Меню

Резная икона святых апостолов петра и павла. Близость индивидуальных черт

В помощь хозяйке

Икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла - дар храму Председателя Попечительского совета программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» С.В.Медведевой. На иконе работы конца ХVIII века апостол Петр изображен со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах".(Мф: 16,18)

Частицу мощей святых первоверховных апостолов Петра и Павла храм обрёл в день Великого освящения престола 11 октября 2009 года. Сам мощевик - искусной древней ручной работы, мощи ранее хранились в запасниках Ватикана; привезены и переданы благотворителями в день освящения храма.


Частица мощей и икона праведного воина Феодора Ушакова.
Икона - дар храму Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Мощи св. праведного Феодора Ушакова храм обрёл в апреле 2010 года. Они были доставлены прихожанином Александром Демидовым из Санаксарского монастыря.

Праведный Феодор Ушаков известен как непобедимый флотоводец, но более воинских заслуг его украшали необыкновенное милосердие, глубокая вера и любовь к Православию. Этот прославленный флотоводец отличался исключительной честностью и открытостью души. Он ревностно исполнял свой воинский долг и одновременно был милостив ко всем людям: своих подчиненных берег, как зеницу ока (за все время военной службы не отдал в плен ни одного матроса!), щедро благотворил многим нуждающимся. Святой праведный Феодор Ушаков держит в руке свиток с утешительной надписью: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».

Он освободил греческий остров Корфу, где пребывают мощи святителя Спиридона Тримифунтского и где несколько лет флотоводец был генерал-губернатором. Благодарные греки воздвигли ему монумент в центре Керкиры.


Икона "Торжество Пресвятой Богородицы " Порт-Артурская

Дар храму в день Великого освящения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На иконе Матерь Божия со Спасом Нерукотворенным в Своих пречистых руках является как Взбранная Воевода русского воинства. Божия Матерь, как и в древние времена, Силою Лика Своего Сына попирает земные мечи, воюющие против Святой Руси.

Богородица держит в руках плат с ликом Христа Спасителя. Синий хитон символизирует Божественную тайну и Чистоту Божией Матери, темно-вишневое верхнее одеяние - цвет её торжества и величия. Стопы Богоматери попирают обнаженные обоюдоострые мечи. С правой стороны над Пречистым ликом Богородицы изображен Архистратиг Михаил, а с левой - Архангел Гавриил. Над ней ангелы держат дорогую корону, увенчанную двумя перекрещивающимися радугами с крестом. Ещё выше бесплотные силы поддерживают облака, на которых восседает Господь Саваоф.

Икона в нашем храме - символ духовной связи флотских традиций и Церкви. Русские моряки от зарождения нашего флота и до наших дней свято и достойно защищают Отечество и основы Православной веры. Они гордость России и пример новым поколениям и, хочется верить, гарантия будущих побед.

Частица мощей преподобного Серафима Саровского.


Частица мощей и икона святителя Нектария Эгинского

22 ноября 2012 года в день памяти святителя Нектария Эгинского милостью Божией и по молитвам и ходатайству благочестивой семьи прихожан, храм обрел частицу мощей эгинского чудотворца и отныне через свои нетленные мощи он подаёт помощь всем, кто обращается к нему с верой и теплой молитвой. Частица, пребывающая в храме является самой крупной частицей в России.

Игумения Феодосия из монастыря на острове Эгина с большой любовью относится к России и русским православным людям. Это стало немаловажной причиной передачи мощей святителя Нектария. По инициативе матушки игумении иконописцы монастыря написали образ свт. Нектария специально для храма апостолов Петра и Павла г. Сестрорецка. Икона освящена на мощах святого. Благоухающая частица мощей святого Нектария была передана в скромном ларце. Подложкой стала восковая пасхальная печать из Иерусалима от Гроба Господня.

Святитель Нектарий жил и подвизался на греческом острове Эгина на рубеже XIX-XX веков. Причисленный Греческой Православной Церковью к лику святых (канонизация его состоялась в 1961 году), святитель Нектарий как при жизни, так и по блаженном успении стяжал славу великого заступника и молитвенника за всех бедствующих и обуреваемых
напастями. Перенесший немало скорбей и скончавшийся от тяжкой и мучительной болезни, он, после преставления своего, является помощником для тех, кому уже не на кого и не на что надеяться на земле — безнадежных больных, обреченных, казалось бы, на неминуемую смерть...

Сугубое почитание святого, как помощника и заступника при онкологических заболеваниях началось с чудесного исцеления священника, также носившего имя Нектария, страдавшего этим недугом и, не смотря на жестокие страдания, продолжавшего трудиться над строительством церкви. Однажды святитель Нектарий явился страждущему и, видя его горячее желание завершить богоугодный труд, дабы возносить в этом храме молитвы к Богу вместе с прихожанами, заплакал и обнял больного, сказав: "Радуйся, чадо! Ты был испытан болезнью, но Господь дарует тебе исцеление и весь мир узнает об этом чуде!" Священник Нектарий, воодушевленный этим явлением, успешно завершил строительство храма, а случай этот действительно получил всемирную огласку.

Каждую среду в 18.00 прихожане поют акафист святителю, совершается Таинство Святаго Елея (Соборование).

Среди святынь храма - чудесно просветлевший образ Успения Пресвятой Богородицы . Икона была преподнесена в дар храму несколько лет назад, была темного цвета, с трудом различались фигуры. По центральному образу, определили, что это образ Успения Пресвятой Богородицы. Икону поместили в алтарь, где она ждала своей очереди на реставрацию. За время пребывания в алтаре образ самопроизвольно просветился: чернота, покрывавшая икону, бесследно исчезла и образ засиял первозданными красками! Теперь легко читаются надписи на нимбах апостолов. Пресвятая Богородица явила нам свой образ для молитвенного почитания, утешения, укрепления в вере. Это не единственный случай обновления икон в храме. Также обновился и просветлел образ Спаса Нерукотворного (он расположен на западной стене храма под хорами), образ Архангела Гавриила.


Икона Пресвятой Богородицы «Всецарица»

Икона изображает Богоматерь в красной порфире, восседающую вместе с Младенцем на царском троне (символ высшей власти). Благославляющий Младенец на левой руке Божией Матери. Богомладенцу предстоят архангелы. Один из них простирает руки, другой сложил их крестообразно на груди.

Богоматерь на этой иконе - милостивая Царица и Госпожа всего рода христианского.

В России списки с иконы Божией Матери «Всецарица» появились сравнительно недавно. Сама чудотворная икона XVII столетия находится в афонском Ватопедском монастыре. Когда люди стали замечать, что перед иконой чудесным образом исцеляются от рака, был сделан в 1993 году первый список для Греции. Слухи об исцелениях, разумеется, мгновенно дошли и до России. Появились бумажные иконки-открытки, но их было так мало, а беда была так велика, что возникла острая потребность в самой иконе. Иноки монастыря, выполняя просьбу русских верующих, написали список с чудотворной иконы, который и прибыл в Россию на самолете заказным рейсом. Произошло это в 1996 году. Подтверждение, что икона чудотворная, произошло буквально впервые месяцы её пребывания в Москве. Икона начала источать благодатное миро на праздник Рождества Божией Матери, а затем и на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Икона, находящаяся в нашем храме, освящена на чудотворном образе в Ватопедском монастыре в год принесения в Россию Пояса Пресвятой Богородицы.в 2011 году. Прежде чем попасть в храм, образ Всецарицы проделал многокилометровый путь на руках прихожан, паломников на Святую Гору, по афонским горным тропам и дорогам, а затем и воздушным путем из Греции в наш город.


Иверская икона Божией Матери
подарена храму в день его освящения сестрами Константино-Еленинского монастыря. Икона написана на Афоне в 2002 году.

Распятие - Крест Христов. Распятие выполнено в старинных русских традициях XV - XVI веков Дмитрием Касимовым, прихожанином Собора Владимирской иконы Божией Матери.


Икона Сестрорецких святых - новомучеников святителя Николая (Клементьева), архиепископа Сестрорецкого и пресвитера Григория Сербаринова
написана на средства, собранные прихожанами. Икона была принесена в храм для молитвенного поклонения 31 декабря 2014 года.

Утром последнего дня уходящего года было совершено торжественное соборное служение Божественной Литургии. Все, кто молился в этот день в храме, понимали, что и служба, и день это особые, подобных еще не было, если не считать дня 11 октября 2009 года, когда совершалось Великое освящение храма. В этот субботний день совершилось прославление новомучеников сестрорецких, прославление именно всенародное, ибо официальное прославление Церковью свершилось десять лет назад.

За Литургией служили клирики храма и гости - протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья и протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Шпалерной улице. На Леушинском подворье издано жизнеописание священомученика Николая, составленное на основе архивных документов и семейных преданий внучкой святого Натальей Ивановной Семеновой. В храме иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте» в течение десяти лет с 1912 года служил настоятелем протоиерей Григорий (Сербаринов). В храме создан музей Новомучеников, где собраны личные вещи, книги, документы пресвитера Григория Сербаринова. В храме находится замечательная икона святого.

Мир управляется Промыслом Божиим. В этом мы убедились еще раз в тот субботний день 31 декабря. В храме служил иеромонах Иеремия из Великого Устюга - города, где проходило архипастырское служение святителя Николая (Клеменьева). Отец Иеремия приехал в Петербург по делам. Зашел накануне в храм Леушинского подворья и, узнав от отца Геннадия Беловолова о событии, что должно совершиться в Сестрорецке, не смог не приехать в наш храм. Так сестроецкие святые собрали в один день в храме столько не случайных людей.

После окончания Литургии перед новонаписанным образом был совершён праздничный молебен c чтением акафиста (также написанного специально к этому дню) священномученику Николаю (Климентьеву), чья память совершается в последний день года.

К престольному празднику 12 июля 2013 года над входом в храм было открыто мозаичное изображение святых первоверховных апостолов Петра и Павла , покровителей храма и города Сестрорецка. Мозаичное панно выполнено по древней технологии «прямого набора» из кусочков разноцветной и золотой смальты, натуральных камней, таких как мрамор, травертин, гранит. Работа выполнена группой мастеров под руководством художника-мозаичиста М. Богданова. Средства на мозаичный образ собрано частными лицами и организациями.

На мозаике - слова апостола Павла: «Яко мы ныне живы есмы, аще Вы стоите о Господе».

Христианской иконографии известно множество вариаций изображения преподобных святителей. Первые образы встречаются в период зарождения этого божественного искусства. Апостолы, верные ученики Спасителя, чаще представали в сценах из Евангелия на рельефах гробниц или на фресках. Иконы святителей Петра и Павла милосердно оказывают помощь раскаявшимся атеистам, православным, утратившим веру, а также тем, кто пришел в христианство из другой религии. Они поддерживают людей в начинании благородного деяния.

История появления святого лика

Апостолы пришли к вере различными путями, но грандиозная верность и любовь к Господу возвысили их имена и объединили судьбы. Проповедуя вместе, они уберегли многих людей от безбожия и грехопадения.

Апостолы Пётр и Павел

Петр был сыном простого рыбака и видел впоследствии все события из жизни Христа. Апостол три раза отрекся от учения Спасителя, но каждый раз возвращался с покаянием. Павел же изначально ненавидел христиан, убивал и преследовал несчастных, и, будучи великим оратором, вводил народ в заблуждение. Однако вскоре он сменил ярость на пламенную любовь.

Самый знаменитый образ великих учеников Христа имеет восточнославянское происхождение и создан в середине XI столетия. Икона считается ранним образцом русской станковой живописи, она хранится в коллекции Новгородского музея.

Предание гласит, что полотно с двумя апостолами привез из Корсуни (Херсонеса) князь В. Мономах. Академик В. Лазарев предполагает, что чудотворная икона писалась в Новгороде, так как именно в этом городе чаще создавали священные лики значительных размеров. Автором этого произведения церковного искусства считают византийского мастера, который вдохновлялся фресковыми изображениями. Спустя время после создания икону декорировали позолоченным серебром.

  • Образ святителей три раза вывозился из родного Новгорода: в XVI столетии это сделал царь Иоанн IV, во время ВОВ её выкрали немецкие войска, а в 2002 г. - одалживали российские реставраторы. Однако икона всегда возвращалась на исходное место.
  • Священный образ писали на пяти полотнах из липы, которые скреплялись при помощи фигурных шпонок, о чем свидетельствуют следы на обратной стороне. Обновление иконы совершили русские мастера в XVI столетии, в середине XX века её покрыли специальным воском. В период с 2002 по 2008 гг. полотно освободили от оклада и исправили ошибки прошлых восстановительных работ.
  • На образе великие апостолы представлены в полный рост, сверху них располагается полуфигура Мессии. Головы Петра и Павла несколько повернуты, в руках первого располагается древо креста, священный свиток и ключи от небесного царства, у второго - книга. Икона хорошо сохранилась, от изначальных красок XVI в. остались фрагменты одеяний и фона. Однако полностью утрачена изначальная живопись конечностей Павла и Петра.
На заметку! В молитве перед этой древней иконой верующие прославляют великих апостолов за их самоотверженность и стремление отдать жизнь ради Истины. Далее, говорится о сокрушенных сердцах христиан, которые видят вокруг себя огромные беды и молят о защите от хищных волков греховности. Верующие просят апостолов стать великими защитниками, потому что сами не способны противостоять великим соблазнам.

Помощь, исходящая от полотна

Иисус лично избрал милосердного Петра и красноречивого Павла для того, чтобы они продолжали миссионерскую деятельность и проповеди. Апостолы обрели дар распространять Божье слово, а в конце жизненного пути вместе приняли мученическую смерть за своего Господа. Их издревле почитали во всех ответвлениях христианской веры.

Икона святых апостолов Петра и Павла

Иконы и фрески с изображениями Петра и Павла встречаются повсеместно во многих храмах мира.

  • В Петропавловском соборе Москвы православные верующие найдут не только образы верных учеников Мессии, но и их чудотворные останки, которые привезли из Рима.
  • Подобный храм, где хранятся полотна святителей, находится рядом с Санкт-Петербургом, в городе Сестрорецке, а также в Новотроицке, что в Оренбургской области.

Петропавловская икона считается чудотворной и дарует исцеление от различных недугов плоти и разума.

Народ просит у великих апостолов, являющихся активными распространителями слова Божьего, о том, чтобы искренняя вера вселилась в души людей и никогда их не покидала. Молитва помогает простым мирянам, легко поддающимся соблазнам, стать праведнее и чище помыслами.

Совет! К святителям можно обращаться как по отдельности, так и двоим одновременно. Петр содействует тем, кто желает приблизиться к самой сути религии, а Павел помогает в делах образования и благословляет в учебе.

Другие изображения

Образы, где лики святителей объединены, исследователи относят в особую группу.

Древняя икона, изображающая преподобных учеников Мессии Петра и Павла, создавалась в Новгороде и считается чудотворной. Милосердные святители, слыша мольбы простых мирян, вселяют в их сердца крепкую веру и помогают избавиться от неугодных страстей. Народ чрезвычайно почитает Павла и Петра, восхваляет их миссионерскую деятельность и мужество, которое позволило им принести свою жизнь на алтарь Истины.

Икона Петра и Павла XXI столетия

В Православной Церкви отмечают 29 июля (12 июля по старому календарю). В этот день заканчивается пост, называемый Петровым. Чтобы ответить на вопрос о том, что означает икона святых Петра и Павла, окунемся немного в историю Нового Завета. Праздник, посвященный двум великим святым Петру и Павлу, известен еще с самого раннего христианства, его отмечали и в Римской империи. По преданию, ученики Христа Петр и Павел приняли мученическую смерть в один день, а именно 29 июля.

История Петра и Павла

Петр был братом Сначала его звали Симоном, и он был рыбаком. Бедный, но благочестивый юноша стал одним из главных столпов христианской веры. Он сразу пошел за Господом, так как его ждала великая участь.

Прежде звался Савлом, и род его шел из Вениаминова колена. Он был из знатной семьи и являлся римским гражданином. Сначала он был ярым гонителем христиан, а потом стал верным учеником Христа.

Апостол Петр стал избранным апостолом Бога и Его величайшим исповедником, он начал подпитывать души верующих христиан своими проповедями, и с ним было положено начало Православия. В праздник Петра и Павла прославляют людей, которые были обычными грешниками, но превратились в святых.

Образ иконы Петра и Павла говорит о том, что если мы не можем иметь крепкую веру как у апостола Петра и Павла и делать чудеса, благодаря которым они обращали в свою веру людей, то постараемся научиться хотя бы глубочайшему смирению и нелицемерному покаянию.

Святые апостолы Петр и Павел чаще всего изображаются вместе друг с другом, держащими церковь или реже, обнимающимися. Православная икона Петра и Павла пользуется глубоким почтением, ведь изображает первоверховных апостолов, которые имеют особую роль в христианской вере.

Каноническое изображение

Святой апостол Петр на иконе изображен как мудрый старик с короткой бородой, иногда с кудрявыми волосами. Его верхняя одежда всегда золотистая по цвету, нижняя одежда темно-синяя или сине-зеленая. Правой рукой он благословляет или держит ключи Царства Небесного. В левой руке он держит свиток с текстом или евангельскими словами: «Ты Христос, сын Бога живого» (Мф.16: 16).

Святой апостол Павел на иконе изображен с высоким лбом, немного лысым, с темными волосами, с широкой бородой. Обычно он держит свиток, иногда в виде одной книги или как 14 рулонов, связанных друг с другом. Его верхняя одежда имеет коричневый или темно-фиолетовый цвет, а хитон светлый, синий или сине-зеленый.

В чем помогает икона Петра и Павла

Перед апостолами Петром и Павлом на иконе молятся по большей части о делах, связанных с верой, ведь они были активными распространителями и проповедниками христианства. Даже теперь они могут помогать укрепляться в вере и становиться более праведными простым людям. Молитва может выполняться и к каждому святому по отдельности и к двоим сразу, если вы обращаетесь к кому-то одному в этом ничего ужасного, даже есть возможность более грамотно дифференцировать молитвы в зависимости от цели.

Если акцент делается на изображении иконе Петра и молитве этому апостолу, то к нему часто обращаются с просьбами утвердиться в вере, а также к нему обращаются рыбаки, которым святой содействует. В свою очередь святой Павел на иконе служит образом, к которому обращаются для того, чтобы получить благословение и помощь в учебе. Ведь Павел был глубоко образованной личностью и негласно считается помощником в различных делах связанных с учебой и образованием.

Как таковая икона Петра и Павла считается чудодейственной и может даровать исцеление. Искренняя вера способна делать чудеса, именно поэтому не следует чрезмерно строго ограничивать себя. Просить у иконы допустимо практически о чем угодно в рамках православной веры.

История святых

История каждого из этих святых является уникальным рассказом о вере и преданности Христу. Они имели совершенно разный путь к вере, но при этом в итоге стали одними из самых почитаемых святых. Как правило, икона апостолов Петра и Павла есть практически в каждом храме.

Петр на протяжении многих лет был рыбаком и встретил Христа, когда занимался, так сказать, собственной профессиональной деятельностью. Он стал последователем Спасителя и в итоге вошел в число двенадцати апостолов, а после Воскресения проповедовал по разным странам.

Павел в свою очередь на протяжении многих лет был противником Христа и хулил его веру. Тем не менее, после того как Спаситель явился ему чудесным образом, Павел уверовал и стал апостолом. Хотя он не входит в число ни 12, ни 70 апостолов, он считается первоверховным апостолом – таково его особое звание.

В итоге каждого из них казнили в Риме в один день в 67 году. Именно потому часто апостолы Петр и Павел изображаются на иконе в объятиях друг друга. Они приживаются щеками подобно тому как прижимается Христос к собственной Матери на иконе Умиление, где таким образом символизируется стремление души к духовному миру, а не просто взаимосвязь взрослого и ребенка.

Апостолы в свою очередь символизируют собой единство людей в церкви и объединяющую веру

Также они символизируют собой противоположные характеры, ведь Петр был по сути простаком, который искренне уверовал, а Павел был образованным человеком, и он уверовал со всей мощью своего разума. Таково значение иконы Петра и Павла и если смотреть в чем помогает такой образ, то нужно отметить помощь святого образа в возможности наставить другого человека на путь истинный.

Если кто-то из близких отклонился от веры и сбился с пути (в метафорическом смысле) следует обратиться к этому образу, который может помочь вам объединиться с другим человеком на почве общей веры.

Молитвы перед иконой апостолов Петра и Павла

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Два первоверховных апостола. Два столпа христианской веры. Две такие разные личности, два таких разных пути к Христу, они сошлись в едином служении и недаром считаются первоверховными, ибо их вклад в основание христианской веры неоценим в истории христианства, изменившего духовный облик человечества, поднявшего планку нравственных категорий на новый уровень, достичь которого можно только большим личным усердием. К Престолу Господню они взошли в один день, но хотя казнены были по-разному – Петр распят, Павел – усечен мечом, их жизнь и смерть – свидетельство тому, что, неважно, какая разница в свойствах натуры, социальном статусе и даже исходном мировоззрении существует между людьми, которые однозначно и добровольно решили следовать за Господом. Они приходят к Христу каждый своим уникальным путем как к единственной, главенствующей вершине Бытия, Альфе и Омеге всего сущего.

В простолюдине-рыбаке Симоне и знатном фарисее-римлянине Савле, ставшими первоверховными апостолами Петром и Павлом, при встрече с Христом произошел невероятный духовный переворот, моментальное преображение, которое совершить возможно только Богу.

Апостол Петр
Петр – по-гречески, Кифа – по-арамейски. И с того и с другого языка это имя переводится как «камень, скала». Рыбак Симон, любимый ученик Иисуса, получил свое прозвание, когда Господь сказал ему: «Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16; 18–19). Симон-Петр первым безоговорочно исповедал Христа, на вопрос Его, что о Нём думают ученики, без колебаний ответил, что Иисус есть «Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16; 16). Вот тогда от Самого Господа Петр получил свое прозвание, в котором было заключено миссионерское предначертание всей его будущей судьбы.

Он принял Христа всем сердцем еще до памятного вопроса Иисуса о Нем, с момента, когда был призван. У евангелиста Луки подробно описано событие призвания Петра (Лк. 5; 2–11), из этого описания сразу видна впечатлительность и эмоциональность его личности. Когда Христос приказал Петру, тогда еще галилейскому рыбаку Симону, и прочим ловившим с ним рыбу и пришедшим с ловли с пустыми лодками вновь выйти в море и закинуть сети, то Симон поначалу с недоверием говорит, что они всю ночь ловили, но ничего не поймали, причем называет при этом Иисуса – Наставник. Однако повинуется и, когда он со товарищи вскоре возвращается с сетями, которые прорвались от улова, в лодках, полных рыбы, то он уже полон совершено другого, возвышенного чувства и выражает его соответственно своей непосредственной натуре: «Симон-Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5; 8) – так жгуче он ощущал свою малость, ничтожество, страх пребывания рядом с Живым Богом, и уже тогда называет Его – «Господи!», а Господь, зная все о будущем всех и всего, призывает Симона-Петра при всем недостоинстве, которое Симон в себе ощущает, следовать за ним и стать его учеником…

Нетерпеливый и порывистый, вспыльчивый и по-детски чистосердечный, Петр был глубоко предан Христу, вера его была лишена сомнений – решился же он, видя, как Господь пошел по воде, пойти вслед за Ним (Мф. 14; 25–30). Да, поднялся ветер, и он испугался, осекся и начал тонуть, но ведь пытался же! Ведь недаром же Петра вместе с Иаковом и Иоанном Зеведеевыми, призванными вместе с ним, Иисус взял на гору Фавор, чтобы те узрели Его Преображение, а он, со всегдашней горячностью, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть…» (Мф. 17; 4). И в тяжкую ночь в Гефсимании те же трое были с Ним, но лишь Петр вступился, поднял меч и отсек ухо рабу из пришедших взять Спасителя.

Однако опять же в порыве временного чувства, продиктованного человеческим инстинктом самосохранения, Петр же оказался способен на моментальное отречение, но затем – на последующее полное и абсолютное глубочайшее раскаяние.

Ему суждено было пройти через отречение трижды (Лк. 22; 55–62) – Христос предсказал ему это во время прощальной беседы Его с учениками: «Господи! Почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя!» – спросил Петр, и Господь ответил: «Душу свою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды» (Лк. 13; 37–38). Но Петр, который первым исповедал Христа как Живого Бога, в сущности, отрекался не от Христа и не от веры в Него. В тот момент он отрекался от себя самого, оттого и заплакал горько, когда после того памятного петушиного крика уводимый на смерть Христос обратился и молча взглянул на Петра, а тот вспомнил слова предречения Господа…

Более всего стыдно бывает не тогда, когда нас наказывают. Более всего стыдно, когда прощают. Когда наказывают – тут можно и обидеться, и сказать, что, мол, наказание несоразмерно провинности, или «я не хотел, так получилось». Короче, есть лазейка, как умерить, а то и вовсе усмирить свой стыд, договориться с совестью. Когда прощают – ты остаешься со своим стыдом один на один, и тогда он беспощаден. Трижды после своего Воскресения и явления ученикам при море Тивериадском спрашивал Христос Петра: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» и трижды отвечал Петр Господу: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя!», и трижды Господь говорил ему: «Паси агнцев Моих», «Паси овец Моих» (Ин. 21; 15–23) и тем трижды простил его.

(От автора. Однажды, уже давно, в беседе с моим первым духовником о том, что будет с нами, когда все мы предстанем на Последнем Суде, он сказал: «Нам простят. Нам всё простят, но как будет стыдно…» Тогда, размышляя над его словами, я поняла, что ад – это не просто страшные картинки в стиле Босха. Истинный ад сжигает не извне, а изнутри. Это безграничный, невыносимый стыд перед Богом, убийственный стыд перед Тем, Кто все о тебе знает и всегда тебя видит. Кто чист и милосерден настолько, что обмануть доверие давшего распять Себя за нравственное несовершенство прошлых и будущих поколений, и лично тебя в их числе, ощущается как совершенное тобой тягчайшее из предательств. Недаром же говорят: «сгореть от стыда», «покраснел от стыда, будто кипятком в лицо плеснули». Когда нам стыдно, нас «бросает в жар до испарины» – выразительно народное слово. Именно Божественное благородство и неописуемое словами величие Всепрощающего, Милосердного Господа делает душевные муки стыда такими, что, пережив их, ты после уже никогда не сможешь вернуться к повторению провинности. Божественное прощение очищает, ибо все духовно-нравственные проступки перед Ним и есть та самая солома, о которой сказано в Священном Писании, что она сгорит, оставляя нетленным лучшее, что в тебе есть, и это пламя станет Фаворским Светом Преображения в очах Господних.)

И вот вера Петра окрепла, закалилась до твердости скалы именно через его отречение и полноту последующего покаяния. А затем, именно вследствие сердечного горения и совершенной искренности, Петр через свою безукоризненную веру получал необходимые слова и доводы, становясь великолепным проповедником, способным проповедями своими обратить три тысячи человек уже в первый день своего апостольского служения после Сошествия Святого Духа на апостолов, исполнив, таким образом, слова Христа о нем: «Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16; 18). Чуть позже, после исцеления хромого, он обратил сразу 5000 человек! Его ученичество как проповедника было взято не из книжной премудрости: к чему она была ученику, Учителем которого был Тот, Кого мы называем Бог-Слово? В книге «Деяния» в главах 1 – 12 рассказано подробно о путях и проповеди святого апостола Петра, его чудесах и служении. Сила его веры была столь велика, столь усердно стяжал он Духа Святого своими деяниями, что даже тень святого апостола исцеляла больных, которые оказывались под ее сенью (Деян. 5; 15).

Обратив на своем апостольском пути многих и многих, Петр пришел с проповедью в Рим, где был схвачен, но имел возможность бежать и воспользовался ею. Согласно книге «Деяния», внук Ирода Великого, того, кто приказал избивать младенцев, чтобы среди них уничтожить и Младенца Христа, Ирод Агриппа Первый, в 42 году начал гонение на христиан. Он заключил Петра под стражу, но ангел Божий по молитвам христиан за апостола явился и освободил его, после чего Петр ушел незамеченным.

Однако исторические источники утверждают, что апостол Петр был схвачен и казнен при императоре Нероне, который особенно был разгневан после того, что апостол обратил в христианство двух его жен. Впрочем, Предание сохранило эпизод о том, как Петр, получивший возможность тайно бежать из темницы, встретил на Аппиевой дороге Христа, и между ними состоялся известный по роману «Камо грядеши?» – «Quo vadis?» польского писателя Генрика Сенкевича диалог. «Quo vadis, Domine? (Куда идешь, Господи?)», – спросил старый апостол. «До ушей Петра донесся грустный, ласковый голос: “Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие”». Апостол долго лежал недвижим в пыли, затем встал и пошел в Рим…

Это был 64-й, а по мнению других исследователей, 67–68 год от Рождества Христова. Когда за Петром, заключенным в Мамертинскую темницу, пришли воины, чтобы вести его к казни на Ватиканский холм, где находился цирк Нерона, он попросил их после распятия его перевернуть крест вниз головою. Он считал, что недостоин уподобления Распятому Христу и должен остаться преклоненным головою под ноги Его, потому что так и не простил себе тройного отречения. Чувство вины оставалось при нем всю жизнь, и его апостольское усердие было для него ежеминутным трудом по искуплению слабости, которой он трижды поддался в ночь после расставания с Ним в Гефсиманском саду. Так он и отошел к Богу – вниз головою на перевернутом кресте, исполнив еще одно Господне предречение о нем: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною» (Ин. 21;18–19). После казни христиане во главе со священномучеником Климентом Римским похоронили его здесь же на Ватиканском холме.

То, что историческая память поколений безошибочно сохранила сведения о месте упокоения святого апостола, было подтверждено археологическими данными: во время раскопок 1939–1941 годов под собором Святого Петра в Ватикане среди остатков древнеримского кладбища нашли плиту, на которой было вырезано по-гречески: «Петр здесь», но мощей там не оказалось, очевидно, они были перезахоронены. Длительное время поисками занималась группа археолога Маргариты Гвардуччи, и, наконец, ею были найдены останки, идентифицированные учеными как мощи святого апостола Петра. В 1968 году папа Павел VI объявил, что исследования окончены и по их результатам могилу святого апостола Петра можно считать обнаруженной.

Апостол Павел
Совершенно иным было начало пути святого апостола Павла. До этого Савл, родом из знатной иудейской семьи колена Вениаминова, получил свое имя, видимо, в честь библейского царя Савла. Павел – это его второе имя, им он стал зваться уже после встречи с Христом. Воспитанный в семье благочестивых фарисеев, проживавшей в Тарсе, городе в греческой провинции Киликия, он унаследовал римское гражданство, а с ним – все права и привилегии римского гражданина. Есть предположение, что он мог быть в составе Синедриона, решавшего судьбы непосредственных последователей Христа, живя с ним в одно и то же время, и по возрасту был несколько моложе Иисуса.

Тарса – город, который в то время был центром культуры и образования наряду с Афинами и Александрией. Ученые пишут, что апостол явно обладал, помимо идеального знания Торы – Пятикнижия, и знанием других наук: в его трудах в точности и образности формулировок прослеживается знание греко-римской литературы, философии, истории, риторики. Он, по-видимому, свободно владел латынью как римский гражданин, греческим – как житель греческого города, арамейским – как большинство образованных иудеев, а полноту богословского образования получил в ученичестве у знаменитого тогда раввина Гамалиила Великого, о котором упоминается в «Деяниях» в связи с освобождением из-под стражи апостолов Петра и Иоанна в Иерусалиме (Деян. 5; 34–35). О том он говорит сам: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе» (Деян. 22; 3). Очевидно, что Савл-Павел собирался стать раввином: согласно «Деяниям», глава 18; 3, святой апостол умел шить шатры-палатки, это было необходимо, чтобы прокормить себя. Поскольку равви было не положено брать за свое служение денег, то приходилось учиться какому-то ремеслу и им зарабатывать на жизнь.

Согласно книге «Деяния», фарисей Савл выпросил у саддукейского первосвященника письма с полномочиями следовать в Дамаск и оттуда привести в Иерусалим христиан Дамаска для наказания (Деян. 9;1–2). По дороге в Дамаск сошел на него свет, ослепивший его на три дня, и услышал он голос: «Савл! Савл! что ты гонишь меня? Он [Савл] сказал: кто Ты, Господи? Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9; 4–5). Три дня Савл не видел, не пил и не ел. За эти три дня, которые стали для него днями поста, и произошло в нем полное покаяние. За то время Господь явился жившему в Дамаске благочестивому христианину Ананию и сказал, куда ему явиться за Савлом, чтобы исцелить и крестить его. Ананий, знавший Савла как непримиримого гонителя христиан, напомнил Христу об этом, но Господь остановил Анания, сказав, что отныне Савл-Павел – «Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое между народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9; 15). Ананий последовал повелению Господа, сделал все, что тот велел. И Савл прозрел, хотя в этом, конечно, прямая связь между духовным прозрением и физическим – настолько глубоко было его потрясение от личной встречи с Христом.

Так святой апостол Павел получил свое назначение – именем Господним обращать иудеев, в особенности убежденных фарисеев, как неоднократно это делал и Христос. Апостол Павел, книжник, фарисей, мог говорить с народом Израиля в понятных ему категориях, со свойственной ему логикой, и сам он был живым примером обращенного иудея, что было немаловажно в миссии, уготованной ему Господом. Недаром он говорит о себе: «Еврей от Евреев, по учению – фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего» (Фил. 3; 5–8).

Ревность в деле сохранения Закона неизменной константы, искренность в гонении христиан, убежденность в правоте позволяли ему считать себя великим праведником. Куда делась самоуверенность Савла после встречи с Воскресшим по дороге в Дамаск?! Савл, фарисей, от юности своей строгий ревнитель уложений Торы, имел целью исполнить все «предания старцев», но именно ему было назначено окончательно связать Закон Ветхого Завета, именуемого «детоводителем ко Христу» с Новым Заветом. Вот он пишет о себе в Послании к Филиппийцам: «Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа с праведностью Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, чтобы постигнуть воскресения мертвых» (Фил. 3; 8–11). Так святой первоверховный апостол Павел словами «…найтись в Нем своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа с праведностью Бога по вере…» утверждает то, что когда-то сказал Сам Господь в Нагорной проповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5; 17).

Из 28 глав книги «Деяния» Нового Завета двенадцать посвящены трудам апостола Петра, но остальные шестнадцать – подробнейший рассказ об апостольских путешествиях святого Павла, его подвигах, усердных трудах по созиданию Христовой Церкви и перенесенных им страданиях на дорогах служения Богу. Еще больше мы узнаем о нем из четырнадцати его Посланий к народам, земли которых он посещал в трех его миссионерских путешествиях, основывая новые и новые общины, и, раз посетив, уже не оставлял своими отеческими заботами. И это понятно, ведь о Петре мы многое знаем из Четвероевангелия, тогда как Павел был призван Христом уже после Сошествия Святого Духа на апостолов и созидания святым апостолом Петром основы Церкви Христовой в Иерусалиме (Деян. 2; 1–13). Он и назвался теперь вторым именем – Павел, Paulus – «младший, меньший», и говорил о себе как о «наименьшем из Апостолов», который «недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор. 15; 9). И как Петр нес всю жизнь в себе чувство неискупленной вины за свое тройное отречение, так и Павел страдал за Христа с радостным смирением и повинным сердцем, помня каждый час о своем прошлом гонителя последователей Христа, в Которого уверовал, Которого возлюбил и принял всем разумом и всей душою. Как говорится в стихире праздника: «Дал еси образ обращения согрешающих оба апостолы Твоя: оваго убо, отвергшагося Тебе во время страсти и покаявшася, оваго же проповеди Твоей сопротивляющася и веровавша…»

Итак, при императоре Нероне, как мы уже говорили, по одним источникам в 64 году, по другим – в 67–68 годах от Р.Х., святые первоверховные апостолы были взяты и казнены в один день. Петр, как мы уже сказали, – распят на Ватиканском холме, а Павел, поскольку он был римским гражданином и его нельзя было предать позорной смерти на кресте, обезглавлен на Остийской дороге за пределами Рима. На месте упокоения его останков скорбящие ученики поставили памятный знак. Позже равноапостольный царь Константин Великий на этом месте воздвиг церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

В 2009 году папа Бенедикт XVI объявил, что ученые исследовали саркофаг под алтарем Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, и по данным углеродного анализа возраст останков, заключенных в нем, может быть датирован между I и II веками от Р.Х. Вскрытия саркофага до сих пор не производилось, это было небезопасно для сохранности останков, просвечивание ничего не дало – слишком велика толщина камня, поэтому исследования проводились с помощью зонда. В саркофаге обнаружили следы дорогой льняной ткани пурпурного цвета, из которой изготавливались одеяния римской элиты, частицы ткани голубого цвета, пластина из чистого золота и кусочки красного ладана. То, что знатный римлянин был похоронен под алтарем христианского храма, и время захоронения позволили подтвердить, что останки в саркофаге – действительно честные мощи святого апостола Павла.

Значение иконы

Святых первоверховных апостолов Петра и Павла иконописцы с древности часто изображают вдвоем, хотя их жития не были связаны земным родством. Однако их связывало родство иное, превыше всех кровных уз – духовное братство во Христе, вера, которой соединены все члены Церкви, являясь братьями и сестрами во Христе. Апостолы Петр и Павел – воистину столпы апостольского служения. Простой рыбак, трижды отрекшийся от Христа в минуту слабости, трижды Им прощенный, заложил своей горячей проповедью основу Церкви Христовой, и фарисей, гнавший христиан, но впоследствии уверовавший так, что в истории христианства стал едва ли не мудрейшим Отцом Церкви, на Посланиях которого вот уже два тысячелетия воспитываются верующие христианского мира. Потому они запечатлены вместе: в ранней иконографии чаще фронтально, лицом к нам, а с XVI века – с ликами, обращенными друг к другу. Связка ключей в левой руке Петра, дорожный посох в руке Павла и книга с его письменными трудами в другой – их невозможно перепутать. К тому же сохранились древнейшие фрески с их изображениями, по которым были заложены основы канонической традиции написания их ликов в православной иконописи.

«Дал еси утверждение Церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум» – говорится в стихире праздника. «Петрова твердость» – это мужество в исповедании веры: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5; 1–4) – пишет апостол в Первом Соборном Послании.

«Павлов разум» – мудрость апостола, которая уже тысячелетия служит источником для душеполезных размышлений, вдохновляя и окормляя духовно-нравственную жизнь верующих. Иеромонах Симеон (Тормачинский) говорит, что «…наверное, в человеческой истории не найдешь более умного человека, чем апостол Павел, разве что премудрый Соломон мог бы с ним сравниться. Достаточно почитать Послания апостола Павла, чтобы убедиться, что он действительно имеет “ум Христов”», а владыка Филарет Московский пишет: «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…»

Такие разные личности, такие различные судьбы! Как сказал в одной из проповедей в День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла митрополит Антоний Сурожский – «радикальный гонитель и верующий от начала встретились в одной, единой вере о победе Христовой – Крестом и Воскресением. <…> Они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма – ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: “Вера наша – победившая мир”».
Говоря о важности дней памяти всех святых Православия, владыка Филарет говорит: «Поминайте наставники ваша, подражайте вере их». 12 июля мы поминаем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а значит, поминая их, мы должны и подражать им, посильно наследовать их апостольское служение, с радостью свидетельствуя о Господе Иисусе Христе. Насколько мы можем им подражать? Какие силы надо иметь для этого? Мы чаще всего таких сил не имеем, но это не причина для уныния, ведь говорит же владыка Антоний: «Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой Божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению».

Итак, мы рассказываем вам, дорогие читатели, о Житиях святых, о историях обретения и создания икон с верой и радостью и в надежде, что это тоже – наш скромнейший посильный вклад в свидетельство о Православной Христовой Вере.