Меню

Архелай правитель иудеи. Ирод архелай

Все о газоне

Страница 7 из 41

Архелай вспоминал похороны отца. На Ироде было пурпурное одеяние, порфира, корона, скипетр и драгоценные украшения. В тронном зале его дворца горели свечи и курились благовония. Архелай находился всё время рядом, как никто из сыновей Ирода и именно он принимал самое активное участие в похоронах. Был Филипп, но он отнёсся к смерти отца равнодушно, и его присутствие на похоронах можно было сравнить с присутствием чужого человека. А за Антипой пришлось даже съездить. Архелай застал его в нетрезвом состоянии в кругу таких же нетрезвых и весёлых друзей.

У тебя отец умер. – сказал ему Архелай.

У тебя тоже. – ответил Антипа.

Ты пойдёшь на похороны?

Это мне надо спросить у своих ног.

Перестань, брат! Вспомни отца и вспомни, как он тебе говорил, что для мужчины нет ничего более позорного, чем шутовство.

С тех пор отношения между сводными братьями Антипой и Архелаем переросли в открытую вражду. Молчаливому и романтичному Филиппу, как поэту по натуре, не нравился никто, но при этом ему был ближе лёгкий по характеру и совсем безвольный брат Антипа, с которым он, кстати говоря, редко виделся, как и со всеми своими другими родственниками. Антипа вскоре даже создал коалицию против Архелая, пригласив в неё своего брата Филиппа и уже во второй раз, поехал посольством в Рим, чтобы передать прошение, якобы, от всего иудейского народа самому римскому императору о тупости и деспотичности Архелая, чтобы получить Иудею вместе с Иерусалимом. Кстати сказать, потом в Рим явился и сам Архелай, который просил у императора царский титул. Август продержал его целых два месяца при себе, изучал его, но просимого не дал.

Умершего царя Ирода на великолепном катафалке провезли по Иерусалиму в сопровождении его бывших слуг, родственников и огромного количества римских солдат и более никто его не видел. Нашлись люди, которые потом долгое время искали могилу царя, чтобы вышвырнуть из неё труп, но найти не могли. О месте захоронения Ирода долго ходили самые противоречивые слухи. Кто-то говорил, что его схоронили на дне моря, но не уточняли какого. Другие указывали на крепость Массаду, третьи уверяли, что видели, как ночью солдаты везли его в сторону Иродии. Могилу царя Ирода обнаружат археологи только в 2007 году.

При жизни, Ирод никогда не именовался Великим. Он даже боялся этого прозвища перед Римом. Таким титулом мог называть его только старый слуга, да и то в шутку. Ирод ценил этого слугу более всех других, считал другом и многое прощал ему. В то время в Риме царя Ирода называли Иродом Идумлянином или Иродом Строителем. Ни о каком Великом даже речи быть не могло. Спустя несколько веков, такое прозвание ему дали историки, чтобы отличить царя Ирода-отца ото всех его более мелких потомков. Всё своё правление он предотвращал войну с Римом, которая всё же случилась в 64 году нашей эры, после чего государство Израиль перестало существовать. Основная масса еврейского народа в тот год была убита римлянами, замучена до смерти, изнасилована, сожжена, утоплена (Геннесаретское море) или распята. Другая часть была продана с семьями в рабство и расселена по всей Европе. Был сожжён и разобран Иерусалимский храм. Многие части его на баржах и платформах были отправлены морем в Рим. По сей день в Ватикане многие верующие входят в один из храмов по одной из лестниц, и делают это только на коленях. Они молятся на каждой ступеньке отдельной молитвой, чтобы грешникам в аду стало легче, потому что именно по этой лестнице когда-то поднимался в Иерусалимский храм Сам Спаситель, Его Мать и все Его апостолы, а происходило это совсем не в Риме. Лестница была привезена ещё в те далёкие годы из самого Иерусалима.

Семидневный траур по двадцать девятому царю Иудеи не получился. Это раздражало Архелая. Он не выполнил тайного завещания отца, которому давал слово. Его, Архелая, открыто поздравляли и у этих людей были светящиеся от радости лица.

« У них светятся лица, потому что они скоро сожрут меня и моих братьев Антипу и Филиппа. – думал Архелай. – Неужели они не понимают, что у меня горе? Мне нужно их уважение к моему горю. Оно мне сейчас важнее даже самого горя».

Через некоторое время пришло известие из Рима, которое больно ударило по всем трём братьям. Мало того, родной брат Архелая Антипа и сводный брат Филипп начали открыто создавать коалицию против Архелая из-за Иудеи и Иерусалима. Вскоре Ирод Антипа отправился в Рим и Архелай понял, что и ему обязательно там нужно быть, но начиналась пасхальная неделя. В Иерусалим шли евреи со всех сторон, и все они были настроены против Рима, против покойного царя Ирода и против всех его потомков. Архелай понял, что уезжать ему никак нельзя, чтобы не выпустить ситуацию из-под контроля и остался.

Сначала молодой этнарх вёл переговоры со своим народом, но безуспешно. Переговоры переросли в бунт. Архелай вспомнил тайное завещание отца и бросил на бунтовщиков всю свою армию вместе с кавалерией. При этом он сам проявил « воинскую доблесть» и первым пошёл в атаку. В итоге было перебито три тысячи человек прямо в храме. На это Архелай сказал: «Дураков и в храме бьют». С этого дня его стали называть достойным сыном своего отца. Через несколько месяцев история об избиении в Иерусалимском храме стала известна всей Вселенной, как тогда называли страны акватории Средиземного моря и люди говорили, что на место одного Ирода пришёл Ирод другой. В течение всего своего десятилетнего правления этнарх Архелай боролся и воевал только со своим народом, но на пике этого великого противостояния, император Август в шестом году нашей эры отправил его за крайнюю жестокость в ссылку на пожизненно в далёкую и холодную Галлию (нынешняя Франция), а всё имущество его конфисковал. С тех пор землями, которыми он владел, стали управлять ставленники Рима – прокураторы.

Брат Ирода Архелая Ирод Антипа, который перенял от отца только любовь к застольям, веселью и интригам, на старости лет тоже будет отправлен туда же в ссылку, но произойдёт это значительно позже, в тридцать девятом году нашей эры. Виной этому станет донос его родного племянника Ирода Агриппы, который напишет императору Калигуле о заговоре Антипы с парфянским царём Артабаном и давней причастности его к заговору Луция Элия Сеяна – казнённого бывшего командующего преторианской гвардией.

О третьем брате-правителе Ироде Филиппе известно следующее. Древнеримский историк Иосиф Флавий пишет о нём: « Его правление отличалось мягкостью и спокойствием. Он провёл всю свою жизнь в пределах подчинённой области. Когда ему случалось выезжать, он делал это в обществе нескольких избранных. При этом за ним всегда возили его кресло, сидя на котором он творил суд. Если по пути к нему являлся кто-нибудь с жалобой, то он, недолго думая, тут же ставил кресло, садился на него и выслушивал обвинителя. Виновных он подвергал наказанию, а невиновных тут же отпускал. Умер в Юлиаде. Правил тридцать семь лет. Похоронен в мавзолее, который заранее построил для себя сам. Потомства не оставил».

И Ироду Филиппу II выделил меньшие области (тетрархии). После смерти Ирода Архелай не принял царство сразу, а направился в Рим за утверждением своего права царствования у императора Августа . Но перед его отъездом в Иерусалимском храме произошли волнения со стороны противников Ирода. Это случилось во время празднования Пасхи , когда в Иерусалим стекалось огромное множество евреев с израильских земель. После нескольких неудачных попыток переговоров волнения переросли в бунт, и Архелай выслал для усмирения зачинщиков отряд войск, который толпа закидала камнями и совершенно разгромила. Наследник престола, опасаясь активных действий бунтарей, выслал для подавления волнений в храме всё своё войско, включая кавалерию . Бунт подавили силой, в результате чего погибло около 3 тысяч человек, остаткам же разрешили вернуться в родные края к своим делам.

После разгрома бунтарей кроме Архелая в Рим отправились его брат Ирод Антипа , а также посольство из множества противников Архелая, чтобы оспорить его право на наследование престола Ирода. Однако император, выслушав обе стороны, положился на выбор Ирода и отдал предпочтение Архелаю. Император Август подтвердил завещание Ирода во всём кроме царского титула: вместо царя Архелай стал этнархом - «правителем народа». Согласно завещанию Архелай стал правителем Самарии, Иудеи (включая Иерусалим) и Идумеи.

Архелай после прибытия из Рима в Иудею в качестве правителя женился на Глафире, вдове своего брата Александра. Из-за жестокого обращения с подданными Август в 6 г н. э. отправил Архелая в ссылку в Виенну - город в Нарбоннской Галлии недалеко от Лиона и конфисковал его имущество. Таким образом закончилось правление Архелая, а его владения были включены в состав римской провинции Сирия .

Упоминания в Библии

Напишите отзыв о статье "Ирод Архелай"

Примечания

Литература

  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Ирод Архелай

После отъезда Денисова, Ростов, дожидаясь денег, которые не вдруг мог собрать старый граф, провел еще две недели в Москве, не выезжая из дому, и преимущественно в комнате барышень.
Соня была к нему нежнее и преданнее чем прежде. Она, казалось, хотела показать ему, что его проигрыш был подвиг, за который она теперь еще больше любит его; но Николай теперь считал себя недостойным ее.
Он исписал альбомы девочек стихами и нотами, и не простившись ни с кем из своих знакомых, отослав наконец все 43 тысячи и получив росписку Долохова, уехал в конце ноября догонять полк, который уже был в Польше.

После своего объяснения с женой, Пьер поехал в Петербург. В Торжке на cтанции не было лошадей, или не хотел их смотритель. Пьер должен был ждать. Он не раздеваясь лег на кожаный диван перед круглым столом, положил на этот стол свои большие ноги в теплых сапогах и задумался.
– Прикажете чемоданы внести? Постель постелить, чаю прикажете? – спрашивал камердинер.
Пьер не отвечал, потому что ничего не слыхал и не видел. Он задумался еще на прошлой станции и всё продолжал думать о том же – о столь важном, что он не обращал никакого.внимания на то, что происходило вокруг него. Его не только не интересовало то, что он позже или раньше приедет в Петербург, или то, что будет или не будет ему места отдохнуть на этой станции, но всё равно было в сравнении с теми мыслями, которые его занимали теперь, пробудет ли он несколько часов или всю жизнь на этой станции.
Смотритель, смотрительша, камердинер, баба с торжковским шитьем заходили в комнату, предлагая свои услуги. Пьер, не переменяя своего положения задранных ног, смотрел на них через очки, и не понимал, что им может быть нужно и каким образом все они могли жить, не разрешив тех вопросов, которые занимали его. А его занимали всё одни и те же вопросы с самого того дня, как он после дуэли вернулся из Сокольников и провел первую, мучительную, бессонную ночь; только теперь в уединении путешествия, они с особенной силой овладели им. О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить, и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, всё на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его.
Вошел смотритель и униженно стал просить его сиятельство подождать только два часика, после которых он для его сиятельства (что будет, то будет) даст курьерских. Смотритель очевидно врал и хотел только получить с проезжего лишние деньги. «Дурно ли это было или хорошо?», спрашивал себя Пьер. «Для меня хорошо, для другого проезжающего дурно, а для него самого неизбежно, потому что ему есть нечего: он говорил, что его прибил за это офицер. А офицер прибил за то, что ему ехать надо было скорее. А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным, а Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за что то. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?», спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «умрешь – всё кончится. Умрешь и всё узнаешь, или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно.

Выделил меньшие области (тетрархии).

После смерти Ирода Архелай не принял царство сразу, а направился в Рим за утверждением своего права царствования у императора Августа . Но перед его отъездом в Иерусалимском храме произошли волнения со стороны противников Ирода. Это случилось во время празднования Пасхи , когда в Иерусалим стекалось огромное множество евреев с израильских земель. После нескольких неудачных попыток переговоров волнения переросли в бунт, и Архелай выслал для усмирения зачинщиков отряд войск, который толпа закидала камнями и совершенно разгромила. Наследник престола, опасаясь активных действий бунтарей, выслал для подавления волнений в храме всё своё войско, включая кавалерию . Бунт подавили силой, в результате чего погибло около 3 тысяч человек, остаткам же разрешили вернуться в родные края к своим делам.

После разгрома бунтарей кроме Архелая в Рим отправились его брат Ирод Антипа , а также посольство из множества противников Архелая, чтобы оспорить его право на наследование престола Ирода. Однако император, выслушав обе стороны, положился на выбор Ирода и отдал предпочтение Архелаю. Император Август подтвердил завещание Ирода во всём кроме царского титула: вместо царя Архелай стал этнархом - «правителем народа». Согласно завещанию Архелай стал правителем Самарии, Иудеи (включая Иерусалим) и Идумеи.

Архелай после прибытия из Рима в Иудею в качестве правителя женился на Глафире, вдове своего брата Александра. Из-за жестокого обращения с подданными Август в 6 г н. э. отправил Архелая в ссылку в Виенну - город в Нарбоннской Галлии недалеко от Лиона и конфисковал его имущество. Таким образом закончилось правление Архелая, а его владения были включены в состав римской провинции Сирия .

Упоминания в Библии

Напишите отзыв о статье "Ирод Архелай"

Примечания

Литература

  • Архелай // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Ирод Архелай

– Ты можешь пойти туда? – очень удивилась девушка.
Я кивнула:
– И вы тоже.
– Простите, пожалуйста, Изольда, а почему ваш мир такой яркий? – не смогла удержать своего любопытства Стелла.
– О, просто там, где я жила, почти всегда было холодно и туманно... А там, где я родилась всегда светило солнышко, пахло цветами, и только зимой был снег. Но даже тогда было солнечно... Я так соскучилась по своей стране, что даже сейчас никак не могу насладиться вволю... Правда, имя моё холодное, но это потому, что маленькой я потерялась, и нашли меня на льду. Вот и назвали Изольдой...
– Ой, а ведь и правда – изо льда!.. Я никогда бы не додумалась!.. – ошарашено уставилась на неё я.
– Это ещё, что!.. А ведь у Тристана и вообще имени не было... Он так всю жизнь и прожил безымянным, – улыбнулась Изольда.
– А как же – «Тристан»?
– Ну, что ты, милая, это же просто «владеющий тремя станами», – засмеялась Изольда. – Вся его семья ведь погибла, когда он был ещё совсем маленький, вот и не нарекли имени, когда время пришло – некому было.
– А почему вы объясняете всё это как бы на моём языке? Это ведь по-русски!
– А мы и есть русские, вернее – были тогда... – поправилась девушка. – А теперь ведь, кто знает, кем будем...
– Как – русские?.. – растерялась я.
– Ну, может не совсем... Но в твоём понятии – это русские. Просто тогда нас было больше и всё было разнообразнее – и наша земля, и язык, и жизнь... Давно это было...
– А как же в книжке говорится, что вы были ирландцы и шотландцы?!.. Или это опять всё неправда?
– Ну, почему – неправда? Это ведь то же самое, просто мой отец прибыл из «тёплой» Руси, чтобы стать владетелем того «островного» стана, потому, что там войны никак не кончались, а он был прекрасным воином, вот они и попросили его. Но я всегда тосковала по «своей» Руси... Мне всегда на тех островах было холодно...
– А могу ли я вас спросить, как вы по-настоящему погибли? Если это вас не ранит, конечно. Во всех книжках про это по-разному написано, а мне бы очень хотелось знать, как по-настоящему было...
– Я его тело морю отдала, у них так принято было... А сама домой пошла... Только не дошла никогда... Сил не хватило. Так хотелось солнце наше увидеть, но не смогла... А может Тристан «не отпустил»...
– А как же в книгах говорят, что вы вместе умерли, или что вы убили себя?
– Не знаю, Светлая, не я эти книги писала... А люди всегда любили сказы друг другу сказывать, особенно красивые. Вот и приукрашивали, чтобы больше душу бередили... А я сама умерла через много лет, не прерывая жизни. Запрещено это было.
– Вам, наверное, очень грустно было так далеко от дома находиться?
– Да, как тебе сказать... Сперва, даже интересно было, пока мама была жива. А когда умерла она – весь мир для меня померк... Слишком мала я была тогда. А отца своего никогда не любила. Он войной лишь жил, даже я для него цену имела только ту, что на меня выменять можно было, замуж выдав... Он был воином до мозга костей. И умер таким. А я всегда домой вернуться мечтала. Даже сны видела... Но не удалось.

И самарянки Малтаки, этнарх Идумеи, Иудеи и Самарии (4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.). В изображении Иосифа Флавия И. А.- один из нечестивых и жестоких представителей иродианской династии.

В права наследника И. А. вступил согласно последнему варианту завещания Ирода Великого, к-рый умер в 4 г. до Р. Х. После торжественных похорон отца и присяги солдат на верность И. А. стал собираться в Рим (Ios. Flav. De bell. II 1. 1-2; Idem. Antiq. XVII 8. 3-4; 9. 1), где волю отца должен был еще утвердить император. Но начало карьеры И. А. было омрачено восстанием иудеев, недовольных тем, что И. А. отказывался отомстить виновникам гибели тех, кто протестовали против установки по приказу Ирода Великого изображения рим. орла на храме. И хотя И. А. пытался уговорить бунтовщиков повременить с этим делом до его возвращения из Рима (Idem. Antiq. XVII 8. 4-9. 1), на Пасху в Иерусалимском храме произошло столкновение восставших с солдатами И. А., в результате чего погибло 3 тыс. иудейских паломников (Idem. De bell. II 1. 3; Idem. Antiq. XVII 9. 3).

Этот инцидент для И. А. оказался фатальным. При рассмотрении имп. Августом завещания Ирода Великого И. А. был обвинен в жестокости, самоуправстве, нарушении иудейского закона сначала сторонниками его брата Ирода Антипы , также претендовавшего на престол, а затем делегацией иудеев, желавших введения прямого рим. правления в Иудее (Idem. De bell. II 2. 2, 6; Idem. Antiq. XVII 9. 4-7). По решению императора И. А. получил в управление Иудею, тронное имя и титул этнарха, а также император пообещал, что И. А. станет царем, если будет править благоразумно. Остальная часть территории царства Ирода Великого в основном была разделена между тетрархами Филиппом и Антипой (Idem. Antiq. XVII 11. 4).

Пока И. А. был в Риме, в Иерусалиме в праздник Пятидесятницы вновь вспыхнуло восстание, на этот раз против назначенного Цезарем прокуратора Сабина. Восставших поддержали в Иудее, Галилее и Перее, римляне с трудом сумели подавить мятеж (Ibid. 10. 2-3).

Вскоре после возвращения из Рима И. А. сместил первосвященника Иоазара, обвинив его в поддержке восставших. Вместо него был назначен его брат Елеазар, а позднее Иисус, сын Сия. В то же время И. А. развелся с Мариамной и женился на Глафире, дочери царя Каппадокии Архелая, бывшей прежде женой Александра, сына Ирода, сводного брата И. А. Это противоречило иудейским законам (Ibid. 13. 1; Idem. De bell. II 7. 4) и привело к недовольству подданных. И. А. прибег к силе, чтобы подавить очередной мятеж.

Вскоре после этого делегация иудеев и самарян пожаловалась Августу на жестокость и самоуправство И. А. В 6 г. император отрешил И. А. от власти и сослал в Виенну в Галлии (ныне Вьен, деп. Изер, Франция). Антипа и Филипп сохранили свои области, а земли И. А. стали провинцией, управляемой рим. префектами (Idem. Antiq. XVII 13. 1-5; Idem. De bell. II 7. 3-8. 1; Strabo. Geogr. XVI 2. 46; Dio Cassius. Hist. Rom. L 27. 6).

Жестокость И. А. в обращении с иудеями (Ios Flav. De bell. II 7. 3) объясняет рассказ евангелиста Матфея о том, как Иосиф Обручник , узнав, что И. А. стал правителем Иудеи, побоялся вернуться туда. Получив во время возвращения из Египта предупреждение во сне, Иосиф с Девой Марией и Иисусом отправился в Назарет в Галилее (Мф 2. 22-23).

По примеру отца И. А. отстроил царский дворец в Иерихоне и создал новую систему орошения долины Иерихона, к-рую засадил финиковыми пальмами. Он также основал деревню и назвал ее в свою честь Архелаида (Ios. Flav. Antiq. XVII 13. 1).

Лит.: Гольцман О. Падение Иудейского государства. СПб., 1899; Braund D. Herodian Dynasty // ABD. 1993. Vol. 3. P. 173-174; Krieger K.-S. Geschichtsschreibung als Apologetik bei Flavius Josephus. Tüb., 1994; Kokkinos N. The Herodian Dynasty: Origins, Role in Society and Eclipse. Sheffield, 1998; Henten J. W., van. The Two Dreams at the End of Book 17 of Josephus" Antiquities // Internationales Jesephus-Kolloquium, Dortmund 2002 / Ed. J. U. Kalms et al. Münster; Hamburg; L., 2003. P. 78-93.

Архелай

Архелай ("властитель народа" ), Ирод Архелай, старший из трех сыновей идумейского царя Ирода Великого, ставшего царем Иудеи. Матерью А. была самарянка Малфака. А. был воспитан вместе с братом Иродом Антипой в Риме. По завещанию Ирод Великий назначил А. своим наследником на царство, а двум другим сыновьям выделил меньшие области правления. После смерти Ирода А. поехал в Рим, чтобы утвердить свое право наследования у императора. Но в день Пасхи, еще до его отъезда, в храме произошли волнения, к-рые он приказал подавить силой, в результате чего погибло 3 тыс. иудеев. В ответ на это иудеи направляют в Рим посольство к Августу с просьбой не назначать А. царем, а дать им возможность жить по своему закону под властью рим. наместника. Одноврем. с этим в роли соперника А. в борьбе за трон выступает в Риме Ирод Антипа. Намек на эти события, видимо, содержится в одной из притч Иисуса (Лк 19:12,14) , и, возм., ее конец также имеет отношение к А. Император хотя и отказал А. в офиц. цар. титуле, в остальном подтвердил завещание Ирода. В качестве этнарха (правителя народа) А. получил власть над Самарией, Иудеей и Идумеей с городами Кесарией, Себастой (Самария), Иоппией и Иерусалимом (4 г. до Р.Х.). В это время (см. Летосчисление , V,1) Иосиф и Мария с младенцем Иисусом возвращаются из Египта. Услышав о вступлении на престол А. и опасаясь жить в подвластной ему области, Иосиф поселяется в Назарете Галилейском (Мф 2:22 и след.) . Во время своего царствования А. проявлял жестокость к самарянам и иудеям, пока наконец в ответ на жалобы он не был смещен Римом с престола и сослан в Виенну, юг Франции (6 г. по Р.Х.). Его бывшие владения отныне рассматривались как рим. провинция, управляемая рим. наместником (прокуратором).


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Архелай" в других словарях:

    - (др. греч. Άρχέλαος, лат. Archelaus) имя персонажей из античных мифов и истории: Архелай сын Геракла. Архелай (сын Темена) мифический предок Александра Македонского. Один из Гераклидов (потомков Геракла), сын Темена, царя… … Википедия

    Я, муж. Стар. редк.Отч.: Архелаевич, Архелаевна.Происхождение: (От греч. archelaos вождь народа.)Именины: 18 марта, 19 апр. Словарь личных имён. Архелай Вождь народа (греч.). 18 (5) марта – мученик Архелай. 19 (6) апреля – мученик Архилий, иерей … Словарь личных имен

    - (Archelaus, Αρχέλαος). 1) Царь Македонии (413 399 г. до Р.Х.), известный своим покровительством искусствам и литературе. Стены его дворца были украшены картинами Зевксиса, и в гости к нему приезжали Эврипид, Агафон и др. писатели. 2) Сын Ирода… … Энциклопедия мифологии

    АРХЕЛАЙ - АРХЕЛАЙ Ἀρχέλαος) (сер. 5 в. до н. э.), греческий философ, ученик Анаксагора и учитель Сократа. Дата рождения приблизительно установливается в соответствии с указаниями на его отношение к Анаксагору («ученик» следовательно, младше) и… … Античная философия

    Архелай - АРХЕЛАЙ, полководецъ царя понтійскаго Митридата Великаго. Участвовалъ въ первой понтійской войнѣ, съ 88 г. до Р. Х. Разбивъ римскаго союзника въ Виѳиніи Никомеда, самъ былъ разбитъ и раненъ при осадѣ Магнезіи. Посланный Митридатомъ въ Грецію съ… … Военная энциклопедия

    - (начальник народа) (Мат.2:22) сын Ирода Великого. По смерти своего отца, в самый год рождения по плоти Господа Иисуса, Архелай вступил в управление Иудеею и царствовал в ней в то время, как Иосиф и Мария с Богомладенцем Иисусом предприняли было… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    - (Ἀρχέλαος) (5 в. до н.э.) – древнегреч. натурфилософ материалист, ученик Анаксагора и учитель Сократа. А. в своем учении истолковывал понятие νοῦς (ум) Анаксагора как воздух; он восстановил др. ионийские принципы сгущения и разрежения первонач … Философская энциклопедия

    Архелай - Лрхелай, сын Аполлодора (а по мнению некоторых, Мидона), из Афин или из Милета, ученик Анаксагора, учитель Сократа. Он первый перенес из Ионии в Афины физическую философию; его звали Физиком, поскольку им закончилась физическая философия, а… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

    АРХЕЛАЙ - [лат. Archelaus] († ок. 280), свт. (пам. зап. 26 дек.), еп. Кархарский (Касхарский, Каррский). Во времена имп. Проба (276 282) прославился как активный борец с манихейством. Указываемая в источниках кафедра А. Кархар или Касхар отождествляется с… … Православная энциклопедия

    - (греч. Archélaos) (ум. 399 до н. э.), царь Македонии (См. Македония) (около 413 399). При А. велось большое строительство городов, дорог, военных укреплений, было создано боеспособное войско; столица Македонии была перенесена из Эг в… … Большая советская энциклопедия