Меню

Аудит по заданию. Аудит по специальным аудиторским заданиям Особенностью специального аудиторского задания является то

Цветоводство

Сущность и назначение аудиторского заключения по специаль-ным аудиторским заданиям. Наряду с обязательным аудитом в практике аудиторской деятельности возникает необходимость проведения проверок по специальным аудиторским заданиям и выдачи при этом специального заключения, содержание и поря-док составления которого отличаются от общепринятого.

Под специальным аудиторским заданием понимается выпол- нение установленных договором и (или) поручением между ау- дитором и экономическим субъектом (или иным правоспособ­ным юридическим лицом) действий по проверке отдельных ста- тей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имуще­ства, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и другим вопросам, не- посредственно связанным с финансово-хозяйственной деятель­ностью экономического субъекта. Порядок проведения аудита в этом случае определен российским правилом (стандартом) «За­ключение аудиторской организации по специальным аудитор­ским заданиям».

Рассмотрим вопросы составления аудиторского заключения по специальным заданиям применительно к российской прак- тике аудита. Заказчиками специального аудиторского задания

могут выступать:

а) государственные и правоохранительные органы в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Фе- дерации;

Глава 14. Аудиторское заключение - результат аудиторской проверки 261

б) органы, выдавшие лицензии;

в) иные правоспособные юридические лица на основании договорных обязательств.

Под органами, указанными в п. «а», понимаются органы доз­нания и следователь, прокурор, суд, арбитражный суд, таможен­ные органы, контрольные и ревизионные подразделения Мин­фина России и т.д.

Под органами, указанными в п. «б», понимаются органы, вы­давшие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в Российской Федерации. Под иными правоспособными юридиче­скими и физическими лицами (п. «в») понимаются лица, не под­падающие под действие пп. «а» и «б», а именно: счетные и кон­трольные палаты, собственники и инвесторы экономических субъ­ектов, вышестоящие органы экономического субъекта, руково­дство экономического субъекта по тематическим заданиям, страхо­вые организации, независимые оценщики, общественные органи­зации, в том числе общественные аудиторские объединения, пред­приниматели без образования юридического лица и т.д.

Орган дознания и следователь при наличии санкции прокуро­ра, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дать аудиторской организации поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта по специальным аудиторским заданиям при наличии в производстве указанных органов возбу­жденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гра­жданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Содержание такого поручения должно соответствовать обстоя­тельствам, послужившим основанием для возбуждения (возоб­новления производством) уголовного дела, принятия к производ­ству (возобновления производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения ауди­торской проверки по такому поручению определяется по догово­ренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.

Если после заключения договора или дачи поручения на про­ведение аудиторской проверки возникли или стали известны об­стоятельства, не позволяющие в соответствии с действующими нормативными документами осуществлять аудиторскую деятель­ность, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается.

При проведении аудиторской проверки и составлении за­ключения по специальным аудиторским заданиям аудиторские организации независимы от проверяемого экономического субъ-екта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государ-

262 Раздел II. Стандарты аудита и организация аудиторской деятельности

ственных органов, поручивших им проведение проверки. Дан­ные, полученные в ходе проверки по специальным аудиторским заданиям, проводимой по поручению органа дознания, прокуро­ра, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (ар­битражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.

Права, обязанности и ответственность аудиторской органи­зации и заказчика специального аудиторского задания регули­руются действующим законодательством, а также заключенным договором.

Содержание, характер и объем работы, выполняемой ауди­тором по специальному аудиторскому заданию, зависят от об­стоятельств, связанных с возникновением необходимости дан­ной работы. Перед выполнением специального аудиторского задания аудитор должен удостовериться в том, что у него с ли­цом, поручившим (заказавшим) специальное аудиторское зада­ние, достигнуто взаимопонимание относительно цели и харак­тера работы, а также содержания заключения, которое будет представлено аудитором.

Планируя выполнение специального задания, аудитор дол­жен представлять себе, для каких целей необходимо лицу, пору­чившему (заказавшему) выполнение работы, заключение по специальным аудиторским заданиям, а также определить состав и круг лиц, которые, вероятно, будут знакомиться с ним. Чтобы исключить возможности использования заключения аудитора по специальным аудиторским заданиям для целей, для которых оно не предназначено, аудитор может указать в документе цель, для которой он подготовлен, а также установить ограничения на оз­накомление с ним иного круга лиц, нежели указанного в заклю­чении по специальным аудиторским заданиям.

Примерная структура заключения аудитора по всем специ­альным аудиторским заданиям имеет вид.

Название документа в целом - «Заключение по специ­альному аудиторскому заданию».

Адресат.

Представление аудиторской организации, выполнившей спе­циальное аудиторское задание.

Объект специального аудиторского задания.

Определение ответственности исполнительного органа эко­номического субъекта за составление бухгалтерских документов,

Глава 14. Аудиторское заключение - результат аудиторской проверки 263

включая соответствующее отражение первичных данных учета, обеспечение адекватности бухгалтерских записей.

Описание работы, выполненной аудиторской организацией.

Описание и обоснование методов, примененных аудиторской организацией в ходе выполнения специального аудиторского за­дания.

Изложение вопросов, которые аудиторская организация считает существенными.

Мнение аудиторской организации по результатам выполнения специального аудиторского задания.

Дата выдачи заключения.

Подпись руководителя аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно.

Когда специальное аудиторское задание выполняется аудитором по поручению экономического субъекта, в договоре между эконо­мическим субъектом и аудитором должен быть сформулирован во­прос, выражение мнения по которому ожидается от аудитора.

Вопросы для специального аудиторского задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответ на них не мог иметь двоякого толкования.

Рассмотрим сущность отдельных видов аудиторских заклю­чений по специальным заданиям.

Заключение по специальному аудиторскому заданию по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности. В соответствии со специальным аудиторским заданием аудитору может быть пору­чено выразить мнение относительно одной или нескольких ста­тей бухгалтерской отчетности. Например, о состоянии дебитор­ской задолженности, наличии и состоянии материально-произ­водственных запасов, основных средств, правильного начисления заработной платы отдельным физическим лицам и удержания по­доходного налога. Может также потребоваться выражение мнения аудитора относительно какого-либо показателя бухгалтерской от­четности, например оценка реальной доли прибыли, причитаю­щейся участнику общества (товарищества) в соответствии с дого­вором. Такое специальное аудиторское задание может быть вы­полнено по отдельному договору или в процессе аудиторской проверки достоверности бухгалтерской отчетности в целом. В по­следнем случае данные, полученные по результатам специального аудиторского задания, не могут служить основанием для выводов 0 достоверности бухгалтерской отчетности в целом. Например,

264 Раздел II. Стандарты аудита и организация аудиторской деятельности

удовлетворительные результаты инвентаризации товарно-мате- риальных ценностей на складе не могут служить основанием для выводов о состоянии всех материальных ценностей экономиче­ского субъекта.

Аудитор, выполняя специальное задание по проверке отдель­ных статей бухгалтерской отчетности, должен помнить о том, что каждая статья отчетности, как правило, связана с другими стать­ями отчетности. Проверяя одну из таких взаимосвязанных статей, аудитор должен использовать аналитические или иные аудитор­ские процедуры, позволяющие оценить сопоставимость данных бухгалтерского учета по этим статьям. Такими взаимосвязанными статьями бухгалтерской отчетности являются, в частности, показа­тель объема выручки от продаж и величина дебиторской задолженности, величина товарно-материальных ценностей и сумма креди­торской задолженности и др.

Аудитор, оценивая возможность выполнения специального задания, должен поставить в известность лицо, поручившее вы­полнение задания, о том, что для выполнения задания необходи­ма дополнительная бухгалтерская информация, и определить, ка­кая именно.

В отличие от аудита достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, при выполнении специальных аудиторских за­даний определение уровня существенности затруднено. Если для выполнения специального аудиторского задания не представлена бухгалтерская отчетность экономического субъекта в целом, то ве­личина оборотов по какому-либо бухгалтерскому счету представля­ется величиной относительной (одинаковые обороты по одному и тому же бухгалтерскому счету могут быть крупными с точки зрения одного экономического субъекта и малыми - с точки зрения дру­гого).

Не имея возможности с достаточной степенью точности оце­нить уровень существенности, аудитор не может определить и степень аудиторского риска. В ходе выполнения специального аудитор­ского задания статья бухгалтерской отчетности должна быть иссле­дована с большей тщательностью, чем та же статья при аудите дос­товерности бухгалтерской отчетности в целом.

Во избежание введения в заблуждение пользователей бухгал­терской отчетности аудитор должен письменно уведомить руко­водство экономического субъекта о недопустимости включения в состав бухгалтерской отчетности, содержащей в соответствии с действующим законодательством аудиторское заключение, за­ключения аудитора по специальным заданиям.

Глава 14. Аудиторское заключение - результат аудиторской проверки 265

Заключение аудитора по проверке отдельных статей бухгалтер­ской отчетности должно включать указание на нормативный акт, которым экономический субъект руководствовался при оценке учета статей отчетности. В заключении также должно быть выражено мнение аудитора о соответствии во всех существенных отношениях методов оценки и порядка ведения бухгалтерского учета указанно­му нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет.

При выполнении специального аудиторского задания аудитор должен ознакомиться с аудиторским заключением о достоверно­сти бухгалтерской отчетности экономического субъекта за тот же период. В том случае, когда аудиторское заключение не является безусловно положительным, аудитору следует указать в заключе­нии по специальному аудиторскому заданию, что рассматриваемая, статья бухгалтерской отчетности несущественна.

Заключение по специальному аудиторскому заданию по юриди­ческой и экономической экспертизе договоров, регулирующих граж­данско-правовые отношения. Аудитор может получить от эконо­мического субъекта специальное аудиторское задание по юри­дической и экономической экспертизе договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения.

Цели выполнения специального аудиторского задания могут быть различны:

Составить заключение о правильности схем бухгалтерских записей, принципов оценки, порядка налогообложения и формы ответственности по договорам, подготовленным экономическим субъектом в связи с появлением у экономического субъекта новых форм договоров;

Составить заключение о финансовых и правовых последст­виях договоров по вложению денежных средств в недвижимость, ценные бумаги и т.д., подготовленных экономическим субъектом в связи с началом нового направления деятельности;

Составить заключение о соблюдении юридическим лицом оп­ределенных договоров, например, кредитных договоров или догово­ров займа. В соответствии с такими договорами организация должна соблюдать различные обязательства, вытекающие из договора (упла­та процентов, соблюдение соответствующих финансовых отноше­ний, запреты на выплату дивидендов и использование доходов от Реализации имущества и т.д.).

Аудитор может выразить свое мнение относительно договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, только после того, как полностью рассмотрены вопросы бухгал­терского учета и аспекты налогообложения на всех этапах pea-

266 Раздел II. Стандарты аудита и организация аудиторской деятельности

лизации договора (контракта). Если в поручении на выполнение специального аудиторского задания содержатся специфические вопросы, не относящиеся к компетенции аудитора и требующие специальных познаний в области науки, техники, искусства и других областей знаний, для ответа на них аудитору следует при­влечь эксперта.

В заключении аудитора по специальному аудиторскому зада­нию должно быть отражено мнение о том, соблюдены ли эко­номическим субъектом конкретные условия договора.

Заключение по специальному аудиторскому заданию о бухгал­терской отчетности, составленной в соответствии с принципами бухгалтерской отчетности, отличными от российских правил бухгалтерского учета. Действующие принципы бухгалтерского учета представляют собой набор критериев, используемых для подготовки бухгалтерской отчетности, применяемой ко всем су­щественным элементам, и являющихся общепризнанными. Фи­нансовая отчетность может быть подготовлена для специальных целей в соответствии с принципами учета, иными, нежели рос­сийские или международные стандарты бухгалтерского учета (на­пример, национальными). К такой финансовой отчетности не относятся соглашения по бухгалтерскому учету, сформированные для каких-либо специфических целей. Другие формы финансовой отчетности могут включать: налоговые декларации; схемы учета, основанные на поступлениях в кассу и выплатах из кассы; фи­нансовую отчетность, установленную каким-либо государствен­ным регулирующим органом.

Аудитор должен понять из названия или из примечания к фи­нансовой отчетности, что эта отчетность подготовлена не в соот­ветствии с российскими стандартами бухгалтерского учета. Если в названии такой финансовой отчетности соответствующие указа­ния и ссылки отсутствуют, то аудитор должен дать их в своем за­ключении.

Заключение по специальному аудиторскому заданию по про­верке финансовой информации, подготовленной в соответствии с принципами бухгалтерского учета, отличными от российских или международных принципов, должно содержать указание на применявшиеся принципы учета или на пункт отчетности, в ко­тором содержится такая ссылка. В заключении должно быть указано, подготовлена ли финансовая отчетность во всех ее су-; щественных аспектах в соответствии с этими принципами.

Заключение по специальному аудиторскому заданию об отчете, подготовленном за ряд смежных лет. Экономический субъект может подготавливать специальные отчеты, представляющие обобщенные

Глава 14. Аудиторское заключение - результат аудиторской проверки 267

данные годовых бухгалтерских отчетов за несколько смежных лет, с целью информировать пользователей, интересующихся основ­ными данными деятельности организации и ее результатами.

Обобщенный отчет значительно менее детализирован, чем го­довые отчеты, подтверждаемые аудитором. Следовательно, в та­кой отчетности должно быть ясно обозначено, что она является сокращенной и поэтому пользователю отчетности для лучшего понимания финансового положения организации и результатов ее деятельности необходим обобщенный отчет вместе с бухгал­терскими отчетами, подтвержденными аудитором и содержащими всю требуемую в рамках данной системы учета информацию.

Название обобщенного отчета должно указывать на ту бух­ галтерскую отчетность, на основании которой он был подготов­ лен. Например, «Отчет подготовлен на основании бухгалтерской отчетности на 31 декабря_____ г., проверенной аудитором».

Обобщенный отчет не содержит всей информации, которая должна содержаться в бухгалтерской отчетности в соответствии с системой отчетности для годовых бухгалтерских отчетов, под­твержденных аудитором. Поэтому фраза об отражении в отчет­ности показателей деятельности «объективно во всех существен­ных аспектах» не должна использоваться аудитором при форми­ровании им мнения относительно сокращенной бухгалтерской отчетности.

Заключение по специальному аудиторскому заданию, получен­ному от государственных органов. При проведении проверки по специальному аудиторскому заданию, полученному от государ­ственных органов, аудиторские организации должны быть неза­висимы как от проверяемого экономического субъекта, так и от государственных органов, поручивших им проведение проверки.

В заключении аудитора по специальному аудиторскому зада­нию, полученному от государственных органов, следует избегать таких оценочных юридических терминов, как «халатность», «хи­щение», «растрата», «присвоение» и т.п. Применяя такую терми­нологию, аудитор выходит за пределы своей компетенции, так как квалифицировать действие или бездействие лиц вправе только судебно-следственные органы.

Выводы аудитора должны излагаться в той последовательно­сти, в которой вопросы поставлены органом, поручившим зада­ние. При этом каждый вывод должен содержать выявленные ау­дитором факты, а также связь этих фактов с нарушением каких-либо правовых норм. Если такая связь имеется, аудитор должен указать, какой именно нормативный акт нарушен, за какой пери­од, кто из должностных лиц экономического субъекта несет от-

268 Раздел II. Стандарты аудита и организация аудиторской деятельности

ветственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, сумму материального ущерба и другие обстоятельства, способст­вовавшие выявленному нарушению.

В приложении к заключению по специальным аудиторским за­даниям могут быть включены графики, таблицы, отражающие ход и результаты промежуточных расчетов, итоги сверки документа­ции, установленный аудитором порядок ее движения и другие во­просы. В тексте заключения на них делаются ссылки, а сами доку­менты рассматриваются как составная часть заключения.

Заключение аудиторской организации по специальному ау­диторскому заданию, проведенному по поручению государст­венных органов, приравнивается к заключению экспертизы, на­значенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Вопросы для самопроверки

1. Каков порядок подготовки аудиторского заключения при проведении обязательного аудита?

2. Дайте определение аудиторского заключения, приведите его структуру и содержание.

3. Какие виды аудиторских заключений вы знаете? Приве­дите их краткую характеристику.

4. Назовите основные различия аудиторских заключений.

5. Поясните, что представляет собой заведомо ложное ау­диторское заключение.

6. Какие особенности связаны с датой подписания аудитор­ского заключения и отражением в нем событий, произо­шедших после даты составления и представления бухгал­терской отчетности?

7. Дайте определение аудиторского заключения по специ­альным аудиторским заданиям.

8. Назовите наиболее часто встречающиеся виды аудитор­ских заключений по специальным аудиторским заданиям.

Еще по теме 14.5. Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям:

  1. Пример построения модели парной регрессии с помощью пакета Excel и оценка ее значимости.
  2. 8.5. СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  3. Договоры потребительского кредита в банковском праве Англии
  4. 8.1. Понятие и классификация стандартов аудиторской деятельности
  5. 9.1. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита
  6. 14.5. Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям

- Авторское право -

Аудит по заданию - это тематическая проверка по конкретным вопросам и объемам, интересующих клиента. Результаты аудита по специальному заданию оформляются в виде письменного отчета аудиторов с подробным описанием выявленных недостатков (нарушений), с оцифровкой рисков и рекомендациями по исправлению замечаний.
Проведение аудита даёт достоверную информацию о положении дел в организации учредителям (собственникам), руководству и финансовым службам, внешним заинтересованным пользователям.

Виды тематических проверок:

  • ревизии – внесистемные проверки компании, сотрудников, операций, взаимодействия с партнерами для целей выявления рисков и резервов;
  • due diligence - проверки предшествующие покупке / продаже бизнеса, сделкам по слиянию и поглощению, заключению долгосрочных договоров и оформления партнерства;
  • финансовые расследования (выявление недобросовестных действий);
  • аудит исполнения бюджетов, смет;
  • аудит отдельных участков учета – выявление рисков в заранее очерченной совокупности документов и операций для нивелирования рисков и выявления резервов.

Заданием может быть предусмотрено выполнение практически любых работ, характерных для всех компаний.
Часто указанные виды работ требуют серьезной стрессоустойчивости исполнителя при выполнении задания в условиях противодействия сотрудников на объекте учета, агрессивной атмосферы, и в ситуациях угрожающей потере независимости. Поэтому для данных видов работ нашей компанией отобраны наиболее подходящие аудиторы, которые объективно, независимо, квалифицированно и всесторонне выполнят работы по специальному заданию и сообщат обо всех случаях попыток некорректного взаимодействия с аудиторской группой.

Одна из основных разновидностей инициативного аудита – это аудит по специальному заданию на проверку (например, налоговый аудит). В наше время, когда экономическая обстановка на рынке недостаточно стабильна, стоимость комплексного аудита компании может быть высокой. Именно для таких ситуаций подходит тематический аудит – аудит по заданию.

Когда необходим аудит по специальному заданию?

  1. Вы не уверены в отдельных показателях отчетности?
  2. Хотите выявить риски или резервы в определенной области учета?
  3. Существуют подозрения в недобросовестности сотрудников?
  4. Контролирующая структура предъявила требование на аудит отдельного участка учета?
  5. Комплексный аудит экономически не оправдан?

Для этих и многих других ситуаций подходит аудит по заданию!

Пользователи информации в данной услуге очень разнообразны. Руководящему составу необходимо достоверное представление о состоянии дел в компании. Инвесторы хотят знать стоит ли вкладывать средства, а учредители и акционеры как эти средства были использованы. Налоговым и правоохранительным органам, в случаях, предусмотренных законодательством, также необходимо получение аудиторского заключения по отдельным операциям и документам учета.

Техническим заданием может быть предусмотрено выполнение практически любых работ, в которых заинтересован заказчик. Любые нюансы проведения проверки такие как сроки, период и время проведения, все может быть подобранно в соответствии с желанием клиента.

Как определиться с объектами проверки?

У каждой компании имеются свои особенности, что ведет к многочисленному количеству нюансов и различий в учете. Наши специалисты помогут Вам разобраться в различных разделах учета и помогут определиться в проверяемой области. Главной чертой наших сотрудников является индивидуальный подход к клиенту. Мы поможем Вам выявить проблемные зоны и минимизировать издержки в хозяйственной деятельности.

Заказать услуги по тематическому аудиту (налоговый аудит экспертиза, налоговый аудит налогов) можно по телефону, указанному в контактах.

Под специальным аудиторским заданием понимается оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке отчетности организации, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, включая проверку специальной отчетности об отдельных статьях бухгалтерской отчетности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта. Аудиторские организации могут получать специальные аудиторские задания:

а) от организаций;
б) государственных органов ;
в) заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности какого-либо экономического субъекта.

Аудиторская организация, выполняя специальное задание, должна помнить, что каждая статья отчетности, как правило, связана с другими статьями отчетности. Проверяя одну из таких взаимосвязанных статей, аудиторская организация должна использовать аналитические или иные аудиторские процедуры, позволяющие оценить сопоставимость данных бухгалтерского учета по этим статьям. Такими взаимосвязанными статьями бухгалтерской отчетности являются, в частности, показатель объема выручки от реализации и величины дебиторской задолженности, величина товарно-материальных ценностей и сумма кредиторской задолженности и др.

Аудиторская организация, оценивая возможность выполнения специального задания, должна поставить в известность лицо, поручившее выполнение задания, о том, что для выполнения задания необходима дополнительная бухгалтерская и иная информация, а также определить, какая именно.

В отличие от аудита бухгалтерской отчетности при выполнении специальных аудиторских заданий определение уровня существенности затруднено. Если для выполнения специального аудиторского задания не представлена бухгалтерская отчетность экономического субъекта в целом, то величина оборотов по какому-либо бухгалтерскому счету представляется величиной относительной (одинаковые обороты по одному и тому же бухгалтерскому счету могут быть крупными с точки зрения одного экономического субъекта и малыми с точки зрения другого). Не имея возможности с достаточной степенью точности оценить уровень существенности, аудиторская организация не может определить и степень аудиторского риска. Одна и та же статья бухгалтерской отчетности в ходе выполнения специального аудиторского задания в соответствии с заданием на его выполнение может быть исследована с большей тщательностью, чем при аудите достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

Документ не применяется

Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.1999 Протокол N 6)

3. Заключение по специальному аудиторскому заданию

по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности

3.1. В соответствии со специальным аудиторским заданием аудиторской организации может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности, например о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, наличии и состоянии материально - производственных запасов, основных средств. Также может потребоваться выражение мнения аудиторской организации относительно какого-либо показателя бухгалтерской отчетности, например оценки реальной доли прибыли, причитающейся участнику общества (товарищества) в соответствии с договором.

Такое специальное аудиторское задание может быть выполнено по отдельному договору, а также в составе с аудиторской проверкой достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

Однако в последнем случае полученные по результатам специального аудиторского задания данные не могут служить основанием для выводов о достоверности бухгалтерской отчетности в целом. Например, удовлетворительные результаты инвентаризации товарно - материальных ценностей на складе не могут служить основанием для выводов о состоянии всех материальных ценностей экономического субъекта в целом.

3.2. Аудиторская организация, выполняя специальное задание по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, должна помнить о том, что каждая статья отчетности, как правило, связана с другими статьями отчетности. Проверяя одну из таких взаимосвязанных статей, аудиторская организация должна использовать аналитические или иные аудиторские процедуры, позволяющие оценить сопоставимость данных бухгалтерского учета по этим статьям. Такими взаимосвязанными статьями бухгалтерской отчетности являются, в частности, показатель объема выручки от реализации и величины дебиторской задолженности, величина товарно - материальных ценностей и сумма кредиторской задолженности и другие статьи.

Аудиторская организация, оценивая возможность выполнения специального задания, должна поставить в известность лицо, поручившее выполнение задания, о том, что для выполнения задания необходима дополнительная бухгалтерская и иная информация, а также определить, какая именно.

3.3. В отличие от аудита бухгалтерской отчетности при выполнении специальных аудиторских заданий определение уровня существенности затруднено. Если для выполнения специального аудиторского задания не представлена бухгалтерская отчетность экономического субъекта в целом, то величина оборотов по какому-либо бухгалтерскому счету представляется величиной относительной (одинаковые обороты по одному и тому же бухгалтерскому счету могут быть крупными с точки зрения одного экономического субъекта и малыми с точки зрения другого). Не имея возможности с достаточной степенью точности оценить уровень существенности, аудиторская организация не может определить и степень аудиторского риска. Одна и та же статья бухгалтерской отчетности в ходе выполнения специального аудиторского задания в соответствии с заданием на его выполнение может быть исследована с большей тщательностью, чем при аудите достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

3.4. Во избежание введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна письменно уведомить руководство экономического субъекта о необходимости включения в состав бухгалтерской отчетности, содержащей в соответствии с действующим законодательством аудиторское заключение, заключения аудиторской организации по специальным заданиям только вместе с аудиторским заключением о бухгалтерской отчетности в целом.

3.5. Заключение аудиторской организации по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности должно включать в себя указание на регулирующие бухгалтерский учет нормативные акты, которыми экономический субъект руководствовался при оценке и учете статей отчетности. В заключении также должно быть выражено мнение аудиторской организации о соответствии во всех существенных отношениях методов оценки и порядка ведения бухгалтерского учета указанному нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет.

Специальное аудиторское задание - это сопутствующая услуга, предусмотренная стандартом аудиторской деятельности от 20.10.1999 г., одобренным Комиссией при президенте по аудиторской деятельности.

Под специальным аудиторским заданием стандарт понимает оказание услуг по проверке специальной отчетности экономического субъекта, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, включая проверку специальной отчетности об отдельных статьях бухгалтерской отчетности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным. Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных актами законодательства РФ, инициативное - во всех остальных случаях.

В соответствии с инициативным специальным аудиторским заданием аудиторской организации может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности, например о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, наличии и состоянии материально-производственных запасов, основных средств. Также может потребоваться выражение мнения аудиторской организации относительно какого-либо показателя бухгалтерской отчетности, например оценки реальной доли прибыли, причитающейся участнику общества (товарищества) в соответствии с договором.

Предметом инициативного специального аудиторского задания может быть экспертиза хозяйственных договоров. Например, аудитору может быть поручено:

Составить заключение о правильности используемых схем бухгалтерских записей, принципов оценки, порядка налогообложения и формы ответственности по договорам, подготовленным экономическим субъектом в связи с появлением у экономического субъекта новых форм договоров;

Составить заключение о финансовых и правовых последствиях договоров по вложению денежных средств в недвижимость, ценные бумаги и т. п., подготовленных экономическим субъектом в связи с началом нового направления деятельности и т.

Инициативным специальным аудиторским заданием может быть также предусмотрена проверка отчетности, подготовленной экономическим субъектом для специальных целей, например:

Налоговых деклараций;

Отчетов о финансовых результатах, основанных на поступлениях в кассу и выплатах из кассы;

Финансовой отчетности, установленной каким-либо государственным или иным регулирующим органом.

Обязательное специальное аудиторское задание может выполняться по поручению государственных органов. В этом случае заключение аудиторской организации по такому специальному аудиторскому заданию приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. В заключении аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов, следует избегать таких оценочных юридических терминов, как «халатность», «хищение», «растрата», «присвоение» и подобных. Применяя такую терминологию, аудиторская организация выходит за пределы своей компетенции, так как квалифицировать действие или бездействие лиц вправе только судебные и следственные органы. Выводы аудиторской организации должны излагаться в той последовательности, в которой вопросы поставлены органом, поручившим задание. При этом каждый вывод должен содержать выявленные аудиторской организацией факты, а также связь этих фактов с нарушением каких-либо правовых норм. В том случае, если такая связь имеется, аудиторская организация должна указать, какой именно нормативный акт нарушен, за какой период, описать обстоятельства, способствовавшие выявленному нарушению. В случае, когда это представляется возможным, аудиторской организации следует указать, кто из должностных лиц экономического субъекта несет ответственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, и оценить сумму материального ущерба. Содержание заключения по специальным аудиторским заданиям должно обеспечивать государственным органам, поручившим выполнение задания, возможность однозначно определить обоснованность выводов аудиторской организации и доказательственную ценность заключения.

Примерная форма заключения аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию представлена в приложении 25.