Рабочая программа по биологии технический профиль в группах колледжа. Рабочая программа по биологии для спо рабочая программа на тему Рабочая программа биологии для спо
Программа учебной дисциплины «Биология» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по биологии для специальностей среднего профессионального образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования Тверской области
г осударственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Осташковский техникум»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
г. Осташков 2013 г
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Осташковский техникум» г. Осташков.
Разработчики:
Козлякова О.А., преподаватель высшей категории ГБОУ СПО «Осташковский техникум» г. Осташков
Протокол заседания предметной цикловой методической комиссии
№ _________ от «___» __________________ 2013 г.
© ГБОУ СПО «Осташковский техникум»
© Козлякова Ольга Анатольевна
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Биология» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по биологии для специальностей среднего профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 112 часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 78 часов;
самостоятельной работы 34 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
Практические работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
Подготовка рефератов | |
Оформление опорного конспекта | |
Составление схем и таблиц | |
Работа с дополнительной литературой | |
Итоговая аттестация в форме зачета 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология
Наименование разделов и тем | Объем часов | Уровень освоения |
|
Введение | Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. | ||
РАЗДЕЛ 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ | |||
УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ | |||
1. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. 2. Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. 3. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. 4. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. 5. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток . Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз. | |||
Практическая работа (№ 1)
| |||
Самостоятельная работа
2. Нарисовать схемы строения растительной и животной клеток и основных органоидов клетки. 3. Изучение вопроса фотосинтез и хемосинтез. | |||
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | |||
ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | |||
1. Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. 2. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез . Постэмбриональное развитие . 3. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | |||
Практическая работа (№ 2) 1. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | |||
Самостоятельная работа 1. Подготовка реферата по теме:
| |||
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ | |||
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ | |||
1. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование . Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. 2. Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. 3. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). | |||
Практическая работа (№ 3, № 4) 1. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. 2. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости. | |||
Самостоятельная работа 1. Подготовка реферата по теме:
2. Работа с учебником, составление конспекта по вопросу «Хромосомная теория наследственности». 3. Составление дидактической обобщающей таблицы «Основные закономерности изменчивости». | |||
РАЗДЕЛ 4. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ | |||
ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ | |||
1. История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. 2. Эволюционное учение Ч. Дарвина. 3. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. 4. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. 5. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). 6. Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития . 7. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. 8. Основные направления эволюции | |||
Практическая работа (№ 5)
| |||
Самостоятельная работа
4. Подготовка сообщений по вопросам: эволюция растений от папоротникообразных до покрытосеменных; Эволюция животных от земноводных до современных млекопитающих. (Работа с дополнительной литературой) | |||
РАЗДЕЛ 5 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ | |||
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ | |||
1. Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. 2. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Живые организмы на Земле в процессе эволюции 3. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. | |||
Практические работы (№ 6) 2. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. | |||
Самостоятельная работа 1. Подготовка рефератов по теме:
| |||
РАЗДЕЛ 6 ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ | |||
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ | |||
2. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. 3. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. 4. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. 5. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. 3. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. | |||
Практические работы (№ 7, № 8,) 1. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). 2. Решение экологических задач. | |||
Самостоятельная работа
|
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Г АОУ СПО СО «УРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОДБ.07 «Биология »
для специальностей
Рабочая программа рассмотрена и одобрена цикловой комиссией естественнонаучного цикла Председатель цикловой комиссии И.С.Чинёнова | Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» для специальностей СПО, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 и в соответствии с требованиями ФГОС СПО для специальностей 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы 09.02.03 Программирование в компьютерных системах 15.02.08 Технология машиностроения 22.02.05 Обработка металлов давлением 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР ГАОУ СПО СО «Уральский политехнический колледж И.Н.Федорова «____» ____________ 2014 г. |
Разработчик: Даниленко Л.П. , преподаватель общеобразовательных дисциплин ГАОУ СПО СО «Уральского политехнического колледжа
Техническая экспертиза рабочей программы учебной дисциплины «Биология» пройдена.
Эксперты:
Методист дневного отделения
ГАОУ СПО СО «Уральского политехнического колледжа _______________О.А.Голубева
Председатель цикловой комиссии ___________________И.С.Чинёнова
«___»_______________2014.
Рабочая примерная программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисными учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Биология» предназначенной для изучения биологии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования для специальностей технического профиля., при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
__________________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАЛМЫЦКИЙ ФИЛИАЛ
УТВЕРЖДАЮ
Д иректор Калмыцкого филиала МГГЭУ
Айдарова Г.П.
«_____» _______________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД. 06 «Биология»
по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
квалификация техник – программист
Элиста, 2016г.
ОДОБРЕНАПредметно-цикловой комиссией естественнонаучных и математических дисциплин Протокол №______
от «______»___________2016 г.
Председатель ПЦК
______________/ Ц.Ю. Катрикова/
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02. 03 Программирование в компьютерных системах
Заместитель директора по учебно-методической работе
______________/ В.В. Новгородова/
Составитель: Болдырева А.Ю. , высшая квалификационная категория, преподаватель
Рецензенты: Катрикова Ц.Ю, высшая квалификационная категория, преподаватель
Асархинова Е.Б., высшая квалификационная категория, преподаватель, БПОУ РК «ЭПТК»
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу учебной дисциплины «Биология» для студентов по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, разработанная преподавателем КФ ФГБОИУ ВО «МГГЭУ» Болдыревой А.Ю.
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах среднего профессионального образования базовой подготовки.
Рабочей программой учебной дисциплины «Биология» предусматривается развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений, воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного обращения к природным ресурсам и окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью, использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности.
Рабочая программа включает в себя: паспорт, структуру, содержание, условия реализации, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины и состоит из теоретических и практических занятий, а также самостоятельных работ. В паспорте рабочей программы определена область применения программы, место дисциплины в структуре ППССЗ, определены цели и задачи дисциплины.
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» может быть рекомендована к применению в образовательном процессе при подготовке обучающихся по вышеперечисленной специальности.
Рецензент: Асархинова Е.Б.
Преподаватель химии и биологии
БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочеЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОЛОГИЯ»
Область применения программы: Рабочая программа учебной дисциплины "Биология" является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы: Учебная д исциплина "Биология" относится к дисциплинам естественнонаучного и математического цикла обязательной части циклов ППССЗ.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения различных форм учебных занятий.
Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых профессиональных и общих компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
3
Умения:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
ОК 1 - 9
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Текущий контроль в форме:
Устного опроса;
Тестирования;
Практических занятий;
Творческих проектов.
Дифференцированный зачет по дисциплине.
Знания:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику.
государственное автономное учреждение
Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР Директор ГАУ КО ПОО КСТ
ГАУ КО ПОО КСТ
Н.Н. Мясникова _____________ Т.А. Бугакова
«_» _____________ 2015 г. «__» _______________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПлины
Биология
технический ПРОФиЛЬ
Калининград
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Биология» рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением « Федеральный институт развития образования » ( ФГАУ « ФИРО ») Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования (СПО) и профиля профессионального образования.
Для программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальностям СПО Для программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальностям СПО технического профиля :
Организация-разработчик: государственное автономное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж сервиса и туризма».
Разработчик: Трифоненко Е.В., преподаватель биологии ГАУ КО ПОО КСТ
Протокол ПЦК №_________ от «____»__________2015г.
Председатель ПЦК ___________ Цветаева Л.В.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
условия реализации программы учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС на базе основного общего образования с получением среднего общего образования программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальностям СПО технического профиля:
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
20.02.04 Пожарная безопасность
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:
получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно - научной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей)по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира; понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека; способность использовать знания о современной естественно -научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере; способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе; готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования; способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
метапредметных:
осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности; способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно -научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач; способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
предметных:
сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен знать и понимать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы,
влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные
схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в
экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по
морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
практические занятия
18
Контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
в том числе:
Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем)
Выполнение индивидуального задания (рефераты, сообщения, плакаты с рисунками)
Создание презентаций по заданной теме
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология (технический профиль )
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Кол-во часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы.
Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса .
Раздел 1. Учение о клетке.
8
Тема 1.1.
Содержание учебного материала:
Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Клеточная теория. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов.
Тема 1.2. Строение и функции клетки. | Содержание учебного материала: | ||
Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. | |||
Практические занятия : | |||
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий. | |||
Тема 1.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | Содержание учебного материала: | 0.5 |
|
Пластический и энергетический обмен. | |||
Виды обмена веществ. Фотосинтез. Наследственная информация и реализация ее в клетке. |
|||
Практические занятия : Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. | 0.5 | ||
Тема 1.4. Жизненный цикл клетки. | Содержание учебного материала: | ||
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. | 0.5 | ||
Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов |
|||
Практические занятия : Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. | 0.5 | ||
Контрольные работы : тестирование по теме (по вариантам) | |||
Самостоятельная работа по разделу 1: 3. Выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика домашних заданий по разделу 1: Химический состав клетки, структура и функции клетки, обеспечение клеток энергией, наследственная информация и реализация ее в клетке. «Органические и неорганические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении».«Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток». | |||
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 7 | ||
Тема 2.1. Размножение организмов. | Содержание учебного материала: | ||
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение | |||
Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. |
|||
Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов. | Содержание учебного материала: | ||
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов | |||
Организм как единое целое. |
|||
Практические занятия : Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства: 1. Изучение сходства зародышей разных видов. 2. Изучение влияния наркотических веществ, табака, алкоголя на развитие эмбриона. | |||
Контрольные работы : тестирование по теме 2.1., 2.2. | |||
Самостоятельная работа по разделу 2: 1. Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). 2. Создание презентаций по заданной теме . 3. Выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика домашних заданий по разделу 2: Размножение организмов, индивидуальное развитие организмов. Примерные темы для презентаций (рефератов ): «Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов». «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка». | |||
Раздел 3. Основы генетики и селекции. | 12 | ||
Тема 3.1. Основные закономерности явлений наследственности. | Содержание учебного материала: | ||
Моногибридное скрещивание. | |||
Дигибридное скрещивание. | |||
Практические занятия: 1.Составление простейших схем скрещивания. 2.Решение задач на моногибридное скрещивание. 3.Решение задач на дигибридное скрещивание. | |||
Тема 3.2. Закономерности изменчивости. | Содержание учебного материала: | ||
Виды изменчивости: модификационная и наследственная. | |||
Наследственные заболевания человека. |
|||
Практические занятия : Анализ фенотипической изменчивости. | |||
Контрольная работа по темам разделов 1,2,3 (по вариантам) | |||
Тема 3.3. Генетика и селекция. | Содержание учебного материала: | ||
Одомашнивание. Принципы селекции. Труды Вавилова. | |||
Методы селекции. Биотехнология. |
|||
Практические занятия : Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм | |||
Самостоятельная работа по разделу 3: 1. Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). 2. Создание презентаций по заданной теме . 3. Выполнение домашних заданий по разделу 3. Примерная тематика домашних заданий по разделу 3: Основные закономерности явлений наследственности, закономерности изменчивости. Основные понятия генетики и селекции. Примерные темы для презентаций (рефератов ): «Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение». «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении». «Центры многообразия и происхождения культурных растений». «Центры многообразия и происхождения домашних животных». | |||
Раздел 4. Эволюционное учение. | 12 |
||
Тема 4.1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. | Содержание учебного материала: | ||
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. | |||
Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира. | |||
Практические занятия : Описание особей одного вида по морфологическому критерию. | |||
Тема 4.2. История развития эволюционных идей. | Содержание учебного материала: | 1 |
|
Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. Эволюционные теории Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина. | |||
Движущие силы эволюции. Виды естественного отбора. Доказательства эволюции. Вид. Популяция. Изменчивость, борьба за существование, адаптации. Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. |
|||
Практические занятия : Выявление приспособлений организмов к среде обитания. | 2 | ||
Тема 4.3 Микроэволюция и макроэволюция. | Содержание учебного материала: | 1 | |
Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. | |||
Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. |
|||
Практические работы : Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. | 1 | ||
Самостоятельная работа по разделу 4 : 1. Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). 2. Создание презентаций по заданной теме . 3. Выполнение домашних заданий по разделу 4. Примерная тематика домашних заданий по разделу 4: Развитие эволюционных идей, доказательства эволюции, механизмы эволюционного процесса. Примерные темы для презентаций (рефератов ): «Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина». «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции». | 4 | ||
Раздел 5.0. Происхождение человека. | 4 | ||
Тема 5.1. Происхождение человека | Содержание учебного материала: | 1 | |
Антропогенез. Эволюция приматов. |
|||
Факторы эволюции человека. |
|||
Тема 5.2. Происхождение человека. | Содержание учебного материала: | 1 | |
Доказательства родства человека с млекопитающими Животными. | 1 |
||
Этапы эволюции человека. Человеческие расы. |
|||
Практические занятия : 1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. | 1 | 2 |
|
Самостоятельная работа по разделу 5 : 1. Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). 2. Создание презентаций по заданной теме . 3. Выполнение домашних заданий по разделу 5. Примерная тематика домашних заданий по разделу 5: Теории возникновения жизни на Земле. Развитие жизни на Земле. Происхождение человека. Примерные темы для презентаций (рефератов): «Принципы и закономерности развития жизни на Земле». «Ранние этапы развития жизни на Земле». «Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных». | 1 | 3 |
|
Раздел 6. Основы экологии. | 9 | ||
Тема 6.1. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. | Содержание учебного материала: | ||
Экология как наука. Экосистема, ее свойства. Виды экосистем. | 1 | 1 |
|
Смена экосистем. Агроценозы. Цепи питания. |
|||
Практические занятия : 1.Составление цепей питания. 2.Сравнительное описание двух экосистем. | 2 | 2 |
|
Тема 6.2. Биосфера - глобальная экосистема. Биосфера и человек. | Содержание учебного материала: | 1 | |
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. | 1 |
||
Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Состав и функции биосферы. Круговорот веществ. Глобальные экологические проблемы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. |
|||
Практические занятия : 1. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). 2.Решение экологических задач. | 2 | 2 |
|
Самостоятельная работа по разделу 6: 1. Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам пособий, указанным преподавателем). 2. Создание презентаций по заданной теме . 3. Выполнение домашних заданий по разделу 6. Примерная тематика домашних заданий по разделу 6: Экосистема, ее структура и свойства; понятие биосферы, охрана биосферы. Примерные темы для презентаций (рефератов ): «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение». «Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения » | 2 | 3 |
|
Раздел 7. Бионика. | 2 | ||
Тема 7.1. Бионика. Основные понятия бионики. | Содержание учебного материала: | 0.5 | 1 |
Бионика как наука. Использование знаний о живой природе в технике. | 1 |
||
Контрольная работа в виде дифференцированного зачета | 0.5 |
||
Самостоятельная работа по разделу 7 : 1. Работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам пособий, указанным преподавателем). 2. Создание презентаций по заданной теме . 3. Выполнение домашних заданий по разделу 7. Примерная тематика домашних заданий по разделу 7: Основные понятия бионики. Цели и задачи данного направления в науке. Примерные темы для презентаций (рефератов ): «Трубчатые структуры в живой природе и технике», «Аэродинамические и гидродинамические устройства в живом мире и технике» | 1 | 3 |
|
Всего : | 54 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)3.– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Биология».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- учебно-методический комплекс по дисциплине «Биология»;
- наглядные пособия: таблицы, карточки с заданиями.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа-проектор;
- интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1.Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л. Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. -М., 2014.
2.Ионцева А. Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. - М., 2014.
3.Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. - М., 2014.
4.Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат). - М., 2014.
5.Никитинская Т.В. Биология: карманный справочник. - М., 2015.
6.Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10-11 класс. - М., 2014.
7.Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10- 11 класс. - М., 2014.
Дополнительные источники:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 3.Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
4.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
5.Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. - М., 2010.
6.Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. - М., 2010. Дарвин Ч. Сочинения. - Т. 3. - М., 1939.
7.Дарвин Ч. Происхождение видов. - М., 2006.
8.Кобылянский В.А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. - М.,2010.
9.Орлова Э.А. История антропологических учений: учебник для вузов. - М., 2010.
11.Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология. - М., 2010.
Интернет-ресурсы
www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии -
экологии на сервере Воронежского университета).
www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по
биологии, On-line тесты).
www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разрабо
танного в Московском государственном открытом университете).
www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России - проект Экологического
центра МГУ им. М.В.Ломоносова).
www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Введение
Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественно - научной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране
Экспертная оценка результатов контрольных, практических работ, дифференцированных самостоятельных работ
-экспертная оценка выполнения домашних заданий.
Химическая организация клетки
Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов. Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке
тестирование , экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях; экспертная оценка выполнения домашних заданий.
Строение и функции клетки
Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов.
Наблюдение клеток растений и животных под микро- скопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам
Экспертная оценка результатов:
-тестирование; - оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях; дифференцированных самостоятельных работ;
Обмен веществ и превращение энергии в клетке
Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.
Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК
тестирование ; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;
Жизненный цикл клетки
Ознакомление с клеточной теорией строения организмов. Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование ; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;
Размножение организмов
Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов.
Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование ; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;
Индивидуальное развитие организма
Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных.
Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с при- чинами нарушений в развитии организмов.
Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование ; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;
Индивидуальное развитие человека
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства.
Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование ; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;
Закономерности изменчивости
Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира. Получение представления о связи генетики и медицины.
Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой. Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование ; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
Основы селекции растений,животных и микроорганизмов Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции. Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н. И. Вавиловым. Изучение методов гибридизации и искусственного отбора. Умение разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонировании живот- ных и проблемах клонирования человека. Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование ; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции. Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных. Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной)
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование ;
оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ;
оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;
История развития эволюционных идей
Изучение наследия человечества на примере зна- комства с историей развития эволюционных идей К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч. Дарвина. Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественно- научной картины мира. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование ; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ;
Микроэволюция
и макроэволюция
Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что популяция - структурная единица вида и эволюции. Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами. Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс. Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Умение выявлять причины вымирания видов
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование ; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях
Антропогенез
Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство. Выявление этапов эволюции человека
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование ; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях
Человеческие расы
Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения.
Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование ; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях
Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование ; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях
Биосфера - глобальная экосистема
Ознакомление с учением В. И. Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме. Наличие представления о схеме экосистемы на при- мере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере. Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий; тестирование ; оценка контрольных работ; устный опрос; письменный опрос; оценка защиты выполненных самостоятельных работ; оценка защиты выполненных работ; экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях
Биосфера и человек
Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде. Умение определять воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и умение определять пути их решения. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводного аквариума). Решение эко- логических задач. Демонстрирование умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения воз можных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охране
Экспертная оценка результатов:
выполнения домашних заданий,
тестирование;
-оценка контрольных работ;
-устный опрос;
-письменный опрос;
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики
Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфо- функциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.
Знакомство с трубчатыми структурами в живой при- роде и технике, аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой природе и технике.
Умение строить модели складчатой структуры, используемые в строительстве
Экспертная оценка результатов: выполнения домашних заданий, тестирование;
-оценка контрольных работ;
-устный опрос;
-письменный опрос;
-оценка защиты выполненных самостоятельных работ;
-оценка защиты выполненных работ;
-экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях;