Меню

Равное формальное прямое всеобщее избирательное право. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления

Водоемы в саду

Принципы избирательного права .

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

1. Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Федеральными конституционными законами, федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданами РФ активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.

2. Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными . Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.

3. Выборы в Российской Федерации являются прямыми . Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов - косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

4. Голосование на выборах в Российской Федерации тайное . Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

5. Свободные выборы – основаны на свободном и добровольном участии граждан РФ при реализации своего конституционного права избирать и быть избранным. На государство возлагается ответственность гарантировать свободу волеизъявления граждан путем защиты демократических принципов и норм субъективного права.

6. Участие в выборах – право, а не обязанность! В РФ, во всяком случае. Правда, можно свалить на пикник, но это безответственно – кто-то пашет, кто-то жрёт.

7. Тайное голосование – каждый избиратель подает свой голос свободно, не подвергаясь при этом какому-либо контролю со стороны кого-либо. Контроль за волеизъявлением избирателей рассматривается законом как уголовное преступление и карается по УК РФ.

В РФ – Россия только вступает на путь демократического развития. В силу слабости политической системы принципы не всегда реализуются последовательно.

8. Сочетание мажоритарной и пропорциональьной избирательных систем в РФ . Мажоритарные – такие, в которых в основу определения результатов голосования положен принцип большинства. Мажоритарные системы бывают абсолютного большинства (50%+1 голос от пришедших на выборы) и относительного большинства, при которой избранным считается тот кандидат из списка кандидатов, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если это большинство и меньше половины.

Пропорциональная система – строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. После голосования определяется избирательное частное (избирательный метр, избирательная квота) – наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата: количество проголосовавших избирателей делится на количество мест в палате парламента (которые избираются по пропорциональной системе). После делят избирательный метр на количество голосов, полученных партией.

9. Гласность – подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно. В ходе избирательного процесса разрешено искать, получать и распространять информацию любым законным способом и в рамках, определенных избирательным законодательством.

10. Финансирование выборов – финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов, осуществляется преимущественно из средств государственного бюджета. Кроме них, для финансирования предвыборных кампаний кандидаты и политические партии вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования в пределах, установленных законов.

11. Гарантии прав избирателей и кандидатов при выборах в РФ . Любой гражданин, обладающий избирательным правом, может обратиться в участковую избирательную комиссию по поводу нарушений его избирательных прав – неправильных данных в списках избирателей. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 24 часов, а в случае отказа комиссии – ее действия можно обжаловать в суде по месту нахождения избирательного участка. Нарушители прав избирателей и кандидатов несут юридическую ответственность в соответствии с законов. Гражданин РФ может избирать и быть избран вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, имущественного положения, происхождения, должности, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

В соответствии с международным договоров и законодательством РФ и ее субъектов в выборах в органы местного самоуправления могут принимать участие и иностранцы, постоянно проживающие на территории данного муниципального образования.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации избирательных прав, установленных законом.

Участие гражданина РФ в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

4. Гражданин РФ, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации.

5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

6. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме.

7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.



Несмотря на то, что в действующей Конституции РФ основополагающие принципы избирательного права нашли свое закрепление только применительно к выборам Президента России (ст. 81), имеются все основания утверждать, что эти принципы в одинаковой степени обязательны для всех выборах в РФ.

Мы считаем целесообразным рассмотреть их более подробно:

· Принципы избирательного права закрепляют основы, на которых базируются механизмы правотворческого регулирования закрепленного Конституцией права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Помимо того, что они лежат в основе законов о выборах, они ещё и служат главными критериями законности и правомерности действий кандидатов, граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и др. участников избирательного процесса, свидетельствуя собой приоритетность правового регулирования отношений, связанных с реализацией и защитой избирательных прав граждан. Юридическое закрепление принципов избирательного права нашло в Конституции РФ, различных федеральных законах, уставах и законах субъектов Федерации, а так же в нормах международного права. Здесь можно выделить 2 группы принципов:

1. Принципы участия российских граждан в выборах непосредственно связаны с содержанием избирательных прав, закрепленных нормативно-правовыми актами и условиями их реализации. Здесь можно выделить принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права, добровольного участия избирателей в выборах, тайного голосования. Однако, как уже упоминалось выше, в действующей Конституции РФ основные принципы участия граждан оговариваются лишь в рамках того, что выборы Президента РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81). Поэтому, особое значение приобретает статья 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которая предусматривает собой свободное и добровольное участие граждан в выборах всех уровней на основе добровольного и свободного участия в них, при равных избирательных правах, а так же тайности процедуры голосования.

2. Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления(35 лет). При этом гражданин, который достигнет надень голосования возраста 18 лет, вправе участвовать во всех иных предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. Этот принцип так же означает, что пол, раса, национальность, происхождение, место жительства, материальное положение и прочие факторы в учет не берутся.

При этом, стоит огласить, что всеобщее избирательное право все таки имеет свои ограничения. Это ряд избирательных цензов, которые в соответствии с нормами права устанавливают ограничения избирательных прав, в соответствии с теми или иными причинами. В этом контексте важно подчеркнуть, что в современных российский условиях установленные избирательные цензы не носят дискриминационных характер, а созданы для обеспечения заинтересованного и осознанного участия граждан в процедуре выборов, а так же с целью исключения злоупотребления избирательными правами со стороны граждан.Выделяют 2 вида ценза: возрастной ценз и ценз оседлости.

Гражданин вправе выдвигать свою кандидатуру и участвовать в качестве кандидата в выборах в том случае, если он достиг возраста 35 лет, а на выборах депутатов Государственной Думы 21 года. Законами субъектов РФ так же может быть предусмотрен возрастной ценз на выборах в законодательные органы субъектов и в органы местного самоуправления, который не должен превышать 21 года, на день голосования. А вот установление ценза на максимальный возраст кандидата не имеет и не может иметь место.

Ценз оседлости устанавливается только в рамках Конституции РФ и только по отношению к пассивному избирательному праву. Согласно статье 81 Конституции РФ, ценз оседлости закреплен лишь по отношению к президентским выборам и означает требование к кандидату в виде постоянного проживания на территории РФ не менее 10 лет.

Помимо упомянутых избирательных цензов на содержание всеобщего избирательного права оказывают воздействие и иные ограничительные условия, предусмотренные законодательством о выборах. Эти условия могут касаться как в целом избирательного права, так и активной и пассивной его составляющей в отдельности. Подобные дополнительные ограничения оговорены в статье 32 Конституции РФ и связаны с участием в процедуре выборов лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда или тех, которые признаны судом недееспособными. Однако, граждане признанные ограниченно дееспособными правом участия в выборах обладают.

Согласно 17 статье Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к участию в процедуре выборов в органы местного самоуправления не допускаются военнослужащие, которые проходят военную службу в воинских частях, военных учреждениях и организациях, которые располагаются на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства данных граждан расположено на территории другого муниципального образования.

В качестве дополнительных ограничений пассивного избирательного права можно выделить следующие:

Не могут быть избранными:

§ граждане РФ.имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

§ граждане, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать государственные (муниципальные) должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения этого срока;

§ осужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, имеющие надень голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

§ осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

§ подвергнутые административному наказанию по ст. 20.3, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

§ лица, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ими ограничений либо совершения действий (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7, подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), если указанные нарушения, действия совершены до дня голосования в течение установленного законом срока полномочий избираемых органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица;

§ гражданин, замещающий должность Президента РФ, досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия или отрешения от должности, равно как и гражданин, замещающий должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности но собственному желанию либо отрешенный от должности, - на соответствующих досрочных выборах;

§ гражданин, дважды подряд занимавший должность Президента РФ, - на следующих выборах Президента РФ.

Федеральным законом, конституцией, уставом, законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного числа сроков подряд.

· Принцип равного избирательного права предусматривает собой, что граждане на равных правах и основаниях, т.е. каждый гражданин с юридической точки зрения обладает равными возможностями для выдвижения кандидатов, участвовать в процедуре голосования, на равных основаниях участвовать в предвыборной компании и агитации и др. избирательных действиях. Данное равенство достигается прежде всего за счет того, что гражданин может быть включен в списое избирателей только по одному избирательному участку и участвовать в процедуре голосования только один раз. Каждому гражданину выдается определенное, равное количество бюллетеней. Гражданин не вправе оказывать давление на других участников избирательного процесса.

Привозникновение такой ситуации, когда на выборах в представительный орган власти субъекта РФ или муниципального образования образуются избирательные округа с разным количеством мандатов, каждый избиратель должен иметь число голосов равное числу мандатов, которые распределяются. Это количество голосов равно минимальному количеству распределяемых мандатов, либо равно одному. Благодаря внедрению таких мер, исключается возможность обладания избирателей разного количества голосов.

Так же важно для обеспечения равенства избирательных прав в законодательстве оговорено то, что избирательные округа должны быть равными по числу избирателей. Это способствует достижению равной значимости голосов всех избирателей. При этом «вес» голосов не будет различаться.

· Принцип прямого избирательного права подразумевает собой, что голосование за или против кандидатов проводится непосредственно. Предполагается, что каждый участвует не только непосредственно, но и лично. Согласно статье 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый избирает участвует в процессе волеизъявления лично, и не в праве голосовать за других избирателей.

· Принцип добровольного участия в выборах подразумевает, что никто не имеет права оказывать какое либо влияние на гражданина чтобы склонить его к участию в выборах или неучастию, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Избиратель самостоятельно должен решить участвовать ему в выборах или нет, а так же как он будет голосовать.

· Принцип тайного голосования . Исключает собой какой либо контроль за волеизъявлением избирателей. Соблюдение тайной процедуры голосования является одной из главных задач избирательных комиссий при выборах различных уровней. Однако здесь следует учитывать то, что не смотря на данную обязанность избирательных комиссий, они не могут заставить граждан голосовать в специально предусмотренных кабинах. Гражданин может заполнить свой бюллетень в любом удобном для него месте в пределах избирательной комиссии. Так же следует отметить, что действия граждан при процедуре голосования не должны носить агитационного характера.

· Обязательность выборов. Выборы – единственный законный способ формирования органов государственной власти и органов власти муниципальных образований путем волеизъявления граждан. Выборы должны назначаться соответствующими государственными или муниципальными органами, в соответствии со сроками, установленными законом. Если выборы не назначаются соответствующими органами власти, то решение об их назначение накладывается на соответствующую избирательную комиссию. Если выборы так и не были назначены избирательной комиссией, или такая комиссия отсутствует, в соответствии с 10 статьей Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления собираются заявления по результатам которых, соответствующий суд общей юрисдикции определяет срок проведения процедуры голосования.

· Периодичность выборов. Оговаривает время в рамках которогодолжны истекать полномочия выборных органов и лиц, и как соответствует периодичность назначения процедуры выборов. Эти временные промежутки должны быть оптимальными для обеспечения стабильной работы органов власти и выборных лиц, а так же гарантировать сменяемость и предотвращать слишком длинное обладание полномочиями одних и тех же органов и лиц.

Статья 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет срок полномочий избранных должностных лиц и органов власти, которые составляет не более пяти лет. Периодичность выборов так же достигается путем установления дня голосования, которым является второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки их полномочий. Такой порядок постановки дней голосования так же способствует реализации принципа периодичности.

· Альтернативность выборов . Дает возможность избирателям свободного выбора одного из нескольких кандидатов. Благодаря этому принципу обеспечивается состязательность кандидатов и избирательных объединений.

В качестве дополнительной гарантии свободы волеизъявления избирателей можно определить то, что избранным считается кандидат в том случае, если за него проголосовало не менее 50% от общего числа избирателей, которые приняли участие в голосовании.

· Независимость избирательных комиссий означает, что избирательные комиссии образуются специально для проведения, реализации и защиты граждан при подготовке и проведении процедуры голосования. Созданы системы избирательных комиссий в которые включают: ЦИК (центральная избирательная комиссия), избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (т.е. районные, городские) избирательные комиссии, а так же участковые избирательные комиссии. Каждая избирательная комиссия считается независимой, что обеспечивается следующими условиями:

1. Особый порядок формирования;

2. Ряд полномочий, который наделяет избирательные комиссии исключительными правами в рамках составления списков избирателей для организации и подготовки процедуры голосования, регистрации списков кандидатов и в определении результатов проведенных выборов;

3. Установление определенных ограничений для членов избирательных комиссий (наделение правом решающего голоса);

4. Принятые избирательными комиссиями решения являются обязательными для всех органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, различных учреждений государственного типа, местного самоуправления, кандидатов, избирательных и общественных объединений, организаций и т.д.

5. Расформировать избирательную комиссию возможно лишь в случае принятия судебного решения, в порядке принятом и установленным законом.

Независимость избирательных комиссий в вопросах организации и проведения выборов исключает создание и деятельность подменяющих их органов, препятствующих их законной деятельности. Она также не допускает противоправного вмешательства в деятельность избирательных комиссий, полного или частичного присвоения их статуса и полномочий со стороны каких-либо иных органов и должностных лиц.

Сегодня система избирательных комиссий в России представлена Центральной избирательной комиссией РФ, 83 избирательные комиссии субъектов РФ и более 2,5 тысяч территориальных избирательных комиссий, на федеральных выборах действует более 96 тысяч участковых избирательных комиссий. При этом, важно отметить, что система избирательных комиссий не входит ни в одну из ветвей государственной власти, однако ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов РФ являются государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов в РФ.

· Гласность. Вся деятельностьизбирательных комиссий при подготовке и проведении выборов (сюда так же включается и подсчет голосов, и установка итогов и результатов голосования) должна осуществляться открыто. Существенное значение для реализации принципа гласности в избирательном процессе имеют указания закона на то, что решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции и связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, обеспечением и защитой избирательных прав граждан, в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.

Принципы избирательного права -- это условия, соблюдение которых придает выборам действительно демократический характер и делает их результаты легитимными. Принципы избирательного права могут быть поделены на две большие группы. Всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, свободное и добровольное участие гражданина в избирательной кампании относятся к группе принципов, характеризующих участие граждан в выборах. Обязательность, периодичность, альтернативность, состязательность и гласность следует отнести к другой группе принципов -- отражающих организацию и проведение выборов. Такая классификация принципов избирательного права в различных вариантах встречается в литературе. Без сомнения, всеобщее, равное и прямое избирательное право, тайность голосования занимают в иерархии принципов главенствующее положение. Они являются основными, универсальными принципами. Таким статусом их наделяют международно-правовые документы, национальные конституции многих государств. Согласно п. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека воля народа должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Аналогичная норма содержится в ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее -- СБСЕ) 1990 г. заключает в себе положения, согласно которым государства-участники: гарантируют взрослым гражданам всеобщее и равное избирательное право; обеспечивают, чтобы голосование проводилось тайно или применялась равноценная процедура свободного голосования и чтобы подсчет голосов и сообщения о нем были честными, а официальные результаты были опубликованы.

Всеобщее избирательное право означает участие в выборах всех граждан РФ при минимуме ограничительных цензов, не подлежащих расширительному толкованию. Данным критериям будут соответствовать дееспособные граждане РФ, достигшие определенного возраста, установленного законом для реализации активного и пассивного избирательного права Иностранные граждане, лица без гражданства по общему правилу исключены из выборного процесса. Они не являются субъектами избирательного права. Вместе с тем со времени принятия Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имели право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Появление такой нормы в российском законодательстве отнюдь не случайно. Она не является эксклюзивной, а продиктована правилами Европейского Сообщества. Согласно Конвенции об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне, подписанной в Страсбурге 5 февраля 1992 г., каждому жителю-иностранцу предоставляется право избирать и быть избранным на местных выборах, если он подпадает под те же условия, которые применяются к гражданам государства. Маастрихтский договор, заключенный государствами -- членами Европейского Союза в 1992 г., учредил так называемое европейское гражданство. Это позволяет любому европейцу, в какой бы стране -- участнице Европейского Сообщества он ни находился, иметь возможность участвовать в выборах органов местного самоуправления.

Идея всеобщего избирательного права, воспринимаемая в настоящее время как обыденность, на самом деле с большим трудом пробивала себе дорогу. Доказывать ее необходимость приходилось не только в тиши кабинетов политиков, но порой и на баррикадах. Признание ее в международных правовых документах сделало всеобщее избирательное право фундаментальным принципом политической жизни.

Принцип равного избирательного права указывает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, реализуя принадлежащие им права избирать и быть избранными. Иначе говоря, он имеет непосредственное отношение к осуществлению как активного, так и пассивного избирательного права. Все избиратели имеют равное число голосов по отношению друг к другу, и это число совпадает с числом распределяемых мандатов. Применительно к выборам в одномандатных округах принцип равенства находит воплощение в формуле «один избиратель -- один голос». В многомандатных округах с разным числом мандатов каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос. В полной мере принцип равного избирательного права касается кандидатов в депутаты, на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления. По общему правилу они участвуют в выборах на равных основаниях, обладая равными правами и неся равные обязанности.

Конституционный Суд в связи с этим отметил, что равное избирательное право заключается прежде всего в наличии у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов) и в участии в выборах на равных основаниях. Подчеркнуто, что это обеспечивается включением избирателя не более чем в один список избирателей, образованием в принципе равных по числу избирателей избирательных округов, соблюдением установленных норм представительства, предоставлением равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов, а также иными правовыми, организационными, информационными способами, гарантирующими действительное представительство народа в выборных органах публичной власти. избирательный право голосование российский

Принцип равенства избирательных прав многолик. Он находит проявление во множестве эпизодов, на разных этапах избирательного процесса. Конституционный Суд РФ отметил, что изменение правил подсчета голосов при повторном голосовании в процессе уже начатых выборов нарушает принцип равного избирательного права, а подобное отступление ставит под сомнение легитимность решений законодательного органа.

Принцип прямого избирательного права означает, что избиратели голосуют на выборах за кандидатов (списки кандидатов), за или против кандидата (в ред. Федерального закона от 12 июля 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), против всех кандидатов (списков кандидатов)») (ст. 6 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается (п. 4 ст. 64). Посредством прямого волеизъявления в Российской Федерации избираются Президент, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания, главы муниципальных образований, депутаты региональных органов власти и органов местного самоуправления.

Тайное голосование как принцип избирательного права исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Тайное голосование обеспечивается особой процедурой волеизъявления избирателей, которая во всех нюансах регулируется избирательным законодательством. Один из ключевых моментов этой процедуры -- заполнение избирательного бюллетеня в специально предназначенной для такой цели кабине или отдельном помещении для голосования. Заполнение бюллетеня без захода в кабину для голосования не является нарушением закона, поскольку тайное голосование для гражданина есть право, а не обязанность. М. В. Баглай называет его абсолютной привилегией избирателей. Нарушением избирательного законодательства будет ситуация, исключающая возможность голосования в кабинах или же в специальных помещениях. Международная общественность всегда предъявляет повышенные требования к соблюдению данного принципа. Вот как эти требования раскрываются в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Государства-участники призваны обеспечить, чтобы закон и государственная политика допускали проведение политических кампаний в атмосфере свободы и честности, в которой никакие административные действия, насилие или запугивание не мешали бы избирателям голосовать свободно, не опасаясь наказания. На обеспечение такого права как раз и нацелена процедура тайного голосования.

Свободный и добровольный характер участия граждан в выборах -- еще один принцип избирательного права. Законодательство о выборах раскрывает его содержание следующим образом: никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Это право проистекает из соответствующих положений международных правовых документов: Международного пакта о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Декларации о критериях свободных и справедливых выборов, ратифицированных или поддержанных Российской Федерацией в разные годы. Ряд европейских государств (Бельгия, Люксембург, Италия, Греция и др.) рассматривают право избирать в качестве обязанности своих граждан. Крайне любопытно решается этот вопрос в Италии. Согласно ст. 18 итальянской Конституции голосование является личным и равным, свободным и тайным. Правда, тут же делается оговорка: его осуществление является гражданским долгом. Европейские официальные структуры нашли оправдание тому несоответствию, которое сложилось между декларированным в международных правовых документах принципом свободных выборов и сформулированной в национальном законодательстве ряда государств юридической обязанностью избирателей участвовать в голосовании. По их мнению, свободные выборы -- это не выборы, участие в которых носит добровольный характер, а выборы, при которых (обязательный) акт голосования дает возможность свободного выбора.

Подобные инициативы набирают силу и в Российской Федерации.

Принципы избирательного права, регулирующие участие граждан России в выборах, закрепляются Конституцией РФ только применительно к выборам Президента РФ.

В отношении иных выборных органов власти эти принципы находят выражение в специальном избирательном законодательстве. Тем не менее это не снижает их высокой ценности.

Ко второй группе принципов российского избирательного права, которыми следует руководствоваться при организации и проведении выборов, отнесены обязательность и периодичность выборов, их альтернативность, состязательность и гласность.

Обязательность и периодичность выборов в качестве принципов их организации закреплены в ст. 9 Федерального закона от 12 июня 2002 г. Источником этих принципов служат также международные документы. К примеру, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принимая во внимание различную продолжительность сроков полномочий выборных органов, осторожно говорит о необходимости разумной периодичности выборов. Их отражение в законе вполне обоснованно, ибо выборы являются единственным демократическим способом формирования властных органов. Кроме того, появление указанных положений в нашем законодательстве стало реакцией на неоднократно имевшие место случаи уклонения от проведения выборов.

Альтернативность и состязательность выборов обеспечивают избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. По мнению Конституционного Суда РФ, альтернативность как необходимое условие свободных выборов относится к самому существу избирательного права. Вот почему без проведения голосования по нескольким кандидатурам это право теряет реальное содержание. При том, что общие выборы всегда должны быть альтернативными, возможно проведение повторного голосования по одной кандидатуре. Эта норма разрешена Федеральным законом от 12 июня 2002 г., получила одобрение Конституционного Суда РФ.

Состязательность выборов предполагает конкуренцию, соперничество кандидатов, избирательных объединений, что обеспечивается многими нормами избирательного законодательства.

Гласность выборов -- неотъемлемая черта российских избирательных кампаний последних лет. Режим гласности поддерживается многими законодательными нормами. Чтобы не перечислять их, сошлемся на новшества Федерального закона от 12 июня 2002 г. Он содержит несколько новых статей об информационном обеспечении выборов, информировании избирателей, опросах общественного мнения, совокупность которых призвана способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.

Основные принципы избирательного права и избирательной системы - это всеобщность, равенство и прямое избирательное право. К этим принципам иногда прибавляют тайное голосование.

Менее значимыми принципами считаются:

  • принцип гласности;
  • принцип проведения выборов избирательными комиссиями;
  • территориальный принцип организации выборов (выборы проводятся по территориальным избирательным округам);
  • принцип госго финансирования выборов (в РФ смешанное финансирование, [помимо финансов, которые дает кандидатам на предвыборную агитацию гос-во, они могут тратить собственные деньги или деньги фонда кандидата или партии], при допущении смешанного рефинансирования).

Краткая характеристика некоторых из принципов:

Принцип всеобщего избирательного права - в соответствии с ним в голосовании может участвовать все дееспособное население гос-ва с минимальными цензами.

Принцип равного избирательного права - все участвуют в выборах наравне с другими. Этому принципу противоречит раздельное финансирование выборов, т.к. при нем преимущество получает тот, у кого больше денег. Этот принцип нарушают также те, кто избирается с госй должности. Нередко лица в таком положении воздействуют на избирательную компанию, т.к. у них больше организационных возможностей (недавний пример, выборы президента РФ 96 года).

Принцип прямого избирательного права - это такое право, когда избиратели голосуют непосредственно за кандидата. Непрямое избирательное право многоступенчато (вышестоящие органы представительного характера формируются нижестоящими органами представительного характера). Например, так в годы советской власти формировались советы, сейчас так формируется Совет Федерации. Существуют и косвенные выборы, когда голосуют за выборщиков (напр, США).

Принцип тайного голосования - за волеизъявлением избирателей запрещается любой контроль. Нарушения это принципа могут быть самыми разными, например: предложение проголосовать за определенного кандидата за деньги, выпивку и т.д.; предложение плохо видящему человеку помочь в выборе кандидата в избирательном бюллетене и вместо желаемого кандидата ставится кандидат нужный “помощнику”; могут просто проставить карандашом на избирательных бюллетенях номер, при помощи которого будет легко определить, кто голосовал за того или иного кандидата, по избирательным спискам.

65. Избирательные комиссии: виды, порядок образования и полномочия.

Избирательные комиссии - это формируемые на смешанной гос-общественной основе государственные органы, которые осуществляют руководящую организационную деятельность по проведению избирательной компании.

Они делятся на виды :

  • Центральные избирательные комиссии - осуществляют руководство деятельностью всех нижестоящих комиссий, обеспечивают единообразное применение избирательного законодательства. Они выступают в роли окружной избирательной комиссии по выборам президента РФ и по выборам депутатов Госй Думы от избирательных объединений.
  • Региональные избирательные комиссии - координируют деятельность нижестоящих избирательных комиссий, и выступают в роли окружной избирательной комиссии при выборах в органы госй власти субъектов федерации в случае: избрания главы администрации или президента субъекта федерации, в случае избрания части депутатов по многомандатному округу от объединений.
  • Местные избирательные комиссии - городов, районов, сельских советов и т.д. Они координируют деятельность нижестоящих избирательных комиссий (если есть таковые), выступают в роли окружной комиссии по выборам глав местного самоуправления соответствующего уровня.
  • Есть также окружные комиссии - в пределах локальных избирательных округов.
  • Участковые комиссии - это избирательные комиссии, которые организуют голосование и первичный подсчет голосов на избирательных участках.

66. Избирательные округа: виды и порядок образования. Избирательные участки и списки избирателей.

Почему я против всеобщего избирательного права

Мы постоянно, небезосновательно и упорно говорим об ответственности политиков. Однако безумно боимся признать, что ответственность политиков невозможна там, где не существует ответственности избирателя. А избиратель у нас всё время оказывается в защищённой, не критикуемой, привилегированной позиции, что совсем неправильно. Потому что, сколько бы мы ни говорили об управлении массами и массовом программировании, это не снимает ответственность с тех, кем управляют и кого программируют.

Лживый корыстный политик – это плохо , но не понимающий, что он творит или что с ним творят, избиратель – не лучше. Выборы вождя человеком, который не в состоянии оценить последствия своих поступков на избирательном участке – это выборы главврача в сумасшедшем доме , где гегемон процесса категорически недееспособен.

Всю историю цивилизации мы боролись за равные политические права, а когда, наконец, они появились у каждого, с удивлением обнаружили, что:

– пятая часть тех, кто таки дошёл до избирательного участка (активные избиратели), через полгода не помнят, за кого проголосовали на последних выборах;

– три четверти сделавших выбор не смогли пересказать программу избранника и уж тем более, назвать хотя бы три главных отличия программы их кумира от программ конкурентов;

– почти треть активных избирателей делают свой выбор в последний момент, причём готовы отдать свой голос в обмен на конкретное материальное вознаграждение «здесь и сейчас».

И после этого мы обвиняем наших политиков в политической проституции…

Чем мы хуже древних греков?

Беда в том, что большинство современных демократий Запада (может быть, за исключением швейцарской) за таковые не признали бы не только античные и средневековые историки, но и учёные-правоведы XIX века. Современные западные демократии лишь называют себя «демократиями», но перейдя ко всеобщим, прямым, равным и тайным выборам, устранив какие бы то ни были ограничения, они превратились в охлократии .

В античных (классических) демократиях полными правами обладал отнюдь не каждый (т.е. отнюдь не каждый принадлежал к демосу).

Что требовалось от эллина, чтобы стать гражданином своего полиса? Быть в нём рождённым, достичь совершеннолетия, т.е. 20 лет, приобрести элементарную грамотность и достаточное воинское мастерство, чтобы вступить в строй полисного ополчения (фаланги). Но и это ещё не всё – семья, а именно жена и дети, тоже была необходима для получения гражданских прав.

В Афинах демократическое законодательство ввёл Солон в начале VI в. до Р.Х. Согласно законам Солона, граждане были поделены на четыре имущественных разряда. Все права получили граждане первых двух разрядов. Чтобы принадлежать к первому разряду, нужно было построить для Афин боевой корабль и содержать его; ко второму – иметь боевого коня и вступить всадником в ополчение.

Граждане третьего разряда получили почти все права, они не могли быть только архонтами . Это были граждане, имевшие тяжёлое оружие и составлявшие фалангу гоплитов. А граждане четвёртого разряда – феты – вообще никаких должностей права занимать не имели. Правда, освободив их от этих прав, полис освобождал их и от обязанности платить налоги. Согласитесь, неплохая компенсация. Интересно сколько наших сограждан согласились бы на такой бартер – избирательное право в обмен на право не платить налоги?

То есть существовал конкретный имущественный ценз, и не личный (по количеству тюнингованных колесниц в гараже), а общественный – по имуществу, работающему на благо всего общества.

Римляне признавали гражданские права даже за лицами, не обладавшими никаким имуществом, по сути дела – за босяками , от которых обществу не было никакого прока, кроме одного: будучи римлянами, эти босяки способны были рождать римлян. Их в Риме называли «пролетарии »

Даже Аристотель, которого современные демократы-либералы чтят и частенько цитируют, говоря о «политии» (в его терминологии – «власти полноправных граждан»), рекомендовал поддерживать систему ограничений правоспособности. Правда, в таком состоянии, чтобы к политической жизни были допущены «средние люди». «Средние люди» – дословный перевод с греческого, мы сейчас говорим «средний слой» или «средний класс».

Интересна мотивировка этого тезиса. Аристотель пишет, что, в отличие от богатых, «средние» вынуждены работать и тем самым лишены возможности посвятить всю свою жизнь опасным для общества политическим играм. А в отличие от бедных, они не склонны посягать на чужое имущество.

Что касается мнения демократических греков по поводу беднейшей части населения, то тут предельно ясно выразился Исократ – знаменитый афинский ритор, которого восхвалял Цицерон. И у которого не стеснялся заимствовать наиболее удачные умозаключения и сам Аристотель. Исократ долго перечисляет недостатки, пороки и мерзости богатых, а потом резко, одним штрихом подводит черту: «Богатые столь омерзительны, что хуже их могут быть только бедные» .

Ну, а господствующую сейчас избирательную систему никаким боком к демократиям классики жанра не отнесли бы.

Справка

Систематизацию НЕ-демократий первым предложил не Конгресс США, а Полибий – греческий историк, государственный деятель и военачальник, автор «Всеобщей истории» в 40 томах, охватывающих события в Риме, Греции, Македонии, Малой Азии и в других регионах с 220 по 146 гг. до н.э.

К числу выродившихся, извращённых форм государственного устройства Полибием были отнесены тирания (как изменённая в худшую сторону монархия), олигархия (как результат вырождения аристократического правления) и охлократия (форма государственного устройства, возникающая в результате доведения до абсурда демократических тенденций) – как будто на нас смотрел, когда писал.

После Аристотеля и Полибия, уже в 80-х гг. XIX века, Г. Лебон (Le Bon Gustave – основатель социальной психологии) был одним из первых, кто попытался подойти к феномену толпы с чисто научных позиций. Наряду с Г. Тардом (Gabriel Tarde – французский социолог и криминолог, основатель теории массовой культуры и анализа общественного мнения) и некоторыми другими исследователями он оказался в числе первых теоретиков «массового общества».

Лебон полагал, что в результате промышленной революции, роста городов и развития средств коммуникации, толпы маргинализированных индивидов, представляющие собой деструктивную, неуправляемую силу , начинают определять характер социальных процессов и стиль жизни общества.

Лебон полагал, что наступающая «эра масс» приведёт к упадку европейской цивилизации. Подобные выводы разделялись в начале XX в. многими политическими мыслителями и философами – такими как О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, Н.А. Бердяев и др.

Классики философии считают, что в демократическом обществе граждан учат уважать демократическую элиту, как, впрочем, и аристократическую, если она есть, а отличие самой элиты от остального населения видят в способности нести личную ответственность не только за себя, но и за общество (государство) в целом.

Массы же категорически лишены чувства ранга, одержимы уравнительной болезнью, рождают американскую поговорку «выделяться неприлично», требуют от любого представителя населения «быть, как все» (определение Хосе Ортеги-и-Гассета) и, наконец, руководствуются в политической жизни моральным императивом масс.

Который весьма точно описал Клайв Льюис (Clive Staples Lewis – автор недавно экранизированных «Хроник Нарнии»: «А я не хуже тебя!». Само собой разумеется, подобный императив – всегда ложь , потому что образованный человек не скажет недоучке, а атлет не скажет слабосильному: «А я не хуже тебя!» Так всегда говорят те, кто хуже, но не желают в этом признаться.

Когда общество подменяется массами , когда между понятиями «гражданин» и «житель» всё более и более уверенно ставится знак равенства, когда гражданин нивелируется по меркам представителей социальных низов, демократия неизбежно сменяется охлократией .

Многие видят решение проблемы коррумпированности и некомпетентности политиков через расширение спектра применения прямой демократии, через замену там, где возможно, решений представителей на решение избирателей. Однако, наблюдая уже больше 20 лет и профессионально анатомируя модернизацию механизмов внешнего воздействия на сознание и убеждения, не могу не усомниться в том, что такое решение будет «золотым сечением» демократии.

Видя, каких высот достигло искусство манипулирования общественным мнением , не могу не озвучить собственное грустное убеждение, что нет такой мерзости, за которую не проголосует наш электорат после грамотной «накачки» через средства массовой информации. И причина, простите за цинизм, в сомнительной профессиональной пригодности населения на роль избирателей.

Зависимость от наиболее прожорливых членов общества

Чтобы разобраться в современной политике, которая неотделима от современной макроэкономики, чтобы принять более-менее адекватное решение, избиратель должен иметь первоклассное экономическое и юридическое образование, быть устойчивым к нейролингвистическому программированию, материально независимым и, следуя совету профессора Преображенского, «не читать до обеда советских газет» .

А самое главное – иметь желание и возможность нести ответственность за своё решение, чего охлократия лишена напрочь.

Глобализация информационных потоков, взаимопроникновение и неминуемое усложнение процессов, проистекающих в обществе и каждой конкретной общественной ячейке, не могла не привести (и привела) к неизбежному выбору – или сами избиратели должны стать профессионалами в своём деле, или они неизбежно станут марионетками в опытных руках политтехнологов, что мы, собственно, и наблюдаем.

Растущая аполитичность , и в первую очередь молодёжи, – неосознанный, но абсолютно естественный протест против этого в высшей степени неэффективного и дорогостоящего балагана. Но власть хочет казаться правозащитной, а народ хочет иметь иллюзию, что его защищают. В рамках существующей политической системы это становится всё более затратно и всё менее эффективно.

Политкорректность , которая успешно вырождается в политзависимость власти от наименее приспособленных к выживанию и вообще не приспособленных производить что-либо полезное для общества, приводит к разбазариванию и так уже ограниченных ресурсов. Ещё пара конвульсий наших либерастов, и власть придёт к тому, о чем предупреждает Аристотель: «Охлократии, которые, кстати, всегда и везде весьма успешно сочетаются с олигархией, недолговечны и весьма часто вызывают к жизни тирании» .

С правами гражданина, конечно, уже который раз не срастётся, зато население будет довольно. Когда знакомишься с комментариями под призывом «один раз уже разобраться с местными олигархами», холодок бежит по спине, хотя сам лично никаких иллюзий по поводу способов накопления ими первичного капитала не питаю. То есть, как поётся в вульгарной песенке, «девочка созрела». Или, перефразируя не менее известного киногероя, «народ к разврату готов».

Остаётся дождаться спасителя, который под ликование электората начнёт рубить головы «неверным». У вас есть надежда, что население проголосует против? У меня – нет. Причём оно будет орать «распни!», даже не замечая, что распинают его самого.

Выбирать должны те, кто готов отвечать за свой выбор

Я против всеобщего избирательного права, где избиратель не несёт никакой ответственности за сделанный им выбор. Политическая ответственность политика – непереводимая игра слов, но безответственность избирателей – ещё хуже. Выбирать должны те, кто способен отвечать за свои действия, и, простите, те, которым есть, чем отвечать.

Хотите узнать истинную цену существующему активному праву? Предложите на выбор десяти гражданам какую-нибудь более или менее приличную бытовую сумму за отказ от использования своих электоральных прав. Ну, например в размере 100 минимальных зарплат. И вам надо будет очень постараться, чтобы собрать кворум из тех, кто откажется обменять своё право голоса на «презренный металл».

Потому что электорат – это не избиратели . Это – толпа . А избиратель появится там и тогда, где и когда он будет нести персональную ответственность за его электоральный выбор. Ответственность вообще бывает или персональной, или никакой.

И вот, когда избиратель, наделяя властными полномочиями своего избранника, поставит свою подпись под ещё одной фразой: «Используя своё право на выбор вершителя судьбы нашего государства, подтверждаю свою ответственность за этот шаг и готов нести солидарную материальную и уголовную ответственность вместе со своим избранником…» , – вот это и будет честно и справедливо...

Представил себе современных политиков, убеждающих вас поставить свою подпись под такой фразой при их избрании... Улыбнуло...

О продолжающемся геноциде русского и других коренных народов России

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…