Меню

Речевой материал для автоматизации ц. Тексты для автоматизации звуков С, З, Ц.doc - Тексты для автоматизации звуков С, З, Ц

Декоративные 

Насос

Цель: Автоматизация звука с.

Описание игры: Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: «с-с-с... » Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса.

Если у ребенка звук с не получается, значит, он неточно выполняет движения. Насос ремонтируется.

Цель: Автоматизация звука С в словах и предложениях.

Описание игры: Дети стоят по кругу. Играют в мяч.

Мячик мой, лети высоко (бросок вверх),

По полу беги скорей (катит мяч по полу),

Скок об пол, смелей, смелей (бросок 4 раза об пол).

Лиса

Описание игры: Ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Остальные дети — куры. Куры гуля-ют по полю, клюют зерна и червяков. Куры приговаривают:

Лиса близко притаилась —

Лиса кустиком прикрылась.

Лиса носом повела —

Разбегайтесь кто куда.

При слове «разбегайтесь» лиса выбегает и салит жгутом. Тот, кого осалит, становится лисой.

Сова

Цель: Автоматизация звуков с, с’ в тексте.

Описание игры: Прежде чем проводить игру, детям показывают картинку с изображением совы, рассказывают об этой птице.

Игра проводится следующим образом. Выбирается один из детей, он — сова. Остальные дети — птички. Сова сидит на дереве (стуле). Дети бегают вокруг нее, затем осторожно к ней приближаются и говорят:

Сова, сова, сова, совиные глаза,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как слетит...

На слове «слетит» сова слетает с де-рева и начинает ловить птичек, которые от нее убегают. Пойманная птичка становится совой. Игра повторяется.

Ванька, встань-ка

Цель: Автоматизация звуков с, с’ в тексте.

Описание игры: Дети делают движения: встают на носки и возвращаются в исходное положение. Затем приседают, опять встают на носки, приседают. Движения сопровождаются словами:

Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка,

Приседай-ка, приседай-ка.

Будь послушен, ишь какой,

Нам не справиться с тобой.

Пильщики

Цель: Автоматизация звука З.

Описание игры: Дети становятся друг перед другом, соединяют крест накрест руки и воспроизводят под счет педагога движения пилы по бревну, произнося длительно звук з. Того, кто неправильно произносит звук, выводят из игры и просят произнести правильно звук з. Педагог напоминает ребенку, как нужно держать язычок при произнесении этого звука.

Вьюга

Цель: Автоматизация звука з.

Описание игры: Дети изображают вьюгу. По сигналу педагога они начинают тихо произносить звук з, затем постепенно усиливают его, а потом постепенно ослабляют. На начальных стадиях можно проводить

эту игру перед зеркалом (продолжительность произнесения звука для каждого ребенка должна быть ограничена 5—10 секундами).

Цветы и пчелки

Цель: Автоматизация звука з.

Описание игры: Перед началом игры условливаются, кто будет пчелками, а кто — цветами (например, мальчики — цветы, а девочки — пчелки). Затем все разбегаются по комнате или площадке. Как только раздается сигнал педагога (удар в бубен или хлопок в ладоши), дети, изображающие цветы, встают на колено. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подражают жужжанию пчел: в-з-з-з-з. При новом ударе бубна дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука з.

Зина и изюм

Оборудование: Резиновая кукла.

Описание игры: Педагог вносит на-рядную резиновую куклу и говорит: «Ребята, это кукла Зина. Ее купили в магазине. Она резиновая. Ножки у Зины резиновые, ручки у Зины резиновые. Щечки резиновые, носик резиновый». А затем спрашивает у ребят: «Как зовут куклу? Где ее купили? Из чего у нее сделаны руки, ноги, щеки, нос?» Дети отвечают. Педагог продолжает: «Зина любит изюм. Лена, иди угости Зину изюмом». Выходит Лена и говорит: «Возьми, Зина, изюм». Так дети по очереди, угощая Зину изюмом, проговаривают эту фразу.

Назови картинку

Цель: Автоматизация звуков з, з в словах и предложениях.

Оборудование: Картинки на звук з, например: зайка, замок, глаза, завод, забор.

Описание игры: Дети сидят за столами. На столе у педагога лежит стопка картинок рисунками вниз. У каждого ребенка такие же парные картинки. Педагог вызывает кого-нибудь из детей и просит его взять из его стопки верхнюю картинку, показать ребятам и сказать, какую картинку он взял. Тот, у кого есть такая же картинка, встает, показывает ее ребятам и говорит: «И у меня на картинке зайка». Дети кладут обе картинки на стол. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки со стола педагога. (По аналогии игру можно проводить, используя другие звуки.)

Коза рогатая

Цель: Автоматизация звука з в тексте.

Описание игры: Чертой (стульчиками) отгораживается дом. По площадке гуляет коза. Дети хором говорят!

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп!

Ой, забодает, забодает!

Коза делает из пальцев рога и бежит за детьми, говоря: «Забодаю, забодаю!»

Дети прячутся в дом, коза их ловит. Пойманные становятся помощниками козы.

Кто внимательней?

Описание игры: Педагог показывает детям картинки и спрашивает: «Кто знает, как свистит свисток?» (Дети отвечают: с-с-с...) А как звенит звонок? (Дети з-з-з...) А сейчас я посмотрю, кто из вас более внимательный. Я буду показывать то одну, то другую картинку, а вы произносите то звук с, то звук з».

Испорченный телефон

Цель: Дифференциация звуков с—з.

Описание игры: Дети садятся в один ряд и друг другу пере-дают звуки, то з, то с. Тот, кто услышал звук з, передает соседу с и т.д. Кто собьется, тот 5 раз произносит любой звук.

Не ошибись

Цель: Дифференциация звуков с—з.

Оборудование: Картинки «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой — звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком — в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звук с или з, немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук с, то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с.,. а если есть звук з, то — со звонком и говорят: з-з-з.... Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

Зайцы и лиса

Описание игры: По числу играющих по краям площадки чертятся норки или ставятся стулья. Дети (зайчики) стоят у своих норок. Один из играющих — лиса. Зайчики произносят текст: Серый зайка прыгает Возле мокрых сосен, Страшно в лапы лисоньки, Лисоньки попасть...

Зайки выбегают из норок и скачут на обеих ногах. Затем они образуют хоровод и прыгают по кругу. Раздаются слова педагога:

Зайки, ушки навострите, Влево, вправо поглядите, Не идет ли кто?

Зайцы оглядываются по сторонам, увидев лису, которая потихоньку пробирается к ним, кричат: «Лиса!»— и разбегаются по норкам. Лиса ловит зайцев. Игра повторяется.

Зайка

Цель: Автоматизация звуков с—з в тексте.

Описание игры: Вариант 1. Дети становятся в круг, держась за руки. Посредине круга сидит грустный зайка. Дети поют:

Зайка! Зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты не можешь даже встать, С нами вместе поплясать. Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку получи, Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему морковку.

Зайчик берет морковку и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

Речевой материал для автоматизации звука "Ц".

Цель: автоматизация звука "Л" в речи ребенка.
Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Ц" в речи с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "Ц". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук "Ц" я использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Ц" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Коля вышел на крыльцо", ребенок - "Цо-цо-цо"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЛА", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.

Ца-ца-ца - весь день метет метелица.
Ца-ца-ца - я целую зайца.
Цо-цо-цо - надену на палец я кольцо.
Цо-цо-цо - вытираю я лицо.
Цы-цы-цы - к нам летят скворцы.
Цы-цы-цы - в банке огурцы.
Ца-ца-ца - центральная улица.
Цо-цо-цо - у Анюты есть кольцо.
Ца-ца-ца - наша Катя умница.
Цо-цо-цо - есть у курочки яйцо.
Ца-ца-ца - на лугу стоит овца.
Цо-цо-цо - покажи свое лицо.
Цо-цо-цо - на руке моей кольцо.
Иц-иц-иц - продают в аптеке шприц.
Ец-ец-ец - очень сладкий леденец.
Ец-ец-ец - на горе стоит дворец.
Ец-ец-ец - на грядке вырос огурец.
Ец-ец-ец - цепь кует кузнец.
Ец-ец-ец - в бой идет боец.
Яц-яц-яц - ко мне скачет заяц.
Ец-ец-ец - вот и сказочке конец.
Ец-ец-ец - из гнезда выпал птенец.
Ец-ец-ец - мы танцуем танец.
Ец-ец-ец - зиме пришел конец.
Ец-ец-ец - подковал коня кузнец.
Ец-ец-ец - в гнезде сидит птенец.
Ец-ец-ец - вот и песенке конец.
Ица-ица-ица - на сосне сидит синица.
Ица-ица-ица - на сцене поет певица.
Ица-ица-ица - на стене висит таблица.
Ица-ица-ица - краснощекая девица.
Ица-ица-ица - под сосной сидит лисица.
Одца-одца-одца - воду достали из колодца.
Юдце-юдце-юдце - красивое блюдце.
Ица-ица-ица - цветная рукавица.
Ица-ица-ица - вяжет шарф сестрица.
Ица-ица-ица - улетела птица.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

ЛЕДЕНЦЫ
Цы-цы-цы - заяц любит леденцы.
Ца-ца-ца - нет у зайца леденца.
Ец-ец-ец - где взять зайцу леденец?
Цо-цо-цо - посмотри под крыльцо.
Цы-цы-цы - вот где леденцы!
Цу-цу-цу - рады зайцы леденцу!

ОВЦА
Ца-ца-ца - вот овца.
Цу-цу-цу - мы пасем овцу.
Цы-цы-цы - нет овца.
Ца-ца-ца - где овца?

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Ц". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.

Тигр бывает тих с тигрицей,
Так как сам ее боится.

Две разноцветные курицы
Бегают по улице.

Из соседнего колодца
Целый день водица льется.

Цыпленок и курица
Пьют водицу на улице.

Зацепила из криницы,
Краса-девица водицы.

Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы
Попросил воды напиться.

Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.

Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается.
Почему никто не радуется?

Водица годится
Цыплятам умыться
У стенки колодца,
В цыплячьем корытца.

Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву "Ц":
- Подойди, цыпленок Цып,
Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Цыплята и курица
Целый день на улице.
Цыплята у курицы,
Цыплята на курице,
Цыплята под курицей.

Курица в корытце
Набрала водицы.
Целый выводок цыплят
Пригласила мыться.
Девять желтеньких цыплят
В корытце мыться не хотят.

В звездном небе светится
Звездная медведица.
Помогают звезды те
С пути не сбиться в темноте.

Котенок Цап кусается,
Цыпленок Цып клюется.
Обоим от хозяйки
За это достается.
И вместе веселиться
Им не удается.

Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Привела их с улицы
Пестренькая курица.
"Миленькая курица,
Вы ошиблись улицей!
Это детский сад,
Но не для цыплят!"

Небольшие затруднения с речью и артикуляцией испытывает множество детей, но, как правило, к 5–7 годам такие проблемы исчезают сами собой. Речевой аппарат ребенка развивается, улучшается звукоизвлечение, и малыш начинает говорить чисто. Существуют и такие проблемы, которые, без должного к ним внимания, сохраняются на протяжении всей жизни. Здесь может потребоваться логопед или самостоятельные упражнения по логопедии и артикуляции. Чем раньше заняться исправлением и преодолением нарушений речи, тем легче этот процесс произойдет для ребенка. Начать постановку звука можно самостоятельно - в большинстве случаев логопедия и логопедические упражнения не представляют сложности.

В логопедии постановка какого-либо звука - это особый процесс, который сочетает в себе развитие навыков произношения определенной буквы, а также формирование связи между кинестетикой, зрением и нервной системой. Таким образом, в ходе постановки ребенок учится произносить букву по первому требованию в различных сочетаниях и изолированно.

У детишек часто встречаются нарушения произношения свистящих - это могут быть как сигматизмы (когда вместо звука с или сь ребенок произносит их искаженную версию), или же парасигматизмы - в этом случае происходит замена свистящего на какой-либо другой (переднеязычный, шипящий).

Постановка звука очень и очень важна. Дело в том, что любые речевые нарушения воздействуют на нервную систему. Неверное или нарушенное звукопроизношение может стать причиной следующих заболеваний:

  • дисграфия - различные нарушения письменной речи, автоматическая перестановка букв во время письма, подмена букв и прочее;
  • дислексия - невозможность адекватно читать текст и складывать буквы в связный текст;
  • дислалия - серьезные нарушения в произношении тех или иных звуков.

Как нужно говорить звук С и мягкое Сь

Правильное произношение свистящих зависит от формы языкового мускула - нужно отследить, чтоб язык занимал верное положение. Нормальное произношение происходит так: расслабленный плоский язык боковыми краешками прижимается к зубам, а его кончик уперт в основание нижних передних резцов. Язык принимает форму горочки, и имеет ложбину в средней части.

Если малыш в детстве не расставался с соской, то вероятно у него ровный, плоский язык, а ложбинка и переход слабо выражены. Если нет ложбинки, с чьей помощью формируется струйка воздуха при выдыхании, то не появится струя, формирующая свистящие звуки.

Правильная артикуляция Сь и С

Губки следует растянуть в легкой улыбке, чтоб обнажились зубы. Зазор между зубами не более двух миллиметров. Расслабленный кончик языка зафиксирован на нижнем зубном ряду. Фронтальный сегмент спинки языка формирует щелку с верхними резцами, тогда как середина языковой спинки приподнимается к твердой части неба. Язык боковыми краями прижат к зубам, мягкая часть неба приподнята, прижимается к глотке, тем самым закрывая воздуху доступ в носовую полость. Связки в это время должны быть расслаблены, без голосовой вибрации.

Упражнения для произношения звука С и Сь

Чтобы развить правильное произношение звука Сь, потребуется выполнить упражнения на фонематический слух. Перед тем, как делать упражнения, убедитесь в том, что ребенок знает, как следует произносить звук С и Сь (уже были занятия такого рода), и способен различить звуки Д и Т, а также В и Ф.

Лучшие упражнения, которые помогают развить фонематический слух и вплотную подойти к правильному произношению звука С и Сь, базируются на звукоимитации. Предложите ребенку несколько картинок, на которых изображены:

  • обыкновенный насос;
  • велосипедная шина, проколотая гвоздем;
  • воздушный шарик, из которого выходит воздух.

Набор картинок может отличаться в зависимости от возраста и интересов ребенка, главное - наглядно, на доступных и понятных ребенку примерах показать, как отличаются звуки С и Сь. Упражнения на запоминание звука продолжить угадыванием звуков, или же развитием навыков фонематического слуха.

Правильная артикуляция при произнесении звука С

Кончик язычка зафиксирован на нижних зубках, губы сильно раздвинуты в улыбке и не перекрывают зубов, зубы практически сомкнуты. Воздух следует выпускать с усилием, ощущая его движение по желобку. Если поднести к ротовой полости ладонь, и произнести звук С, то на коже ощущается прохладная воздушная струя.

После того как упражнения со звуком Сь выполнены, можно переходить к звуку С. Важно объяснить ребенку разницу, показать её наглядно и дать почувствовать кинестетически и артикуляционно разницу между звуками С и Сь. Сделайте акцент на том, что при произношении звука Сь ребенок улыбается, тогда как твердое, глухое С вызывает гримасу, более похожую на оскал.

Подготовительные упражнения

Прежде всего нужно выявить умение выпускать воздушную струйку с усилием. Нужно набрать воздуха, подуть с усилием через губы, сложенные в трубочку. Можно контролировать струю воздуха рукой (для взрослых), а вот ребенку лучше позволить сдуть с руки кусочек ваты, перышко или небольшую бумажку.

Чтобы лучше прочувствовать формирование желобка во время произношения С или Сь, нужно выполнять упражнения для гибкости и подвижности языка. Нужно вытянуть язык, спокойно уложить его на губу. Вдоль языка (в месте появления канавки) нужно положить гладкую палочку, спичку или зубочистку, а затем надавливать для появления желобка. Зубы широко разомкнуты, губы немного округляются, в этой позиции нужно несколько раз выдуть сильную воздушную струйку. Упражнения следует повторять до закрепления результата.

Со временем можно переходить к более сложной версии этого упражнения - повторять всё то же самое, но уже без палочки.

Чтоб верно произносить звук С, необходимо контролировать позицию языка и губ, а также ощущать струю прохладного воздуха, которая движется во время произнесения по языку. Если по каким-то причинам не получается произнести звук С правильно, следует вернуться к подготовительным упражнениям и пройти их повторно, только после этого возможна автоматизация произнесения.

Артикуляционные упражнения

  • Широкая улыбка – нужно держать губы в улыбочке (аналогично произнесению звука и), при этом контролировать натяжение губ - зубы должны быть открыты.
  • Свист - при сжатых зубах необходимо вытянуть губы трубочкой, как во время посвистывания.
  • Когда оба упражнения будут освоены, нужно чередовать их на медленный счет, ритмично и размеренно.
  • Чистка зубов - хорошее упражнение для артикуляции, выполняется так: губы разомкнуты в широкой улыбке, кончик языка оглаживает зубы - сначала верхние, снизу вверх и слева направо, затем нижние.
  • Следующие упражнения полезно выполнять по очереди.
  • Стрелка часов - губы разомкнуты в улыбке, зубы приоткрыты, кончик языка поочередно касается уголков рта. Необходимо контролировать неподвижность нижней челюсти (подбородок двигаться не должен).
  • Качели - с помощью этого упражнения можно добиться высокой подвижности языка. Расслабленный, широкий язычок поднимается максимально к кончику носа, затем вытягивается в сторону подбородка. После этого язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней, затем касается пространства между верхними зубами и губой, а после этого упирается в пространство между нижними зубами и нижней губой. Нужно следить, чтоб язык все время оставался плоским и широким, губы не обтягивали линию зубов.

Упражнения по автоматизации

Постановка звука начинается с выявления проблем в произношении, затем необходимо подготовить речевой аппарат и ротовую полость к правильному произношению, научиться произносить звук правильно, поставить легкое произношение и автоматизировать его. Для этого используется следующий метод: нужно постепенно вводить звук сначала в слоги, после этого в простые и сложные слова, после чего предложения и свободную речь.

Изолированное произношение достигается многократным произношением изолированного звука при постоянном контроле движения зубов, языка и губ.

Когда ребенок начнет легко выполнять простые и сложные артикуляционные упражнения, и будет извлекать звук правильно, нужно вводить в занятие произношение прямых и обратных слогов. Прямые слоги - Са, Сы, Сэ, Со, Су. Обратные - Ас, Ыс, Эс, Ос, Ус. Автоматизация мягкого Сь также важна - Ся, Сю, Си, Сё и в обратном положении.

Постановка звука (автоматизация) в самостоятельной речи - самый сложный этап, тяжело привыкнуть говорить правильно, поэтому в повседневной жизни и в быту нужно акцентировать внимание на ошибочном произношении и добиваться верного.

Постановка звука и автоматизация в логопедии обусловлены не только необходимостью поставить произношение, но и преодолеть неправильные условно-рефлекторные соединения и связки.

Важна не только постановка звуков, но и автоматизация произношения губы и язык должны автоматически принимать нужное положение для того, что произнести звук правильно. Автоматизация в живой разговорной речи может производиться с помощью заучивания стихов и песен - логопедия большое внимание уделяет именной ритмическим упражнениям. Если возникают сложности с подбором подходящего материала, всегда можно посмотреть видео, где показана правильная автоматизация звука с помощью песен, стихов и скороговорок.

Недостатки произношения свистящих (и шипящих) звуков называются сигматизмом.

Различают следующие виды сигматизма:

Межзубный сигматизм — при произношении звуков С и 3 кончик языка просовывается между передними зубами, придавая этим звукам оттенок шепелявости.

Призубный сигматизм — кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо с, з слышится притупленный звук.

Шипящий сигматизм — кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом к нёбу — слышится отчетливый, мягкий, шипящий звук, подобный звуку шь (шябака — собака).

Губно-зубной сигматизм — нижняя губа подтягивается к верхним резцам. Струя воздуха рассеивается по всей плоскости спинки языка, раздувая щеки, отчего дефект получил дополнительное название: «щёчный сигматизм».

Боковой (латеральный) сигматизм встречается в двух формах:

2) Спинка языка горбом плотно прикасается к нёбу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. В обоих случаях слышится неприятный звук типа льхь. Выход воздуха по одной стороне рта иногда зависит от спадания мягкого нёба с другой стороны.

В некоторых случаях бокового сигматизма не исключены параличи и парезы одной стороны языка, что требует тщательного обследования данного дефекта с участием врача-невропатолога.

Носовой сигматизм выражается в том, что при произнесении с и з корень языка поднимается к опущенному мягкому нёбу, которое открывает проход в носовую полость; получается какой-то храпящий, хрюкающий звук с гнусавым оттенком последующих гласных.

Смягчение твердого звука С, при котором слоги са, со, су произносятся как ся, сё, сю (сябака — собака, нось — нос), обусловлено чрезмерным подъемом спинки языка.

Замена звуков С и СЬ любым другим звуком (ш, ч, т, х и др.) называется парасигматизмом .

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ПРИ РАЗНЫХ ВИДАХ СИГМАТИЗМА:

При межзубном и призубном сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного!) языка, опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложить ребенку произнести изолированно звук С несколько раз (сделать насос): с... с... с..., затем «попробовать» в слогах: са-са-са.

Надо помнить, что межзубные сигматизмы часто требуют длительной логопедической работы, упорно держатся в свободной речи, даже если звуки С, 3, Ц закреплены и частично автоматизированы. При отсутствии контроля часто наблюдаются рецидивы.

При шипящем сигматизме важно отучить логопата от привычки оттягивать язык при произношении свистящих в глубь рта. С этой целью рекомендуем временно перевести ребенка на межзубное произношение звука С в слогах, словах и даже некоторых фразах. Когда язык укрепится в этом положении, перевести кончик языка за нижние резцы, что происходит обычно автоматически.

При боковом сигматизме ставить звук С целесообразно в три приема:

а) межгубное дутье, язык широкий, края языка достают до уголков губ;

б) межгубное дутье заменяется на межзубное;

в) затем кончик языка постепенно переводится за нижние резцы при условии, если ребенок умеет укладывать широкий язык за нижние зубы, что можно достичь с помощью зонда или шпателя.

При смягченном произношении твердого С (сябака, сюп, сёк) целесообразно провести предварительную дифференциацию мягких и твердых согласных в правильно произносимых слогах: мы-ми, ва-вя, ну-ню и т.п. Можно временно перевести ребенка на межзубное произношение свистящих с целью ослабления напряженности спинки языка.

При исправлении носового сигматизма необходима предварительная работа над организацией правильного выдоха через середину ротовой полости. Упражнения проводятся сначала в межгубном положении с тем, чтобы выдыхаемая струя ощущалась на кончике языка. Затем язык переводится в межзубное положение. Закрепление навыка дутья на кончик языка, просунутого между передними зубами, рекомендуется производить параллельно с общей тренировкой ротового выдоха: задувание свечи, поддувание кусочков ваты, бумажек и т.п. Зажим крыльев носа для предотвращения утечки воздуха через нос — не эффективен.

Исправление губно-зубного (щечного) сигматизма включает два момента:

а) обнажение резцов, для чего необходимо раздвинуть губы («до ушей»!);

б) удержание (можно с механической помощью) нижней губы, чтобы она не подтягивалась к верхним резцам.

Ребенка учат укладывать первую фалангу указательного пальчика на широкий язык, лежащий за нижними зубами. Пальчик прикусывается резцами: «кладем свисток в рот». Ротик улыбается до ушей, передние зубы хорошо видны до клыков. Края языка (передней его части) показываются с двух сторон прикушенного языка и достают до углов рта. Как только ребенок научится ловко укладывать «свисток» в рот, ему предлагается подуть в «свисток», не вынимая пальца, не изменяя положения губ, языка и зубов. Полученный звук С закрепляется сначала в обратных слогах таким образом: после произнесения гласного ребенок кладет пальчик-«свисток» и добавляет звук С. С механической помощью звук С закрепляется в слогах а-с, о-с, у-с, э-с, а затем в словах, заканчивающихся на С (лес, нос, пёс и т.п.). Отрабатываются с пальчиком и прямые слоги. Необходимость в механической помощи отпадает, как только рефлекторно вырабатывается правильный артикуляционный уклад и выдох.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «С» и "З".

  • Кончик языка упирается в нижние передние зубы;
  • Губы в положении «улыбки», и не закрывают зубов;
  • Зубы в положении «заборчика»;
  • Воздух выдувается с силой посередине языка;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
  • Голосовой моторчик не работает. (При произношении звука "З" - работает).

Нормальная установка органов артикуляции при произношении звука "Ц":

  • Кончик языка упирается в передние нижние зубы, язык при-поднят и выгнут.
  • Передняя часть спинки языка смыкается с не-бом.
  • Язык широко распластан, боковые края напряжены. В мо-мент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с не-бом. Кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов.
  • Губы растянуты в улыбке.
  • Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются. В момент размыкания языка с небом воздух выдыхается толчком.
  • Звук Ц - согласный, твердый, глухой.

Подготовительные упражнения для звуков «С», «З»

Упражнения для развития напора воздуха. 1) Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторять упражнение.

2) Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторять упражнение.

3) Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

Упражнение для губ. Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряжённом положении некоторое время. Зубы сомкнуты. Повторять упражнение.

Упражнение. Произнесение длительного звука «С».

1) Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук «С - С - С». Повторять упражнение.

Примечание. Если палочка лежит не посередине языка или напор воздуха недостаточен, звук «С» получается неясным, не свистящим.

2) Проделать это же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.

3) Проделать несколько раз упражнение без использования палочки.



2. Весна
Наступила весна. Стало тепло. Весело
поёт капель: «Кап­кап­кап». Это тают
сосульки и снег.
 Вопросы и задания:
­ Какое время года наступило?
­ Какая стоит погода?
­ Как поёт капель?
­ Что тает?
 Перескажи рассказ сам.

1. Оса
Соня сидела на скамейке в саду. В
кустах были осы. Одна оса стала летать
около Сони. Соня не испугалась, сидела
тихо. Оса полетала, полетала и улетела
восвояси.
 Вопросы и задания:
­ Кто сидел на скамейке в саду?
­ Кто был в кустах?
­ Что делала оса около Сони?
­ Как сидела Соня?
­ Испугалась ли Соня?
­ Куда улетела оса?
­ Как ты понимаешь выражение: «улетела
восвояси»? (Улетела к себе домой, улетела
туда, откуда прилетела).
 Перескажи рассказ сам.

3. Самолёт
Высоко в небе летит самолёт. Самолёт
летит и гудит. Увидела Соня самолёт. Она
сняла с головы платок и помахала им вслед
самолёту:
Самолёт, самолёт,
Вот бы мне с тобой в полёт!
 Вопросы и задания:
­ Что летит высоко в небе?
­ Что летит и гудит?
­ Кто увидел самолёт?
­ Что сделала Соня?
­ Что сказала Соня?
 Перескажи рассказ сам.
4. Лиса и лисята
У лисы лисята. Лисята маленькие. Лиса
кормит лисят молоком. Скоро лисята
подрастут и станут сами добывать себе еду.
 Вопросы и задания:
­ Кто у лисы?
­ Какие лисята?
­ Чем кормит лиса лисят?
­ Когда лисята будут сами добывать себе
еду?
 Перескажи рассказ сам.

 Перескажи рассказ сам.
6. Свисток
У Сени есть свисток. Сеня всегда носит
свисток с собой. Свисток висит у Сени на
груди на красивой тесёмке. Сеня свистит в
свисток весь день. Сене весело.
 Вопросы и задания:
­ Что есть у Сени?
­ Кто всегда носит свисток с собой?
­ Что висит у Сени на груди на красивой
тесёмке?
­ Кто свистит в свисток весь день?
­ Кому весело?
­ Всем ли весело?
 Перескажи рассказ сам.
5. Весна в лесу
Наступила весна. Дни стали ясные и
тёплые. Дети ходили в лес. В лесу дети
видели лося, лису и сову. Лось стоял в
кустах. Он ел ветки и листву. Сова спала на
суку. А лиса глядела на сову. Не упадёт ли
сова с ветки да лисе в лапки?
 Вопросы и задания:
­ Какое время года наступило?
­ Дни стали какие?
­ Дети идут куда?
­ В лесу дети видели кого?
­ Лось стоял где?
­ Лось ел что?
­ Сова спала на чём?
­ Лиса глядела на кого?
­ О чём мечтала лиса?

7. Самокат
У Сани новый самокат. Встал Саня од­
ной ногой на самокат,
а другой
оттолкнулся. Самокат сам и покатился.
Долго катался Саня и нисколько не устал.
Самокат сам катал Саню.
 Вопросы и задания:
­ У кого новый самокат?
­ Куда встал Саня одной ногой?
­ Что он сделал другой ногой?
­ Как покатился самокат?
­ Кто долго катался и нисколько не устал?
­ Почему Саня не устал?
 Перескажи рассказ сам.
8. Коса
У Насти красивая длинная коса. Мама
гладит Настю по головке и приговаривает:
«Расти, коса, до пояса, не вырони ни
волоса».
 Вопросы и задания:
­ Какая у Насти коса?
­ Что делает мама?
­ Что говорит мама?
 Перескажи рассказ сам.

­ Какие на сливах сливки?
­ На кустах поспело что?
 Перескажи рассказ сам.
9. Сад
У нас есть сад. В саду яблони, сливы и
кусты малины. На яблонях висят спелые
яблоки, а на сливах – синие сливки. На
кустиках поспела сладкая малина.
Спейте, спейте, яблоки,
Наливайся, слива,
Поспевай, поспевай,
Ягода малина.
 Вопросы и задания:
­ У кого есть сад?
­ Что растет у нас в саду?
­ Какие на яблонях яблоки?
10. Осень
Вот и осень наступила. Опустели сады,
стало тихо в лесу. Сколько повсюду сухих
листьев!
Листопад, листопад!
Голым стал и лес и сад!
 Вопросы и задания:
­ Какое время года наступило?
­ Опустели что?
­ Стало тихо где?
­ Какие повсюду листья?
­ Когда бывает листопад?

 Перескажи рассказ сам.
­ Как поёт соловей?
­ Кому весело от его песенки?
­ Почему трудно увидеть соловья?
 Перескажи рассказ сам.
11. Соловей
Маленькая птаха – соловей. Сидит
соловей на ветке и поёт свою песню. Весело
поёт соловей, и всем весело от его песенки.
Но трудно увидеть скромную серую птаху в
густых ветвях. Да и не надо. А то увидят
плохие люди соловья, поймают и посадят в
клетку.
 Вопросы и задания:
­ Какой соловей?
­ Кто сидит на ветке и поёт свою песню?
12. Сенокос
Вот и лето наступило. Выросла высокая
трава. Пора сено косить. Косари с косами
идут на луг. Косы острые, косят быстро.
Коси, коса, пока роса.
Роса долой – и мы домой.
 Вопросы и задания:
­ Какое время года наступило?
­ Какая выросла трава?
­ Что пора делать?

­ Куда идут косари с косами?
­ Косы какие?
­ Как косят косы?
 Перескажи рассказ сам.
­ Как Сеня и Саня несли сома домой?
 Перескажи рассказ сам.
13. Сом
Саня и Сеня ловили рыбу. Саня поймал
карасика, а Сеня поймал сома. Сом был
толстый, с длинными усами. Сеня и Саня
вместе несли сома домой в сетке.
14. Кот Васька
Кот Васька старый. Он всё время спит.
Не любит Васька добывать себе еду. А
любит Васька сало и колбасу.
 Вопросы и задания:
­ Что делали Саня и Сеня?
­ Кого поймал Саня?
­ Кого поймал Сеня?
­ Какой был сом?
 Вопросы и задания:
­ Кот Васька какой?
­ Чем Васька занят?
­ Что не любит Васька делать?
­ Что любит Васька?

 Перескажи рассказ сам.
­ Больно кому?
­ Что болит у Васьки?
­ Кто трясёт лапой?
 Перескажи рассказ сам.
15. Кот Васька и оса
Кот Васька увидел осу. Он стал ловить
её. Оса ужалила Ваську в лапу. Ваське
больно. Лапа болит. Васька трясёт лапой.
 Вопросы и задания:
­ Кот Васька увидел кого?
­ Кого стал ловить Васька?
­ Куда ужалила оса Ваську?
16. Гуси
У бабы Дуси есть гуси. Гуси весёлые и
голосистые. Гуси с гоготом семенят на луг.
Баба Дуся пасёт гусей на лугу. Но вот пора
домой. Не хотят гуси уходить с луга. Баба
Дуся ласково манит их:
Теги, теги, идите со мной,
Теги, теги, идите домой.

 Вопросы и задания:
­ Кто есть у бабы Дуси?
­ Гуси какие?
­ Кто с гоготом семенит на луг?
­ Кто пасёт гусей на лугу?
­ Кто не хочет уходить с луга?
­ Как баба Дуся манит гусей домой?
 Перескажи рассказ сам.
Гусятки, гусятки, га­га­га.
Не ходите на луга.
Близко лес, в лесу – лиса.
 Вопросы и задания:
­ Какие лисята у лисы?
­ Кого повадилась таскать лиса?
­ Для кого таскала лиса гусей и гусят?
­ Почему лиса довольна?
­ Почему в гусиной стае неспокойно?
­ Что говорят гуси гусятам?
 Перескажи рассказ сам.
17. Лиса
У лисы маленькие лисята. Повадилась
лиса таскать гусей да гусят. Она таскала их
для своих лисят. Лисята у лисы сытые, лиса
довольна.
Только в гусиной стае
неспокойно. Не спят гуси, ходят с опаской,
гусят от себя никуда не отпускают:
18. Весной в саду
Весной в саду много работы. Надо
убрать старые листья, вскопать грядки,
посеять семена и посадить рассаду.
Весенний день дорог – он весь год кормит.
 Вопросы и задания:

­ Когда в саду много работы?
­ Что надо убрать в саду?
­ Что надо вскопать, посеять, посадить?
­ Почему весенний день дорог?
 Перескажи рассказ сам.
пропускает, только песок. Сор Соня
отбрасывает в сторону.
Песка много, и работы у Сони много.
Но Соня старательно сеет и сеет песок.
Сидит Соня на песке, просеивает песок и
приговаривает:
Сыпься, сыпься, песок.
Насыпай песок, совок.
 Вопросы и задания:
­ Что у Сони? ­ Куда поставила Соня сито?
­ Чем Соня берёт песок, куда его насыпает?
­ Что не пропускает сито?
­ Что Соня отбрасывает в сторону?
­ Сколько у Сони работы?
­ Как Соня сеет песок?
­ Кто сидит на песке и просеивает песок?
­ Что Соня приговаривает?
 Перескажи рассказ сам.
20. Заноза
Лиза занозила ногу. Она показала
занозу маме. Мама вынула занозу, помазала
19. Сито для песка
У Сони набор для песка: пластмассовое
ведёрко, сито и совок. Соня поставила сито
на ведёрко, а совком берёт песок и
насыпает его в сито. Мусор и камни сито не

ногу зелёнкой и завязала бинтом. Болит
нога у Лизы.
 Вопросы и задания:
­ Кто занозил ногу?
­ Кому Лиза показала занозу?
­ Что сделала мама с ногой?
­ У кого болит нога?
 Перескажи рассказ сам.
У Зои коза. Козу зовут Зулька. У
Зульки маленькие козлята. Зоя ведёт козу и
козлят на зелёный луг.
У Зульки
колокольчик. Колокольчик звенит звонко.
Козлята знают звон колокольчика и бегут
на него. Козлята не заблудятся.
 Вопросы и задания:
­ Кто у Зои?
­ Как зовут козу?
­ У кого маленькие козлята?
­ Куда ведёт Зоя козлят и козу?
­ Как звенит колокольчик?
­ Почему козлята не могут заблудиться?
 Перескажи рассказ сам.
21. Коза

22. Козёл Кузьма
У Мити козёл. Его зовут Кузьма.
Кузьма – бодливый козёл. Он задира и
забияка. Кого Кузьма невзлюбит, забодает
рогами, забьёт ногами. Убегает кто куда,
когда идёт козёл Кузьма.
 Вопросы и задания:
­ Кто у Мити?
­ Как зовут козла?
­ Кузьма какой?
­ Кого Кузьма забодает рогами, забьёт
ногами?
 Перескажи рассказ сам.
23. Зайкина хозяйка
Был у Зои зайка: мягкий, белый и
забавный. Зоя любила зайку. Летом Зоя
взяла зайку во двор поиграть и забыла его
на лавке. Зайка упал на землю под лавку.
Зоя не узнала любимого зайку: «Этот зайка
грязный, этот зайка не мой».
Зина забрала зайку домой, вымыла его
тёплой водой. Вновь зайка белый и
забавный, только хозяйка у него другая.
 Вопросы и задания:
­ Кто был у Зои? ­ Какой был зайка?
­ Куда Зоя летом взяла зайку?
­ Где забыла Зоя зайку?
­ Зайка упал куда?
­ Кто не узнал любимого зайку?
­ Почему Зоя не узнала зайку?
­ Кто забрал зайку домой и вымыл его
тёплой водой?
­ Какой теперь зайка?
­ Кто хозяйка у зайки?

­ Кто любит зайку: Зоя или Зина?
 Перескажи рассказ сам.
24. В зоопарке
Зоя и Зина были в зоопарке. В зоопарке
много разных зверей. Там они видели
забавных обезьян, зебру, зубpa, злого волка,
ядовитую змею, горного козла и других
зверей.
 Вопросы и задания:
­ Где были Зоя и Зина?
­ В зоопарке много кого?
­ Кого видели Зоя и Зина в зоопарке?
 Перескажи рассказ сам.
25. Зайка и змея
Зайка ел зелёную травку на лугу и не
заметил, как тихонько подползла к нему
змея. Да тут ворона увидела змею и громко
закаркала.
зайкины
замелькали. Только зайку и видели. Так
ворона зайку от ядовитых змеиных зубов
избавила. Не зря каркала ворона!
Только лапы
 Вопросы и задания:
­ Что ел зайка на лугу?
­ Кого не заметил зайка?
­ Кто увидел змею и громко закаркал?
­ Как зайка убегал?
­ Кто избавил зайку от ядовитых змеиных
зубов?
­ Кто не зря каркал?
Перескажи рассказ сам.

26. Медуза.
Зина и Лиза были на море. Зина увидела
в воде прозрачный зонтик и показала его
Лизе. «Это не зонтик, это медуза, – говорит
Лиза Зине. – Медузы бывают разные:
маленькие и огромные, безобидные и
ядовитые. Поэтому нельзя брать медузу в
руки.
 Вопросы и задания:
­ Где были Зина и Лиза?
­ Что Зина увидела в воде?
­ Кому Зина показала прозрачный зонтик?
­ Что сказала Лиза Зине?
­ Какие бывают медузы?
­ Почему нельзя брать медузу в руки?
 Перескажи рассказ сам.
27. Зима
Настала холодная зима. Мороз сковал
реки и озёра. Выпал снег. Снег укрыл
землю, деревья, кусты и дома. Кругом
высокие сугробы. Замело все тропки и
дороги. Тихо и пусто в лесу. Звери в норах
спят, а люди в мороз дома сидят.
 Вопросы и задания:
­ Какое время года наступило?
­ Мороз сковал что?
­ Снег укрыл что?
­ Какие кругом сугробы?
­ Замело снегом что?
­ Как стало в лесу?
­ Где спят звери?
­ Что делают люди в мороз?
 Перескажи рассказ сам.

28. Зайка зимой
Зайке зимой холодно. Нет у зайки
тёплой норы. Спит зайка на снегу под
кустом. Зайке зимой голодно. Нет зимой
зелёной травы. Грызёт зайка горькую кору.
 Вопросы и задания:
­ Когда зайке холодно?
­ Чего нет у зайки?
­ Где спит зайка зимой?
­ Когда нет зелёной травы?
­ Что грызёт зайка зимой?
 Перескажи рассказ сам.
29. Стрекоза
Это стрекоза. У стрекозы огромные
глаза. Вот села стрекоза на зелёный листок
отдохнуть и замерла. А глазами из стороны
в сторону водит: туда­сюда, туда­сюда.
Смотрит: всё ли в порядке, нет ли рядом
врага?
 Вопросы и задания:
­ Какие глаза у стрекозы?
­ Куда села стрекоза?
­ Как стрекоза смотрит по сторонам?
­ Кого высматривает стрекоза?
 Перескажи рассказ сам.

­ Мама вытерла что?
 Перескажи рассказ сам.
30. Зинины слёзы
Зина маленькая. Она вся измазалась в
грязи. Мама моет Зину в тазу с мылом. У
Зины из глаз текут слёзы. Ей попало мыло в
глаза. Зато теперь нет грязи на 3ине. Мама
отмыла грязь, а потом вытерла Зину и
Зинины слёзы.
 Вопросы и задания:
­ В чём измазалась Зина?
­ Мама моет Зину в чём, с чем?
­ У кого из глаз текут слёзы?
­ Что попало Зине в глаза?
­ Мама отмыла что?
­ Мама вытерла кого?
31. Колодец
На улице колодец. Колодец глубокий.
В колодце холодная водица. Подходите,
люди, водицы напиться.
 Вопросы и задания:
­ На улице что?
­ Колодец какой?
­ В колодце какая водица?
­ Для чего на улице колодец?
 Перескажи рассказ сам.

32. Цапля
Цапля – болотная птица. Летом цапля
вывела птенцов. Птенцы маленькие. Цапля
целыми днями ходит по болоту и добывает
еду для птенцов.
 Вопросы и задания:
­ Какая цапля птица?
­ Когда цапля вывела птенцов?
­ Птенцы какие?
­ Для кого цапля целыми днями добывает
еду?
 Перескажи рассказ сам.
33. Курица
Курица – домашняя птица. Курица
выводит цыплят. Она целыми днями не
покидает кладку яиц. Вот выведутся
цыплята, тогда курица и наестся вдоволь, и
напьется.
 Вопросы и задания:
­ Какая курица птица?
­ Кого выводит курица?
­ Курица целыми днями не покидает что?
­ Когда курица вдоволь наестся и напьётся?

 Перескажи рассказ сам.
 Вопросы и задания:
­ Курица сидела долго на чём?
­ Вылупились у курицы кто?
­ Цыплята клюют что?
­ Цыплята толкутся около чего?
­ Пьют воду из чего?
­ Куда стали убегать цыплята?
­ Как волнуется курица?
 Перескажи рассказ сам.
34. Курица и цыплята
Долго курица сидела на яйцах. И вот
вылупились у неё цыплята. Цыплята клюют
яйцо. Около крыльца толкутся, пьют воду
из блюдца.
Быстро выросли цыплята и стали
убегать от курицы на улицу. А курица
волнуется:
Ко­ко­ко, цыплятки, ко­ко­ко!
Не ходите далеко!
35. Глупые овцы
Пастух пас овец около леса. Овцы
глупые, всё пытаются в лес уйти. Не боится
овца леса, пока не побывала в пасти у
волка.
 Вопросы и задания:
­ Где пас пастух овец?
­ Куда пытаются уйти овцы?
­ Чего не боится овца?

 Перескажи рассказ сам.
­ Как блеют ягнята?
­ Куда бегут ягнята?
 Перескажи рассказ сам.
36. Овца и ягнята
У овцы маленькие ягнята. Ягнята
целый день около овцы. Они боятся и
блеют: «Бее­бее!». Куда овца – туда и
ягнята бегут.
 Вопросы и задания:
­ У кого маленькие ягнята?
­ Кто около овцы целый день?
37. Акация
Около крыльца цветёт акация. В
цветнике цветут цветы. Таня полила цветы
в цветнике и отдыхает на крыльце под
акацией.
 Вопросы и задания:
­ Где цветёт акация?

­ Что цветёт в цветнике?
­ Что полила Таня?
­ Где отдыхает Таня?
 Перескажи рассказ сам.
 Вопросы и задания:
­ Где сидит гусеница?
­ Что ест гусеница?
­ Кто летел мимо?
­ Почему синица увидела гусеницу?
­ Кто склевал гусеницу?
 Перескажи рассказ сам.
38. Гусеница
Гусеница сидит на капусте и ест лист за
листом, лист за листом. Так и объела всю
капусту. Летела мимо синица, увидела
толстую гусеницу на голом листе и
склевала её.
39. Синица
Синица – красивая птица. У синицы
грудка серебрится, переливается. Птица
синица – весёлая певица. Светит солнце, и
радуется, поёт птица синица.

 Вопросы и задания:
­ Кто красивая птица?
­ Какая у синицы грудка?
­ Кто весёлая певица?
­ Когда поёт птица синица?
 Перескажи рассказ сам
 Вопросы и задания:
­ У кого новое платьице?
­ Какие пуговицы на платьице?
­ На кого все любуются?
 Перескажи рассказ сам.
40. Сестрица
У моей сестрицы новое платьице из
ситца. На платьице красивые пуговицы. В
новом платьице сестрица идёт по улице, все
на неё любуются.