%), - 389 556 руб. (2 164 200 руб. x 18%).

В итоге распределение прибыли и сумм налога будет выглядеть таким образом:

Подразделение

Удельный вес

Доля прибыли,
приходящаяся
на
подразделение

Итоговая сумма за
9 месяцев 2012 г.,
руб.

численности
работников

стоимости
основных
средств

налоговой
базы

налога на
прибыль
(авансового
платежа) в
бюджет
субъекта РФ

Головная
организация

Обособленные
подразделения
N N 1-2, 2-2
(уплата
производится
через
подразделение
N 2-2)

Обособленное
подразделение
N 1-3


Возможна ситуация, когда организация (головной офис) и ее обособленное подразделение (или несколько подразделений) находятся на территории одного субъекта РФ. В таком случае налогоплательщик также вправе воспользоваться аналогичным порядком и принять решение об уплате им налога на прибыль в бюджет этого субъекта РФ одной суммой и за организацию, и за обособленные подразделения, находящиеся на территории того же субъекта РФ (Письмо Минфина России от 09.07.2012 N 03-03-06/1/333).

Если создаются новые или ликвидируются старые подразделения

Особо урегулированы в п. 2 ст. 288 НК РФ случаи, когда в течение текущего налогового периода (календарного года) организации создают новые или ликвидируют имеющиеся обособленные подразделения.

Во-первых , в таких ситуациях надо уведомить налоговые органы на территории того субъекта, в котором были созданы или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе того подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта РФ. Сделать это необходимо в течение 10 дней после окончания соответствующего отчетного периода. Заметим, что так как в формулировке данной нормы не уточняется, что речь идет именно о 10 календарных днях, такой срок нужно считать установленным в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Поскольку речь идет об окончании "отчетного периода" (без упоминания о налоговом периоде), получается, что если подразделение создано или ликвидировано в конце года (в IV квартале (если декларации организация подает ежеквартально) или в декабре (если декларации подаются ежемесячно)), то, по мнению автора, подать уведомление нужно до 31 декабря текущего года, а не в течение 10 рабочих дней после окончания налогового периода.

Рекомендуемые типовые формы уведомлений можно найти в Письме ФНС России от 30.12.2008 N ШС-6-3/986. Там же, в Приложении 3, приведены подробные схемы представления уведомлений в зависимости от конкретных обстоятельств, которые могут сложиться на практике.

Во-вторых , уплачивать налог нужно в установленные сроки начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за тем периодом, в котором такое обособленное подразделение было создано или ликвидировано.

Таковы правила. Рассмотрим, как они действуют на практике.

Когда создается новое подразделение

Часто организации открывают подразделения в тех субъектах РФ, где до этого они деятельность не осуществляли. Сроки внесения первых платежей по налогу на прибыль на территории данного субъекта РФ в этой ситуации зависят от отчетных периодов.

Тем организациям, у которых отчетными периодами являются I квартал, полугодие и 9 месяцев, уплачивать ежемесячные авансовые платежи в том отчетном периоде, когда создано новое обособленное подразделение, "за это подразделение" по месту его нахождения не надо. Первый платеж будет производиться уже после подачи декларации, в которой впервые будут исчислены авансовые платежи по этому подразделению. Например, если новое подразделение в том субъекте РФ, где раньше подразделений у организации не было, создано в июле 2012 г., уплатить первый авансовый платеж в данном субъекте РФ нужно будет только в октябре 2012 г. (до 29.10.2012 (поскольку 28-е число выпадает на выходной день)). Если новое подразделение создано после 01.10.2012, платить налог (в том числе авансовые платежи) по месту его нахождения нужно будет только с 01.01.2013.

Если организация исчисляет авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли и ежемесячно подает декларации, отчетными периодами у нее будут январь, январь - февраль и т.д. В такой ситуации, если обособленное подразделение создано, например, в июле, уплатить авансовый платеж по месту его нахождения нужно уже в августе (до 28.08) на основании декларации по налогу на прибыль за 7 месяцев (с января по июль), также подаваемой до 28.08.

Нередки случаи, когда новое подразделение создается в субъекте РФ, где до этого уже были открыты другие несколько подразделений и уже могло быть выбрано одно ответственное подразделение, через которое уплачивался налог на территории данного субъекта РФ. Конкретный порядок действий в такой ситуации законодательно не урегулирован. По мнению автора, представляется логичным продолжать уплачивать авансовые платежи и налог в данном субъекте РФ в том же порядке, исчисляя при этом соответствующую долю прибыли с учетом показателей вновь созданного подразделения прямо с момента его создания.

К примеру, в Письме ФНС России от 25.03.2009 N 3-2-10/8 налоговики рассмотрели ситуацию, когда на территории субъекта РФ создается второе обособленное подразделение. Иными словами, раньше в данном субъекте РФ было одно подразделение (и именно по нему уплачивался налог), а теперь их станет два, и надо либо платить раздельно по каждому из них, либо выбрать одно ответственное подразделение. Учитывая, что на порядок уплаты налога через ответственные подразделения переходит вся организация, налоговики подчеркнули, что выбранный порядок распространяется на все ее подразделения, включая вновь созданные в течение налогового периода - с момента их создания. То есть, если у организации есть и другие подразделения в других субъектах РФ и там выбраны ответственные подразделения, то и в данном субъекте РФ, где сейчас открывается новое подразделение, также нужно выбрать ответственное подразделение. Соответственно, платить в этом случае налог раздельно по каждому из двух подразделений нельзя.

Одна из проблем, возникающих при создании новых подразделений, связана с тем, что налоговая база и суммы налога (авансовых платежей) исчисляются нарастающим итогом с начала календарного года. Однако показатели вновь созданного подразделения "появляются" только после даты его создания, а за предшествующий период (с 01.01 по дату создания подразделения) их просто не было. Поэтому при расчете доли прибыли за те периоды, когда новое подразделение еще не было создано, показатели, необходимые для вычисления удельного веса (в частности, остаточная стоимость основных средств на первое число каждого месяца с января по месяц создания подразделения включительно), принимаются равными нулю. На это обращалось внимание еще в Письме Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/16.

Пример 3. Изменим условия примера 2, предположив, что в июне 2012 г. были созданы еще два обособленных подразделения:

  • N 3-2 в субъекте РФ N 2 (ответственным осталось подразделение N 2-2);
  • N 1-4 в субъекте РФ N 4 (региональная ставка налога - 18%).

Общая величина налогооблагаемой прибыли за 9 месяцев 2012 г. (с учетом прибыли, полученной от деятельности двух новых подразделений) составила 6900 тыс. руб.

В каждом из новых подразделений в июне 2012 г. были введены в эксплуатацию основные средства первоначальной стоимостью 1 млн руб. каждое. Амортизация начисляется линейным методом (по 20 тыс. руб. в месяц в каждом подразделении).

Среднесписочная численность работников у подразделения N 3-2 составила: за июнь - 3 чел., за каждый месяц с июля по сентябрь включительно - 38 чел.; у подразделения N 1-4: за июнь - 3 чел., за каждый месяц с июля по сентябрь включительно - 14 чел.

Необходимые уведомления в налоговые инспекции в субъектах РФ N 2, N 4 ООО "Смак" подало в срок до 13.07.2012 (включительно) и начало уплачивать ежемесячные авансовые платежи уже с учетом новых подразделений (в том числе в субъекте РФ N 4) с июля 2012 г.

При составлении деклараций и расчете сумм налога за 9 месяцев 2012 г. с учетом вышеизложенных обстоятельств бухгалтер дополнил показатели, необходимые для распределения прибыли, следующими параметрами:

  • средняя стоимость основных средств по каждому из новых подразделений (N 3-2, N 1-4) будет равна 388 тыс. руб. ((0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 1000 + 980 + 960 + 940) тыс. руб. / 10);
  • среднесписочная численность работников в подразделении N 3-2 - 13 чел. (((0 чел. x 5 мес.) + 3 чел + 38 чел. x 3) / 9 мес.), в подразделении N 1-4 - 5 чел. (((0 чел. x 5 мес.) + 3 чел + 14 чел. x 3 мес.) / 9 мес.).

Исходные данные для расчета налоговой базы и суммы налога за 9 месяцев 2012 г. в разрезе подразделений организации выглядят так:

Подразделение

Среднесписочная
численность
работников,
чел.

Средняя
остаточная
стоимость
основных
средств,
тыс. руб.


обособленных подразделений) в субъекте РФ
N 1

Обособленное подразделение N 1-2

Обособленное подразделение N 2-2

Обособленное подразделение N 1-3


Учитывая, что в субъекте РФ N 2 уплата налога производится через ответственное подразделение (N 2-2), расчеты по распределению прибыли и сумм налога и итоговые результаты будут следующими:

Подразделение

Удельный вес

Доля прибыли,
приходящаяся
на
подразделение

Итоговая сумма за
9 месяцев 2012 г.,
руб.

численности
работников

стоимости
основных
средств

налоговой
базы

налога на
прибыль
(авансового
платежа) в
бюджет
субъекта РФ

Головная
организация

Обособленные
подразделения
N N 1-2, 2-2,
3-2

Обособленное
подразделение
N 1-3

Обособленное
подразделение
N 1-4

Когда подразделение ликвидируется

Если организация решает ликвидировать обособленное подразделение, проблем у бухгалтера становится гораздо больше, чем при создании новых подразделений. Значительная часть их также связана с тем, что расчет налоговой базы и сумм налога производится нарастающим итогом.

Если на территории субъекта РФ, на которой ликвидируется подразделение, других подразделений у организации нет (оно было единственным), производить дальнейшую уплату налога в этом регионе уже не нужно. Сложно сделать так, чтобы ликвидация состоялась ровно в последний день отчетного периода, как правило, бывает "захвачена" какая-то часть другого периода, который оказывается не полностью "отработанным". Это приводит к следующему.

1. Последним отчетным периодом для ликвидированного подразделения считается тот период, в котором имела место сама ликвидация. Например, если подразделение ликвидировано в августе 2012 г., а отчетные периоды составляют квартал, полугодие, 9 месяцев, долю прибыли, приходящейся на данное подразделение, необходимо определять по итогам 9 месяцев 2012 г. При этом показатели подразделения будут приниматься за фактический период его функционирования (с 01.01 по дату ликвидации), и, поскольку в сентябре 2012 г. никакой деятельности такое подразделение не осуществляло, при подсчете показатели за сентябрь принимаются равными нулю.

2. Поскольку самого подразделения уже нет, платить налог "за себя" оно уже не сможет. Это, в свою очередь, приводит к двум последствиям:

  • налог (авансовые платежи) по итогам последнего отчетного периода, исчисленный за ликвидированное подразделение, вынуждена платить сама головная организация (при условии, что в данном субъекте РФ не осталось других подразделений, из которых выбрано ответственное подразделение, производящее уплату на территории этого субъекта РФ);
  • возможно, в том же порядке придется завершить внесение авансовых платежей по итогам предыдущего отчетного периода, подлежащих уплате в те месяцы, когда подразделения уже нет (например, подразделение ликвидировано в августе, проблемы возникают с очередным ежемесячным платежом, который должен быть перечислен до 28.09, и может случиться, что еще не был уплачен ежемесячный платеж за август).

Как подчеркивалось в Письме Минфина России от 24.02.2009 N 03-03-06/1/82, в связи с тем что при закрытии обособленного подразделения уплата авансовых платежей за последующие отчетные периоды и налога за текущий налоговый период по бывшему месту нахождения этого подразделения не производится, налогоплательщик имеет право представить уточненные декларации по налогу на прибыль за последний до закрытия подразделения отчетный период. То есть, если подразделение ликвидировано в августе 2012 г., можно подать "уточненку" за I полугодие 2012 г. (то есть за период с января по июнь включительно).

Смысл подачи уточненных деклараций заключается в том, чтобы "снять" те ежемесячные авансовые платежи в бюджет субъекта РФ по месту нахождения ликвидированного подразделения, которые были начислены к уплате в том квартале, в котором произошло его закрытие, и перенести их на увеличение платежей в бюджет субъекта РФ по месту нахождения организации. Конечно же, "снять" можно только авансовые платежи по еще не наступившим срокам уплаты. Возвратимся к нашему примеру: если подразделение ликвидировано до 28 августа (то есть авансовый платеж за июль (по сроку до 28.07) должен был быть уже уплачен), то "перенаправить" в уточненной декларации можно авансовые платежи за август и за сентябрь. Их уплату должна производить головная организация.

Однако, если в данном субъекте РФ помимо ликвидированного имеются и другие обособленные подразделения, в том числе ответственное за уплату налога в данном субъекте РФ, необходимость в "уточненках" отпадает, поскольку налог в данном субъекте РФ будет продолжать уплачиваться ответственным подразделением с учетом показателей всех других подразделений (включая ликвидированное), исчисленных с учетом вышеизложенных нюансов.

Пример 4. Дополним условия примера 3, предположив, что:

  • в середине ноября 2012 г. было закрыто подразделение N 3-2 (открытое в июне 2012 г.). Все работники уволены 15.11.2012 (среднемесячная численность работников за ноябрь составила 14 чел.). Основные средства проданы в ноябре 2012 г.;
  • в декабре закрыли подразделение N 1-3. Среднемесячная численность работников за год составила 11 чел.

По итогам года получена прибыль в размере 7,5 млн руб.

В отношении подразделения N 1-3 можно подать уточненную декларацию за 9 месяцев 2012 г., поскольку деятельность в данном регионе прекратилась совсем, а в отношении подразделения N 3-2 такой необходимости нет, поскольку в данном субъекте РФ продолжают действовать два подразделения, одно из которых - ответственное.

При расчете за 2012 г. исходим из следующих цифр:

  • средняя стоимость основных средств ликвидированного подразделения N 3-2 будет равна 369 тыс. руб. ((((0 руб. x 6 мес.) + 1000 + 980 + 960 + 940 + 920 + 0 + 0) руб.) / 13);
  • среднесписочная численность работников подразделения N 3-2 - 14 чел. (((0 чел. x 5 мес.) + 3 чел. + (38 чел. x 4 мес.) + 14 чел. + 0 чел.) / 12 мес.).

При этом исходные данные для расчета налоговой базы и суммы налога за 2012 г. в разрезе подразделений (с учетом двух ликвидированных) следующие:

Подразделение

Среднесписочная
численность
работников,
чел.

Средняя
остаточная
стоимость
основных
средств,
тыс. руб.

Головная организация (без учета
обособленных подразделений)

Обособленное подразделение N 1-2

Обособленное подразделение N 2-2

Обособленное подразделение N 3-2

Обособленное подразделение N 1-3

Обособленное подразделение N 1-4


Итоги расчетов по распределению прибыли и сумм налога за 2012 г. будут следующими:

Подразделение

Удельный вес

Доля прибыли,
приходящаяся
на
подразделение

Итоговая сумма за
9 месяцев 2012 г.,
руб.

численности
работников

стоимости
основных
средств

налоговой
базы

налога на
прибыль
(авансового
платежа) в
бюджет
субъекта РФ

Головная
организация

Обособленные
подразделения
N N 1-2, 2-2,
3-2

Обособленное
подразделение
N 1-3

Обособленное
подразделение
N 1-4

Еще один нюанс заключается в том, что в отчетные периоды, следующие за периодом, в котором подразделение было ликвидировано, не нужно не только уплачивать налог по месту нахождения ликвидированного подразделения, но и распределять на него долю прибыли. При этом, как известно, налоговая база рассчитывается нарастающим итогом и в ней "находятся" доходы и расходы ликвидированного подразделения за период с 01.01 по дату его закрытия. Эти суммы необходимо исключить из общей величины налогооблагаемой прибыли, подлежащей распределению в отчетные периоды, следующие за периодом ликвидации. Сумму, подлежащую исключению, бухгалтер определил по итогам того периода, в котором состоялась ликвидация (когда он последний раз производил расчет удельного веса показателей и доли прибыли, приходящейся на это подразделение).

Если на территории одного субъекта РФ у организации имеются три и более обособленных подразделений, а закрыть решили ответственное подразделение, необходимо выбрать другое ответственное подразделение из оставшихся и о сделанном выборе уведомить налоговый орган не только по месту нахождения выбранного ответственного подразделения, но и по месту нахождения тех подразделений, за которые будет уплачиваться налог.

Сложная ситуация возникнет и тогда, когда за оставшуюся часть года после ликвидации подразделения организация будет нести убытки, в результате чего по итогам следующих отчетных периодов или налогового периода в целом прибыль окажется меньше, чем была в последнем отчетном периоде, на который пришлась ликвидация, и когда была исчислена часть прибыли, приходящаяся на ликвидированное подразделение.

В этом случае нужно уменьшить ранее исчисленные суммы налога как в целом по организации, так и по всем ее обособленным подразделениям, включая те, которые были ликвидированы в текущем году. Для этого нужно будет сделать перерасчет налоговой базы исходя из той доли прибыли ликвидированного подразделения, которая была определена за его последний отчетный период. Однако, если в дальнейшем организация исправит положение и ее прибыль увеличится, еще раз пересчитывать суммы налоговой базы и налога по ликвидированному подразделению (теперь уже в сторону увеличения) не следует.

На это обращалось внимание в Письмах УФНС по г. Москве от 18.02.2010 N 16-15/017656, ФНС России от 01.10.2009 N 3-2-10/23@, где предлагается следующая схема расчетов:

  • при понижении налоговой базы по итогам отчетного периода, следующего за периодом ликвидации подразделения, производится корректировка (уменьшение) налоговой базы и суммы налога по данному подразделению исходя из той доли прибыли, которая была исчислена по нему за его последний отчетный период;
  • если в дальнейшем налоговая база возрастает, сумма налоговой базы по ликвидированному подразделению, скорректированная ранее, не пересчитывается вновь в сторону увеличения;
  • для распределения оставшихся сумм между головной организацией и другими обособленными подразделениями (кроме ликвидированного) необходимо:

а) уменьшить общую величину налоговой базы по организации в целом на ту величину налоговой базы по ликвидированному подразделению, которая была определена ранее (с учетом корректировки при понижении налоговой базы в предыдущем периоде, но без пересчета в случае последующего увеличения налоговой базы);

б) полученный результат (оставшуюся налоговую базу) принять за 100%;

в) распределить эту сумму между действующими подразделениями и головной организацией по общему правилу, исходя из удельного веса показателей за вычетом показателей ликвидированного подразделения.

Например, за I квартал 2012 г. налоговая база организации составляла 1000 единиц, доля налоговой базы по закрытому 31.03.2012 подразделению определена в размере 20% (200 единиц). За 6 месяцев 2012 г. налоговая база возросла, в связи с чем налоговая база по закрытому подразделению осталась неизменной. За 9 месяцев 2012 г. налоговая база организации уменьшилась по сравнению с налоговой базой за 6 месяцев и составила 700 единиц. По закрытому подразделению она составит 140 единиц (700 ед. x 20%). Налоговая база в целом по организации уменьшается на размер уточненной налоговой базы по закрытому подразделению, и полученный результат 560 единиц (700 - 140) распределяется между организацией без подразделений и действующими подразделениями.

За год налоговая база выросла по сравнению с налоговой базой за 9 месяцев 2012 г. и составила 900 единиц. Налоговая база в целом по организации уменьшается на размер уточненной налоговой базы по закрытому подразделению, полученный результат 760 единиц (900 - 140) принимается за 100% и распределяется между организацией без подразделений и действующими подразделениями.

Особые требования к налоговой декларации

Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, должна подавать налоговую декларацию по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного и налогового периода не только в налоговые органы по месту нахождения самой организации (головного офиса), но и по месту нахождения каждого подразделения. При этом нужно иметь в виду, что в инспекцию по головному офису в соответствии с п. 5 ст. 289 НК РФ следует подавать налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Из общего правила есть исключения. Если уплата налога в бюджет субъекта РФ, в котором имеется несколько обособленных подразделений, осуществляется через одно выбранное организацией ответственное подразделение, представлять декларацию в данном субъекте РФ нужно только по месту нахождения ответственного подразделения, то есть в такой ситуации направлять декларации по месту нахождения всех остальных подразделений в этом субъекте РФ (через которые налог не уплачивается) не нужно.

Форма и Порядок заполнения декларации по налогу на прибыль утверждены Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@. Сдавать (отправлять) декларации по месту нахождения подразделений может как головная организация, так и сами подразделения (по доверенности). В основном нужно следовать тем же правилам, которые применяют организации, не имеющие подразделений. Единственное отличие в том, что в состав декларации организации, у которой есть подразделения, дополнительно входит Приложение 5 к листу 02, которое заполняется отдельно:

  • по головной части организации без обособленных подразделений;
  • по каждому подразделению, включая те, которые были ликвидированы в текущем налоговом периоде (или по группе подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ, если уплата налога в бюджет этого субъекта производится через ответственное подразделение).

В налоговую инспекцию по местам нахождения подразделений нужно представлять декларацию в следующем составе:

  • титульный лист;
  • подраздел 1.1 разд. 1;
  • подраздел 1.2 разд. 1 (если в течение квартала уплачиваются ежемесячные авансовые платежи);
  • Приложение 5 к листу 02 (расчет суммы налога).

Итак, мы выяснили, что организации, имеющие обособленные подразделения, производят исчисление и уплату налога на прибыль по особым правилам. Та часть налога, которая подлежит зачислению в бюджет субъекта РФ, должна уплачиваться во всех субъектах РФ, где имеются подразделения. Делать это можно либо в отношении каждого из подразделений, либо путем выбора одного из них, зарегистрированных в данном субъекте РФ, в качестве ответственного. При распределении налоговой базы между головной организацией и ее подразделениями необходимо учесть целый ряд нюансов, которые освещены в данной статье. Надеемся, что это поможет читателям справиться с дополнительными сложностями, возникающими при создании новых или ликвидации старых подразделений.