Меню

Конспект урока по обществознанию "роль сми в политической жизни". Основные функции сми в политической жизни

Сад своими руками

Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации.

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серьезное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.

Воздействие СМИ на общественное мнение получило название "манипуляция сознанием". Это явление очень распространено на Западе, в России, в развитых странах Азии. Для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Иными словами, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться. Стоит отметить, что особенно хорошо это удается телевидению. Во-первых, в силу большей распространенности, чем другие СМИ, во-вторых, в силу качественно иных возможностей. Человек все-таки больше верит глазам, нежели ушам. Таким образом, важно, чтобы люди верили в нейтральность основных социальных институтов. Они должны верить, что правительство, средства массовой информации, система образования и наука находятся за рамками конфликтующих социальных интересов, а значит, сможет урегулировать ситуацию и защитить интересы граждан. Правительство, в особенности федеральное, занимает главное место в мифе о нейтралитете. Миф предполагает честность и беспристрастность правительства в общем и его составных частей: парламента, системы судебных органов и президентской власти. А такие проявляющиеся время от времени явления, как коррупция, обман и мошенничество, принято относить за счет человеческих слабостей, сами по себе институты выше подозрений. Фундаментальная прочность всей системы обеспечивается тщательно продуманной работой ее составных частей. Считается, что средства массовой информации также должны быть нейтральны. Прежде всего для того чтобы придать гласность существующей действительности. Некоторые отклонения от беспристрастности в подаче новостей признаются, но пресса уверяет нас, что это не более чем ошибки, допущенные отдельными людьми, которые нельзя считать недостатками в целом надежных институтов распространения информации.

Стоит отметить, что основная роль манипуляции сознанием состоит не только в контроле общественного мнения, но и в ее интеграции в общество, прежде всего для того чтобы направить общественное сознание в нужное русло и дать установку на определенные ожидаемые реакции на те или иные события. Интегрированное мнение должно восприниматься за свое - в этом основная мысль, оно должно быть настоящим, не навязанным, а именно возникшим у человека естественным путем анализа полученной информации. Кто-то может сказать, что это обман. Отметим, что не всегда стоит воспринимать манипуляцию общественным мнением как негативный фактор. Сегодня это - часть политики, проводимой государством, нацеленная, прежде всего на то, что бы обеспечить целостность государства и успех проводимых при необходимости реформ. К любому потрясению общество надо готовить. Поэтому СМИ в данном случае являются незаменимыми помощниками и мощными рычагами управления - главное уметь ими распорядиться.

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно - политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признанию политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы. Без активности СМИ невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения. Тем самым СМИ участвуют в социальном управлении путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений.

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие? Прежде всего, в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого "зеркала" ведёт к перерождению и вырождению.

СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды. СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация - своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым. Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями. СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демократизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества. СМИ активизировали политическую жизнь, став аккумулятором новых идей и взглядов, ниспровергая мифы и догмы, устаревшие представления.

Важнейшей особенностью состояния СМИ является их активное участие в национальном возрождении, что означает не только резкое увеличение материалов на эти темы на страницах газет и журналов, в передачах телевидения и радио, горячие споры по вопросам национальной истории, политики, межнациональных отношений, проблем суверенитета и т.д., но и обретение СМИ суверенности, независимости от центра.

Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации.

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серьезное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.

Воздействие СМИ на общественное мнение получило название "манипуляция сознанием". Это явление очень распространено на Западе, в России, в развитых странах Азии. Для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Иными словами, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться. Стоит отметить, что особенно хорошо это удается телевидению. Во-первых, в силу большей распространенности, чем другие СМИ, во-вторых, в силу качественно иных возможностей. Человек все-таки больше верит глазам, нежели ушам. Таким образом, важно, чтобы люди верили в нейтральность основных социальных институтов. Они должны верить, что правительство, средства массовой информации, система образования и наука находятся за рамками конфликтующих социальных интересов, а значит, сможет урегулировать ситуацию и защитить интересы граждан. Правительство, в особенности федеральное, занимает главное место в мифе о нейтралитете. Миф предполагает честность и беспристрастность правительства в общем и его составных частей: парламента, системы судебных органов и президентской власти. А такие проявляющиеся время от времени явления, как коррупция, обман и мошенничество, принято относить за счет человеческих слабостей, сами по себе институты выше подозрений. Фундаментальная прочность всей системы обеспечивается тщательно продуманной работой ее составных частей. Считается, что средства массовой информации также должны быть нейтральны. Прежде всего для того чтобы придать гласность существующей действительности. Некоторые отклонения от беспристрастности в подаче новостей признаются, но пресса уверяет нас, что это не более чем ошибки, допущенные отдельными людьми, которые нельзя считать недостатками в целом надежных институтов распространения информации.

Стоит отметить, что основная роль манипуляции сознанием состоит не только в контроле общественного мнения, но и в ее интеграции в общество, прежде всего для того чтобы направить общественное сознание в нужное русло и дать установку на определенные ожидаемые реакции на те или иные события. Интегрированное мнение должно восприниматься за свое - в этом основная мысль, оно должно быть настоящим, не навязанным, а именно возникшим у человека естественным путем анализа полученной информации. Кто-то может сказать, что это обман. Отметим, что не всегда стоит воспринимать манипуляцию общественным мнением как негативный фактор. Сегодня это - часть политики, проводимой государством, нацеленная, прежде всего на то, что бы обеспечить целостность государства и успех проводимых при необходимости реформ. К любому потрясению общество надо готовить. Поэтому СМИ в данном случае являются незаменимыми помощниками и мощными рычагами управления - главное уметь ими распорядиться.

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно - политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признанию политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы. Без активности СМИ невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения. Тем самым СМИ участвуют в социальном управлении путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений.

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие? Прежде всего, в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого "зеркала" ведёт к перерождению и вырождению.

СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды. СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация - своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым. Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями. СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демократизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества. СМИ активизировали политическую жизнь, став аккумулятором новых идей и взглядов, ниспровергая мифы и догмы, устаревшие представления.

Важнейшей особенностью состояния СМИ является их активное участие в национальном возрождении, что означает не только резкое увеличение материалов на эти темы на страницах газет и журналов, в передачах телевидения и радио, горячие споры по вопросам национальной истории, политики, межнациональных отношений, проблем суверенитета и т.д., но и обретение СМИ суверенности, независимости от центра.

Средства массовой информации - это сложный институт, который состоит из множества органов и элементов, предназначенных для информирования населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях.

СМИ иногда называют «четвертой властью», подразумевая под тремя другими - законодательную, исполнительную и судебную. Их политическая роль обусловлена, прежде всего тем, что они являются достаточно самостоятельным предприятием по производству политической информации, формируют общественное мнение, оказывают влияние на все политические процессы, способствуют политическому просвещению широких слоев населения.

В современных условиях на облик СМИ оказывают воздействие разные факторы. Важно, кто является учредителем, каково их социальное назначение и на какую аудиторию они рассчитаны. Специфика определяется профессиональной ориентацией, возрастными характеристиками, характером духовных запросов людей. Своеобразие их положения в политической системе общества обусловлено тем, что они являются органами государственных учреждений, массовых общественных организаций, политических партий.

Развивая политические идеи применительно к широкому кругу жизненных интересов людей, они обеспечивают последовательность, завершенность процесса социально-политического управления, участвуют в выработке и принятии законодательных, государственно-административных решений.

В различных политических системах властные структуры всегда тщательно отбирали информацию. Подача решений органов политической власти контролируется последней прямыми и косвенными методами, что помогает укреплять легитимность. Поэтому, информация «сверху», как правило, содержит ряд искажений. Это вызывает необходимость разнообразить источники и каналы информации. Существует и поток информации «снизу», через неформальные каналы, который несет данные о мнении масс по тем или иным вопросам. В СМИ информация «сверху» и «снизу» существует целостно. Нередко политические потребности выражаются в виде общественного настроения или определенных психологических состояний. Это обстоятельство учитывается средствами массовой информации, они усиливают общественное мнение или, наоборот, ослабляют его.

Власть любыми средствами стремится контролировать средства массовой информации. Тот, кто контролирует информацию, может не только решающим образом влиять на коллективное сознание, но способен в определенной мере направлять поведение масс. В демократических системах СМИ действуют достаточно автономно, поэтому важная информация широко распространяется в обществе, зачастую она имеет резко оппозиционный по отношению к действующим политическим силам характер. Известны факты, когда статьи в газетах приводили к политическим скандалам и даже кризисам, к бескровным отставкам политических лидеров.

В тоталитарном обществе СМИ выступают средством контроля за всей общественной деятельностью, в том числе социальных групп и личности.

Отношения СМИ с государством и правительством, политическими руководителями и партиями неоднозначны и противоречивы. Они играют существенную роль в ограничении власти и конкретных политических действий правящих кругов, в разоблачении нарушений законности, в защите граждан от произвола государства. Государственные структуры, политические руководители вынуждены соглашаться с тем, что СМИ необходима определенная свобода и независимость, иначе они могут потерять доверие населения. СМИ со своей стороны, как правило, идентифицируют свой престиж передатчиков информации от правительства к общественности с престижем власти и авторитета правительства.

В настоящее время СМИ превратились в прибыльную отрасль бизнеса, приобрели относительную свободу от контроля со стороны государства, крупнейших корпораций. Однако и у власти и у бизнеса сохраняются широкие возможности влияния и давления на СМИ (например, отказом от размещения рекламы).

Таким образом, средства массовой информации являются важной частью политической системы, оказывая значительное влияние на развитие политической жизни общества.

Стоит отметить, что для авторитарных государств характерно существование цензуры над всеми средствами массовой информации, которым разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики, но в целом, сохраняется лояльность по отношению к правящей системе. В демократических странах средства массовой информации полностью свободны от цензуры и могут не только критиковать власти на законных основаниях, но и существующую форму государственного правления, не призывая при этом к его насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом.

Сегодня небывалым успехом пользуется информация, она и высоко возносит, и без малейшей пощады губит, а владеющий ей обладает всем миром. В последние годы роль СМИ в неизмеримо возросла, влияние на общественную жизнь с этой стороны абсолютно не похоже на то, которое существовало во все прошлые века.

Ответственность

Обществу навязываются уже не только те или иные мнения, но и модели поведения, попирающие все, казалось бы, незыблемые принципы. Телевидение, радио, журналы, газеты теперь воюют, и эта информационная война значительно более кровопролитна, чем любая атомная, потому что прямо воздействует на человеческое сознание, мастерски оперируя полуправдой, неправдой и откровенной ложью. В советскую эпоху тоже была заметна определённая роль СМИ в политической жизни, когда все факты тщательно сверялись, ими достаточно искусно манипулировали. Вспомнить примеры с оболганием деятельности практически всех покинувших свой пост генсеков.

Огромная масса неправды муссировалась относительно таких учреждений, как СМЕРШ, ГУЛАГ, а также относительно личностей Сталина и Берии. Бывали публичные развенчания и помельче, были разоблачения противоправной деятельности чиновников и политиков, художников и писателей. Такая информация всегда имела огромный успех у читателей и была воистину губительной для героев этих публикаций. И напротив - хвалебные очерки и передачи делали всевозможных активистов и передовиков буквально звёздами разного уровня, вплоть до государственного. Поэтому роль СМИ в политической жизни трудно преувеличить. И конечно, за предоставленную в общее пользование информацию каждый человек должен нести ответственность.

в политической деятельности

В общественной жизни СМИ выполняют самые разнообразные функции и буквально во всех сферах и институтах. Это и информирование о разнообразных событиях в мире и в стране, в практически всех областях - политики, здравоохранения, социализации, образования и так далее. Это и реклама во всех её ипостасях. И влияние информации на общество действительно переоценить невозможно, поскольку оно всемерно, а особенно велика роль СМИ в политической жизни, поскольку все инструменты влияния на реализацию находятся именно в руках тех, кто владеет информацией и умеет ею манипулировать.

Современная политология ничуть не умаляет этой роли, наделяя СМИ такими громкими титулами, как " четвёртая власть", "великий арбитр" и так далее, поставив средства массовой информации в один ряд с властью судебной, исполнительной и даже законодательной. Впрочем, политологи не так уж и не правы, СМИ действительно стали почти всемогущими. Контролирующие телевидение - контролируют и страну. Ни один политик без прессы не обходится, ему необходимы все её виды - и печать, и радио, и телевидение. И те грандиозные перемены, которые сейчас наблюдаются во всём мире, этот передел сфер влияния, - результат того, что свою роль СМИ в политической жизни общества играют вдохновенно.

История, полная трагизма

Особенно опасен разгул когда в стране отсутствуют значимые союзы или организации, которые не дают развиваться тоталитарной системе. В этих условиях просто незаменима роль СМИ в политической жизни общества. Примеры прямо перед глазами. Каким же образом всё происходило в конце незапамятных 80-х в Советском Союзе, где население ещё расслабленно верило всему, о чём бы ни вещали СМИ?

Воистину, тогда было читать гораздо интереснее, чем собственно жить. Народ не привык к скандалам и таким массовым обличениям, какие вдруг посыпались отовсюду на недоумевающее и ужасающееся население. Именно информационная война, развязанная в те годы СМИ, организовала и стимулировала силы, которые быстро развалили, а затем и разворовали богатейшую страну, именно она способствовала поражению всей политической системы, которая действовала в стране семьдесят лет. Возрастание роли СМИ в политической жизни общества происходит именно тогда, когда контроль над информацией попадает в руки недобросовестных людей, которые посредством манипулирования создают выгодное им общественное мнение.

Тем временем в Америке

В Соединённых Штатах роль СМИ в политической жизни общества начала плотно изучаться и анализироваться ещё в самом начале 60-х. К чему может привести неконтролируемая прямая связь с общественностью, без участия таких институтов, как школы, церковь, семья, партийные организации и так далее? А что получится, если этот процесс поставить на контроль? Это же незаменимое подспорье в массовой поддержке определённой программы. Пока СМИ не заполучили в свой арсенал телевидение и радио, обходясь только печатными органами, всё было не так страшно, хотя многие газеты и журналы изначально открывались как органы тех или иных политических партий и очень немногие из них оставались вне политического процесса.

Главный инструмент любого издания - многомерность информации. Даже привязанные к определённой политической платформе газеты всегда подавали и материалы нейтрального характера, развлекательные или новостные, то есть людей с самого начала приучали видеть себя частью широкого мира и определённым образом реагировать на события в нём. Но когда пришло телевидение... Первое освещение избирательной кампании в США датируется 1952 годом. С тех пор созданы целые школы, обучающие журналистов влиять на массы в том ключе, который выгоден. В 80-х телевидение стало поистине доминировать среди всех средств массовой информации.

Дебаты

Возрастание роли СМИ в политической жизни общества обусловлено тем, что появилась возможность влиять с их помощью и даже моделировать в массах, что было проверено неоднократно примерами голосования избирателей в США после проведения теледебатов между кандидатами в президенты. Так победил Кеннеди после телевизионной встречи с политическим противником - Никсоном, и многочисленные опросы избирателей подтвердили, что именно эти дебаты повлияли на их выбор.

Таким же образом после телевизионной передачи Рейгану удалось не только убрать разрыв в четыре процента между им и Картером, но и наработать с помощью теледебатов ещё пять процентов голосов. Это же происходило и в парах Рейган-Мондейл, Так постепенно теледебаты между конкурентами на президентское кресло стало действенным инструментом практически во всех странах, в том числе и в России. Место и роль СМИ в политической жизни становятся самыми главными и ведущими. И телевидение в данном букете средств - это огромные возможности воздействия и манипулирования общественным сознанием. Его используют всё реже для оперативного или объективного информирования, для просвещения, для воспитания. Гораздо чаще происходят манипуляции в интересах определённых группировок.

Имидж

Тем не менее причины возрастания роли СМИ в политической жизни не вполне однозначны, этот многогранный и сложный институт нельзя оценивать однобоко. Множество его органов и элементов реализуют задачи слишком многообразные даже по просто информированию людей о событиях и явлениях, которые происходят повсеместно - от региональных до мировых. Это и сбор информации, и её распространение посредством неусыпного наблюдения за миром, это отбор и комментарии, то есть редактирование полученной информации, а затем уже преследуется цель формирования общественного мнения. Возрастают возможности человеческой коммуникации - вот главная причина возрастания роли СМИ.

Общество крайне политизировано, а печать, радио, телевидение способствуют этому просвещению в самых широких слоях населения земли. Потому и роль СМИ в современной политической жизни сильна как никогда. Они претендуют на место сторожевого пса у общественных интересов, на глаза и уши всего общества: предупреждают об экономических спадах, о росте наркомании или иной преступности, говорят о коррупции во властных структурах. Однако для этой роли СМИ должны целиком и полностью ни от кого не зависеть - ни политически, ни экономически. А вот так не бывает.

Профессия

В индустриально развитых странах средства массовой информации являются частным предпринимательским институтом или отраслью экономики, которая задействует сотни тысяч человек. Экономическая деятельность СМИ основана на сборе, обработке, хранении и последующей продаже информации. То есть функции СМИ вполне подчиняются рыночной экономике. Все противоречия в обществе, все интересы разнообразных слоёв его и групп воспроизведены в публикациях и программах. Растет экономическая мощь и социокультурное влияние - уменьшается контроль со стороны государства и корпораций (рекламодателей).

Случается даже и так, что мнения по отдельным вопросам не совпадают у правящей верхушки и руководства того или иного издания. СМИ превратились в огромные конгломераты, у них самостоятельная и достаточно прибыльная отрасль в бизнесе, однако это коммерческое начало и не позволяет обходиться без рыночного использования имеющейся информации. И здесь может сурово измениться не только характер деятельности, но и вся роль СМИ в политической жизни. Примеры весьма многочисленны. Даже Рейгана, действующего на тот момент президента страны, в 1988 году все три главные телекомпании США в эфир не выпустили по причине отсутствия коммерческого интереса. В итоге 1989 год стал последним годом его правления.

Другие примеры

Публикации, репортажи и комментарии должны проливать свет на тайные пружины, действующие на политику правящих кругов, обращать внимание всей общественности на самые одиозные характеристики этой деятельности. Иногда так и происходит. Например, в "Нью-Йорк Таймс" была публикация такого плана, когда были раскрыты некоторые документы Пентагона, газета "Вашингтон пост" разоблачила уотергейтский скандал, а телекорпорации устроили трансляции из Конгресса, где проводились разоблачительные слушания. Также было мобилизовано на протест общественное мнение относительно войны во Вьетнаме, и в этом процессе участвовали весьма многие СМИ мира, в том числе и США.

Президенты США Л. Джонсон и Р. Никсон вынуждены были покинуть политическую арену, поскольку велика роль СМИ в политической жизни. Кратко говоря, средства массовой информации могут ограничивать и власть, и конкретные действия правящих кругов. Однако это происходит чаще всего в тех случаях, когда СМИ это выгодно. Большая часть журналов и газет, радио- и телевещательных станций, даже самых известных, держатся на плаву только благодаря сенсациям. Вскрывать скандалы, разоблачать махинации, выискивать секреты, выставлять всё это на всеобщее обозрение - вот основная роль СМИ в политической жизни. 11 класс в российских школах уже изучает механизмы такого влияния.

"Бомбы"

Зачастую падкие на сенсации издания, стремясь "взорвать бомбу", расследуют коррупцию или другие должностные преступления, рассказывают о падении морали среди высокопоставленных чиновников или обман избирателей со стороны кандидатов в президенты. Таким образом задаётся тон публичных дискуссий. До общественности доводят все скандалы и аферы в коридорах власти. И бывают случаи, когда СМИ одерживают блестящие победы.

Например, после уолтергейтского скандала последовала первая в истории США отставка президента. А когда "Шпигель" поделился с читателями информацией о тайном проникновении сотрудников, охраняющих конституцию, в частный дом простого инженера и об установке там всевозможной подслушивающей техники, подал в отставку министр внутренних дел Германии.

"Утки"

Но бывает и иначе. Журналистка из "Интерфакса" присутствовала на заседании суда, где должны были вынести приговор Ходорковскому. Она заготовила два сообщения в редакцию до вынесения вердикта. А потом ошиблась с отправкой. В ленте новостей появилась информация, что М. Ходорковский уже на свободе. Опровержение - дело не быстрое, пока его оформили, рынок вырос на много процентов. Это далеко не единственный случай. Слухи об отставке В. Черномырдина тоже покатились после подобной "утки" в "Новой газете", где и Б. Громова "сняли" с должности губернатора Московской области, чтобы отправить в посольство Украины.

Вот какую роль в политической жизни играют СМИ в погоне за сенсациями. В таких случаях диалог власти и населения просто невозможен, поскольку общение это весьма похоже на детскую игру под названием "глухой телефон". Важнейшим правилом манипуляции общественным смознанием является то, при котором удаётся изолировать адресата, лишить его посторонних влияний. Когда нет альтернативных, умных и никем не контролируемых мнений. Диалог и дебаты в таких условиях невозможны. К сожалению, в данный момент метод манипулирования информацией является частью политики практически в любом государстве. После очередной "утки" пострадавшего публика помнит как лицо, связанное с каким-то скандалом: то ли у него кошелёк украли, то ли он украл. Да это никому уже и не важно, поскольку информация в наши дни очень быстро перестаёт быть актуальной.

Введение

Цель работы характеристика роли СМИ в политической жизни.

В настоящее время одно из главных мест в политических процессах занимает средства массовой информации (СМИ). Их взаимодействие с политикой, её субъектами повседневно ощущается в самых различных формах и проявлениях. Значимость СМИ становится очевидной, если учесть, что инструменты массовой коммуникации как таковые являются инструментами власти («четвертая власть»).

Оперативность и динамичность дают СМИ возможность эффективно воздействовать на духовную жизнь общества, на сознание широчайших масс населения. Они могут способствовать возбуждению общественного мнения в поддержку определенных целей, того или иного политического курса. В то же время они могут выполнять интеграционные функции, убеждая людей благосклонно воспринимать и усваивать господствующие социально - политические ценности.

Политическое содержание просматривается в деятельности СМИ особенно в периоды различных изменений в системе общественных отношений, в формах государственного правления.

Глава I. Определение и функции СМИ.

1. Функции СМИ. Информирование граждан.

Функции СМИ разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций. Пожалуй, важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Конечно, далеко не все распространяемые СМИ сведения (например, прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения) носят политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отраже­ния в их повседневном опыте, например о других странах, о политических лидерах и т.п.

Информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Конечно, СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение политических знаний. Это задача специальных образовательных учреждений школ, университетов и т.п. И все же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере вли­яют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией со­циализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобрете­ние знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает интер-нализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

В демократическом обществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства.

Информационная, образовательная и социализационная деятельность позволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля. Эту функ­цию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта. Так, если критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях, то объектом внимания масс-медиа являются и президент, и правительство, и королевские особы, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.

Их контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

В демократическом обществе в осуществлении контрольной функции СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. Они проводят собственные журналистские расследова­ния, после публикации результатов, которых порою создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения. Кон­трольная функция СМИ особенно необходима при слабой оппозиции и несовершенстве специальных государственных институтов контроля.

СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных об­щественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мне­ние, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

Артикуляция политических интересов осуществляется в обществе не только СМИ, но и другими институтами, и, прежде всего партиями и группами интересов, обладающими не только информационными, но и другими ресурсами политического влияния. Однако без использования СМИ, и они обычно не в состоянии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия.

В современном мире доступ к СМИ необходимое условие формирования влиятельной оппозиции. Не имея такого доступа, оппозиционные силы обречены на изоляцию и неспособны, получить массовую поддержку, особенно при политике их компро­метации со стороны государственных радио и телевидения. СМИ это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая политическая организация.

Все рассмотренные выше функции СМИ прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

Круг политических функций СМИ не исчерпывается вышеназванными. Некоторые ученые, подходя к этому вопросу с других позиций, выделяют такие их функции, как инновационная, проявляющаяся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и обще­ственности; оперативная обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; формирование общественности и общественного мнения.

2. Развитие средств политических коммуникаций.

Потребности политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности агентов политики, способов принятия политических решений, размеров государства и некоторых других факторов. В традиционных государствах прошлого потребности в средствах коммуникации были ограничены. Роль таких средств выполняли главным образом гонцы, курьеры и посланники, передававшие в устной или письменной форме политическую информацию королевские указы и распоряжения, письма наместников и т.п.

Многие небольшие по территории государства и города в качестве своего рода закодированного СМИ использовали колокола, оповещавшие граждан города и окрестностей об опасности, сборе народного собрания или других важнейших политических и религиозных событиях. Политические и гражданские потребности в коммуникации обслуживала почтовая связь, использовавшая для передачи информации лошадей, а затем и другой транспорт.

Изобретение и распространение в XIX-XX вв. телеграфной и телефонной связи, радио и телевидения не только удовлетворило обострившиеся коммуникационные потребности государств, но и произвело настоящую революцию в политике. СМИ сделали практически возможным осуществление многих демократических и тоталитарных идей, казавшихся ранее утопичными, значитель­но изменили способы легитимации и осуществления власти, структуру ее ресурсов.

« Высшее качество и наибольшую эффективность современной власти придают зна­ния, позволяющие «достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников». О. Тоффле.

В наше время власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом. Непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политически важной информации являются СМИ.

3. Роль коммуникаций в политике.

Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами. Это обусловлено самой природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество. Коллективный характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива (государства, нации, группы, партии и т.п.) и координацию деятельности людей и организаций. Все это обычно невозможно при непосредственном, контактном взаимодействии граждан и требует использования специальных средств передачи информации, обеспечивающих единство воли, целостность и еди­ную направленность действий множества людей. Эти средства называют СМИ, СМК или масс-медиа.

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг по­требителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.

К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).

СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят, прежде всего, от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и, прежде всего радио и телевидение.

4. Место и роль СМИ в политике

Уже первые шаги телевидения на политической арене в 50-х начале 60-х годов вызвали среди специалистов эйфорию по поводу всемогущего нового средства массовой информации. Сенсационная победа на президентских выборах 1960 г. в США малоизвестного тогда сенатора Дж.Кеннеди над вице-президентом страны Р.Никсоном была тут же зачислена в актив телевидения, транслировавшего серию дебатов между кандидатами. Учитывая этот и подобные ему факты, западные исследователи пришли к выводу, что активизация деятельности СМИ способствовала эрозии организационной структуры политических партий, размыванию их социальной базы, ослаблению партийной приверженности все большего числа избирателей в индустриально развитых странах. Это нашло отражение в формировании и широком распространении тезиса о том, что СМИ заменяют политические партии, становясь основным механизмом регулирования и реализации политического и особенно избирательного процесса. Утверждается, что журналисты, репортеры, специалисты по рекламе и другие представители СМИ пришли на смену традиционным политикам в качестве привратников политического процесса. Не лишены основания наблюдения и тех специалистов, которые изображают журналистов как новых творцов политических идей и мифов, взявших на себя функцию, которую раньше выполняли интеллектуалы. Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» наряду с законодательной, исполнительной и судебной.

Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают, что тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну. По свидетельству одного журналиста, президент Франции Ш.де Голль спрашивал Дж.Кеннеди о том, как он умудряется править Америкой, не имея контроля над телевидением.

Все СМИ объединяет способность к прямой связи с общественностью, как бы минуя традиционные институты связи, такие как церковь, школа, семья, политические партии и организации и т.д. Как раз эта способность и используется рекламным агентом, пытающимся убедить публику купить тот или иной товар; политическим деятелем и политической партией для мобилизации массовой поддержки своей программы и т.п. В течение длительного периода для широкой публики главным источником информации служила пресса газеты и журналы. Первоначально многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий либо в той или иной форме были вовлечены в политический процесс.

Началом «эры телевидения» в политике считается 1952 г., когда оно было впервые использовано для широкого освещения президентской избирательной кампании в США. В 1980 г., по существующим данным, теледебаты дали возможность Р.Рейгану не только ликвидировать 4% -ный разрыв с Дж.Картером, но и на 5% опередить его.

Роль СМИ в политике нельзя оценивать однозначно. Они представляют собой сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, предназначенных реализовывать многообразные задачи информирования населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях.

Еще Г.Ласуэлл выделил следующие четыре основные функции СМИ: наблюдение за миром (сбор и распространение информации); редактирование (отбор и комментирование информации); формирование общественного мнения; распространение культуры. Другими словами, СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации. Ко всему этому нужно добавить еще одну важнейшую их функцию по политизации общества и политическому просвещению широких слоев населения. Пресса, радио, телевидение претендуют на выполнение функций «сторожевой собаки общественных интересов», на то, чтобы быть «глазами и ушами общества», предупреждая, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности, коррупции в коридорах власти и др. Для оправдания такого имиджа или такой претензии СМИ должны выглядеть независимыми как с экономической, так и политической точки зрения. В большинстве индустриально развитых стран СМИ представляют собой частнопредпринимательский институт, отрасль экономики, в которой заняты десятки, а то и сотни тысяч человек. Их экономическая деятельность основывается на сборе, производстве, хранении и «продаже» информации.

В этом качестве функционирование СМИ подчиняется законам рыночной экономики. Они пронизаны противоречиями общества и воспроизводят их в своих публикациях и программах. Они затрагивают интересы различных слоев и групп. По мере увеличения экономической мощи и социокультурного влияния СМИ приобретают относительную свободу от контроля со стороны государства и крупнейших корпораций - рекламодателей. Естественно, реклама, будучи одним из важнейших источников финансирования и прибылей СМИ, служила и продолжает служить существенным препятствием для их моральной и политической независимости. Однако дело нельзя представлять таким образом, что рекламодатели прямо диктуют главному редактору той или иной газеты или журнала свою волю. Тем более крупнейшие конгломераты СМИ на Западе сами превратились в самостоятельную, исключительно прибыльную отрасль бизнеса со своими особыми интересами, которые не всегда совпадают и даже зачастую вступают в конфликт с интересами тех или иных влиятельных сил в обществе или политического руководства страны. Коммерческое начало, которое лежит в основе большинства органов и организаций СМИ, в принципе индифферентно к содержанию, оно предполагает рыночное использование информации для продажи как можно более широкой публике. СМИ в своих публикациях, репортажах и комментариях могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности. В качестве примеров можно назвать публикацию газетой «Нью-Йорк Таймс» в части так называемых «документов Пентагона», разоблачение газетой «Вашингтон пост» Уотергейтского скандала, трансляцию ведущими телекорпорациями разоблачительных слушаний этого дела в конгрессе, мобилизацию общественного мнения ведущими органами СМИ западных стран против грязной войны США во Вьетнаме и многое другое. Можно" упомянуть и то, что отдельные органы СМИ США сыграли свою роль в уходе с политической арены президентов Л.Джонсона и Р.Никсона.

Не являются исключением и российские СМИ, зачастую падкие до сенсации, стремящиеся «взорвать бомбы», раскрывая одновременно коррупцию, должностные злоупотребления, обман избирателей и падение политической морали в коридорах власти. Многие из них задают тон в публичных дискуссиях и спорах, доводят наиболее актуальные проблемы и темы, скандалы и аферы до общественности.

Необходимо отметить и то, что, апеллируя к таким чувственным, иррациональным, эмоционально-волевым компонентам общественного сознания, как чувство любви к родине, националистические и патриотические настроения, СМИ способны мобилизовать значительные слои населения в поддержку тех или иных акций правящих кругов либо отдельных заинтересованных групп. Как правило, в подобных случаях изменения в массовом сознании носят кратковременный характер и по завершении пропагандистской кампании по данному конкретному поводу все, как говорится, возвращается на круги своя. Примером умелого и широкомасштабного использования иррациональных импульсов является нагнетание в США в начале 80-х годов средствами массовой информации «патриотизма» и откровенно националистических настроений в отношении Советского Союза.

В течение длительного времени в России главным источником информации для широкой публики служила пресса-газеты и журналы. Предоставляя информацию о различных сторонах общественной жизни, пресса приучила рядовых граждан рассматривать себя частью более широкого мира и реагировать на происходящие в нем события. С появлением радио радикальным образом изменился механизм освещения информации, сделалось возможным передавать ее через государственные границы неограниченному числу слушателей. К началу второй мировой войны радио стало одним из главных политической мобилизации общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его роль в послевоенный период, с созданием сети вещания во всех развитых странах. Для телевидения период от его возникновения до превращения в важный политический инструмент оказался еще короче, что объясняется главным образом бурными темпами его развития и распространения. В 70 - 80-х годах телевидение стало доминирующим СМИ. В настоящее время оно обладает огромными возможностями для воздействия на общественное мнение. В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного оперативного информирования людей о реальных событиях в мире, их просвещения и воспитания, так и для манипулирования в интересах тех или иных групп людей. Пресса, радио и телевидение являются своеобразными "глазами и ушами общества". Они предупреждают его, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности, или коррупции в коридорах власти и т.д. Они могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности. Необходимо отметить, что, апеллируя к таким чувственным компонентам общественного сознания, как чувство любви к родине, националистические и патриотические настроения и т.д., СМИ способны организовать поддержку значительными слоями населения тех или иных акций правящих кругов либо отдельных заинтересованных групп. Эта особенность функционирования СМИ отчетливее всего проявляется в избирательном процессе, во время избирательных кампаний. Будучи частью современной действительности, со всеми ее противоречиями, конфликтами и неурядицами, СМИ в той или иной форме воспроизводят их. Поэтому потоки информации нередко состоят из множества противоречивых, часто взаимоисключающих друг друга сообщений и материалов. Рассмотрим подробнее эту черту СМИ на примере последней избирательной кампании по выборам в мэры г. Екатеринбурга.

Местные газеты публиковали самые противоречивые факты об одном из кандидатов на пост мэра - директоре сети супермаркетов "Кировский" Игоре Ковпаке. В одной из них, на первой странице, украшенной карикатурой кандидата, громогласно заявлялось: "Игорь Ковпак в марте этого года обзавелся так называемой "Грин кард" (зеленой карточкой США)1. И далее в передовице делались уверенные выводы о стремлении И. Ковпака улизнуть на проживание в Америку, сорвав в России порядочный куш на должности мэра.

Несколькими днями позже, другая местная газета опубликовала интервью, где И. Ковпак категорически отрицал факт покупки им американской Грин карты 2.

Конечно, решение избирателей голосовать за ту или иную партию или конкретного кандидата, определяется целым комплексом факторов, среди которых социальная структура и форма политической системы; политическая культура и система ценностей, ориентацией; состояние общественного мнения и т.д., но роль информации, преподносимой в прессе, бесспорно, оказывает на избирателя большое влияние

Глава II. Основные каналы и особенности политического влияния СМИ.

1. Рациональное и эмоциональное воздействие СМИ.

Хотя масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют собственные, часто расходящиеся с потребностями общества цели деятельности и используют для их достижения различные методы. Политическое влияние СМИ осуществляют через воздействие на разум и чувства человека.

В демократических государствах явно преобладает рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью информирования и аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Эта модель соответствует сложившемуся там типу менталитета и политической культуры людей. Она предлагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В этих госу­дарствах запрещено законом использование СМИ для разжи­гания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды, однако и в них различные политические силы для пропаганды своих идей и ценностей широко применяют методы преимущественно эмоционального воздействия, что особенно ярко проявляется в периоды избирательных кампаний.

Живое слово и зрительный образ обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которое нередко может затмить рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуются тоталитарные, авторитарные и особенно этнократические режимы, обильно насыщая свою политическую пропаганду эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека. Здесь СМИ широко используют методы психологического внушения, основанные на страхе и вере, для разжигания фанатизма, недо­верия или ненависти к политическим оппонентам, лицам других национальностей и всем неугодным.

2. Правила отбора материалов и способы распространения информации.

Несмотря на важность эмоционального воздействия, все же главное влияние на политику СМИ осуществляют через информационный процесс. Основными этапами этого процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование и распространение сведений. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многом зависят их последующие действия.

Непосредственное обладание такой властью прерогатива СМИ. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но и сами добывают и оформляют их, а также выступают их комментаторами и распространите­лями. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление в доступной массовой аудитории форме и комментирование - важная задача всей системы СМИ. Информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных газетами, радио и телевидением, а также от способа и форм подачи информации.

Одно из важнейших средств политического влияния СМИ - определение тем и направлений дискуссий, концентрирующих внимание общественности и правительства. СМИ обычно сами определяют, что нужно и что не нужно выносить на суд общественности. Выбор политических тем и требований осуществляется не только в зависимости от пристрастий и интересов владельцев и руководителей СМИ, но и под влиянием специфических правил, складывающихся в условиях плюрализма информации в современном рыночном обществе. В нем главный критерий успеха СМИ и условие выживания большинства из них - внимание публики. Для того чтобы привлечь это внимание, масс-медиа, подчас даже не осознавая этого, при выборе тем публикаций и передач обычно руководствуются следующими общими принципами:

1. Приоритетность, важность (действительная и мнимая) и привлекательность темы для граждан. В соответствии с этим принципом наиболее часто сообщения СМИ касаются таких, например, проблем, как угроза миру и безопасности граждан, терроризм, экологические и иные катастрофы и т.п.

2. Неординарность фактов. Это означает, что информация об экстремальных событиях - голоде, войнах, необычайно жестоких преступлениях и т.д. - доминирует над освещением явлений будничной, повседневной жизни. Этим объясняется, в частности, склонность СМИ к информации негативного характера и сенсациям.

3. Новизна фактов. Привлечь внимание населения в большей степени способны сообщения, еще не получившие широкой известности. Это могут быть новейшие данные о результатах разви­тия экономики или численности безработных, о полете к другим планетам, о новых политических партиях и их лидерах и т.д.

4. Политический успех. Согласно этому принципу, в передачи и статьи попадают сообщения об успехах политических лидеров, партий или целых государств. Особое внимание уделяется побе­дителям на выборах или в рейтинговых опросах. Культ звезд в политике, искусстве, спорте - типичное явление для СМИ в рыночном обществе.

5. Высокий общественный статус. Чем выше статус источни­ка информации, тем значительнее считается интервью или теле­передача, поскольку предполагается, что их популярность при прочих равных условиях прямо пропорциональна общественно­му положению людей, сообщающих сведения. В силу действия этого правила наиболее легкий доступ к СМИ имеют лица, занимающие высшие места в политической, военной, церковной или других иерархиях: президенты, военачальники, министры и т.д. Им посвящаются первые страницы газет и главные радио- и телепередачи.

Следование СМИ правилам, ориентированным лишь на ко­личество аудитории и победу в конкурентной борьбе, обусловли­вает их склонность к поверхностному освещению политических событий в погоне за сенсациями и известностью. Взятые ими на вооружение принципы отбора материалов плохо совместимы с глубокими аналитическими сообщениями и часто препятствуют созданию информационной картины мира, более или менее аде­кватной реальности.

Создание такой картины мира во многом зависит также от способов распространения информации. СМИ пользуются двумя основными спосо­бами распространения информации - последовательным и фраг­ментарным. Первый способ чаще использует пресса, последова­тельно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту или иную политическую проблему. Второй способ - фрагмен­тарная подача информации - особенно распространен на теле­видении. Он порождает для слушателей ряд трудностей в позна­нии сути того или иного события или процесса.

Дробление информации, создавая видимость ее разносто­ронности и оперативности подачи, препятствует непрофесси­оналам (подавляющему большинству граждан) сформировать целостную картину политических явлений или событий. Оно дает коммуникаторам дополнительные возможности манипу­лировать аудиторией, акцентируя ее внимание на одних сто­ронах события и умалчивая или затемняя другие. Фрагментар­ность подачи информации, в конечном счете, дезориентирует слушателей и либо гасит их интерес к политике и вызывает политическую апатию, либо вынуждает полагаться на оценки комментаторов.

Фрагментарный способ подачи информации многие исследо­ватели считают спецификой телевизионного жанра, следствием присущего ему свойства, называемого «давлением визуальности». Суть этого свойства состоит в том, что в силу своих аудиовизу­альных возможностей телевидение ориентировано на передачу главным образом визуализируемой, т.е. имеющей зрительный образ, информации. Поскольку же научная и другая серьезная информация обычно плохо совместима с экранным изображением, то она оставляется для печатных коммуникационных средств и радио.

Такое «разделение труда» между СМИ было бы вполне допус­тимо и даже целесообразно для демократического общества, если бы сопровождалось соответствующим перераспределением вре­мени аудитории в пользу журналов, газет и книг. Однако об­щей тенденцией современного мира является растущее влия­ние телевидения как наиболее привлекательного средства по­лучения политической и иной информации и относительное ослабление воздействия на население печатной продукции и радиопередач. Так, например, в ФРГ граждане тратят в 5,3 раза больше времени на просмотр телепередач, чем на чтение газет. К тому же телевидение лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия и доверию граждан, поскольку люди обычно склонны больше верить увиденному, чем услышан­ному или прочитанному.

Присущее телевидению «давление визуальности» проявляется не только во фрагментарной подаче информации в соответствии с возможностями ее экранизации, но и в ритуализации и персонализации политических сведений. Телевидение обычно предпо­читает передавать информацию, которая может быть заснята те­лекамерой, т.е. показывать конкретных лиц, предметы и т.п. Поэ­тому на экранах доминируют легкодоступные для телеобъектива дипломатические и иные ритуалы, официальные встречи, визи­ты, пресс-конференции и т.д. Абстрактные же положения, рас­крывающие наиболее глубокие причины тех или иных полити­ческих явлений, не поддаются видеозаписи и, как правило, не попадают в передачи.

В результате такой подачи информации политика чрезмерно персонализируется, внимание зрителей концентрируется главным образом на политических лидерах, которые обычно даже не по­лучают возможности подробно изложить свои взгляды и цели политики.

Фрагментация, ритуализация и персонализация информации уводят телевидение на путь показа внешней, поверхностной сто­роны политических явлений. Сущностные же взаимосвязи в этом случае не раскрываются. Без должного внимания остается и сам процесс политического волеобразования и принятия решений, составляющий стержень политики.

СМИ обладают большими возможностями активного влия­ния не только на восприятие гражданами отдельных политичес­ких явлений и событий, но и на их отношения к политике в целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе.

3. Противоположность оценок роли СМИ в современном обществе.

Огромные возможности активного воздействия СМК на политическое сознание и поведение граждан свиде­тельствуют о важнейшей роли «чет­вертой власти» в современном обществе. Некоторые исследова­тели массовых коммуникаций говорят даже о грядущей эпохе «медиократии» - власти СМИ, которые не столько отражают и ин­терпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению.

Оценки растущего влияния СМИ на политику и общество прямо противоположны. Некоторые авторы, видят в нем ростки новой, более высокой и гуман­ной цивилизации, информационного общества, усматри­вают реальное движение к «гетерогенному, личностному, антибюрократическому, ищущему, мыслящему, творческому государству», способному разрешить наиболее острые сегод­няшние конфликты.

Другие же мыслители, констатируя опустошающее и разру­шающее воздействие на личность, и культуру масс-медиа, и осо­бенно телевидения, оценивают возрастающую роль информаци­онной власти весьма пессимистично. Так, знаменитый итальян­ский кинорежиссер Федерико Феллини считал, что «с помощью гипнотической внушающей силы зрелища, которое и днем и но­чью без всякого перерыва приходит к людям в дом, телевидение разрушило не только кино, но также отношение индивида к дей­ствительности. Вся жизнь - природа, наши друзья, литература, женщины - все постепенно угасает под воздействием этого ма­ленького экрана, который становится все большим и проникает повсюду. Он поглотил все: реальность, нас самих и наше отно­шение к действительности».

Опыт истории показывает, что СМИ способны служить раз­личным политическим целям: как просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать компе­тентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать, разжигать массо­вую ненависть, сеять недоверие и страх.

Глава III. Политическое манипулирование и пути его ограничения.

1. Политическое манипулирование посредством СМИ.

Наибольшую опасность для граждан и демократического государственно­го устройства представляет использование СМИ для политичес­кого манипулирования - скрытого управления политическим со­знанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипули­рование основано на лжи и обмане. Причем это - не «ложь во спасение», а корыстные действия. Без должной борьбы с манипу­лированием оно может стать главной функцией СМИ и свести на нет официально провозглашаемые государством демократичес­кие принципы.

Требуя большей гибкости в политике, манипулирование как способ социального управления имеет для его субъектов ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими ме­тодами господства. Оно осуществляется незаметно для управ­ляемых, не влечет за собой прямых жертв и крови и не требует больших материальных затрат, которые необходимы для под­купа или успокоения многочисленных политических против­ников.

В современном мире теория и прак­тика политического манипулирования получили достаточно глубокую научную разработку и практическое применение. Общая технология глобаль­ного, общегосударственного манипулирования обычно основыва­ется на систематическом внедрении в массовое сознание социаль­но-политических мифов - иллюзорных идей, утверждающих оп­ределенные ценности и нормы и воспринимаемых преимущест­венно на веру, без рационального, критического осмысления.

Мифы составляют фундамент всей иллюзорной картины мира, создаваемой манипуляторами. Так, несущими конструкциями коммунистической системы манипулирования выступали мифы о частной собственности как о главном источнике социального зла, о неизбежности краха капитализма и торжества коммунизма, о руководящей роли рабочего класса и его коммунистической партии, о единственно верном социальном учении - марксизме-ленинизме.

2. Методы и пределы манипулирования.

Для укоренения социальных мифов технология манипулирования предпо­лагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. К ним относятся не только пря­мая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, но и более тонкие, рафиниро­ванные способы: полуправда (когда, чтобы обеспечить доверие аудитории, объективно и подробно освещаются конкретные, мало­значительные детали и умалчиваются более важные факты или же дается общая ложная интерпретация событий), наклеивание ярлыков (когда для отторжения слушателями и компрометации лиц или идей им без доказательств дается неблаговидное опреде­ление, например «империалист», «фашист», «красно-коричневый», «шовинизм» и т.п.) и др.

Существует множество приемов лингвистического, языково­го манипулирования, предполагающих использование для обо­значения одних и тех же явлений эвфемизмов, а также слов, имею­щих иной оценочный оттенок. Так, например, человека, ведуще­го вооруженную борьбу за создание самостоятельного националь­ного государства, различные СМИ в зависимости от политичес­ких пристрастий, называют борцом за свободу, сепаратистом, тер­рористом, партизаном, боевиком.

Для каждого информационного жанра, наряду с общими при­емами манипулирования, существуют и специальные. Телевиде­ние, например, для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным политикам использует не­привлекательные ракурсы их показа или соответствующим обра­зом монтирует заснятые кадры. Для скрытого внушения массам определенных политических идей оно нередко организует шум­ные развлекательные шоу и т.д.

Современные манипуляторы умело используют закономернос­ти массовой психологии. Так, один из широко распространенных и внешне безобидных манипуляционных приемов, называемый «спираль умолчания», состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие фак­ты убедить граждан в поддержке большинством общества угод­ной манипуляторам политической позиции, в ее победе. Это за­ставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из опасения оказаться в социально-психологической изоляции или каких-то санкций умалчивать о своем мнении или изменять его. На фоне умолчания о позиции оппонентов голос настоящего или мнимого большинства становится еще громче, и это еще сильнее вынуж­дает несогласных или колеблющихся к принятию «общепринято­го» мнения или к глубокому утаиванию своих убеждений. В ре­зультате «спираль умолчания» закручивается еще круче, обеспе­чивая победу манипуляторам.

Манипулирование широко используется не только в тотали­тарных и авторитарных государствах, где часто является домини­рующим методом деятельности СМИ, но и в современных запад­ных демократиях, особенно в партийной пропаганде и во время избирательных кампаний. Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания в странах Запада и мно­гих других государствах не обходится без использования приемов манипулирования и рекламы, которые, тесно переплетаясь меж­ду собой, создают у зрителей весьма далекие от реальности пред­ставления об определенном политике.

Как показывают эмпирические исследования, «средний» изби­ратель обычно судит о кандидате в президенты или парламент по тому имиджу (образу), который создает ему телевидение и другие масс-медиа. В странах Запада, а в последние годы и в России, успешно развивается целое направление рекламного бизнеса - имидж-мейкинг, т.е. создание привлекательных для избирателей образов политических деятелей. Нанимаемые за большие деньги профессионалы имиджмейкеры и организаторы избирательных кампаний диктуют претендентам не только форму одежды и ма­неры поведения, но и содержание выступлений, которые изоби­луют множеством заманчивых обещаний, обычно забываемых сразу после победы на выборах.

За искусно изготовленной СМИ блестящей рекламной упа­ковкой избирателю трудно бывает различить истинные дело­вые и нравственные качества кандидатов, определить их по­литические позиции. Такого рода рекламно-манипулятивная де­ятельность превращает выбор граждан из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания.

Возможности манипулятивного ис­пользования СМИ велики, но не безграничны. Пределы манипулирования общественным мне­нием определяются, прежде всего, уже сложившимся массовым сознанием, стереотипами и взглядами людей. Для того чтобы быть эффективным, манипулирование должно опираться на менталитет и бытующие представления населения. Хотя под воздействием пропаганды эти представления постепенно мо­гут измениться.

Существенными препятствиями для манипулирования явля­ется собственный опыт людей, а также не контролируемые влас­тью системы коммуникаций: семья, родственники, знакомые и друзья, интеракционные группы, складывающиеся в процессе производственной и иной деятельности и т.д. Однако политичес­кое манипулирование, особенно при монополии его инициато­ров на СМИ, экономическую и политическую власть, способно обходить эти барьеры, поскольку верификационные возможнос­ти индивидуального и группового опыта применительно к поли­тике ограничены и допускают различные интерпретации.

Так, например, провал экономической политики правитель­ства можно объяснять по-разному: его некомпетентностью или коррумпированностью, тяжелым наследием прошлого режима, неизбежностью трудностей в период реформирования, происка­ми оппозиции или враждебных государств и т.п. Наиболее слабы у населения защитные механизмы против манипулирования в области новой проблематики, по отношению к которой у него еще не сложилось мнение.

3. Плюрализм СМИ.

Негативные последствия деятельнос­ти СМИ могут быть надежно и эф­фективно ограничены их обществен­ной организацией. Важнейшим принципом демократической организации масс-медиа являются плюрализм властей в обще­стве и плюрализм самих СМИ. Плюрализм властей означает разделение в обществе экономической социальной, собствен­но политической (принудительной) и духовно-информацион­ной властей. Подпадание главных СМИ под контроль экономи­чески и (или) политически господствующих групп означает ко­нец демократии или, по меньшей мере, ее существенную дефор­мацию.

Независимость масс-медиа могут обеспечить соответствующие формы их общественной организации. Существуют три главных формы современной организации СМИ: частная (коммерческая), государственная и общественно-правовая. При коммерческой организации, господствующей, например, в США, СМИ нахо­дятся в частном владении и финансируются исключительно за счет доходов от рекламы и частных пожертвований. Для них ха­рактерна жесткая конкуренция за рекламные доходы и аудито­рию. Важнейший недостаток коммерческой организации масс-медиа - их прямая зависимость от рекламодателей и владельцев, а также частое забвение общественных интересов и этических норм в погоне за успехом.

В условиях государственной организации СМИ принадлежат государству и прямо финансируются и контролируются им. Пре­имуществом этой формы организации, преобладающей, напри­мер, во Франции, является независимость СМИ от крупного ка­питала, подконтрольность парламенту и правительству. Однако государственное финансирование СМИ может снижать их кон­курентоспособность и использоваться для их подчинения власть имущим и бюрократии. К тому же, это тяжелое бремя для госу­дарственного бюджета.

Общественно-правовая организация СМИ стремится освобо­дить их от государственной и частной зависимости. По этой мо­дели они финансируются главным образом за счет специального налога, выплачиваемого гражданами, имеют права юридического лица и самоуправления, хотя в целом контролируются общест­венными советами, состоящими из представителей важнейших общественных групп и организаций. Эта модель организации ра­дио и телевидения преобладает в ФРГ, хотя здесь существует и частное теле- и радиовещание. Пресса же полностью находится в частном владении.

Ни один их трех рассмотренных выше способов обществен­ной организации СМИ не является универсальным, лишенным недостатков. По всей вероятности, наилучшим образом гаранти­ровать независимость СМИ от узковедомственных влияний и срастания с экономической или государственной властью можно лишь на основе сочетания всех трех форм, с учетом особеннос­тей конкретной страны.

Эффективному выполнению масс-медиа своих функций в обществе спо­собствует их разнообразие и соревновательность в завоевании внимания и доверия аудитории. Плюрализм СМИ может обеспечиваться как их многообразием, наличием в обществе многих информационных агентств, газет, радио - и телестанций, так и с помощью редакционной независимости теле- и радиопрограмм. Кроме того, этому служит осуществляемое во многих странах предоставление времени вещания всем политическим силам, пропорционально количеству голосов, полученных ими на выборах.

В современном мире под воздействием жесткой конкурен­ции наметилась тревожная для демократии тенденция концент­рации СМИ. Она проявляется в резком сокращении числен­ности местных газет, в образовании мощных национальных и транснациональных корпораций, контролирующих обширные информационные пространства, в усиливающейся зависимос­ти мелких теле- и радиостанций от информационных гиган­тов. Чтобы не допустить монополизации СМИ, многие госу­дарства принимают специальные законы, ограничивающие воз­можности поглощения мелких масс-медиа крупными корпо­рациями.

4. Управление и контроль над СМИ.

СМИ управляются и контролируют­ся определенными лицами или же специальными органами. В коммерческих СМИ функции такого контроля выполняют, прежде всего, их собственники, в государст­венных - государственные службы, в общественно-правовых - общественность, политические организации и объединения. При этом во всех случаях предполагается, что СМИ действуют в рам­ках закона.

В большинстве стран мира существуют специальные органы общего контроля над СМИ, следящие за соблюдением ими этичес­ких и правовых норм.

Демократический контроль со стороны общества за масс-медиа, конечно, не имеет ничего общего с предварительной цензурой, существующей в тоталитарных и авторитарных го­сударствах, и не является нарушением свободы слова и выра­жения мнений. Информационная, политическая и любая дру­гая свобода одних людей требует ограничений в тех случаях, когда она нарушает свободу и права других граждан и целых государств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На сегодняшний день СМИ играют важную роль в политической жизни общества. Обладая всеми техническими и идеологическими возможностями, СМИ служат различным политическим целям: просвещение людей, развитие в них чувства собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствуют и помогают компетентному участию в политике. Обогащая личность, так и духовно порабощая, дезинформируют и запугивают, разжигают массовую ненависть, сеют недоверие и страх. И от того, какую позицию займут СМИ, во многом будет зависеть будущее общества. СМИ, объединив свой богатейший ресурсный потенциал и создав единое информационное пространство, могут реально способствовать выработке единого политического курса, направленного на консолидацию общества и формирование общенациональной идеи, а, может быть, даже и целой идеологии. А могут, наоборот, посредством "информационных войн", многочисленных "выбросов компромата", "сливов" и утечек информации, "заказных публикаций", и т.п. способствовать росту социальной напряженности, неверию людей в институты гражданского общества, отчуждению общества от государства, укоренению в массовом сознании стереотипа недоверия к структурам власти, в том числе и к самим СМИ. Не хотелось бы, чтобы власть над СМИ в результате столкновения различных интересов оказалась в руках узкой группы лиц, ставящей свои амбициозные личные устремления выше интересов общества.

В России СМИ являются неотъем­лемой составной частью механизма функционирования демокра­тии, а также ее ценностей демократических идеалов. Нормативная модель современной демократии строится на фундаменте представлений о человеке, как о рационально мыс­лящей и ответственно действующей личности, сознательно и ком­петентно участвующей в принятии политических решений. В де­мократическом государстве, основанном на принятии важней­ших решений большинством голосов, обладать такими качества­ми должны не один человек или привилегированное меньшин­ство - элита, а массы, устойчивое большинство населения. Добиться же компетентных политических суждений большин­ства граждан невозможно без СМИ: радио, телевидения, глобальной телекоммуникационной сети информационных и вычислительных ресурсов (Интернет), газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противо­речивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики. Свободное учреждение и деятельность СМИ является реальным проявлением свободы слова, без которой все остальные политические права личности практически не реализуемы.

Свобода СМИ не долж­на быть оторвана от общества и граждан, интересы и мнения которых они призваны выражать. В про­тивном случае они превращаются в орудие политического влия­ния их владельцев и руководителей, а все остальные граждане лишаются реальных возможностей публичного самовыражения, свободы слова. В силу высокой стоимости СМИ и отсутствия у подавляющего большинства граждан возможности их создания на учредителях масс-медиа, а также их редакторах и журналистах лежит особая ответственность за общественные последствия своей деятельности.

Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события, - одна из важ­нейших гарантий стабильности Российского государства, эффективности управления обществом.

Невыпол­нение СМИ своих функций в политической системе способно коренным образом исказить цели и ценности, нарушить эффективность и подорвать жизнеспособность, превратив демо­кратию в иллюзию, форму скрытого, манипулятивного господ­ства правящих слоев и классов.

Наглядный пример деятельности СМИ можно рассмотреть на проведение мероприятий по выборам Президента Российской Федерации, который избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Выборы являются важнейшей формой политической борьбы, которая ведется за голоса избирателей. На решение этой проблемы направлен политический маркетинг. Это совокупность методов и средств, с помощью которых грамотно, целенаправленно и корректно по форме выявляются и демонстрируются различным социальным и национальным группам избирателей реальные качества и преимущества кандидата.

В современных условиях на облик СМИ оказывают влияние различные факторы. Важно, кто является их учредителем (государство, политические партии, массовые движения, отдельные лица); каково их социальное назначение и на какую аудиторию они рассчитаны.

В России СМИ отражают альтернативные позиции по проблемам общественно-политического развития. Свобода слова и выражения мнений являются одними из основных прав, закрепленных в законодательстве и гарантированных государством. Государственные структуры и политики вынуждены соглашаться с тем, что СМИ необходима определенная свобода и независимость, иначе они могут потерять доверие населения. Но существуют и частичные ограничения деятельности прессы, регулируемые частными сводами законов. Таким образом, СМИ являются важной частью политической системы, оказывают серьезное влияние на политическую жизнь общества.

Список литературы

1. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Политический бестселлер . М. 2006.

2. Курьянов М.А. Наумова М.Д. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие. Тамбов. 2005.

3. Политология: хрестоматия. / Сост. проф. Василик М.А., доц. Вершинин М.С. М. 2000.

4. Соловьев А.И. Пугачев В.П. Введение в политологию. Издание третье. М. 2000.

5. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Логос, 2003

6. Воробьёв К. А. Политология: Учебное пособие для вузов. М., 2005

7. Политология: учебн. для студентов вузов/ Под ред. В.Н.Лавриненко.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-591с.

8. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 1996г.

9. Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559 с.

10. Сороченко В. Как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама 2008г.

12. Введение……………………………………………………………………………………....2

13. Глава I. Определение и функции СМИ

14. 1. Функции СМИ. Информирование граждан……………………………………………...3

15. 2. Развитие средств политических коммуникаций………………………………….……..5

16. 3. Роль коммуникаций в политике……………………………………………………….....6

17. 4Место и роль СМИ в политике…………………………………………………………...7

18. Глава II. Основные каналы и особенности политического влияния СМИ .

19. 1. Рациональное и эмоциональное воздействие СМИ…………………………………...12

20. 2. Правила отбора материалов и способы распространения информации……………..12

21. 3. Противоположность оценок роли СМИ в современном обществе…………………..15

22. Глава III. Политическое манипулирование и пути его ограничения.

23. 1. Политическое манипулирование посредством СМИ………………………………....17

24. 2. Методы и пределы манипулирования………………………………………………….17

25. 3. Плюрализм СМИ. 19

26. 4. Управление и контроль над СМИ.21

27. ЗАКЛЮЧЕНИЕ .22

28. Список использованной литературы 24