Меню

В каких войсках служит больше всего кавказцев. В армии не справятся с массовым призывом выходцев с северного кавказа

Хозяйке

Преамбула
Из волка не сделаешь пса (слова из кавказской песни)

Известный и очень уважаемый мной публицист Пётр Акопов написал статью под названием "Российская армия способна вырастить новую элиту кавказских республик" . Вот адрес оригинала: http://vz.ru/politics/2016/4/12/805011.html . Это пока единственный раз, когда я с ним не согласен, во всяком случае - с заголовком.

Мое мнение по этому поводу таково.

У Российской армии не получится сделать элиту кавказских республик какой-то принципиально иной, более правильной или "больше лучше", как это не получилось ни у советской, ни у имперской армий. Одно дело, когда речь идет о неких обязанностях в плане призыва на действительную службу, другое дело, когда кто-то надеется на что-то в связи с этим. Выдумывать себе надежду на то, что послужив в армии, "кавказцы" станут более пророссийскими или чуть больше начнут уважать Россию и русских категорически не стоит. Связано это с тем, что методы светского национального государства не работают в родо-племенном обществе исламского толка.

Методы из национального государства не работают в родо-племенном обществе

Мой личный опыт нахождения в кавказской информационной среде утвердил меня в мысли, что исламские народы Северного Кавказа не собираются отказываться от архаичности устройства своего общества, не собираются каким-либо образом меняться "на российский манер" (им больше нравится "арабский манер"). Их устраивает свое сегодняшнее особое положение в российском государстве и это психо-идеологическое состояние им выгодно, как ментально так и материально. Особый статус "тех кого нельзя трогать потому, что убьют-покалечат" и "все равно меня диаспора отмажет" - это то, что нужно "кавказскому" большинству.

Если уж что-то и способно серьезно повлиять на кавказские социумы так это продолжительный труд в сельском хозяйстве или на промышленном производстве.

Чем меньше в "кавказце" полуразбойника-полубандита-полувоина-полуспортсмена - тем лучше.

"Кавказец"-труженик - хорошо, "кавказец"-воин - плохо

Близость к оружию, жизнь по-военному образцу, ореол воина - все это потворствует той самой сложившейся у горских народов в конце 19-века, а это усложняет интеграционные процессы, изменяет русло общественных течений и влияет на вектор формирования смыслов. Только совместное проживание и совместный мирный, обыденный труд с русскими могут серьезно повлиять в лучшую сторону на сегодняшних "кавказцев", но именно это сегодня и не делается, а один-два года службы в армии ровным счетом ничего не меняют.

На данный момент, "кавказцы" очень хорошо осознают что они являются раздражающей социально-общественной проблемой в России, что государство идёт на поводу у их капризов и страшилок и пытаются по-максимуму выжать из этого дивиденды. Являясь, по-сути, хулиганами государственного масштаба, они научились отжимать "ништяки" посредством тактики запугивания и стратегии вечного недовольства. Особенно хорошо это получается у Чечни, которая является лидером общественного мнения на Северном Кавказе, которой тайно завидуют окружающие Чечню горские национальные республики и чье нарочито-демонстративное "купание в золоте" и "пацанское прокидывание Кремля" вселяет надежду на то, что так вольготно и по-горски получится жить у любого "кавказца".

"Кавказцам" в России все должны, все обязаны

Недовольство и обиженность регулярно и очень грамотно поддерживается в кавказской блогерской среде посредством ЖЖ и Facebook. Среди "кавказцев"-блогеров существует особый сорт писателей, которые поддерживают свой социум в напряженном состоянии. Есть люди, которые ежедневно, методично и целенаправленно "окучивают" эту тему, создают фейковые аккаунты, формируют мнимое общественное мнение, занимаются коллективной обработкой ума тех "кто сбился с пути истинного кавказца".

Конкретное общественное мнение и религия
в разы сильнее абстрактной государственной или национальной идеи

Любой отслуживший в армии, чуточку обрусевший, "кавказец" будет практически моментально перекован обратно в "правильного кавказца" под влиянием настроений в своей информационной среде. По этому, не надо надеяться на то, что новая российская армия, создаст новых "кавказцев" или, наконец-то, сделает из "кавказцев" имиджевых горцев.

12.12.2012 /12:35/ Этот вопрос все чаще муссируется в интернет-сети. Его обсуждают политики, политологи, эксперты, аналитики и. т. п.. Мнения крайне разнятся. Одни считают, что кавказцы, как и все граждане России должны призываться в армию. Другие исходя, очевидно, из своей личной неприязни к кавказцам, категорически против их службы в рядах вооруженных сил России.

В ситуации, когда в стране остро стоит вопрос с призывом в армию растет количество уклоняющихся от призыва, стремление служить в армии здоровых и крепких парней, по логике вещей, надо бы всячески приветствовать, а не отбивать у них желание служить Родине.

Нет внятного ответа на этот вопрос и у Министерства обороны России. А политика формирования вооруженных сил по этническому признаку граничит с дискриминацией и может иметь крайне негативные последствия для государства.

Дай некоторым «государственным» деятелям волю, они бы не только запретили кавказцам идти в армию, но и вообще загнали бы всех их в гетто.

Очень много среди таковых так называемых патриотов России.

У немалой части таких «патриотов» за державу есть виллы за «бугром», отлаженный бизнес и счета с награбленными у народа средствами со многими нулями в офшорах. Для их защиты им, конечно, российская армия не нужна…

Каких только «собак» уже не вещали на кавказцев. Хотя здравомыслящему человеку давно очевидно - больна вся Россия и то, что мы имеем в регионах, это метастазы общероссийской болезни. Лечить нужно все российское общество.

А в таком больном обществе априори не может быть здоровой армии.

Некоторые «эксперты» говорят, что массовый призыв в армию кавказцев приведет к дедовщине в ее худшем варианте - на этнической основе. Это при том, что унизительная муштра, экзекуции и насилие над солдатами в российской армии - ее родовая болезнь и кавказцы тут ни при чем.

Все это говорится словно в воинских частях, где нет кавказцев, нет дедовщины и насилия.

Вообще вокруг призыва кавказцев в армию складывается странная ситуация. Когда в северокавказских республиках ограничивают призыв в армию или его приостанавливают в СМИ, начинается шумиха - вот, мол, «все служат, а эти - особенные». Начинается призыв на срочную службу, снова начинаются жаркие дискуссии на тему, нужны они там или нет.

Призывников с Кавказа обвиняют в безграмотности, нежелании подчиняться воинскому уставу, в том, что они отказываются выполнять недостойные для мужчин хозработы; обвиняют в том, что устанавливают свои порядки и даже в отсутствии у них понятий воинской дисциплины, чести и долга.

Таким образом, по мнению некоторых «экспертов» и «аналитиков», увеличение числа призывников - кавказцев подорвет боеспособность российской армии. Таким образом говорят обо всем, только не о реальных причинах отсутствия порядка в армии.

Между прочим, замечу, что к чрезвычайной ситуации в Министерстве обороны РФ призывники с Кавказа ну никакого отношения не имеют…

В отличие от многих своих более «грамотных и продвинутых» соотечественников кавказцы не продавали Родину за яхты и импортную колбасу. И понятия долга, чести и мужского достоинства на Кавказе не требуют искусственного привития, они здесь впитываются с молоком матери. Армию деморализуют не кавказцы, а коррупция, которая пропитала Министерство обороны, халатность и безалаберность определенной части офицерского состава, нацеленного на извлечение личной выгоды, а не на служение Отечеству. Чего стоят усилия одних только чиновников из «оборонсервиса» или дизайнеров от «Юдашкина», по вине которых уже который год замерзает вся армия…

Армия - это место, где мужчина должен учиться воинскому искусству, а не затирать до блеска штабные коридоры. Ведь ни для кого не секрет, что солдат для определенной категории высшего начальства - бесплатная рабочая сила. И нет ничего удивительного в том, что из-за своих религиозных и ментальных особенностей кавказцы отказываются чистить свинарники или отстраивать генеральские дачи.

Там, где надлежащим образом налажена служба с кавказцами проблем нет. Напротив, офицеры дают им прекрасные служебные характеристики. Значит дело не в кавказцах, а в самой армии.

Проблемы возникают там, где к солдату привыкли относиться как к безмолвной «твари», там, где солдаты предоставлены самим себе и заняты чем угодно, но только не боевой подготовкой.

Не молодые призывники устанавливают правила в воинских частях, они попадают в среду, где уже есть свои давно устоявшиеся «традиции» которые и определяют поведение вновь прибывших.

Говоря о ментальных особенностях кавказцев, почему - то упускают из вида, что и у других народов есть свои характерные особенности, которые не совсем приятны представителям кавказских народов. Если для одних, к примеру, матерщина - норма, то для кавказца это дико и, естественно, что в такой среде складывается конфликтная ситуация.

И тут опять дело не в кавказцах, а в неумении некоторых командиров работать с личным составом. Ведь всему миру известно, что из кавказцев получаются отличные воины. И говорить обратное - мир смешить.

Есть и другая немаловажная причина тяжелой адаптации кавказцев не только в армии, но и в обычной, гражданской среде - это зашкаливающий уровень ксенофобии или, точнее, кавказофобия в российском обществе. В изолированных коллективах эта болезнь проявляется особенно остро. В частности, немало военнослужащих, сотрудников МВД участвовали в боевых действиях на Северном Кавказе и это, естественно, накладывает определенный отпечаток на их отношение к призывникам из северокавказских республик.

Для решения проблем российской армии, в частности, проблемы призыва в армию молодежи из республик Северного Кавказа надо иметь в армии соответствующий времени сержантский и командирский состав.

Наглядным примером такой постановки службы и работы с призывниками являются расквартированные на территории Чеченской Республики батальоны Министерства обороны России «Север» и «Юг».

Сегодня вся надежда на то, что новый министр обороны, как человек, имеющий громадный опыт работы с людьми, умеющий выявлять проблемы и оперативно решать их, создаст необходимые предпосылки для решения и проблем современной российской армии.

Уполномоченный по правам человека в ЧР,

председатель комиссии по правам человека

Общественного совета СКФО Н.С. Нухажиев

кавказцы в армии

Одна из современных проблем нашего общества – это кавказцы в армии . Призывники из южных регионов нашей Родины совершенно не поддаются дисциплине и воспитанию. Держатся обособленно, враждебно, радикально настроены по отношению к представителям иных народностей.

Не секрет, что современное российское общество разделено на несколько лагерей по этническим взглядам. Часть россиян полагает, что совместное проживание народов с разными культурами и вероисповеданиями вполне допустимо, при соблюдении общепринятых норм поведения в обществе. Многие с опаской относятся к соседям, говорящим на другом языке, исповедующих иную веру. И совсем уж радикальны взгляды у многотысячной прослойки неонацистов различного толка, не приемлющих проживание в стране людей с иной культурой, с иным религиозным взглядом.

Расставание с родными, смена привычного распорядка и стрессовые ситуации, через это проходят все без исключения призывники. Но на почве чего зарождаются этнические конфликты в армии?

История возникновения этнических конфликтов в армии

Особое обострение волна национальной неприязни переживала в конце 80-тых годов. Министерством обороны страны умышленно скрывалась статистика конфликтов (случаев неуставных отношений) именно с национальной окраской, имевших место в армии. Как повествуют осведомленные источники, особой жесткостью среди кавказцев в армии конца периода СССР отличалась дагестанская, ингушская, чеченская и армянская диаспоры. В частях, где соединялись десятки, сотни призывников одного возраста из южных регионов, устанавливалась негласная «верховная власть» — южане сплоченно подавляли, вытесняли, избивали и устраивали кровавые разборки с любым представителем иного этноса, невзирая на вероисповедание. Именно тогда появилось выражение, что «чурки в армии — это неконтролируемое зло».

Известно, что даже азербайджанские призывники часто бывали мучимы и побиваемы собратьями по исламу — дагестанцами и чеченцами. Таким образом, вопрос исламизации неформальных «отрицателей» с южных широт отпадал — это были землячества в армии, сообщества, обусловленные неким кодексом горца.

Но в силу сравнительно жесткого порядка в вооруженных силах СССР, повальные местнические сообщества носили очаговый, стихийный характер. Затяжными бывали конфликты на кораблях, где проходили срочную службу сроком в 3 года (срок службы в ВМФ СССР был уменьшен до 2 лет лишь в 1990 году). Так же в отдаленных гарнизонах и местностях с преобладанием местного населения, представляющего «титульную» нацию призывников в части — в Дагестане, Чечено-Ингушской республике, в Армении.

С начала 1992 года, когда началось формирование отдельной, исключительно российской армии, подобные сообщества стали выявляться все реже, так как Минобороны разработало специальный план призыва и прохождения срочной службы для представителей южных республик — им разрешалось проходить военную службу непосредственно в регионе проживания. Исключение делалось лишь для Дагестана, откуда на Северный флот призывалось и призывается до 3 тысяч призывников ежегодно.

Меры противодействия подобным проявлениям

Хочется добавить, что сейчас такое поведение недопустимо в современных вооружённых силах РФ. Проводятся тщательные проверки, ежедневные телесные осмотры военнослужащих, строгие судебные наказания вплоть до судимостей за проявление дедовщины. Прослеживается негласная директива по ограничению количества призывников для прохождения срочной службы из некоторых южных регионов вообще.

В Дагестане, КЧР, Ингушетии проводятся воспитательные работы среди молодых людей призывного возраста. Им объясняется, что этнические конфликты, враждебное отношение к сослуживцам позорит эти народности.

Если хотите, что бы вас по-настоящему уважали и сослуживцы и командиры – ведите себя по человечески, демонстрируйте свой ум, честь и порядочность, тогда и «чуркой» в армии вас не назовут. Настоящему, достойному мужчине не пристало поведение близкое к звериному, стайному.

Это правильный подход, учитывая, что без военного билета хорошей работы в этих республиках не найти.

Беспредел кавказцев в армии видео. программа на НТВ.

Жириновский — этнические конфликты решаются легко — как? Смотри.

Особняком стоят землячества среди выходцев с Кавказа – «кавказцев» по терминологии советской армии. В наше время в войсках их обычно объединяют общим наименованием «дагестанцы» или «даги». Принципиально важно, что выходцы с Кавказа при любых условиях объединяются и могут даже организовать отпор дедам, а равно фактическим и официальным лидерам подразделения. Причём кавказцы объединяются не только в рамках одного подразделения, но и всей части в целом. Они при этом в любых условиях бросаются на помощь своим, что является проявлением национального менталитета (подробнее о нём можно прочесть в главе «Армия на Кавказе»).

При небольшом количестве кавказцы относительно безобидны, по крайней мере, они не нарушают единства коллектива, не разрушают сложившуюся иерархию дедовщины или уставщины. Деды их опасаются, и держат на некотором отдалении, либо включают в число привилегированных членов подразделения. В любом случае, попав ли в число избранных или оказавшись просто предоставленными самим себе, кавказцы отличаются чрезмерной и зачастую бессмысленной жестокостью в отношении к окружающим. У них есть только две психологические модели поведения: они либо признают других выше себя по статусу, либо ниже; представителей иных национальностей они в принципе не считают за равных.

Когда кавказцев в части становится слишком много, ситуация совершенно выходит из-под контроля. Кавказцы полностью подминают под себя дедовщину, переставая держать с дедами относительный нейтралитет, и наносят серьёзный удар по уставщине, вводя в отношения в подразделении свою чрезмерную жестокость. Стоит ли говорить, что они полностью подменяют собой дедов в самом худшем смысле этого слова и превращают молодых в личных рабов. И если при дедовщине такое рабство основано в значительной степени на добровольном начале, на понимании того, что со сроком службы притеснение пройдёт, то при доминировании в части кавказцев все представители иных национальностей обречены на подчинённое положение до самого конца службы. Неравенство тем самым принимает особенно яркие формы, без примеси социальной справедливости, когда со сроком службы приходит и уважение.

Доходит до того, что сами офицеры относятся к кавказцам с опасением, сторонятся их и не предпринимают никаких мер для наведения порядка. В армии сложилось устойчивое убеждение, что кавказец способен на любую крайность, в том числе элементарно пырнуть ножом обидчика вне зависимости от его статуса. Такое убеждение возникло не на пустом месте, оно связано с общей «безбашенностью» в экстремальной ситуации кавказцев, особенно чеченцев. У них элементарно сносит крышу, и они перестают руководствоваться рассудком, полностью отдаваясь инстинктам бойца. Так что славянская терпеливость кавказцам не свойственна в принципе, и они оказываются инородными вкраплениями в славянскую в своей основе армию.

Единственная управа на кавказцев может найтись, только если в подразделении имеется дедушка-кавказец, контрактник или офицер, который сразу выстроит жесточайшую иерархию среди своих. Также среди кавказцев может выделиться сильный фактический лидер, который также построит жёсткую иерархию, вот только его ввести в официальную иерархию будет ещё сложней, чем дедов.

Сейчас много говорят лестных слов о белом движении и офицерах времён Российской империи, однако, забывают один небезынтересный момент в социальной практике наших феодальных предков: взвешенный национализм. Подавляющее большинство офицеров Российской империи имело славянскую национальность, попадание евреев в их число было явлением исключительным. Существовали специальные цензы в образовательные учреждения по национальному признаку, причём, эти цензы были нацелены на ограничение проникновения в славянские учебные заведения инородцев, тогда как советский ценз, напротив, преследовал своей целью поставить выходцев из национальных республик в привилегированное положение.

Но для нас важен другой аспект имперской национальной политики. От призыва по всеобщей воинской повинности, действовавшей с 1874 года, полностью освобождались коренные народности (в том числе самоеды) Урала и Сибири, жители Туркестана, инородцы Закаспийского края, мусульманские народности Северного Кавказа (платили вместо службы налог), жители Финляндии (само государство платило за них фиксированное отчисление в казну Российской империи). Близкие кавказцам по духу казаки служили только в специальных казаческих войсках. И это ещё не весь список. Здесь можно сказать, что, мол, русское высшее руководство не доверяло некоторым завоёванным и постоянно бунтующим кавказским народностям, но как тогда объяснить освобождение от призыва ряда инородцев и самоедов? Его можно объяснить только исторически выработанным чётким пониманием, что лицам, подрывающим боеспособность российской армии, здесь не место. Слишком многое в то время зависело от армии (смотрите главу «Некоторые интересные штрихи организации армии Российской империи»).

Таким образом, в политике Российской империи, не бравшей в армию представителей ряда кавказских, азиатских и зауральских народностей даже в условиях всеобщей воинской повинности, был трезвый расчёт и взвешенная национальная политика. Теперь всего этого нет, и армейские кадровики вынуждены исходить из официально принятого постулата идеологии о необходимости создавать для национальных республик все условия в ущерб национальным русским интересам. Такого же народа, как русские с особым менталитетом, по официальной позиции власть имущих у нас не существует. В этом отношении власть продолжает политику СССР, отчасти приведшую его к разгрому в холодной войне.

Дагестан продолжает оставаться основным поставщиком новостей для российских СМИ. А дагестанские призывники продолжают оставаться головной болью офицеров. Дело иногда доходит до массовых рукопашных и захвата рассвирепевшими кавказцами целых воинских частей. О том, в чем причина этого остросоциального армейского явления и как с ним бороться, мы поговорили с нашим старым знакомым, дагестанским экспертом и политологом Магомедом Османовым.


Брошенная молодежь

– Магомед, в чем причина армейских конфликтов?

– Тут надо немного копнуть – и прошлых лет, и новейшую. Дагестан – это страна воинов и абреков. Самым достойным времяпровождением у нас исстари считалась война. Это в нашем генетическом коде. Мы много лет – и вполне успешно – воевали с персами. Набеговая система, обкладывание данью зажиточных низинных соседей – тех же грузин – считалось в горах очень престижным занятием. А потом к нам пришла Россия. После замирения Кавказа набеговая система была похоронена и многие горцы увидели массу преимуществ в существовании под крылом Белого царя. Россией была продумана сложная система управления в многонациональной республике, минимально ущемляющая права горцев. А потом к нам всем в гости пришла гражданка Перестройка. А вслед за ней полыхнула Чечня. Во время чеченских войн Россия о Дагестане забыла. Ей было не до него. Все силы были брошены на борьбу с самым кровавым, заподлястым и криминальным государством на свете – свободной Ичкерией. Чеченские же боевики, в свою очередь, мечтали пополнить ряды своих полевых отрядов боевиками из Дагестана. Еще бы, такой ресурс пропадает! А у нас в республике тогда свирепствовала лютая безработица. Она, собственно говоря, и сейчас высокая, но тогда была просто массовой, обвальной. Боевики из Чечни сулили (и реально давали) рекрутам большие деньги, причем только за курс молодого бойца в лагере. Мол, три месяца у нас потренируешься, и все – бери деньги, езжай домой, ты никому ничем не обязан. На деле же было все не так, конечно. У боевиков, как известно, вход – рубль, выход – пятнадцать, вернее, только на поле боя.

– А как на это смотрели родители рекрутов? В горах ведь сын без ведома отца шага не сделает.

– Ну, во-первых, не так все однозначно. Родители порой и рады за сыном присмотреть, научить уму-разуму, но в условиях деградации социально-экономической жизни вынуждены пахать круглосуточно, чтобы лишнюю копейку в дом принести. Уходят на работу – сын еще спит. Приходят – уже спит. Или наоборот, на улице с приятелями болтается, травку курит, ждет, когда предки заснут, чтобы мозги поменьше выносили. А потом, рекрутеры им тоже в уши дули, что родители – они, конечно, хорошие и тебя любят, но они уже безнадежно отстали от этой жизни, а сейчас настало время справедливой веры, джихада против неверных, а в качестве конечного вознаграждения – гурии и прочие прелести жизни. И юноша уходит в параллельный мир. Ко всему прочему, из мятежной Чечни на побывку приезжали бывалые боевики – этакие Робин Гуды из леса, бородатые, обстрелянные, на новых иномарках, хрустели пачками долларов. Мы их называли «боевыми крутышкамии». Но молодежь велась на этих крутышек, лупила на них свои восторженные глаза. И зачастую убегала в леса. Многие возвращались домой «двухсотыми». Кто-то вообще не возвращался. Но крови федералам они попили немало.

Чувствуя себя брошенными Россией, не только молодняк, а весь Дагестан симпатизировал дерзким и неожиданно разбогатевшим чеченцам. В Чечне культ абречества, дерзкого воина возродился с невероятной стремительностью. К тому же в эту кавказскую «черную дыру» закачивались бешеные деньги – Арабскими Эмиратами, Турцией, Западом – всеми, кому не лень. Ичкерийские боевики всем своим примером показывали местной молодежи: будете такими, как мы, будете независимыми и богатыми! Мало того, с помощью своих арабских спонсоров они облагодетельствовали пару аулов в самом Дагестане – в даргинских Карамахи и Чабанмахи. Там каждый, кто принял ваххабизм, получали в подарок «Камаз». Их у нас прозвали «камазистами-ваххабистами». Это имело колоссальный пропагандистский успех. Боевики кичились своим бесстрашием и жестокостью, отравляя нашу молодежь.

Надо признать, этому вовсю потворствовали местные власти. Тогда в Махачкале на каждом перекрестке, на каждом вещевом рынке продавались видеокассеты, где боевики перерезают горло еще живым пленным русским солдатам. Работающие в республике спецслужбы не пресекали эту мерзкую торговлю. Дагестан на глазах безвозвратно погружался в пучину сепаратизма и мрачного средневековья. Вот в такой атмосфере и воспитывалась молодежь того времени. Что мы и расхлебываем до сих пор. Дошло до того, что дагестанцев-призывников вообще перестали забирать в армию, видя в каждом из них потенциального ваххабита-перебежчика. Военные рассуждали просто: мы его выучим, вооружим, а потом полк бросят в Чечню, и дагестанец вместе с автоматом уйдет к сепаратистам. В этом была своя логика. И наша тектоническая молодежь в это тектоническое время осталась без дела. Осознав всю опасность ситуации, в Кремле пошли на беспрецедентные меры – вступили в сепаратные переговоры с ненавистным Басаевым и затащили-таки его в Дагестан. Говорят, они просто взяли в заложники его детей – а как иначе с таким чудовищем договориться? И он туда вошел. Пришел не как гость – пришел диктовать свои условия, со своей «Исламской миротворческой бригадой». Фактически это был захватнический экспедиционный корпус. В нем кроме кнута для молодежи был приготовлен и пряник – более 500 молодых парней из Ботлихского района получили авансом по 150 долларов. Правда, за остальной частью пришли всего 17 человек. Они начали подозревать, что добром это не кончится, и перестраховались.

В итоге горцы оказали Басаеву ожесточенное сопротивление. И вместе с федеральными войсками попросили «покинуть помещение». Кстати, чекисты тогда дали ему уйти – свято блюли договоренности и выполнили свои обещания. А я считаю, это было ошибкой. Надо было там же, в Дагестане, валить эту нелюдь. Детей его отпустили, надеясь «на понимание», а он потом натворил дел: взорвал два самолета в Домодедово, взял Назрань…

Во время его вояжа в Дагестан произошел интересный казус – один из молодых рекрутированных им дагестанцев расстрелял семерых боевиков. И сам погиб. Ему дали Звезду Героя. Этот пример стал знаковым для нашей молодежи – Дагестан отвернулся от воюющей Чечни. Ситуация тогда была спасена.

А дети «сатаны» (так в России называли Басаева) погибли при бомбежке его аула – от точного попадания бомбы. Все шестеро.

– Новое время – новые песни. Сейчас вашу молодежь активно заманивают в ИГИЛ (запрещенная в России организация). Многие соглашаются…

– Причины те же: безработица, полный вакуум идеологии (как во всей России), отсутствие привлекательной для дагестанцев общероссийской национальной идеи, ощущение брошенности республики на произвол судьбы и полной оторванности от России, неизжитые у горской молодежи комплексы абрека и наемника плюс наша неизбывная и безграничная кавказская алчность. Боевики знали, на чем подловить местных горских кайфоловов. Это же песня, а не жизнь: повоевал 3–4 месяца, и ты уже мажор на новой машине. Можно рассекать по местным трассам, разбрасывать пальцы веером, рисоваться перед девчонками, пыль в глаза пускать. В горах же понты – особенно по молодости – по-прежнему дороже денег.

– Обратная сторона такого «мажорства» – пуля в лоб или осколок между глаз.

– Но ведь каждый же считает, что ему страховая грамота прямиком от Аллаха выписана. Мол, пуля кого угодно догонит, а я – заговоренный. Но с тех пор как ИГИЛ в Сирии прищемили и частично утилизировали, многие стали возвращаться.

«Мы здесь всех ломали, ломаем и будем ломать!»

– Ладно, с ИГИЛом понятно. А почему дагестанцы с первых дней службы в армии вступают в конфликт с сослуживцами?

– Во-первых, у нас в горах молодежь взрослеет раньше – и психологически, и физиологически. Горский юноша в 18 лет – как русский лет в 25. Получается, что из России в армии идет служить мальчик, а из Дагестана – почти мужчина. Причем зачастую с солидной базой спортсмена-единоборца и комплексом абрека, спустившегося со своих гор за равнинной добычей. Ну, типа, и где тут мои овцы? Придя в войска, он чувствует, что здесь он фактически самый старший. К тому же русские юноши в этом возрасте закомплексованы почему-то все. То ли от позднего взросления, то ли сама жизнь их с детства прессует. Плюс женское воспитание. У вас же в России куда ни плюнь – везде бабы окаянные рулят: в детсаде, школе, в семье, во власти, зачастую на работе. Не всякий этот бабий прессинг выдержит. И глядя на запрессованных, кавказец хочет быть первым не только фактически, но и по званию. Ведь как устроен любой горец? Он жаждет быть хозяином положения везде, где бы ни находился. Даже если горец окажется среди пингвинов на Северном полюсе или среди мартышек в Африке – он и там возжелает быть «началником полюса» или «королем-львом саванн и джунглей». А пингвины, макаки и прочие «овцы» по щелчку его пальцев будут отжигать лезгинку. Недаром у нас говорят: «Если из двух дагестанцев одного сделать начальником – то начальников будет трое».

Молодежи это касается в еще большей степени. А если солдат еще и физически сильный (а в Дагестане – культ силы, у нас весь молодняк ходит с поломанными на ковре ушами), он пытается еще и офицеров подмять – чтобы быть в части полновластным хозяином. И еще в уши взводному дует: «Хочешь, чтобы в части был порядок – даже в твое отсутствие? Сделай меня и моих земляков сержантами! Лучше нас, «нациков», порядок в части никто не наведет! Я тут всех построю». И многие офицеры, озверевшие от «любимого личного состава», заглатывают эту наживу вместе с поплавком. И попадают в «дагестанский капкан».

Кстати, очень хорошо это поведение кавказцев в армии было показано в нашумевшем в свое время фильме «Фанат». Там кавказские каратисты умасливают офицеров и третируют личный состав роты. А потом пишут домой упоительные письма: офицеры пляшут под нашу дуду, солдат всех ломаем… Или еще хлеще: выкладывают в интернете фото, где один щупленький дагестанец снимается на фоне солдат, на спинах которых написано «Кавказ» или «Дагестан». Правда, группу поддержки из кавказских качков он в кадре почему-то не показывает. Это вообще борзость за гранью добра и зла. Такие интернет-откровения должны сразу становиться достоянием военной прокуратуры. И здесь явно корячится статья и дисбат. А все это – прямое следствие офицерского то ли наива (что очень плохо), то ли безразличия к судьбам солдат (что вообще неприемлемо), то ли полного отсутствия дисциплины в части в принципе (что тоже ни в какие ворота). После таких фото часть нужно переворачивать вверх дном, офицерам (и особенно замполитам) обеспечивать явку на ковер к прокурору с отрыванием голов и погонов. Французы говорят: лучшее средство от перхоти – это гильотина. Так вот, лучшее средство от перхоти, которая заменяет мозги организаторам таких фотосессий, – технический нокаут. Но лучше все-таки вышибать эти авгиевы конюшни из дурных голов еще на стадии профилактики.

– А если «начальники пингвинов» нарываются на русского солдата-каратиста?

– Тогда начинается следующий номер марлезонского балета – включается план «Б». Он, кстати, тоже хорошо показан в «Фанате». Абреки, почувствовав реальную угрозу, тут же предлагают достойному сопернику заключить «союз нерушимый» против всего остального личного состава: «Давай, Вася, присоединяйся к нам – мы с тобой всех остальных в части построим!». И Вася (не от большого ума, разумеется) к ним присоединяется. И беззаветная команда начинает гнуть всех остальных уже вместе. И в Дагестан по интернету летят мессиджи: «Вся часть в наших руках. Мы здесь всех ломали, ломаем и будем ломать!». А потом в процессе бесконечной ломки случается какое-то ЧП, и горцы дружно указывают на Васю – это он виноват, он нас подстрекал!

– Но вернемся к нашим баранам. В смысле – к проблемам с дагестанскими призывниками. Кто виноват – понятно. Вопрос номер два – что делать? Вообще их не призывать?

– Ни в коем случае. Иначе они так и будут носиться по нашим горам и весям с задранными хвостами, и кончится все это каким-нибудь ИГИЛом. С ними надо работать – и здесь, в Дагестане, и в самой армии.

– План действий, пожалуйста…

– Не вопрос. Армейскому руководству надо просто понять несколько вещей. Первое. Призывники из Дагестана – группа особого риска, требующая к себе особого отношения. Второе. Горцы с первых дней службы должны понимать, что любое глумление над солдатами чревато уголовным преследованием. Кто этого не понял – тому покупать билет в дисциплинарный батальон. В-третьих (я уже устал об этом говорить) – если кто-то что-то не понял, его надо выбрасывать из армии, как котенка в форточку, а не переводить из части в часть, как сейчас принято. Накосячил – пусть летит в свой аул впереди собственного визга. Смотри, что получилось на Дальнем Востоке, в Белогорье. Дагестанец Абдулхалидов в одной части не ужился (не получилось самоутвердиться), его в другую перевели – вместо того чтобы из армии вышвырнуть. А в другой он на стрельбище расстрелял трех солдат и офицера. И пошел в местную чайхану кофе пить – с чувством выполненного долга. Его пристрелили, конечно, но кто вернет солдат матерям? А убрали бы его вовремя – все были бы живы. В-четвертых, пора вводить военную полицию – чтобы вовремя нейтрализовать таких, как Абдулхалидов.

«Гай-гуй-Махачкала» на острове Кунашир

– Но у нас же вроде есть для этого комендантские роты...

– …где служат писари и разнорабочие. Этот институт в войсках почему-то дискредитирован полностью. Во внутренних войсках функции военной полиции частично выполняют краповые береты. Но в роте их два-три человека, не больше, и им тоже надо служить, а не бесконечно приводить в чувство оборзевших призывников. Над всеми воинскими частями, где служат дагестанцы, должен быть установлен жесточайший контроль вплоть до Верховного главнокомандующего. Опыт захвата дагестанцами целой пулеметно-артиллерийской бригады на острове Кунашир несколько лет назад должен был чему-то научить. Кстати, на Кунашире офицеры образцово-показательно «заглотили все наживки», которые подбросили им дагестанцы. Сначала повелись на песни кавказских сирен («лучше нациков никто порядок в части не наведет»), потом горцы без особого труда скормили им легенду о том, что Коран не позволяет им мыть посуду и драить армейские нужники, припахав на это дело всех остальных солдат. После чего стали уходить в самоволки и драться с местными парням на местных дискотеках. Опять сошло с рук. Дальше пошло по нарастающей. Даже попытка отобрать у местного участкового табельное не вывела офицерский состав части из летаргического сна. Квинтэссенцией этой вакханалии стало посещение местным чеченцем, отслужившим в этой же части, своих собратьев по интеллектуальному увечью, беснующихся в казармах. Я до сих пор не в силах понять, где во время всего этого беспредела была хваленая комендантская рота дивизии? При виде пьяного в лоскуты «постороннего лица» на территории части на офицеров снизошло прозрение. К тому же это лицо отчетливо послало дежурного по части по широко известному в народе адресу. С пулей в корпусе живая мишень скачками понеслась к КПП. После его госпитализировали. А потом вспыхнул бунт. Озверевшие дагестанцы захватили в части пирамиду с оружием. У нас в Дагестане такое лихое творчество масс называют «Гай-гуй-Махачкала». Ситуацию спас только местный ОМОН. Командир отряда на свой страх и риск ворвался на территорию части и прошелся по всей этой банде асфальтовым катком правосудия.
А до этого «Гай-гуй» произошел в дальневосточной авиационной части, которую захватили не поделившие власть с офицерами, озлобившиеся чеченцы. Ситуацию разрулил будущий президент Ичкерии – тогда еще генерал-майор авиации Джохар Дудаев. Их на Дальнем Востоке хватало – этих «гаев» и «гуев». Только выводов никто не сделал.

«Славянский газават»

– К сожалению, после всех этих бунтов по многим дальневосточным частям прокатилась волна антикавказского бумеранга. Местным горцам припомнили все – даже то, чего никогда и не было. Солдаты и офицеры устроили абрекам «кабаньи бега» и гонки с преследованием. Теперь дагестанцы в полной мере узнали, что такое «счастье взахлеб и небо в алмазах».

Под Новосибирском капитан артиллерии Алексей Левый публично, прямо на плацу, отметелил четырех уроженцев республики. Те даже в прокуратуру на него заявление написали. Потом, правда, забрали обратно – у самих рыло было в пуху по самые не балуйся. Но русский бунт, бессмысленный и беспощадный, по горцам прошелся. Скучно им не было и мало не показалось, что не есть «яхши и комильфо», конечно. Но эту волну праведного гнева остановить было еще труднее, чем на Кунашире.

Ноу-хау

– Кроме того, не стоит спешить доверять дагестанцам оружие. Им это надо еще заслужить. А будущих офицеров нужно учить работать с кавказским контингентом еще в военных училищах – чтобы они не оказались в положении офицеров на Кунашире. Это целая наука, между прочим. Также нужно внимательнее ознакомиться с творческим опытом «купирования» процесса разложения горцев на местах. В некоторых частях внутренних войск, например, к процессу «избавления от перхоти в головах» подошли творчески. Местные краповые береты устраивают для особо обнаглевших организаторов фотосессий «дагестанскую карусель».

– Это что за ноу-хау?

– Сугубо в рамках боевой подготовки и для пользы дела «фотолюбитель» в полной экипировке выходит на ковер против нескольких опытных бойцов. Даже если он мастер спорта по борьбе, после пяти минут такой «карусели» по спортзалу картина мира в его голове радикально меняется. Говорят, очень убедительно действует. А самое главное – все живы-здоровы, все в рамках устава.

Новая «Дикая дивизия»?

– И наконец, самое главное. Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что кавказцы в массе своей очень хорошие воины. И грех не использовать этот ресурс и потенциал. В конце концов, «Дикая дивизия» во время Первой мировой была одной из самых боеспособных частей на фронте. Во время конных атак горцы-джигиты одними своими гортанными воплями и устрашающим видом наводили ужас на врагов. Дагестанцы тоже хотят, чтобы у них была своя «Дикая дивизия» – как у Кадырова. У Рамзана есть, у красавчика Саида-Магомеда Какиева есть (в Ливане стоят), а мы что – рыжие? Смотри, как успешно воевали и воюют чеченцы – и в Осетии, и на Донбассе, и в Сирии. Военная полиция в том же Алеппо почти целиком из чеченцев набрана. Но мы-то не хуже! Масса дагестанцев воевала в Афганистане, многие вернулись с наградами. Мой племянник, например, служил на БТС – бронированном тягаче с тяжелыми противоминными катушками. Несколько раз был контужен. Награжден орденом Красной Звезды.

А служить в «Дикой дивизии» – мечта любого горца. Все прелести в одном флаконе: реализуешь себя как мужчина и получаешь за это немалые деньги. Только батальоны надо комплектовать из бойцов одной национальности – тогда там грызни и дедовщины не будет.
И новому хозяину Дагестана Владимиру Васильеву этот вопрос придется решать. Как и все остальные. «Это не я к вам пришел, это Россия к вам пришла», – сказал он. Так вот, Владимир Абдуалиевич, молодые (и не очень) дагестанцы тоже хотят прийти к России. И в составе своей дагестанской «Дикой дивизии» защищать ее интересы на дальних рубежах – как наш сосед Рамзан.

Но это уже тема отдельного разговора.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter